Кончив беседы в храме и потом с учениками на Елеоне, Господь заключил день сей такими словами: «через два дня Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие» (Мф. 26, 2). Обстоятельства текли своим чередом и вызывали Господа к соответственным деяниям и речам. А у Него — мысль все о смерти, и смерти, которая проторгалась и в течение бесед Его. На третий день в доме Симона прокаженного в Вифании была для Него вечеря. Жена некая помазала Его миром. В некоторых из бывших на вечери обнаружилось роптание из-за такой траты… Господь сказал: оставьте ее. Она хорошо сделала: ибо «возлиявши на Меня миро сие, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26, 12; Мк. 14, 8). На другой день после сего, — четвертый после входа в Иерусалим, — была у Господа Тайная вечеря с учениками. Она была прощальная, и очень естественно, что мысль о смерти непрестанно входила в беседу в продолжение всей вечери. Только что возлегли, как Он, «зная, что пришел час Его, прейти от мира сего к Отцу» (Ин. 13, 1), сказал: «желанием возжелех Я сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук. Ибо сказываю вам, яко отселе не имам ясти от нея» (Лк. 22, 15—16). По омовении ног, сказав ученикам по ходу речи: «и вы чисти есте, но не вси», возмутился духом и свидетельствовал им: «истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня… и се рука предающаго Мя со Мною есть на трапезе» (Ин. 13, 10, 21; Лк. 22, 21). А предателю, когда он, хотя неясно еще, сознан был таковым прочими учениками, столь довольно, однако ж, обличен был словами Господа, что ему лучше было удалиться с вечери, сказал: «еже твориши, сотвори скоро» (Ин. 13, 27). В продолжение вечери, установляя таинство Тела и Крови, что говорил Господь? — «Сие есть Тело Мое, за вы даемо… Сия есть Кровь Моя, за вы изливаемая «(Мф. 26, 26—29; Мк. 14, 22—25; Лк. 22, 19—20). Кончилась вечеря. Господь начал прощальную завещательную беседу. Много говорено; но все, что было говорено, исходило от смерти Его и к ней возвращалось. Она шла как бы в преддверии смерти. «Чадца мои! Не много уже Мне быть с вами (Ин. 13, 33). Да не пущается сердце ваше… Иду уготовати место вам» (Ин. 14 1—2)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

Надо дать лекарство. Лекарство нужно от смерти. Лекарством от смерти может быть только Бессмертие. Бессмертие имеет только Бог. Значит, Бог, бывший вдали, должен обрести жизнь внутри человека. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий [...] хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру [...] Я есмь хлеб жизни [...] Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет [...] хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира [...] если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6, 27, 33, 35, 49–51, 53 ). Причастие Крови и Тела Христовых – вот лекарство от тления, разлившегося по всей нашей вселенной, то лекарство бессмертия, которое принес Спаситель. Христос позвал нас на «вечерю бессмертия» (св. Климент Александрийский . Строматы 7, 3). Сам Христос установил именно такой способ сообщения со своими учениками: не просто через проповедь, через молитвы или гимны, не просто через обряды – через Таинство Причастия Телу и Крови Христа. По верному слову св. Филарета Московского , «Господь установил Таинство и дал Свое Тело и Кровь не для того только, чтобы мы знали, что это Тело и Кровь, но чтобы приобщались» 216 . Люди, которые говорят, что достаточно читать о Тайной Вечере и вспоминать о ней, люди, по уверению которых само Лекарство Бессмертия для нас сегодня недоступно, не поняли замысел Спасителя. Эти люди – протестанты: «Вечеря Господня дана Христом для воспоминания его страданий, смерти и цены выкупа» 217 . Для протестантов «Вечеря Господня – служение, которое Иисус установил в память Своей смерти и в ознаменование Его грядущего царства» 218 . Не к Вечности приобщает Причастие, не к Богу, но всего лишь к чисто человеческим воспоминаниям о прошлом и о будущем. Причастие не вырывает из-под власти времени, но заставляет лишь еще быстрее и безысходнее вращаться в его колесе… Исторически они неправы потому, что христиане древности, христиане первых веков понимали Евхаристию как реальное Чудо, а не как педагогический символ 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

