В Саратов прибывают святыни Толгского монастыря 27 октября 2006 г. 10:23 27 октября в Саратов будут принесены святыни Свято-Введенского Толгского женского монастыря Ярославской области: частица Ризы Господней, икона Божией Матери «Толгская» и икона с частицей мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), сообщает пресс-служба Саратовской епархии . С 27 октября по 5 ноября святыни Толгского монастыря будут находиться в саратовском храме в честь Покрова Божией Матери. Все это время в храме будут непрерывно совершаться молебны с пением акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее чудотворной иконы «Толгская». История возникновения древней Толгской обители связана с чудесным обретением иконы Божией Матери. Она была явлена 8/21 августа 1314 году ростовскому святителю Трифону на берегу реки Толга — притока Волги. В тот же день на месте обретения иконы была построена церковь, вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а вскоре здесь был устроен монастырь. Ныне прославленная многочисленными чудесами икона Пресвятой Богородицы «Толгская» является одной из самых почитаемых икон Божией Матери в России. Часть Ризы Господней была перенесена в Москву в 1625 году из Персии в подарок царю Михаилу Федоровичу. От Ризы было отделено четыре частицы, одна из которых была подарена царем Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным, построившим в городе прекрасный храм во имя Пророка Божия Илии. С 1920-х годов, после кампании по «изъятию церковных ценностей», серебряный ковчег с частицей Ризы Господней считался безвозвратно утраченным, но в 2003 году святыня была обнаружена в фондах Ярославского областного историко-архитектурного музея-заповедника и передана Ярославской епархии . В Крестовоздвиженском соборе Толгского монастыря почивают святые мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), великого подвижника Русской Православной Церкви XIX века, одного из самых значительных духовных писателей России. В Саратов прибудет также икона святителя с частицей его мощей. ИА REGNUM /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/154694.htm...

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще. Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной. Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930?х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка — Волгострой — напоминает о первоначальном замысле. Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии. Тропарь, глас 4 Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающее, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся российския народы от всех бед избавлях по велицей Твоей милости.

http://pravoslavie.ru/1913.html

Из предметов древности замечательны в монастыре: 1) местная икона Преображения Господня 2-х аршин 2-х вершков в вышину и 1 аршин 11 вершков в ширину, древнего хорошего письма; поставлена княгинею Анною Васильевною Волконской в 1622 году, как гласит об этом надпись на иконе; 2) икона Печерской Божией Матери; 3) икона Иоанна Предтечи, по письму сходна с иконой Преображения Господня и, вероятно, писана в одно с нею время; 4) древняя икона Успения Божией Матери; 5) икона Божией Матери Одигитрии старинного письма пожертвованная тою ж княгинею Волконской в 1622 году; 6) икона святого Николая, бывшая, вероятно, местною иконою в упразднённой в первой четверти XVII столетия Николаевской церкви, что стояла на святых воротах; 7) икона Преображения, поданная в церковь в 1700 году по окольничем Тимофее Борисовиче Юшкове. Этою иконою, как гласит надпись на ней, некогда благословил Юшкова царь Иоанн Алексеевич; 8) икона святой Троицы; эта икона, вероятно, была местною в Троицком монастыре Кромского уезда и перевезена оттуда с прочим церковным имуществом в Спасопреображенский монастырь во второй половине XVII века, когда Троицкий монастырь был упразднён и присоединён к Спасопреображенскому; 9) иконы Божией Матери Толгской и преподобного Сергия; 10) древняя икона Скорбящей Божией Матери чтится как чудотворная; 11) очень древняя икона Рождества Христова (ей, вероятно, более 200 лет) и 12) древняя икона Алексия митрополита Московского; 13) два евангелия издания 1698 года, евангелие 1759 года и два евангелия 1760 года; 14) крест напрестольный, пожертвованный в 1798 году; 15) кадило серебряное, пожертвованное помещиком Кологривовым в 1667 году и 16) медная люстра пред иконостасом в Введенской церкви с 21 шандалами. Думают, что это вклад царя Ивана Васильевича Грозного. К монастырю приписана Николо-часовенская церковь, в которой находится чтимая всем городом и окрестными жителями икона святого и чудотворца Николая. Церковь эта построена в 1869 году вместо бывшей там Никольской часовни. До 1764 года монастырь владел многими вотчинами, отобранными у него в государственную собственность. Взамен этого монастырь стал получать из государственного казначейства 711 рублей 72 копейки, но с 1885 года выдача эта прекратилась. В монастыре с 1865 года помещается Белёвское духовное училище. В 1914 году при монастыре начато строительство приходской школы.

