В основе римско-католического учения об удовлетворении лежат взятые из человеческих отношений представления о справедливости, обеспечивающей социальные интересы. Согласно принципам такой справедливости, ущерб должен быть возмещен, долг уплачен и т. п. Католики и смотрят на удовлетворение как на «средства обеспечения интересов Бога» 537 . Между тем к Богу и Его справедливости эти понятия не приложимы. Богатый милостью Бог не защищает «Своих интересов» и не требует никакой компенсации от грешника, обратившегося от пути греха. Это было известно еще ветхозаветным людям: И беззаконник, – говорит пророк Иезекииль, – если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет ( Иез.18:21–22 ). Вся книга Иова является отрицанием перенесения принятых в человеческом обществе представлений на правду Божию. Ярким свидетельством того, что справедливость Божия не похожа на справедливость человеческих отношений, является притча о работниках, получивших равную награду за неравный труд. И от блудного сына отец не потребовал удовлетворения, хотя тот сам просил взять его в наемники. Покаянное чувство после Исповеди должно не только сохраняться в человеке, но и усиливаться, согласно смыслу слов заключительной молитвы этого Таинства: «подаждь ему образ покаяния», – и сопутствовать человеку всю его жизнь, так как Исповедь – это вовсе не конец покаяния. Но подвиги, вытекающие из стремления загладить грех , – молитвы, слезы покаяния, епитимии по православному пониманию отнюдь не являются удовлетворением. Значение всего этого нравственное. Римско-католическое учение о чистилище Наряду с существованием рая и ада Римско-католическая церковь признает еще чистилище – место временных загробных мучений, где люди приносят удовлетворение Богу за совершенные в земной жизни грехи. То, что происходит в чистилище, является не столько очищением от грехов, сколько уплатой Богу долгов за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

И не Христос ли сказал: «ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» ( Мф. 7, 2 ). В этой небольшой подборке фотографий на тему Исповеди и Покаяния мы показываем, как происходит Таинство. Кающийся приходит в храм и кается Богу, исповедуясь священнику. Я не ошибся. Именно кается Богу. Но исповедуется священнику. Исповедь непосредственно Богу, без свидетелей, тоже возможна. Не так ли мы ежедневно каемся во время вечерних молитв: «Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу…» Но исповедь в храме – особое дело. Здесь человек кается не в повседневных мелочах, которые, как пыль, оседают на душе, но в грехах (делах, мыслях и чувствах), которые являются изменой Богу и Церкви. Своим грехом мы себя выносим за пределы Церкви, отлучаем от Бога и благодати. И вот тут требуется перед Богом свидетельство за нас человека, специально поставленного Богом блюсти Церковь, следить за чистотой веры и правильностью жизни. Христос поставил пастырями и блюстителями Истины апостолов, это несомненнейший факт: «Иисус же сказал им…: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20, 21–23 ). К апостолам обращено обетование Господа: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18, 18 ). Спустя два десятилетия апостол Павел напишет: «И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4, 11–12 ). Священник выслушивает, дает советы, накладывает епитимьи (церковное наказание), но прощает грехи не священник, а Бог. Священник сам об этом говорит в молитве, которая читается перед Таинством: «Аз же точию свидетель есмь…». Знаком того, что в основу Таинства Покаяния положено Евангелие Господа нашего Иисуса Христа и что мы имеем возможность получить прощение, добытое Крестной Смертью Христа, перед кающимся лежит Св. Евангелие и Крест Господень.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/tainst...

