иеромонах Николай (Павлык) Глава IV. «О должности христианской к ближнему» Эта глава названа словами самого святителя Тихона. Статьи «О должности христианской к ближнему» и «О взаимной должности христианской» помещены в конце творения «О истинном христианстве» (соответственно 6-я и 7-я статьи второй книги). Вероятно, такое местоположение указанных статей неслучайно. В них речь идет преимущественно об отношениях христиан, которые определяются взаимными обязанностями «благочестивых монархов и их подданных», «судей и к суду приходящих», «пастырей и подчиненных им», «родителей и детей», «мужей и жен», «господ и рабов их» (4, С. II оглавления). Но для нравственного сознания христианина внешнее поведение человека не является тем, что существует независимо от состояния внутреннего. Чем живет сердце, то является и вовне. Дерево узнается по плодам 100 ( Мф. 7, 16 ). Полагаем, не в последнюю очередь и поэтому (подчеркивая вторичность внешнего поведения по отношению к внутреннему состоянию) святитель сначала всесторонне раскрывает христианское учение о пороках и добродетелях, о путях совлечения с себя ветхого человека и облечения, по слову апостола, в человека нового и только после этого предлагает читателю конкретное приложение этого учения к отношениям христиан различного общественного положения, когда могут возникнуть трудности в практическом применении предложенного нравственного учения. Поскольку указанные статьи сравнительно невелики и несложны по содержанию, как и посвященная этому же вопросу часть «Наставления христианского» (6, 153–177), ограничимся лишь кратким обзором взглядов святителя Тихона на те основные принципы, которыми должны руководствоваться христиане в своей общественной и семейной жизни. Христианское общество, как уже упоминалось, святитель уподобляет живому организму, а христиан – его членам. Они со Христом, «яко тело с главой, духовно соединены суть» и потому «должны между собой мир и согласие о Христе иметь», ибо в теле отдельные члены помогают друг другу, делая общее дело, а не враждуют 101 . «Между христианами должна быть любовь нелицемерная», соединяющая их так же, как «в вещественном теле уды связаны жилами». Выражается же любовь в делах милосердия и взаимопомощи: «от благотворения познается христианин истинный и живой уд духовного тела Христова». Напротив, «отсечены и отторжены от Христа и Церкви Его святой» те христиане, которые, не имея любви к ближнему и ее плодов, Христу «послушания не показуют, но по своим прихотям живут» (4, 337–342).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников Первые воспоминания о свт. Тихоне Задонском, составленные его келейниками И. Ефимовым и Василием Чеботаревым. Келейники застали период жизни свт. Тихона уже после его епископства — период написания его главных книг и духовного делания. Поэтому «Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников» — не цельное житие святителя, но свидетельство об одном лишь пероде его жизни, описание запомнившихся келейникам событий или рассказов святителя Тихона. И. Чеботарев дополнил свои личные воспоминания достоверными рассказами о Святителе других близких к нему людей. В целом, эти келейные записки создают впечетление живого рассказа, свядетельсва очевидцев, которые не привнесли «литературы» в свои воспоминания. Святитель Тихон Задонский в воспоминаниях келейников Предисловие   Образ святости и подвижничества святителя Тихона Задонского особенно близок идеалу русского человека, всегда почитавшего в своих архипастырях искреннюю веру, смирение, открытую для мира простоту и сердечное попечение о людях. «Я никогда и не мыслил о важном сане... У меня были мысли непременно куда-нибудь удалиться в пустынный монастырь, постричься в монахи и проводить уединенную жизнь...» – говорил святитель Тихон своему келейнику Василию Чеботареву. Промысел Божий судил иначе. Через три года по принятии монашества, на 37-м году жизни архимандрит Тихон был облечен саном и властью архиерея: при избрании в Синоде викария Новгородской епархии жребий трижды пал на него. «Трикраты свыше свидетельствован еси», – повествует об этом акафист. Несмотря на свои молодые для епископского служения годы, святитель Тихон к тому времени прошел уже не только курс семинарских наук, но и жизненную школу с ее жестокими лишениями, трудами и скорбями. С юности стремясь к добродетели, он сам уже прочно стоял на том спасительном пути, по которому должен был вести богодарованную паству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье причетника села Короцка (Валдайского уезда). Отец его вскоре умер, и все детство святой провел в страшной нищете. Иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. 26 августа — день памяти святителя Тихона Задонского Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье причетника села Короцка (Валдайского уезда). Отец его вскоре умер, и все детство святой провел в страшной нищете. Иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые чудесные события расположили его к принятию иночества. В 1758 г. был пострижен в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон, по явному указанию свыше (по жребию), был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763-1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством всяких бесчинств. Одной обличительной проповеди епископа Тихона, сказанной в разгар веселья, было достаточно, чтобы праздник более не возобновлялся. Усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!»

