когда в России власть захватили большевики, весь состав рус. миссии в Аргентине был лишен финансирования. И. взял на себя расходы на содержание сотрудников. 27 февр. 1918 г. И., согласно представлению Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) , указом Святейшего Патриарха свт. Тихона и Свящ. Синода был награжден митрой. В 1921 г. он перешел в ведение Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ) в лице митр. Антония (Храповицкого) . Затем, стремясь повлиять на аргентинское правительство с целью урегулирования юридического положения Свято-Троицкой ц., подчинился управляющему рус. приходами в Зап. Европе митр. Евлогию (Георгиевскому) . Митр. Евлогий был лично знаком с бывш. аргентинским посланником в Париже М. Т. де Альвеаром (с 1922 президент Аргентины), но переговоры о статусе общины И. не дали результата. Тогда И. перешел в непосредственное подчинение Временному Архиерейскому Синоду РПЦЗ, несмотря на протест митр. Евлогия. В 1921-1923 гг. И. собирал средства в помощь голодающим в России и послал через благотворительную организацию Г. К. Гувера пайки и денежные пособия в Россию на сумму 10 тыс. песо. Также он участвовал в сборе средств в пользу инвалидов и детей рус. беженцев в Европе, Красного Креста, Православного богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже, Св. Горы Афон . И. принимал участие в организации вызовов в Юж. Америку перемещенных лиц по линии амер. Красного Креста. 5 окт. 1923 г. по просьбе Главного управления Российского об-ва Красного Креста И. принял звание уполномоченного этой орг-ции в Аргентине. В 1923 г. от Троицкого прихода отделились сирийцы, образовав «греко-православную антиохийскую сироливано-аргентинскую церковь». Сняв помещение, они устроили собственную церковь, в к-рую перешел служить клирик Троицкой ц. архим. Игнатий (Абуррус). 6 сент. 1923 г. определением Архиерейского Синода РПЦЗ И. был возведен в сан протопресвитера «за выдающуюся пастырскую деятельность». 23 июля 1926 г. он был назначен Архиерейским Синодом управляющим рус. приходами в Юж. Америке. В 1926 г. И. учредил «Русское православное общество в Аргентине», 23 сент. того же года гос. властями был утвержден устав об-ва (декрет 167/26), к-рое получило статус юридического лица и добровольно вошло в подчинение Архиерейскому Синоду РПЦЗ. В дек. 1926 г. в дополнение к декрету президента Аргентинской Республики о юридическом представительстве Церкви И. было выдано удостоверение, согласно к-рому он являлся легальным представителем и начальником рус. правосл. Церкви в Буэнос-Айресе по решению Генерального прокурора нации на основе непрерывной 35-летней службы И. в Аргентине.

http://pravenc.ru/text/293904.html

Приводим избирательные списки Братства 11 : 1. Никитин Иоанн Григорьевич (1880–1937), настоятель церкви Равноап. Константина и Елены при гимназии Императорского Человеколюбивого обще­ства в Петрограде. К обновленцам никогда не принадлежал. В 1929 примкнул к Иосифлянскому движению. Погиб в лагере 12 , 2. Прохоров Григорий Васильевич, экстраординарный профессор по кафедре русской литературы Петроградской Духовной академии. Сведениями о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. 3. Вениамин (Казанский, ок. 1872–1922), митрополит Петроградский. Рас­стрелян. В 1992 причислен к лику святых. 4. Васильев-Любимцев Михаил Васильевич. Сведений нет. 5. Кирилл (Смирнов, 1863–1937), архиеп. Тамбовский. В 1925 г. заве­щательным указом Патриарха Тихона назван первым кандидатом на патриар­ший престол. Один из лидеров оппозиции митр. Сергию (Страгородскому) . Расстрелян. 6. Кузнецов Николай Дмитриевич (1867–1930?), доцент МДА, церковный публицист, член Поместного Собора 1917–1918 г., защитник интересов Церкви перед властями. Скончался в ссылке. 7. Миртов Петр Александрович, митрофорный протоиерей, настоятель церкви Воскресения у Варшавского вокзала в Петрограде, член Поместного Со­бора 1917–1918 гг. Сведениями о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. 8. Евсеев Иван Евсеевич 13 (1868–1921), профессор Петроградской Духов­ной академии, выдающийся библеист. Был скорее консервативным деятелем и с обновленчеством не связан. 9. Любимов Дмитрий Гаврилович (1857–1938), священник Покровской церкви на Садовой. В 1925 хиротонисан в епископа Гдовского. Впоследствии один из лидеров иосифлянского движения. Неоднократно арестовывался 14 . 10. Кульбуш Павел Петрович, (1869–1919), протоиерей, настоятель рус­ско-эстонской церкви во имя сщмч. Исидора Юрьевского. В конце 1917 гг. ру­коположен во епископа Ревельского. Член Поместного Собора 1917–1918 гг. Расстрелян в Юрьеве 15 . 11. Барановский Василий Сильвестрович. Сведениями о его .дальнейшей судьбе мы не располагаем. 12. Антоний (Храповицкий, 1863–1936), архиеп. Харьковский

