Всем миром прихожане восстанавливали свой храм и его внутреннее убранство. С 1947 по 1950 годы в церкви имелся лишь один освященный престол – главный, во имя Смоленской Божией Матери. В 1950 году, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), в храм была передана особо чтимая Милующая икона Божией Матери, называемая также «Достойно есть», список с главного образа Святой Горы Афон. Икона эта в 1887 году была пожертвована иеромонахом Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне Арсением в строившийся храм Милующей Божией Матери в Галерной Гавани. 24 мая 1950 года придел во имя Милующей Божией Матери в Смоленской церкви был освящен. Прихожане храма благоговейно поклоняются и другим намоленным образам – иконе св. Иоанна Богослова, написанной в царствование Императора Петра Великого, Толгской иконе Божией Матери «в чудесах» ярославского письма конца XVII века, изображающей события из истории Толгского монастыря близ Ярославля. В центральном приделе помещается икона Валаамской Божией Матери и образ св. великомученицы Екатерины, пред которым каждый понедельник читается акафист святой Христовой Угоднице. Выделяется в храме большой, писанный на стекле, запрестольный образ Богоматери с Младенцем, переданный в Смоленскую церковь в 1950 году. Икона эта была исполнена в начале XX века для церкви Клинического повивального института в Петербурге. Рождественский придел храма украшает Вифлеемская пещера (Вертеп). Здесь горит неугасимая лампада, а на Рождество устанавливаются елочки. 16 февраля 1990 года в храме был освящен четвертый придел – в честь святой Блаженной Ксении Петербургской, строительницы и покровительницы этой церкви. В нем пред царскими вратами на аналое помещена икона Блаженной Ксении, справа от нее – большой образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». В 1990 году храм Смоленской Божией Матери отметил свое 200-летие. В память этого события была отлита медаль, а 10 августа, на престольный праздник церкви, в храме Святейшим Патриархом Алексием II вместе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Иоанном была свершена Божественная литургия, за которой последовал молебен в честь Смоленской иконы Божией Матери и 200-летия Смоленского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге. В 1870-е годы Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт. В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око». В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным. В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей. Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советское период его храмы использовались под складские помещения. В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. в октябре 2010 года монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни. Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. Богоявленский Собор женского монастыря, храмы Федоровской и Смоленской иконы Божией Матери снова принимают всех верующих, желающих преклонить колена перед чудотворными иконами и мощами святых, которыми славятся они далеко не только за пределами города Углич, но и за пределами Великой Руси.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Игумения Толгского монастыря: И за обитель, и за каждую сестричку перед Богом отвечаешь Мы молились Матери Божией и работали, молились и работали, поднимая все буквально с нуля… 26 июля, 2014 Мы молились Матери Божией и работали, молились и работали, поднимая все буквально с нуля… Почтенный юбилей — 700-летие основания – встретит вскоре одна из крупнейших и красивейших монашеских обителей России — Свято-Введенский Толгский монастырь. Ровно семь столетий прошло и с тех пор, как на Ярославской земле чудесным образом явилась великая святыня Русской Православной Церкви – икона Божией Матери, получившая по месту обретения название Толгской, и ставшая Небесной Покровительницей монастыря. В преддверии праздничных торжеств, когда заботы игумении обители – матушки Варвары (Третьяк) – день ото дня лишь нарастают, она все-таки нашла время, чтобы записать беседу для читателей интернет-портала «Правмир». Прямо у порога игуменского корпуса, куда монастырский электромобиль едва успел подъехать, мы задали первый вопрос. Игуменья Варвара (Третьяк) с сестрами — Матушка, как изменилась жизнь вашего монастыря в последние месяцы в связи с грядущим юбилеем? — А жизнь монастыря всегда идет по Уставу: молитва и труды, труды и молитва. Конечно, хочется к приезду многочисленных гостей и паломников приготовиться особенно, но гостеприимство и странноприимство во все века были в традициях нашей Толги. (Так кратко величают Толгский монастырь — авт.) Даже когда мы еще только начали по чуть-чуть справляться с разрухой, которая досталась нам вместе с обителью в конце 80-х годов, мы уже все делали, чтобы дать кров и пищу всем, кто к нам приезжал, чтобы каждый на себе почувствовал, что его здесь ждали. Так и сейчас. Добавились, конечно, какие-то деловые встречи, выступления. Вот, только что мы с сестрами вернулись из такой поездки: я была на телевидении, а матушка Тихона – на радио. Общение с прессой — Известно, что юбилеи такого масштаба принято праздновать на государственном уровне, с участием первых лиц страны, самого высокого церковноначалия…

http://pravmir.ru/igumeniya-tolgskogo-mo...