http://pravmir.ru/26-avgusta-den-pamyati...

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович) Дата рождения: 19 января 1865 г. Дата смерти: 7 апреля 1925 г. Дата хиротонии: 19 октября 1897 г. Дата пострига: Декабрь 1891 г. Страна: Россия Биография: Будущий Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин (Беллавин)) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье потомственного священника. Окончив курс торопецкого духовного училища в 1878 г., поступил в Псковскую духовную семинарию, по ее окончании в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. со степенью кандидата богословия и правом получения степени магистра без нового устного испытания. 11 июня 1888 г. приказом обер-прокурора Святейшего Синода назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Псковскую духовную семинарию. Примечательно, что товарищи по семинарии называли Василия Белавина Архиереем, а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его Патриархом. В декабре 1891 г. епископом Псковским и Порховским Гермогеном пострижен в монашество с именем Тихона в честь святителя Тихона Задонского. На следующий день в кафедральном соборе Пскова рукоположен в сан иеродиакона, через неделю — в сан пресвитера. В марте 1892 г. определением Святейшего Синода назначен инспектором, а впоследствии ректором Холмской семинарии с возведением в сан архимандрита. 19 октября 1897 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры  Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Петербургский и Ладожский Палладий. 14 сентября 1898 г. назначен епископом Алеутским и Аляскинским; с 17 января 1900 г. — епископ Алеутский и Северо-Американский. 6 мая 1905 г. возведен в сан архиепископа. Попечением архиепископа Тихона в США были открыты десятки новых храмов, в состав епархии вошли десятки униатских общин, имели место случаи перехода американцев из инославия в Православие. При активном участии главы Русской миссии в Северной Америке завершился перевод богослужебных текстов на английский язык, были открыты первая в США православноая духовная семинария, приходские школы и приюты для детей.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198619...

Часть II. Учение святителя Тихона о спасении Глава I. Творение мира и человека 1. Творение мира От вечности существовал один Бог , и, кроме Него, не было ничего ( Ин. 1, 1 ). По мысли святителя Тихона Задонского , Всевышний не нуждался ни в чем, потому что Сам имеет в Себе свет, правду, святость, премудрость и разум (5:78) [при ссылках на творения святителя Тихона будут приняты сокращения: первая цифра обозначает том творений (изд. 6. Спб., 1899), вторая – страницу. Кроме того, встречающиеся тексты Священного Писания цитируются по творениям святого отца]. Триединый Бог от вечности обладает совершенством, и каждое из Лиц Святой Троицы обладает им в равной мере. «Бог един существом, но троичен в Лицах, Отец, Сын и Святой Дух. Бог безначальный, бесконечный, присносущный, бессмертный, вездесущий, преблагий, милосердный, праведный… премудрый, непостижимый» (5:276). Как Существо всесовершеннейшее, Бог обладает духовной, а не материальной природой (ибо дух выше материи), и соответственно с этим Он познается через свойства духовной природы человека (4:229). Естество Божие настолько превосходит естество человека, что все попытки человека найти какие-либо аналогии в этом мире, чтобы хоть частично определить Божественную природу, безуспешны. «Бог… – безначальный, бесконечный… вечный и присносущный… Он един существом живет, не может не быть, существо Его и естество есть самая жизнь. Все вещи начало имеют, яко