Проповедь сердца Митрополит Антоний Сурожский полвека возглавлял епархию Русской православной церкви в Великобритании. Его проповеди, часто звучавшие на Би-би-си, собирали огромную аудиторию. Личность этого удивительного человека объединяла Россию и мир. 28 сентября, 2011 Митрополит Антоний Сурожский полвека возглавлял епархию Русской православной церкви в Великобритании. Его проповеди, часто звучавшие на Би-би-си, собирали огромную аудиторию. Личность этого удивительного человека объединяла Россию и мир. Митрополит Антоний Сурожский полвека возглавлял епархию Русской православной церкви в Великобритании. Его проповеди, часто звучавшие на Би-би-си, собирали огромную аудиторию. Личность этого удивительного человека объединяла Россию и мир. Однажды в Париже Антоний Сурожский вспоминал, как во время гитлеровской оккупации в парижском метро его схватил патруль. Он был тогда врачом в отряде Сопротивления, но немцы почему-то приняли его за английского парашютиста. «Я не англичанин, я русский. – Врешь! – Нет, не вру. – Нас учили, что у русских глаза раскосые и скулы выдаются! – Простите, вы путаете нас с китайцами… Офицер отправил других задержанных, а меня спрашивает: – Что вы о войне думаете? А ясно было: я арестован, значит, что бы я ни думал, конец тот же будет. Решил хоть в свое удовольствие ему ответить и говорю: – Чудесно, идет война! – Как это? – Мы же вас бьем везде! Он опешил и вдруг говорит: – Вы что, действительно боретесь с фашизмом? – Да. – Знаете, эту дверь никто не сторожит, бегите! Я и ушел, не задерживаясь. Я перед ним виноват, даже не поблагодарил прилично…» Так немецкий офицер спас жизнь будущему иерарху Русской церкви. Впрочем, в его судьбе было немало чудес… Встреча, определившая жизнь Митрополит Антоний, в миру Андрей Борисович Блум, родился в 1914 году в Швейцарии в семье российского дипломата. Предки по линии отца приехали в Россию из Шотландии еще во времена Петра I. Раннее детство прошло в Персии, где отец служил консулом. После 1917 года семья оказалась в эмиграции и в 1923-м обосновалась во Франции.

http://pravmir.ru/propoved-serdca/

поиск:   разделы   рассылка Е. Л. Майданович 95 лет со дня рождения митрополита Сурожского Антония Источник:  Седмица. ру Митрополит Антоний Сурожский Статья из т. 2 " Православной энциклопедии " . Москва, 2001 г. Антоний (Блум), митр. Сурожский(Блум Андрей Борисович; 19.06.1914, Лозанна, Швейцария – 4.08.2003, Лондон, Великобритания), митр. Сурожский. Предки по линии отца – выходцы из Шотландии – обосновались в России в нач. XVIII в., мать – урожд. Скрябина, сестра композитора А. Н. Скрябина. Раннее детство А. Блума прошло в Персии, где его отец, сотрудник российской дипломатической службы, был консулом. С 1923 г. А. Блум вместе с семьей проживал во Франции, окончил среднюю школу, биологический и медицинский фак-ты Сорбонны (Париж). В 1930 г. митр. Евлогием (Георгиевским), управляющим рус. западноевроп. приходами, А. Б. Блум был посвящен в стихарь. 10 сент. 1939 г., перед уходом на фронт второй мировой войны, тайно принес монашеские обеты. 16 апр. 1943 г. настоятелем Трехсвятительского подворья РПЦ в Париже и своим духовником архим. Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. В качестве врача участвовал в движении франц. Сопротивления, после войны продолжил медицинскую практику. 27 окт. 1948 г. митр. Серафимом (Лукьяновым), экзархом МП в Зап. Европе, рукоположен во иеродиакона, 14 нояб. этого же года – во иеромонаха с назначением духовным наставником Албания св. и прп. Сергия содружества, в связи с чем переехал в Лондон. С 1 сент. 1950 г. А. служил настоятелем храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия Радонежского в Лондоне. В 1953 г. возведен в сан игумена, с 1956 г. архимандрит. С 16 дек. 1956 г. настоятель храма в честь Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. 30 нояб. 1957 г. в Лондоне архиеп. Клишийским, экзархом МП в Зап. Европе Николаем (Ерёминым) и еп. Апамейским, вик. экзарха К-польского Патриарха в Зап. Европе Иаковом А. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха МП в Зап. Европе. 10 окт. 1962 г. возглавил образованную на территории Британских о-вов в составе Западноевроп. экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. В янв. 1963 г., после ухода на покой экзарха митр. Николая, А. был назначен исполняющим обязанности экзарха МП в Зап. Европе. С 27 янв. 1966 г. митрополит Сурожский, экзарх МП в Зап. Европе. 5 апр. 1974 г. по собственному прошению освобожден от обязанностей экзарха, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя устроению епархиальной жизни и окормлению паствы.

