(Было напечатано в пасхальных номерах киевской газеты «Народ» (1905) и петербургского еженедельника «Век» (1907) В книге «Деяний Апостольских», в которой рассказывается, как апостолы проповедовали открывшуюся им веру во Христа, как Спасителя мира, Своей смертью и воскресением совершившего дело спасения, особенно близок и понятен современному человеку эпизод проповеди ап. Павла в Афинах, столице культуры того времени, центре философии, искусства, литературы ( Деян. 17 ). Кто и в наше время, приняв в сердце истину Евангелия, захотел бы громко заговорить об этой вере, тот чувствует себя пришедшим с дикой и странной для современных ушей, «ненаучной» и ненужной проповедью, представляющей «безумие для эллинов», как бы в Афины, «этот город полный идолов», вступая в который «возмутился духом» даже великий апостол. По части изобретения идолов современность оказалась острее, изобретательнее, тоньше, нежели греческие Афины, ибо создала еще абстрактных, идейных идолов, в виде всевозможных «научных» и ненаучных теорий, в которых запуталась беспомощно современная душа: в пантеоне современных Афин имеются идолы политические, социалистические, эстетические, научные. И это уже не то наивное, простодушное идолопоклонство, которое было свойственно дохристианскому миру, здесь чувствуется более резкий, сознательный и упорный дух противления и идолопоклонства, вооружившийся силою знаний, отвлеченной мысли, тонких чувствований. Поздний, предрассветный час кладет более резкие и густые тени, нежели час ранний, сумеречный. «Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое», – черта, целиком сохранившаяся и у теперешних афинян, столь падких до всяких как эстетических, так и умственных развлечений. Поэтому афиняне привели ап. Павла в ареопаг и говорили ему: «можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобой, ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?» Однако когда ап. Павел изложил пред ними учение о Боге и о Христе, в достаточной степени удовлетворившие свое любопытство афиняне, услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: «об этом послушаем тебя в другое время», так что ап. Павел «вышел из среды их», и только некоторые, «приставши к нему, уверовали».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

" Быть Его учениками " ноября 2019 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Сампсониевском соборе " Каждый раз, приходя на Всенощное бдение перед воскресным днем, мы слышим отрывок из Евангелия о победе воскресшего Христа, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня мы слышали самое короткое воскресное утреннее чтение от Матфея (Мф. 28:16-19), оно касается не только апостолов, но и всех нас. Апостолам было велено идти на встречу с воскресшим Христом в Галилею, в гору. Для нас Галилея - это место, где мы живем. И здесь, в нашей Галилее, мы должны исполнять все, что Господь нам предписывает. Нужно подниматься в гору, то есть от своих повседневных дел - грехов, страстей, - потому что здесь Господа мы не встретим. Мы встретим Его на высоте, на горе. Не случайно есть горы, которые мы почитаем: Синай, Фавор - гору Преображения, Афонскую гору. На них обычно совершаются действия Божии, которые остаются в истории нашего спасения. Христос действительно встретился там с учениками и сказал им: " Дана Мне всякая власть на небе и на земле " (Мф. 28:18). И той властью, которой Он обладает, послал их учить все народы, " крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа " (Мф. 28:19). То есть, говорит Господь, вы должны сделать учениками Моими всех людей - не только здесь, в Израиле, но и по всему миру. Вот такая миссия им предстоит - приобщать все народы к божественной жизни Святой Троицы. Спаситель говорит, что ученики должны вспомнить то, что Он говорил им за три с половиной года, и передать это людям, " уча их соблюдать все, что Я повелел вам " (Мф. 28:20). " Господь как будто задает нам вопрос: " Вы ученики Мои? " И мы этот вопрос должны себе задать, - продолжил архипастырь. - Мы уже давно в Церкви, крещены, ходим в храм Божий. А являемся ли учениками Христовыми? Как это узнать? Спаситель сказал: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13:35). Если у нас есть любовь, то мы - ученики Христовы. А если любви нет, то мы еще не ученики, мы пока язычники и еще не соблюдаем заповеди, которые Господь нам дал. А дальше Он говорит: " Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28:20). Мы должны жить так, будто