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В 1880 и 1887 гг. в мон-ре был пожар, потому современники называли К. Ч. м. «многострадальной обителью». После опустошительных пожаров, особенно первого, в котором сгорели все постройки, кроме церквей и котельной при скотном дворе, прежнее благосостояние обители восстанавливали с большим трудом. К нач. 1888 г. скромный монастырский капитал равнялся 3035 р. (НАРК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 68/3. Л. 128). Источниками дохода служили земельные владения, проценты с банковских билетов и гл. обр. пожертвования и «сборы по книжкам» ( Кожевникова. 2009. С. 158). Угодья пустыни включали 422 дес. 781 кв. саж., однако на пашню из них приходилось всего 19 дес. 160 кв. саж. В мае 1905 г. по инициативе настоятеля иером. Германа состоялся 2-дневный крестный ход из Каргополя в пустынь через Павловский, Печниковский и Лядинский приходы Каргопольского у. В обитель была принесена икона прп. Серафима Саровского, пожертвованная «одним из благодетелей города Москвы». «Торжественная процессия продвигалась очень медленно, потому что каждый из присутствующих считал священной обязанностью поклониться и пройти под икону преподобного Серафима» ( Регов. 1905. С. 402). По результатам ревизии мон-рей Олонецкой епархии, проводившейся в 1906 г., пустынь занимала последнее место по достатку и размерам основного капитала, который практически не увеличился (за 2 года до ревизии - 4235 р.) (НАРК. Ф. 25. Оп. 20. Д. 9/97. Л. 10). Из-за 2 пожаров, отсутствия значительных пожертвований и неумелых действий часто менявшихся настоятелей у обители росли долги и хозяйство приходило в упадок. Обе церкви нуждались в ремонте. Выращенного на монастырских полях хлеба (рожь и овес) хватало только на полгода. Братия была хорошо обеспечена только молоком: на скотном дворе содержалось 28 голов рогатого скота. Епархиальные власти призывали челмогорских монахов развивать собственное сельское хозяйство, расширять посевные площади, привлекая к физическому труду всех насельников. Братская община в 1906 г. состояла из 17 чел.: 3 иеромонахов, иеродиакона, 6 монахов, 7 послушников. Также в пустыни находились 5 наемных рабочих, 3 работницы, конюх и 4 «богорадницы». По отзывам паломника И. Мардарьева, в 1910 г. пустынь производила «приятное впечатление» на приходивших богомольцев. Под управлением иером. Германа, постриженика Александрова Свирского мон-ря, немногочисленная братия занималась скотоводством и земледелием, «питалась трудами рук своих». В 1917 г. по благословению митр. Петроградского сщмч. Вениамина в Петрограде на Обводном канале открылось подворье пустыни, на котором в следующем году освятили часовню во имя прп. Кирилла и сщмч. Ермогена.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

за труды по организации и руководству Богословским ин-том, Патриархом свт. Тихоном награжден правом ношения митры. С началом кампании по изъятию церковных ценностей прот. Н. Чуков обратился к прихожанам с призывом жертвовать личными драгоценных вещей для выкупа богослужебных предметов и святынь Казанского собора, за что был назван «Мининым». В процессе капании несколько раз вызывался в ГПУ. 30 мая арестован за «противодействие изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из главных обвиняемых на процессе Петроградских церковников (Петроградский процесс 1922 гг.). 5 июля Петроградским Губернским революционным трибуналом вместе с митр. Вениамином и 8 обвиняемыми приговорен к расстрелу. 13 июля Политбюро ЦК РКП (б) вынесло решение оставить приговор в силе в отношении митр. Вениамина, сщмч. архим. Сергия (Шеина), нмч. проф. Ю.П. Новицкого, И. М. Ковшарова; прот. Н. Чукову и другим приговоренным к смерти 3 августа постановлением Президиума ВЦИК расстрел был заменен 5 годами лишения свободы. Отбывал срок в Петроградском исправдоме. 24 ноября 1923 г. Президиум ВЦИК постановил считать оставшийся срок наказания условным, и 30 ноября прот.Н.Чуков был отпущен на свободу. Ввиду захвата Казанского собора живоцерковниками и самороспуска Богословского ин-та (6 мая 1923), 29 марта 1924 г. временным управляющим Петроградской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) был назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе. Со 2 апреля того же года заведовал Богословскими курсами центрального района, преподавал апологетику и патристику, разрабатывал проект положения о Высших богословских курсах. В августе 1925 г. прот. Н.Чуков посетил в Москве митр. Петра, благословившего открытие курсов, и после регистрации 25 сентября 1925 г. утвердившего положение о курсах. Прот.Н.Чуков был избран ректором. 25 ноября 1926 г. удостоен ученой степени магистра богословия за сочинение «Мессианские представления иудеев по таргуму Иоанафана, сына Узиелова», 4 февраля 1927 г.