http://religare.ru/2_66576.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Митрополит Сурожский Антоний: воспоминания тех, кому он особенно дорог 21 мин., 01.01.2008 В 2003 году скончался митрополит Сурожский Антоний. Казалось бы, это сугубо церковный человек, иерарх Православной Церкви, но известие о его смерти прозвучало практически во всех светских средствах массовой информации: газетах, радио, центральных телеканалах. Почему кончина митрополита Антония всколыхнула многих, даже далеких от Церкви людей? Безусловно, прежде всего поражает то, что он смог сделать: привлечь к Православию тысячи и тысячи коренных англичан и создать целую епархию Православной Церкви в Англии. Но думается, что причина не только в этом. Владыка оказал влияние на жизнь множества людей именно здесь, в России. Впрочем, предоставим рассказ о митрополите Антонии им самим... Павел СЕЛЕЗНЕВ, студент МГИМО (У) МИД России, сотрудник издательства «Олма-Пресс», г. Москва Митрополита Антония я видел всего три раза. И один раз брал интервью для «Фомы». Он уделил мне целый час общения. В Лондоне существует только один храм, принадлежащий Русской Православной Церкви. Поэтому найти его было не сложно. Изначально я не планировал брать интервью. Просто было интересно посмотреть на тот самый храм, который я видел на фотографиях, почувствовать дух старой российской интеллигенции. Конечно, я знал о митрополите Антонии. Его книги были одни из первых, которые я прочитал, заинтересовавшись православием. Я сразу его полюбил. Просто потому что чувствовал, что все, что он говорит, является правдой, от которой веет простотой и любовью к людям. Именно эта простота обезоруживала и позволяла прислушаться к Евангелию, задуматься о Христе. Тогда я считал владыку исторической глыбой, в какой-то степени мифом. Зайдя в храм, я встретил тишину. Ко мне подошла милая женщина и обратилась по-английски. Я сказал, что русский, и тогда она поинтересовалась, кто мне нужен. Растерявшись, назвал имя митрополита. Я же тогда не знал, что он сильно болел, никого не принимал, и только раз в неделю, если я не ошибаюсь, служил Литургию. Она сказала: «Да, владыка в храме. Подождите его».

http://foma.ru/mitropolit-surozhskij-ant...

  разделы   рассылка  распечатать Владимир Кабаков О конференции, посвящённой памяти Владыки Антония Сурожского... Источник:  Русская неделя Прошло уже почти пять лет со дня кончины Митрополита Антония Сурожского... Сегодня о нём сделан фильм, издаются его труды, как отдельными книгами, так и двухтомным сборником. В Москве фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " и библиотекой-фондом " Русское Зарубежье " проводится конференция в память Владыки Антония. Принимают участие и выступают на конференции достойные люди, однако, странно, что из Сурожской Епархии, никто не был приглашён на эту конференцию и организовывают её люди, которые совсем недавно, ушли в " раскол " , нарушив один из главных заветов Митрополита Антония, который он не раз настойчиво повторял – что бы не случилось необходимо сохранять верность Московскому Патриархату и Русской Православной Церкви. Наверное, этим можно объяснить и то, что конференция проводится не в Лондоне, где жил, пастырствовал и умер Владыка Антоний, а в Москве, где никто не знает подробностей и правды раскола, а есть люди, для которых Митрополит Антоний Сурожский, был символом возрождения Русского Православия и которые, ничего не подозревая, дали согласие участвовать в этой конференции. Настораживает, что группа людей, занимающаяся организацией конференции, судя по их поведению, " приватизировала " духовное наследие Митрополита Антония, пользуясь и оправдываясь тем, что они были близки к Владыке в последние годы его жизни. Создаётся впечатление, что, монополизируя право на память о Владыке, как большом Учителе и духовном Пастыре, эти люди делают это не из соображений почитания памяти Митрополита, но из мирских расчётов, не из христианских, Божьих побуждений, а руководствуясь определённого вида идеологией и собственными материальными интересами. Их поведение можно было бы оправдать, тем что их близость к Владыке, была для них опасна и они тем самым рисковали бы своим жизненным благополучием, общаясь с ним. Но это не так, так как Владыка был почитаем всем православным сообществом и был одним из известнейших представителей Русской Православной Церкви, не только в России, но и за рубежом, в Западной Европе и во всём христианском и религиозном мире... Напомню, что Митрополит Антоний Сурожский, долгое время был экзархом РПЦ в Западной Европе, и вместе с тем возглавлял Сурожскую епархию Московского Патриархата, в Великобритании до самой своей смерти на восемьдесят девятом году жизни...

