2433 Я бы мог воспользоваться экземпляром, который он прислал Никодиму Павловичу, 2434 но я последнее время избегаю иметь дело с этим господином – и мне пришлось убедиться, насколько это человек умный, но в то же время и дурной. Ко всем своим известным качествам он еще очень постарел и совершенно подпал под влияние своей секретарши 2435 – злобной, развратной и едва ли не преступной женщины. Когда я был ему нужен в Одессе, он мне пел дифирамбы, а здесь почему-то ему было неугодно, чтобы я попал в Прагу, и чтобы помешать этому, он не остановился даже перед клеветою на мой счет. Над чем Вы теперь работаете и как Вам теперь живется? Как поживает Надежда Ростиславовна? 2436 Как живут и что делают Петрович 2437 и Антоныч? 2438 Очень бы хотелось и от них иметь весточку. Очень часто всех петербургских друзей вспоминаю и так хотел бы всех повидать. Уже более четырех лет, как я в разлуке со своими – они продолжают жить в Сумах, где пришлось им очень много вытерпеть и лишений, и болезней, и моральных тягот. Но, слава Богу, все живы. Теперь я хлопочу о том, чтобы раздобыть их сюда и опять объединиться всем вместе. Надеюсь к осени это устроить. Буду очень рад получить от Вас хоть несколько строк, а покуда желаю Вам всего наилучшего. Искренний привет Надежде Ростиславовне. Передайте, пожалуйста, также самый дружеский привет Антонычу, Петровичу, Сергей Александровичу 2439 и всем, кто меня знает и помнит. Преданный Вам Николай Львович P. S. Если бы удалось как-нибудь устроить полученье книг от Вас из Питера! Мне очень нужны, кроме Вашей книги, еще следующие: Покрышкина, «Православная сербская архитектура»; 2440 «Памятники древнерусского искусства», издание Академии художеств, тот выпуск, где статья Антоныча о Болотове; 2441 Бобринского «Резной камень»; 2442 Кондакова «Иконография Богоматери», т. 2; 2443 наш сборник в Вашу честь 2444 и т. д., и т. д. ПФА РАН. Ф. 737. Оп. 2. Д. 52. Л. 1–2 об. Автограф. 30 С. А. Жебелев – Η. П. Кондакову Петроград, В. О., 4 линия 7, кв. 13 2445 12 августа 1923 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По отношению к войне я говорю следующее: в каждом данном народе, в зависимости от его духовного облика, сумма горя и несчастья есть величина определенная. Во время войны это горе и несчастье, в общем своем количестве, не увеличивается, а лишь происходят две перемены: 1) большое количество горя и несчастья является в связи именно с войной, и 2) и, главное, это количество общего горя и несчастья более равномерно распределяется на единицы данного народа. Наши представления об «ужасах» холеры и войны вдолблены нам теми «счастливчиками», которые успели «свою долю горя и несчастья» свалить на чужие плечи. Во время холеры и войны эти «счастливчики» живут, под угрозой того, что и им придется «страдать». Вот причина отрицательного отношения «счастливчиков» к холере и войне. Простой народ, живущий инстинктом, не боится ни холеры, ни войны, пока он не одурманен боязнью «счастливчиков». Голод, холера, война – объединяют людей. —463— Кроме того, «опасность» всего этого хоть немного приподымает завесу с истинной сущности человека и показывает ему и другим, кто он есть на самом деле. «Счастливчики» получают возможность на деле узнать много такого, чего бы никогда не узнали при так называемом «мирном житии». Обратите внимание на злоключения высокопоставленных лиц в Германии. Многие сельские сходы постановили помочь в уборке хлеба и в посеве семьям тех, кто ушел на войну. Что это значит? Это значит то, что «сход» сообразил, что женщина с пятью детьми не может «убрать» сама своего поля. Но разве в «мирное» время таких женщин мало? Почему же «сходы» не видели, что им надо помочь? Я не буду умножать примеров, так как, если Вы поймете мою точку зрения, то примеров найдете сколько угодно. Рядом со всем этим внутренняя нелепость «отказа от военной службы» выступает особенно ярко. Я слышал, что в Сумах один запасный «отказался». Воинский начальник предложил ему зачислить его в санитары. Тот отказался и от этого. Я думаю, что такой отказ (отказ, доведенный до логического конца) лучше всяких рассуждений способен уяснить окружающим, что он не имеет ничего общего с христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В библиотеку, смотря по средствам, должны