Скачать epub pdf Родился 2 июля – г. Скончался отец – 23 фев[раля] 1889г. Шуйское Дух[овное] Училище – 1896–1902 гг. Начал прислуживать в алтаре август – 1899 г. Владимирская Духов[ная] Семинария  – 1902–1908 [гг.] Прислуживал при архиерейском богослужении, сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем  – 1902–1906 [гг.] То же и иподиаконом – 1906–1908 [гг.] Посвящен в 1-ую степень церковного клира – чтеца 6 мая 1907 г. Московская Духов[ная] Академия – 1908–1912 [гг.] 1 Пострижен в монашество – 12 окт[ября] 1912 г. Посвящен во иеродиакона – 14 окт[ября] 1912[г.] Посвящен во иеромонаха – 17 окт[ября] 1912 [г.] Преподаватель Полтавск[ой] Дух[овной] Сем[инарии] 2  – нояб[рь] 3  1912 г, – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской Дух[овной] Сем[инарии] 4 – 1913– 1918 гг. Член Поместного Всероссийского Собора 5    – янв[арь] – сент[ябрь] 1918 [г.] 6 Член Владимир[ского] Епархиал[ьного] совета 1918–1920 [гг.] Член Владимирского Епархиального Совета – 1918–1920 г. Наместник Владимирского Рождествина монаст[ыря] – 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита – 20 янв[аря] 1920 г. Настоятель Боголюбова монастыря – с 18 июня 1921 [г.] Хиротонисан во епископа Ковровск[ого] 7  – 27 июня 1921 г. Арестован 8  – 17 марта 1922 г. В срочном порядке препровожден в Рев. Воен. Трибунал и освобожден – 18 марта 1922 [г.] Арестован в Вел[икую] Среду – 30 марта 1922 [г.] В заключении во Владимирской тюрьме был с митр[ополитом] Сергием (Страгородским) 9  архиеп[ископом] Вятским Павлом (Борисовским) 10 , епископом Суздальским Василием (Зуммером) 11 . Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церков[ных] ценностей в Сузд[альском] Спас[ском] монастыре 12    – 27 мая 1922 г. Приговорен к 1 году заключения], по амнистии освобожден – 28 мая 1922 г. Арестован – 15 июля 1922 [г.] Во Владимирской тюрьме был с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым) 13 Без допроса освобожден – 25 июля 1922 г. Арестован – 10 сентяб[ря] 1922 г. Во Владимирской тюрьме был с архиепископом Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским 14 , архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским) 15 , епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым) 16 , епископом Вязниковским Корнилием (Соболевым) 17 , епископом Переславским Дамианом (Воскресенским) 18  и епископом Суздальским Василием (Зуммером) 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Слово на погребение в Боге почившего высокопреосвящейнешего Августина, архиепископа Московского и Коломенского Источник Синода Члена, Правительствующаго Высокопреосвященнейшаго Августина, Архиепископа Московскаго и Коломенскаго, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандрита и орденов: Св. Александра Невскаго и Св. Анны первой степени Кавалера, говоренное в Кафедральном Чудове монастыре, Московской Духовной Семинарии Ректором, Богословских наук профессором, Ставропигиальнаго Заиконоспаскаго Монастыря Архимандритом и Кавалером Парфением. Марта 8 дня, 1819 года. Таков, сетующие слушатели, таков жребий человечества; таков предел жизни человеческой: всяка плоть яко риза обетшает; завет бо от века: смерию умерши 1 . Един входе вселие есть ве житие, подобен же и исходе 2 : мне вчера, а тебе днесь 3 – Давно ли сии хладные, сии крепко к персям прилегшие руки, давно ли подписывали суд и милость? давно ли воздевались о нас ко Всевышнему, и низводили благодать и благословение? Давно ли сии померкшие очи бодрственно зрели на страже стада Христова? давно ли, устремляясь горе, препровождали сердечные моления далее, далее – в пренебесный жертвенник? Давно ли немотствующий язык изрекал судьбу вверенным пастырской власти? Давно ли в сем самом святилище провозглашая священные истины, сладостно ободрял подвизающуюся доблеешь благочестия, грозно обличал неистовство душ законопреступных? Давно ли? ... Увы ! не стало нашего Пастыря! Се – во гробе!. . во гробе – и сия мертвенность его к нам оставльшимся как бы взывает в последний раз: зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща восплачите о мне, и целуйте мя последним целованием. О! плачи, дщи Сионя, яко отъя Господ вся крепкая твоя от среды тебе 4 ! Да изнесут горестные наши сердца, да изнесут из недр своих воздыхания, яко уже последнюю жертву; да излиют желания свои в напутствие невозвратно отошедшему от страны сея! Мир праху твоему, мир души твоей, Дражайший Пастырь! Почий от трудов своих! – Но утешимся, Слушатели! добродетель, преселяясь в страну вечности, красными стонами печатлеет любезнейшие следы на месте бытия своего. Премудрость добльственных подвижников поведят людие, я похвалу их исповесть церковь 5 . Святителю ! ты ниспосылал святительское благословение на проповедников Слова; – приникни духом твоим на нас, и приими беседу сию, растворенную слезами любви в воню мира. – Ты безмолвствуешь: но тем паче да отверзутся уста мои к твоему хвалению.