Всякое отступление от этих отношений есть попрание любви, что делает его крайне тяжелым и гораздо более трагичным, чем простое нарушение договора. Как мы увидим в дальнейшем, эти образы широко используются в пророческих книгах. В Евангелии Иоанн Предтеча говорит о себе: я «друг Жениха» ( Ин. 3:29 ), женихом называя Христа. И Сам Христос говорит: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» ( Мк. 2:19 ),– называя Себя Женихом; а Царство Небесное уподобляя брачному пиру сына царя ( Мф. 22:2–14 ). Апостол Павел пишет к коринфянам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11:2 ) – и, говоря о брачном союзе, добавляет: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 ). Исходя из этого, можно заключить, что главная цель книги Песнь песней – описать, насколько возможно, этот союз Христа и Церкви. На протяжении всей книги жених совершенен, притом что в возлюбленной сначала усматриваются недостатки. «Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня» ( Песн. 1:5 ). Но уже в середине о ней говорится: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» ( Песн. 4:7 ). Эти слова явно перекликаются со сказанным апостолом Павлом: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ). Не имея здесь возможности заняться последовательным объяснением книги, приведем описание подхода, предложенного святителем Афанасием Великим : «Отличие сей книги то, что она от начала до конца написана таинственно, со иносказанием гадательным, и смысл догматов, заключающихся в ней, содержится не в букве, но глубоко сокрыт под нею... Вся сия книга наполнена разговорами ветхозаветной Церкви со Словом, всего рода человеческого со Словом и церкви из язычников с Ним же, и опять Слова с нею и с родом человеческим; потом разговор язычников с Иерусалимом, и Иерусалима о церкви языческой и о самом себе. Далее воззвание служащих ангелов к призванным в веру людям. Приспособляясь к таким разговорам в Песне Песней, может каждый, рассматривая сию книгу, сочетать по смыслу сходные между собой происшествия» 273 . Кратко этот же подход формулирует Д. Афанасьев : «В таинственном смысле предмет Песни Песней составляет пророческое учение о развитии и жизни общества верующих в союзе с Богом и под Его непосредственным водительством» 274 . Второе понимание, которое с первым неразрывно сопряжено,– аскетическое. Об отношении Христа с отдельной человеческой душой, по другому выражению – Слова и плоти при воплощении, как с частью Церкви, как с малой Церковью, как с храмом Божиим, отдельно взятым. В аскетической литературе эта тема часто присутствует: в искании невестой своего Жениха и в томлении по Нему святые отцы видят изображение стремления души к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Если мы хотим составить верное представление о вере и характере Давида, то должны обратиться к одному псалму, который, несомненно, ему принадлежит. Это великолепное, полное ярких монументальных образов славословие, дышащее ароматом поэзии Востока, приоткрывает завесу времени и вводит во внутренний мир переживаний Давида [ 541 ]: Возлюблю Тебя, о Ягве, оплот мой! Ягве, скала моя, крепость моя, мой избавитель. Бог мой — скала убежища моего, Щит мой, рог спасения моего, крепость моя. Прославляемого Ягве я призову И спасусь от врагов моих. Муки смертные объяли меня, Гибельный потоп устрашил меня, Цепи преисподней опутали меня, И сети смерти окружили меня, В томлении моем воззвал я к Ягве, Взмолился я к Богу моему, Из чертога своего Он услышал голос мой, И мой вопль дошел до слуха Его. Загудела и содрогнулась земля, Задрожали основания гор И тряслись от гнева Его. Дым поднялся от ноздрей Его, И пылающий огонь от уст Его, Раскаленные уголья рассыпались от Него. И склонил Он небеса, и сошел Он вниз Во мгле, окружающей ноги Его. Он встал на херувима и полетел, Понесся на крыльях ветра. И Он сделал мрак одеянием своим, Темные тучи покровом своим. От вспышек пламени Его бегут облака, Падает град и уголья… Простирает Он руку с высоты и берет меня, Извлекает из вод великих, Избавляет меня от могучего врага, От ненавидящих меня, когда они усилились… В этом псалме весь Давид: восторженный, горячий, беззаветно верящий в помощь и покровительство Бога Израилева. Он зовет Его в тяжкий час, и Бог отцов слышит его. Он покидает свои неприступные вершины и в урагане мчится защитить от врагов своего избранника. Ягве, преломившийся через призму души Давида, — это Бог-воитель, грозный микеланджеловский Саваоф, парящий среди молний над ревущей