«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие святителя Тихона Задонского «Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России» — классическое житие святителя Тихона Задонского, написанное Н. В. Елагиным. Источниками «Жития святителя Тихона Задонского» выступили труд Евгения Болховитинова, составившего первое пространное жизнеописание святителя Тихона, записки келейников святителя – Иоанна Ефимова и Василия Чеботарева, статьи в разных периодических изданиях, архивы Св. Синода, устные рассказы жителей Задонска, Воронежа, Ельца и Ливен. Заключительная часть, посвященная торжествам прославления святителя Тихона, отразила личные впечатления Николая Васильевича Елагина, бывшего непосредственным свидетелем совершавшегося в 1861 году в Задонске. День памяти: 1З августа/26 августа Текст читает: Заслуженный артист России В.В.Клементьев Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития святителя Тихона Задонского ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО От редакции   Книга, переиздание которой мы предлагаем вниманию читателей, занимает особое место в весьма обширном списке жизнеописаний святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Первое ее издание увидело свет в 1861 году, когда синодальным указом преосвященный Тихон был причислен к лику святых. Всего же только в дореволюционный период «Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца» выходило в свет повторными изданиями более 10 раз. Как и первое издание, последующие выходили без указания имени автора на обложке. Но не может град укрыться, вверху горы стоя, а потому и имя автора столь много потрудившегося, чтобы как можно более полно восстановить историю земного жития, чудотворений и прославления святителя Тихона не могло остаться безвестным. Это — действительный статский советник, петербургский цензор Николай Васильевич Елагин (1817-1891 гг.). В качестве источников для своего труда Н. В. Елагин пользовался трудом Евгения Болховитинова, составившего первое пространное жизнеописание святителя Тихона, записками келейников святителя — Иоанна Ефимова и Василия Чеботарева, статьями в разных периодических изданиях, архивами Св. Синода. А кроме того, и — устными рассказами жителей Задонска, Воронежа, Ельца и Ливен, что и придает повествованию Елагина неповторимое очарование первоисточника. Тем более, что заключительная часть, посвященная торжествам прославления святителя Тихона, отразила личные впечатления Николая Васильевича, бывшего непосредственным свидетелем совершавшегося в 1861 году в Задонске.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

1 Лебедев А., прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. Изд. 3. СПб., 1896, стр. III. 2 Сначала перечисляются издания (семь) полного собрания сочинений святителя, затем — отдельно изданные творения, которые располагаются в хронологическом порядке их издания, далее — произведения, письма, указы и резолюции святителя Тихона, помещенные в периодических изданиях. Отдельно перечисляются произведения святителя Тихона, изданные без указания года и места издания. В конце первого отдела помещены сочинения святителя Тихона, изданные в изложении и с примечаниями других авторов. 3 Этот отдел разделяется на шесть разделов: 1) отдельно изданные жизнеописания святителя Тихона; 2) жизнеописания, помещенные в житиях святых, месяцесловах и других изданиях; 3) статьи, очерки, заметки и проповеди о жизни и деятельности святителя Тихона; 4) литература о прославлении святителя и юбилейных торжествах в связи с этим; 5) биография лиц и описание монастырей, имевших отношение к жизни и деятельности святителя Тихона; 6) литература, содержащая отдельные сведения или упоминания о святителе Тихоне. 4 Записки Ефимова. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского, изд. 5. М., 1889. Приложение, стр. 45. Иван Ефимов, в монашестве Тихон, был келейником святителя Тихона и близким, доверенным его лицом. В своем завещании святитель поручил ему распорядиться своим имуществом и всеми сочинениями. После смерти святого отца он поступил в Усманский монастырь Воронежской епархии. Здесь он принял монашеский постриг и посвящен в священные степени диакона и иеромонаха. Впоследствии, уже в священном сане, он жил в Толшевском, затем в Акатовском монастыре в Воронеже, а с 1798 г. — в Новоспасском в Москве (Житие иже во святых отца нашего Тихона, еп. Воронежского и Задонского и всея России чудотворца. Изд. XI, Одесса. 1902, стр. III). 5 Записки Чеботарева. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского, изд. 5. М., 1889, приложение, стр. 47. Василий Иванович Чеботарев был жителем города Ельца, а с момента переезда святителя Тихона в Задонский монастырь — его келейником. После смерти св. отца он вернулся в г. Елец и вел одинокую благочестивую жизнь. Записки В. Чеботарева впервые были опубликованы в сокращении в журнале “Маяк” в 1845 г., а в 1861 г. — полностью в журнале “Православное обозрение”. С 1875 г. записки обоих келейников — И. Ефимова и В. Чеботарева — помещаются в приложении к творениям святителя Тихона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