от Него от небытия привелися: и могут паки не быть, ежели бы тако Ему изволилось; но Создатель как был всегда и прежде мира, так и ныне Тойжде есть и без конца Тойжде будет… Откуда не токмо называется вечный, но и вечность; не токмо живый, но и живот…не токмо пребывающий, но и бытие» (5:63). Все сказанное о Боге свидетельствует о том, что Бог Сам в Себе имеет «жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17, 25 ). Поэтому проникнуть в существо Божие, познать Его в полноте, каков Он есть, невозможно не только ограниченному человеческому разуму, но даже ангельскому. Его сущность является превыше всего, что видится, осязается и определяется мерой человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

иеромонах Николай (Павлык) Глава V. Благодатные средства совершенствования в христианской нравственности. 1. Богомыслие и молитва Важнейшими средствами духовно-нравственного возрастания христианина, по святителю Тихону, являются богомыслие и молитва . Для приобретения благого навыка в этом делании святитель, возлагая упование всецело на благодатную помощь Божию, вместе с тем побуждал и себя, и своих читателей и слушателей возможно чаще восходить умом от видимого к невидимому, от предметов тварного мира к предметам духовным. С этой целью, как известно, было написано творение «Сокровище духовное, от мира собираемое». «Видим, – пишет, например, святитель, – что человек при случае подобное поминает; когда видит что или слышит, что-то подобное ему на память приходит. Христианине! Поминай и ты при случае подобное, что к созиданию души твоей надлежит. Видишь, как смиренно, кротко и благоразумно или дети пред отцом своим, или рабы пред господином своим ходят: помяни, что и мы пред Богом, яко вездесущим и на все смотрящим, ходим, живем и обращаемся, мыслим, говорим и делаем. Аще убо человеки пред человеками со страхом и благочинно ходят и всего берегутся, чтобы их не прогневить и наказанию не подпасть, кольми паче нам должно пред Богом нашим со страхом и благоговением ходить, жить и обращаться, и ничего не делать, что воле Его святой противно» (27, 93). Подобным образом внешние впечатления могут подать христианину повод к размышлению о свойствах Божиих, о бесконечных благодеяниях к роду человеческому, о последних судьбах мира и каждого человека. Богомыслие, угашая любовь к миру, удерживает от греха, отчаяния и приводит к покаянию, побуждает к молитве, укрепляет веру, любовь к Богу, ведет к прославлению Его имени и само есть славословие Богу (27, 790–791). Богомыслие было свойственно святителю Тихону, по воспоминаниям его келейников, в высочайшей степени. Описывая свои прогулки со святителем по окрестностям Задонского монастыря, И.Чеботарев вспоминает, что святитель «дорóгой все говорил, либо с травы материю

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАДОНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Липецкой и Елецкой епархии, названо по г. Задонску (уездный центр Воронежской губ., ныне районный центр Липецкой обл., образованной в 1954). Учреждено в 1922 г. в составе Воронежской епархии (при этом Воронежские архипастыри до 1943 титуловались как «Воронежские и Задонские»). По приводимым митр. Сергием (Петровым) воспоминаниям свящ. Алексия Пояркова (не подтверждаются др. источниками), первым Задонским епископом в 1922 г. непродолжительное время был Митрофан (Симашкевич) , председатель Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России , «переведенный из Донской епархии, но вскоре перебравшийся в Москву» ( Сергий (Петров) . История Воронежской епархии. Ч. 4. С. 722). С 11 апр. 1922 г. упоминается