Идея покаяния в Ветхом Завете раскрывалась постепенно, одновременно с углублением понятия о грехе. Но представление о грехе еще не было до конца раскрыто в Ветхом Завете; любое нарушение обрядового предписания считалось достаточным, чтобы нарушился мир с Иеговой. Исповедь во грехах соединялась с жертвоприношением, и только при этом условии человек мог быть прощен. Но все эти обряды ограничивались чисто внешними юридическими отношениями. Человек не участвовал в покаянии всем сердцем, хотя Господь через пророков постоянно призывал человечество к сердечному сокрушению о грехах. В форме, наиболее близкой к христианскому таинству, ветхозаветное покаяние описывается в 50-м псалме, где можно проследить основные элементы, составляющие основу таинства. Здесь налицо осознание своей вины перед Господом: «беззакония мои я сознаю» (стих 5), и просьба о внутреннем очищении: «По множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои .,., омой меня, и буду белее снега» (стих З, 9). Покаяние всегда рассматривалось христианством как необходимое условие для вхождения в Царство Божие и получения благодати Святого Духа. Уже в первый день земной жизни Церкви – день Пятидесятницы, апостол Петр обратился к народу с проповедью о примирении. На вопрос: «Что нам делать, мужи братия?» – апостол Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 37–38 ). Процесс покаяния должен совершаться в душе человека постоянно, к чему и призывает апостол: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7,1 ), ибо примирение с Богом возможно только при наличии мира с собственной совестью, если «сердце наше не осуждает нас» (1 Иоан. З, 21). Таинство покаяния включает в себя два аспекта, которые дополняют друг друга и которые в устах апостола имеют одинаковую значимость для примирения с Богом: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. З, 19). Термин «обратитесь» содержит в себе мысль о примирении, обусловленном переменой практического поведения, а в «покайтесь» заключена идея нравственного переворота. «Покаяние имеет правовую и экзистенциальную сторону, – писал архиепископ Михаил (Мудьюгин) , профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии (ск. в 2000 г.). – Недостаточно одно получение прощения, т.е. снятие вины с грешника, необходимо также исправление, т.е. такое отвращение к совершенному греху, которое облегчает получение благодати Божией для дальнейшей успешной борьбы с ним» 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

«Любовь мира сего отлучает от любви Божией». «Не увлекайся усладительным воспоминанием соделанных тобою согрешений, чтоб ощущение этих согрешений не обновилось в тебе». «Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием грехов своих». «Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего. Безумно оставить своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего (авва Моисей)». «Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния». «Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние». «Кто презирает нерадивых, тот разрушает в себе покаяние». «Грехи совокупляю безумно грехом, и восклонения несть в смерти моей, увы мне, како явлюся Христови. Беду приемлю, яко корабль: погубих мое время, еже ми дал еси, [Цедре, и ныне обнищав – зову, не презри мене, Христе». «Человек, чем более приближается к Богу, тем более видит себя грешным». О причащении Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Ин 6,48–50 В Таинстве причастия, установленном Иисусом Христом на Тайной Вечери, верующие под видом хлеба и вина вкушают самого Тела и Крови Христовых. Тем самым они таинственно соединяются со Христом и получают залог вечной жизни. Причащение необходимо каждому христианину для спасения. Об этом – слова Иисуса Христа: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ( Ин 6,53–54 ). Сущность этого Таинства состоит в том, что во время совершения Божественной литургии хлеб и вино силою и действием Святого Духа пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову; они служат для причащающихся духовной пищей и залогом вечного блаженства. К причастию великой святыни Тела и Крови Христовых необходима особая подготовка. Желающий приступить к этому Таинству должен приготовиться к нему постом, молитвою и очистить совесть от грехов Таинством покаяния (исповеди). Апостол Павел о причащении говорит: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор 11,28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня ( Пс. 50:4 ). На русский язык словом «грех» переведен упомянутый выше древнееврейский термин chattt , означающий ущербность греховного состояния человека. Замечательно, что Давид смотрит на грех не юридически, не как на причину для гнева Божия (хотя такой аспект можно найти в других ветхозаветных текстах) – для него важен не гнев, а благодать Божия, «великая милость» Его, которая может «омыть» и «очистить» природу согрешившего человека