в) Тайная вечеря. ( Ин.13:21–32 ; Мк.14:18–21 ; Мф.26:21–25 ; Лк.21:22–23 ). Наступил час вкушать пищу. Христос говорит Ученикам: «Очень желал Я есть эту (последнюю) пасху с вами прежде Моего страдания». Затем Христос взял обычную, общую чашу, и воздавши хвалу Богу, сказал: «Примите её и разделите между собою. Сказываю вам, что отныне Я не буду пить от плода виноградного, пока не придет Царствие Божие». Ученики стали пить из чаши. Христос задумался, молчал и, предвидя, что Его собеседник предаст Его, возмутился духом. Вслед за чашею началось обыкновенное вкушение пищи, Христос с скорбью при этом сказал: «Истинно говорю вам: один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня». Ученики изумились; от слов Христа опечалились, стали озираться друг на друга; все (кроме одного из них – Иуды) недоумевали: ужели найдется между ними кто-нибудь такой злой и неблагодарный. Осмелились спросить Самого Господа, кто этот из них предатель. «Не я ли, Господи? Не я ли?» раздались в горнице голоса учеников, Христос на эти расспросы тихо, ясно, прямо говорит любимому Своему ученику Иоанну: «Из вас (двенадцати) предаст Меня тот, кто теперь со Мною обмакивает в блюдо, и кому Я, обмакнувши кусок хлеба подам его». Такой кусок подал Господь Иуде. В Иуду вошел сатана. После этого Иуде уже невыносимо было долее оставаться в обществе святых и чистых, добрых душ, Свет и тьма не бывают вместе. Христос: жалея Иуду, но не стесняя его свободы, сказал ему: «Что делаешь, делай скорее (что затеял; кончай скорее). Иуда встал и вышел. Была уже темная пора: была глубокая темная ночь. Ночь была в природе. Ночь вокруг Иуды, ночь в нем самом; ужасная тьма в его сердце, и ни малейшего в нем мерцания благодарности, истины и любви. «Горе, горе тому – человеку, которым предается Сын человеческий. Ах! лучше бы не родиться человеку тому! Впрочем Сын человеческий отходит по предназначению, как написано об Нем». Лишь только Иуда вышел из Сионской горницы, Христос сказал: «Ныне прославился Сын человеческий и прославился в Нем Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

В таком случае все мысли о недостоинстве причащения уместны вовсе не потому, что кто-то из нас подходит к нему каждый раз с какими-то мелкими грешками, а по той самой причине, что мы не реализуем это общение в диаконии ближним, к которому нас призвал Господь! Собираясь каждый раз вместе в храме, составляем ли мы реальное тело Христа, где каждый член сообщается с другими и поддерживает их, а они его, и все они омываются одной и той же Кровью Господней? Вот в чем главный вопрос! А неуклонный призыв «примите, ядите» обращен, разумеется, вопреки нашему всеобщему недостоинству и неверности – Христос-то нам остается верным до конца. Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы (Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой) на горнем месте высокими умы (на высоком месте с возвышенными мыслями), вернии, приидите, насладимся, возшедша слова, от Слова научившеся (высочайшее слово услышав от Слова), Егоже величаем (ирмос 9-й песни канона Вел. Четверга). Эта Тайная Вечеря как пасхальная трапеза, совершенная с апостолами, скорее всего, заранее (по евангелисту Иоанну), где среди учеников Христа нет заколотого пасхального Агнца, но сам «Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира» будет заклан несколькими часами позднее, — предвкушение того нескончаемого пира в Чертоге Бога, который еще только должен открыться. «И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22, 29-30). И не только на литургии Великого Четверга , но абсолютно на каждой, в священническом Служебнике в благодарственных молитвах по причащении дано одно из пасхальных песнопений, относящихся к Воскресению: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дне Царствия Твоего». Читайте также: Первые дни Страстной: не поддаваться желудку Страстная седмица: календарь Когда Христос идет на смерть — хороших нет! (+ аудио) Как провести Страстную седмицу

