Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Минский во имя прмц. Елисаветы мон-рь. Фотография. 2014 г. Минский во имя прмц. Елисаветы мон-рь. Фотография. 2014 г. (Минской и Заславской епархии Минской митрополии Белорусской Православной Церкви) (БПЦ), находится в г. Минске (Белоруссия). Основан 22 авг. 1999 г. постановлением Синода БПЦ. На территории монастыря с 7 дек. 1996 г. существовало сестричество, которое опекало Республиканскую клиническую психиатрическую больницу и 2-ю городскую клиническую больницу, а позже - психоневрологический интернат 3 для взрослых, дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, туберкулезный диспансер в пос. Новинки и минский интернат для детей с задержкой психического развития. В М. м. построены собор во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны (освящен 2 янв. 2005) с нижней ц. во имя свт. Николая Чудотворца (освящен 10 дек. 1999), храм в честь иконы Божией Матери «Державная» (18 окт. 2008) с ц. во имя Царственных страстотерпцев в крипте (13 окт. 2012), а также колокольня и сестринские корпуса, возведена ограда. В непосредственной близости от мон-ря расположены Дом трудолюбия с социально-реабилитационными мастерскими и дом паломников. В минском психоневрологическом интернате 3 освящен домовый храм во имя блж. Ксении Петербургской (6 февр. 1998), на территории детского дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития - храм во имя свт. Нектария Эгинского, в минском психоневрологическом интернате - домовый храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая», в здании правосл. школы М. м.- домовый храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В Елисаветинском соборе находятся иконы с частицами мощей вмч. Георгия Победоносца, сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского, преподобномучениц св. вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары, вмц. Екатерины, мч. Иоанна Воина, мучениц Татианы и Марины, свт. Тихона Задонского, преподобных Иова Почаевского, Саввы Сторожевского, Силуана Афонского, Александры, Марфы и Елены Дивеевских, Сергия Радонежского, старцев Оптинских, блж. Матроны Московской и др. В Никольской ц. хранятся частицы мощей свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, прп. Евфросинии Полоцкой, прав. Симеона Верхотурского, мч. Гавриила Белостокского.

http://pravenc.ru/text/2563292.html

В ответном слове Святейший Патриарх Алексий поблагодарил митрополита Киевского Владимира за слова поздравления, а также архипастырей, прибывших поздравить Предстоятеля «из всех частей нашей Святой Руси». «Мы вступили в год 1020-летия Крещения Руси. Эта дата заставляет нас задуматься над историей нашего отечества. Были и смутные времена, были и времена расцвета, когда с особой силой проявлялось единство нашего народа. Наша Церковь является хранительницей духовного наследия, она будет неустанно беречь то единство духа в союзе мира, благодаря которому Святая Русь остается единой несмотря на всевозможные разделения, существующие в мире сем», — сказал Святейший Патриарх. Предстоятель Русской Церкви с радостью приветствовал митрополита Лавра и других архипастырей Зарубежной Церкви. «Выстраданное и вновь обретенное единство стало источником радости для всех чад Святой Руси в Отечестве и дальнем Зарубежье», — сказал Святейший Патриарх, обращаясь к ним. В заключение Святейший Патриарх еще раз подчеркнул важность празднования 1020-летия Крещения Руси: «Мы благодарны всем тем, кто сохраняет церковные устои церковного единства. Единство Церкви — это драгоценное сокровище и мы будем поддерживать всех тех, кто его сохраняет». «Мы надеемся, что празднование 1020-летия Крещения Руси станет временем еще большего сближения народов России, Украины и Беларуси и других стран, которые возводят свою духовную родословную к днепровской купели», — заключил Предстоятель Русской Православной Церкви. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/369000.htm...