выписываться не только все ежегодно выходящие журналы духовного содержания, но и книги, особенно заслуживающие внимания по своему содержанию догматическому, историческому, полемическому, церковно-богослужебному и проч., также замечательные журналы и книги светской литературы. – На этой докладной записке преосв. Макарий 10 декабря 1862 года написал такую резолюцию: «благословляю и для начала дела жертвую с своей стороны 25 руб. сер. и несколько книг, которые будут доставлены в библиотеку в свое время. Подробности дела, как здесь изложенные, так и другие, какие понадобятся, предоставляю самому харьковскому духовенству под ведением благочинного, который в случаях нужды имеет докладывать мне о том словесно» 990 . Так была заведена в Харькове, по инициативе преосв. Макария, церковная библиотека. Она помещалась в одной светлой и удобной комнате в здании духовной консистории. В 1868 году в нее выписывались все духовные журналы, а из светских: День, Вестник юго-западной и западной России и Русское слово. Из отчета о состоянии библиотеки за 1864 год видно, что в течении этого года на содержание библиотеки поступило доброхотных пожертвований 119 р. 76 коп. Кроме 37 протоиереев и священников градских церквей, книгами её библиотеки пользовались 12 диаконов, 5 причетников, 4 окончивших курс семинарии, 7 учеников семинарии, 6 чиновников консистории, 6 чиновников других ведомств и несколько священников Церквей ближайших сель – харьковского и змиевского уездов 991 . Из отчета о состоянии библиотеки за 1866 год видно, что тогда в библиотеке имелось уже книг духовного содержания 245 т. и светского – 140; пользовались книгами библиотеки 40 человек духовного и светского звания 992 . Вообще, благодаря принятым преосв. Макарием мерам в Харьковской епархии явилась целая серия духовных, церковных библиотек, служивших весьма красноречивым свидетельством пробуждения умственных интересов и любви к книжному чтению в харьковском духовенстве. Кроме харьковской благочиннической библиотеки, таких же библиотек в Сумах и Чугуеве и старобельской уездной библиотеки, – писал преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Виталий Койсин, Бат 25 июня 2013г. 21:51 Уважаемая Марина. Мне кажется, Вы ставите слишком резкую грань между религиозной живописью и иконописью. Иконописец отнюдь не является бездумным " передатчиком " первообраза, равно как и живописец не обязательно сконцентрирован на " самовыражении " . Это, я думаю, относится и к Нестерову. Характерны его слова из письма С. Н.Дурылину (декабрь 1923 г.): “...я пытался позабыть все сделанное раньше, вызвать яснее элементы трагические, даже, быть может, в ущерб благости. Передо мной становилась уже необходимость освобождения лика Христа от двух крайностей: чрезмерной суровости,с одной стороны, и слащавости (прежнего недостатка) - с другой. Этот период исканий выразился в окончательном образе Христа для собора в Сумах. Как знать, если бы не стали мы лицом к лицу с событиями 17 года, я, вероятно, попытался бы еще раз более уяснить себе лик “русского” Христа, сейчас же приходится останавливаться над этими задачами и, по-видимому, навсегда их оставить...”. Ivar, Moscow 21 июня 2013г. 01:39 Александр, это верно. Европу жаждут, чтобы там осмыслить себя и понять или заново полюбить родину.     Ivar, Moscow 21 июня 2013г. 15:35 Марина, вы поведали интересную историю, действительно чудесную, но тема же не  о чудесном в искусстве и не о его целительной силе, так необходимой людям, чтобы верить.  Марина, Москва 22 июня 2013г. 00:16 Ивар, Вы должно быть в публикациях читаете только последний абзац и потому их главный смысл, судя по всему, так и остается для Вас " за кадром " . А историю с " чудотворной " репродукцией я привела только как факт, опровергающий тезис Гаврюшина о " формальной атрибутике " . Марина, Москва 26 июня 2013г. 13:50 Уважаемый Виталий! Вы правы, я совершенно осознанно ставлю " резкую грань " между иконописью и религиозной живописью. Разумеется, иконолписец - не " бездумный передатчик первообраза " , но он спешит запечатлеть то, что открыто было ему БОГОМ. В то время, как живописец, исповедуясь в своих религиозных чувствах, создает Святого или даже самого БОГА или БОГОРОДИЦУ по образу и подобию своих собственных представлений о НИХ.

