И посмотрите, христиане – прозвище, данное было в насмешку, а вот это слово привилось и стало обозначать последователей Христа. Но ведь не дерзает никто из нас говорить, что наша природа идентична природе божественной Христа. По благодати – да, по вере – да, – мы дети Божии. Дети Божии и дети диавола: чью волю человек творит, того он и сын (см. 1Ин. 3:7–9 ). Но ведь нельзя сказать так, что в прямом смысле, как талмудисты понимают 6-ю главу книгу Бытия: и увидели сыны Божии дочерей человеческих и вступали с ними в интимные связи. Сыны Божии – это ангелы, которые воспылали похотью к дочерям человеческим. Никакие это не ангелы, а это люди, которым их название сынов Божиих уже служит в осуждение. Это бывшие сыны Божии, которые не устояли в своём чине, а смешались с дочерьми человеческими – и грех ещё более усилился. Сыны Божии, не устоявшие в своём достоинстве, – это потомки Сифа. Потомки Сифа. А дочери человеческие – потомки Каина. Вот смешалось семя – то и другое, и в результате не освятилось, а осквернилось. Потому что грех, как правило, сильнее становится. Благодать начинает затухать, и человек со всеми своими рвениями, со всеми стараниями всё-таки сдаётся и в конце концов скатывается на тот же уровень. Теперь, смотрите, вот Он и приводит этот текст глубокий из 81-го псалма. «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я – Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их» ( Ин. 10:35–39 ). Никак не доходило до сознания. Никак. Вот уж и слова Самого Христа – уж, кажется, они должны бы иметь непререкаемую силу и непререкаемый авторитет. Нет. Воспитание, духовное воспитание руководителей просто их сформировало так, что Неспособными они оказались вместить сию истину> .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Итак, обратимся к библейскому значению образа Сына Человеческого, а также Сына Божия. Взглядом библейских пророков узрим ожидаемого и таинственного Сына Человеческого. Понятие Сын Божий первоначально у семитов и, соответственно, в Библии имело сравнительно слабое значение и не означало единосущия с Богом. «Сын Божий» мог означать то усыновление Богом, или божеством у язычников, которое усвоялось царям. Так, о Соломоне говорится Ягве Саваофом: Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном ( 2Цар. 7:14 ), а о Давиде сказано: Он будет звать Меня: Ты Отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего ( Пс. 88:27 ). О судьях в Израиле сказано даже и так: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы ( Пс. 81:6 ). И когда Каиафа спрашивал Иисуса на суде: Ты ли Христос (Машиах, Мессия), Сын Божий? ( Мф. 26:63 ), то, конечно же, думал не о единосущии Отцу, а о царстве, ведь и обвинили Иисуса в том, что Он сделал себя царем Иудейским. Язычники, так те просто боготворили своих царей. «Сыном Божиим» назывался и богоизбранный Израиль, как народ. Так говорит Ягве (Бог Еврейский): Израиль сын Мой, первенец Мой ( Исх. 4:22 ). За то, что фараон не отпустил сына Ягве Бога, Первенца, он и его народ лишаются своих сыновей первенцев. И уже в пророческие времена Ягве говорит через Осию-пророка: Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего ( Ос. 11:1 ). Да и всем израильтянам говорится: Вы сыны Ягве, Бога вашего... ( Втор. 14:1 ). «Сынами Божьими» именовались и ангелы. Так, в книге Иова: И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Ягве... ( Иов 1:6 ). Или в псалмах: Ибо кто на небесах сравнится с Ягве? Кто между сынами Божиими уподобится Ягве? ( Пс. 88:7 ). Следует отметить, что иногда в Ветхом Завете образ царя, уподобленный сыну Божию, приобретает мессианские черты и даже таинственно предуказывает халкидонское Богосыновство. Например, в Пс. 2, 7 : Ягве сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя, или у Исаии: Ибо младенец родился нам; Сын дан нам... и нарекут имя Ему: ... Бог крепкий, Отец вечности... ( Ис. 9:6 ). Таким образом, остается некоторая расплывчатость и многозначность понятия «Сын Божий» в Танахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