http://religare.ru/2_45544.html

Документы Открытое письмо епископа Василия членам Сурожской епархии от 16 мая 2006 года 18.05.2006 13:51 События последних трех недель были весьма печальны для огромного количества людей, и я выражаю вам признательность за вашу стойкость. Ясно, что нужно ответить на ряд вопросов, которые люди задают по поводу текущей ситуации в Сурожской епархии и по поводу моих недавних действий. Также налицо серьезное беспокойство по поводу того, как вести себя в текущей ситуации, и требуются руководящие указания на этот счет. Они появятся в следующем письме.   Почему я написал Патриарху Алексию с просьбой освободить меня от подчинения Московскому Патриархату?  Я предпринял эти действия, потому что стало очевидно, что в планах Московского Патриархата сделать так, чтобы Сурожская епархия соответствовала их идее " нормальной " епархии за пределами России. То есть епархии, напрямую подчиненной Отделу внешних церковных связей (ОВЦС), первоочередной заботой которой будут недавно прибывшие из бывшего Советского Союза.  Однако митрополит Антоний никогда не намеревался создавать " нормальную " в этом смысле епархию. Его мечтой была епархия, которая была бы обращена к внешнему миру, которая была бы интегрирована в местную культуру и была бы способна нести истину Православия, " Благую Весть " Православия, народу той страны, в которой она находится. На самом деле, если бы он не работал над тем, чтобы создать такую епархию, ни один из нас не был бы сегодня частью Московского Патриархата.  Как я сказал в своем письме к Патриарху Алексию, епархия, организованная вокруг недавно прибывших иммигрантов, главная забота которых состоит в том, чтобы жизнь Русской Церкви в Великобритании была точной копией ее жизни на родине, не может эффективно сочетаться с жизнью устоявшейся епархии в Великобритании. Приходы в Дублине и в Манчестере уже были выведены из епархии и переданы под прямое руководство Москвы, для того чтобы они могли посвятить себя в первую очередь недавно прибывшим. Поэтому я предложил, что членам Сурожской епархии, которые преданы идее митрополита Антония, следует позволить идти тем же путем, что и та группа на континенте, которая наиболее близко соответствует Сурожской епархии: Экзархат русских православных приходов в Западной Европе, который существует с 1931 года и который также является – если не административно, то в плане традиции – частью Русской Православной Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ «Теперь, когда Церковь освободилась, она добровольно стала рабом государства» Протодиакон Петр Скорер высказывает свое мнение на события в Сурожской епархии 13.06.2006 19:11 Синод Русской православной церкви принимает сегодня решение по громкому конфликту в своей Сурожской епархии (Великобритания-Ирландия).  Эксперты не исключают, что Синод может высказаться даже за разрыв с Константинопольской патриархией. Конфликт этот, возникший между возглавлявшим Сурожскую епархию епископом Василием (Осборном) и Московской патриархией, вышел за рамки чисто церковного спора, приобретя международный политический резонанс. Британская православная община, более сорока лет находящаяся в юрисдикции Русской православной церкви,   расколота, и часть ее во главе с епископом Василием перешла под юрисдикцию Константинопольской церкви. Сурожскую епархию создал на Британских островах покойный митрополит Антоний (Блум), пользовавшийся непререкаемым авторитетом в православной церкви и управлявший епархией вплоть до своей кончины в 2003 году. Он сам назначил себе преемника, им стал его ближайший помощник епископ Василий (Осборн) – живущий в Англии православный американец. Епархия была небольшая, поначалу ее прихожанами была часть старой русской эмиграции и   перешедшие в православие англичане. Служба обычно велась на двух языках – русском и английском. После распада Советского Союза и массовой эмиграции бывших советских граждан на Запад число прихожан стало быстро расти. Новоприбывшие стали требовать пересмотра старых порядков и максимального приближения литургии к российской традиции. Это вызвало несогласие части священников и прихожан, для которых основным мотивом веры было свидетельство о православии без национальных границ. Да и сам епископ Василий жаловался в Москву, что небольшая Сурожская епархия не способна окормлять тысячи новых прихожан и что нововведения в корне изменили бы атмосферу в епархии и суть тех установлений, которые принадлежат митрополиту Антонию. Не получив поддержки в Московской патриархии, епископ Василий направил патриарху Алексию II письмо с просьбой отпустить его в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) патриарха. Однако ему в этом было отказано. Более того, патриарх отстранил его от управления Сурожской епархией и отправил на покой. В Англию была направлена комиссия, чтобы разобраться в возникшем конфликте.