http://bogoslov.ru/article/3311206

– Примите нас, люди добрые. Мы из татарского плена удрали! – Молодцы, ребята! – Иди, иди к нам, кирпатый! А это что за молодец за тобой плетется? – Да Поспелка! Он из сил выбился… Мы вдвоем на коне ускакали, а теперь по очереди пешком идем. – Садись к нам, ребята! Мальчик сошел с коня, привязал его к елке и подошел к костру. Его темные глаза казались огромными на бледном, исхудалом лице. Мальчик взглянул на своего спутника и прыснул от смеха: – Брось, Поспелка, нюнить! Спаслись – и ладно! – А что они с Булаткой сделают? – А мы его выручим! – Да как же вы, ребята, из плена-то удрали? – Сейчас расскажу. Только нет ли у вас, люди добрые, сена хоть клок – коня подкормить? Без него мы бы пропали! – Чего захотел! Откуда мы тебе сена достанем? Да твои сумы за седлом, поди, сухарями набиты? – А я и не знаю, что в сумах, они не мои! – Сейчас посмотрим, что тебе татары подарили! Сторонники подошли к коню, отвязали переметные сумы и распустили ремешки. Разостлав на снегу армяк, вытряхнули сумы. Оттуда посыпались: бабья панева, вышитая рубаха, серебряный кубок, несколько нательных крестов и три цветных узелка. В одном оказались золотые и медные серьги, в другом – горсть монет, черных и серебряных, в третьем, побольше, – мелко накрошенные сухари. – Вот это тебе впрок! – воскликнули сторонники. – Хоть мало сухарей, все же коня спасешь! – Братцы, соколики! Да что ж это! Изверги вместе с серьгами у девок уши отрезали! Мужики вскочили и стали передавать друг другу серьги: – Ну, мы им это припомним! Где они, воры, разбойники? Откуда вы прибежали, ребята? Мальчики присели к костру и стали рассказывать быстро, захлебываясь, перебивая друг друга: – Мы из Владимира. Татары подожгли город. Мы втроем бежали в лес, хотели к сторонникам пробраться… Нас поймали татары из отряда Бай-Мурата – злые что звери! Они поволокли нас на арканах. У них много пленных. Есть не дают, таскают за собой со связанными руками. В Ярустове татары нашли бочонки вина и браги и все перепились. Они заснули, а мы с Поспелкой перегрызли ремни, подползли к коню Бай-Мурата и ускакали. Жаль, Булатку выручить не могли!..

http://azbyka.ru/fiction/batyj-vasilij-j...

«Под нашим сокрушением» таится «весна вечности будто злато в сумах Вениаминовых и воздает Израилю вместо меди злато, вместо железа серебро, вместо дров мед, вместо камения железо, вместо песочного фундамента адамант, сапфир и анфракс». Что же это за адамантовое основание мира? В чем весна вечности, в чем блаженный нерушимый покой? Эта — вторая Природа, господственная Натура или Бог. «Сие невидимая натура или Бог всю тварь проницает и содержит. Везде, всегда был, есть и будет». «Не Бог ли все содержит? Не сам ли глава и все во всем? Не Онли истиною в пустоше, истинным и главным основанием в ничтожном прахе нашем? Не Он ли бытием всему? Он в дереве истинным деревом, в траве травою, в музыке музыкою, в доме домом, в теле нашем перст — ном новым есть телом точностью или главою его… Он един, дивное во всем и новое во всем делает сам собою, и истина его во веки пребывает, прочая же вся крайняя наружность не что иное такмо тень его и пята его, и подножие его, и обветшавшая риза». «Бог, или Натура, неточию всякое рождаемое и применяемое вещество значит, но тайную экономию той присно — сущной силы, которая везде имеет свой центр или среднюю, главнейшую точку, а околичности своей нигде… Она называется натурою потому, что все наружу происходящее или рождаемое от тайных неограниченных недр ее, как от всеобщей матери чрева, временное свое начало имеет. А понеже сие мати рождая ни от кого не принимает, но сама собою рождает, для того называется и отцом, и началом, ни начала, ни конца не имущим, ни от места, ни от времени не зависящим; живописцы изображают ее кольцом, перстнем или змием, в коло свитым, свой хвост своими ж держащим зубами». Пантеизм ли это? Т. е. смешивает ли Бога с миром Сковорода? На первый взгляд кажется, что да. Но стоит только глубже вникнуть в мысль Сковороды, чтобы увидеть, что он принципиально далек от пантеизма. И спасают его же собственные истинные основоположения и его же собственные недостатки. Для него Бог не просто деревом в дереве и травою в траве, а в дереве истинным деревом и в траве истинною травою, и в человеке внешнем человеком внутренним является.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=838...