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. После изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. 28 января 2012 года в Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь города Ярославля епископ Рыбинский Вениамин доставил ковчег со святыми мощами святителя Афанасия Александрийского — покровителя обители. В обители находится список чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Это чудотворный список того самого образа XIV века, с которым ходили Минин и Пожарский, собирая ополчение в Ярославле, перед которым молились о победе русского оружия над поляками и избавлении от моровой язвы. Успенский собор в Ярославле — в XVIII-XX вв. кафедральный храм Ростовско-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году. Восстановление храма началось в 2004 году. Собор был освящён патриархом Кириллом 12 сентября 2010 года. С 2011 года в соборе почивают мощи святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина и мощи благоверных князей Василия и Константина Ярославских. Основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская» , икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых. Монастыри [ править править код ] Все монастыри Ярославской области Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

Третья (в соборе) икона Феодоровской Богоматери – в деяниях. В ризнице (истребленной пожаром в 1773 г.) хранится евангелие (в большой Александрийский лист) печати 1698 года, с замечательными по отделке изображениями Евангелистов. Две привески к чудотворной иконе унизаны по золотой фольге крупным жемчугом с золотыми кольцами и колодками; на них надпись: «Сии рясны – подарок царя Михаила Феодоровича, в пятое лето государства своего». Есть здесь еще другая прелестная жемчужная риза Феодоровской (XIII в.) иконы, украшенная драгоценными камнями (золотая риза на этой иконе сделана в 1805 г.); хороши еще иконы Толгской Божией Матери, Тихвинской Божией Матери и другие менее интересные, но относящиеся несомненно к XVII в. Икона Иоанна Богослова написана «при державе царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца в лето от Рождества Христова 1559». «Подпись эта, – говорит профессор Покровский, – быть может исправлена, а быть может и сделана вновь в XIX в., но икона сохранила на себе следы древности, если не XVI, то XVII века». К концу XVIII в. отнести можно икону Николая Чудотворца. Любопытен храм, который держит в руке Святой, и написан в стиле Московской архитектуры XVII в.; здесь же изображена часть Кремлевской стены с башнями. Интересны большая икона с 171 изображением явлений Богоматери; подпись: «Писал сей образ иконописец Дмитрий Васильев Серебряков в 1794 году»; Деисис XVII века и прекрасной работы икона Казанской Божией Матери, по Н.В. Покровскому, написанная в манере царских иконописцев конца XVII в. и также считающаяся даром царя Михаила Феодоровича. Над южными алтарными вратами находится икона Владимирской Божией Матери с цатой и в венце, с окладом 1698 года. В соборной ризнице интересны и иные рясны и цаты, но особенно хороша вышеупомянутая вторая риза чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери. В приделе Феодора Стратилата интересны две иконы: одна, писанная в 1552 году при Иоанне Грозном, и другая икона Николая Чудотворца XVI века. В новом Богоявленском соборе прекрасен лишь осеняльный крест XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=23506

А вторая встреча произошла, когда мы реставрировали большую Смоленскую икону Божией Матери. Она до сих пор в иконостасе Спасского храма. Икона эта древняя, века 16 или 17. И вдруг во время реставрации она у нас замироточила. Где-то возле рук Спасителя, рук Пресвятой Богородицы вдруг стали появляться капельки. Мы растерялись; что делать? Игумена Евстафия в монастыре как раз не было. Зато был отец Павел, и мы побежали к нему. Прибегаем, рассказали ему все. А он нам отвечает: «Девки, молчите громче!» И все, больше ничего не сказал. Мы, как он благословил, никому ничего не рассказали. И позже я поняла, что это был самый правильный выход. Потому что тогда в Толге, ко дню князя Владимира 96 , собралось огромное количество паломников. И если бы паломничество началось в нашу иконописную мастерскую – мы бы ничего не успели сделать из того, что запланировали. К вечеру вернулся в монастырь отец Евстафий, ему мы сразу все рассказали и показали икону. Он собрал миро на ваточки, нас помазал этим миром, а ваточки раздал нам. Эта Смоленская икона мироточила и позже. Я спрашивала у сестер, и они это подтверждали. Потом я стала встречаться с отцом Павлом уже в Спасо-Яковлевском монастыре, куда отец Евстафий был назначен настоятелем и куда я перебралась в качестве реставратора. Очень запомнилось первое Рождество. На Рождественские праздники к нам приехал отец Павел, приехали толгские сестры. После службы была общая трапеза. И вот, за общей трапезой, отец Павел подозвал к себе двух послушниц (сейчас они уже монахини) и говорит: «Девки, идите сюда! Давайте петь!» И в этот Рождественский праздник все пели. Как раз песнями отца Павла этот день, я думаю, запомнился всем. И вообще отец Павел ассоциируется у меня именно со своими песнями; он от них неотделим. Его знаменитая «Ветка», «Толгские цветы». От него всегда веяло радостной и какой-то именно старческой любовью. И все к нему тянулись, как всегда тянутся к духовным людям. Очень часто в каком-то монастыре можно видеть: идет старец, а его сопровождает целая толпа. Причем толпе этой вроде ничего и не надо, они обо всем спросили, решили свои проблемы – и все равно бегут за ним, потому что ощущают благодать, которая исходит от старца. И в этой благодати хочется побыть еще и еще.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