Закрыть itemscope itemtype="" > На родине святителя Тихона Память 13/26 августа Марина Михайлова   15:02 26.08.2023 5066 Время на чтение 19 минут Фото: М.В.Михайловой, РНЛ Памяти раб Божиих Устинии, Татианы, Надежды Несколько лет назад петербургским иконописцем Ростиславом Гирвелем был создан новый образ святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Примечательно, что изограф не был знаком с прижизненными портретами святого ( Владимир Невярович. История одного портрета. К иконографии святителя Тихона Задонского : см. портреты 2, 3, 4), но созданный им лик оказался удивительно близок к ним. И главное, как свидетельствует один из монахов, насельников Задонского монастыря, созданная икона очевидно является духоносным ликом. Ко дню памяти святителя копии иконы были переданы в часовню свт.Тихона Задонского на его малой родине - в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии и в ближайшую обитель - Святоозерский Богородицкий Иверский мужской монастырь. Републикацию своего очерка «На родине святителя Тихона», написанного к 150-летию прославления святого, хотелось бы посвятить светлой памяти Татьяны Игнатьевны Григорьевой († 18 июня 2012 года), чьи детские воспоминания о насельницах Тихоновского Короцкого монастыря были использованы в материале. ...Многим я обязана этому доброму, мудрому человеку. Не имея в своей семье примера верующих родных, я обрела его в лице Татьяны Игнатьевны. Надо сказать, что люди, воспитанные в вере с рождения, заметно отличаются от нас, неофитов. Добродетели терпения, смирения, мирного духа, - то, о чем мы лишь рассуждаем, они являют воочию. Рассказы Татьяны Игнатьевны о сохранении веры в безбожные годы, ее молитвы и наставления, ее помощь всегда со мной. И сейчас звучит в душе ее ласковый, певучий голос... Татьяна Игнатьевна, ее мама Устинья Григорьевна Донкина, о набожности и благочестии которой даже неверующие отзывались с уважением, и многие-многие другие русские женщины - незаметные труженицы из сонма «белых платочков», чьими молитвами, трудами и заботами по сей день живет Россия. Вечная им память! М.Михайлова, РНЛ

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/24/...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла по окончании всенощного бдения в канун дня памяти святителя Тихона, Задонского чудотворца 26 августа 2010 г. 10:00 25 августа 2010 года, в канун дня памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение всенощного бдения в липецком кафедральном соборе в честь Рождества Христова. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью. Ваше Преосвященство, владыка Никон! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Олег Петрович, высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры! Хотел бы поблагодарить вас, владыка, за этот рассказ о жизни вновь созданной Липецкой епархии . Действительно, образование самостоятельной епархии стало важнейшим событием в жизни верующих людей этого благодатного черноземного края. Мы видим, как буквально за семь лет преобразилась в церковном отношении эта земля. Мы видим благолепные храмы, прекрасное епархиальное управление, хорошо организованную работу в области образования, с молодежью, с Вооруженными силами, со средствами массовой информации и многое другое. Я радуюсь возможности в юбилейный год 400-летия дивной Задонской Богородице-Рождественской обители посетить эту землю и поклониться ее святыням. Мой визит приурочен к памяти святителя Тихона Задонского — великого угодника земли нашей. Пример святителя, который жил в XVIII веке, обладает огромной притягательной силой для нас, живущих в XXI веке, особенно для пастырей. Сегодня за богослужением мы слышали Евангелие от Иоанна, которое полагается читать тогда, когда празднуется память святителей, — с замечательными словами о том, что «пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10, 11). А «наемник, который не есть пастырь», не заботится об овцах — он убегает, когда идут волки, и позволяет волку расхитить свою паству. На протяжении истории Церкви мы имеем несметное множество примеров искреннего пастырского служения, когда пастыри отдавали жизнь свою за народ. Совсем еще недавно, в тяжкие десятилетия XX века, многие из них взошли на крест, на Голгофу, став священномучениками и исповедниками. Но известно также, что как в те трудные годы, так и в годы сравнительного благополучия были среди пастырей и те, кто не был готов защищать паству свою от волков, стремящихся расхитить овец.

http://patriarchia.ru/db/text/1257962.ht...