http://sobory.ru/article/?object=04683

В этот день праздничную Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, ему сослужил собор архиереев: архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Феогност и находящиеся на покое митрополит Симон и архиепископ Михей. Многочисленное духовенство со всей Ярославской епархии и из других епархий России с трудом вмещал алтарь, который впервые был устроен прямо под открытым небом. Между Введенским собором и Крестовоздвиженским храмом возникла сень, украшенная цветами, и все молящиеся были свидетелями совершающегося Таинства Евхаристии. Для причастников было вынесено семь Чаш. По традиции состоялся крестный ход в кедровую рощу и молебен. После литургии владыка Кирилл вручил награды Церкви архиепископу Михею, игумении Варваре, губернатору А.И. Лисицыну за труды во славу Церкви. Губернатор подарил монастырю икону Толгской Божией Матери, недавно написанную к юбилейной дате в иконописной мастерской " Преображение " . Это первая икона Толгской Божией Матери, на которой написаны клейма с чудесами от этого образа и его история. Размер иконы - 90х75 см. Но дороже всех подарков было заверение губернатора о том, что Толгская икона больше не покинет свое место, для нее построенное нашими предками, " икона должна быть там, где была явлена миру " , - сказал Анатолий Иванович. Напомню, что в прошлом, 2003 году, состоялось событие историческое - Толгская икона Божией Матери была передана Толгскому монастырю из Ярославского областного художественного музея, но с массой условий и оговорок и на срок один год. Этот год истек, а никаких других документов больше не принималось. Вопрос о дальнейшей судьбе святой иконы был у всех на устах. Теперь хочется верить, что слова губернатора будут неложными, и чудотворная икона не станет предметом политических интриг. Нескончаемый людской ручеек медленно тек с монастырского двора в Крестовоздвиженский храм, к заветному месту, в котором пребывает образ Толгской Божией Матери. Ей, Царице неба и земли, Матери всем человекам, несли свои нужды и печали одни, благодарность за помощь другие, были и третьи, которых привело сюда пока только любопытство…

http://pravoslavie.ru/10809.html

Церковь Толгской иконы Божией Матери Построена в 1744–1750 гг. племянницей Петра I статс-дамой Анастасией Нарышкиной также в память об избавлении царя от второго стрелецкого бунта (спасение Петра I случилось 8 августа 1689 г. — в день празднования Толгской иконы). Храм был закрыт в 1924 г., освящен после основного этапа реставрации в 2004 г. Предстоит еще опустить неоправданно завышенный уровень полов, воссоздать по сохранившимся фотоснимкам исторический иконостас. Храмовая икона — список с первообраза — сейчас хранится в Государственном историческом музее, с которым достигнута предварительная договоренность о возвращении святыни в храм к окончанию реставрации. Уникальной считалась также Толгская икона снаружи на западной монастырской стене со стороны ул. Петровки (в этом месте Толгская церковь вплотную примыкает к ней): помолиться у нее можно было круглые сутки, взойдя с мостовой по специальным ступенькам. Ее также предстоит воссоздать. Сейчас Толгская церковь — действующий храм. Здесь совершаются требы, а также ранние Литургии в праздничные и воскресные дни. Главная святыня — храмовая чудотворная икона. Покровский храм с колокольней Первичная реставрация храма в 1996 г. представляла собой экспериментальный проект единственного в мире православного храма с полностью керамическим убранством (даже престол и жертвенник изготовлены из этого материала). Позднее обнаружены чертежи первоначального проекта храма петровских времен, в соответствии с которыми его теперь и предстоит воссоздать. Нынешнее же убранство Покровского храма войдет в монастырскую музейную экспозицию. В связи с реставрационными работами временно закрыт. Литургия совершается здесь единожды в году — на престольный праздник 14 октября. Колокольный ансамбль обители полностью сформирован. Здесь 11 колоколов, главный восьмитонный благовестник «Святитель Петр» освящен Святейшим Патриархом Кириллом. Храм свв. апостолов Петра и Павла Ярчайший пример общемонастырского барочного стиля, сооружен в 1753 г. с первоначальным посвящением прп. Пахомию Великому. После наполеоновского нашествия стоял закрытым в течение целого столетия. Сейчас реставрируется силами обители.

http://e-vestnik.ru/interviews/vysoko-pe...

