— Если он соделал грехи, простятся ему: условный образ речи показывает, что болящий еще прежде совершения над ним этого таинства уже очистил совесть свою от грехов посредством другого установленного Христом таинствапокаяния, и речь здесь идет только о тех грехах, какими согрешил болящий от времени своего покаяния до совершения над ним таинства Елеопомазания, ибо апостол не мог, конечно, и предполагать, чтобы больной никогда не делал грехов, а потому и не мог бы выражаться так условно. Прощение грехов болящего есть главное внутреннее действие приемлющего это таинство.     16Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. 17Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. 18И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.    16—18. Признавайтесь (собственно — исповедуйтесь) друг пред другом в проступках: прямой, буквальный смысл речи в связи с дальнейшим показывает, что наставление это относится ко всем членам христианского общества в том отношении, что каждый каждому должен открывать свои проступки; но, очевидно, этот смысл очень широк и требует ограничения. Выражение — один пред другим заключает в себе понятие выбора, пред кем признаваться, — не каждый пред всеми, а каждый пред тем, пред кем захочет и может и кто расположен принять признание ближнего. Это — не таинство покаяния, а простое взаимное признание в проступках, например для взаимного примирения, для утешения, для облегчения, для совета и т. п. Но, без всякого сомнения, здесь не исключается и исповедание проступков пред людьми, облеченными от Самого Господа властию низводить на исповедающихся прощение грехов и проступков (Мф. 18:18; Ин. 20:23). Первое хорошо, ибо признаться в проступке человеку, расположенному нам сочувствовать, утешить, дать совет и проч.; значит облегчить свою совесть, а часто — и отстать от подобных проступков; но не значит еще очистить свою совесть и получить прощение от Бога в проступках; это последнее достигается только при исповедании проступков или грехов вообще пред лицами, имеющими власть к тому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Исповедав священнику свои грехи, получить от него разрешение через чтение особой молитвы и осенение Знамением Креста. Только при наличии всех этих составных частей Таинство Покаяния совершается, и христианин получает благодатное исцеление души от греховного недуга. Нужно также отметить, что исповедь должна быть строго индивидуальна, " лицом к лицу " , так называемая " общая исповедь " , когда священник читает всем сразу молитвы, а потом по одному подходят за " разрешением " , неправомочна. Таинство Брака Вопрос: Что такое таинство Елеоосвящения и почему Его ещё называют Соборованием? Ответ: Основание для появления этого Таинства в Церкви мы находим в Евангелии, в Соборном Послании апостола Иакова: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (священников - о.А.) Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем (елей - масло греческ.) во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " . (Иаков 5.14,15) В этих словах Апостола раскрыт смысл Таинства Елеоосвящения. Прежде всего, само название этого Таинства говорит о том, что Действие в Нём Благодати Святого Духа осуществляется посредством освященного растительного масла - елея (у нас на Руси обычно используется для освящения подсолнечное масло). По слову Апостола, посредством молитвы священников и помазания освященным маслом совершаются два благодатных действия: исцеление недугов и прощение грехов. Но, скажете вы, ведь для прощения грехов существует Таинство Покаяния? Правильно. Только в Таинстве Покаяния прощаются те грехи, которые христианин вспомнил, раскаялся в них и открыл на исповеди. Забытые же, неисповеданные грехи, продолжают отягощать человеческую душу, разрушая её и становясь источником душевных и телесных недугов. Таинство Елеоосвящения, очищая душу от этих забытых, неисповеданных грехов, устраняет первопричину болезней и, по вере, дарует христианину совершенное исцеление. А так как все мы, недужные или ощущающие себя физически здоровыми, имеем забытые, или в неведении совершенные грехи, то не должны пренебрегать возможностью очиститься от них в Таинстве Елеоосвящения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2163...

