Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Тихонов Борис Дмитриевич; 22.05.1889, г. Троицк Оренбургской губ.- 11.1937, Винница), архиеп. Винницкий. Из мещан. После окончания Томского реального уч-ща и Томской ДС (1911) поступил в СПбДА. Во время учебы в 1913 г. принял монашество с именем Иннокентий, в том же году был рукоположен во диакона, в 1914 г.- во иерея. Летом 1914 г., с началом первой мировой войны, прервал обучение. И. стал духовником раненых в подвозном автомобильном перевязочным отряде, затем духовником 2-го Серафимовского лазарета, полковым священником на Кавказском фронте. В нач. 1915 г. вернулся в Петроград. В 1916 г. окончил Петроградскую ДА кандидатом богословия, оставлен при академии профессорским стипендиатом на кафедре церковной археологии и христ. искусства. Специализировался по литургике и церковной археологии, был знатоком устава и старинных знаменных распевов, изучал древнерус. церковные облачения; посещал занятия в Петроградском археологическом ин-те. Иннокентий (Тихонов), еп. Ладожский. Фотография. 20-е гг. XX в. Иннокентий (Тихонов), еп. Ладожский. Фотография. 20-е гг. XX в. В июне 1917 г. поступил в братию Александро-Невской лавры . В 1918 г. исполнял обязанности правителя дел Духовного Собора лавры, в январе 1919 г. в связи с избранием ученым секретарем Гос. археологической комиссии по секции церковных древностей освобожден от этой должности; продолжал заведовать древлехранилищем лавры. Преподавал Ветхий и Новый Завет в Петроградском Богословско-пастырском училище. В связи с прекращением преподавания в школах Закона Божия И. вместе с братьями иеромонахами Львом и Гурием (Егоровыми; Гурий, впосл. митрополит) создал в марте 1918 г. при лавре кружок из молодых монахов и мирян с целью воспитания детей и молодежи в духе Православия. В февр. 1919 г. на основе кружка было образовано Александро-Невское братство. И. руководил одним из братских хоров, в мае 1920 г. возглавил братский Кружок любителей правосл. богослужения, позднее был руководителем епархиального «Кружка образованных иноков и стремящихся к монашеству». В мае 1920 г. был товарищем председателя 1-й конференции братств Петроградской епархии, по причине болезни председателя свящ. А. И. Введенского (впосл. один из лидеров обновленчества ) фактически исполнял его обязанности; руководил на конференции работой секции по просветительской и миссионерской работе; вошел в совет общебратского союза. В сент. 1920 г. Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) назначен настоятелем крестовой церкви лавры. В 1921 г. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/468761.html

Arhiva Au fost editate Indicaiile Tipiconale pe anul 2018 28 noiembrie 2017 10:16 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2018 год. Издание входит в число официальных богослужебно-календарных изданий Русской Православной Церкви. Богослужебные указания ежегодное руководство по совершению богослужений, составленное в соответствии с требованиями Богослужебного Устава и учитывающее многообразие литургической практики. Книга предоставляет настоятелям храмов и монастырей большой выбор вариантов служб разным святым. В Богослужебных указаниях на 2018 год особое внимание уделяется службам в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. В частности, приводится порядок совершения служб сщмч. Владимиру, митр. Киевскому, свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому, сщмч. Илариону, архиеп. Верейскому, святым Царственным страстотерпцам, прмц. вел. кн. Елисавете, сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому, новомученикам и исповедникам Соловецким, сщмч. Петру, митр. Крутицкому, сщмч. Фаддею, архиеп. Тверскому, свт. Афанасию исп., еп. Ковровскому, сщмч. митр. Серафиму (Чичагову). В Богослужебных указаниях учтены новые празднования, внесенные в последнее время в Месяцеслов по благословению Священноначалия, и приводятся ссылки на новоутвержденные богослужебные тексты. Также в новое издание внесена информация о богослужебных особенностях в некоторые дни года в День Победы 9 мая н. ст., на память равноап. князя Владимира 28 июля н. ст., в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября н. ст., во Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий в третье воскресенье ноября н. ст., в дни памяти благоверных кн. Петра и кн. Февронии Муромских и др. В приложении Богослужебных указаний в церковнославянской графике печатаются последования молебных пений в День Победы в Великой Отечественной войне и в праздник святого равноапостольного князя Владимира в память Крещения Руси, прошения сугубой ектении на Литургии и молитва в дни памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании. Впервые в приложении Богослужебных указаний приводится чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви в первое воскресенье сентября по н. ст., а также молитва о мире на Святой Земле, возносимая после Литургии в Великую Субботу. В помощь священнослужителям предлагается таблица цветов богослужебных облачений, указатель вариантов совершения служб на период пения Октоиха и статья, излагающая правила произнесения отпустов на богослужении. Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Объем 1040 страниц. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5071075...