Клин. Церковь Тихона, патриарха Всероссийского. Карта и ближайшие объекты Церковь Святителя Тихона Задонского построена в 1907 г. на территории тюремного замка, возведенного в 1860 г. по проекту В.О. Шервуда. Здание состоит из кубического основного объема, увенчанного одной луковичной главой на барабане, небольшой трапезной и колокольни с шатровым завершением. Основной четверик украшен рядом декоративных кокошников над карнизом. В 1920-х гг. церковь была закрыта, здание перестроено. В 1990-х гг. она восстановлена на средства прихожан. Клин. Церковь Святителя Тихона Задонского. B 1886 году в Клину было построено новое здание тюрьмы, в котором находилась домовая церковь в честь Святителя Тихона, епископа Воронежского и Задонского. Отдельное здание тюремного храма было построено в 1907 году. В исторических справках есть запись о том, что храм был заложен в честь избавления Его Императорского Величества Николая II от опасности в Японии. Храм был причислен к центральному Троицкому Собору г. Клина. B конце 1920-х годов храм постигла печальная участь - он был разрушен и осквернен. Бывшее здание тюрьмы было отдано под жилой дом, в 1960-х годах его приспособили под склад. В конце 1989 года, оба здания были возвращены Православной Церкви, тогда же, по благословению настоятеля храма, был создан клиросный хор и церковно-певческая школа. 17 января 1990 года было совершено его первое освящение. Он стал первым в мире храмом, освященным в честь исповедника XX века Патриарха Тихона. После реставрации основной части храма и устройства временного иконостаса. 30 сентября 1992 года храм был окончательно освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II и предстоятелем Американской автокефальной Церкви митрополитом Феодосием. B 1995 году в храме был освящен второй престол в честь Филарета Митрополита Московского и была создана иконописная школа – мастерская. К 1998 году была завершена архитектурная реставрация, как самого храма, так и здания бывшей тюрьмы, в стенах которого располагается духовно-миссионерский центр, и где осуществляются основные социальные и благотворительные программы православной общины.

http://sobory.ru/article/?object=01123

Содержание От издательства Предисловие автора Отдел первый I. Местность обители до ее основания II. Причины к основанию Задонской обители (XVII век) III. Подробности о прежней недвижимой собственности сего монастыря (до 1764 года) Отдел второй IV. Возобновление обители после пожара и период постепенного благоустройства и процветания оной (с 1693 по 1857 год) Краткая биография святителя Христова Тихона V. Название монастыря Отдел третий VI. Построение второго каменного соборного Владимирского храма, существующего ныне, и другие постройки, а также важные события этого времени (с 1845 по 1870 год) VII. Построение новой теплой Рождества Богородицы церкви и улучшение других монастырских зданий Отдел четвертый VIII. Богослужение IX. Местные праздники X. Крестные ходы XI. Ризница XII. Библиотека XIII. Архив XIV. Благотворительность монастыря XV. О посещениях монастыря Задонского Богородицкого высочайшими особами, а также и другими знаменитыми лицами Отдел пятый XVI. Иерархическая степень монастыря XVII. Настоятели монастыря XVIII. Способы содержания монастыря в прежнее и нынешнее время XIX. Монастырское кладбище и памятники XX. Эпилог Копии некоторых монастырских бумаг I. Письмо Имеретинской царицы Марии II. Копия указа о погребении тела святителя Тихона III. Бумаги, объясняющие обретение мощей и перенесение гроба Преосвященного Тихона IV. Копия донесений от жандармского полковника Арсения Федоровича Козлова его сиятельству г-ну шефу жандармов V. Копия предложения Высокопреосвященного архиепископа Воронежского Антония II ректору Воронежской семинарии архимандриту Симеону VI. Опись, учиненная священным одеждам святителя Тихона Воронежского и Елецкого по обретении и перенесении гроба его VII Рапорт арх. Серафима с братией о перенесении тела свт. Тихона VIII. Копия указа о возведении третьеклассного Задонского монастыря в первый класс Задонский летописец и его труды (Об авторе этой книги)     Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Тихон Задонский. Штрихи к биографии Родные и их потомки 24.09.2010 1249 Время на чтение 15 минут Прошло уже немало лет, как прославлен был в лике святых великий светильник Русской Православной Церкви, приснопамятный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, всея России чудотворец. Литература, посвященная свт. Тихону Задонскому, необыкновенно обширна и весьма разнопланова: от классической агиографии и научных трудов - до популярных брошюр для детского и народного чтения. Первым жизнеописателем свт. Тихона стал митрополит Киевский Евгений Болховитинов. В 1896 году, то есть спустя 13 лет после земной кончины свт. Тихона, им (тогда ещё префектом Воронежской семинарии Ефимием Алексеевичем Болховитиным) было издано «Полное описание жизни преосвященного Тихона, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей». Ему же принадлежит написание краткой биография свт.Тихона, которую вскоре перепечатали ряд авторитетных российских словарей и церковных биографических книг того времени. В дальнейшем наиболее полными сочинениями о святителе Тихоне явились труды: 1) Н.В.Елагина («Житие свт. Тихона», 1861, в последствие более 10 раз переизданное. Как считает ряд исследователей, Житие это было написано Елагиным совместно с профессором МДА П.С.Казанским, автором акафиста свт. Тихону Задонскому и последующей статьей о нем: «Труды св. Тихона 1-го, Епископа Воронежского, по управлению Воронежскою паствою», 1862); 2) книги протоиереев А.Лебедева (1865) и Н.Сергиевского (1898); 3) брошюра протоиерея В. Михайловского «Св. Тихон, епископ Воронежский и Задонский», составленная для народного и детского чтения; 4) жизнеописание свт. Тихона Задонского, составленное архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским) ( В книге «Русские святые», 1863). Однако эти авторитетнейшие издания, к сожалению, не содержат подробных сведений, касающихся семьи святителя Тихона. К примеру, нигде не обозначены в тех книгах точно даже имена всех братьев и сестёр святителя Тихона. Имеются и мелкие разногласия, касающиеся названия того места, где родился святитель (к примеру, оно именуется, то Корецк, то Короцк, то Короцко)...