http://pravmir.ru/pasxa-stradanij/

В тексте Евангелия от Иоанна, где описывается Тайная Вечеря, Христос говорит Иуде слова, о которых сам евангелист свидетельствует, что «никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему» (Ин. 13, 28), а именно: «что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27). Хотя со времени этого знакового события евангельской истории прошло почти две тысячи лет, многие христиане согласятся, что, по крайней мере психологически, эта фраза остается нам непонятной. В наши дни находится немало людей, которые на основании этой краткой фразы, произнесенной Спасителем, делают выводы, что «Иуда Искариот был не предателем Иисуса Христа, а посвящённым исполнителем пророчества», «Иуда просто выполнял свою миссию, свою роль в череде событий» и т.д. и т.п. Но если мы хотим оставаться в пределах православного вероучения, мы не можем согласиться с толкованием, в котором евангельская история трактуется как некая грандиозная постановка, и каждому актеру в ней отводится своя роль, исполняя которую он делает личный вклад в спасение человечества. Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст, опровергая подобные взгляды: «Но иной скажет: если написано, что Христос так пострадает, то за что же осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с тою мыслию, а по злобе. Если же ты не будешь обращать внимания на намерения, то и дьявола освободишь от вины. Но нет, нет! И тот, и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу. Что же, – спросишь ты, – если бы Иуда Его не предал, то не предал ли бы другой? Какое же отношение имеет это к настоящему предмету? Такое, скажешь, что если Христу надлежало быть распяту, то нужно было, чтобы это совершено было кем-либо; если кем-либо, то, конечно, таким человеком. Если бы все были добры, то не исполнено бы было строительство нашего спасения. Да не будет! Сам Всемудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и так было, потому что премудрость Его велика и непостижима. Поэтому-то, чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем домостроительства, Христос и называет его несчастнейшим человеком» .

http://pravoslavie.ru/120780.html

В этом последнем мы имеем не только злоупотребление властью, юридическое убийство, но и правомерную самооборону Ветхого против Нового: summum ius summa iniuria (высшее преступление – высшее наказание (лат.) – Прим. ред.). Исповеданием Своего мессианства перед архиереями Ветхого Завета Христос произносил Себе осуждение на смерть, которое и не замедлило прийти со стороны торжествовавших его врагов... «Все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать его смерти; и, связав его, отвели и предали Понтию Пилату, правителю» ( Мф.27:1–2 ), 197 потому что без утверждения римской власти сами они не имели права вынести смертный приговор. Перед игемоном же они обвиняли Христа, конечно, уже не в религиозном, но политическом преступлении. Чтобы быть понятными и убедительными для него, они воспользовались орудием клеветы и политического доноса: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» ( Лк.23:2 ), это и явилось формальным предлогом для приговора. «И была надпись вины Его: Царь Иудейский» ( Мк.15:26 ). «Тогда Иуда, предавший его, увидел, что Он осужден» ( Мф.27:3 ). Что Иуда пережил за эту ночь и что открылось пред ним? Не пытаемся передать мучения любви, которые испытывал предатель, видя терзания и поношения, которым подвергался Учитель от сонмища иудейского. Но в этих мучениях раскрывалась для Иуды та истина, которая в нем затмилась, и рассеивалось наваждение сатанинское, жертвой которого он стал. Иуда услышал из уст Иисуса перед лицом Ветхозаветной Церкви (хотя и представшей в образе Анны и Каиафы) торжественное исповедание, что Он есть Христос, Сын Бога Живаго. Это – то самое исповедание, которое было произнесено апостолом Петром от лица всех учеников, в том числе и Иуды, и о котором Он сказал, что открыл его Петру Сам Отец Небесный. И это исповедание все время звучало вокруг Него, из уст бесноватых, из уст самарянки и Нафанаила. Но оно порой так мучительно затмевалось в Иуде находящими сомнениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Великая тайна совершилась! Хлеб и вино стали истинными Телом и Кровию Спасителя. Всемогущество Божие незримыми для человека путями совершило эту тайну – бренными руками иерея! На святом престоле уже не образ и не вид, но самое истинное Тело и самая истинная Кровь Христовы. По Божиему смотрению не изменился вид и вкус хлеба и вина, чтобы быть снедью человеку, но это уже не хлеб и не вино, а Тело и Кровь Христовы, это Сам Христос Спаситель. И безмолвно, в страхе и благоговении повергаются священнослужители ниц перед престолом, говоря в себе: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». За ними повергается ниц и весь верующий народ и тоже повторяет молитву благоразумного разбойника. В католических костелах в этот торжественный и великий момент звонит колокольчик, и по его звону вся церковь падает на колени, поклоняясь Христу. У нас этот обычай не усвоен, но христиане должны знать, что совершается во время пения «Тебе поем». Конец этой песни должен заставать всю церковь непременно на коленях. Молитвы пред Святыми Дарами Тайная Вечеря совершена. Вы помните, дорогие братия, что Христос с Апостолами воспели псалмы и вышли на гору Елеонскую. С этого момента до момента взятия Спасителя воинами Он все время молился. И прежде всего нам вспоминается чудная первосвященническая молитва Иисуса Христа, в которой Его любящее сердце обнимало весь мир, всех верующих в Него, не только тех, которые жили тогда, но и всех, которые когда-либо будут жить на земле. Никогда не забыть христианину этой проникнутой неземной любовью молитвы: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня... Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою ( Ин. 17:11, 17:20–21:24 ). Могла ли Церковь забыть эту дивную молитву, могла ли она в своей Литургии опустить ее без внимания? И вот, по освящении Святых Даров, по совершении Тайной Вечери, вспоминая эту молитву, Святая Церковь влагает в уста священника молитву о всех без исключения верующих в Иисуса Христа, заставляет священника молиться такой же дивной молитвой, которой некогда молился Христос. И коленопреклоненный пред Святыми Дарами, когда еще не успели замолкнуть звуки торжественного гимна «Тебе поем», священник молится: «Господи, сподоби нас причаститься Тебя в отрезвление нашего духа, в оставление грехов, в соединение со Святым Духом, в воспоминание Твоего Царства, в дерзновение к Тебе в молитве, не в суд или осуждение. Еще приносим Тебе словесное служение, свою молитву (о всех уверовавших в Тебя ради слов Твоих Апостолов), о в вере почивших праотцах, отцах, патриархах, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, воздержниках, и о всякой душе праведной, в вере скончавшейся».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Великий Четверток Страстной седмицы Великого Поста Воспоминание Тайной вечери И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Мф. 26, 26–28 Тайная вечеря. Фреска 1312 г. Кафоликон Ватопедского монастыря. Афон    В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12–17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. Таинство святого причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, с первых времен до настоящих непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской. На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому.