К осени 1917 г. на совр. территории С.-Петербурга и Л. о. действовали 1280 соборов и церквей (в т. ч. в Петрограде с ближайшими пригородами имелось 498 храмов), насчитывалось 16 мон-рей (из них 4 - в Петрограде), служили 1,7 тыс. клириков. После Октябрьской революции 1917 г. в Петрограде и на территории губернии начались гонения на правосл. Церковь, сопровождавшиеся закрытием церквей (первоначально домовых и военного ведомства), монастырей, учебных заведений, репрессиями против духовенства. Уже в кон. окт. 1917 г. был убит прот. Екатерининского собора Царского Села сщмч. Иоанн Кочуров . В янв. 1918 г. в Петрограде была закрыта Синодальная типография. 11 янв. собрание духовенства Петроградской епархии под председательством митр. Петроградского и Гдовского сщмч. Вениамина (Казанского) заявило о своем протесте против действий властей. 19 янв. произошло столкновение между народом и красноармейцами, прибывшими в Александро-Невскую лавру для реквизиции ее жилых помещений. Верующие отстояли лавру, но при этом был смертельно ранен прот. сщмч. Петр Скипетров . Жертвами красного террора на рубеже 1918 и 1919 гг. стали в т. ч. настоятель Александро-Свирского мон-ря архим. Евгений (Трофимов), прославленные в лике святых ивангородские мученики прот. Димитрий Чистосердов и иерей Александр Волков. В 1918 г. в Петрограде перестали существовать ДА и ДС, однако с осени 1918 г. открылось богословско-пастырское училище, в корпорацию к-рого вошли мн. преподаватели ДС; в 1920-1923 гг. работал Петроградский богословский ин-т. При митр. Вениамине в епархии были учреждены Лужское викариатство (1917), Петергофское викариатство (1922) и возобновлено Ладожское. Постепенно отношение гос-ва к Церкви ужесточалось. 5 окт. 1920 г. была прекращена деятельность Петроградского епархиального совета. Во время подавления Кронштадтского восстания (28 февр.- 17 марта 1921) были расстреляны несколько священников, в т. ч. прот. сщмч. Григорий Поспелов . 23 февр. 1922 г. был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей . 6 марта митр. Вениамин обратился с заявлением о готовности Церкви пожертвовать своим достоянием при условии добровольной передачи ценностей гос-ву под контролем духовенства. Власти воспользовались ситуацией для раскола Церкви, и в сер. мая 1922 г. в Москве было организовано обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), в к-рое вошли 3 петроградских клирика. 28 мая митр. Вениамин выпустил послание к пастве, в к-ром эти клирики объявлялись отпавшими от Церкви. 1 июня 1922 г. митрополит был арестован. Его арест стал катализатором начавшегося 10 июня Петроградского процесса 1922 г. , по которому было привлечено 86 чел. В ночь на 13 авг. были расстреляны митр. Вениамин, архим. Сергий (Шеин) , проф. Юрий Новицкий и бывш. юрисконсульт лавры Иоанн Ковшаров . На Архиерейском Соборе 1992 г. они были причислены к лику святых. Остальные осужденные в кон. 1923 г. были досрочно освобождены.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

