Император и патриарх, получив послания папы, удивлялись клевете, взведенной на Григория, и, не дав ей никакой веры, сожалели о том, что ни в чем неповинный Григорий столько времени сидит в темнице. Поэтому они поспешили послать от себя в Рим именитых мужей: царь — одного сановника, по имени Маркиана, а патриарх — трех епископов, Анкирского, Кизического и Коринфского и хартофилакса Константина. Все посланные, — как из Константинополя, так из Сицилии, съехались в Рим на второй год пребывания святого Григория в темнице. Но Маркиан, не достигнув до Рима в расстоянии около восемнадцати стадий опасно захворал, так что все отчаялись в его выздоровлении и приехавшие с ним епископы были в великом огорчении. Едва-едва доехал он до Рима. Все окружившие его ходили за ним самым тщательным образом и ни один врач не в силах был помочь ему. — Однажды вечером мимо дома, в котором остановился Маркиан, случилось проходить той женщине, дочь которой была исцелена святым Григорием. Услыхав плач его рабов, она спросила их, о чем они плачут. — О том, — отвечали они, — что господин наш умирает. — Если вы хотите, чтобы господин ваш был жив и здоров, — сказала она, — то несите его за мною, и я покажу вам врача, который исцелит его одним словом: врач этот многих исцелил в нашем городе, и не было больного, который ушел бы от него без исцеления. Рабы поверили ей, взяли своего господина вместе с постелью и понесли его за женщиною. Маркиан при этом не сознавал, что с ним делают, так как находился в сильнейшем жару и лежал в беспамятстве. Доведши их до темницы, где был святой Григорий, она сказала: — Здесь сидит тот врач, который исцеляет недуги одним словом. Рабы, внесли своего господина в темницу, положили его к ногам Григория и со слезами умоляли его подать исцеление больному. Святой два раза позвал Маркиана, но он ничего не мог ответить ему. Святой, прослезившись, возложил руку на больного, и он тотчас же уснул, а перед этим не спал много суток. В полночь слуги подошли к нему и, дотронувшись, не нашли в нем ни малейшего жара и благодарили Бога. Когда окончилась ночь и святой начал петь утреню, Маркиан проснулся и встал совсем здоровый и не мог понять, где он находится, но, увидев Григория, узнал его и, поняв, что, по молитвам святого, он исцелился от болезни, пал к ногам его. Днем епископы — спутники Маркиана, пришли навестить его и не нашли его дома. Узнав, что он был отнесен в темницу к Григорию, они пошли туда и увидя Маркиана здоровым, сидящим и беседующим с Григорием, изумились и сказали Григорию:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Итак, каждый Вселенский собор, имеющий эти отличительные признаки, есть сама Святая и Соборная Церковь , в которую мы веруем, что и выражено в Символе веры . По этой причине, согласно богословам, Вселенский собор приобретает и четыре других свойства. Во-первых, вечную силу и непреложность, ибо сказано: И другого Утешителя даст вам, да пребудет с вами во век ( Ин. 14:16 ); и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Во-вторых, безошибочность и непогрешимость, ибо Церковь , чье лицо представляет Вселенский собор, есть столп и утверждение истины, по словам ап. Павла ( 1Тим. 3:15 ), и потому решения Вселенских соборов равнозначны решениям Святого Духа истины, ибо сказано: Тот научит вас всему и напомнит вам все ( Ин. 14:26 ), что верно особенно для Вселенских соборов. Ибо если 8-е правило Григория Чудотворца говорит о Поместном Анкирском соборе: «До тех пор, пока что-либо решат, сойдясь вместе, святые отцы и прежде них Дух Святой», то сколь более сказанное истинно для соборов Вселенских? Сам Дух Святой стоит во главе их, просвещает их и не попускает заблуждаться в своих решениях, потому что Бог внушает Свою правду бесчисленным священникам, собравшимся на Собор, о чем говорит послание Карфагенского собора к Целестину . В-третьих, становится величайшей и высшей инстанцией не только в том, чтобы предлагать справедливое и истинное в качестве совета, но и в том, чтобы принуждать противящихся к подчинению, назначая им подобающие церковные епитимии, а также производя суд и расследуя дела и пап, и патриархов, и находящихся повсюду во вселенной архиереев, клириков и мирян. И в-четвертых, Вселенский собор выносит определение и решение по всем возникающим вопросам и делам, как общим, так и частным, и разрешает все споры и любопрения еретиков и раскольников. Ибо, по словам Кирилла Иерусалимского (Огласительная беседа 18), « Церковь называется Кафолической (Καθολικ) потому, что в полноте (καθλου) и без упущений преподает совершенно все учение о видимом и невидимом, которое должен знать человек» (Cyr.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

