Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в марте 1682 г. В 1682-1731 гг. Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. Архангельская и Мурманская. В к. 1995 из состава Архангельской епархии выделены Мурманская и Сыктывкарская епархии. С 1995 г. Архангельская епархия имеет наименование - А. и Х. е. До дек. 2011 г. территория - в границах Архангельской области и Ненецкого АО, кафедральный город - Архангельск, кафедральный собор - во имя пророка Илии. Епархия делилась на 4 благочиннических округа: Северо-Архангельский (Приморский, Лешуконский, Пинежский, Виноградовский р-ны Архангельской обл., Ненецкий АО), Котласский (Котласский, Вилегодский, Ленский, Красноборский, Верхнетоемский р-ны), Вельский (Вельский, Коношский, Устьянский, Шенкурский, Няндомский р-ны) и Плесецкий (Плесецкий, Каргопольский р-ны). Правящий архиерей - митр. Даниил (Доровских) . К 1 февр. 2001 г. в А. и Х. е. существовало 93 прихода (27 городских, 66 сельских), 52 храма, 4 мон-ря (3 муж., 1 жен.), в клире епархии состояли 80 священников и 26 диаконов. 27 дек. 2011 г. А. и Х. е. включена в состав Архангельской митрополии ; из состава Архангельской епархии выделены Котласская (в административных границах Вельского, Верхнетотемского, Вилегодского, Коношского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Устьянского, Шенкурского р-нов) и Нарьян-Марская (в границах Ненецкого АО, Лкшуконского и Мезенского р-нов Архангельской области, архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) епархии. Решением Священного Синода от 9 марта 2017 г. из состава епархии выделена Плесецкая епархия . Новая епархия образована в границах Каргопольского, Онежского, Виноградовского, Плесецкого р-нов и ЗАТО " Мирный " . А. и Х. е. в кон. XVII - нач. XX в. Начало распространения христианства в Подвинье относится ко времени вхождения его в Новгородскую землю, что произошло не позднее кон. XI - нач. XII в. По уставу новгородского кн. Святослава Ольговича 1136 г. Заволочье платило десятину Новгородской кафедре. Большая роль в христ. просвещении края принадлежала архангельскому во имя архангела Михаила и корельскому во имя святителя Николая Чудотворца мон-рям (основаны в кон. XIV-XV в.). Во 2-й пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. Архангельск (Нов. Холмогоры) вошли в Митрополичью (с 1589 Патриаршую) область, в 1674 г. эти территории вновь присоединились к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Архив Пн В Сыктывкарской епархии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих 16 октября 2023 г. 11:17 9-12 октября 2023 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) выездная экспертная группа посетила Сыктывкарскую епархию с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. В состав выездной экспертной группы вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , член коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, член Научно-методического совета Межведомственной комиссии, наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея  Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. 9 октября в столице Республики Коми г. Сыктывкаре выездную комиссию встречал руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Сыктывкарской епархии, клирик Стефановского кафедрального собора г. Сыктывкара, заместитель директора по организационно-административной работе Сыктывкарского центра подготовки церковных специалистов кандидат экономических наук иерей Максим Стыров. Утром 10 октября члены комиссии поклонились раке с мощами святителя Стефана Пермского в Стефановском соборе. На базовой учебной площадке курсов в Сыктывкарском центре подготовки церковных специалистов состоялось общее собрание, посвященное открытию богословских курсов для монашествующих Сыктывкарской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/6067824.ht...