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Статья 1. Епархия Раздел 1. Определение Сурожская епархия (далее именуемая просто «Епархией») является епархией Московкого Патриархата, территориальные пределы которой заключены в  границах Великобритании и Ирландии. Раздел 2. Характер Епархия имеет доктрину, порядок и богослужение Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, исходящих из Священного Предания и учений Священного Писания, Вселенских и Поместных соборов и Святых отцов. Раздел 3. Язык Двумя рабочими языками епархии являются английский и русский. Язык или языки, используемые в приходах, местных конгрегациях и монашеских общинах, а так же на Епархиальном совете и Собрании, должны определяться самими этими структурами. Раздел 4. Членство Членами епархии являются православные христиане, проживающие в Великобритании и Ирландии под юрисдикцией её епископа, принимающие причастие от его иереев, и исполняющие положения данного Устава. Раздел 5. Священный Синод Все ссылки данного устава на «Священный Синод» относятся к Священному Синоду Московского Патриархата. Статья II. Правящий епископ Раздел 1. Определение Правящий епископ (далее именуемый просто «епископ») наделён всеми полномочиями, данными ему Преданием, в качестве преемника Апостолов, и является главой местной церкви, чью жизнь он направляет, и предствляет епархию в епископате Православной церкви. Раздел 2. Функции   А) В качестве председателя евхаристической общины, в присутствии своего клира и народа, епископ обязан: 1. Приносить евхаристическую жертву «за всех и за вся»; 2. Ходатайствовать за епархию и молиться за её членов, «чтобы они были едины»; 3. Надзирать за богослужением в епархии; 4. Распределять по епархиальным священикам и приходам Святое Миро; 5. Лично или через пресвитеров принимать в церковное общение новых членов; 6. Обеспечивать связь епархии с остальным Православным миром и представлять её в Синоде или на Соборе; 7. Излагать принципы взаимодействия епархии с прочими христианскими структурами.   Б) В качестве учителя епископ обязан: 1. Провозглашать Евангелие и искать возможности к распространению христианской веры в пределах епархии;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением Священного Синода Константинопольского Патриархата о принятии в свою юрисдикцию епископа Василия (Осборна) (19 июля 2006 г.) Сохранение единства Вселенского Православия и мирное свидетельство о Евангелии Христовом Поместных Православных Церквей с необходимостью требует, чтобы в отношениях между ними соблюдались незыблемые нормы, определенные правилами Святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов Церкви. В частности, священные каноны повелевают, «да сохраняются преимущества Церквей» (Первого Вселенского Собора правило 6), и предостерегают, «дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников» (Третьего Вселенского Собора правило 8). Нарушение этого основоположного канонического принципа отцы Третьего Вселенского Собора в том же правиле характеризовали как «дело, вопреки постановлениям церковным и правилам Святых Апостолов нововводимое, и посягающее на свободу всех», почему и указали наперед, что если кто «предложит постановление, противное тому, что ныне определено, угодно всему Святому и Вселенскому Собору, да будет оно недействительно». Между тем, согласно распространенному сообщению из секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, подтвержденному затем письмом Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, 8 июня сего года в юрисдикцию Константинопольского Патриархата принят бывший епископ Сергиевский Василий, недавно уволенный от управления Сурожской епархией Московского Патриархата. Преосвященный Василий, как сообщается, избран викарием архиепископа Команского Гавриила с титулом епископа Амфипольского и включен в состав экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе, находящегося в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