15 янв. 1227 г. вел. кн. Георгий «по согласию» с кн. Владимиром Рюриковичем отправил В. К. на княжение в Переяславль Русский, куда князь прибыл 15 сент. Здесь зимой 1227/28 г. он женился на кнж. Марине Олеговне († март 1278), дочери северского кн. Олега Святославича. Однако уже вскоре он вернулся в Ярославль и 14 янв. 1228 г. принял участие в походе рус. князей на мордов. земли. Ермолинская летопись сообщает, что В. К. покинул княжение в Переяславле Русском между 1 апр. и 7 сент. 1228 г. (ПСРЛ. Т. 23. С. 72). В кон. лета 1228 г. В. К. вместе с братьями был вовлечен кн. Ярославом Всеволодовичем в конфликт с вел. кн. Георгием. В ответ Георгий призвал недовольных на съезд в Суздаль. Константиновичи, первыми «исправивше все нелюбье межю собою» и «поклонишася Юрью вси», подтвердили его «отцом собе и господином», после чего 7 сент. 1228 г., в канун Рождества Пресв. Богородицы, князья дали друг другу крестное целование, а затем остались в Суздале у еп. сщмч. Митрофана . Данному событию, предотвратившему междоусобную войну в Сев.-Вост. Руси, современники придавали большое значение (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 451-452). В 1-й пол. апр. 1230 г. В. К. поддержал старшего брата, просившего у вел. кн. Георгия о поставлении на вакантную в то время Ростовскую кафедру св. Кирилла II , настоятеля владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж мон-ря . В. К. участвовал во встрече и настоловании святителя в Ростове, затем вернулся в Ярославль. После поставления в Киеве (3 апр. 1230) еп. Кирилл возвратился в Ростов, где 14 авг. 1230 г. в присутствии Константиновичей и их семей торжественно освятил «великим священьем» ц. во имя Пречистой Богородицы. Между 14 мая и 24 июня 1231 г. В. К. участвовал во Владимире в переговорах владимиро-суздальских князей с митр. Кириллом I, представлявшим интересы вел. кн. киевского Владимира Рюриковича, и черниговским еп. Порфирием. Архиереи пытались примирить вел. кн. Георгия, его братьев и племянников с черниговским кн. Михаилом Всеволодовичем. Мир был заключен, но ненадолго, и в 1231-1232 гг. В. К. принимал участие в общих походах князей Сев.-Вост. Руси на Черниговское княжество. Осенью-зимой 1237/38 г. В. К. участвовал в отражении нашествия войск Батыя на Русь. В кон. осени 1237 г. он прибыл во Владимир на помощь вел. кн. Георгию. В кон. янв. 1238 г., получив известие о пленении монголами кн. мч. Владимира Георгиевича , В. К. вместе с вел. кн. Георгием и братьями выехал из Владимира сначала в Ярославль, затем в район новгородско-ярославского порубежья. 4 марта 1238 г. во главе ярославских отрядов В. К. принял участие в битве против рати монг. нойона Бурундая на р. Сить, был убит во время боя.

http://pravenc.ru/text/155474.html

Архив Пн Священный Синод Украинской Православной Церкви учредил орден святителя Петра Могилы 27 февраля 2010 г. 16:44 26 февраля 2010 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было заслушано сообщение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира об учреждении ордена Украинской Православной Церкви святителя Петра Могилы. Синод благословил учреждение этой награды и утвердил представленный эскиз ордена. Святитель Петр (Могила) (1596-1647) — выдающийся церковный, политический и культурный деятель, был неутомимым борцом за Православие в сложной исторической обстановке на Украине и в Белоруссии в первой половине XVII века. В 1627 году стал архимандритом Киево-Печерского монастыря. C 1632 года — митрополит Киевский. В том же году добился у польского короля признания независимого от униатов существования Православной Церкви с центром в Киеве и возвращения ей ряда храмов и монастырей. Принял активное участие в основании Киево-Могилянской академии, самого крупного центра просвещения на Украине XVII века. Святитель Петр участвовал в составлении полемических трактатов в защиту Православия, был автором проповедей, агиографом, большое внимание уделял развитию книжного дела. Издавал много исправленных богослужебных книг, собственные сочинения и церковные труды, переведенные им лично. По инициативе митрополита Петра были раскопаны и очищены от развалин остатки Десятинной церкви в Киеве, восстановлены после запустения и униатского владения древние храмы и обители, в том числе Софийский кафедральный собор, церковь Спаса на Берестове, Выдубецкий и другие монастыри. В 1996 году Священныи Синодом Украинской Православной Церкви митрополит Петр (Могила) был канонизирован как местночтимый святой. 8 декабря 2005 года было установлено общецерковное почитание святителя Петра. Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1102495.ht...

Я хотел бы поздравить Белгородскую область, губернатора, правящего митрополита, епископа, духовенство, весь народ Белгородской области с большими успехами. Мы молимся, чтобы и далее так же успешно развивалась жизнь Белгородской земли. Я также имею сегодня замечательную обязанность выразить сердечную благодарность выдающемуся человеку, имя которого абсолютное большинство из вас хорошо знает. Это Владимир Иванович Федосеев, который является главным дирижером Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского, членом Патриаршего совета по культуре. Дорогой Владимир Иванович, мы очень ценим все, что Вы делаете для нашей страны, для нашего народа, для сохранения культуры, для ее пропаганды. Вы — выдающийся музыкант современности, и, с благодарностью склоняя главы пред Вами, перед подвигом Вашей жизни, мы хотели бы выразить Вам благодарность от лица всей Русской Православной Церкви. С праздником, дорогие мои! Всем вам я хотел бы сердечно передать благословение сегодняшнего дня и этого места, на котором мы вместе молились. Это небольшая иконочка святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, с моим Патриаршим благословением. Все, кто сегодня присутствует в храме, смогут после окончания службы получить от духовенства эту икону. Хотел бы также поблагодарить два хора, которые так прекрасно пели — хор семинарии и хор кафедрального собора, и особенно приветствовать белгородцев, которые вместе с москвичами молились в день святителя Петра в этом историческом центре русского Православия. Храни вас Господь. Пресс-служба Патриарха Московского и Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2451653...

