Патриарший Местоблюститель, митрополит Крутицкий Пётр. Москва, 22 ноября (5 декабря) 1925 г. Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 Завещательное распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] о передаче высшей церковной власти в Православной Русской Церкви, в случае невозможности Ему дальнейшего возглавления Церкви 167 В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять Мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященнейшему Сергию [Страгородскому], митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященнейший Михаил [Ермаков], Экзарх Украины или Высокопреосвященнейший Иосиф [Петровых], архиепископ Ростовский, если митрополит Михаил лишён будет возможности выполнить это моё распоряжение. Возношение за богослужением Моего имени, как Патриаршего Местоблюстителя, остаётся обязательным. Временное управление Московской епархией поручаю Совету Преосвященных московских викариев, а именно: под председательством епископа Дмитровского Серафима [Звездинского], епископу Серпуховскому Алексию [Готовцеву], епископу Клинскому Гавриилу [Красновскому] и епископу Бронницкому Иоанну [Василевскому]. 23 ноября (6 декабря) 1925 г. г. Москва. Патриарший Местоблюститель, митрополит Крутицкий, смиренный Пётр. 1. Журнал Московской Патриархии. 1931. 2. Архив составителя 3. Второе письмо митрополита Сергия [Страгородского] к митрополиту Кириллу [Смирнову] (1929) 4. Послание к пастве Тихона [Шарапова], епископа Гомельского от 13(26). 10.1926. Чимбай, Средняя Азия 5. Люперсольский H., протоиерей. Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка, 1928 6. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на имя управляющего Московской епархией, с уведомлением о вступлении его (митрополита) в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Маршал Василевский, сын протоиерея, в годы гонений тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Тайн. Уникальной личностью являлся и маршал Георгий Жуков. Это был человек удивительного мужества, так что еще в отрочестве, будучи тринадцати лет, он кинулся в пылающий дом, чтобы вытащить односельчан – больную старуху и детей. И с глубинным, внутренним мужеством в Жукове сочеталась... искренняя вера! В 20-х годах будущий маршал встречался с последним Оптинским старцем Нектарием (1928), с которым советовался и сам святой патриарх Тихон. Старец благословил Жукова, сказав, что ему везде будет сопутствовать победа. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет». На войне один генерал-майор как-то спросил Жукова, верит ли он в Бога. Маршал ответил, что верит в Силу Всемогущественную, в Разум Премудрейший, сотворивший такую красоту и гармонию природы, и преклоняется перед Ним. Георгий Константинович возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери, которая издревле помогала русским воинам. У фашистов он отбил чудотворную Гербовецкую икону Богородицы, она теперь находится в Киеве. Он помогал монастырям, храмам. Так, священник из села Омелец Брестской области, поздравляя в письме Жукова с победой, пожаловался, что оккупанты увезли из его церкви все колокола. Вскоре он получил посылку весом в тонну – три колокола, которые и до сих пор украшают храм. На открытии восстановленного Жуковым храма в Лейпциге маршал сам возжег лампаду. А незадолго до смерти он сказал своей шестнадцатилетней дочке: «Я скоро умру, но с того света буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду». Как поет один современный певец, «на войне не бывает атеистов». В боях, перед лицом смерти человек надеется только на Бога. Что воспевали поэты? Известный английский драматург и поэт Вильям Шекспир (1564–1616) был глубоко религиозным человеком. В то время когда многие выясняли отношения кинжалом или шпагой, Шекспир представлял из себя образец миролюбия. В его стихах и пьесах персонажи часто обращаются к Богу. Ни одного безбожника он не изобразил положительным героем.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию на подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря в Краснодарском крае 2 июня 2011 г. 14:31 2 июня 2011 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме подворья Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря (поселок Приазовский Темрюкского района Краснодарского края). Его Святейшеству сослужили: митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор , епископ Майкопский и Адыгейский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , викарий Екатеринодарской епархии   епископ Ейский Герман , наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Савва (Фатеев). В храме присутствовали председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , заместитель губернатора Краснодарского края Г.Д. Золина, глава муниципального образования Темрюкский район И.Н. Василевский, глава муниципального образования город-курорт Геленджик В.Д. Хрестин, ректор Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону) Б.Ч. Месхи. На клиросе пел хор Екатеринодарской духовной семинарии. За Литургией молились казаки Кубанского казачьего войска, многочисленные верующие. Богослужение в переполненном храме транслировалось на установленных рядом с церковью больших экранах. По окончании Литургии Его Святейшество приветствовал наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Савва. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с праздничной проповедью . Во внимание к помощи Екатеринодарской епархии Предстоятель Русской Православной Церкви наградил заместителя губернатора Краснодарского края Г.Д. Золину орденом святой равноапостольной княгини Ольги II степени. На молитвенную память о посещении подворья Святейший Владыка передал храму икону Спасителя, а всем участникам Патриаршего богослужения были вручены образки Вознесения Господня с Патриаршим благословением. Затем Предстоятель осмотрел в верхнем храме Свято-Троицкой церкви сооружаемые приделы прп. Сергия Радонежского и блгв. князя Александра Невского, а также посетил здание общежития и библиотеку подворья. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1532903.ht...