стихией. Но внезапно в космические раскаты псалма вторгаются иные звуки: Ягве воздал мне по правде моей, По чистоте рук моих наградил меня, Ибо я держался пути Ягве И не был нечестивым перед Богом моим, Ибо — предо мною все заповеди Его, И от заветов Его не отступал я, И я был непорочен пред лицом Его, И остерегался я впасть во грех… Угнетенных людей Ты спасаешь И одним взглядом поражаешь надменных [ 542 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Господь сказал: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ), – и потому заповедал всякому просить и искать, как говорит: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете ( Мф.7:7 ). И при сем еще обнадеживает так: всяк бо просяй, приемлет, и ищай, обретает. Просите, и приимете, да радость ваша будет исполнена ( Ин.16:24 ). Проси и ты, чтобы Господь духом владычествующим укрепил тебя в благих помышлениях, и тогда воссияет тебе свет духовный, и душу твою обнимет радость спасения. Желая вразумить нас, сколь полезна молитва, Господь еще говорит: какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею? Если же вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него ( Лк.11:11–1 3). Но Дух Святой, который называется еще Утешителем и Духом истины, ниспосылается только тем, кто имеет сердце сокрушенное и смиренное (Ср. Пс.50:19 ), кто избрал в удел себе не плотские блага, но духовные, – взыскал Царствия Божия и правды Его, то есть постарался уразуметь истину и покориться воле Господней. Господь только одним смиренным дает благодать, а смиряться и святые могли не без труда и скорби, как и Давид пророк, который говорил о себе, что он подвергал себя изнурениям всякий день, и душевным томлениям всякое утро (Ср. Пс.72:14 ). Сладостное упокоение сердца не есть достояние грешного человека, но следствие постоянной и усердной молитвы, или, так сказать, награда за труды. «Молясь с принуждением, с терпеливостью, – как говорит Макарий Великий , – мы пролагаем путь к тому, чтобы молиться в радости, в покое». Подобно, как от сильного движения и в холодном теле происходит теплота, появляется во время усиленной молитвы некий духовный жар, или горячее чувство к Богу. Многие из святых по целым ночам стояли на молитве, не замечая и продолжения молитвенного подвига; ибо молитва для них была уже не труд, а служила райским наслаждением и небесным упокоением души. Слышим мы, что и Сын Божий, находясь в борении, прилежнее молился, – и был пот Его, как капли крови, падающие на землю ( Лк.22:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ты любишь страстно хорошо есть и пить – ты работаешь своему господину, своему деспоту – чреву, а не Господу Иисусу Христу, и сам ты чувствуешь, что сердце твое страстно любит яства и напитки, и постоянно стремится к ним, и живет, так сказать, в соединении с ними, а не ко Господу стремиться, не с Ним ищет соединения. Господь что-то далекое, что-то несвойственное для человека, жадного к пище и питию. А пище и питию – увы – человек жадный прилежит, а о Господе нерадит; пищу и питие любит, а Господа, а Его повеления или заповеди ненавидит; ненавидит и Святую Церковь , чистую невесту Его, ненавидит ее заповеди, уставы, богослужения, обряды, ибо там нет для него пищи, пития и любимых его удовольствий. То же сказать надо и о всех плотских людях. Вот по такому-то закону плотскому и необходим пост для угождения Богу и спасения души. Книге моей конец. Богу же моему, в Троице славимому Отцу и Сыну и Святому Духу – слава. Аминь. Августа 24-го дня 1861 года. 253 Ср.: Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! ( Еккл. 2, 10–11 ). 254 Терние (церк.-слав.) – колючка, тёрн, всякое колючее растение. Бодец (др.-рус.) – кол, рожен (железный рог или любое другое остроконечное орудие), орудие для бодания, для удара тычком, на укол. 256 Дафан и Авирон – два брата, левиты, составили вместе с левитами Кореем, Оном и другими заговор против Моисея и Аарона. Они обвинили священников в том, что те ставят себя выше народа Израильского: все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? ( Чис. 16, 3 ), и в том, что Моисей вывел Израильский народ из земли египетской, в которой течет молоко и мед (и в которой евреи были рабами у египтян), чтобы погубить их в пустыне ( Чис. 16, 14, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Эпоха Соломона представляла собой краткий исторический период особенного благополучия, расцвета Иудейского царства: она нашла себе отражение в спокойствии души и бодрости духа в книге Притчей. Но