от греховного поражения. Несмотря на греховную ущербность, Бог может исцелить человека совершенно: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега», – молится Давид ( Пс. 50:9 ). Внутреннее раскаяние Давид рассматривает как важнейшее условие для прощения и очищения Богом; без этого внешнее покаяние, выражающееся в принесении жертвы, не имеет значения в глазах Божиих: «Жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь», – говорит Давид ( Пс. 50:18 ). Бог не желает жертвы Давида без внутреннего раскаяния потому, что жертва – это публичный акт, но Давид именно внешне, публично лицемерил, когда посылал Урию, мужа Вирсавии, на верную смерть; внешне все выглядело пристойно, тогда как внутренне Давид был исполнен коварства. Поскольку жертва лишь символизирует покаяние, без внутреннего раскаяния она будет лишена смысла. Давид желает сначала измениться внутренне, желает, чтобы эта истинная перемена стала основой для последующего публичного жертвоприношения: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже», – говорит он ( Пс. 50:19 ). После осознания греха и внутреннего раскаяния, после обращения к Богу через сокрушение сердца как залог будущего публичного искреннего исповедания греха посредством жертвоприношения Давид призывает благодать Божию с надеждой на очищение. Восстановление целостности и гармонии души станет для него тем действием Божиим, которое даст удостоверение в прощении его грехов: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» ( Пс. 50:12 ). Это очищение Господь производит Своим Святым Духом: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» ( Пс. 50:13 ). Результатом очищения для Давида является радость праведника – радость пребывать в Боге и с Богом: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» ( Пс. 50:14 ). Здесь «радость спасения Твоего» по- еврейски передается выражением, в котором используется термин ysha‘, «спасение», получивший позже у пророков мессианское значение 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Но что касается нас, то мы уже познали это домостроительство Господа и прославляем Его милосердие, ибо он пришел спасти, а не судить мир. Почему Иоанн, Предтеча Господень, прежде не знавший этого таинства, но после познавший, что Иисус истинно есть Господь, воззвал к тем, которые шли к нему креститься: " Порождения ехиднины. " (Мф. 3, 7). Что вы так внимательно смотрите на меня? " Я не Христос " (Ин. 1, 20). Я служитель, а не Господь; я овца, а не пастырь; я человек, а не Бог. Рождением своим я разрешил неплодство матери, но не оставил девства неплодным. Я от нижних, а не от вышних. Я связал язык моего отца (Лк. 1, 20), но не изъяснил божественной благодати. Я узнан был матерью еще во чреве, но не предзнаменован звездою (Лк. 1, 24). Я беден и ничтожен, но " Идущий за мною... стал впереди меня " (Ин. 1, 27). ( " За мною " - в отношении ко времени, а " впереди меня " - в отношении к неприступному и неизглаголанному свету Божества). " Идущий за мною сильнее меня: я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Мф. 3, 11). Я нахожусь под властию, а Он имеет власть самобытную. Я грешник, а Он истребляет грехи (Ин. 1, 29). Я проповедую закон, а Он предносит свет благодати. Я учу как раб, а Он судит как Господь. Мой одр земля, а Он обладает небом. Я крещу крещением покаяния, а Он дарует благодать усыновления: Он крестит вас Духом Святым и огнем. Что вы устремляете на меня свои взоры? Я не Христос. Когда таким образом Иоанн говорил к народу, который с нетерпением ожидал увидеть какое-либо необыкновенное зрелище, и когда диавол трепетал при столь важном свидетельстве Иоанна, является сам Господь, в простом виде, один, без украшения, без спутников, облеченный плотью человеческой и скрыв под нею достоинство Божества, чтобы так утаить его от козней духовного дракона. Он не только приступил к Иоанну, как Господь, сложивший с себя царское величие, но и как простой, повинный греху человек, преклонил свою голову, чтобы принять от него крещение. Поэтому Иоанн, увидев столь великое смирение, изумился, начал удерживать Его и сказал ему: " Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне? " (Мф. 3, 14). Что Ты делаешь, Господи? Ты неправильно учишь одно я возвещал о Тебе, а другое Ты совершаешь. Одно слышал диавол, а видит другое. Ты крести меня огнем божественным: чего ожидать Тебе от воды? Ты просвети меня Духом, что Тебе можно получить от твари? Крести меня - Крестителя, чтобы познали Твое достоинство. Я, Господи, крещу крещением покаяния, и отнюдь не могу крестить приходящих ко мне, если прежде не исповедуют грехов своих. Пусть бы я и крестил Тебя, что же Ты будешь исповедовать передо мною? Ты истребляешь грехи и, однако, хочешь креститься крещением покаяния? Пусть бы я дерзнул крестить Тебя, но самый Иордан не дерзнет приблизиться к Тебе. " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/677/...

