«Когда разбирали ноты, обнаружили, что есть разные варианты одного и того же песнопения — для смешанного, женского или мужского хора. И отец Михаил с супругой настояли, что надо издавать все варианты. Кроме того, были какие-то вариативные окончания, они обозначены в примечаниях. Это пример образцового научного музыкального издания. В то же время оно вполне доступно и для практики», — считает игумен Андроник (Трубачев). Эта доступность для практики, то есть для исполнения в храмах, и была смыслом трудов диакона Сергия Трубачева. Его приношением Будущему Веку.   Ныне игумен Андроник (Трубачев), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, доцент МДА, директор музея священника Павла Флоренского в Сергиевом Посаде. Успенский собор был открыт утром в Великий Четверг. Уже вечером в нем служили утреню с чтением 12 Евангелий. Первая Литургия была совершена в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 года. «Человек, каких все меньше и меньше». Письма архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) Г.А. Пыльневой//Православие и современность. 2011. 17 (33). Подробнее об этом см.: Сокрытие главы преподобного Сергия священником Павлом Флоренским и графом Ю. А. Олсуфьевым. Возвращение главы преподобного Сергия в Троице-Сергиеву Лавру в 1946 году//Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг.  М., 2008. Фотографии из семейного архива предоставлены М. С. Трубачевой Автобиографические тексты цитируются по изданию: Трубачев Сергий, диак. Избранное. Статьи и исследования. М.: Прогресс­Плеяда, 2005 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 октября, 2014 16 сентября, 2014 8 января, 2021

http://pravmir.ru/budushhemu-veku/

С приветственным словом от епархии обратился к аудитории епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил . Владыка Даниил призвал расширять миссионерскую деятельность университета вплоть до пределов Сахалина, а студентам пожелал сохранять «неистощимую жизнерадостность», отметив, что современные православные далеко не всегда являют собой пример оптимизма. Проректор ПСТГУ протоиерей Алексей Емельянов зачитал приветственные телеграммы от Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра , министра культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколова . Также было зачитано приветственное послание от архимандрита Леонида, ректора Минской Духовной академии и семинарии . После этого на сцену были приглашены защитившие в этом году ученые степени кандидатов и докторов как церковных и богословских, так и светских наук. Была сделана памятная фотография с владыками. После чего был объявлен перерыв. Затем перед собравшимися выступили хор богословского факультета под руководством диакона Алексия Зайцева, исполнивший «Тропарь Новомученикам» (архим. Матфея Мормыля) и «Богородице Дево» (диак. Сергия Трубачева). Сводный хор университета (руководитель Т.И. Королева) исполнил: 1. Тропарь Державной иконе Божией Матери (диак. Сергия Трубачева), регент — выпускница факультета церковного пения Мария Загорская; 2. Свете Тихий напева Валаамского монастыря (диак. Сергия Трубачева), регент — преподаватель факультета Екатерина Пономаренко; 3. Величание на Благовещение Пресвятой Богородицы, путевой распев, раннепартесная гармонизация, византийский распев, регент — выпускница факультета Ольга Шпилева; 4. Стихира Пасхи, партесный концерт неизвестного композитора 17 века, регент — преподаватель факультета Поплия Латифи; 5. Ирмосы Пасхи напева Троице-Сергиевой Лавры (диак. Сергия Трубачева), регент — диакон Алексей Зайцев. Вечер закончился торжественным многолетием Святейшему Патриарху Алексию, всем учащим и учащимся и всем православным христианам. Патриархия.ru по материалам сайта ПСТГУ

http://patriarchia.ru/db/text/162855.htm...

