Послушница Татиана вернулась домой и поселилась у сестры. В 1937 году молодой коммунист Кузнецов, снимавший в доме Грибковых комнату, донес на Татьяну властям, обвинив ее в том, что она не только «занимается кустарным ремеслом – стегает одеяла», но и принимает много народу, в том числе «монашескую публику», «имеет хорошие знакомства с высшим духовенством», и, уж совсем фантастическое обвинение, «у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю». Несмотря на показания лжесвидетеля, послушницу арестовали не сразу, а чуть позже. Татиана отрицательно отвечала на все обвинения на допросах и не признала себя виновной в контрреволюционной деятельности. Однако тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу именно за «антисоветскую агитацию». Послушницу Татиану расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и погребли в безвестной общей могиле 14 сентября 1937 года. Из жития этой святой мы можем вынести лишь косвенные сведения о ее характере и прожитой ей жизни. Она много лет провела в монастыре и горячо переживала за все, что происходило с духовенством и мирянами в годы гонений. Покинув разоренную обитель, она старалась сохранить уклад монашеской жизни в миру и, чтобы не стеснять родных, продолжала работать на дому. Пострадав на земле от жестокосердия ближних, послушница Татиана стяжала мученический венец из рук Спасителя. Читайте также — Верим, что по молитвам святой Татианы Господь избавит Отечество от мрака невежества! О мученице Татиане (Гримблит ) нам известно гораздо больше. В 2007 году наш сайт опубликовал статью , посвященную подвигу этой удивительной женщины. Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего, получила христианское воспитание в семье, а образование – в Томской гимназии. После кончины отца, сама едва окончив школу, она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи». Уже в этот момент будущая мученица проявила себя как подлинная Татиана, с самого начала жизни полагающая свой жизненный путь как подвиг помощи другим. Она осознанно выбрала самоотречение, посвятив себя исполнению заповедей Господних. В тяжелые годы гражданской войны и репрессий она постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их тем заключенным Томской тюрьмы, о которых больше никто не заботился. Татиана узнавала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, и тем передавала. Так она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири. За помощь узникам Татьяна сама неоднократно попадала в тюрьму по обвинени ю в контрреволюционной деятельности. Ее быстро отпускали из заключения, но такая подвижническая деятельность все больше и больше раздражала карателей и они стали собирать сведения для ее окончательного ареста.

http://pravmir.ru/tatyanin-den-25-yanvar...

Данный оттенок заметно " сгущается " вследствие того факта, что в " Речи " Татиана нигде не упоминается о Христе, а поэтому христология, в собственном смысле слова, здесь практически отсутствует. Это даже дало повод некоторым исследователям называть богословие Татиана " христианством без Христа " (Elze M. Op. cit., S. 105). Впрочем, следует признать, что такая характеристика вряд ли справедлива, ибо она не учитывает апологетический жанр произведения. Кроме того, косвенные намеки на христологию в произведении Татиана все же существуют, ибо он говорит о " пострадавшем Боге " (του πεπονθτος θεο; Речь 13) и о том, что " Бог родился в образе человека " (Речь 21). Что же касается непосредственно учения о творении мира, то оно у Татиана выдержано, в общем, вполне в русле православной традиции. По его словам, Слово, рожденное (γεννηθες) в начале, создало для Самого Себя материю. Эта материя не была " безначальной, " подобно Богу, и не являлась " равной по силе " (ισοδναμος) Ему, а сотворена единым Творцом всего. Сам акт творения Татиан мыслит как бы происходящим в два этапа: сначала Аогос создал " из ничего " материю, которая была " безвидной и не имеющей предела " (απορον και σχημτιστον); затем произошло " разделение " (διαιρεσιν), т.е., вероятно, " дифференциация " материи на различные элементы, после чего тварное бытие предстало " украшенным и благоустроенным " (κεκοσμημνον και ευτακτον; Речь 12). Хотя для обозначения акта творения Татиан использует глагол προβλλω (апологет говорит, что материя " произведена Богом " - πο του θεο προβεβλημνην), имеющий " еретические ассоциации " (в некоторых гностических сектах данный глагол обозначал " эманации " ), но его учение здесь вполне ортодоксально, ибо указанный глагол имеет у Татиана смысл " творения из ничего " (См.: May G. Schopfung aus dem nichts: Die Entstehung der Lehre von der creatio ex nihilo, - Berlin; N.Y., 1978. - S. 152-155). Пневматология и антропология. Эти два аспекта миросозерцания Татиана тесно взаимосвязаны, и здесь встречаются идеи, не совсем обычные для богословия православных отцов Церкви (Анализ их см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