Новая Жизнь, которая почти две тысячи лет назад воссияла из гроба, была дана всем верующим в Христа. Однако старую жизнь, жизнь греха, не так-то легко побороть и изменить. Даже апостолы, когда слушали своего Учителя, спросили: «Как это возможно?» На самом деле, нелегко отказаться от мелкого идеала жизни, состоящего из ежедневных забот, изысканий средств для обеспеченного существования, удовольствий, всего, что так далеко от цели – совершенства: «...будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф 5,48). Христос в Евангелии говорит нам: идите узким путем, путем борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Мы живем так, как будто Христос никогда не приходил, как будто Христос не воскрес из мертвых. Иногда мы сознаем различные наши грехи и каемся в них, но мы не отдаемся той Новой Жизни, которую Христос открыл и даровал нам. Пост – это рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, приготовляющая нас ко встрече Пасхи, к конечному переходу в Новую Жизнь во Христе и соединение с Ним в Таинстве Евхаристии. О необходимости причащения говорит Сам Спаситель: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Ин, 6:53,56). Благодаря причастию Тела и Крови Господа Иисуса Христа у христианина есть возможность уже здесь, на земле, быть в непосредственном общении с Богом. Причащаясь, христиане становятся членами Тела Христова, которое и есть Церковь. Сами себя отлучают от Церкви люди, которые будучи здоровыми, долгое время не приходили на общую молитву в храм и не причащались. Согласно древним церковным правилам, не являются членами Церкви те, кто не приступал к Таинствам более трёх недель. К причастию благочестивые христиане приступают после исповеди священнику и Таинства Покаяния. Сокрушение о соделанном, ненависть ко греху, решимость больше его не повторять, горячая молитва к Богу о прощении – вот ступени покаяния. Завершением этого духовного труда является исповедь, когда кающийся открывает свои душевные раны – грехи – перед священником, как перед врачом и свидетелем данным от Бога.

http://pravoslavie.ru/54788.html

Православный : А как совершается причащение больных? Священник : Больные могут быть причащаемы священником и вне церкви (на дому или в больнице) так называемыми запасными Дарами – частицами Святого Тела, освященными специально для этой цели в Великий (Страстной) четверг и хранящимися в алтаре, в особом ковчеге, что на святом престоле. В этих случаях причащение совершается по особому чинопоследованию, напечатанному в Требнике («Последование, совершаемое, когда случится преподать больному Причастие» 114 ). Нельзя, однако, преподавать Святое Причастие впавшим в бессознательное состояние или умалишенным. Глава 20. О таинстве покаяния (исповеди) Конец закона Христос. ( Рим.10:4 ) Покайтесь и веруйте в Евангелие. ( Мк.1:15 ) Священник : Покаяние есть богоустановленное таинство, в котором Бог прощает грехи христианам, искренне кающимся в них перед священником. Покаяние, по святому Иоанну Дамаскину , это «возвращение от того, что противно природе, к тому, что согласно с природою, и от диавола к Богу с помощью подвижнической жизни и трудов» 115 . Иначе говоря, оно есть добровольное обращение от прегрешения к противоположному ему добру. Таинство покаяния предполагает: – раскаяние грешника перед духовником; – исполнение епитимии, то есть дисциплинарного наказания, наложенного духовником; – разрешение от греха (при этом ни один духовник не может дать разрешение от грехов тому, кто не соглашается исполнить наложенную на него епитимию) 116 . Таинство покаяния возвещено и установлено Самим Спасителем. Он возвестил его, когда сказал апостолам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ), а установил после Своего воскресения, преподав им Духа Святого со словами: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Закон Моисеев предписывал не покаяние в грехах, но отмщение грешнику, так что убийство, нарушение субботы, прелюбодеяние и другие тяжкие преступления искупались лишь смертью , а всякий телесный вред равным возмездием: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб ( Исх.21:23–25 ). То, что преступник может покаяться и исправиться, даже не принималось в расчет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