На русском языке статья публикуется впервые. Традиции и преемственность в пении и колокольном звоне московского Данилова монастыря Статья написана для готовившейся к изданию книги, посвященной истории монастыря. Работая над ней, Сергей Зосимович нередко посещал монастырь, а в 1985 году, 9 мая участвовал в опробовании вновь установленных колоколов. Вместе с хором Троице-Сергиевой Лавры, приезжавшим в дни торжественных богослужений, участвовал в них как певчий. Регентами Данилова монастыря (иеромонахом Товией, Г. А. Смирновым ) исполнялись и сочинения Сергея Зосимовича, которым в том числе был написан духовный концерт на текст, составленный игуменом Андроником (Трубачевым) «Похвала обители преподобного Даниила Московского» («Радуйся, славнейший граде Москва»). Статья опубликована в книге: Московская Регентско-певческая семинария. Сборник материалов. 19981999. М., 1999. С. 106. О неизвестном автографе A.A. Архангельского Старинный, конца XVIII века «Дом Цветковых» в Сергиевой Посаде, расположенный на Вифанской улице, назывался так по фамилии владельца – профессора Московской духовной академии П.И. Цветкова . Его жена Елизавета Михайловна заведовала созданной при доме в 1914 году частной женской прогимназией, где устраивались музыкальные вечера, на которые приходили многие из известных жителей города. Муж дочери Цветковых Варвары Петровны – А.Н. Мартов – дворянин, петербуржец, после революции преподавал в музыкальных школах Московской области, работал и как хоровой руководитель. В архиве А.Н. Мартова были найдены черновики его писем к А. А. Архангельскому . Хранившиеся документы так и остались лежать в доме Цветковых после смерти владельцев. Автограф композитора С.З. Трубачев получил в начале 1990-х годов от своего бывшего одноклассника, местного краеведа Е.А. Конева, которому, в свою очередь, он был передан живущими ныне в этом доме, и много потрудившимися для его сохранения художниками Н.К. и В.А. Левенцовыми. Во время прогулок Сергей Зосимович всегда любовался особняком, считая его одним из достопримечательных строений города. На одной из фотографий С.3. Трубачев запечатлен Е.А. Коневым возле Цветковского дома. Заметка об автографе композитора может служить дополнительным материалом к недавно вышедшей книге: Архангельский А. А. Воспоминания современников. М., 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

В раздел «О священнике Павле Флоренском» помещены исследования, работе над которыми Сергей Зосимович придавал особое значение. Многие аспекты, затронутые автором, были рассмотрены впервые. В сборник не включены лишь подготовительные материалы к тексту «Заметки на статью о софиологии священника Павла Флоренского », который готовился к печати совместно с В.А. Никитиным. Следует оговориться, что занимаясь исследованием творчества о. Павла Флоренского, Сергей Зосимович обращался и к рукописным материалам, тогда еще не опубликованным, расшифровывал трудно читаемый почерк. Среди черновых материалов в архиве о. Павла нередко встречаются различные варианты того или иного текста. Выбирая тот или иной вариант, С.3. Трубачев приводил его в своих статьях, которые были напечатаны в журналах. Во избежание возможных разночтений, цитаты работ о. Павла Флоренского в статьях С.3. Трубачева в данной книге приводятся по тексту четырехтомного собрания сочинений, изданного позднее. Наконец, в раздел «О церковном пении и колокольном звоне» включены статьи, связанные своей тематикой с творчеством диакона Сергия как церковного композитора. В книге дано «Приложение», в котором для более полного представления о личности автора приведен список церковно-музыкальных сочинений. В комментариях кроме необходимых пояснений приведены сведения об истории создания текстов, служащие дополнением к биографическим материалам. Значительную часть сборника занимают иллюстрации. Здесь есть и фотографии лиц, о которых идет речь в статьях, и автографы (нотные и письменные) как самого Сергея Зосимовича, так и например святых новомучеников – о. Зосимы Бутовского (Трубачева), святителя Августина (Беляева); о. Павла Флоренского, церковного композитора А. А. Архангельского , дирижера А.В. Гаука и других. На страницах сборника воспроизведены обложки редких книг, произведения графического искусства. Многие из них бережно хранились в собрании С.3. Трубачева и составляли часть его жизни. Некоторые изобразительные материалы публикуются впервые. Диакон Сергий Трубачев