http://pravoslavie.ru/1698.html

Версия Матфея почти полностью совпадает с версией Марка ( Мф.26:21–24 ). Однако в конце рассказа Матфей добавляет деталь, которая у Марка отсутствует: При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал ( Мф.26:25 ). Оба евангелиста свидетельствуют о том, что в трапезе принимали участие только двенадцать апостолов: не упоминаются ни какие-либо иные ученики, ни женщины, которые нередко прислуживали за столом. Вопрос учеников не я ли? отражает страх каждого из них оказаться невольным предателем. Ни один из них не имеет того намерения, которое созрело у Иуды, но они боятся не выдержать испытаний. Иисус, опуская кусок хлеба в блюдо с соусом вместе с предателем, указывает на него ученикам. При этом Он говорит страшные слова о том, что лучше было бы такому человеку вообще не родиться. Тем самым, полагает Златоуст, Учитель хотел «исправить предателя», «привести его в больший стыд и возбудить в нем доброе расположение». 199 Можно, впрочем, полагать, что слова Учителя скорее имели целью напугать предателя и тем самым остановить от совершения задуманного. У Луки предсказание о предательстве следует за рассказом о благословении Иисусом хлеба и вина. Согласно этому евангелисту, преломив хлеб и преподав ученикам чашу, Иисус затем говорит : И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. Тогда, по свидетельству евангелиста, они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает ( Лк.22:21–23 ). Наконец, наиболее подробно предсказание Иисуса о предательстве Иуды описано в Евангелии от Иоанна. Здесь наставление Иисуса после умовения ног завершается следующими словами: Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня ( Ин.13:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Верую, Господи, что Ты – Христос, Сын Божий!» – отвечала Марфа. У дома Лазаря стояла большая толпа его друзей, пришедших из Иерусалима высказать своё сочуствие сёстрам его. Вышла навстречу и Мария, упала к ногам Иисуса, плача и повторяя: «Господи, если бы Ты был здесь, то не умер бы брат мой!» «Где вы положили его?» – спросил Иисус. Иисусу показали пещеру, где похоронили Лазаря. Иисус повелел отодвинуть камень от входа в пещеру. «Господи, – сказала Марфа, – уже четыре дня,как он во гробе». Иисус помолился и воскликнул громким голосом: «Лазарь! Выйди вон!» И тотчас встал умерший, весь обвитый погребальными пеленами, и вышел из пещеры. Многие из присутствующих при этом иудеев уверовали в Иисуса Христа. Некоторые вернулись в Иерусалим и рассказали фарисеям о том, что видели. Те, опасаясь, чтобы народ не веровал в Иисуса Христа, собрали совет, на котором решили убить Его. Один из учеников Христа, Иуда Искариот, пришёл к фарисеям и предложил выдать им Иисуса Христа за тридцать серебряных монет. Они приняли его предложение. В праздники собиралось в Иерусалим много народа, и фарисеи опасались, что народ взбунтуется против них, если они причинят зло Иисусу Христу. Въезд в Иерусалим Вскоре после воскрешения Лазаря Христос отправился в Иерусалим, как всегда, в сопровождении учеников и большой толпы народа. Вблизи Иерусалима Он остановился и сказал двум Своим ученикам: «Пойдите в ближайшее селение, там найдете привязанного молодого осла, на которого ещё никто не садился. Возьмите его и приведите сюда». Ученики привели осла и покрыли его. Иисус Христос сел на него и направился в Иерусалим. Множество народа вышло Ему навстречу. Народ расстилал перед Ним свои дорогие одежды, многие украшали путь цветами и пальмовыми ветвями. Встречали Христа возгласами: «Богославен идущий во имя Господне!». Улицы города были переполнены народом. Не знавшие Иисуса спрашивали: «Кто это?». Знавшие отвечали: «Это Иисус, пророк из города Назарета». Иерусалимский храм в то время был запущен. В нём продавали и покупали, меняли как на торжище. Иисус Христос изгнал торжников из храма. Фарисеи хотели тут же схватить Его, но побоялись, видя, какой любовью народа Он окружён. Тайная вечеря