как разнится в сравнении с нею характер книги Екклезиаст! Эта, вторая, полна изображений пустоты и тщетности всего земного, суетности самой жизни. «Суета сует»: об этом говорит все богатое жизненное наблюдение писателя, а равно и собственный жизненный опыт. «Я был царем, приобрел я и мудрости больше всех других, наполнял жизнь великолепными сооружениями и ценными приобретениями, и богатством, и всевозможными услаждениями – и все суета и томление духа». Ибо – перед каждым впереди смерть; она уравнивает мудрость и глупость. Участь человека и участь животного – одна и та же. Тружусь: для кого, для кого лишаю себя житейских благ? «Вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; в руках угнетателей сила, а исправить жизнь некому». Так жизнь полна внутренних противоречий. – Все содержание книги, на первый взгляд, ведет к настроению пессимизма. На фоне этих красочных картин бесплодности дел человеческих наше внимание легко пробегает мимо кратких здесь же упоминаний о Боге, замечаний о том, что Бог все видит, что Бог все сделал прекрасным в свое время, что Бог вложил мир в сердце человека, только человек не постигает до конца дел Божиих, что дух человека возвратится к Богу, Который и дал его, что «праведного и нечестивого будет судить Бог». Что же касается грустных выводов, то разве не находят они себе объяснение в третьей главе книги Бытия, в истории падения прародителей и потери рая? По существу, писатель книги ставит только перед читающим проблему; предлагает задуматься над нерешенными вопросами, искать положительного ответа, или, как он сказал в первых стихах книги Притчей – уразуметь «загадки мудрецов». Потому в заключении наставляет юношу: «Да вкушает, юноша, сердце твое радости в дни юности твоей... Только знай, что за все приведет тебя Бог на суд. Удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от сердца...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Желая вразумить нас, сколь полезна молитва , Господь еще говорит: какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею? Если же вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим; тем более Отец небесный даст Духа святого просящим у Него 70 . Но Дух Святой, который называется еще Утешителем и Духом истины, ниспосылается только тем, кто имеет сердце сокрушенное и смиренное, кто избрал в удел себе не плотские блага но духовные, – взыскал царствия Божия и правды Его, то есть, постарался уразуметь истину и покориться воле Господней. Господь только одним смиренным дает благодать; а смиряться и святые могли не без труда и скорби, как и Давид пророк, который говорил о себе, что он подвергал себя изнурениям всякий день, и душевным томлениям всякое утро 71 . Сладостное упокоение сердца не есть достояние грешного человека, но следствие постоянной и усердной молитвы, или, так сказать, награда за труды. – «Молясь с принуждением, с терпеливостию, как говорит Макарий великий , мы пролагаем путь к тому, чтобы молиться в радости, в покое.» Подобно, как от сильного движения и в холодном теле происходит теплота, появляется во время усильной молитвы некий духовный жар или горячее чувство к Богу. Многие из святых по целым ночам стояли на молитве, не замечая и продолжения молитвенного подвига; ибо молитва для них была уже не труд, а служила райским наслаждением и небесным упокоением души. Слышим мы, что и Сын Божий, находясь в борении, прилежнее молился, – и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Также и многие из святых, скитаясь по пустыням и горам, иные же стоя на столпах, подвизались в молитве так, что не уклонялись ни от дождя и бури, ни от метели и стужи. Посмотрим, и в наше время многие трудятся из-за временных благ; среди дня и ночи, и при том в дыму и пламени, как например: кирпичники, угольники; – каков их труд! каково терпение! А мы ни дымом не огорчаемые, ни жаром не отягчаемые, стоим на месте безмолвном и при том с благою надеждою, почему же не хочем терпеть и такого мирного служения Богу? И не думаем, – как малы эти труды! Как кратковременна наша жизнь! и что уготовано нам на небесах, где радостям не будет и конца! О, возлюбленный Божий! не на спокой ведь и отдохновение мы призваны сюда, но на труды и скорби; спокой же нам будет там, где нет печали и воздыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ублажая алчущих и жаждущих, Господь обещает им то, что они насытятся. Это насыщение можно объяснить подобием насыщения телесного. Как насыщение телесное во-первых утоляет голод и жажду, и во-вторых