Господь всегда присутствует с нами, и ощущать Его. Когда мы проводим жизнь в присутствии Христа, ведем себя соответственно. Бог все видит, за нами смотрит, а раз Он смотрит и видит, я не буду делать ничего такого, что будет оскорбительно для Него, неприлично. Буду стараться вести себя хорошо " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Быть избранным " декабря 2018 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Покровском храме Политехнического университета " Завершается год, он был непростым для нас, но всякий год дается нам для того, чтобы мы совершенствовались, становились ближе к Богу, - сказал владыка. - Милостью Божией мы вступаем в новый год. И сегодня помолились за университет, за учащихся, за тех, кто начальствует и учит студентов, за всех прихожан этого храма, чтобы Господь благословил всех в наступающем году " . " Сегодняшнее евангельское чтение посвящено теме призвания, - продолжил архипастырь. - Господь уготовил нам в Царствии Небесном великую радость и вечную жизнь. Он к каждому обращается с призывом: " Приходите ко Мне и вкусите вечную и блаженную жизнь " . Многих Он призывает, но мало кто внимает Его призыву. Так было на стыке Ветхого и Нового Заветов, так продолжается и сейчас. Мы видим, что сегодня тоже много званых, но мало избранных (Лк. 14:16-24): мало кто оставляет свои квартиры и в эти ранние утренние часы приходит в храм. Но ваш храм наполнен - о чем это говорит? Здесь звучит слово Божие, вы откликаетесь на призыв Господа! Раньше христиане и назывались " призванные " - помните, апостол Павел пишет: " Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом " (1 Кор. 1:26-29). А другие, " мудрые " , не хотят идти за Господом, говорят: " Прости, Господи, но мы хотим на земле пожить в свое удовольствие лет шестьдесят-семьдесят, а на Небо мы не претендуем " , и кто волов покупает, кто землю, у кого-то семейные радости... Но находятся люди, которые слышат призыв Господа и приходят в храмы Божии " . " Сегодняшний евангельский эпизод имеет продолжение в другом Евангелии, от Матфея. Господь увидел человека, который пришел на пир не в брачной одежде (Мф. 22:11-14) и велел слугам вывести этого человека с пира. Это относится ко всем нам: мы подходим к Чаше Господней неподготовленными, то есть в греховной одежде. Вчера грешили, а сегодня приходим причащаться: так делать нельзя. Необходимо покаяться, исповедоваться. Время для покаяния Господь нам всегда дает. Пост заканчивается, но осталась еще неделя, когда можно покаяться, исправиться, чистыми подойти к великому празднику Рождества Христова и причаститься Святых Христовых Тайн. Давайте войдем в число избранных людей Божиих, чтобы Господь знал, что есть те, кто не увлекается грехом, кто совлек с себя одежды греха и облеклись в одежды праведности, святости, милосердия, чистоты - вот таких людей Он к Себе призывает. Поздравляю вас с праздником, от души желаю помощи Божией в наступающем году, крепкого здоровья и всего, что необходимо вам в жизни " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В 1871 г. храм исправлен усердием графа Павла Андреевича Шувалова: деревянные паперти заменены каменными, из бременского камня; церковь снаружи оштукатурена и окрашена светло-голубой клеевой краской; внутри устроены кирпичные своды, мраморный пол, а в алтаре – паркетный. Церковь внутри отличается изяществом и чистотою, какие редко можно видеть в сельских храмах. В юго-западной стороне церкви погребен строитель храма обер-камергер граф Андрей Петрович Шувалов и жена его, Фекла Игнатьевна. На полу находятся две мраморные плиты, с рельефными крестами и мраморными венками; над могилами – образ св. Андрея Первозванного, на полотне, в позолоченной раме, работы Плешанова; могила окружена бронзовой, позолоченной решёткой. В северо-западной стороне погребена графиня Ольга Есперовна Шувалова, урожденная княгиня Белосельская-Белозерская, умершая в 1869 г. Гробница ее, из белого мрамора, изящной работы. Она имеет вид часовни, с 4 арками; в куполе часовни – крест, ниже пола церкви – углубление, обшитое мраморными досками; на полу поставлен мраморный ящик и в нем цинковый гроб, покрытый мраморной доской; над гробницею – мраморный крест, с вызолоченным венком. Северная и западная арки – с зеркальными стеклами и вокруг них оранжерея с свежею зеленью и цветами; в восточной арке – вход в могилу. В южной, закрытой, арке поставлены иконы Спасителя, Божией Матери, апостола Павла и Ольги. Могила отделена