http://bogoslov.ru/person/482393

1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому, и иже с ним пострадавшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4305352.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru ). 2 Ср.: Типикон, 1 августа, 3-е «зри»: «Аще же 1-й день августа случится в Неделю»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. Стихира святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», совпадающая со славником стиховен утрени, может быть исполнена в составе литийных стихир. 3 Возможно пение в стихирах на литии на «Слава, и ныне» стихиры Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи...» (см. на стиховне утрени в Минее). Стихира Павла Аморрейского (из Октоиха), глас 1-й: «Ты Бога человеком соединила еси...», в этом случае поется перед «Слава, и ныне». 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63. 5 Там же. С. 65–67. 6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...». 7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86. 9 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 11 Там же. С. 65–67. 12 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...». 13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. 14 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир священномученика допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-13/

В мае 1922 г. Б. отказался ехать в составе делегации петроградских обновленцев в Москву к находившемуся под домашним арестом Патриарху Тихону с целью убедить его передать обновленцам высшую церковную власть. К сформированному к 18 мая обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ) отнесся сдержанно, но вскоре признал его полномочия. Троицкий собор в Колпине стал обновленческим, но Б. предоставил сторонникам Патриарха Тихона возможность служить в приделе Троицкого собора и принимать там епископов Патриаршей Церкви. Отлучение от Церкви, наложенное Петроградским митр. Вениамином (Казанским) на протоиереев А. И. Введенского и В. Д. Красницкого и свящ. Е. Х. Белкова 28 мая 1922 г., распространялось и на всех присоединявшихся к ним, в т. ч. на Б., к-рый никогда не прерывал литургического общения с отлученными. В авг. 1922 г., сразу после создания еп. Антонином (Грановским) «Союза церковного возрождения» , Б. объявил о своей принадлежности к этой обновленческой орг-ции. В окт. 1922 г. Петроградский комитет «Союза» заявил о своей независимости и об учреждении «Союза общин древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ), во главе к-рого вместе с Введенским встал Б. В кон. 1923-1924 г. Б. был активным сторонником примирения обновленцев с Патриархом Тихоном, вступал по этому поводу в контакт с еп. сщмч. Иларионом (Троицким) . Но уже на 2-м обновленческом «соборе» (1925) заявил, что «мир с тихоновцами невозможен», резко критиковал саму идею Патриаршества, обвинял Патриарха в неправильной церковной политике после издания властями декрета об отделении Церкви от гос-ва. С 1923 г. Б. являлся членом обновленческого Синода (с 8 мая) и Петроградского епархиального управления (впосл. председатель Ленинградского епархиального управления), с 1925 (1927?) г. имел сан «протопресвитера». В 1924-1930 гг. был настоятелем обновленческого кафедрального Спасо-Сенновского Успенского собора, в янв.-авг. 1926 г.- также настоятелем Исаакиевского собора. В 1924-1930 гг. преподавал гомилетику в связи с пастырством в обновленческом Ленинградском богословском ин-те, где состоял профессором. 4 апр. 1925 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации, в кон. мая освобожден. С 16 апр. 1926 г. входил в обновленческий Центральный миссионерский совет; с 22 нояб. 1927 г. являлся членом, с 24 дек.- секретарем комиссии обновленческого Синода по исправлению богослужебных текстов, занимался переводом Часослова на рус. язык.

http://pravenc.ru/text/153301.html

1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому, и иже с ним пострадавшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4305352.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru). 2 Ср.: Типикон, 1 августа, 3е «зри»: «Аще же 1й день августа случится в Неделю»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. Стихира святого, глас 1й: «Како не дивимся благоумию твоему…», совпадающая со славником стиховен утрени, может быть исполнена в составе литийных стихир. 3 Возможно пение в стихирах на литии на «Слава, и ныне» стихиры Креста (Минеи), глас 6й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее). Стихира Павла Аморрейского (из Октоиха), глас 1й: «Ты Бога человеком соединила еси…», в этом случае поется перед «Слава, и ныне». 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63. 5 Там же. С. 65–67. 6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1го гласа: «Гавриилу вещавшу…». 7 118й псалом (17я кафизма) поется на 5й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86. 9 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 11 Там же. С. 65–67. 12 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1го гласа: «Гавриилу вещавшу…». 13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. 14 Ср.: Типикон, глл. 3я, 4я и 5я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир священномученика допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73). Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