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Можно сказать, что, в глубочайшем смысле, «Преломленное Тело и пролитая Кровь», о которых говорил Христос Своим ученикам на Тайной Вечере, не были просто предвкушением и предчувствием – Его Креста, гроба, трёхдневного воскресения, вознесения на небо, – но, напротив, всё это произошло, чтобы люди получили Божье благословение вечного Святого Причастия. Поэтому за Вечерей Он обращается не только к апостолам, но и ко всем верующим людям: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. ( Лк.12:32 ) Но вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем… ( Лк.22:28–30 ) Таким образом, «Тайная Вечеря Сына Божия», непрерывно совершаемая на Божественной Литургии Церкви, является самой сущностью того, чем вечно будет жизнь в Царстве Божьем. Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! ( Лк.14:15 ) Блаженны званые на брачную вечерю Агнца ( Откр.19:9 ) Великая Пятница Утреня Великой пятницы обычно служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы – чтение так называемых Двенадцати Евангелий , то есть, двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещённых между разными частями службы. Первое и самое длинное из них – Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «путь и истину и жизнь», как драгоценный дар Божьей Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами красной нитью прочерчивается радостью спасения и искупления посреди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».  Заканчивается это евангельское чтение так называемой «Первосвященнической молитвой», которая являет нам весь смысл прихода Спасителя: …Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Взоры всех сидящих за трапезой обращены при этом на Него и на Его уста, произносящие к ним слова наставлений и утешения. Это – Муж, исцелявший слепых и хромых, делавший прокаженных чистыми, глухих – слышащими и несчастным проповедовавший радостное евангельское благовестие. Это – Муж, повелевавший волнам и ветрам, которые переставали бушевать по одному Его слову. Это – Муж, Который у ворот города Наина, в доме Иаира и у погребальной пещеры в Гефсимании опять воззвал к жизни умерших. Это – Муж, Который незадолго перед тем совершил Свой царственный вход в Иерусалим. Тогда Ему по пути бросали зеленые пальмовые ветви и устилали дорогу одеждами. Тогда Ему торжественно возглашали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Но теперь Он знал, что Его час пришел, что Он за грехи мира должен вступить на путь страданий и смерти и для нашего спасения исполнить приговор Бога. Поэтому взявши по обычаю, существовавшему у Израиля, в конце тайной вечери хлеб, Он благодарит, преломляет его, дает Своим ученикам и говорит: «Примите, едите; сие есть тело Мое!» После этого Он берет чашу, еще раз благодарит, дает ее также ученикам и говорит: «Пейте из нее все; ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Во время тайной вечери возлежали только Иисус Христос и ученики Его. Они имеют перед нами очень большое преимущество и значительное превосходство. Так, они сопутствовали своему Господу и Учителю во всех Его путешествиях. Они слышали слова вечной жизни из Его святых уст, Они видели все Его чудеса, указывавшие на всемогущество и милость Того, Кто их совершал. Они стояли у Его креста и приходили к Его гробу. Они были свидетелями Его смерти и воскресения. После этого они прошли по всем странам и народам земли и везде проповедовали Евангелие. Благодаря этому они совершили важное и великое дело, так как своим служением они принесли обильный плод, послуживший к славе Христова имени. Но при всем том они были так же, как и мы, несчастные, грешные люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010