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Заслушав доклад еп. Димитрия, Архиерейский Собор РПЦЗ 28 сент. 1936 г. постановил основать православную миссию в Малабаре. В кон. 1936 - нач. 1937 г. И. посетил митр. Загребский Досифей (Васич) , к-рый 24 янв. по просьбе митр. Евлогия и с благословения Патриарха Сербского Варнавы возвел иером. Андроника в сан архимандрита. Свящ. Алексий Трубач совершает богослужение у гробницы ап. Фомы в Ченнаи (Мадрас). Фотография. 2 янв. 2005 г. Свящ. Алексий Трубач совершает богослужение у гробницы ап. Фомы в Ченнаи (Мадрас). Фотография. 2 янв. 2005 г. 9 июля 1937 г. Архиерейский синод утвердил архиеп. Камчатского Нестора (Анисимова) на должность главы Православной духовной миссии в И., а игум. Филарета (Вознесенского) - его сотрудником. Изыскание средств и выбор других сотрудников миссии были поручены архиеп. Нестору, к-рый, не сумев добиться финансовой помощи от Архиерейского синода, Русской духовной миссии в Палестине и дальневост. архиереев, основал 15 июня 1938 г. в Лондоне «Братство святого апостола Фомы». «Почетной высокой покровительницей» братства стала вел. кнг. Ксения Александровна, председательницей - Е. Г. Голицына. Финансовая помощь Сербской и Болгарской Православных Церквей составила основную сумму, к-рой располагал архиеп. Нестор для поездки в И. Изучая вопрос о соединении с Сирийской Маланкарской Церковью, архиеп. Нестор пришел к выводу, что с догматической стороны нет препятствий для соединения, а отличие в обрядах (почитание «Диоскора, Севира, Филоксена и др. деятелей александрийского монофизитства») может быть сохранено «как местнотворимый обычай». В 1938 г. он в сопровождении архим. Нафанаила (Львова) прибыл в И. Во время визита было согласовано воссоединение с РПЦЗ. Офиц. церковное воссоединение было намечено на 1939 г. Очевидно, эти планы не были еще утверждены Архиерейским Собором РПЦЗ. Временный успех был достигнут архиеп. Нестором на Цейлоне, где с 1900 г. существовали «независимые католики» в составе 17 приходов, отколовшихся от Римско-католической Церкви из-за конфликта с орденом иезуитов.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Статья опубликована в газете «Зеркало Сергиева Посада» (приложение к газете «Благовест Радонежья» за 17 июля 1995 года). Служение талантом Рассказ о личности протодиакона С.М. Боскина (19091992) был написан вскоре после его смерти. Знакомство с этим необычайно интересным человеком – художником-реставратором, регентом, великолепным рассказчиком – началось с послевоенного времени, когда только что было восстановлено богослужение в Лавре, в чем Боскин принимал непосредственное участие. Большое впечатление производило на С. 3 . Трубачёва и диаконское служение С.М. Боскина в Ильинском храме Сергиева Посада (тогда Загорска). Однако именно в последний период жизни между ними возникло дружеское общение. Встречаясь в старом боскинском доме, особую атмосферу которого создавали сплошь увешанные картинами его отца-художника дощатые стены, расписанная Сергеем Михайловичем печка, тенистый сад с липами, они подолгу беседовали о церковном пении, вспоминали ушедших. В конце 1980-х годов вместе с московскими исследователями-единомышленниками А.Н. Стрижевым и С.М. Половинкиным С.3. Трубачев и С.М. Боскин принимали участие в поиске места захоронений К.Н. Леонтьева и В. В. Розанова в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры, могилы С.А. Нилуса в с. Крутец Владимирской области (об этом рассказывается в статье А.Н. Стрижева «Могилка найдена!» в газете «К свету!» в 34 за 1992 год, изданной в Москве (С. 1821, 58); там же опубликованы фотографии осуществлявших поиск). И о. Сергий Боскин и Сергей Зосимович, несмотря на преклонные года, помогали проводить богослужение в Черниговском скиту. Говоря о кончине о. Сергия Боскина, последовавшей после проведенного в Крещенский сочельник богослужения, Сергей Зосимович выражал желание подобным образом закончить свои дни. Завершая свой текст словами из работы о. Павла Флоренского «К почести вышняго звания», посвященной монаху-мыслителю, архимандриту Оптиной пустыни Серапиону Машкину, автор опосредованно называет о. Сергия Боскина «горне-рожденным», мудрецом и «верным рабом своего Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Т. 3. С. 62) и (уже на исходе эпохи) Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908), констатировавший, что «знаменный роспев создан для унисона» (Полн. собр. соч.: Лит. произведения и переписка. М., 1981. Т. 8А. С. 130). С. И. Танеев. Фотография. 1878 г. С. И. Танеев. Фотография. 1878 г. Многочисленная лит-ра «переложений» древних распевов - в строгом смысле этого термина, т. е. с полным сохранением одноголосного первоисточника,- развивается до наст. времени и нек-рыми своими ответвлениями тоже входит в понятие «Д. м.», напр. неприменимые за службой, но возможные в концертах исторического характера переложения Н. М. Потулова (1810-1873); образцы переложений подлинного распева в строгом контрапунктическом стиле С. И. Танеева (1856-1915) и проч. Что касается «переложений» ХХ в., то высокими достижениями являются, например, работы архим. Матфея (Мормыля) и диак. Сергия Трубачёва . Такие обработки звучали и будут звучать за богослужением. П. Г. Чесноков. Фотография. 1906 г. (ГЦММК) С кон. XIX в. по 1917 г. было создано значительное число произведений духовных жанров. Чайковский написал полные циклы Литургии и Всенощного бдения (соч. 41 и соч. 52), а также отдельные песнопения; Римский-Корсаков - песнопения Литургии, 6 обработок песнопений Великого поста и еще 23 хора разных жанров (сочинения и переложения); С. В. Рахманинов - духовный концерт и полные циклы Литургии и Всенощного бдения; Н. Н. Черепнин - 2 Литургии, хоры из Всенощного бдения (вечерня) и ряд отдельных песнопений; А. Т. Гречанинов - 4 Литургии, Всенощное бдение, цикл «Страстная седмица», неск. опусов, объединяющих разные хоры (позднее, в зарубежный период,- также правосл. и «экуменические» хоровые произведения). В. С. Калинников оставил более 20 хоров (полная Литургия и сокращенная Всенощная); М. М. Ипполитов-Иванов - автор Литургии, Всенощной и ряда отдельных песнопений. А. Д. Кастальский создал ок. 100 «номеров» (опусов) духовно-муз. композиций (в каждом опусе может быть представлен ряд песнопений, обычно одного жанра), а также «Братское поминовение» (неск.