от церкви бронзовой решеткой. При входе в могилу, над аркой, на мраморной доске, надпись: «не бойся, токмо веруй, и спасена будешь»; вокруг арки, позолоченными буквами, евангельские изречения: «если любите Меня, соблюдите мои заповеди, и я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки.» (Иоак.14:15: 16); с правой стороны: «воля пославшего Мя отца есть та, чтобы из того, что Он мне дал, ничего не погубит, но все то воскресит в последний день» ( Иоан.6:39 ); с левой: «воля пославшего Мя есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан.6:40 ). Против гробницы, на стене, икона, писанная на полотне академиком Тюриным. На иконе изображена, стоящая у креста, Мария Магдалина. Цена иконы 4000 р. Устройство всей могилы, или часовни, стоит до 22 т. р. с. Она устроена скульпторами Мадерно и Руджио.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1901 году Куприн переезжает в Петербург, и здесь начинается его новая, литературная жизнь. Очень скоро он становится постоянным автором известных петербургских журналов – «Русское богатство», «Мир Божий», «Журнал для всех». Один за другим выходят рассказы и повести: «Болото», «Конокрады», «Белый пудель», «Поединок», «Гамбринус», «Суламифь» и необыкновенно тонкое, лирическое произведение о любви – «Гранатовый браслет». Повесть «Гранатовый браслет» была написана Куприным в период расцвета Серебряного века в русской литературе, который отличался эгоцентричным мироощущением. Писатели и поэты много писали тогда о любви, но она была для них больше страстью, чем высшей чистой любовью. Куприн, несмотря на эти новые тенденции, продолжает традицию русской литературы XIX века и пишет повесть о совершенно бескорыстной, высокой и чистой, настоящей любви, которая идет не «напрямую» от человека к человеку, а через любовь к Богу. Вся эта повесть – замечательная иллюстрация гимна любви апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Что нужно герою повести Желткову от своей любви? Он ничего не ищет в ней, он счастлив только оттого, что она есть. Сам Куприн заметил в одном письме, говоря об этой повести: «Ничего более целомудренного я еще не писал». Любовь у Куприна вообще целомудренна и жертвенна: герой более позднего рассказа «Инна», будучи отвергнутым и отлученным от дома по непонятной ему причине, не пытается отомстить, забыть поскорее возлюбленную и найти утешение в объятиях другой женщины. Он продолжает любить ее все так же самозабвенно и смиренно, и все, что ему нужно, – просто увидеть девушку, хотя бы издали. Даже получив, наконец, объяснение, а вместе с тем узнав, что Инна принадлежит другому, он не впадает в отчаяние и негодование, а, напротив, обретает покой и умиротворение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

" В Великую среду мы вспоминаем двух евангельских персонажей, - отметил правящий архиерей. - Во-первых, грешную женщину, которая приготовила к погребению тело Господа - купила драгоценное миро и возлила на Его ноги. Ученики, особенно Иуда, роптали: зачем она впустую израсходовала столь дорогое миро, когда его можно было продать и раздать деньги нищим! Но Господь остановил их: " Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала " (Мф. 26:10-13). И действительно, мы каждый год вспоминаем эту женщину. Еще вспоминаем Иуду, который в этот день созрел для того, чтобы предать Учителя. Именно в среду он пошел к первосвященникам, получил от них тридцать сребреников и стал искать место и время, когда предать Христа, чтобы вокруг не было народа и не случилось эксцессов " . " Вот такие события произошли в среду. Осталось еще немного до того времени, когда Христос взойдет на Крест и предаст дух за всех нас. К этому все идет, но потом последует Воскресение. Мы должны в оставшиеся дни еще раз пережить все события, которые были со Спасителем, как бы сами в них участвуя. Будем сопереживать Его страданиям. Мы должны чувствовать, что мы едины с Ним: больно Ему - значит, нам больно. Но Ему больно из-за нас, Он за наши грехи страдал, а не за Свои - у Него не было грехов. Будем в эти дни, даже находясь дома, читать Евангелие, особенно те места, которые связаны с последними днями земной жизни Господа, и, сопереживая, каяться в грехах " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму было подарено Евангелие. Настоятель поблагодарил правящего архиерея за молитву и подарил ему комплект копий храмовых икон - Владимирской Божией Матери, святых Константина и Елены, святителя Николая. Храм равноапостольных Константина и Елены находится на территории спецпредприятия " Новое поколение " которое уже более пятнадцати лет занимается социальной реабилитацией молодых людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Храм строился в течении лета и осени 2009 года, освящен в том же году 19 декабря, в день памяти святителя Николая. По воскресным дням при храме действуют бесплатные консультации специалистов Общества православных психологов .