Через несколько лет в Толгском монастыре произошел сильный по­жар. Огонь охватил весь храм так быстро, что иноки не успели открыть дверей и спасти что-либо из церковного имущества. Храм сгорел дотла. Все со скорбью думали, что сгорела и чудотворная икона. Но после пожара святой образ, озаренный неземным светом, был найден за монастырем, на дереве. Впоследствии храм был заново отстроен, и святая икона перенесена в него. Известны особо чтимые списки с чудотворного образа. Один из них находился в храме в честь Толгской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском монастыре в Москве. Этот храм был построен в 1744 году внучкой царицы Наталии Кирилловны А. А. Нарышкиной в воспоминание чудесного спасения от смерти Петра I в ночь с 7 на 8 августа в Троице-Сергиевом монастыре во время стрелецкого бунта. Другой чтимый Толгский образ Богоматери, некогда принадлежавший царице Параскеве Феодоровне, находился в соборном храме Покровского Хотьковского монастыря, неподалеку от Сергиева Посада. Местночтимые списки с чудотворного образа находились в Сампсоновском соборе Петербурга, в Трехсвятительском храме Тверского архиерейского дома, в часовне храма во имя святой великомученицы Варвары в Ярославле, в Преображенском соборе г. Спасска и других местах. В 1854 году явлению Толгской иконы Божией Матери была составлена особая служба с акафистом. В 1914 году в Ярославской епархии торжественно праздновалось 600-летие со времени явления чудотворной Толгской иконы («Церковные ведомости», 1914, 29). Литература: 1 . Сказание о явлении чудотворной и мироточивой иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Толгской, и о чудесах, от нее бывших. Изд. 2 -е. М., 1900. 2 . Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. Под ред. Е. Поселянина. Приложение к журналу «Русский паломник» за 1909 год. 3 . Орлов Д. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314–1914. (Историко-статистический очерк). Ярославль, 1914. 4 . Крылов А. Ц. Ярославский Толгский монастырь. Ярославль, 1873. Пренесение честных и многоцелебных мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сима. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1769. Год утраты:приблизительно 1965 Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Сима, ул. Советская, 39 Координаты: 56.685161, 39.556766 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Время основания в селе церкви не известно; но в начале XVII в. она уже существовала и в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 1628 записана: «церковь Богоявленье Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в государеве в дворцовом селе Симе дани рубль восемь алтын десятильничья гривна.» В 1654 по новому дозору на Богоявленскую церковь дани положено 2 руб. 6 алт. 4 гривны. До второй половины XVIII в. Богоявленская церковь была деревянной. В XIX в. в селе были три каменные церкви: холодная, теплая и кладбищенская. Холодная церковь с колокольней построена в 1769; в ней три престола: в честь Богоявления Господня, в честь Толгской иконы Божией Матери и во имя Святителя Николая Чудотворца. В церкви были достопримечательные вещи: сребропозлащенный ковчег, с надписью: «1781 года... ковчег в вотчину их сиятельств князей: Бориса, Михаила и Алексия Андреевичей Голицыных, Владимирскаго наместничества, Юрьевской Польской округи в село Симу при правлении опекунов Господина Генерал-Фельдмаршала, Сенатора и Кавалера князь Александра Михайловича, Обер-Камергера и Кавалера князь Андрея Михайловича Голицыных, Генерал-поручика, Сенатора и Кавалера Ивана Михайловича Измайлова и Бригадира Николая Григорьевича Наумова...», икона Толгской Божией Матери с подписью: «списан сей святый образ с подлинного чудотворного образа Пресвятыя Владычицы, нарицаемого яже в Толгской обители о явлении и празднования того целебного образа августа в 8 день, явися той многоцелебный образ Трифону, Архиепископу Ростовскому и Ярославскому в лето 7042, а писан в 1744 году июня 11 дня», паникадило из аравийской меди 1602 года.

http://sobory.ru/article/?object=60074

В. В. скончался во Владимире, траурную процессию в Ярославль провожали вел. кн. св. Александр Ярославич Невский , братья Васильковичи - князья Борис Ростовский и Глеб Белозерский и их мать - кнг. Мария, дочь убитого монголами в Орде в 1246 г. вел. кн. св. Михаила Всеволодовича Черниговского. 8 февр. 1250 г. В. В. был похоронен в Ярославле, в соборе Успения Пресв. Богородицы, отпевание совершил Ростовский еп. св. Кирилл. Там же ок. 1257 г. был похоронен брат В. В. св. кн. Константин Всеволодович. Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) От брака с кнг. Ксенией у В. В. было 2 детей - кн. Василий, умерший, вероятно, малолетним, а также дочь Мария (в Крещении Феодосия), в нач. 60-х гг. XIII в. выданная замуж за св. Феодора Ростиславича Чёрного , вел. кн. Смоленского и Ярославского. В 1501 г. произошло обретение мощей В. В. и Константина Всеволодовича. После пожара, в к-ром сгорел Ярославский кремль и Успенский собор, под полом собора были обнаружены нетленные останки князей (имена были установлены по позднейшим надгробным плитам). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. вел. кн. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам В. В. и Константина Всеволодовича, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе, между столпами в правой стороне, под древними родовыми иконами членов Ярославского княжеского дома. (Местное предание связывает со св. князьями-братьями 3 иконы, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя, Ярославская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца. Икона Вседержителя (ЯХМ) датируется нач. XIII в. и может считаться семейной реликвией ярославских князей; Ярославская икона Божией Матери (ЯХМ) - XVI в., список с древней, не дошедшей до нас иконы; образ Николая Чудотворца не сохр.) По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 8 июня в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 203 об., 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя В. В. и Константина Всеволодовича в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) освятил этот придел во имя св. князей-братьев после перестройки.