(«Дева днесь Пресуществен–ного рождает… нас бо ради родися Отроча мяадо–предвечный Бог», так в полном неведении рационалистического страха пред антиномиями для разума вещает верующим «кондак» на Рождество Христово.) Вообще, если мы примем во внимание хотя бы только события земной жизни Спасителя, Его воскресение из мертвых и вознесение на небеса, сошествие Св. Духа на апостолов, то становится уже невозможно уклониться от вывода, что временность, процесс, вводится здесь и в жизнь св. Троицы, в которой также совершаются в каком–то смысле эти события, следовательно, тоже как бы назревает полнота, происходит теогония. Это непостижимое единство времени и вечности, теогонии и теофании, аб–солютгюго и относительного, именно и утверждается основным христо–логическим догматом. Мало того, им же утверждается на высшей и предельной ступени та основная антиномия, которая лежит вообще в основе религиозного самосознания: неразрывное двуединство трансцендентного и имманентного, премирность Абсолютного и откровение Бога в мире. В этом смысле христианство есть абсолютная религия, ибо именно в нем до конца обнажается основная религиозная антиномия и изживается с наибольшей остротой: здесь ощущается и совершенная близость Бога, но и с тем большей силой чувствуется Его удаленность. Во Христе «нераздельно и неслиянно» соединяется и трансцендентная твари «полнота Божества», и имманентная миру человечность. Это единение завершается восшествием Господа на небеса вместе с прославленным Человечеством Своим; им же полагается основа обожения человека во «втором Адаме», восстановление его в достоинстве сына Божия по усыновлению. «Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:26—7). «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли Духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновлений, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8:12—4). «А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» (Гал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Всякий, кто тем или иным образом принимает на себя имя Христово, становится сыном Востока. Ибо написано о Христе так: «Вот Муж, – имя Ему – Восток» ( Зах.6:12 ). Следовательно, каждый, кто принимает имя Христа, является сыном Востока, однако не всегда принимающий имя Христово пребывает в Церкви Христовой. Поэтому если видишь, что еретики считают себя христианами, но нападают на церковь Христа, вооружаются против веры Христовой, нападают на людей Господа и разжигают войны против кафолической веры, хочу, чтобы ты без колебаний сказал о них, что таковые суть «сыны востока» – те, кто с мадианитянами и амаликитянами идут враждовать на народ Божий, потому что вкупе с язычниками и иудеями преследуют Церковь Божию и еретики. Вот кто, как мне думается, назван «сыны востока». 2 . Сказано: «Мадианитяне и Амаликитяне и сыны востока собрались вместе, перешли реку и стали станом в долине Иезраель» ( Суд.6:33 ). Те, кто хотят сражаться с народом Божьим, разбивают стан в долинах, в местах низких и низменных, как сказано, «в долине Иезраель». Однако мы находим, что Иезраель означает «семя Божье». Видишь, где враги разбивают стан? Они не осмелились идти туда, где, по-видимому, уже созрел «плод духа» (ср. Гал.5:22 ), но идут туда, где еще только брошено семя Божье и плод еще не вырос. Ибо тот, кто вышел сеять слово (ср. Мк.4:3:14 ), сеет везде; но послушай, что Сам Господь говорит о том, что происходит с семенем Божьим. Сказано: «Иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его» ( Мк.4:4 ). Объясняя это, Он позже говорит: «Упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» ( Лк.8:12 ). Так и ныне приходят те, кто хочет унести семя Божье из сердец тех, в которых оно посеяно, ибо обнаруживают их живущими в долинах, в самых низменных местах. Среди таковых есть принимающие слово Божье низко и недостойно, так сказать, в иудейском понимании, и поэтому демоны могут похищать его «из сердца их». У того же, кто поднялся от низменности буквы до высоты духа, и, удаляясь от плотского понимания, устремляется к более высокому, что есть Дух Божий (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Господь только что говорил со Своими учениками о решающих судьбы человечества событиях, надвигающихся на Иерусалим, а теперь Он предстоит перед необходимостью обыденной уплаты налогов на храм. Храм был центром богослужения, и его содержание