подкрепляет тело пищею, так и насыщение духовное, во-первых доставляет внутреннее успокоение помилованному грешнику, а во-вторых при помощи оправдывающей благодати подает силы к деланию добра. Впрочем, в настоящей жизни обещанное Господом насыщение подается только отчасти, совершенное же насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в жизни вечной, по изречению Псалмопевца насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Пс.16:15 ). Итак, братие, блажени алчущии и жаждущии правды, ибо они насытятся. Будем и мы всею душею стремиться к оправданию пред Богом чрез веру во Христа Иисуса и исполнение заповедей Божиих. Как пища и питие необходимы для тела, без них оно не может жить, так и вера в Господа Иисуса Христа и исполнение заповедей его необходимы для духовной жизни, без них душа умирает и лишается оправдывающей благодати Божией. К сожалению, братие, мы мало заботимся о душе своей, а больше питаем и греем плоть свою, устремляем свои мысли и желания к временному и телесному. Одни всеми мерами стремятся к тому, как бы обогатить себя, так что богатство, по слову Апостола, становится для них как бы идолом ( Кол.3:5 ), другие алчут и жаждут чувственных удовольствий, так что чрево служит для них вместо бога ( Флп.3:19 ), третьи домогаются, как бы занять почетное положение между людьми и господствовать над ними, – словом многие подавлены заботами, многие томятся желаниями, многие алчут и жаждут, только не духовное пищи, а временное и телесное. Но, братие, еще древний благочестивый мудрец заметил «не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все суета и томление духа» ( Еккл.1:8,14 )! Не может насытиться человек теми благами, которые имеют значение только в этой земной жизни для тела человека, ибо они тленны и непостоянны, как тленно и бренно самое тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«...Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, – сказал Господь жене, – в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:16–19 ). «Достойно примечания, – говорит митр. Филарет, – что все наказания, которыми Бог поражает здесь человека, суть временные и оканчиваются здесь смертию телесною» (Запис. на кн. Быт. 115 ). Но не менее достойно примечания также и то, что, с одной стороны, эти наказания не карательные только, но и взыскательновоспитательные, ибо вместе с карою преступления они служат ограничению и задержанию развития зла в роде человеческом. Внутренняя борьба в самом человеке между добром и злом, между добрыми сохранившимися в нем расположениями его души и злыми, вошедшими в его природу похотствованиями, борьба между законом ума человека и законом его уд ( Рим.7:22–23 ), обставленная трудами, болезнями, печалями, скорбями и бедствиями земного жребия человека, борьба, производящая «суету и томление духа» , – это такое горнило для самоиспытания человека в его «яко божестве», и такая школа для опознания того, чем может быть жив человек, т.е. для опознания, для вожделения и возлюбления Бога-Творца и Бога-Спасителя, что проклятие зла и осуждение диавольства и сатанинства в себе должны составить в общечеловеческом сознании разум и подвиг самой жизни. Быть дисгармоничным в себе и болеть о сей дисгармонии – значит для личного частного бытия возжелать гармонии; быть в трудах и обременении и стонать в сем положении – значит для разумного существа признать цену счастливого и блаженного бытия, где не было бы ни слез, ни печали, ни воздыхания; быть в периоде смерти и воздыхать о бессмертии – значит для личного частного бытия искать и возлюбить путь, ведущий к бессмертию; быть и страдать во зле и томиться духом по радости бытия в добре – значит осудить и проклясть зло, как ничтожество, и определить себе добро, как норму и закон жизни, добро в себе самом, гармоническое и содержательное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