08 апреля. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:54 ) Вот что возвещается нам в Таинстве Причащения. Несмотря на наши бесчисленные грехи и падения, на наше недостоинство, мы можем получить жизнь вечную верою в Господа нашего. Каждому из нас, как блудному сыну, открыта дверь в родительский дом. И Отец Небесный готов с неизменной любовью встретить нас, когда мы еще далеко, лишь только мы воскликнем в сердце нашем: «Отче, я согрешил против неба и перед Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим!» ( Лк. 15:21 ). Не только раз навсегда, а снова и снова, ежедневно и ежечасно мы можем к Нему обращаться и никогда не будем отвергнуты. Голос Господа возвещает нам в великом Таинстве Причащения, чтобы мы приступали к Нему, надеясь не на свою праведность, но на Того, «Который сделался для нас от Бога праведностью» (ср. 1Кор. 1:30 ). Мы недостойны поднять и крохи, падающей со святой трапезы, а Он предлагает нам Свое святое Тело и Свою святую Кровь, омывая нас от грехов этою Божественною Кровью, чтобы мы пребывали в Нем и Он в нас навеки. Агнец Божий 09 апреля. «Пасха наша – Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ) Древняя Пасха была лишь прообразом чего-то лучшего. Ветхозаветный агнец возвещал беспорочного Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира. Так и Тайная Вечеря есть обещание высшего блаженства, вечной вечери любви, которой уже не будет конца. После трудного ночного плавания апостолов ожидало на берегу приготовленное для них Спасителем подкрепление. Так и нас Он подкрепляет на пути, питая Своею любовью. Утомленные, подавленные горем, изнемогающие в жизненной борьбе, мы находим утешение, подкрепление и пищу для нашей души. Принимая с благоговением это святое Таинство, мы предвкушаем блаженство той минуты, когда окончится наше земное поприще. Тогда, исполнив возложенный на нас труд, мы удостоимся узреть светлый образ Христа, протягивающего к нам руки с того берега, где нас ожидает брачная вечеря Агнца ( Откр. 19:9 ); и мы приобщимся вечному, нескончаемому блаженству.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

40. Тайная Вечеря ( Мф.26:17–35 ; Мк.14:12–25 ; Лк.22:7–38 ; Ин.13:1–38 ) Пасхальная вечеря Приближалась Пасха. Это был самый великий иудейский праздник, в котором принимало участие все население. Иисус с двенадцатилетнего возраста каждый год приходил на эти дни в Иерусалим. В первый день опресноков, когда нужно было заколоть пасхального агнца, ученики Христовы спросили своего Учителя: «Где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» ( Мк.14:12 ). Тогда Господь послал Петра и Иоанна, сказав им: «…При входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте» ( Лк.22:10–12 ). Враги Христа внимательно следили за Ним, чтобы схватить Его без народа, когда Он будет наедине с учениками. Пасхальная ночь была для этого очень удобным моментом, так как в это время все были заняты приготовлением к празднику. Поэтому Господь и сокрыл от Иуды место, где будет есть пасху. По Его велению апостолы Петр и Иоанн нашли комнату и там приготовили все, что требовалось по закону. Еврейская Пасха праздновалась в четырнадцатый день нисана (марта). К вечеру этого дня каждый израильтянин обязан был совершить пасхальный обряд. «Пасхой» назывался агнец – ягненок, которого после предписанного законом приготовления, не ломая костей, съедали с горькими травами в память исхода евреев из Египта и освобождения их от рабства фараона (см. Исх.12:17–27 ). Пасхальный агнец, служа напоминанием бывшего благодеяния Божия израильскому народу, в то же время являлся пророческим прообразом Агнца Божия, то есть Христа, Который добровольно пошел на заклание ради освобождения рода человеческого от рабства греха, смерти и диавола. И теперь, когда настало время заменить кровь пасхального агнца Собственною Кровью, Христос пришел в Сионскую горницу, чтобы наедине с апостолами в предсмертный Свой час, положить конец Ветхому Завету и утвердить Новый . «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, – сказал Он, – ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» ( Лк.22:15–16 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