дорого стоило. Налоговые чиновники – собиратели дидрахм – подошли к Петру и сказали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Несомненно, это был искусительный вопрос – в надежде, что Господь откажется платить, и тогда у них будут основания обвинить Его. Петр, всегда готовый защитить своего Господа, незамедлительно ответил: «да». Когда вошли они в дом, то Господь, предупредив вопрошание Петра, сказал: «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны». Эта притча Спасителя у святых отцов имеет два объяснения, с одним и тем же смыслом. Согласно первому – перед нами картина древнего мира, где завоеванные народы должны были платить подать народу-победителю. Господь как бы говорит: «Бог – Царь Израиля. Мы принадлежим к истинному Израилю, ибо мы – граждане Небесного Царства. Те, кто вне этого Царства, должны платить подати. А мы свободны». Второе объяснение яснее и проще. Если царь облагает налогом свой народ, это не распространяется на его собственную семью. Налог существует ради содержания царского дома. В данном случае речь идет о налоге для храма который есть дом Божий. Христос – Сын Божий. Когда родители искали Отрока Иисуса в Иерусалиме, Он сказал: «Или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ). Ключевая мысль Евангелия – Царство Божие должно быть всегда у нас впереди всего. Церковь Христова, новый Израиль, которую созидает Господь, – свободна в этом мире и подчиняется только своему Царю. Мессия Христос – больше храма, и Самовладычный Бог не требует платы от Своего Сына Единородного и сынов Царства. Но не пришло еще время Крестного искупления, потому Господь не разрывает с храмом, и соглашается заплатить подать. «Итак, сыны свободны», – говорит Господь. Сыны Божии освобождены благодатью и усыновлением от рабства греху и диаволу, но не от подчинения гражданским и церковным установлениям. Христос платит на содержание храма. Если мы пожинаем духовное, то должны возвращать земное. Если Христос платит, кто хочет быть исключением?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и протяни руку твою на море и раздели его [[Расколи его. (Вадим).]]. И пусть войдут сыны Израиля в средину моря по суше [[Вот укреплю я сердце Мицраима, и войдут они за ними. (Вадим. Синод почти также).]]. И вот я скреплю [[Στερε . Так в моем Паремейнике. А в александр. тексте (1821 г.) σκλυρην – ожесточу. Первое чтение ближе в евр. подлиннику.]] сердце Фараона и служащих ему и всех египтян. и они войдут за ними. и прославлюся Фараоном и всем воинством его и колесницами и конями его. и узнают все египтяне, что я есмь Господь, когда прославлюсь Фараоном и колесницами и конями его. и поднялся вестник Божий [[Исполнитель Божий. (Вадим).]], шедший пред полчищем сынов Израиля, и пошел позади их. поднялся же и столп облачный от лица их, и стал позади их. и вошел в средину между египтянами и между полчищем Израильским. и был мрак и тма. [[И стало облако и мрак для одного, и светло было для другаго.]] и настала ночь. и не сблизились они друг с другом во всю ночь. и протянул Моисей руку свою на море. и отводил Господь море ветром южным [[Восточным. (Вадим и синод).]] бурным во всю ночь. и сделал море сушею. и разступилась вода. [[И расколол воды. (Вад.)]] и вошли сыны Израиля в средину моря по суше. вода же им стена справа и стена слева. и погнались египтяне за ними. и вошла вся конница Фараона и колесницы и всадники в средину моря по суше. и протянул Моисей руку на море. и стала возвращаться ко дню вода на свое место. Египтяне же бежали у воды. [[Навстречу воды. (Синод.)]] и сбросил Господь египтян в средину моря. и возвратившаяся вода покрыла колесницы и всадников и всю силу Фараона, вошедших за ними в море. и не остался из них ни один. а сыны Израиля прошли по суше среди моря. Исхода чтение (Глав. 15, 22–27. Гл. 16, 1). Увел Моисей сынов Израиля от моря Чермнаго. и привел их в пустыню Сур. и шли три дня по сей пустыне. и не находили воды для питья. пришли же в Мерру. и не могли пить воды Мерры. ибо горька была. посему наречено имя сему месту: Горечь. [[Мерра.]] и возроптал народ на Моисея, говоря: что будем пить? и возопил Моисей к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но ко же бо