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/25/...

Задонский летописец и его труды (Об авторе этой книги) Значение книги, предложенной вниманию современного читателя, как для истории Задонского Богородицкого мужского монастыря, так и самого города Задонска переоценить трудно. Во многом благодаря тому, что автор этого труда – иеромонах Геронтий – прекрасно знал материал, с которым работал: ведь от лет младых он пребывал на попечении здешних черноризцев, заботой которых и получил должное образование и воспитание не оставивших под спудом дарованных ему от Бога талантов. По сообщению о. Геронтия, родился он в бедной семье мещанина города Волхова Орловской губернии Михаила Кургановского. Произошло это в 1836 году, согласно его рукописной автобиографии, хранящейся в Российском государственном архиве древних актов. Во святом крещении нарекли новорожденного Гавриилом. В четырехлетнем возрасте мальчик лишился отца, а семья – кормильца. Так что изначальное образование, по собственным его словам, получал Гавриил Кургановский «на медные деньги»: в семь лет был отдан на обучение «книжной мудрости» Демьянычу – соборному дьячку. В 1846 году в связи с обретением нетленных мощей святителя Тихона, Чудотворца Задонского, многие поспешили в Богородицкий монастырь, надеясь, что совершится и прославление чтимого угодника. И матушка о. Геронтия, собрав котомку с небольшим количеством сухарей, отправилась в Задонск. Приложившись к мощам Задонского Чудотворца, мать с сыном уже думали собираться домой, но тут к ним подошли несколько монахов, заметивших как ладно мальчик подпевал монастырскому хору во время службы. Монахи предложил матери оставить мальчика в Задонске: «У твоего мальчика хороший голос, оставь его здесь, в монастыре: он будет полезен обители, а со временем, Бог даст, станет монахом и иеромонахом, будет молиться за тебя». Бедная женщина задумалась, но решиться сразу не могла, и обратилась за советом к местной подвижнице Матроне Наумовне Поповой, возглавлявшей сестричество, содержавшее странноприимный дом и взявшее на себя заботу о бедных и недужных паломниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Между тем, монастырь Задонский чудотворной иконой Богоматери, гробом святителя Тихона, святыми подвигами благочестивых мужей схимонаха Митрофана, затворника Георгия, иеросхимонахов Евсевия, Агапита и других привлекала издавна усердие богомольцев; особенно это христианское усердие и расположение посетителей к сей обители выразилось заметнее с 1780 года. А с этим заметнее становилось и благопроцветание самой обители – как в зданиях ее, так по преимуществу во внутреннем чиноположении и порядках в оной. Но при ограниченности третьеклассного штатного числа монашествующих все же нередко встречались затруднения в своевременном удовлетворительном отправлении богослужений по желаниям богомольцев. Для устранения такого недостатка в братии, а равно и для поддержания заведенного в обители благолепного богослужения, вдова штабс-ротмистрша Екатерина Семеновна Чебышева просила Святейший Синод увеличить число монашествующих, предложив при этом внести в Московский опекунский Совет на вечные времена в пользу Задонского Богородицкого монастыря 15714 руб. 28 3 / 4 коп. серебром. По всеподцанейшему о сем докладу г-на Обер-Прокурора Св. Синода о возведении третьеклассного Задонского Богородицкого монастыря в первый класс без увеличения производившегося ему дотоле из казны содержания в 3-й день февраля 1851 года Государь