и вскоре выехал в Москву. В кон. окт.- нач. нояб. 1917 г., во время боевых действий при захвате большевиками власти в Москве, по инициативе Н. Поместным Собором была образована делегация для переговоров с враждующими сторонами. Однако попытки представителей Собора прекратить братоубийство и оградить святыни Московского Кремля от разрушения были безуспешны - большевики подвергли Кремль артиллерийскому обстрелу. 3 нояб. Н. смог войти в Кремль и осмотреть разрушения, о чем он составил обстоятельные записи. 8 нояб. по решению Соборного Совета для описания и фотографирования состояния кремлевских святынь была создана комиссия под председательством Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) , в состав к-рой вошел и Н. В дек. 1917 г. составленная им брошюра «Расстрел Московского Кремля» была подана на рассмотрение комиссии. Признав рукопись «во всем отвечающей действительности и всецело соответствующей фактической стороне составленного комиссией акта, притом изложенной в доступной для народа форме» и указав на необходимость немедленного опубликования сведений о поврежденных святынях, комиссия испросила соборное благословение на скорейшее издание брошюры, которая была напечатана тиражом 10 тыс. экз. (впосл. большая часть тиража была уничтожена советскими властями). В свободное от соборных занятий время Н. читал лекции о Камчатке в Московском ун-те, проводил религиозные беседы в фабричных рабочих районах. 8(21) февр. 1918 г. вместе с Коломенским архиеп. Иоасафом (Каллистовым) он сослужил патриарху Московскому и всея России свт. Тихону в храме Богоявления в Елохове, куда из с. Коломенского была принесена крестным ходом новоявленная чудотворная икона Божией Матери «Державная». В ночь на 16 февр. (1 марта) 1918 г. Н. был арестован без предъявления обвинения. Содержался в здании бывш. Александровского военного уч-ща и в Таганской тюрьме. Потом был переведен под домашний арест в Новоспасский мон-рь. Собор направил к представителям власти делегацию с требованием о немедленном освобождении Н.

http://pravenc.ru/text/2565132.html

К. стал одним из организаторов Московского процесса в апр.-мае 1922 г. над духовенством и мирянами, обвиненными в сопротивлении изъятию церковных ценностей. 3 мая он присутствовал на секретном совещании членов Президиума ГПУ по вопросу привлечения к суду патриарха Тихона, при этом К. было поручено развернуть против патриарха «самую бешеную агитацию, как устную, так и в печати». 5 мая К. участвовал в допросе вызванного в ГПУ свт. Тихона, требуя «категорически отмежеваться от реакционного духовенства» и осудить церковным судом священнослужителей, противодействующих изъятию ценностей. В ответ патриарх указал на нарушение советским правительством предварительных договоренностей с Церковью по поводу добровольной сдачи или выкупа ценностей. На следующий день патриарх был заключен под домашний арест, а вскоре при поддержке ГПУ было организовано обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), объявившее о переходе к нему руководства Церковью. 14 мая К. по поручению Троцкого участвовал в составе «специальной тройки» в определении окончательного списка приговоренных на Московском процессе к смерти и не подлежащих помилованию. В списке значились протоиереи священномученики Василий Соколов , Христофор Надеждин , Александр Заозерский , иером. прмч. Макарий (Телегин) и мч. Сергий Тихомиров (список был утвержден без изменений Политбюро ЦК 18 мая). Был общественным обвинителем на Петроградском процессе в июне-июле 1922 г. над правосл. духовенством Петрограда, по завершении к-рого, как член «специальной четверки», определил окончательный список приговоренных к смертной казни: Петроградский и Ладожский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) , архим. прмч. Сергий (Шеин) , мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров . В ходе процесса 29 июня на судебном заседании К. заявил, что действия властей направлены не против религии, а против использующей религ. предрассудки контрреволюционной орг-ции: «Вы спрашиваете, где мы усматриваем преступную организацию, да ведь она пред вами. Эта организация - сама Православная Церковь, с ее строго установленной иерархией, ее принципом подчинения низших духовных лиц высшим и с ее нескрываемыми контрреволюционными поползновениями».

http://pravenc.ru/text/2458931.html

31. Вторник. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна . Заговенье на Успенский пост. Служба Креста и прав. Евдокима Каппадокиянина шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения службы Креста в соединении с полиелейной службой сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (Б) . А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 1-й – 3, и святого, глас 8-й – 3. «Слава» – святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Днесь яко воистинну...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покров державен...». По Трисвятом – тропарь святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 1-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святого, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Креста, глас 1-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 4 и святого на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святого). По 3-й песни – седален святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святого, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святого, «И ныне» – светилен Креста (Минеи). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава» – святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи...». По Трисвятом – тропарь святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-13/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010