рече прешедше сынове Израилеви чресъ полчишас въ Галгалхъ, же въстокъ Солнца Ерихона, ту же и камыкъ въ памть родомъ. Оуслыша же аморискый царь и фюничьскы, ко посуши Господь предъ сыны Израилевы, и жасошас. Как сказано в Писании, сыны Израилевы, перейдя через Иордан, поставили стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где и положили камни на память [будущим] поколениям. Аморрейский и финикийский цари услышали, как Господь осушил Иордан перед сынами Израилевыми, и ужаснулись. Въ се же врем рече Господь къ (л.164в) «створи соб ножа камена камыка тешющас 1085 и сдъ обржи сыны Израилевы И бысть тако, и наречес им мсту тому могыла кончани м бо лтъ ходиша въ пустыни и мнози въ нихъ воини не обрзани быша. бо се на нихъ положи, да не смшаютьс со иноплеменьникы. же будеть и Сынъ Божий всми, о немь же ти свтии прорицахуть, о немь же миру обновитис баше. Знамении же ихъ по нравомъ ихъ и по жестосердию ихъ въ срамныхъ дхъ положено бысть, намъ же бо, правоврнымъ крестьномъ, супротивно тмъ пода честный животворщий крестъ, не имже но и грха ко же онъ рече великый тъ верховный Павелъ: «мн же, рече, не буди хвалитис, но токмо о крест, на немь же страда и би страсть». Тмь (л.164г) бо вс чювьства наша слышаща и видща, обонюща 1086 и дыхающа; симь бо силы противны побжаютьс. «В это же время Господь сказал Иисусу: «Сделай себе острые каменные ножи 1087 , сядь и обрежь сынов Израилевых во второй раз». Это было сделано, и этому месту дали название Холм обрезания плоти» ( Нав. 5:2–3 ). Они сорок лет ходили по пустыне, и многие из воинов не были обрезаны. Он сделал им этот знак, чтобы они не смешивались с иноплеменниками. Будет всем известен и Сын Божий, о Котором пророчествовали святые, что чрез Него будет обновление мира. Это знамение было сделано на срамном месте в соответствии с их нравом и жестокосердием, нам же, правоверным христианам, напротив, знамением стал честной животворящий крест, которым мы не грешим, но избавляемся от греха; как сказал великий верховный [апостол] Павел, «мне нечем хвалиться, одним только крестом [Господа нашего Иисуса Христа], на котором Он страдал и убил грех» ( Гал. 6:14 ). Этим знамением мы ограждаем все наши чувства: слух и зрение, обоняние и дыхание; этим знамением побеждается сила диавольская.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь (1). Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу сынов овец, принесите Господу славу и честь. Пророк Божий Давид призывает людей, в том числе священников, к жертвоприношению. Избранный народ – сынове Божий – уже освящён заповедями, законом, обрезанием, праздниками. Сыновья овец – сыны овни – это ягнята, агнцы. Указание на ветхозаветную жертву сразу напоминает нам о Христе – Агнце Божием. Он изволил пострадать за весь мир, но прежде на Тайной Вечере заповедал ученикам совершать таинство Евхаристии: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:19–20 ). Два тысячелетия священники приносят Богу бескровную жертву, выше которой ничего нет и быть не может: «Твоя от Твоих». И все христиане воздают Творцу хваление и благодарение. Жертвоприношение не имело бы такой силы, если бы не сопровождалось молитвами, псалмами, песнопениями, прославляющими Бога. И тогда оно становится приятным Ему. Давид призывает: принесите Богу славу и честь, ведь Он Царь славы. В одном из псалмов пророк так и говорит: «Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы» ( Пс.23:10 ). Принесите Господеви славу имени Его, поклонитеся Господеви во дворе святем Его (2). Тут мы встречаем важное указание: прославьте Бога в имени Его. Люди всегда хотели знать имя Бога, чтобы понять, Кем Он по существу является. Считалось, что Создатель Сам присутствует в имени, проявляет через него Себя, Свою силу. Суть Бога – непередаваема, она иная, чем у вещей нашего мира. Имя Его – неизреченно, то есть невозможно объять и выразить по-человечески. Но уже в Ветхом Завете Господь открыл, что Он Сущий, Всемогущий, Вечный, Творец мира. Таких имён в Библии больше сотни. Не только в древности, когда жил пророк Давид, но и во все времена подвижники обращались к Создателю и просили: «Не ради нашего усердия, веры, но ради имени Твоего святого услышь нас, ниспошли всё, в чём мы нуждаемся».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