эллинском. - А. С). учении (παιδευθες δε πρτον μεν τα υμτερα), а затем - в том, которое я сейчас открыто проповедую " (Речь 42) (Текст речи Татиана мы приводим по указанному изданию " Библиотеки греческих отцов " (см. примеч. 2 на с. 160). Древнехристианские писатели - Климент Александрийский, св. Епифаний Кипрский и блаж. Феодорит Кирский - называют Татиана " сирийцем " (о Συρος или Συρος το γνος). Судя по высказываниям как самого Татиана, так и христианских писателей, родился он в области, расположенной к востоку от реки Тигр. Установить дату рождения Татиана, даже приблизительную, весьма сложно, но, скорее всего, он был моложе св. Иустина, а поэтому, вероятно, нужно ориентироваться на первые два десятилетия II в. Его родители говорили на сирийском языке. Несмотря на " сирийское " происхождение, Татиан получил вполне приличное для того времени " эллинское " образование и для совершенствования в нем много путешествовал. Сам он говорит: " я много путешествовал по многим странам, был учителем вашей софистики (σοφιστεσας τα υμτερα), знакомился со многими искусствами (τχναις) и изобретениями " (Речь 35). Любознательность Татиана простиралась и на сферу религии. Одно его замечание предполагает, что он был посвящен и в языческие мистерии, ибо говорит, что " участвовал в мистериях (μυστηρων μεταλαβων) и испробовал все [виды] богопочи-тания " (πασι θρησκεας δοκιμσας; Речь 29). Духовный путь Татиана во многом аналогичен пути св. Иустина и некоторых других греческих апологетов, и для него, также как и для них, характерен напряженный поиск высшей Истины: " я углубился в самого себя и исследовал, каким образом могу найти истину " (Речь 29). Столь напряженный поиск высшей Истины и привел его в конечном итоге к христианству. Свое обращение Татиан описывает так: " В то время как я усердно размышлял над этим, мне попались некие варварские книги, которые древнее эллинских учений и столь божественны, что нельзя сравнить их с заблуждением эллинов. И я поверил этим книгам вследствие непритязательности выражений, безыскусственности изрекающих, удобопонятности [объяснения] всего творения, предвидению будущих событий, необычайной возвышенности нравственных заповедей и учению о едином Властителе всего (των λων το μοναρχικν).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Данный оттенок заметно «сгущается» вследствие того факта, что в «Речи» Татиана нигде не упоминается о Христе, а поэтому христология, в собственном смысле слова, здесь практически отсутствует. Это даже дало повод некоторым исследователям называть богословие Татиана «христианством без Христа» (Elze M. Op. cit., S. 105). Впрочем, следует признать, что такая характеристика вряд ли справедлива, ибо она не учитывает апологетический жанр произведения. Кроме того, косвенные намеки на христологию в произведении Татиана все же существуют, ибо он говорит о «пострадавшем Боге» (του πεπονθτος θεο; Речь 13) и о том, что «Бог родился в образе человека» (Речь 21).    Что же касается непосредственно учения о творении мира, то оно у Татиана выдержано, в общем, вполне в русле православной традиции. По его словам, Слово, рожденное (γεννηθες) в начале, создало для Самого Себя материю. Эта материя не была «безначальной», подобно Богу, и не являлась «равной по силе» (ισοδναμος) Ему, а сотворена единым Творцом всего. Сам акт творения Татиан мыслит как бы происходящим в два этапа: сначала Аогос создал «из ничего» материю, которая была «безвидной и не имеющей предела» (απορον και ασχηματιστον); затем произошло «разделение» (διαιρεσιν), т.е., вероятно, «дифференциация» материи на различные элементы, после чего тварное бытие предстало «украшенным и благоустроенным» (κεκοσμημνον και ευτακτον; Речь 12). Хотя для обозначения акта творения Татиан использует глагол προβαλλω (апологет говорит, что материя «произведена Богом» — πο του θεο προβεβλημνην), имеющий «еретические ассоциации» (в некоторых гностических сектах данный глагол обозначал «эманации»), но его учение здесь вполне ортодоксально, ибо указанный глагол имеет у Татиана смысл «творения из ничего» (См.: мая G. Schopfung aus dem nichts: Die Entstehung der Lehre von der creatio ex nihilo, — Berlin; N.Y., 1978. — S. 152—155).     Пневматология и антропология.    