При этом сознании появляется раскаяние в содеянном и желание снова стать на путь добра; и чем яснее у человека вера, и чем сильнее желание любви к Богу, тем сильнее и мучительнее раскаяние; но это раскаяние естественно переходило бы в отчаяние, если бы у христианина не было и на этот раз, как и в момент первого обращения ко Христу, надежды на всепрощающую Любовь Божию, и если бы Церковь, как мать, не уверяла его в возможности получения прощения через таинство покаяния. Покаяние есть таинство, в котором верующий при устном исповедании своих грехов перед священником, получает чрез него невидимое разрешение грехов от Самого Иисуса Христа . Таинством покаяния в Церкви мы примиряемся с Богом после того, как общение с Ним нарушили своими грехами. Церковное Предание называет покаяние обновлением крещения или восстановлением той глубокой интимной жизни с Богом, которая дается людям в главных христианских таинствах. Покаяние установлено в новозаветной Церкви Самим Основателем иГлавою ее, Иисусом Христом. Сперва Христос Спаситель двукратно изрек об этом таинстве, в первый раз, когда сказал Апостолу Петру, исповедавшему Его от лица всех Апостолов Сыном Божиим: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах: и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:19.); и в другой раз, когда засвидетельствовал пред всеми Апостолами как ее предстоятелями: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). По воскресении же из мертвых Господь действительно сообщил Апостолам обещанный дар. Явившись в первый же день по Своем воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Господь торжественно сказал им: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21–23). «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2) — с этих слов Иоанна Крестителя начал Свою проповедь Иисус Христос (Мф.4:17).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Святой Апостол пишет о людях, которые вели явно аморальный, а то и преступный образ жизни, попирая заповеди Божии. Он предупреждает, что такая жизнь ведет к погибели. Но после этих суровых слов он пишет о том, что именно такими были и некоторые из коринфских христиан — но теперь они «омылись, освятились, и оправдались», очевидно, оставив прошлые безобразия в прошлом. Эти люди покаялись; переменили путь, порвали с прежними грехами, выставили их за дверь, спустили с лестницы, выгнали и велели не возвращаться. С одной стороны, покаяние — это событие. Однажды в жизни мы принимаем решение довериться и покориться Господу, перейти под Его власть, встать на путь спасения. Мы признаем перед Ним, что мы были неправы, когда пытались сами распоряжаться своей жизнью, просим прощения — и принимаем его через Таинство Исповеди. Но покаяние — это также и процесс. Мы плывем по бурному и опасному морю, нас постоянно сносит, мы все время должны возвращаться на правильный курс. Когда мы согрешаем, мы должны признавать это, просить и принимать прощение. Фото Compfight В обычном языке слово «покаяние» часто ассоциируется с чувством вины и унижения; в Священном Писании оно связано, ровно наоборот, с избавлением от вины. Например, в 31 псалме верующий говорит о том, как его тяготил неисповеданный грех: « Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху » (Пс. 31:3,4) Но когда он исповедался, он обрел покой и радость: « Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою ». (Пс. 31:5-8) Слово Божие много и настойчиво убеждает нас, что всякий, кто обратится к Господу с покаянием и верой будет прощен и принят — независимо от того, как долго или как тяжко он грешил.

http://foma.ru/radostnyiy-put-pokayaniya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010