" Когда Филарет переведён был в 1810 г. в Тобольск Ректором тамошней Семинарии, то жители Уфы и все знавшие его вообще в тамошней губернии крайне о сём сожалели и провожали его к новому месту со слезами. Такова была преданность к Филарету всей паствы Оренбургской губернии. И он действительно вполне заслужил добрую о себе память. Жизнь его в сем монастыре была самая монашеская, самая уединённая, проходившая вся в трудах, в богомыслии и учёных занятиях, среди которых он иногда по целым ночам напролёт не спал. Посты соблюдал Филарет самым строжайшим образом и братию монастырскую содержал в отличном порядке; особенно из среды оной старался изгонять пьянство, которое до его управления монастырём сильно было там развито. Словом Филарет, будучи архимандритом в Уфе, хоть сам и молод был ещё летами, но был удивительный монах по духу и жизни и служил образцом для старых, так что его доблестям монашеским удивлялись все, видевшие и знавшие его» 93 . Сверх этих данных, столько рекомендательных и располагавших к достойному почитанию новоприбывшего Настоятеля монастыря, само собой, служило к этому же и служебное положение его, как Ректора Семинарии. На этой должности он был первый ещё Ректор в сане Архимандрита; до него с начала открытия Семинарии в 1800 г. управлял ею Иеромонах Тихон, бывший в тоже время экономом архиерейского дома. По своему образованию Филарет был тоже из числа первых учёных по тогдашнему времени. Всё это, несомненно заставляло обратить на него внимание, и тем более, что и сам Преосв. Амвросий, видимо для всех, ценил его достоинства и по жизни, и в учёном отношении, и в делах служебных по званию Настоятеля и Ректора. О самой начальной служебной деятельности Филарета, как Ректора и Учителя Семинарии, мы не можем указать каких-либо подробностей из дел официальных потому, что в 1806 г. с 5 на 6 число Марта, в самую полночь здание, в котором помещалось Семинарское Правление, сгорело. С ним сгорели и все дела, бывшие с основания Семинарии. На донесении Семинарского Начальства об этом несчастье Преосв. Амвросий написал резолюцию в своём роде замечательную, – а именно: «Что совершилось, того не возвратить. Напредь же будущее время, для охраны от подобного несчастья, учредить из старших взрослых семинаристов стражу по подобию воинской 94 . Так как это событие случилось перед самым перемещением Преосв. Амвросия из Уфы в Тобольск, то нельзя не видеть здесь, как бы своего рода, предзнаменования в отношении к судьбе самого Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

1913 г. – священник, рукоположен епископом Двинским Пантелеимоном [Рожновским]. Проходил военно-пастырскую деятельность в Новгороде, священник церкви Захарии и Елизаветы в Санкт-Петербурге, священник лейбгвардии кавалергардского полка. 1921 г. – протоиерей. 1922 г., 3(16) мая – подписал письмо «Инициативной группы прогрессивного духовенства «Живая Церковь », положившее начало обновленческому расколу. 1922 г., 15(28) мая – за учинённый раскол митрополитом Петроградским Вениамином [Казанским] запрещён в священнослужении (епископ Ямбургский Алексий [Симанский] отменил было это запрещение, но митрополитом из тюрьмы оно вновь подтверждено). 1922 г. – идейный глава и лидер обновленческого раскола, неутомимый (но пустой и трескучий) оратор и агитатор в его пользу. Обновленческим ВЦУ награждён палицей и митрой. 1923 г. – на обновленческом «Соборе» является инициатором «осуждения» Святейшего Патриарха Тихона. Лидер «Древлеапостольской Церкви» (одного из разветвлений обновленчества). 1923 г., 6(19) мая – «хиротонисан в брачном состоянии в Москве в храме Христа Спасителя, «митрополитом» Антонином [Грановским], «митрополитом Тобольским и всея Сибири» Петром [Блиновым], «митрополитом Белорусским» Серафимом [Мещеряковым], “митрополитом Киевским” Тихоном [Василевским](?), «архиепископом» Леонидом [Скобеевым], «архиепископом» Корнилием [Поповым], «архиепископом» Артемием [Ильинским], епископом Леонтием [Устиновым], «архиепископом» Модестом [Никитиным], архиепископом Евдокимом «архиепископом» Виталием [Введенским] и многими другими женатыми «епископами». 1923–1924 гг. – «епископ Крутицкий», управляющий Московской епархией. 1923 г. – «архиепископ». 1924 г. – самозванный «учёный»: «доктор богословия». 1924 г. – «архиепископ Лондонский и всея Европы» (номинально). 1924–1940 гг. – «митрополит», «Апологет и Благовестник истины Христовой». 