– Принесите Господеви сынове Божиисыны овни: представители народа, прежде всех начальники родов и начальники священников, как сыны Божии – как первенцы и посвященные Богу – с чувством сыновней любви должны принесть многочисленные жертвы, и – должны быть приносимы именно сыны овни или агнцы; так должно принесть Господу славу и честь или – в славу и честь, – принести во славу имени Его или – для прославления свойств и совершенств Его святого имени; вместе с тем, приносящие должны поклониться Господу во дворе святем Его, – во дворе вновь устроенной скинии, где теперь ковчег Божий. И действительно, по перенесении ковчега Завета Господня в новую скинию, Давид принес многие всесожжения и жертвы мирные. «В этот же день Давид в первый раз дал псалом для славословия Господу чрез Асафа и братьев его:» и в том самом псалме, как и здесь, он убеждает всех точно также воздать Богу славу и честь.– " Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его»... ( 1Пар.16:1–2,7,28,29 ). 3–4. Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости, гласа Господень в великолепии. Требуя от народа принесения жертв Богу во дворе святом Его – на новом месте Его видимого обитания – Давид внушает иметь благоговение пред Богом, как пред грозным Повелителем ( 1Пар.16:30–33 ). Глас Господень – гром – на водах, разумеется, гром, как глас Божий, раздается над водами грозовых облаков, – так гром свидетельствует о славе Божией; такой глас Господа в крепости или крепко глас, потому что он раздается с облаков и потрясает землю до крайних пределов её – на севере до Ливанских гор и на юге до пустыни Кадийской (ст. 5 и 8); такой глас Господа в великолепии – раздается среди великолепной картины природы, – когда сильным огнем молний озаряются темные тучи, скалистые вершины гор с зияющими в них ущельями. 5–6. Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанские, и истнит я яко тельца Ливанска, и возлюбленный яко сын единорожь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Слово γγας продолжает употребляться и дальше по отношению к человеку, обладающему большой силой или возможностями. Так, «исполинами» названы: Нимрод, сын Хуша, «сильный зверолов пред Господом» ( Быт 10:8 , 1Пар 1:10 ) 1221 , обитатели Астарофа и Карнаина, которых поразил еламский царь Ходоллогомор ( Быт 14:5 ) 1222 , сыны Енаковы, своим ростом устрашившие израильтян перед входом в землю обетованную ( Чис 13:34 ; Втор 1:28 , ср. Нав 12:4, 13:12 ) 1223 , несколько необычайно рослых филистимлян ( 2Цар 21:6–22 ) 1224 , человек, с радостью пробегающий длинный путь ( Пс 18:6 ), и всякий сильный воин ( Пс 32:16 , Ис 3:2, 49:24 , Иез 32:12, 39:18 ), будущие разрушители Вавилона ( Ис 13:3 ) 1225 , находящиеся в преисподней «вожди земли» ( Ис 14:9 , ср. Иез 32:21 ) 1226 . В неканонических книгах это рослые воины ( Иудифь 16:6 ), такие, как Голиаф ( Сир 47:4 ), или тяжеловооруженные латники: например, об Иуде Маккавее рассказывается, что он «облекался бронею, как исполин, опоясывался воинскими доспехами своими и вел войну, защищая ополчение мечом» ( 1Мак 3:3 ). Таким образом, те исполины, которых родили сыны Божий, были первыми, но далеко не единственными в истории. Способ перевода Быт 6:4 это подтверждает: «Исполины же бывали на земле в те дни, и после того; а когда входили сыны Божий к дочерям человеческим и рождали себе, то были исполины что от века, [т.е. самые древние,] люди именитые» 1227 . Эти первые на земле исполины упоминаются систематически как синоним дерзости. Они «мятутся под водами» ( Иов 26:5 ) – очевидно, водами потопа, которые их покрыли 1228 ; а человек, «заблуждающий с пути правды», утихнет в их «собрании» ( Притч 21:16 ). Неканонические тексты возлагают на них вину за их собственную гибель: «Не умолен был [Бог] о древних исполинах, которые совершили отступничество (πστησαν) мощью своей» ( Сир 16:8 ); «Ибо и вначале, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира, управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода» ( Прем 14:6 ); «Там были изначала славные исполины, весьма великие, искусные в войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010