Эти два аспекта миросозерцания Татиана тесно взаимосвязаны, и здесь встречаются идеи, не совсем обычные для богословия православных отцов Церкви (Анализ их см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Трудно установить хронологию деятельности Татиана. По Харнаку год написания его Апологии не должен быть позже 165 г. Функ относит её ко временам позднейшим. Барденхевер помещает её между 163 и 167 гг. Барди относит её к 168—170 гг. По Попову вопрос решается так: в 19-й главе Апологии автор, говоря о Крескенте, упоминает также и св. Иустина Философа, как бы ещё в живых. Евсевий же передает слова Татиана в таком виде, что смысл получается обратный. Если стать на сторону Евсевия, то год написания Апологии должен быть признан 165 г. Но с другой стороны, в произведении Татиана нет следов литературного влияния Иустина, что, при близких отношениях, в которых эти писатели находились, надо объяснить так, что обе Апологии написаны почти одновременно. Затем, упоминая о перегрине Протее, Татиан ничего не говорит о его самосожжении на олимпийских играх 165 г. Кроме того, автор говорит только об одном царствующем императоре, а не о двух соправителях. Марк Аврелий правил совместно с Люцием Вером с 161 по 168 гг. Следовательно, Апологию надо отнести к царствованию Антонина Пия, т. е. до 161 г. Татиан много путешествовал. Апология должна была быть написана вне Рима, ибо о римских обычаях автор говорит своим слушателям как о вещах им неизвестных. Рим для него «город Ромэев» (гл. 35) или «великий город» (гл. 19). Статуи «от вас (т. е. от Эллинов) принесены римлянам.» Попов предполагает местом написания Грецию. Цан считает, что следующие события жизни Татиана шли быстро одно за другим: приезд в Рим, знакомство с Иустином, встреча с циником Крескентом и козни этого последнего против Татиана, отъезд и Рима, написание Апологии . После этого Татиан снова возвращается Рим, остается слушателем Иустина до его смерти и сам действует в Риме как учитель христианства. По словам св. Иринея Лионского он потом αποστας της εκκλησας , открывает свой собственный διδασκαλεον . Это должно было быть около 172 г. Свои энкратистские идеи Татиан должен был уже давно носить в себе О них говорит Ириней как об унаследованных от Саторнила и Маркиона. Diatessaron , по Харнаку, составлен от 172 до 180 гг. и написан по его отъезде из Рима. Год смерти Татиана не известен. Некоторые предполагают, что это было после 183 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

Тогда душа моя, став вразумленной Богом (εο-ου), поняла, что учения эллинов ведут к [вечному] осуждению, а эти варварские книги расторгают рабство, которое [царствует] в мире, отделяют нас от властителей [тьмы] () и бесчисленных тиранов " (Речь 29). Вероятно, само обращение Татиана произошло в Риме, куда он прибыл в поисках Истины. Можно предполагать, что после обращения Татиан познакомился со св. Иустином, который стал его наставником. Во всяком случае, св. Ириней Лионский называет Татиана " слушателем " (ο), а Евсевий - " учеником " () св. Иустина. По всей видимости, в Риме Татиан входил в круг учеников святого учителя, и после его мученической кончины продолжал дело св. Иустина, возглавив " школу христианского любомудрия, " которую тот основал. У Евсевия (Церк. ист. V, 13) есть краткое сообщение, что Родон, уроженец Азии, учился в Риме у Татиана. Однако трудно сказать, сохранялась ли преемственность " школьной традиции " между преподаванием св. Иустина и Татиана, и если сохранялась, то в чем конкретно она заключалась. Согласно св. Иринею (Против ересей I, 28, 1), после кончины св. Иустина Татиан " отпал от Церкви и, возбужденный мыслью быть учителем, как превосходнейший пред другими, составил свой образ учения. Он баснословил, подобно валентинианам, о каких-то неведомых зонах, объявлял, подобно Маркиону и Сатурнину, брак растлением, и сам от себя отрицал спасение Адама. " Некоторые исследователи находят следы влияния гностических (валентинианских) идей на миросозерцание Татиана уже в тот период его жизни, когда он еще находился в лоне Церкви (См.: Grant R. . After the New Testament. - Philadelphia, 1967. - P. 208-213), однако с уверенностью это утверждать трудно. Безусловно, разрыв Татиана с Церковью не мог случиться в одночасье и, скорее всего, имел достаточно продолжительную предысторию, но для суждения об эволюции взглядов этого христианского писателя мы не обладаем достоверными и твердыми источниками. Известно только, что он стал одним из основателей еретической секты энкратитов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