1932 г. – «доктор философии». Постоянный член обновленческого Синода, зав. «просветительным» отделом Синода, Известный составитель печатных пасквилей на Святейшего Патриарха Тихона и Православную Русскую Церковь ; яростный враг канонических устоев Православия, противник монашества, кощунник, эротоман.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сказанное выражение, что «раб Божий Георгий был утешен, как особенною радостью, свиданием с высокопр. Филаретом и насладился беседами с ним, а – положим, принадлежит Автору жизнеописания, но несомненно он употребил их, не иначе, как имея данные со стороны самого жизнеописуемого. Во всяком случае, если мы примем эти выражения в смысле взаимных чувств между свидевшимися и беседовавшими лицами и даже скажем, что сам высокопр. Филарет был тоже рад иметь свидание и беседу с великим подвижником Георгием, – здесь мы ничего не скажем увеличенного. Обращаясь же в частности к тому факту, что в день свидания раб Божий Георгий получил внезапное чудесное исцеление от своей болезни и не замедлил открыть о сем исцелении – именно высокопр. Филарету, мы осмеливаемся в чувстве благоговения заключить, что обладавши духовным даром прозорливости, раб Божий не относил ли этого факта и к состоянии своего посетителя, и таким образом, снял с его души и последнюю тень мысли, беспокоившей его на счет собственного состояния его здоровья?! Наконец и то, что высокопр. Филарет, бывши в Задонске – в тамошней Богородицкой обители, поклонялся и Гробу Святителя Тихона, тогда еще не прославленного во святых, но уже чествуемого и ублажаемого со святыми, не могло остаться без особенного значения и действенности для его же собственного состояния, и именно по отношению к его мысли об увольнении на покой. Зная жизнь сего блаженного Святителя, высокопр. Филарет не мог, занятый сейчас сказанною мыслию, не воспомянуть и живо воспринять, и принять к сердцу то состояние почившего о Господе, когда последний находился на покое, и здесь получить соответствовавший себе урок. Мы разумеем то состояние Угодника Божия Святителя Тихона, какое изложено в его жизнеописании следующим образом. «В Задонском Монастыре Святитель Тихон скоро оправился от болезни, по причине которой он уволился на покой, и по выздоровлении начал мучиться жаждою деятельности. В течение своей пастырской службы он привык к занятиям и эта привычка, теперь не имела уже никакого исхода, стала беспокоить, тяготить его...» «Мужам деятельным, говорит преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Константин Иванович Родионов родился в Ростове Великом, с юности учился звонить на колоколах Ростова и Троице-Сергиевой Лавры. Схиигумения Мария (ок. 1880–1961). Была настоятельницей во Владимирском монастыре г. Вольска Саратовской губ. После революции жила в Загорске. См. о ней: Досифея (Вержбловская), мон. О матушке Марии//Василевская В.Я. Катакомбы ХХ века: Воспоминания. М., 2001. С. 279–306. Уроженец Загорска; как и Александр Хархаров — демобилизованный офицер, один из первых послушников Лавры; в дальнейшем — иподиакон владыки Гурия. Фудель Сергей Иосифович (1900–1977) — православный богослов, философ, духовный писатель. Принимал активное участие в жизни Церкви в послереволюционные годы, за что неоднократно подвергался репрессиям (первый арест — в 1922 г.). Преподобный Алексий (Соловьев; 1846–1928), старец Смоленской Зосимовой пустыни. Прославился своими духовными подвигами и прозорливостью. На Всероссийском Поместном Соборе 1917 г. именно ему было доверено вынуть жребий с именем Патриарха. Канонизирован в 2000 г. Память 19 сентября/2 октября. «Одновременно с тем, как Святейший Патриарх Тихон и сотни верующих православных общин Сергиева Посада вели неравную борьбу с государством за сохранение мощей преподобного Сергия, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев, по благословению Патриарха Тихона, тайно от всех сокрыли честную главу Преподобного». Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918-1946 гг. М., 2008. С. 198. Об этом же: Андроник (Трубачев), игум. Судьба главы преподобного Сергия//ЖМП. 2001. 4. С. 33–53. В храме с. Виноградова глава Преподобного хранилась в 1941–1945 гг. В 1920–1928 гг.— в доме Олсуфьевых, затем П.А. Голубцов (будущий архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий) перевез главу в Люберцы. В 1945–1946 гг. глава хранилась в Москве. Колчицкий Николай Федорович (1890–1961), протопресвитер. С 1941 г.— управляющий делами Московской Патриархии, ближайший сотрудник Патриархов Сергия и Алексия I. После того как отец Николай собрал чуть ли не целый поезд паломников в Лавру, ему дали понять, что больше этого делать не надо.