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В г. Таганроге в одном еврейском семействе В. была тяжко больная, на выздоровление которой врачи уже потеряли всякую надежду. Когда больной сделалось совсем плохо, врач, также еврей, на вопросы родных, нет ли какого ли средства спасти больную, отвечал, что теперь вся надежда на о. Иоанна Кронштадтского , не придавая словам своим никакого значения. В тот же вечер, однако, была послана телеграмма в Кронштадт к о. Иоанну с просьбой помолиться о выздоровлении больной, и на следующее утро у последней появились признаки улучшения, а через три дня больная совершенно оправилась. Другая еврейка X. обратилась к о. Иоанну письменно из Ростова-на-Дону. Она более двадцати лет страдала болью в ногах и пояснице. За эти двадцать лет больная обращалась ко многим врачам, была в Харькове у профессоров, но все было бесполезно, излечения не последовало, и бедная женщина в течение долгих лет страдала, не получая ни от кого никакой помощи. Наконец, кто-то надоумил ее обратиться к о. Иоанну и просить его помолиться за нее. Г-жа X, немедленно отправила письмо в Кронштадт, в котором просила его молитвы за нее, несмотря на то, что была еврейка. Так прошло недели две, и в последнее время больная стала чувствовать себя значительно лучше, а боль в ногах, по ее словам, совершенно прекратилась. Понятно, когда это стало известно среди местных обывателей и знакомых, все дивились, и по примеру г-жи X. к о. Иоанну отправлены были еще письма от других больных. Так и для неверных находится у о. Иоанна теплая молитва и неослабная помощь. Исцеление бесноватой В одной из синагог учил Он в субботу, там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина, ты освобождаешься от недуга своего. И возложил на нее руки: и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. ( Лк.13:10–13 ). В «Ведомостях С.-Петербургского Градоначальства» было в свое время напечатано следующее сообщение прот. И. Орнатского. «14 марта 1902 года, во время служения литургии о. Иоанном в церкви Леушинского подворья, что на Бассейной улице в С.-Петербурге, произошло событие, сообщить о котором в нынешнее время оскудения веры будет небесполезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В наше сердце, в нашу душу входит Сам Бог. И через это соединения божественного и человеческого, как это сделал Христос при своем рождестве, человек становится обоженным, поднимается к Богу своей душой. Очень страшно видеть, когда человек сам себя отлучает от божественного причащения. Если ты не впустил Христа в свое сердце, то грехи твои не смылись с тебя, то тебе не стало легче. Ты телом был в храме, а душа твоя далеко отстояла от Бога. С сокрушенным сердцем, мы просим, чтобы Господь не отлучил нас от своей божественной любви и через свои тело и кровь соединился с нашей природой, дабы через это соединения мы могли бороться со своим грехом, своими страстями, немощью. Господь промыслительно в хлебе и вине оставил себя людям, дабы человек имел возможность обращаться к Богу во всякое время. Мы не должны пренебрегать любовью Господа, не должны вычеркивать Его из своей жизни. Нужно чаще причащаться Святых Христовых Таин, стремясь на встречу Господу Спасителю " , - сказал в своем слове владыка Игнатий. В ответном слове настоятель кафедрального собора Приозерска, протоиерей Димитрий Звездилин поблагодарил Владыку Игнатия за молитвенный труд о прихожанах и духовенстве Приозерского благочиния, сказал теплые слова благодарности за неустанное попечение о боголюбивой пастве. Великий Четверг приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это своего рода кульминация Страстей Христовых. Суть Великого четверга, прежде всего, заключается в воспоминании Тайной Вечери, во время которой Христос установил главное Таинство Церкви - Евхаристию (Святое Причастие), то есть Господь даровал людям Свои Тело и Кровь. Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26-28). Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