еп. Задонский и Землянский Иоанн (Болховитинов), из вдовых сельских священников, после принятия монашества хиротонисанный в Благовещенском соборе Митрофанова воронежского мон-ря Воронежским архиеп. Тихоном (Василевским) (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 26. Л. 65). В нач. 20-х гг. З. в. обладало большой самостоятельностью: при еп. Иоанне было создано ЕУ, в которое вошли епископ и 3 священника; в документах 1922 г. Успенский собор Задонска называется кафедральным (Там же. Л. 25-26). В вопросе об изъятии церковных ценностей еп. Иоанн был вынужден пойти на компромисс с властями. На одном из заседаний уездной комиссии по оказанию помощи голодающим Поволжья еп. Иоанн, «высказывая солидарность с мнением (о необходимости изъятия.- и. М.)», обещал воздействовать «на духовенство и верующих с целью оказания просимой для голодающих помощи» (Там же. Л. 10-11). Такая позиция архиерея позволила властям вместо декларируемого частичного изъятия осуществить за короткий срок грабеж имущества мон-рей и храмов З. в., когда среди прочих ценностей были конфискованы 2 серебряные раки для мощей свт. Тихона Задонского в летнем и зимнем соборах задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря и оклад чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/182475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (Некрасов Михаил Иванович; 1.11.1836, с. Полпино (Полбино) Брянского у. Орловской губ.- 26.03.1908, Москва), еп. Тульский и Белёвский. Род. в семье священника, окончил 2-е Орловское ДУ, в 1857 г.- Орловскую ДС, а в 1861 г.- КДА со степенью магистра богословия. В академии среди товарищей Некрасова был буд. Орловский и Севский еп. Ириней (Орда) .29 сент. 1861 г. назначен преподавателем Воронежской ДС, где последовательно занимал кафедры словесности, нравственного и обличительного богословия и гомилетики, одновременно исполнял обязанности библиотекаря и преподавателя франц. языка. В 1862-1864 гг. занимался благоустройством семинарской б-ки. Женился на Варваре Николаевне Скрябиной (1848-1886), дочери священника воронежского Пятницкого храма Н. В. Скрябина, внучке прот. Л. В. Ефремова, автора мн. проповедей и басен. 10 мая 1864 г. Некрасов был рукоположен в сан иерея, в 1875 г. возведен в сан протоиерея, в 1892 г. награжден палицей. Одновременно с преподавательской деятельностью служил в Спасской и Пятницкой церквах г. Воронежа, с 1 авг. 1865 г. был помощником законоучителя Воронежского Михайловского кадетского корпуса, а с 19 июля 1866 г.- настоятелем домовой ц. во имя арх. Михаила и штатным законоучителем Кадетского корпуса. В 1866 г. являлся редактором «Воронежских епархиальных ведомостей»; его проповеди всегда привлекали внимание слушателей. Так, в 1877 г., во время русско-тур. войны, прот. Михаил обратился к воронежцам с воззванием: «Россия воздвигает крест Христов, попираемый луною...» Священник рассказал о подвигах рус. воинов, в т. ч. защитников Шипкинского перевала и Баязета, и призвал каждого горожанина «дать приют и безбедное содержание» раненым солдатам ( Иконников. 2014. С. 224-225). По поручению еп. Воронежского и Задонского Вениамина (Смирнова) составил пространное жизнеописание свт. Антония (Смирницкого) , изданное в 1890 г., а также краткое жизнеописание свящ. Иоанна Борисовича Жданова († 1824), почитаемого елецкого старца, ученика свт. Тихона Задонского . Прот. М. Некрасов произнес проповеди в сент. 1880 г., после кончины еп. Острогожского Филарета (Косинского), в мае 1890 г., после кончины еп. Вениамина (Смирнова), в 1892 г.- «Слово в день рождения...» имп. Александра III Александровича (М., 1893) и др.