М. Зеленская. М., 2008. С. 191-281). В технике цветного изразца исполнялись сложнейшие интерьерные и фасадные композиции, включавшие иконные мотивы (небесные силы, прежде всего ангелы), изображения крестов и др.; надписи (церковно-учительные, памятные и «топографические»); символику, связанную с представлениями о рае (виноградная лоза, цветы и иные растительные мотивы, птицы). Интерьер храма Толгской иконы Божией Матери Высоко-Петровского мон-ря Интерьер храма Толгской иконы Божией Матери Высоко-Петровского мон-ря Наивысший расцвет изразца в Московском гос-ве приходится на 2-ю пол. XVII в. ( Фролов. 1991; Баранова. 2006; Она же. 2011; Она же. 2012). Развитые фасадные композиции из рельефных полихромных (эмалевых) изразцов, в составе к-рых - сотни отдельных элементов (в т. ч. образующих сложные панно), целиком покрывают стены и архитектурные формы, отражающие влияние ордерной декорации в ее барочном варианте. В их числе - палатная надстройка над св. вратами Московского подворья митрополитов Сарских и Подонских («Крутицкий теремок», архит. О. Д. Старцев, 1693-1694) и здание монетного двора (1697). В фасадных композициях на рубеже XVII и XVIII вв. снова появляются крупные составные иконы, прежде всего с образами евангелистов - известны в декорации комплекса храма св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря; сохранились на главках придела во имя свт. Трифона Амафунтского в московской ц. Успения Божией Матери в Гончарах (1702), в надвратной ц. во имя прор. Иоанна Предтечи Солотчинского монастыря под Рязанью (1695-1698) ( Анциферова. 2000). О степени развития рус. архитектурной К. XVII в. позволяют судить музейные коллекции (наиболее систематическая принадлежит МГОМЗ, в т. ч. изразцы разрушенных в 20-30-х гг. XX в. московских храмов, см.: Баранова. 2006. С. 50-51, 105, 123-126, 132-133). Спаситель. Керамическая икона (Надвратный храм Высоко-Петровского мон-ря) Спаситель. Керамическая икона (Надвратный храм Высоко-Петровского мон-ря) Со 2-й пол. XVI в. в Московской Руси К.

http://pravenc.ru/text/1684211.html

Епископ Троицкий Панкратий рассказал о случае мироточения, свидетелем которого он был Глава синодальной Комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий раскритиковал тех, кто с иронией воспринял новость о мироточении бюста Николая II у часовни при прокуратуре в Симферополе. «Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в «остроумии» не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: «кликуши». Некоторые их выпады граничат с кощунством. Не будем критиковать молодую, неискушенную еще в политике, женщину-депутата. Не стоит обращать внимания на богоборцев и сетевых пустобрехов – горбатого могила исправит. Оставим в покое и высокообразованных православных интеллигентов и богословов, у которых сам факт мироточения вызывает язвительные насмешки. Обратимся к вопросу по существу: мироточение – это что? От Бога или нет? Знамение или обман? Если говорить о случаях истечения слез, мира, крови от икон Божией Матери на Святой Руси, которые сохранились в Предании нашей Церкви то их вполне достаточно, чтобы уверенно сказать: явление это происходило издревле, иногда сопровождалось многочисленными исцелениями, а иногда и само по себе воспринималось как чудо, как знамение Божие – именно так и стали именовать известную Новгородскую икону Божией Матери-«Знамение». Другая известная икона «Толгская» 16 сентября 1392 источала миро во время утрени. Источала миро и Мирожская икона Божией матери. Есть иконы менее известные: Владимирская-Оранская икона Божий Матери – мироточение в 17 веке, Ильинская Черниговская икона Божией Матери(истечение слез). Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божия, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми невеждами? Их относительная немногочисленность вероятно указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, некоторые описания содержат упоминания о проверках чудес специально присланной правящим архиереем комиссией.

http://pravmir.ru/episkop-troitskiy-pank...