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

Слово пред святой плащаницей в Великий Пяток 1 (сказано 11 апреля 1908 г. на архиерейском служении в полтавском кафедральном соборе) Ныне суд есть миру сему. Ин.12:31 Пред нами гроб Христа Спасителя. Христос изъязвлен, истерзан, измучен, бездыханен. Вот что сделали люди со своим Благодетелем и Господом! Язык человеческий не может выразить всего ужаса злодеяния. Своей благоговейной мыслью попытаемся вникнуть в происшедшее. Сам Сын Божий, Слово Отчее, явился на земле во плоти, чтобы просветить людей светом Богоразумия. В Себе Он явил для людей путь, истину и жизнь ( Ин.14:6 ). По свидетельству самих врагов Его – никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин.7:46 ). И как же отнеслись люди к свету истины? На суде первосвященническом они извращают высокое учение об искупительной Его жертве ( Мк.14:57–64 ). На суде у правителя извращают Его слова о служении жизни на земле, приписывая Ему смуту в народе ( Лк.23:2–5 ). Иные же, как современный Пилату Ирод, проявляют интерес к Христову учению, с радостью прислушиваются к Нему, а в заключение уничижают Христа и насмехаются над Ним ( Лк.23:8–12 ). Так непосредственно со Словом Жизни обращались люди. А ныне? He замечается ли и теперь того же в отношении к Христову учению? Появились писатели, которые извращают всю церковно-евангельскую истину. Один в угоду своему разуму лукаво и злобно отсекает из святого Евангелия всё относящееся к Божественному достоинству Христа Спасителя («Соединение, перевод и исследование четырех евангелий» Л. Толстого). Другой с издевательством, в превратном виде представляет человеческую личность Христа и Его святых апостолов, восхваляя в то же время беззаконнейшего и несчастнейшего Иуду Искариота («Иуда Искариот и другие» Л. Андреева). Третий ополчается против тайн христианского откровения, для чего во имя разума человеческого отрицается Божественного и исторического разума («Откровение во грозе и буре» Н. Морозова). Число подобных писателей ныне ежегодно умножается. Что же, как относится к ним современное христианское общество? Отвернулось ли оно от этих писателей, согласно Христову наставлению: если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.18:17 )? Напротив, оно проявляет усиленный интерес к подобным писаниям, вызывая повторение их изданий. А величайшего еретика писателя, открыто отлученного нашей Церковью , собирались почтить посредством торжественного юбилейного празднества. И у нас, подобно Ироду, с радостью прислушиваются к словам Господа Христа, чтобы потом уничижить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Тема духовного опьянения в мистике преподобного Симеона Нового Богослова Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 4 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 Тема духовного, или божественного опьянения, весьма близкая теме экстаза и мистической радости, хорошо известна в христианской и нехристианской литературе. Не вдаваясь в подробности 1 , упомяну только, что она знакома уже языческой поэзии и религиозной литературе греков 2 , Плотину 3 и гностикам 4 , у которых, по-видимому, ее заимствовал Филон, постоянно использующий эту тему в своем аллегорическом толковании Библии. Филону, вероятно, принадлежит знаменитый оксюморон трезвое опьянение ( 5 , столь живо воспринятое христианской патристикой. В христианской литературе тема духовного опьянения впервые встречается у Оригена, однако в его произведениях, во всяком случае в сохранившихся, филоновский оксюморон отсутствует 6 . Словосочетание трезвое опьянение в патристике впервые употреблено 7 Евсевием Кесарийским и свое наиболее глубокое мистическое объяснение получило у святителя Григория