http://pravenc.ru/text/180654.html

Ист. и лит.: Служебник. СПб., 19056; Требник: В 2 ч. М., 1915. Ч. 1; Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского/Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1992-1997; Минея (МП): Сент.-авг. М., 1978-1989; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1-3. Игум. Андроник (Трубачёв) Иконография Б. изображаются в хитонах и гиматиях (одно из ранних изображений - мозаика купола ц. вмч. Георгия в Фессалонике V в., где представлены мученики Косма и Дамиан в длинных светлых одеяниях, в позах орантов на фоне архитектуры), иногда с лентой, похожей на орарь (вмч. Пантелеимон, каменная резная икона, XII в. (Музей истории искусств в Вене), святые Косма и Дамиан - ц. св. Иоанна Предтечи в Задаре (Хорватия), нач. XIII в.), со специфическим медицинским атрибутом - красной сумкой у пояса (ап. Лука - катакомбы Комодиллы, VII в.; святые Косма и Дамиан - ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, и на миниатюре из Минология Василия II (Vat. Gr. 1613, 976-1025 гг.- сумка в Божественной деснице)), в руках, как правило, держат завершающиеся иногда крестиком кисточку, лжицу или палочку для елея, или хирургические инструменты, футляр для сосуда с маслом или ларец (святые Кир, Пантелеимон, Косма и Дамиан - ц. Санта-Мария Антиква в Риме, VIII в.). Б. могут изображаться как мученики с крестом в руке (св. Диомид - Пала д " Оро, XI в. (Собор Сан-Марко в Венеции)), или с венцом (святые Косма и Дамиан держат венцы в руках - ц. святых Космы и Дамиана в Риме; Христос венчает святых Б.- ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.), или со свитком в руке. Вмч. Пантелеимон. Икона из кафоликона Свято - Пантелеимоновая мон-ря на афоне. Фотография. 2000г. Вмч. Пантелеимон. Икона из кафоликона Свято - Пантелеимоновая мон-ря на афоне. Фотография. 2000г. В священнических одеждах с Евангелием в руках изображаются: сщмч. Ермолай Никомидийский (Пала д " Оро, фрески Каппадокии: Киличлер-килисе, X в., Саклы-килисе, XI в.), прп. Сампсон Странноприимец (лицевая минея, XI в., ГИМ. Gr. 9), сщмч.