Главными святынями крестного хода стали мощи святого благоверного князя Владимира, священномученика Климента, епископа Римского, великомученика Георгия Победоносца, стопа святого апостола Андрея Первозванного, Зимненская икона Божией Матери, иконы с частицей мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского, и преподобного Серафима Саровского. По окончании крестного хода святыни будут доступны для поклонения верующих в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры во время всенощного бдения, в течение ночи и на следующий день, 28 июля, во время Божественной литургии. Несмотря на отказы со стороны перевозчиков и действия чиновников,  препятствовавших  выезду верующих Украинской Православной Церкви для участия в торжествах по случаю 1030-летия Крещения Руси, в праздновании участвует множество верующих из всех регионов Украины. Кроме того, в Киев прибыло немало паломников из-за рубежа. Прямую трансляцию торжеств осуществляет телеканал «Интер». По завершении Крестного хода в Киево-Печерской лавре состоялся брифинг, во время которого управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний сообщил: «По нашим подсчетам (в Крестном ходе — ред. ) приняли участие 250 000 человек. Это больше, чем в прошлом году, и визуально это было ощутимо, потому что хотя улицы Киева широкие, они не могли всех вместить. Все чувствовали соборную сердечную молитву». По материалам  официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/5244039.ht...

Д. Процес утворення автокефальних napaфiй в 1-й пол. 1920-х рр.//Православ " я-наука cycniльcmbo: Проблеми Мат-ли Другоï Всеукр. наук.-практ. конф. Черкаси, 2004. С. 57-59; Бiлah Г. I. Обновленський рух в Ykpaïhi 20-30-х рр. ХХ ст.: АКД. К., 2005; Кальченко Т. В. Состав и характеристика обновленческого духовенства г. Киева//Православ " я-hayka-cycniльcmbo: питання Мат-ли VI Miжhap. наук. конф. К., 2009; он же. Деятельность митр. Иннокентия на Киевской обновленческой кафедре//Там же: Мат-ли VII Miжhap. наук. конф. К., 2010. С. 51-61; он же. Закат и ликвидация обновленчества в Киеве//Там же: Мат-ли VIII Miжhap. наук. конф. К., 2011. Т. В. Кальченко, В. Г. Пидгайко Римско-католическая Церковь Равноап. вел. кнг. Киевская Ольга (Елена) в 961 г. пригласила в Киев поставленного по распоряжению герм. кор. Оттона I епископом Руси Адальберта , однако его миссия по невыясненным причинам оказалась безуспешной, и он вынужден был в 962 г. покинуть Русь. Католич. авторы утверждают, что первым епископом для Киева был сщмч. Бруно Кверфуртский , убитый в 1009 г. язычниками-пруссами. В 1004 г. по просьбе папы Сильвестра II и по распоряжению имп. Генриха II Бруно был рукоположен «в archiepiscopus gentium», т. е. миссийного архиепископа без определенного диоцеза. В янв. 1008 г. прибыл в Киев с целью создания епископии для проповеди христианства среди печенегов, однако успех Печенежской епископии, основанной с помощью равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича , оказался кратковременным. В том же году Бруно покинул Русь; содержащиеся в нек-рых лат. памятниках 30-х гг. XI в. сведения о Крещении Руси в результате деятельности Бруно Кверфуртского не имеют под собой никаких исторических оснований. Малодостоверными являются и др. «епископы Руси» XI в., упоминающиеся нек-рыми католич. авторами: Рейнберн (1010-1014) и Алексий Болгарин (1018-1021). Первый католич. храм Пресв. Богородицы с мон-рем доминиканцев появился в Киеве в сер. 20-х гг. XIII в., в княжение в Киеве Владимира (Димитрия) Рюриковича (см. в ст. Доминиканцы ). Основателем монастыря считается Гиакинф (Гиацинт, Яцек) Польский, его житие составлено в XV в., а канонизация состоялась в 1524 г. Ян Длугош в своей хронике (1480) сообщает: в 1233 г. киевский кн. Владимир, видя ослабление позиций греч. обряда в Киеве из-за активной деятельности доминиканцев, распорядился изгнать из костела Пресв. Марии в Киеве доминиканского приора Мартина Сандомирского и др. братьев и «с угрозой запретил им возвращаться сюда». Согласно булле папы Григория IX от 15 июня 1234 г., окормление проживавших в Киеве католиков перешло к сандомирскому духовенству. При этом «папа брал под свою опеку латинских сограждан в Киеве (concivibus latinis in Kiew), которые подвергались преследованиям за распространение католической веры» (цит. по: Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Сб. М., 2007. С. 190-191).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 23.12.1858, г. Орлов Вятской губ.- сер. 30-х гг. XX в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола . Из купеческой семьи. В 1877 г. окончил Вологодскую гимназию, в 1881 г.- физико-математический фак-т С.-Петербургского ун-та. С 1884 по 1890 г. работал в Волжско-Камском банке, в 1890 г. поступил в СПбДА. 29 янв. 1892 г. во время учебы принял монашеский постриг с именем Константин. 21 февр. того же года рукоположен во диакона, 7 нояб. 1893 г.- во иерея. В 1894 г. окончил академию со степенью кандидата богословия, в июле того же года определен смотрителем Александро-Невского ДУ в С.-Петербурге. В авг. 1896 г. по возведении в сан архимандрита назначен ректором Витебской ДС. Состоял председателем епархиального училищного совета, витебского Свято-Владимирского братства; был цензором «Полоцких ЕВ» (выходили в Витебске) и проповедей, произносимых витебским духовенством в кафедральном соборе. 13 янв. 1900 г. переведен на должность ректора Киевской ДС. Еп. Константин (Булычёв). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) Еп. Константин (Булычёв). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) 25 июля 1901 г. был наречен во епископа Гдовского, 3-го викария С.-Петербургской епархии. 29 июля того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры архиерейскую хиротонию К. возглавил митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) . С 22 февр. 1903 г.- 2-й викарий. Был председателем Совета Исидоровского православного эстонского братства в С.-Петербурге. 21 дек. того же года освятил в сослужении прот. св. прав. Иоанна Кронштадтского временную русско-эст. ц. во имя сщмч. Исидора Юрьевского. 23 апр. 1904 г. назначен епископом Самарским и Ставропольским. Прибыл в Самару 1 июня и вскоре предпринял продолжительную поездку по инородческим приходам епархии и местам проживания старообрядцев. Ради расширения миссионерской деятельности рукоположил в священный сан более 10 представителей народов Поволжья, способствовал открытию новых приходов в их селениях, изданию и распространению духовной лит-ры на местных языках, открытию учительских курсов для инородцев.