http://sedmitza.ru/lib/text/429904/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_31558.html 19 июля 2006 Заявление Священного Синода Русской православной церкви в связи с решением Священного Синода Константинопольского патриархата о принятии в свою юрисдикцию епископа Василия (Осборна) Источник:  http://www.interfax-religion.ru Интерфакс-Религия Сохранение единства Вселенского Православия и мирное свидетельство о Евангелии Христовом Поместных Православных Церквей с необходимостью требует, чтобы в отношениях между ними соблюдались незыблемые нормы, определенные правилами Святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов Церкви. В частности, священные каноны повелевают, " да сохраняются преимущества Церквей " (Первого Вселенского Собора правило 6), и предостерегают, " дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников " (Третьего Вселенского Собора правило 8). Нарушение этого основоположного канонического принципа отцы Третьего Вселенского Собора в том же правиле характеризовали как " дело, вопреки постановлениям церковным и правилам Святых Апостолов нововводимое, и посягающее на свободу всех " , почему и указали наперед, что если кто " предложит постановление, противное тому, что ныне определено, угодно всему Святому и Вселенскому Собору, да будет оно недействительно " . Между тем, согласно распространенному сообщению из секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, подтвержденному затем письмом Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, 8 июня сего года в юрисдикцию Константинопольского Патриархата принят бывший епископ Сергиевский Василий, недавно уволенный от управления Сурожской епархией Московского Патриархата. Преосвященный Василий, как сообщается, избран викарием архиепископа Команского Гавриила с титулом епископа Амфипольского и включен в состав экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе, находящегося в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

http://religare.ru/2_31558_1_21.html

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 10 Митрополит Иоанн (Снычёв) После митрополита Мануила Куйбышевскую епархию возглавил воспитанник и личный секретарь владыки епископ Сызранский Иоанн (Снычёв). Под его же руководство перешли и Ульяновские приходы. Родился владыка Иоанн (в миру Снычёв Иван Матвеевич) 9 октября 1927 года на Украине в селе Ново-Маячок Николаевской области в семье крестьянина. В 1942 году окончил семь классов средней школы города Сорочинска Чкаловской области и поступил в Орский индустриальный техникум. В 1944 году его призвали в армию, а по окончании войны он вернулся в Чкаловскую область. Будучи глубоко верующим человеком, владыка с детских лет посещал храм, а в августе 1945 года был посвящен в иподиакона. 7 июня 1946 года Иван Матвеевич принял монашеский постриг с оставлением того же имени, а 9 июня того же года архиепископ Чкаловский Мануил рукоположил его во иеродиакона с зачислением в штат Никольского кафедрального собора. 14 января 1948 года он был рукоположен в сан иеромонаха. В 1949 году иеромонах Иоанн был принят во 2-й класс Саратовской духовной семинарии, а по ее окончании в 1951 году поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1955 году он окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения. 8 октября 1956 года определен преподавателем Минской духовной семинарии. 15 октября 1957 года указом Святейшего Патриарха Алексия I переведен личным секретарем Чебоксарского архиепископа и назначен штатным священником кафедрального собора Чебоксар. 1 сентября 1959 года его назначили на должность помощника инспектора и преподавателя Саратовской духовной семинарии. 15 сентября 1960 года он определен священником и ключарем Покровского кафедрального собора Куйбышева. 2 апреля 1961 года возведен в сан игумена. 25 апреля 1964 года он был возведен в сан архимандрита, а 12 декабря 1965 года состоялась его хиротония во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии. Тогда же он был назначен временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, митрополит Мануил (Лемешевский), архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий, Сурожский Антоний, епископ Калужский и Боровский Донат, Дмитровский Филарет, Волоколамский Питирим и Тегельский Ионафан. 3 февраля 1966 года владыке присуждена ученая степень магистра богословия. 20 марта 1969 года он был окончательно утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским.

http://pravoslavie.ru/31388.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010