Православная провинция. Сыктывкар РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26634.html 28 февраля 2006 Александр Щипков Православная провинция. Сыктывкар 1998, июль Публикуется впервые Современная Сыктывкарская и Воркутинская епархия образована по инициативе президента Коми Республики Ю. Спиридонова, который в конце 1994 года обратился к патриарху Алексию с просьбой организовать в Коми отдельную епархию. Она была учреждена в декабре 1995 года. Первым ее епископом стал архимандрит Питирим, в миру Павел Павлович Волочков. Родился вл. Питирим в 1961 году в семье рабочих. В 1980 – 1982 годах служил в Советской армии. Сразу после демобилизации устроился работать в Архангельскую епархию. В 1984-м принял монашеский постриг. 1987 – иеромонах. 1994 – игумен. 1995 – архимандрит. 19.10.95 – епископская хиротония. Заочно окончил Московскую семинарию. В 1992 году на базе своего прихода в г. Печора основал женский Скоропослушнический монастырь, первой мантийной монахиней которого стала его мать – монахиня Серафима (Волочкова). С 1989 года – активный член общества " Мемориал " . Перед Сыктывкарской епархией стоит ряд проблем, которые пытаются разрешить епископ Питирим и активисты РПЦ, проживающие в Республике Коми: установление благоприятных отношений с властью, решение национального вопроса в церковном преломлении, противостояние национальному язычеству, протестантизму и старообрядчеству. Республику возглавляет Юрий Спиридонов, опытный номенклатурный работник. После 91-го года он удачно вписался в новую политическую элиту и сохранил в республике централизованную власть. Достаточно сказать, что до 1998 года главы районных администраций не выбирались демократическим голосованием, а назначались непосредственно главой республики. В первые постперестроечные годы Спиридонов не интересовался религиозными проблемами, тем более что на территории республики не было своей епархии и православное духовенство подчинялось архангельскому епископу. В республике выделялись три наиболее яркие и популярные фигуры: игумен Трифон (Плотников), вокруг которого группировалась местная православная и неправославная интеллигенция (впоследствии – настоятель Антониево-Сийского монастыря Архангельской епархии); иеромонах Питирим (Волочков) – будущий епископ, прославившийся особенным усердием в деле возрождения монашества на Коми земле, и священник Андрей Паршуков, главный вдохновитель идеи возрождения национальной епархии коми и воцерковления народа коми на родном языке.

http://religare.ru/2_26634_1_21.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1997 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 18–23 ФЕВРАЛЯ 1997 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря, в деяниях Собора участвовали 133 архипастыря; вопрос о созыве Архиерейского Собора был рассмотрен на заседании Священного Синода 17 февраля 1997 г. В соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) 1994 г., который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В докладе, прочитанном Святейшим Патриархом Алексием II в 1-й день соборных заседаний, нашли отражение важнейшие события церковной жизни за время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 г.,— были восстановлены или образованы епархии: Абаканская, Белгородская, Томская, Элистинская, Сыктывкарская, Мурманская, по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви были образованы 2 епархии на Украине — Владимиро-Волынская и Криворожская. Святейший Патриарх привел данные о действующих монастырях Русской Православной Церкви: 185 мужских и 205 женских, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в др. странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также 47 монастырских подворий. Патриарх Алексий напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших в период между Соборами: празднование 600-летия московского Сретенского монастыря (7 сент. 1995), торжественная встреча верующими во главе с Патриархом нового списка с Иверской иконы Божией Матери, привезенного с Афона (24 окт. 1995), освящение Иверской иконы Божией Матери часовни и Воскресенских ворот на Красной пл. (25 окт. 1995). Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства Патриарх назвал миссионерскую работу, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей». Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 г. в феврале 1995 г. была образована группа, которая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности РПЦ, утвержденную Священным Синодом 6 октября этого года. В декабря Священный Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела, председателем которого был назначен епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание журнала «Миссионерское обозрение», в котором публикуются информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

Архангельская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь Архангельская область — субъект Российской Федерации на севере европейской части России. Архангельская область является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России и крупнейшей областью (провинцией) в Европе. Образована 23 сентября 1937 года при разделении Северной области РСФСР СССР. Административный центр области — город Архангельск . Содержание Православие в Архангельской области [ править править код ] Архангельская и Холмогорская епархия учреждена в марте 1682 года. В 1682-1731 гг. именовалась Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. — Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. — Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. — Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. — Архангельская и Мурманская. В конце 1995 года епархия была разделена на три: Архангельскую, Мурманскую, Сыктывкарскую. 4 февраля 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во епископа Архангельского и Холмогорского был хиротонисан архимандрит Тихон (Степанов). Современная территория — в границах Архангельской области. Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние - Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского - основаны в кон. XIV - кон. XV в.). Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры) входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 г. 7 июня 2008 г. 17:28 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 18–23 февраля 1997 г. в гостинице Свято-Данилова монастыря г. Москвы, в деяниях Собора участвовали 133 архипастыря. Вопрос о созыве Архиерейского Собора был рассмотрен на заседании Священного Синода 17 февраля 1997 г. В соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) 1994 г., который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В докладе, прочитанном Святейшим Патриархом Алексием II в первый день соборных заседаний, нашли отражение важнейшие события церковной жизни за время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 г., — были восстановлены или образованы епархии: Абаканская , Белгородская , Томская , Элистинская , Сыктывкарская , Мурманская , по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви были образованы 2 епархии на Украине — Владимиро-Волынская и Криворожская . Святейший Патриарх привел данные о действующих монастырях Русской Православной Церкви: 185 мужских и 205 женских, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в др. странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также 47 монастырских подворий. Патриарх Алексий напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших в период между Соборами: празднование 600-летия московского Сретенского монастыря (7 сентября 1995), торжественная встреча верующими во главе с Патриархом нового списка с Иверской иконы Божией Матери, привезенного с Афона (24 октября 1995), освящение Иверской иконы Божией Матери часовни и Воскресенских ворот на Красной пл. (25 октября 1995). Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства Патриарх назвал миссионерскую работу, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей».