Затем все приводимые сектантами места Св. Писания вовсе не говорят о том, что не нужно покаяния видимого пред поставленными Богом пастырями Церкви: эти места Св. Писания взяты из Ветхого Завета, когда еще не было и не могло быть таинства Св. Покаяния, ибо оно установлено Христом только уже в Новом Завете, когда, в силу крестных заслуг Спасителя, Ему была «дана всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28: 18 ), и когда Он передал власть прощать грехи людей Своим ученикам, сказав им: «приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся“ ( Иоан. 20: 21–23 ). Потому-то и каялись в Ветхом Завете во грехах непосредственно Богу, что тогда еще не было таинства св. Покаяния, но и то не всегда; так, напр., мы уже знам, что Аарон и Мариам каялись в грехе пред Моисеем ( Числ. 12: 11–13 ), а Давид – пред Нафаном ( 2Цар. 12: 13 ). Последнее место Писания, где говорится о покаянии Давида, свидетельствует не в пользу сектантов, а против них, ибо не Богу, а Нафану сказал Давид: «согрешил я пред Господом“; не сам Бог, а Нафан от имени пославшего его к Давиду Бога сказал ему: «Господь снял с тебя грех твой». Он же, Нафан, объявил Давиду и наказание за грех, эпитимию, сказав, что незаконный сын его, рожденный от Вирсавии, умрет, что и исполнилось. Таким образом, для Аарона и Мариам – Моисей, а для Давида пророк – Нафан в действительности были их духовниками. Но главное это то, что, как сказано, все приведенные сектантами места Писания против исповеди пред пастырями Церкви взяты из Ветхого Завета, когда не было и самого таинства Покаяния, ибо это таинство, как и сама Церковь , которую Христос «приобрел Кровию Своею“ ( Деян. 20: 28 ), установлено Им уже в новом Завете, после славного Его воскресения. 2) Сектант: Сам Христос указал, что обращаться о прощении грехов нужно непосредственно к Богу, когда, напр., учил молиться: «Отче наш,... прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим“ ( Мф. 6: 12 ). Непосредственно от Бога получили прощение грехов: расслабленный (Map. 2: 5), грешница ( Лук. 7: 48 ), мытарь ( Лук. 18: 13 ) и разбойник на кресте ( Лук. 23: 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Евхаристия – Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Оно было установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной вечере перед Его спасительными страданиями, когда Он, «взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14. 22-24). Всякий, кто причащается Тела и Крови Господа, приобщается божественному Бытию. Где не совершается Евхаристия, там не осуществляется таинство спасения, по слову Самого Господа: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6. 53-56). Евхаристия совершается во время Божественной литургии – главного православного богослужения, когда духовенство и миряне причащаются Тела и Крови Христовых. Пред причастием полагается пройти подготовку постом и молитвой. Покаяние, или исповедь, есть Таинство, в котором, при искреннем раскаянии человека в своих грехах и раскрытии их перед свидетелем — священником, верующий освобождается от них Богом. В Крещении христианину прощаются все грехи, однако борьба с личными греховными наклонностями является длительным процессом, который продолжается и после Крещения. «Только то есть истинное покаяние, — говорил святитель Алексий, митрополит Московский, — после которого прежние грехи презираются». В современной Русской Церкви исповедь обычно предшествует причастию. Однако исповедоваться можно и независимо от причастия. Брак — Таинство, в котором Церковь благословляет супружеский союз, рождение и воспитание в нем детей. При сотворении первого человека Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2. 18), и дал Адаму жену, сделав брак между мужчиной и женщиной одной из первых заповедей: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2. 24). Сам Христос Свое первое чудо совершил во время бракосочетания в Кане Галилейской, претворив воду в вино (Ин. 2. 1-11). Вступить в христианский брак никогда не поздно — это могут сделать даже пары, прожившие в «гражданском», то есть светском, браке до глубокой старости. Церковь не одобряет развод, однако, снисходя к человеческой немощи, допускает его и, в определенных случаях, благословляет второй и даже третий браки (четвертый брак не разрешается). Невозможен брак между родственниками, а также между крестником и восприемницей и между крестницей и восприемником..

http://mospat.ru/archive/86409-tainstva-...