http://pravenc.ru/text/149067.html

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Указатель авторов Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский Андроник (Трубачев) , игумен Бабурова Т. И. Байрашев Р. Г. Балабанова Н. Г. 523, Бондарев Игорь, протоиерей Буевский А. С. Бухтеев Г. Д. Выгнанов А. А. Вьюнова Л. В. Гавриил, митрополит Ловчанский (Болгарская Православная Церковь ) Горбачев М. С. Грибин Н. П. Гринденко А. Т. Джурова А. Доброва В.А. Дога Е. Д. Драгункина 3. Ф. Ивашов Л. Г. Иларион, епископ Венский и Австрийский Казанцев Виктор, иерей Карабанов В. Н. Карпов А. Е. Касьянов А. М. Климашин А. С. Красноложкина Л. Г Крупин В. В. Крупин В. Н. Лазарева Л. И. Левин Б. А. Лисовой Н. Н. Лоргус Андрей, иерей Любартович В. А. Малинчева Г. И. Мартынов А. Г. Медведева Л. П. Михалин А. С. Нефедов А. В. Нечаев С. И. Никитин В. А. Николаенко А. К Никонов В. Г. Ниниченко В. И. Овда Л. Овсянников В. П. Овчаренко О. А. Ораевская С. С. Осипов В. О. Осипов Ю. М. Панков В. Б. Перемышлев В. И. Питирим (Нечаев) , митрополит Полищук Е. С. 16, Попов Константин , протоиерей Попов Николай , протоиерей Ригин Владимир, протоиерей Родимцева И. А. Рубцов Н. Н. Рябов Я. П. Ряпов Е. М. Сергеев Михаил, иерей Сергеева И. В. Сергий (Воронков), игумен Скурат К. Е. Смыслов В. В. Соболев Г. С. Солдаткин В. Т. Соломин Ю. М. Спиридонов Э. С. Терешков Г. С. Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский Углов В. Т. Ужва Т. В. Филарет, митрополит Минский и Слуцкий. Фомин С. П. Хаиров Р. И. Цвиркунов Анатолий, протоиерей Чаплин Всеволод, протоиерей Яковлева Е. М. Якубенко В. Г. Ямщиков С. В. Издательский Совет Русской Православной Церкви выражает благодарность следующим лицам, оказавшим содействие изданию книги: – Владимиру Васильевичу Иванову – заместителю генерального директора Фонда «Наследие митрополита Питирима» – за организационную помощь; – Екатерине Михайловне Яковлевой – за предоставление собранных ею воспоминаний и фотографий о митрополите Питириме; – Сергею Ивановичу Нечаеву, Ораевской Сусанне Сергеевне – за предоставление материалов и фотографий из личного архива. Читать далее Источник: Преданный служитель Церкви: О церковной и общественной деятельности митрополита Питирима (Нечаева): [Сборник трудов и воспоминаний]. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. — 552 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Киржачский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2013 г. Киржачский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2013 г. 1 июля 1990 г., в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери , в Спасском храме свящ. Стефан Бензюк отслужил Божественную литургию. По благословению архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова ; с 2013 митрополит) от 4 июля 1995 г. решением Синода от 27 дек. 1996 г. на территории К. м. был учрежден жен. монастырь, старшей сестрой (позднее настоятельница) назначена инокиня александровского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря Фотина (Сташевская). 15 июля 1995 г., в день празднования Положения честной ризы Пресв. Богородицы, монастырский свящ. Андрей Зацепин совершил первое всенощное бдение в храме Всемилостивого Спаса; на клиросе пели инокиня Фотина и послушница Ирина Лушина (в постриге Магдалина; впосл. настоятельница восстанавливаемого Хмелевского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» жен. мон-ря в Киржачском р-не Владимирской обл.). 19 июля, в день празднования Собору Радонежских святых, К. м. посетил правящий архиерей и совершил совместную с сестрами молитву. 11 авг. 1995 г. при большом стечении горожан и гостей состоялись архиерейское богослужение, посвященное прп. Роману Киржачскому, и крестный ход. В тот же день архиеп. Евлогий, духовенство и настоятельница встретились с главой администрации города и руководителями местных предприятий и сообщили об открытии жен. монастыря. 31 марта 1996 г. состоялся первый монашеский постриг: старшая сестра Фотина была наречена в честь прп. Марии Египетской. До 24 дек. 2010 г. она возглавляла К. м., с 22 марта 2011 г.- игум. Феодора (Трубач). К 2014 г. в обители проживало ок. 30 сестер. Св. источник прп. Сергия Радонежского Св. источник прп. Сергия Радонежского 12 июля 1996 г. по благословению архиеп. Евлогия группа археологов начала раскопки в усыпальнице Благовещенского собора, на месте погребения прп. Романа Киржачского. 24 нояб. состоялось открытие мощей прп. Романа. По благословению архиеп. Евлогия храм-усыпальницу прп. Романа обустроили в соборном приделе во имя равноапостольных Константина и Елены. 23-25 нояб. 1997 г. в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия и большого количества верующих прошли церковные торжества, посвященные прославлению мощей прп. Романа: освящен храм-усыпальница прп. Романа и состоялся общегородской крестный ход к Никольской ц. в Заболотье.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010