Мироточение икон в Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице- Сергиева монастыря Иконы в храмах этой пустыни, расположенной под Елгавой, мироточат на протяжении нескольких лет. Чудотворная Толгская икона Божией Матери в храме преп. Иоанна Лествичника впервые начала источать миро 20 августа 1990 г., на второй день праздника Преображения Господня. Благоуханное масляное пятно, появившееся на иконе, собралось в струйку, которая стекла на прислоненную Иверскую икону Божией Матери — Благой Вратарницы (с ней елгавские сестры каждый день обходят обитель). Икона мироточила обильно в течение двух месяцев. 30 апреля 1992 г., в четверг Светлой седмицы эта икона вновь источала миро в виде крупного масляного пятна и небольших капель. 15–22 ноября 1991 г. мироточила икона преп. Иоанна Лествичника в иконостасе одноименного храма пустыни. Особенно обильно — 18 ноября: весь лик был покрыт чудесной росой, которая стекала на одеяние преподобного. После молебна пред иконой этим миром помазывали сестер и паломников. 22 июня 1992 г. в Преображенском храме во время вечернего богослужения заметили капли благодатного мира на иконе Божией Матери, находящейся на амвоне. Икона мироточила и в последующие дни, пред ней также служили молебны с помазыванием. 28 июня 1992 г., в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, начала мироточить написанная архимандритом Таврионом икона Воскресения Господня, находящаяся в алтаре храма преп. Иоанна Лествичника на горнем месте — миро истекало от ног Спасителя и от крыл ангела. В канун дня памяти Царственных Мучеников, 16 июля 1992 г., во время всенощной в том же храме миро обильно стекало по иконе преп. Сергия Радонежского в иконостасе. 11 мая 1993 г. на вечерней службе в канун праздника Преполовения Пятидесятницы истекало миро от иконы преп. Серафима Саровского. Впоследствии наблюдали мироточения от икон Архистратига Михаила, священномученика Павла. Сестры обители видят в этих чудесах знак милости Божией, Покрова Царицы Небесной, молитвенного предстательства строителя и духовника пустыньки архимандрита Тавриона (f 13 августа 1978 г.) (Православный церковный календарь. Изд. Православной Церкви Латвии. 1993. С. 78; 1994. С. 122–125; Православная Москва. 1995. 2. С. 6).

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

На гробе образ преподобного Иринарха писан в красках, в возглавии Спасов образ, у Спасова образа и у преподобного венцы и цата серебряные, резные, позолочены. Свет и поля басменные серебряные же позолочены...»; «оные же образы преподобного имеются вне монастыря в часовне...» (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 417). Наиболее ранние известные иконописные изображения И. датируются 2-й пол. XVII в. В деисусном чине, написанном в верхней части иконы «Блаженный Иоанн Власатый Милостивый, с клеймами чудес от его гроба» (3-я четв. XVII в., ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове), завершающие ряд слева и справа святые связаны с историей Борисоглебского мон-ря. И. представлен в левой части, последним, за св. князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, с др. стороны - преподобные Феодор и Павел, основатели Борисоглебской обители. У И. небольшая окладистая борода, тронутая сединой, он облачен в одежду схимника, на голове куколь, правая рука в молении протянута вперед, в левой - свиток. На запрестольном кресте из Борисоглебского мон-ря (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 330-333. Кат. 99), выполненном из дерева и украшенном окладом из серебряных гравированных пластин, живописные изображения кон. XVII в. составляют развернутую иконографическую программу, связанную с историей обители и ее святынь. На обороте средней горизонтальной перекладины написан полуфигурный Деисус с образами блгв. князей Бориса и Глеба; на вертикальной части креста - фигуры основателей, преподобных Феодора и Павла. В центре нижнего перекрестия в круге - поясное изображение И. с небольшой окладистой бородой с проседью, персты правой руки сложены в именословном благословении, в левой - свиток. Единоличных икон И. сохранилось сравнительно немного. В местном ряду иконостаса собора Борисоглебского монастыря находится прямоличный ростовой образ И. кон. XIX в. (120×82 см), выполненный масляными красками на доске в светотеневой манере. Преподобный представлен в мантии и схиме, с короткой русой бородой, обеими руками держит развернутый свиток (надпись: «Внемлите, братия, себе имети чистоту душевную и телесную»); вверху ангелы с Толгской иконой Божией Матери. В нач. XX в. в собрании Ростовского музея церковных древностей хранилась икона с образом И., предстоящего в молении изображенному слева в облаках Спасителю, а также образ И. на холсте, где позади коленопреклоненного святого, с молитвенно воздетыми к Распятию руками, стоял арх. Михаил ( Богословский И. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церк. древностей. Ростов, 1909. С. 75, 97).

http://pravenc.ru/text/673961.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010