Кормили мало и не досыта, а вши заедали. Словом я был огорчен и оскорблен. Мне сказали потом, что поручик Порель, был раньше в Одесском Сергиевском военном училище и, вероятно там научился методу воспитания молодежи. С офицерами других взводов нашей роты мне мало приходилось общаться. Насколько я знаю, большинство из них было в Добровольческой армии недавно, со времени занятия белыми Харькова и Сум. В городе Сумы, после поражения Красной армии белые объявили призыв офицеров, под тем или иным видом скрывавшихся от большевиков. Так, что именно они и составляли нашу роту. Среди наших офицеров помню князя Оболенского, к нему на несколько дней из Киева приезжала его супруга. Мы встретились и много говорили о прошлых днях. Я с ней передал письмо для моего отца, который в это время жил в Ростове. Он был в полном неведении, где я нахожусь, что со мной происходит. Более того, я не знал точного адреса отца. Письмо мое дошло, хоть и с огромным запозданием, но я благодарен княгине Оболенской за ее внимание и ласку в те трудные для меня дни. « Вам, может быть, что-нибудь нужно?» спросила она меня. « Да все нужно, – ответил я, – вот, хожу в рваных сапогах, нет теплых вещей». Но чем она могла помочь? Ничем. На «мужиков» князь Оболенский производил сильное впечатление. « Он у вас, наверное, на особом положении?» – спросил как-то один из наших добровольцев. « Совсем нет, – был ответ. – Он как все. Становится в очередь за борщом и кашей». Мужик был удивлен: « Вот как! Это удивительно. Выглядит как барин, всегда чисто». Держал себя князь Оболенский просто и скромно, а к солдатам был внимателен и ласков. Конечно, я помню офицеров нашего взвода, среди них поручиков Андреева, Карпова и Роденко. Все они поступили к Добровольцам в Сумах. Им всем было лет под тридцать, они все прошли германскую войну. За все время нашего общения я не слышал от них ни одного грубого слова или резкого замечания. Скромные и старательные люди воинского долга, без всяких притязаний на особый офицерский блеск. Поручик Роденко был семинаристом по образованию. Но он единственный из этой группы, бывал грубым и даже примитивным по своим манерам, но добрый душою и заботливый к товарищам. Мы с ним много говорили и спорили, я с ним частенько соглашался. Он был убежденным демократом, противником «старого режима», много говорил о конституционной монархии. « После войны, – говорил он, – когда мы возьмем Москву, гвардией будут корниловские, дроздовские, марковские полки, а не старая имперская гвардия». Гвардейцев он терпеть не мог, особенно кавалеристов, называл их «Жоржиками». Он мечтал о победе над большевиками, и о другой монархии, с большими демократическими реформами. Роденко говорил о необходимости созыва Учредительного собрания после победы над большевизмом. Собственно это вполне отвечало моим настроениям и особенно совпадало с взглядами моего отца Александра Васильевича Кривошеина. Он был монархист, но думал о другой монархии для России, более свободной и демократичной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Я часто видел, как один из них становился перед кем-нибудь, кто ест, и молча на него смотрел. Иногда им перепадало что-нибудь, часто прогоняли, а в насмешку их прозвали «Деникин» и «Шкуро». Окружающие заключенные постоянно над ними издевались, унижали, заставляли делать самые грязные работы. По теперешней терминологии их можно было назвать «доходягами». Говорили, что, будто сидят они за расклеивание деникинских прокламаций. Но мне в это не очень верилось, вряд ли они были способны на это. Просто их арестовали и держали до «суда» как бывших городовых. Раз утром один из них стал мочиться в нашем зале прямо на пол (по ночам никого не выпускали в отхожее место, а «параши» не было в зале). К нему подскочил один из офицеров бронепоезда и начал яростно хлестать его по щекам. « Я ведь запрещал тебе это делать!» – кричал он на него. Но, не реагируя на удары, он продолжал мочиться. Была в нашем зале (камере) заключения еще группа, пять-шесть человек, арестованных в городе Глухове по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации 23 . Среди них сравнительно молодая учительница, недурная собой, прилично одетая, но с неуравновешенным выражением лица. По характеру она была словоохотлива и вот что она мне рассказывала: « Я работала учительницей в Сумах. Много пила, стала кокаинисткой, потеряла место, бедствовала. Когда в город пришли белые, я пошла в комендантское управление, просить работу. Поручик