Данный оттенок заметно " сгущается " вследствие того факта, что в " Речи " Татиана нигде не упоминается о Христе, а поэтому христология, в собственном смысле слова, здесь практически отсутствует. Это даже дало повод некоторым исследователям называть богословие Татиана " христианством без Христа " (Elze M. Op. cit., S. 105). Впрочем, следует признать, что такая характеристика вряд ли справедлива, ибо она не учитывает апологетический жанр произведения. Кроме того, косвенные намеки на христологию в произведении Татиана все же существуют, ибо он говорит о " пострадавшем Боге " (ου εοο εο; Речь 13) и о том, что " Бог родился в образе человека " (Речь 21). Что же касается непосредственно учения о творении мира, то оно у Татиана выдержано, в общем, вполне в русле православной традиции. По его словам, Слово, рожденное (εε) в начале, создало для Самого Себя материю. Эта материя не была " безначальной, " подобно Богу, и не являлась " равной по силе " (οο) Ему, а сотворена единым Творцом всего. Сам акт творения Татиан мыслит как бы происходящим в два этапа: сначала Аогос создал " из ничего " материю, которая была " безвидной и не имеющей предела " (οο ο); затем произошло " разделение " (ε), т.е., вероятно, " дифференциация " материи на различные элементы, после чего тварное бытие предстало " украшенным и благоустроенным " (εοο ευο; Речь 12). Хотя для обозначения акта творения Татиан использует глагол ο (апологет говорит, что материя " произведена Богом " - ο ου εο οε), имеющий " еретические ассоциации " (в некоторых гностических сектах данный глагол обозначал " эманации " ), но его учение здесь вполне ортодоксально, ибо указанный глагол имеет у Татиана смысл " творения из ничего " (См.: May G. Schopfung aus dem nichts: Die Entstehung der Lehre von der creatio ex nihilo, - Berlin; N.Y., 1978. - S. 152-155). Пневматология и антропология. Эти два аспекта миросозерцания Татиана тесно взаимосвязаны, и здесь встречаются идеи, не совсем обычные для богословия православных отцов Церкви (Анализ их см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

Живой ум Татиана сразу же постиг громадную разницу между этой литературой и той, с которой он раньше был знаком. Его критическая мысль была восхищена их простотой и естественной правдивостью и пленена их глубоким содержанием. Он изучил их и обратился к Христианству. С этого времени Писание сделалось его главным руководителей; на основании его он пытался впоследствии доказать и свои заблуждения. Это сообщение Татиана о своем обращении не исключает того естественного предположения, что с христианами и отчасти с Христианским учением он был знаком и раньше, и что их высоконравственная жизнь, их целомудрие и мужество пред лицом смерти исполняли его уважением и изумлением пред новой религией (сравн.: Orat., 32–33). Татиан не говорит ничего о каком-нибудь христианском миссионере, который помог ему выйти на истинный путь, как будто он сам пришел к познанию суетности Греко-Римской культуры и языческой религии. «Я не стараюсь, – говорит он, – подтверждать свои мысли чужими мнениями, но излагаю то, что сам видел и узнал» (35). Но такая помощь несомненно была, только мы не знаем, в какой мере и в какой момент внутренней борьбы Татиана она была подана ему. Ириней называет его слушателем Иустина (Adv. haer., 1, 28, 1), а Евсевий – учеником ( μαθητς, Hist. eccl., 4:29, 1; сравн.: Epiphan., Haer. 46, 1). Речь может быть только о научении в Христианстве. Сам Татиан в своей Апологии свидетельствует о своем высоком уважении к Иустину, когда называет его достойным величайшего удивления ( θαυμασιτατος ουστι νος, 18). Так как Иустин имел школу в Риме, то можно думать, что и обращение Татиана в Христианство последовало в Риме. Разрыв с язычеством был полный и окончательный: «я распростился и с Римским высокомерием и с холодным афинским красноречием, с различными учениями и принял нашу варварскую философию» (35). Воспоминания об язычестве и языческой культуре исполнены горечи и отвращения: оно сделалось для него олицетворением противоречий, лжи и безнравственности. Что касается хронологических данных относительно времени рождения и обращения Татиана, то они не могут быть установлены с точностью. В гл. 19 Татиан пишет: «Крескент – презритель смерти – так боялся ее, что старался причинить смерть, как зло, Иустину, а также и мне, за то, что он, проповедуя истину, обличал философов в сластолюбии и лжи». Сопоставление этих слов со второй Апологией Иустина (3) показывает, что во время прений Иустина с Крескентом Татиан стоял в близких отношениях к Иустину и принимал, вероятно, деятельное участие в этих спорах, почему Крескент свое озлобление и козни против Иустина распространял и на Татиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Где