А спросить Его боялись. Вот так было сформировано мнение о Мессии, как о политическом освободителе, и преодолеть это они никак не могли. И даже уже осталось несколько мгновений пребывания Господа на Земле – опять за ту же тему: не в сие ли время Ты сейчас бросишь клич, уготовляешь царство Израилю? – Опять только в земном плане. Последняя Вечеря и прощальная беседа, которая заканчивается молитвой. Вот после этого уже сами страдания. Вот Вечеря, умовение ног. Смотрите: « Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его» ( Ин. 13:1 ), – Еще не пришел час Мой (см. Ин. 8:20 )– это Он говорил раньше. Еще не пришел час Мой (см. Ин. 7:6, 30 ), даже Матери говорил: еще не пришел час Мой (см. Ин. 2:4 ). Смотрите, это, по-моему, во 2-й главе от Иоанна – не на браке ли в Кане Галилейской? Давайте-ка посмотрим: Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? – Вина нет у них. И вдруг: что Мне и Тебе, Жено? Покойный отец Ливерий Воронов , догматист прекрасный, говорил: ведь эти слова значат: ну и что? Пусть так. Пусть так – если не хватает вина. А Она продолжает: – Что скажет Он вам, то сделайте. А Ей Он говорит: – Не пришёл час Мой. – То есть показывает Матери, что Ему нельзя диктовать. Каждая мать желает видеть детей своих в послушании – прекрасно, но здесь отношение особое. Это не только Её Сын, но и Бог. Еще не пришел час Мой, что Мне и Тебе, Жено? – женщина. Вот, никакие родственные отношения . Когда Моисей давал благословение левитам – Левииным коленам, – вы посмотрите, что там сказано, – это же просто поразительно! И вот священникам бы это надо взять сейчас обязательно посмотрите Второзаконие – Второзаконие, 33-я глава. Он, , как и Иаков, перед смертью даёт благословение народу – каждому колену. И вот смотрите, 8-й стих: «И о Левии сказал [о священническом колене. Что сказал?], туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы», – это помните тот момент, когда вместо того, чтобы сказать скале: дай воду, – он в раздражении ударил по ней жезлом. И вот это и было нарушением воли Божией, так что они оба с Аароном лишились права и войти в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В Евангелии от Марка говорится, что женщины, войдя во гроб, увидели ангела Божия, который аналогичным образом сообщил им о Воскресении Иисуса Назарянина Распятого и сказал: Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16:7). Опять в словах ангела присутствует Галилея. Когда эта группа мироносиц побежала к апостолам, им на пути явился Сам Иисус Воскресший: И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28:9–10). Воскресший Господь, очевидно, подтвердил ангельские слова о том, что апостолы должны увидеть Его в Галилее. Кроме этого, существенно важно отличие данного второго явления Воскресшего Господа от первого явления Марии Магдалине. Второе явление мироносицам произошло тогда, когда они бежали от Гроба к апостолам, а поэтому локализация самого явления в какой-то степени зависит от местонахождения дома апостолов. Согласно традиции, дом апостолов находился на вершине горы Сион . В этом доме, как известно, проходила Тайная Вечеря. «После разрушения Иерусалима в 70 г. от Р. Х. иудеям было запрещено входить в город, но на горе Сион христиане построили церковь, внутри которой разместился дом с горницей, где проходила Последняя Вечеря. Церковь называлась церковью Святого Сиона и Матери Церкви Христианской» . В 1898 г., во время раскопок Германской миссии, на вершине горы Сион были обнаружены фрагменты базилики IV b. . Археологи пришли к выводу, что «базилика Святого Сиона была построена между 40 и 80 гг. IV b. на вершине горы, на месте дома Тайной Вечери (Сионской горницы). Впервые упоминается паломницей Эгерией в 384 г. и блж. Иеронимом в жизнеописании св. Павлы» . Дополнительным доказательством в пользу истинности отождествления дома апостолов с базиликой Святого Сиона служит её соседство с кенотафием (пустой гробницей) Давида. Согласно некоторым источникам новозаветного периода, гробница Давида находилась приблизительно в современном месте её почитания . Соседство Сионской горницы с гробницей Давида подтверждается проповедью ап. Петра в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян. 2:29) . Сейчас гробница Давида находится в цокольном этаже комплексного сооружения, на верхнем этаже которого находится горница Тайной Вечери. Всё это здание на настоящий момент принадлежит Израилю. С 2014 года в Сионской горнице правительством Израиля запрещено христианским паломникам совершать молитвы, петь песнопения и вслух читать Библию. Единственное, что разрешено в Сионской горнице, — читать молитвы шёпотом.