http://pravenc.ru/text/2462467.html

Отдел четвертый VIII. Богослужение В обители Задонской Богородицкой вообще порядок богослужений общих, утвердившийся местным обычаем, с благословений епархиальных преосвященных, без отступлений в существенном от общего церковного устава есть следующий: в обыкновенное время утреня с трех часов утра; а между тем, с 1861 года для большего удобства приходящих богомольцев кроме Великой Четыредесятницы весь год ежедневно совершаются здесь всенощные бдения с вечера в 5 часов (зимой) и в 6 часов (летом). Во время этих служб ежедневно под понедельник, четверг и субботу читались наместником монастыря соборно акафисты: 1) святителю Митрофану Воронежскому ; 2) святителю Тихону Задонскому перед его ракой; 3) Пресвятой Богоматери перед чудотворной Ее Владимирской иконой, нарочито возлагаемой для сего на аналой посреди церкви. Литургии ежедневно совершались и совершаются теперь три: в 5, 7 и 9 часов, повечерия – с 3 час. 30 мин. Но с 1883 года, по случаю установившихся в нашей обители религиозно-нравственных чтений для народа, изменилось и чтение акафистов. Так, в настоящее время, в вечер воскресного дня читаются здесь акафисты попеременно либо свт. Митрофану Воронежскому , или же свт. Николаю Чудотворцу, а затем начинается чтение духовно-нравственных бесед. В четверг и субботу после поздней обедни совершаются соборно акафисты святителю Тихону перед его ракой и Пресвятой Богоматери. После утрени всегда поется песнь Богоматери «Не имамы иныя помощи», а после повечерия умилительным напевом – «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Обитель эта обильна заупокойными молитвами: во время каждой литургии по входе с Евангелием поется «Со святыми упокой», после воззвания «Господи, спаси благочестивыя» диакон читает синодик 102 и поется «Вечная память». По сугубой ектении следует заупокойная, по заамвонной молитве на ранней обедне – лития. В дни Св. Четыредесятницы, после часов и литургии и во время субботних утрень II, III и IV седмицы, совершаются положенные уставом моления об усопших. Проповедь слова Божия также составляет здесь непременную часть ежедневного богослужения. Проповеди по преимуществу читаются из сочинений свт. Тихона Задонского . IX. Местные праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В епархиальном управлении прошла церковно-историческая конференция, посвященная памятным датам Липецкой и Елецкой епархии за период 2012 года 02 марта 2013   26 февраля в конференц-зале управления Липецкой и Елецкой епархии прошла церковно-историческая конференция, посвященная памятным датам епархии за период 2012 года. На ней присутствовали благочинные церковных округов, настоятели храмов, преподаватели ОПК, сотрудники епархиальных отделов и комиссий, родственники новомучеников, учащиеся специальности «теология» ЛГПУ, прихожане храмов, интересующиеся духовной историей родного края. После молитвы на благополучное проведение конференции руководитель епархиальной комиссии по канонизации святых протоиерей Николай Стаднюк зачитал приветственное обращение Высокопреосвященнейшего Никона, архиепископа Липецкого и Елецкого. В своем послании владыка Никон отметил преемственность святоотеческого опыта на Липецкой земле, идущую от святителя Тихона Задонского к новомученикам. Одним из участников конференции стал секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ» игумен Дамаскин (Орловский). В рамках визита в Липецкую и Елецкую епархию он был принят правящим архиереем архиепископом Никоном, побывал в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре, Свято-Димитриевской Троекуровской Иларионовской женской обители. Кроме того, игумен Дамаскин посетил Михаило-Архангельский храм села Скорняково Задонского района, ставший последним местом служения священномученика Исмаила Базилевского, входящего в Собор Липецких святых. На конференции отец Дамаскин осветил проблему исторической важности почитания новомучеников в докладе на тему: «Новомученики и исповедники Российские ХХ столетия и их роль в современной жизни России»: «В XIX веке от человека ничего не зависело, мир был устойчив, и человек не мог что-то изменить. Ответственность за то, что происходит в мире, не была лично на каждом, была только ответственность за собственную нравственность. Сейчас от нас все зависит. Это трагичная эпоха, но на нашей стороне Господь. Сейчас все зависит от нашего восприятия Господа.

http://fond.ru/novosti/234-v-eparkhial-n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010