http://pravoslavie.ru/47765.html

В Рождество-Богородицком мон-ре были проведены обыски и найдены тайники, где братия спрятала часть ценностей, не подвергшихся учету (ГА Воронежской обл. Ф. 18. Оп. 1. Д. 401. Л. 92). За март-июнь 1922 г. из храмов и мон-рей З. в. было изъято: 74 золотника 57 долей золота, 70 пудов 39 фунтов 74 золотника 1 доля серебра, 2 фунта 52 золотника 75 долей драгоценных камней. Общая стоимость изъятых ценностей составила 10 044 585 тыс. р. Почти все драгоценные камни, золото и ок. 57 пудов серебра были конфискованы из Рождество-Богородицкого мон-ря (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 26. Л. 79). 30 июня 1922 г. на заседании президиума Задонского уездного исполкома член подкомиссии по изъятию Белозёров доложил, что работу в Задонском у. можно считать законченной. В результате изъятия церковных ценностей мн. храмы оказались полностью лишены богослужебных сосудов. Сохранились прошения из приходов на имя еп. Иоанна, переданные им в «подкомиссию по изъятию, с просьбой вернуть хотя бы самое необходимое для отправления обрядов» (Там же. Л. 65). В нач. сент. 1922 г. Воронежский архиеп. Тихон (Василевский) предложил своим викариям, включая епископа Задонского, перейти в обновленчество , что и было выполнено. Еп. Иоанн созвал благочиннический съезд духовенства, на к-ром было образовано обновленческое окружное управление. В докладе Секретного отдела ГПУ от 14 сент. 1922 г. говорилось, что «в Задонске образовалась группа «Живая церковь». Во главе ее встал местный епископ Иоанн. Группой выпущены воззвания к верующим. 13 июля 1923 г. состоялось окружное собрание духовенства. Съезд постановил присоединиться к группе «Живая церковь»» (цит. по: Митрофан (Шкурин). 2005. С. 29). К обновленцам, в руках к-рых оказался задонский Рождество-Богородицкий мон-рь, где находились мощи свт. Тихона Задонского, горожане относились настороженно; Свято-Владимирский собор мон-ря задонцы посещали лишь для того, чтобы приложиться к святыне и участвовать в выносе раки с мощами святителя. В 1923 г. при храмах закрытой обители образовалась «тихоновская» (каноническая) община («задонское тихоновское религиозное общество»), но обновленцы не позволили ей занять ни один из 6 числившихся за ними монастырских храмов, притом что, как свидетельствуют документы, раскольники использовали только 1 храм, остальные пустовали (ГАЛО.