Таинство Покаяния является таинством освобождения человека от греховного плена и возвращения в состояние оправданности и Богоусыновления. О необходимости прощения грехов как особого деяния говорил Сам Господь Иисус Христос во время Своего земного служения. Более того, Он заповедал и поручил совершать прощение грехов Своим апостолам, дав им для этого особую власть: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф. 18:18 ). Также и после Своего воскресения из мертвых, явившись ученикам, Господь сказал им: Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20:21–23 ). В классических догматических системах именно эти два евангельских текста считаются установлением таинства Покаяния. Власть «вязать и решить», о которой говорится в Евангелии, дана не каждому апостолу индивидуально, но всем им вместе – во-первых, как представителям первоначальной Церкви и, во-вторых, как основателям и предстоятелям местных Церквей. Об этом свидетельствуют слова Господа Иисуса Христа, сказанные Им первоверховному ап. Петру: Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16:19–20 ). Ап. Петр здесь предстает как основание Церкви Христовой, являющей на земле Царство Небесное. Соответственно, все преемники ап. Петра и других апостолов, то есть епископы Церкви, воспринимают власть «вязать и решить», действуя от имени Церкви. С распространением христианской веры и умножением членов Церкви епископы передали право принимать покаяние и разрешать кающихся от грехов также и пресвитерам, то есть рукоположенным священникам, которые совершают богослужения и все таинства, кроме таинства Священства. Таким образом, в таинстве Покаяния предстоятель (епископ или пресвитер) действует по поручению Самого Христа, Главы Церкви, свидетельствуя об искренности покаяния, приносимого христианином, и примиряя его с Богом и Церковью. Священник допускает исповедующего свои грехи к церковному общению, то есть к участию в Евхаристии. Таким образом, таинство Покаяния – как и другие таинства – имеет своей целью привести христианина к участию в Евхаристии. Таинство Покаяния и Евхаристия

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Как священники Ветхого Завета перекладывали грехи народа на голову козла отпущения, так при Таинстве Исповеди (а также Крещения) священник Нового Завета перекладывает грехи людей на непорочного Агнца Христа, «Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). В 13-й главе (абз. 32–35) было сказано о том, что когда Христос крестился, Он взял на Себя грех мира, а когда крестится верующий, то священник, погружая человека в воду, перекладывает его грехи на Христа. Подобное происходит и в Таинстве Исповеди (которое многие отцы Церкви по этой причине называли вторым крещением), когда священник, посредством возложения на голову кающегося епитрахили и правой руки (которой он крестообразно его благословляет), а также чтения разрешительной молитвы 593 , перекладывает его грехи на Христа, Который на Кресте уничтожил грехи верующих в Него. Итак, мы увидели главное в Таинстве Исповеди – что власть прощать и оставлять (разрешать и связывать) грехи дал Своим Апостолам (а через них – епископам и пресвитерам через рукоположение) Сам Христос. Этот факт указывает на первый и очевидный смысл этого Таинства – получать верующим прощение своих грехов! Но это Таинство имеет и второстепенные, если так можно сказать, богословские смыслы, или же, оно служит и другим важным целям в духовной жизни и спасении человека, и вот каким. 1) Священник является свидетелем исповеди человека. Во Втор.19:15 сказано: «Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей , или при словах трех свидетелей состоится ( всякое ) дело ». Д. Чуйков так говорит об этом: «...Бог и исповедующий священник есть два свидетеля покаяния исповедующегося: один – Невидимый, другой – видимый. А при двух свидетелях, по закону Божию, состоится всякое дело (см. Втор.19:15 ), в нашем же случае – прощение или не прощение грешника» . И когда христианин предстанет на Суд Божий, то священник вместе со Христом засвидетельствует пред всей вселенной о его раскаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

с. 422). Тот, кто исповедуется заранее, – за два, три или более дней – может, благодаря этому, получить время на размышление о том, что он через Святое Таинство покаяния удостоин милости Божией и так утешить свою совесть («Об исповеди» протоиерея Евгения Попова . Изд. 2-е. С.-Пб., 1893, с. 31). 2.23. Может ли священник за исповедь и святое причащение брать плату? По закону, за исповедь и Святое Причащение священник не имеет права ничего взимать 4 , потому что Христос сказал: даром получили, даром давайте ( Мф.10:8 ). 2.24. Как ответит священник перед богом, если не будет стараться при исповеди отклонить кающегося от греха? Священник ответит перед Богом по всей строгости, если не будет посильно стараться отклонить при исповеди кающегося от греха и склонить к благочестию – христианской жизни. Господь через пророка говорит священнику: Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты (священник) вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою ( Иез.3:17–19 ). О, как страшны эти слова Господни, и священник при исполнении своей святой должности всегда должен иметь их в памяти. При любой возможности священник обязан проповедовать своим прихожанам святую волю Божию, и не только в церкви, но и всюду, куда бы его должность ни позвала («Круг поучений» протоиерея А. Белоцветова . Изд. 4-е). Если священник не старается на исповеди заболевшую грехом душу духовно излечить, то он за ее погибель становится ответственным перед Богом. Если грешник не захочет слушать священника, то нужно укорить его и запретить ему, но нельзя ему угождать, ибо, по словам пророка Давида: рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя ( Пс.52:6 ) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