В июле 1915 г. исполнялось 900 лет со дня кончины равноап. кн. Владимира. Митр. сщмч. Владимир 15 июля литургисал в К.-В. с. с 2 викарными епископами, сщмч. Вениамином и Геннадием. Накануне вечером здесь служил старший викарий, еп. Гдовский сщмч. Вениамин. Сщмч. Владимир посетил раненых воинов в лазарете имени прихожан К.-В. с. В день праздника к собору прибыли соединенные крестные ходы, самый многолюдный от Казанского собора возглавлял сщмч. Вениамин. На богослужении присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода А. Д. Самарин. В крестном ходе на Иордань, устроенную у Петровского о-ва, участвовали также архиепископы Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров), Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский) и председатель синодального Миссионерского отдела еп. Иннокентий (Ястребов). 1918 г.- 90-е гг. XX в. 28 июля 1918 г. празднование престольного дня возглавил в соборе сщмч. Вениамин, митр. Петроградский. После литургии был совершен крестный ход на М. Неву с молебным пением об избавлении Петрограда от холеры и голода. 27 сент. 1918 г. ЧК арестовала настоятеля собора прот. Леонида Богоявленского, однако он был отпущен по ходатайству рабочих и служащих епархиального свечного завода. Жертвой красного террора в 1918 г. стал соборный староста Д. А. Ильин. 11 апр. 1919 г. в соответствии с требованиями властей был избран приходский совет (двадцатка) К.-В. с. во главе с настоятелем прот. Л. Богоявленским, 13 апр. заключен договор с представителем райисполкома о передаче собора в бесплатное и бессрочное пользование верующим. Праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в Петрограде впервые был отмечен 9(22) июня 1919 г. митрополичьей службой в К.-В. с. В дек. 1920 г. в соборе был освящен придел во имя Всех Русских святых, устроенный в помещении рядом с притвором. В соборе служили: 2-й свящ. В. Красницкий, 3-й свящ. Михаил Дамаскинский и 3 диакона - Иоанн Вишняков, Андрей Никольский и Николай Захаров. Свящ. В. Красницкий сочетал приходское служение с работой в различных советских орг-циях и даже в частях Красной Армии. Активно функционировал приходский совет собора. По его ходатайству от 29 июля 1921 г. собор был переведен в ранг штатного, настоятеля прот. М. Союзова наградили митрой, а диак. А. Никольский был возведен в сан протодиакона. В 1920 г. Петроградский отдел охраны памятников искусства и старины поставил на учет К.-В. с. как памятник рус. зодчества. В 1921-1922 гг. в соборе неоднократно служил ставший весной 1921 г. викарием Петроградской епархии еп. Ямбургский Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/1841580.html

Власти, обвиняя митр. Вениамина в сопротивлении декрету и возлагая на него вину за происходившие в городе конфликты в связи с изъятием ценностей, настаивали, чтобы митрополит признал необходимость полного изъятия и снял наложенное на Введенского отлучение. 28 мая владыка Вениамин был арестован. О ситуации в городе А. писал митр. Арсению: «Страшно тяжело все эти дни. Вы не можете себе представить, как разрывается все мое существо. Митрополит сегодня ночью увезен куда-то. Продолжаются аресты. Скоро суд, на коем будет повторение того, что было в Москве. Положение грозное» (ИА. 2000. 1. С. 79). 29 мая начался судебный процесс над митр. Вениамином и 85 клириками и мирянами Петроградской епархии (см. Петроградский процесс 1922 г. ). 25 июля был оглашен приговор: митр. Вениамин и 9 др. обвиняемых были приговорены к расстрелу, шестерым из них 10 авг. смертная казнь была заменена заключением. Большинство обвиняемых были осуждены к различным срокам заключения со строгой изоляцией, 22 участника процесса были оправданы. Святые мученики митр. Вениамин, архим. Сергий (Шеин), Юрий Новицкий, председатель правления приходов Петроградской епархии, и Иоанн Ковшаров, член правления, были расстреляны 13 авг. 1922 г. В этих трагических обстоятельствах 29 мая 1922 г. А. вступил в управление Петроградской епархией, 30 мая он сообщил митр. Ярославскому сщмч. Агафангелу (Преображенскому), временно замещавшему находившегося под арестом Святейшего Патриарха Тихона, что встал во главе епархии и что полагает «для себя обязательным лояльное отношение к правительственной власти и подчинение ее законам» (цит. по: Казем-Бек. С. 92). Обновленцы по-прежнему настойчиво требовали от А. признания организованного ими ВЦУ и снятия наложенного митр. Вениамином на Введенского отлучения. А., чтобы обеспечить, как он писал в одном из своих писем, «безопасность тех многочисленных несчастных, которые стоят у раскрытых могил», снял отлучение с Введенского, но решительно отказался от сотрудничества с обновленцами. Получив из Москвы от обновленческого руководства ультимативное требование: или немедленно признать власть ВЦУ, или покинуть Петроградскую епархию, А.