комм. Harnack " a у Hatch " s (S. 323. Anm. 8)). Евсевий. О палестинских мучениках. I, 11, 22: мученик Селевк был ранее солдатом, затем всецело предался попечению о делах любви, – «круглых сирот и беспомощных вдов, людей, поверженных в бедность и немощи, как бы епископом (episcopos osper) и охранителем (epikouros) сделался». Мученичество св. Феодота Анкирского (t в 303 г.), cap. 3 (Ruinart. P. 290): Феодот –харчевник, но «харчевничество, сверх обычая, было для него в презренном положении вместо епископского звания (pro munere episcopali), так как он посильно помогал пострадавшим, пособлял немощным, сострадал огорченным, – сам участник чужих страданий и полный любовью». Три напоследок приведенные места подтверждают значение слова «епископ» как «блюститель», «снабдитель других» и ставят в то же время вне сомнения, что слово «епископ» прежде всего обозначает деятельность, функцию, – не должность, ср. Harnack. Loc. cit.; Loofs. Stud. u. Krit. 1890. S. 628–629. Об этом – ниже. Короче всего Первое послание Климента, когда оно (44:2) только говорит, что «испытанные мужи» (dedokimasmenoi andres) должны быть определены во епископы и диаконы (ср. 42:4: апостолы поставили первенцев во епископы и диаконы, «по духовном испытании» (dokimasantes töi pneumati). Нечто более пространное в Учение 12-и апостолов. XVI, 1: во епископы и диаконы должны быть поставляемы «Господа достойные, ласковые и некорыстолюбивые, правдивые и испытанные мужи» (см. выше, прим. 184). Подробнее всего 1Тим.3:2–7 : «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не убийца, но тих. Миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий собственным домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо кто не умеет управлять (prostenai) собственным домом, тот будет ли пешись о Церкви Божией? Не должен быть из числа новообращенных (неофитов), чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девой или вдовой. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, делала вид, будто больна она, и таким образом осталась неприкосновенной и непорочной, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственной наследницей после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». «Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него» (1Тим.6:6—8). «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов... и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать двойную честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17). Таково учение апостольское! Так и поступала блаж. Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотной душой, но тайно совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась перед людьми благотворительницей, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой: она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия, и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем она «ревностно посещала богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждой на жизнь лучшую — загробную». В жизни блаж. Магны более всего изумительно то, что она, выданная в замужество, с такой твердостью воли отстояла свою девственную чистоту. Так в лучшие времена христианства любили девство! В одном провинциальном городе были целые две тысяч дев! Ликия была областью соседней с Галатией. Анкирские девы, конечно, читали разговор «Праздник дев» святителя и мученика Мефодия, написанный им, когда он был епископом Олимпа ликийского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