http://pravenc.ru/text/182475.html

рукоположен во иеродиакона, 06.12.1895 г. рукоположен во иеромонаха.С 1897 г. инспектор Александровской Ардонской миссионерской ДС. С 1899 г. наблюдатель Миссионерских курсов при КазДА и наместник Преображенского монастыря г. Казани с возведением в сан архимандрита.04.10.1907 г. хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. С 25.07.1911 г. епископ Сухумский. С 22.12.1913 г. епископ Уфимский и Мензелинский. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. В 1918 г. на Сибирском церковном совещании в Томске был избран членом ВВЦУ Сибири. В 1918–1919 гг. руководил духовенством 3-й армии А.В. Колчака. В 1920 г. арестован; освобожден после заявления о лояльности по отношению к советской власти. В 1921 г. арестован; в 1922 г. оправдан Московским ревтрибуналом. В 1923 г. арестован и сослан. В 1925 г. предпринял попытку соединения со старообрядцами (беглопоповцами), вследствие чего был запрещен в священнослужении митрополитом КрутицкимПетром. С 1927 г. неоднократно подвергался арестам, тюремным заключениями ссылкам. Расстрелян в ярославской тюрьме 04.09.1937 г. Подробнеео нем см.: Журавский А.В. Андрей (кн. Ухтомский) – епископ Уфимский и Мензелинский//ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 361–365.) 492 (Нечаев – Нечаев Петр Иванович (1842–1905), действительный статский советник, член-ревизор Учебного комитета при Св. Синоде (1888); подробнеео нем см.: Дневник. Т. 1. С. 515.) 493 (Ректором Минской семинарии вместо назначенного епископом Балтским Тихона (Василевского) назначен инспектор Новгородской семинарии Феодосий (Алмазов)... – Тихон (Василевский Николай, 05.05.1867–17.07.1926(7?)) – архиепископ Курский и Белгородский, обновленческий «митрополит».Родился в семье псаломщика Полтавской губернии. Окончил КДА со степенью кандидата богословия (1891); был назначен инспектором Ладинского епархиального женского училища. С 1892 г. учитель Херсонского ДУ. С 1893 г. учитель Полтавского ДУ. 28.06.1895 г. пострижен в монашество, 17.07.1895 г. рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Томской ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Александр Кульчицкий 1888–1888. Августин Гуляницкий 1889–1891. Виссарион Нечаев 1891–1905. Тихон Василевский 1905. Кинешемское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Костроме): Ионафан Руднев 1866–1869. Палладий Пьянков 1869–1872. Геннадий Левицкий 1872–1883. Вениамин Платонов 1883. Никандр Феноменов 1905–1908. Иннокентий Кременский 1908–1911. Арсений Тимофеев 1911. Курская, учр. в 1666 г. Кафедра в Курске (перенесена в 1833 г. из Белгорода). Митрополиты Белогородские и Обоянские: Феодосий (серб) 1667–1671. Мисаил 1671–1684. Авраам Юхнов 1684–1702. Иустин Базилевич 1704–1709. Иларион Властелинский 1711–1720. Епископы Белогородские и Обоянские: Епифаний Тихорский 1722–1731. Досифей Богданович-Любимский 1731–1735. Архп. Арсений Берло; назначен в 1735, но не был. Петр Смелич (серб) 1736–1742. Архп. Антоний Черновский 1742–1748. Митр. Св. Иоасаф Горленко 1748–1754. Лука Конашевич 1755–1758. Иоасаф Миткевич 1758–1763. Порфирий Крайский 1763–1768. Самуил Миславский 1768–1771. Аггей Колосовский 1774–1786. Епископы Курские и Белоградские 28 : Феоктист Мочульский 1787–1818. Архп. с 1801. Евгений Казанцев 1818–1822. Владимир Ужинский 1822–1831. Иннокентий Сельнокринов 1831–1832. Илиодор Чистяков 1832–1860. Архп. с 1884. Сергей Ляпидевский 1861–1880. Ефрем Рязанов 1880–1883. Михаил Лузин 1883–1887. Иустин Охотин 1887–1893. Ювеналий Половцев 1893–1898. Лаврентий Некрасов 1898–1904. Курские и Обоянские (с 1905 г.): Питирим Окнов 1904–1911. Архп. с 1909. Стефан Архангельский 1911. Архп. Белгородское викариат., учр. в 1905 г. Епископы (в Белгородском Св.-Троицком мон.): Иоанникий Ефремов 1905. Рыльское викариатство, учр. в 1906 г. Епископы (в Рыльском Николаевском мон.): Иоасаф Романов 1906–1910. Никодим Канонов 1911. Литовская учр. в 1839 г. 29 Кафедра в Вильне Архиепископы Литовские и Виленские: Иосиф Семашко 1839–1868. Митр. с 1852. Макарий Булгаков 1868–1879. Александр Добрынин 1879–1885. Алексий Лавров Платонов 1885–1890. Донат Бабанский-Соколов 1890–1894. Иероним Экземплярский 1894–1898. Еп. до 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010