http://pravenc.ru/text/64694.html

По просьбам еп. Алексия и Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) перевод еп. Алексия в Пензу не состоялся. 17 мая 1921 г. назначение на Пензенскую кафедру получил Балахнинский еп. сщмч. Петр (Зверев ; впосл. архиепископ), однако к месту служения не выехал, т. к. в том же месяце был арестован; патриарший указ о назначении отменен 25 июня того же года. По ходатайству пензенского клира и мирян отъезд архиеп. сщмч. Иоанна из Пензы был отложен. Но в июне архиеп. сщмч. Иоанн отправился в Москву, где предложил патриарху в качестве своего преемника на Пензенской кафедре вдового прот. В. Лентовского ( Аристова. 2012. С. 106). В июле патриарх благословил архиеп. сщмч. Иоанна выехать в Ригу, куда новый предстоятель ЛПЦ прибыл 24 июля. 12 июля 1921 г. в Москве патриарх возглавил архиерейскую хиротонию Бориса (Лентовского). К кон. того же года с Патриаршей Церковью воссоединился приход пензенской Богоявленской ц. Во 2-й пол. дек. 1921 г. в связи с болезнью еп. Бориса (19 дек. у него случился инсульт) и преклонным возрастом вступившего во временное управление епархией Краснослободского еп. Григория (Соколова) собрание приходских советов постановило учредить в Пензенской епархии 2-е вик-ство и единогласно избрало кандидатом в викарии прот. А. Беляева. Еп. Григорий одобрил это решение. Несмотря на это, еп. Борис отказался поддержать предложенную кандидатуру, послав патриарху представление о назначении новым викарием прот. Григория Феликсова. Однако учреждение 2-го вик-ства ни в 1921 г., ни в 1922 г. не состоялось. К нач. 1922 г. еп. Борис вернулся к управлению епархией; 14 янв. 1922 г. Краснослободский еп. Григорий был уволен на покой (проживал в Преображенском мон-ре). 19 февр. 1922 г. Путята опубликовал воззвание о передаче церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья. В том же месяце духовенство Инсарского у. (вероятно, из числа сторонников Путяты) постановило сдать церковные ценности в Комитет помощи голодающим (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 23-24; Аристова. 2012.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