Местные епископы, которые находились в общении с Феофилом по всему Востоку, дошли до столь великой жестокости, как сказал пришедший монах, что многие из них не только не выказывали должного благоразумия, но, поднося дары, убеждали солдат префекта быстрее изгонять узников из городов. Особенно отличились епископы Тарса, Антиохии 748  и Евлогий, епископ Кесарии Палестинской 749 . Но впереди всех оказались епископ Анкирский и Аммоний, епископ Иелузы 750 . Они, с одной стороны, дарами, а с другой – угрозами еще более ожесточили против них солдат, чтобы они не соглашались допускать к ним желающих помочъ мирян, подобно тому, как и блаженный Иоанн в соборных посланиях пишет Гаию против некоего епископа, вверяя Гаию странноприимницу и умоляя его не подражать порочным епископам. Слово Иоанна содержало следующее: Возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда некоторые пришли и засвидетельствовали, как ты ходишь в истине и каким образом ты упокаиваешь святых. Для меня нет большей радости. После этого он добавляет: Я писал церкви, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Затем он советует: Возлюбленный, не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога ( 3Ин. 1–4, 9–11 ). Мы вспомнили все сказанное о злых делах прежних времен, чтобы показать намерения нынешних Диатрефов.  Однако диакон (который сопровождал епископов), похвалил и восхищался епископами Второй Каппадокии, которые со слезами весьма сострадали сосланным епископам, особенно кротчайший Феодор, епископ Тианский 751 , Боспорий Колонейский 752 , сорок восемь лет находившийся в епископском сане, и Серапион Острацинский 753 , который пребывает в епископском служении уже сорок пять лет. Потеряв дар речи на долгое время, Феодор , наконец сказал: Зачем мы спрашиваем об этом, отче? Разве не последние времена ( 1Ин. 2:18 ) и отступление, по словам Павла, входят через эти события, да, наконец, откроется сын, погибели, противящийся (2Фес, 2:3–4)? Ибо порочные благоденствуют и достигают своей цели, остаются на своих местах, обладают силой, угнетают добрых, грабят их. Меня бросает в дрожь от близости этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения 265 . Древняя Церковь всем сердцем приняла этот пример Христа и апостолов и на практике последовала их увещеваниям. Бдение является одним из самых древних обычаев первоначальной Церкви. Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши 266 , и чресла ваши да не будут развязаны 267 , но будьте готовы, ибо не знаете часа, в который приходит Господь ваш 268 . Настоящий христианин подобен солдату. «Молитва – оплот веры», наш щит и меч против подстерегающего повсюду врага». «Итак, да не ходим никогда безоружными». Днем будем помнить о бдении, а ночью о бодрствовании. С оружием веры да сохраним знамя нашего Водителя, да будем в молитвах ожидать трубы ангельской! 269 . Эта «эсхатологическая черта» ожидания второго пришествия Господа среди первых христиан, чья вера нередко проходила через испытания кровавых гонений, перешла к тем «воинам Христовым», коими считали себя древние монахи. Можно видеть,/как они живут/, затерянные в пустыне, ожидающие возвращения Христа как законные сыновья ожидают возвращения отца или как войска ожидают возвращения царя, или как преданные слуги ожидают своего господина и освободителя. Они не заботятся об одежде, не беспокоятся о пище, но проводят время/в пении/гимнов 270 и в ожидании пришествия Христа 271 . Этому ожиданию подчинен у них распорядок каждого дня. Что касается ночного сна, то молись с вечера два часа, считая их от захождения солнца 272 , а кончив славословие/Богу/, спи шесть часов 273 , потом встань на бдение и бодрствуй остальные четыре часа 274 . И в летнее время также; но сократи славословие и читай менее псалмов, ввиду краткости ночей 275 . Для измерения времени вместо точных часов, коих, разумеется, еще не было, служило то число стихов псалмов, которое, как знали по опыту, можно было прочесть за один час 276 . Шесть часов сна, половина ночи 277 , были вполне разумным количеством. Конечно, чтобы вставать ночью, требовалось определенное усилие воли. Нет ничего удивительного в том, что со временем первоначальное рвение ослабевало даже среди духовенства. По этой причине великий аскет Нил Анкирский настоятельно увещевает дьякона Иордана:

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Но тем, кто по христианскому побуждению, ради упражнения в добродетели, воздерживается всегда от мяса и вина, это правило, как и 51е Ап. правило, предоставляет полную свободу. О том же говориться в правилах Анкирского (314 г.) и Гангрского соборов (прим. 341 г.) Последний из которых был созван против некоего Евстафия который со своими единомышленниками, «возводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога. Поверив им, как мужья, так и жены, одни изгоняли своих жен, а другие, оставляя своих мужей, хотели жить целомудренно; потом, не вынося безбрачной жизни, впадали в прелюбодеяние. Последователи Евстафия учили и другому вопреки церковному преданию и обычаю, и присваивали себе церковные плодоприношения, и жены у них одевались в мужские одежды и стригли волосы. Они заповедовали также поститься и в воскресные дни, а посты, установленные в церкви, отвергали и ели, гнушаясь мясом, и в домах женатых людей не хотели ни молиться, ни причащаться, отвращались женатых священников и презирали, как нечистые, те места, в которых находились мученические останки, и осуждали тех, которые имели деньги и не отдавали их, как будто бы спасение было для них безнадежно, и иное многое заповедовали в учили» Рассмотренные нами правила и определения в наши дни справедливо могут быть отнесены к последователям учений Л.Н. Толстого, Порфирия Иванова и многих других т.н. «трезвенников», а не к трезвенникам православным, воздерживающимся от вина из соображений духовных, педагогических, социальных, из опасения произвести соблазн для немощных. Такое воздержание похваляет и апостол Павел «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» ( Рим.14:21 ) В то же время у апостола Павла мы читаем «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ) Много раз слышал, как этими словами священного писания оправдываются пьющие не только «немного» и не только «вина».

http://azbyka.ru/deti/o-pyanstve-i-trezv...