мне и говорит: » Работы у меня для Вас нет, а вот, если хотите, поступайте к нам в шпионки». Я, не подумав, согласилась. Дали мне фальшивые документы, снабдили деньгами и направили в Глухово, откуда я родом. Помогли перейти фронт. Благополучно добралась до Глухово, но тут испугалась и сама пошла в милицию и сказала, что послана шпионить. Думала, поверят и отпустят, а меня арестовали, много били, добивались к кому я послана. Пришлось мне назвать несколько человек, которых я знала в Глухове. Их тоже арестовали». Арестованные по ее доносу сидели здесь же и конечно были страшно озлоблены на нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Вот каким силам приходится противостоять УПЦ МП. Сегодня положение Церкви сходно с той ситуацией, в которой она оказалась в 1918-м году: уже маячат из вышеприведенных цитат и наказание за " отставшие от времени " политические симпатии, да и изъятие церковных ценностей (естественно, для сохранения их в национальном достоянии!) вполне просматривается. И было бы удивительно, если бы в борьбе с " отсталой " и " средневековой " Православной Церковью на Украине, с ее тысячелетней историей, не был бы использован старый и проверенный большевистский метод – раскол через выделение из нее " прогрессивных " и " ретроградных " группировок. Вот дает интервью радио " Эхо Москвы " пресс-секретарь Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры, протоиерей Григорий Коваленко. Послушаешь его – как будто не было ни противостояния у Киево-Печерской лавры, ни неприятных инцидентов в Сумах и Почаеве: " Как раз самооборона Майдана обеспечила охрану Лавры (от кого только – от насельников, что ли?). " Правый сектор " , о котором говорили в российских СМИ, он официально заявил, что не собирается ничего захватывать " . Спасибо, выходит, от Коваленко " Правому сектору " – фашистской организации, официально наследующей Степану Бандере и его Украинской повстанческой армии с ее постулатом об " антропологическом превосходстве украинцев над русскими " (цитата из вышедшей к 30-летию УПА юбилейной брошюры). При этих ребятах Коваленко чувствует себя в Киеве вполне комфортно: из того же интервью " промайданному " " Эху Москвы " мы узнаем, что " в эти дни порядок в Киеве обеспечивали киевляне и самооборона Майдана, и мы (то есть, очевидно, Коваленко с единомышленниками) в эти дни не боялись ходить по городу " . Ну вот и славненько – прямо " орднунг и дисциплин " , как в планировавшейся Бандерой Великоукраине – сестре Великогермании... А тут еще и Генеральный прокурор всея Украины из партии " Свобода " назначился – вообще будет спокойно. Пока что он возбудил уголовные дела только против своих личных политических противников – Виктора Януковича, бывшего министра внутренних дел Захарченко, бывшего генпрокурора Пшонки. Они все в розыске. Коваленко об этом молчит. Помните воспоминания человека, за которого при нацистах некому стало заступиться: " Когда пришли за социал-демократами – я молчал, когда пришли за евреями – я молчал... "

http://religare.ru/2_103962.html

Охранники не пустили троих мам с детьми в инвалидных колясках 2 июня. ПРАВМИР. Охранники кафе «Сумах» в центре Мурманска не пустили в заведение троих мам с детьми в инвалидных колясках, планировавших отметить там Международный день защиты детей. По данному факту Следственный комитет начал проверку, сообщила пресс-служба регионального управления СК. «Следственными органами СК РФ по Мурманской области проводится процессуальная проверка, в ходе которой будет дана правовая оценка действиям работников, которые не пустили трех мам с детьми в инвалидных колясках в кафе», – говорится в сообщении. Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Борис Коган сообщил, что допустивший нарушение прав детей охранник уже уволен, передает ТАСС . «Однако родители детей-инвалидов не соглашаются ограничиться извинениями администрации кафе, поскольку, по их словам, это не первый подобный случай именно в этом заведении. Самое обидное, что они шли в кафе после мероприятия в честь Дня защиты детей, чтобы продолжить праздник», – сказал омбудсмен. По его словам, он намерен защитить интересы детей в суде. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 марта, 2017 20 марта, 2017 13 сентября, 2023 1 февраля, 2023 4 декабря, 2022 12 мая, 2022 29 марта, 2022 9 сентября, 2021 8 сентября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/ohrana-ne-pustila-dete...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010