Император высочайше соизволил утвердить определение о сем Святейшего Синода 111 . Это происходило при епископе Воронежском и Задонском Парфении, при настоятеле монастыря архимандрите Серафиме; Торжественная молитва по сему случаю была вознесена накануне Благовещения 24 марта 1851 года. Впрочем, особенных отличий и преимуществ монастырь не получил, хотя некоторым настоятелям усвоялись и здесь личные права, выслуженные ими в других обителях. По преданию, здешний настоятель мантию имеет с красными гладкими бархатными скрижалями; посох с яблоками; перед началом литургии входит в алтарь Царскими вратами в мантии и епитрахили с пением «Достойно есть»; в литургии только «Приидите, поклонимся» поют на клиросе торжественней, и перводиакон при начале сего пения с Евангелием обращается к архимандриту; Царские врата не затворяются до причастна; по окончании литургии, когда настоятель разоблачается, поют «Ныне отпущаеши»; прочее все обыкновенное. С улучшением внутреннего положения Задонской обители и вообще с упорядочением экономических ее условий и численность братии монастырской постепенно увеличивалась. Из статистических сведений, взятых за 50 лет назад о численности монашествующих Задонского монастыря, видно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Ни во время обучения в Минской Духовной Семинарии (1947–1951 гг.), ни на лекциях в Московской Духовной Академии (1951–1955 гг.) я не слышал имени Задонского Затворника Георгия (1836). Увы! И потом нигде не встретилось это святое имя на моем трудовом пути. Привел меня к нему другой Великий Учитель нашей Святой Русской Церкви святитель Игнатий (Брянчанинов) . И вот каким образом: изучая эпистолярное наследие сего Славного Учителя, я в ряде мест встретил не просто советы, а настойчивые указания всем желающим знать духовное поприще читать письма Задонского Затворника. «Последняя книжка, – утверждает Святитель, – драгоценна. Она может быть очень полезной. Она одного духа и направления с сочинениями святителя Тихона Воронежского. Позволяю себе сказать, что она одного духа и с моими грешными писаниями, которые можно читать все: потому что в них объяснено, что идет для первоначального и что идет для преуспевшего» 2 . Эти архипастырские слова Богомудрого Учителя глубоко запали в мое сердце и не давали мне покоя: надо непременно найти творения Задонского Подвижника и познакомиться с их содержанием, а может быть, познакомить и других. Но осуществить запавшее мне в душу я не мог сразу – предстояло совершить многое-многое: не только изучить письма святителя Игнатия, но и творения святого праведного Иоанна Кронштадтского , и письма святителя Московского Филарета (Дроздова) . Как только я стал подходить к завершению «Поучительного слова» святого Филарета (по его письмам) – теплившийся внутри меня огонек превратился в пламень: пора приступать – и неотложно, ибо заканчивается библейский возраст моей жизни 3 ! Но здесь я допустил грубейшую, в плане духовном, ошибку: вопреки моему обычаю, которому следую строго, я приступил к работе, не испросив на сие Небесной Помощи – и тут же потерпел неудачу. Слава Тебе, Господи, слава Тебе, за то, что Ты сразу меня остановил и напомнил – с чего подобает начинать. Я помолился – и через секунд десять – пятнадцать(!) нашел то, откуда можно вести счет страниц нового труда: « Георгий, Затворник Задонский , 25 мая 1836 г. Димитр. 25 мая. Русские подвижники XIX в. Русск. Паломн. 1900 г. Июль» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010