произошло отпадение Татиана от Церкви – в Риме, или уже на Востоке, куда он удалился потом, – мы не знаем. Большей частью полагают, что это случилось в Риме, и этим объясняют, почему он оставил столицу империи, но можно думать, что его вынудило к удалению из Рима подозрительное отношение к нему, и он ушел, не доводя своих разногласий с представителями римской Церкви до формального столкновения. Местом последующей деятельности Татиана, по свидетельству Епифания, был Восток – Месопотамия, вероятно Эдесса. Следовательно, он удалился на родину, где надеялся найти более благоприятные для себя условия. Здесь он основал школу, которая потом нашла приверженцев в сирийской Антиохии, даже в Киликии и особенно в Писидии. Можно думать, что на Востоке же он и окончил свою жизнь, но неизвестно, когда и где. Литературная деятельность Татиана. «Речь к эллинам»   Евсевий говорит, что « Татиан оставил значительное число сочинений, но из них особенно и многими приводится его [знаменитое] сочинение «Против эллинов», в котором он, упомянув о временах древних, доказывает, что Моисей и еврейские пророки древнее всех знаменитых мужей эллинских. Это сочинение, кажется, лучше и полезнее всех его сочинений» (Hist. eccl. IV, 29.7). Это последнее произведение Татиана, восхваляемое Евсевием, и является, собственно, единственным источником для суждения о литературной деятельности Татиана. Сохранением этого произведения мы обязаны известному кодексу Арефы 914 г. (Cod. Parisinus 451); но листы этого сборника произведений апологетов, заключающие апологию Татиана, в XII–XIV в. были вырваны, и в настоящее время «Речь к эллинам» (Λγος προς «Ελληνας, Oratio ad Graecos) известна из трех списков этого кодекса XI и XII в.: Cod. Marcianus, Cod. Mutinensis и Cod. Parisinus 174. Текст во многих местах испорчен, и этим значительно усиливается темнота речи, и без того неясной. Произведение состоит из 42 глав и начинается ex abrupto энергичным обращением к язычникам: «Не будьте, эллины, враждебно расположены к варварам и не питайте ненависти к их учениям» (cap. 1). Под «варварами» Татиан разумеет христиан; христианское нравственное учение он называет «варварским законодательством» (cap. 12), библейские писания называет «варварскими писаниями» (cap. 29), христианство вообще называет «варварской мудростью» и «варварской философией» (cap. 31; 35 et al.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Иустина как писателя Основные черты учения св. Иустина   Татиан   Сведения о жизни Татиана   Литературная деятельность Татиана. «Речь к эллинам»   Место и время написания апологии Татиана   Важнейшие положения богословия Татиана   Литературные особенности апологии Татиана   «Диатессарон»   Несохранившиеся произведения Татиана   Мильтиад Аполлинарий Иерапольский Св. Мелитон, еп. Сардийский   Афинатор философ «Прошение о христианах»: время происхождения и содержание апологии   «О воскресении мертвых»   Автор «Прошения о христианах» и трактата «О воскресении мертвых»   Характеристика Афинагора как писателя и богослова   Св. Феофил Антиохийский   Древние известия о литературной деятельности Феофила   Три книги «К Автолику»   Время написания трех книг «К Автолику»   Автор трех книг «К Автолику»   Другие произведения Феофила, не сохранившиеся до нашего времени   Характеристика Феофила Антиохийского как писателя и богослова   «Послание к Диогнету»   Содержание «Послания к Диогнету»   Вопрос о подлинности 11 и 12 глав   Вопрос об авторе послания и времени его происхождения   Богословский и литературный характер послания   Ермий философ   Минуций Феликс   Содержание апологии   Автор апологии   Время жизни автора «Октавия»; время происхождения этой апологии и отношение ее к «Апологетику» Тертуллиана   Сочинение De Fato   Литературный и богословский характер «Октавия»   Общий взгляд на богословское учение апологетов II века   Взгляд апологетов на отношение христианства, язычества и иудейства   Учение апологетов о Боге   Учение апологетов о Логосе   Учение апологетов о Св. Троице   Христология апологетов   Сотериология апологетов   Антропология апологетов   Учение апологетов об ангелах и демонах   Эсхатологическое учение апологетов   Культ христиан   II. Антигностическая письменность II века Общий характер и существенные пункты гностического учения и вытекающие отсюда задачи церковных писателей-антигностиков   Древнейшие антигностики до Иринея   Игизипп   «Памятные записки» (Υπομνματα) Игизиппа; содержание и характер произведения   Вопрос о составленном Игизиппом каталоге римских епископов   Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010