+++ В Невском благочинии чтения состоялись 26 ноября. В подростковом центре " Невский " собралось более 90 человек. " Двадцать лет назад еще была передача живого опыта, история была живой, а сейчас мы уже говорим о наследии, - отметил благочинный протоиерей Алексий Скляров . - Мы уже не имеем возможности общаться с этими людьми или почти не имеем, история ускользает от нас, но важно сохранить духовный опыт людей, которые приближали День Победы " .   Сотрудник епархиального ОВЦО , помощник благочинного Невского округа по религиозному образованию и катехизации Ольга Гладкая в докладе " Великая Победа: как сохранить наследие и уберечь наследников " отметила, что учителям необходимо приложить усилия, чтобы дети приобщались к истории, узнавали подлинную, а не искаженную ее версию. История активно переписывается. Если детям не рассказывать о событиях тех лет, в скором времени они уже не будут знать, кто же победил в Великой Отечественной войне.  Также выступили духовенство, методист Невского благочиния Анастасия Кузнецова, заведующая методическим отделом " Правобережного дома детского творчества " Любовь Тимофеева, учитель 345-й школы Лариса Михайлова. Особый интерес вызвало выступление учеников 329-го лицея с проектом " Лента памяти " .  +++ Районный этап Рождественских чтений " Великая Победа: наследие и наследники " Красносельского округа состоялся 22 ноября в комплексе " Россия - Моя история " . Встреча была организована совместно с районным отделом образования и ИМЦ. С приветствием к участникам обратились заместитель главы администрации Елена Гавриленко, директор ИМЦ Татьяна Сенкевич, благочинный протоиерей Михаил Подолей , начальник отдела научно-просветительской деятельности Музейно-выставочного центра Оксана Хухрина. " Война - это проявление духовных болезней человечества, как свидетельствует Евангелие, - сказал отец Михаил. - " Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней " (Мф. 24:6-8). В ближайшем историческом смысле здесь говорится о военных действиях римлян в окрестностях Иерусалима, но это относится вообще к духовным болезням рода человеческого. Благодаря мужеству, самоотдаче и вере людей мы унаследовали свободу, независимость, возможность жить и творить, продолжая славную историю Отечества. Но все это будет созидательным только тогда, когда мы сможем, пользуясь великими дарами, жить по заповедям Божиим " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В первые века христианства многие свидетели мучений святых понимали, что в этом спасение, исповедовали Христа и сами шли на мучения, буквально за несколько минут спасаясь. Страдание помогло благоразумному разбойнику. Казалось бы, как в таких мучениях можно познать Бога? Но он познал. Представьте, висят Иисус и двое разбойников на крестах, и тот, что висел справа, сказал Спасителю: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! " (Лк. 23:42). А тот, который был слева, наоборот, говорил: " Если Ты Христос, спаси Себя и нас " (Лк. 23:39). Разбойник справа увещевал товарища: " Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал " (Лк. 23:41). Видите, разбойник, который висел несколько часов на кресте, стал прозорливым. Откуда он узнал, что на том Человеке, который висит посередине, нет вины? Откуда узнал, что Христос - Сын Божий? Разбойник же никогда прежде не видел Христа! Значит, страдания так его очистили, что он увидел во Христе Бога безгрешного " . " Поэтому, когда к нам приходят скорби, болезни - не просто так приходят, а чтобы нас очистить, чтобы наконец-то мы прозрели и поняли, что не туда идем. Хорошо жить в своей квартире в новом доме. Но мы должны о другой " квартире " думать - той, что ждет нас в Царствии Небесном. Это гораздо важнее: " Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " (Мф. 6:33). Вот к чему мы должны мысли направлять - как туда попасть, спастись, что для этого делать. Мы не знаем, сколько нам отпущено лет, люди каждый год обещают исправиться - и ничего не делают. Какими были в 2020-м, 2021-м - такими будут и в 2022-м. Многим нужно понять, что не туда они тратят время, силы, последнее здоровье. Надо все это переменить: жить для Бога и ближних, а не для себя. Если внимательно будем к себе относиться, то увидим, на каком фундаменте стоим. Все должны исправляться, среди нас святых нет, все грешники. Надо каяться и не возвращаться к старым грехам. А то многие грешат, думают, что Бог их не видит, не замечает.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010