  На сострадательную молитву за людей вдохновляет любовь Христова; в ней совместно участвуют и душа, и тело. Несение скорбей за грехи брата в подобной молитве становится общением в искупительных страстях Господа: “…Христос… пострадал за грехи (наши), праведник за неправедных… Он пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его” (1 Петр. 3: 18; 2: 21). Сораспинаться Ему есть дар Духа Святого. Благоволит Отец наш небесный, когда мы болеем, видя преткновения братьев наших. По духу заповеди: люби ближнего, как самого себя — мы должны соболезновать друг другу; необходимо, чтобы создалась как бы круговая порука, соединяющая всех нас пред лицом Бога, Творца нашего.   В молитвенном томлении души о спасении людей заключена животворная сила и святая радость. Неземной, но богоподобный характер христианской жизни в том, что в ней сочетаются чудным образом и скорбь, и радость, глубина и высота, прошлое и настоящее и будущее в многовековой истории земли. Как солнце посылает свои лучи во всех направлениях, наполняя теплом и светом окружающее его пространство, так и Свет и тепло любви Христовой прорывает все ограничения, выводя наш дух в беспредельность. Какой поэт найдет достойные слова, чтобы выразить благодарное удивление за данную нам жизнь? В ней умирание прелагается в жизнь вечную чрез воскресение: “…кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее” (Мф. 16: 25). “Истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою потеряет ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную” (Ио. 12: 24–25).   Медлительным кажется нам процесс усвоения Свыше данного человечеству Откровения. И это не только в жизни людской массы, но и в личном подвиге каждого из нас. Вот два показателя: 1) Синайское Откровение: АЗ ЕСМЬ СЫЙ — потребовало от еврейского народа пятнадцать веков, прежде чем явилось некоторое число людей, способных воспринять восполнение сего Новым Заветом (Мф. 5: 17–19). 2) Двадцать веков прошло с того момента, когда в нетварном Свете на Горе Фаворской и затем в сошествии Святого Духа в Сионской Горнице — дано было миру совершенное Откровение о Боге Святой Троице. А много ли таких, что действительно усвоили его? Нелегко ассимилируется нами жизнь Бога. И те, что возлюбили пришествие Христа — Агнца Божия, не вмещают полноты изливаемого на них благословения. До боли страдают всю свою жизнь те, что в горячем порыве веры взяли на свои рамена крест и последовали за Ним (Мф. 16: 24). Укреплялись они надеждой по исходе отсюда войти в ту светоносную сферу, “где Он”: “Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой” (Ио. 12: 26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Я рожден во грехах. Я унаследовал невероятно огромное наследство: ПАДЕНИЯ АДАМА; падения, умноженного затем в веках его сынами; падения, к которому и я прилагаю на каждый день что-нибудь. И рыдаю от видения себя таким. И когда рыдания мои истощают меня, приводят меня на край смерти, и я беспомощно повисаю над бездной тьмы, тогда неизъяснимым образом приходит тонкая любовь из иного мира, и с нею Свет. Конечно, это есть рождение Свыше; еще не полное, но все же освобождение от власти смерти темной, начало бессмертия. Да, нам предстоит еще долгий подвиг, чтобы дар Божий возрастал в нас. И когда он (дар сей чудный) начинает созревать и своим благоуханием проникать в поры нашего «тела греха» (Рим. 6:6), тогда уходит от нас страх смерти, и мы освобождаемся от разновидного «рабства» (ср.:Евр.2:15). И в обретенной святой свободе всем желаем добра. На сострадательную молитву за людей вдохновляет любовь Христова; в ней совместно участвуют и душа, и тело. Несение скорбей за грехи брата в подобной молитве становится общением в искупительных страстях Господа: «Христос... пострадал за грехи наши, праведник за неправедных... Он пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 3, 18, 2:21). Сораспинаться Ему есть дар Духа Святого. Благоволит Отец наш небесный, когда мы болеем, видя преткновения братьев наших. По духу заповеди: люби ближнего, как самого себя — мы должны соболезновать друг другу; необходимо, чтобы создалась как бы круговая порука, соединяющая всех нас пред лицом Бога, Творца нашего. В молитвенном томлении души о спасении людей заключена животворная сила и святая радость. Неземной, но богоподобный характер христианской жизни в том, что в ней сочетаются чудным образом и скорбь, и радость, глубина и высота, прошлое и настоящее и будущее в многовековой истории земли. Как солнце посылает свои лучи во всех направлениях, наполняя теплом и светом окружающее его пространство, так и Свет и тепло любви Христовой прорывает все ограничения, выводя наш дух в беспредельность. Какой поэт найдет достойные слова, чтобы выразить благодарное удивление за данную нам жизнь? В ней умирание прелагается в жизнь вечную чрез воскресение: «...кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25). «Истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою потеряет ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12:24—25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3174...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010