Нисского 8 . Рассуждения о духовном, “трезвом” опьянении встречаются у некоторых авторов: в “Огласительных словах” святителя Кирилла Иерусалимского 9 , у святителя Иоанна Златоуста 10 , в “Ду­ховных беседах”, приписываемых преподобному Макарию 11 , а из латинских писателей — у святителя Киприана Карфагенского 12 , у блаженных Амвросия 13 и Августина 14 . Похожая, но в то же время во многом весьма отличавшаяся тема пространно раскрыта в 23-м Огласительном слове великого византийского мистика, преподобного Симеона Нового Богослова 15 . Это произведение озаглавлено “О покаянии и страхе Божием” и написано прекрасной ритмической прозой; в нем, под видом больного, терпящего лютую боль в своем сердце, отрезанного от всего мира своим страданием, преподобный Симеон живописует состояние грешника, кающегося в своих грехах. “Кто из людей, — восклицает преподобный Симеон, — пораженный ядом в самое сердце, терзаясь и страдая от острой боли во внутренностях своих, обеспокоится маленькими ранками на коже тела своего или обратит на них внимание?..” 16 . — “Хлеб он ест без удовольствия, полный горечи, вино пьет без удовольствия, избыточествуя страданием” 17 . По контрасту с собственной болью все творения покажутся ему счастливыми и он будет неспособен замечать различие между ними и выносить о них суждение: «Всякого человека а также всякий скот, всякое пресмыкающееся, ползущее по земле, ублажит он такими словами: “О! сколь блаженны все создания Божии, безболезненно живущие радостной жизнью в радости душевной, только меня одного давит бремя грехов и судит суд огненный, и один я страдаю на земле!”. Всякая душа будет для него как одна, и как святую пред Богом будет чтить ее, а сам как нечистый будет благоговеть перед всеми. Не отличит он праведного от неправедного, но всех сочтет равными, чистых и нечистых. Сам же он одинок, отчужденный от всякой твари поднебесной» 18 .

http://pravmir.ru/tema-duhovnogo-opyanen...

Яблочный холивар, «язычники» в сетях и Христос Преобразившийся Всех, у кого «яблочный спас» – всех отфренживаю, язычников! 21 августа, 2015 Всех, у кого «яблочный спас» – всех отфренживаю, язычников! «Яблочный Спас – языческий праздник, а у нас Преображение» — утверждают некоторые особо ревностные пользователи соцсетей. Насколько оправдана категоричность в этом вопросе – размышляет  Ольга Шульчева-Джарман. День Преображения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа был омрачен «френдоцидом» в социальных сетях. Суровая женская рука выводила постинги: «Всех, у кого «яблочный спас» – всех отфренживаю, язычников!». И язычники отфренживались. Кто-то каялся, что размещал в постингах яблоки. Кто-то, стоя на виртуальных коленях, умолял пощадить яблоки и просил вспомнить, как бабушка их водила в детстве в церковь с большой корзиной душистого белого налива, а потом пекла вкуснейшие пироги. Но – тщетно! Никакой жалости к «яблочным язычникам», замаскированным под православных христиан! Сказал – «Яблочный Спас», значит, смерть тебе. Виртуальный Иеффай спустя тысячелетия снова – на тропе священной войны. «…И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: «позвольте мне переправиться», то жители Галаадские говорили ему: не Ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. Они говорили ему «скажи: шибболет», а он говорил: «сибболет», и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, закололи у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи…» (Суд. 12:5-6). Но то были суровые времена Судей, когда и сам Иеффай свою дочь принес в жертву. А в христианские времена, когда Христос Бог открыл людям Любовь Божию? «Вот что стесняло и возмущало мою душу; вот отчего ходил я, плача и сетуя, – писал свт. Григорий Богослов, – виноград истинный, прекрасно очищенный добрым делателем и приносивший добрые плоды в божественные точила, превратился для меня в горечь (Иер. 2:21)… Из сильной любви к Богу и ко Христу мы разделили Христа; из-за Истины (Ин. 14:6) стали лгать друг на друга; ради Любви (1 Ин. 4:8) поучались ненависти; из-за Камня (1 Кор. 10:4) поколебались; из-за краеугольнаго Камня (Еф. 2:20) рассыпались; сверх нужды ратовали из-за Мира; были низлагаемы из-за Вознесенного на древо; подвергались смерти из-за Погребенного и Воскресшего. Так было прежде!»

http://pravmir.ru/yablochnyiy-holivar-ya...