В 1899-1900 гг. под рук. Р. Ф. Катцера на площади был разбит сквер. С 1876 г. площадь стала местом проведения митингов и демонстраций, получивших название «Казанских» (1897, 1901, 1902). В 1935 г. в сквере перед зап. фасадом собора установлен фонтан (1809, архит. Тома де Томон), перенесенный с Киевского шоссе (ныне Пулковское). 1917-1989 гг. В нач. 1918 г. в ознаменование восстановления Патриаршества и в благодарность Господу за избавление митр. Вениамина (Казанского) от гибели при обстреле большевиками Московского Кремля (он спасался в подземной ц. во имя патриарха сщмч. Ермогена Чудова мон-ря) предстоятель Петроградской кафедры решил устроить в К. с. нижний «пещерный» зимний храм во имя патриарха сщмч. Ермогена (проект акад. В. А. Покровского, осуществлен под его руководством; освящен 18 янв. 1921). Патриарх свт. Тихон пожертвовал для храма частицу мощей сщмч. Ермогена и старинную Казанскую икону. Жертвами большевистского террора стали прот. Философ Орнатский, расстрелянный после 9 авг. 1918 г. с сыновьями Николаем и Борисом (канонизированы в 2000), прот. Алексий Азиатский, епархиальный наблюдатель церковноприходских школ, служивший с 1910 г. в К. с., и, вероятно, гр. Н. Ф. Гейден, бесследно пропавший в кон. дек. 1918 - нач. 1919 г. В соборе служились панихиды по погибшим от рук большевиков. В 1918 г. новым настоятелем собора стал прот. Николай Маренин, а с 1920 г.- прот. Николай Чуков (впосл. митр. Григорий). При нем в дом на Казанской ул., 4 было перенесено Богословско-пастырское уч-ще. Митр. Вениамин (Казанский) служил в 1919 г. в соборе на оба праздника Казанской иконы. На 1-м престольном празднике в числе сослужащих был буд. Патриарх Московский и всея Руси еп. Алексий (Симанский), на втором - буд. сщмч. Симон (Шлеёв), еп. Охтинский. В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, был уничтожен серебряный иконостас храма и изъяты драгоценные предметы утвари (всего 129 пудов 37 фунтов 20 золотников серебра). 25 марта 1922 г. комиссия под председательством К.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Особенно активными были церковные братства в Петрограде и Москве. В Петрограде продолжали свою деятельность мн. дореволюционные Б. п., напр. созданное в 1915 г. миссионерское братство при Андреевском соборе. Братчики помогали больным, бедным, проводили собрания и особые богослужения. При братстве существовал «Детский союз», где обучались дети 4-13 лет. После 1917 г. в Петрограде возникли десятки новых правосл. союзов как ответ на агрессивную антицерковную политику властей. В февр. 1919 г. иером. (впосл. архиеп.) Иннокентий (Тихонов) на базе кружка молодежи создал в Александро-Невской лавре Александро-Невское братство, включившее в себя лаврских монахов и мирян. Краткую памятку для братчиков, к-рых к 1921 г. насчитывалось ок. 100 чел., составил архим. (впосл. митр.) Гурий (Егоров) . 5 мая 1920 г. в Александро-Невской лавре по благословению Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) состоялась первая общебратская конференция, на ней было принято решение всем городским братствам объединиться в общебратский союз. Каждое братство, вступившее в союз, сохраняло свою автономию, решения совета носили рекомендательный характер, деятельность союза по преимуществу заключалась в координации братского движения. Никольское братство ухаживало за одинокими больными Обуховской больницы, Василеостровское опекало больницу св. Марии Магдалины, Спасское, созданное иером. (впосл. митр.) Мануилом (Лемешевским) , организовало продовольственную и вещевую помощь содержавшимся в тюремном лазарете на Переяславской ул., а также бесплатную столовую, где ежедневно питались 60-100 чел. При непосредственном участии Б. п. были организованы в 1920 г. пастырско-богословские курсы в лавре и Богословский ин-т на Троицком подворье, весной 1921 г.- жен. благовестнические курсы. Большое внимание уделялось катехизации детей, к-рых обучали церковному пению, чтению на церковнослав. языке, пониманию богослужения. К 1922 г. в Петрограде насчитывалось по крайней мере 20 Б. п., 2/3 к-рых объединились в Общебратский союз. Число активных братчиков в Петрограде оценивалось в 1200-1500 чел. Следуя примеру петроградского духовенства и мирян, провинциальные клирики и миряне также создавали приходские Б. п. (в Луге, Ямбургском у., в Колпине и т. д.).