http://pravenc.ru/text/150795.html

5 тысяч паломников ждут в Толгском монастыре на празднование иконы Божией Матери Ярославль, 18 августа 2008 г. В Толгском монастыре под Ярославлем 21 августа пройдет празднование обретения иконы Толгской Божией Матери, на котором ожидается около 5 тыс. паломников, сообщает сайт Ярославской епархии . 21 августа Русская Православная Церковь совершает празднование Толгской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси с древних времен. Икона находится в Свято-Введенском Толгском женском монастыре под Ярославлем. На праздник ожидается прибытие паломников со всей России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Костромы. Празднование начнется 20 августа. В этот день в храме Ильи Пророка в Ярославе пройдет Божественная литургия и крестный ход в Толгский монастырь с чудотворным списком Толгской иконы Божией Матери. Участникам крестного хода предстоит переправиться с правого берега Волги на левый на корабле. 21 августа в Толгском монастыре состоится Божественная литургия, а по ее завершении крестный ход, колокольные звоны, духовный концерт, праздничная трапеза. К празднику в Толгской обители выпекается более 20 тыс. пирожков по особому монастырскому рецепту, сестры готовят традиционный квас, березовый сок. Икона явилась в 1314 году епископу Прохору неподалеку от Ярославля, на левом берегу Волги. На месте ее явления был основан монастырь, получивший название Толгский по названию речки, протекавшей неподалеку, а икона стала называться Толгской. В этом году исполняется пять лет, как образ был возвращен из Ярославского художественного музея, где он хранился долгое время, в обитель, специально для него построенную. 20 августа 2003 года икона была перенесена из музея в монастырь. Для нее устроен специальный пуленепробиваемый киот, поддерживается температурно-влажностный режим, устроено видеонаблюдение и пост вневедомственной охраны. Икона Толгской Божией Матери застрахована от несчастных случаев. В прошлом году Ярославская епархия отмечала 20-летие восстановления обители, переданной Церкви одной из первых в СССР. 18 августа 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27409.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Многие ли из нас встают ночью на молитву? 21 августа — празднование Толгской иконы Божией Матери Протоиерей Александр Шаргунов   10:47 21.08.2023 1791 Время на чтение 4 минуты Праздник «Толгской» иконы Божией Матери приходится на дни Преображения Господня, когда свет Фавора простирается на все оставшееся время Успенского поста. Как была обретена эта икона? В 1314 году ярославский епископ Прохор (в схиме Трифон) совершал объезд своей епархии — иными словами, осмотр духовной жизни вверенных ему священников и мирян. Никакое церковное дело, тем более столь ответственное, не может быть успешным без молитвы. Это был, несомненно, архиерей Божий по призванию свыше, и для него молитва была жизнью. Возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря, владыка остановился на ночлег на высоком берегу Волги. В полночь, проснувшись для исполнения молитвенного правила, он увидел яркий свет и на противоположном берегу — там, где река Толга впадает в Волгу, — огненный столб и идущий к нему через реку светозарный мост. После молитвы, опираясь на свой жезл, он пошел по мосту. На другой стороне реки ему было видение иконы Божией Матери с Младенцем. Икона высоко парила в воздухе, и до нее нельзя было дотянуться. Всю ночь епископ молился перед иконой, а незадолго до рассвета вернулся обратно по мосту, забыв свой жезл. Его спутники спали глубоким сном, а когда проснулись, владыка ничего не сказал им. Ибо тайны Божии подобает хранить в сердце. Но Господь выводит правду смиренного, как полдень. Когда стали собираться в путь, обнаружилось отсутствие архиерейского жезла. Для епископа Прохора это было явным указанием, что Господь хочет сделать известным виденное им чудо.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/21/mn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010