Об этом мы скажем несколько слов еще. В книге Иова смерть называется царем ужасов. Этим означается, что она есть самое ужасное явление на земле, ибо посредством нее люди низводятся в темную область ада. Поэтому все люди мира сего страшатся ее. Напротив, истинный христианин спасен Иисусом Христом и от страха смерти. Этому научает нас известное уже изречение апостола: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оныя, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти, чрез всю жизнь были подвержены рабству». Так, во Христе все верующие и благочестивые освобождены от страха смерти, ибо она служит для них не вратами в ад, как прежде, но вратами в Небесное Царство. Вот почему они вместе с апостолом называют смерть приобретением для себя. Много примеров неустрашимости перед смертью представляют нам святые мученики. Об одном из таковых примеров мы расскажем здесь. В царствование Диоклитиана был осужден на смерть за исповедание христианской веры святой Феодот Анкирский. Сопровождаемый сродниками и народом он бодро и со светлым лицом шел на место казни. Пришедши туда, он повергся на колени и излиял к Богу следующую молитву: «Господи, Иисусе Христе! Благодарю Тебя, что удостоил меня, раба Твоего, быть гражданином небесным и участником Твоего Царствия, даровав мне силу победить змея и стереть главу его. Но умоляю Тебя, сотвори верным чадам Твоея Церкви облегчение от надлежащей скорби, да скончается на мне гонение, от нечестивых на святую веру возгвигаемое. Даждь мир царству благодати». Затем, обратившись к своим рыдающим сродникам, сказал: «не плачьте о мне, братия мои, но паче прославьте Господа, укрепившего меня на сей священный подвиг; совершив оный, я буду иметь дерзновение молить о вас Бога». Сказав это, святой мученик Феодот преклонил под меч главу свою. Так святой Феодот твердо верил, что Христос разорил ад и лишил его силы удерживать в себе души людей, соединенных со Христом, а потому и бодро встретил смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Память преподобного Филиппа Рабангского Преподобный Филипп полагал начало монашескому житию в обители преподобного Дионисия Глушицкого. В 1447 году он основал на реке Сухоне и Рабанге обитель с храмом Преображения Господня. Это в нынешнем Кадниковском уезде, в 32 верстах от Вологды. Здесь и почил он ноября 15. Мощи его покоятся под спудом в храме обители, закрытой в 1764 году 842 . День шестнадцатый Преставление преподобного Сергия Малопинежского Блаженный Сергий 62 года священствовал при Малопинежской приходской церкви Сольвычегодского уезда. Чувствуя близость кончины, он принял монашество и схиму и почил 16-го ноября 1585 года на 92 году своей жизни. Память его установлено праздновать в 1655 году 843 . День восемнадцатый Блаженной Магны Анкирской «В городе Анкире Галатской, – пишет усердный посетитель подвижников Палладий 844 , – много дев, около двух тысяч или более; они подвизаются в святой, добродетельной жизни, хранят воздержание и совершают дело святое с ревностью. Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девою или вдовою. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, давала вид, будто больна она, и, таким образом, осталась неприкосновенною и непорочною, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственною наследницею после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него ( 1Тим. 6, 6–7 ). Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира ( Иак. 1, 27 ). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5, 17 ). Таково учение апостольское! Так и поступала блаженная Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотною душою, но тайно, совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась пред людьми благотворительницею, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой; она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия, и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем, она «ревностно посещала Богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждою на жизнь лучшую – загробную».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Помимо физиологических последствий существуют последствия психического характера — нарушение психического здоровья (панические атаки, повышенная тревожность, депрессия). Отношение к аборту в православном христианстве В православии аборт рассматривается как убийство человека. Прежде всего это связано с тем, что, согласно православным представлениям, жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Шестая заповедь Декалога гласит «Не убий», таким образом аборт – это нарушение шестой заповеди. Так как жизнь — это дар Бога, то, совершая аборт, женщина (и отец ребенка, если он потворствует аборту) противодействует Богу. Неродившиеся младенцы умирают некрещеными. С точки зрения православной традиции ответственность за аборт может быть возложена не только на мать, но и на отца, если он поддержал её в решении сделать аборт, а также на врача, совершившего аборт, и прочие лица, потворствовавшие матери в принятии решения пойти на этот шаг. Священное Писание говорит о том, что жизнь человека начинается в самой материнской утробе: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер.1:5 ), «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» ( Пс.138:13 ), «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней» ( Ис.44:2 ). Соборные правила Православной Церкви однозначно указывают, что аборт – это убийство ( 91е правило Шестого Вселенского собора , 21е правило Анкирского собора , 2е и 8е правило свт. Василия Великого ). Несмотря на то, что канонически аборт является убийством, то есть  тяжким грехом, в пастырской практике есть примеры снисхождения относительно ситуаций, когда аборт является единственным способом сохранить жизнь женщины. Об этом, в частности, говорят Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации.

http://azbyka.ru/abort

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010