http://patriarchia.ru/db/text/418760.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > О литературе - православной, художественной - и не только Наш корреспондент беседовал с поэтом Андреем Поповым 12.04.2011 772 Время на чтение 10 минут С прошлого года в России появился ещё один праздник - День православной книги. Инициатива его создания принадлежит Святейшему Патриарху. И дата - 14 марта - выбрана не случайно: именно в этот день 1564 года дьяком Иваном Фёдоровым была выпущена первая русская печатная книга «Апостол». В этом году в рамках празднования Дня православной книги многие епархии Русской Православной Церкви провели мероприятия с участием священнослужителей, издателей, писателей, библиотекарей, студентов. Были организованы тематические встречи, выставки-ярмарки православной литературы, а также различные акции по сбору и передаче православной литературы в места заключения, дома престарелых и т.д. Главные мероприятия Сыктывкарской и Воркутинской епархии прошли с участием епископа Питирима. 17 марта владыка посетил исправительную колонию, находящуюся в п. Верхний Чов, где встретился с осуждёнными. «В дни Великого поста православные верующие должны примириться с Богом, - утешал узников своей беседой епископ Питирим, - и не надо забывать, что именно Христос явил пример смирения всему миру». Владыка призвал своих слушателей со смирением нести крест тюремного заключения, предостерёг от уныния и желания покончить жизнь самоубийством (к сожалению, факты суицида в среде заключённых - не редкость...). Затем владыка принял участие во встрече православных писателей со своими читателями, которая состоялась в Национальной библиотеке республики. Наш корреспондент предлагает вашему вниманию беседу с поэтом, членом Союза писателей России Андреем Поповым. Его имя известно подписчикам нашей газеты, его стихотворения с середины 90-х годов не раз публиковались на страницах «Веры». В конце 80-х придя в Церковь, Андрей стал не только активным прихожанином, но и членом приходской общины. Преподавая в воскресной школе, он стремился открыть людям ценности православия. Уроженец заполярной Воркуты, он обострённо ощущал ответственность за судьбу родины, а неприятие всякого рода несправедливости ему, возможно, передалось от основоположника коми литературы поэта Ивана Куратова, с которым Андрей состоит в родстве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прорываясь сквозь ложь 10 лет назад завершились хрущевские гонения на Церковь: как это было и к чему привело 17.02.2005 374 Время на чтение 20 минут В минувшем году кандидатскую диссертацию по отечественной истории в Сыктывкарском госуниверситете защитил священник Александр БАЛЫБЕРДИН, секретарь Вятской епархии (на фото). Тема его научного исследования - " Государственно-церковные отношения в 1958-1964 годах (по материалам Кировской области) " . Не только сама тема работы очень интересна - этот, вроде бы недавний, период в истории нашей Церкви до сих пор остается малоисследованным, - но необычен и сам факт защиты диссертации священником не в духовном учебном заведении, а в светском. Сразу после защиты наш корреспондент встретился с о.Александром, беседу мы предлагаем вашему вниманию. " 21 июля 1960 г. уполномоченным Кировского облисполкома П.Л.Смирновым был составлен и предложен на утверждение вышестоящим органам план мероприятий по выполнению Постановления ЦК КПСС " О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах " . Среди прочих пропагандистских и административных мер он включал одну инициативу, которая была способна нанести по материально-финансовой базе епархии не меньший удар, чем закрытие свечной мастерской. Уполномоченный предлагал: " В целях снижения доходов церквей, и чтобы церковные службы не мешали проведению сельскохозяйственных работ, с помощью райисполкомов и сельсоветов обеспечить, чтобы в течение летнего периода во всех сельских церквях служба проводилась только в часы, свободные от сельхозработ " . К реализации этой инициативы райисполкомы приступили немедленно. Уже 28 июля с уполномоченным по этому вопросу консультировались настоятели церквей сел Волково, Рождественское, Чудиново, Шурма... " (Из диссертации) Как церковь на Вятке стала " ночной " -...И, получается, поскольку сельхозработы идут от зари до зари, все службы переносились на ночное время? Было ли такое где-нибудь еще на Севере?