http://bogoslov.ru/article/6174022

В силу твердой веры сказанному Господом они, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян. 2:46 ). Единственной проблемой для них было, если это можно назвать проблемой, сохранение личной духовной чистоты, чтобы недостойным отношением к вечере Христовой не оказаться виновными «против Тела и Крови Господней» ( 1Кор. 11:27 ): «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:28–29 ). Для тех же, кто соблюдал эту чистоту, не могло быть никаких сомнений, и вечеря Господня для них являлась светлым праздником. Ее вкушали с весельем, «хваля Бога» ( Деян. 2:46–47 ). В книге Деяний апостолов сообщается об одной из вечерей Господних, которую совершал апостол Павел в Троаде в ночь накануне дня Господа, т. е. под воскресенье. «В первый же день недели, – пишет участник этой вечери евангелист Лука, – когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились» ( Деян. 20:7–12 ). Представим себе эту горницу, в которой, очевидно, по случаю совершения вечери Господней «было довольно светильников». Апостол Павел, собиравшийся на следующий день отправиться в Иерусалим, беседовал с собравшимися на вечерю Господню учениками. Что говорил им апостол, отправлявшийся в далекий путь «по влечению Духа» ( Деян.20:22 ) и постоянно слышавший в себе голос Духа Святого, говоривший ему, что в этом пути его ждут «узы и скорби» ( Деян.20:23 )? Надо думать, что в этой беседе было и наставление хранить истины веры, и разъяснение спасительного значения дел, речей и страданий Иисуса Христа. Напоминалось и о Втором Его пришествии. Было сказано и о вечере Господней как о предвкушении вечного блаженства с Ним, т.е. то, что явилось содержанием будущих евхаристических молитв. Воскрешение апостолом Павлом смертельно разбившегося отрока Евтиха было подтверждением истинности слов этой беседы, и апостол, совершив преломление хлеба, сам вдохновленный и вдохновляющий других, «беседовал довольно, даже до рассвета» ( Деян.20:11 ). Краткая в описании апостола Луки и полная знамений и благодати ночь трапезы Господней в Троаде является иллюстрацией тех многих ночей, которые для участников вечери Господней были светозарнее светлых дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Добр и милостив был Иисус Христос так, как никто на земле, как может быть добр и милостив только Сам Бог. Он любил всех людей, весь род человеческий, особенно же любил детей. Он ласкал и благословлял их, говоря, что добрые чистые дети, верующие в Бога, войдут в Царствие Небесное. 6. Тайная вечеря Иисус Христос знал, что Ему нужно было для спасения рода человеческого пострадать и умереть, что после смерти Он в третий день воскреснет. Об этом Он несколько раз Сам говорил апостолам и другим людям. Рассказы о Христе Иисусе, о Его благости (доброте), милосердии, полученных от Него исцелениях, воскрешении Им мертвых и о Его учении быстро расходились среди евреев и привлекали к Спасителю все больше народа: иногда целые тысячи шли за ним, забывая о пище. Такая народная любовь возбудила зависть к Нему в сердцах старших, ученых и священников еврейских, потому что народ уважал и любил Христа больше, чем их. Они даже возненавидели Христа за то, что Он перед народом осуждал их дурную жизнь, их неправильное учение о Боге и о том, как люди должны жить. Поэтому все эти враги Христовы стали думать, как бы убить Его. И вот они придумали обвинить Его, скромного, смиренного и праведного, в том, будто Он желает сделаться земным царем народа еврейского (иудейского); будто бы Он волнует и возмущает народ против властей. Наступил самый большой еврейский праздник, называвшийся Пасхой. Он продолжался несколько дней и праздновался весной. За шесть дней до этого праздника Господь отправился с учениками в Иерусалим. Вход Его в город был очень торжественный. Господь восседал на молодом осле; еврейский народ постилал Ему путь своими одеждами и пальмовыми ветвями; взрослые и дети благословляли Его и приветствовали радостными кликами. Был четверг, и опять Христос пошел вечером с апостолами в Иерусалим, чтобы здесь в последний раз вечерять с ними. Придя в горницу, где уже была приготовлена для них вечеря, Иисус сперва, как слуга, омыл Своим ученикам ноги, чтобы подать им пример смирения и того, как люди, верующие в Него, должны служить друг другу. Затем Господь объявил апостолам, что один из них предаст Его врагам. Этим предателем через несколько часов оказался Апостол Иуда Искариотский, продавший Спасителя Его врагам за 30 серебряных монет, ценой около 30 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Евхаристия