6. Священство Суть Таинства: Через возложение рук епископа верующему дается благодать совершать Таинства. Главное священнодействие: Рукоположение совершается во время Литургии. В завершение чина ставленника одевают в облачение, соответствующее его новому сану, при этом архиерей (или собор архиереев), совершающий Таинство, возглашает «Аксиос!» (греч. – «достоин»), на что священники и хор отвечают троекратным «Аксиос!» – «достоин!». 7. Брак Суть Таинства: Благословение супружества как совместного пути к Богу. Главное священнодействие: Во время совершения Таинства Венчания священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, трижды произнося прошение: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их». 9. Другие Таинства и обряды Выше мы говорили о трех Таинствах: в первом разделе Катехизиса – о Крещении и Миропомазании, в предыдущей главе третьего раздела – о Евхаристии. Нам осталось поговорить о четырех других Таинствах, а также о некоторых церковных обрядах. 9.1. Исповедь Покаянием, или Исповедью, называется Таинство, в ходе которого верующий называет свои грехи, а священник от имени Бога объявляет об их прощении. Многие люди не видят собственных грехов и недостатков. Отсутствие способности критически себя оценивать (при одновременном гипертрофированном внимании к недостаткам других людей) – весьма распространенная духовная болезнь. О ней Господь Иисус говорил: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Мф.7:3–5 ). Эта болезнь врачуется покаянием. Покаяние – не несправедливое самоосуждение или самобичевание: оно требует трезвого, здорового, но критичного взгляда на самого себя. Такой взгляд трудно приобрести без помощи Божией. Вот почему в одной из молитв, читаемых Великим постом, говорится: «Господи... даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» («Господи, дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вячеслав Пономарев Таинство покаяния В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Это Таинство называют вторым Крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует Таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе. Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было Покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом. Покаяние – это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным. Господь говорит: не хочу смерти грешника ( Иез. 33; 11 ). А грех несет смерть не только телесную, но и, что гораздо важнее – духовную: сделанный грех рождает смерть ( Иак. 1; 15 ). Покаянное усилие человека приемлется Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание, ибо сказано, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15; 10 ). В Священном Писании Покаяние является необходимым условием для спасения : если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк. 13; 3 ). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк. 15; 7 ). В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божье бесконечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Или: братоубийство Каином Авеля. Казалось бы: покарай убийцу – и дело с концом. Но и тут, как отец, как мать, Бог взывает к совести Каина. Только вслушайтесь в эти слова: «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт. 4, 6–7 ). Посмотрите, какая забота о пробуждении совести – «он [грех] влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Но внял ли этому вразумлению Каин?.. Вот так вся история человечества: Бог обращается к его совести, призывает образумиться, не поступать безобразно: подло, нечестно, нечисто. Да и сама совесть – не что иное, как голос Божий в нашей душе. Вот хотя бы несколько примеров заботы Божией о грешниках: По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию ( 1 Петр. 3, 18–21 ; 2 Петр. 2, 5 ). Иона взывал к совести ниневитян (Ион. гл. 3, Мф. 12, 41 )… Бог готов простить и обнять, как отец принял своего блудного сына (вспомните Евангельскую притчу о блудном сыне – Евангелие от Луки, гл. 15), и об этом Он сам недвусмысленно говорит: «Если же он (человек) виновен в чем-нибудь… и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой… и очистит его священник от греха его… в чем согрешил по неведению… и прощено будет ему» (Лев. гл. 16). С призыва к покаянию начал свою проповедь св. пророк Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите достойный плод покаяния» ( Мф. 3, 2–8 ). Эти же слова повторяет Христос, выходя на проповедь ( Мф. 4, 17 ). Все служение Христа – призыв к человеку покаяться. Покаяние – не значит перечисление проступков, а радикальное изменение. Древнееврейское «шув», переведенное у нас как «покаяние», означает «обратиться, возвратиться». Греческое слово «метанойя» также значит «покаяние», но с немного другим акцентом: «перемена образа мыслей», «поворот ума». Изменить жизнь, исправиться… Только тогда покаяние достигает своей цели. (Другой вопрос, что не со всеми грехами можно легко и в одночасье покончить, но эта тема уже не для фотоочерка.)

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/tainst...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010