http://pravenc.ru/text/153359.html

24 мая 1917г.  в Казанском соборе свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии  Вениамин (Казанский) вопреки стараниям Временного правительства и значительной части т.н. «прогрессивного» петроградского духовенства подавляющим большинством голосов (976 голос из 1561) был избран архиепископом Петроградским и Ладожским (17 июня 1917 г. титул был изменен на Петроградский и Гдовский), а 28 мая во время торжественного вступления владыки Вениамина на Петроградскую кафедру в Исаакиевском соборе протоиереи Философ Орнатский и Сергий Соллертинский трижды посаждали Владыку на горнее место при пении «Аксиос!» За два дня до открытия Поместного Собора РПЦ, 13 августа 1917 года, архиеп. Вениамин был возведен в сан  митрополита. В августе 1917 года по инициативе о. Философа было учреждено Братство приходских советов Петрограда и Петроградской епархии. При попытке безбожников захватить в январе 1918г. Александро-Невскую лавру(считавшейся ставропигиальной), о. Философ  организует крестные ходы из всех храмов города к Лавре, чтобы общим крестным ходом от Лавры к Казанскому собору явить народную волю и желание сохранить лавру как святыню всей Церкви. Он едет во главе депутации духовенстваи мирян в Москву и выступает  в Соборном совете и Соборном отделе по монашеству с докладом о сложившейся обстановке в Петрограде и прошением усвоить митрополитуВениамину наименование  настоятеля и священноархимандрита Александро-Невской лавры.11 марта 1918г. в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещенияпод председательством о.Философа состоялся съезд духовенства и мирян Петроградской епархии, на котором в согласии с решениями Поместного Собора, были выработаны меры по защите святынь от поругания и постановлено: «При всех приходских храмах создаются союзы из прихожан и богомольцев, которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательств». Прот.Философ в подклети Казанского собора устраивает подземный храм во имя сщмч. Ермогена, Патриарха Московского . В этом храме предполагалось поместить Казанский образ Божией Матери и иконы святых, имена которых носили мученически пострадавшие митр. Владимир (Богоявленский) , протоиереи Иоанн Кочуров и Петр Скипетров, с соответствующими надписями, повествующими об их кончине, а также осколок снаряда, подобранный о. Философом в той комнате в Кремле, где находился во время Поместного Собора митр. Вениамин, – осколок должен был служить лампадой перед образом Казанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

1 нояб. 1920 г. Новгородский ревтрибунал рассмотрел «дело о действиях духовенства в связи с имевшим место в марте прошлого года освидетельствованием мощей в новгородском Софийском соборе, произведенном Советской властью». А. на заседаниях трибунала не признал себя виновным и заявил, что освидетельствование мощей является «делом исключительно церковным». А. и др. клирики за возбуждение, как сказано в приговоре, «несознательных элементов к критике и недовольству распоряжением Советской власти» были приговорены к различным срокам заключения в концлагере - от 2 до 5 лет. Все приговоренные тут же на основании первомайской (1920) амнистии были освобождены от наказания. Спустя 2,5 месяца, в февр. 1921 г., Новгородский ревтрибунал слушал т. н. дело Новгородского епархиального совета. На скамье подсудимых оказались 15 членов совета, среди них митр. Арсений и А. Они обвинялись в том, что действовавший до сент. 1920 г. епархиальный совет присваивал себе судебные, розыскные, карательные, налоговые, организационные и хозяйственные функции, что приводило к «дезорганизации гражданской жизни Новгородской губернии» и нарушало циркуляр Наркомата юстиции от 18 мая 1920 г. о прекращении деятельности тех органов церковного управления, к-рые незаконно присваивают себе права юридических лиц. Несмотря на юридическую несостоятельность обвинения, вытекавшую из того факта, что акты внутреннего управления отделенной от гос-ва Церкви не имеют гражданской юридической силы, трибунал признал вину обвиняемых доказанной. Однако, посчитав возможным применить ко всем, за исключением митр. Арсения, амнистию, приговорил всех обвиняемых к лишению свободы условно на сроки от 3 до 5 лет. Митр. Арсений был приговорен к высылке в Архангельскую обл. Перевод в Петроградскую (Ленинградскую) епархию Дабы упредить в последующем возможные судебные преследования в отношении А., Патриарх Тихон по просьбе митр. Петроградского и Ладожского сщмч. Вениамина (Казанского) 21 февр. 1921 г. назначил А. первым викарием Петроградской епархии с титулом епископа Ямбургского.

http://pravenc.ru/text/64694.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010