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1396. Ссылки:   Адрес: Республика Коми, Усть-Вымский район, село Усть-Вымь, ул. Заручейная, дом 36 Координаты: 62.223279, 50.399606 Проезд:Паломнику, отправляющему в Устъ-Вымский монастырь, следует сначала добраться до столицы Республики Коми города Сыктывкара. От сыктывкарского автовокзала нужно ехать на любом автобусе, проходящем через село Усть-Вымь (расстояние 75 километров, время в пути полтора часа). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Возникновение Усть-Выми связано с именем Стефана Пермского, пришедшего на берега Выми в конце XIV в. с верительными грамотами не только на просвещение народов от церковных властей, но и на государственное строительство, подписанными Дмитрием Донским. На месте современного села находилось капище коми. Рядом, по легенде, стояла огромная священная береза, на ветвях которой развешивали пожертвования. Капище пользовалось особым почитанием у коми, живших на нижней и средней Вычегде и Выми. В 1380 г. в этих местах появился проповедник Стефан. Оценив выгодное расположение капища (оно находилось в относительно сильно заселенном районе, на перекрестке речных путей, кроме того, капище посещало много людей, к которым Стефан мог обращаться с проповедью), он построил рядом келью и молитвенный дом. Со временем Стефан сжег капище и срубил священную березу. В 1383 г. была учреждена Пермская епархия. Стефан стал епископом Пермским, а Усть-Вымь - центром епархии и фактически религиозным, политическим и экономическим центром Коми края. Через год на месте молитвенного дома был построен храм Благовещания Пресвятыя Богородицы, а на месте капища - храм Архангела Михаила, предназначенный для устроенного в Усть-Выми монастыря. При монастыре открыли школу, где готовили священнослужителей из местных жителей. Частые набеги коми-язычников, вятичей и манси вынудили епископов пермских превратить свою резиденцию в крепость. В конце XIV - XV вв. Усть-Вымь была одним из важнейших опорных пунктов Московского государства на европейском Северо-Востоке. Но с 1564 г., после того, как центр епархии был перенесен в Вологду, значение Усть-Выми падает. Селение осталось центром епископских владений в Коми крае. Спустя столетие здесь было 5 дворов и келий церковнослужителей, 30 крестьянских дворов и 5 деревянных церквей (Благовещения; Стефана Великопермского; во имя епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы; Архангела Михаила; Николая Чудотворца). В 1712 г. здесь построили первый (во всем Коми крае) двухэтажный каменный Вознесенский храм с каменной колокольней. В 1764 г. были упразднены Усть-Вымская вотчина епископов и монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=14466

Защита жизни «Слово как основа жизни» 5.1. Церковь и проблемы охраны здоровья народа Председатель: архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, председатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при МП, к. м. н. Сопредседатели: Протоиерей Сергий Филимонов, председатель Санкт-Петербургского общества православных врачей, д. м. н.; игумен Филипп (Филиппов), руководитель Отдела религиозного образования Сыктывкарской епархии, к. м. н.; иеромонах Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского Центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского, профессор, д. м. н.; Недоступ Александр Викторович, профессор Московской медицинской академия им. И. М. Сеченова, председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при МП, д. м. н.; Силуянова Ирина Васильевна, профессор, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, заместитель председателя Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при МП, д. филос. н. Куратор: Пустограев Николай Николаевич, к. м. н., сотрудник института питания РАМН. Время проведения: 1 февраля, 10.00. Место проведения: Конференц-зал Центрального клинического корпуса Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, ул. Б. Пироговская, 6. Проезд: м. «Кропоткинская», троллейбусы 15 до остановки «Абрикосовский переулок» или пешком от м. «Спортивная». 1. Архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, председатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при МП, к. м. н. Вступительное слово. 2. Силуянова Ирина Васильевна, заведующая кафедрой биомедицинской этики РГМУ, заместитель председателя Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при МП, профессор, д. филос. н. «Клятва Гиппократа в христианском истолковании». 3. Протоиерей Сергий Филимонов, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), д. м. н. «Как врачу сохранить свою христианскую совесть в условиях рыночной экономики».

http://pravoslavie.ru/427.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010