есть кафолическое таинство, таинство мира и любви, и потому единства. Mysterium pacis et unitatis nostrae, по выражению бл. Августина. Это — вечеря любви. Как воистину Вечерею любви была Тайная Вечеря, когда Господь открыл и показал ученикам «превосходнейший путь» любви совершенной, — по образу Его любви: « как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34). И более того, — по образу Троической любви: « как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас: пребудьте в любви Моей» (Ин.15:9). Заповедь любви Господь возводит к тайне Троического единства, — ибо эта тайна есть любовь; «и это имя угодно Богу паче всякого другого имени», — замечает св. Григорий Богослов. Заключая Свою прощальную беседу в Первосвященнической молитве, Спаситель молится о соединении и единстве верующих в Него: « Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, да будут и они в Нас едино… Я в них и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (Ин.17:21–23). Для нас, разделенных и обособленных, это соединение по образу Троицы, Единосущной и Нераздельной, возможно только во Христе, в Его любви, в единстве Его Тела, в общении Его чаши. В единстве кафолической Церкви таинственно отображается Троическое единосущие; и по образу Троического единосущия и круговращения Божественной жизни у множества верующих оказывается одна душа и одно сердце (ср.: Деян.4:32). И это единство свое и соборность Церковь узнает и осуществляет прежде всего в евхаристическом тайнодействии. Можно сказать, Церковь есть в твари образ Пресвятой Троицы, — потому и связано откровение Троичности с основанием Церкви. И евхаристическое общение есть исполнение и вершина Церковного единства. Часть 2 Евхаристическое тайнодействие есть прежде всего общая и соборная молитва. Publica et communis oratia, говорил св. Киприан Карфагенский, — «и когда мы молимся, то молимся не за одного, но за весь народ, потому что мы, весь народ, есмы одно…» Молимся за весь народ, и молится весь народ… Это сказывается уже во внешней форме молитвословий: мы молимся… «Молитвы благодарения также суть общие», — замечает Златоуст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Знаменательно, что Талмуд связывает застольные благодарения с именами раввина Гамалиила, о котором книга Деяний апостольских говорит, что он «законоучитель честен всем людем» ( Деян.5:34 ), и раввина Акибы (II век) 15 . Это говорит о глубокой древности благодарений. Тайная вечеря была вечерей пасхальной ( Мф.26:19 ; Мк.14:16 ; Лк.22:13 ). По Талмуду, пасхальная вечеря имеет следующий ритуал 16 . Участвующие в ней моют руки и садятся за стол. Отец семейства или почетный гость поднимает чашу с вином и читает над ней обычное благословение: «Благословен Ты, Господи Боже». Затем разламывает опреснок и раздает трапезующим, часть же его оставляет на столе. Эта часть когда-то предназначалась для нищих во исполнение предписания Второзакония: «И веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя… помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии» ( Втор.16:11, 12 ). Совершая пасху в условиях вавилонского плена, иудеи не закалали агнца в силу слов Второзакония «не можешь ты закалать пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» ( Втор.16:5, 6 ). В этих условиях слагаемая часть опреснока получила значение символа пасхального агнца. Вернемся к ритуалу пасхальной вечери. После первой чаши и вкушения опресноков, которые съедались с горькими травами, подавалась вторая чаша. По традиции сын спрашивал отца: «Почему это ныне сразу наполняется вторая чаша еще прежде самого обеда?» Отец в ответ на это произносил длинное историческое повествование об установлении пасхи, которое заканчивал традиционной фразой: «Посему мы должны благодарить, восхвалять, славить, возвеличивать, возвышать, почитать, благословлять, прославлять и воспевать Того, Кто сотворил нашим предкам и нам все эти чудеса: Он вывел нас из рабства на свободу, из печали – на радость, из траура – на праздник, из тьмы – на великий свет, из подчиненности – на волю. Да возгласим ему „Аллилуиа " ». После этого пели часть халлела ( Пс.112–117 ) и затем вкушали пасхального агнца и различные блюда. Потом отец семейства брал со стола кусок отложенного опреснока, разламывал его на кусочки, съедал сам частичку, давал кусочки сотрапезующим. Затем подавалась чаша «благодарения», и отец семейства читал над ней благодарение за трапезу. После этой чаши полагалась еще пасхальная чаша, после которой заканчивали петь халлел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010