http://pravenc.ru/text/2056998.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь КРИВОРОЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Криворожской и Никопольской епархии УПЦ), находится в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. (Украина) КРИВОРОЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Криворожской и Никопольской епархии УПЦ), находится в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. (Украина) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВР (Шкурла Василий Михайлович; 1928 - 2008), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_61.html

С начала XIX века в Святейший Синод перестали назначать архимандритов. Тогда же по именному указу от 12 июня 1805 года к заседаниям Святейшего Синода стали привлекать епархиальных архиереев – по очереди и на срок от одного года до трех лет. По штату, составленному на 9 июля 1819 года, в Святейшем Синоде было положено иметь семь человек. Столичный архиерей назывался первенствующим членом Святейшего Синода. Звание члена считалось пожизненным. После 1819 года постоянными членами Святейшего Синода в силу занимаемой кафедры стали митрополиты Московский и Киевский. Остальные иерархи и иереи, принимавшие участие в работе Святейшего Синода, именовались присутствующими. В 1835 году император Николай I назначил к присутствию в Святейшем Синоде своего сына – наследника престола великого князя Александра Николаевича. Назначение мирянина вызвало негативную реакцию со стороны русского епископата и прежде всего митрополита Московского Филарета (Дроздова) . Это заставило великого князя воздержаться от участия в заседаниях Святейшего Синода, но сам факт подобного назначения – показателен. В целом, со времени императора Николая I светские власти внимательно следили, чтобы состав Святейшего Синода менялся чаще, а со второй половины XIX столетия стало традицией назначать к участию в заседаниях на два, редко на три года. После 1885 года и вплоть до правления императора Николая II в состав присутствующих в Святейшем Синоде перестали назначать и представителей белого духовенства (протопопов и протоиереев). При Николае II представители белого духовенства допускались в Святейший Синод в качестве исключения. В нем в разное время присутствовали протопресвитеры военного и морского духовенства, протопресвитеры придворного духовенства, а в 1908 году к присутствию был назначен имевший всероссийскую известность протоиерей Иоанн Кронштадтский . Сессия Святейшего Синода под председательством сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского (в центре), слева от него — архиеп. Финляндский Сергий (Страгородский).

http://drevo-info.ru/articles/26861.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010