Глава 8 1–3. Недовольство ефремлян против Гедеона. 4–9. Отказ жителей Суккофа и Пенуэла Гедеону в хлебе. 10–12. Пленение царей Зеваха и Цалмуны. 13–17. Наказание старейшин Суккофа и Пенуэла. 18–21. Казнь царей Зеваха и Цалмуны. 22–23. Предложение израильтянами Гедеону царской власти над ними и его ответ им. 24–27. Изготовление Гедеоном Эфода и поставление его в Офре. 28–29. Состояние израильтян при Гедеоне. 30–35. Потомство Гедеона и отношение к нему со стороны израильтян. Суд.8:1 .  И сказали ему ефремляне: зачем ты это сделал, что не позвал нас, когда шел воевать с мадианитянами? И сильно ссорились с ним. Суд.8:2 .  [Гедеон] отвечал им: сделал ли я что такое, как вы ныне? Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал? Суд.8:3 .  В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы? Тогда успокоился дух их против него, когда сказал он им такие слова. Ефремляне, стоявшие во время Судей во главе прочих колен, так как в одном из городов их, именно Силоме, в это время находилось святилище Господне ( Суд.18:31 ), заносчиво и несправедливо выразили Гедеону неудовольствие за кажущееся невнимание к себе (ср. Суд.12:1 ). Но Гедеон своим любезным ответом смягчил их раздражение против себя. Суд.8:4 .  И пришел Гедеон к Иордану, и перешел сам и триста человек, бывшие с ним. Они были утомлены [и голодны], преследуя врагов. Суд.8:5 .  И сказал он жителям Сокхофа: дайте хлеба народу, который идет за мною; они утомились, а я преследую Зевея и Салмана, царей Мадиамских. Суд.8:6 .  Князья Сокхофа сказали: разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам войску твоему давать хлеб? Суд.8:7 .  И сказал Гедеон: за это, когда предаст Господь Зевея и Салмана в руки мои, я растерзаю тело ваше терновником пустынным и молотильными зубчатыми досками. Суд.8:8 .  Оттуда пошел он в Пенуэл и то же сказал жителям его, и жители Пенуэла отвечали ему то же, что отвечали жители Сокхофа. Суд.8:9 .  Он сказал и жителям Пенуэла: когда я возвращусь в мире, разрушу башню сию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 11 1–11. Иеффай, галаадитянин, начальник и вождь израильтян. 12–28. Переговоры Иеффая с царем аммонитским относительно обладания Галаадом. 29–33. Обет Иеффая и поражение аммонитян. 34–40. Исполнение Иеффаем своего обета. Суд.11:1 .  Иеффай Галаадитянин был человек храбрый. Он был сын блудницы; от Галаада родился Иеффай. Суд.11:2 .  И жена Галаадова родила ему сыновей. Когда возмужали сыновья жены, изгнали они Иеффая, сказав ему: ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты сын другой женщины. Суд.11:3 .  И убежал Иеффай от братьев своих и жил в земле Тов; и собрались к Иеффаю праздные люди и выходили с ним. До начала войны с аммонитянами Иеффай жил в местечке Тов, в заиорданской области ( 2Цар.10:6 ; 1Мак. 5:13 ). Суд.11:4 .  Чрез несколько времени аммонитяне пошли войною на Израиля. Суд.11:5 .  Во время войны аммонитян с израильтянами пришли старейшины Галаадские взять Иеффая из земли Тов Суд.11:6 .  и сказали Иеффаю: приди, будь у нас вождем, и сразимся с аммонитянами. Суд.11:7 .  Иеффай сказал старейшинам Галаадским: не вы ли возненавидели меня и выгнали из дома отца моего? зачем же пришли ко мне ныне, когда вы в беде? Суд.11:8 .  Старейшины Галаадские сказали Иеффаю: для того мы теперь пришли к тебе, чтобы ты пошел с нами и сразился с аммонитянами и был у нас начальником всех жителей Галаадских. Суд.11:9 .  И сказал Иеффай старейшинам Галаадским: если вы возвратите меня, чтобы сразиться с аммонитянами, и Господь предаст мне их, то останусь ли я у вас начальником? Суд.11:10 .  Старейшины Галаадские сказали Иеффаю: Господь да будет свидетелем между нами, что мы сделаем по слову твоему! Суд.11:11 .  И пошел Иеффай со старейшинами Галаадскими, и народ поставил его над собою начальником и вождем, и Иеффай произнес все слова свои пред лицем Господа в Массифе. Приняв предложение старейшин Галаадских быть вождем и начальником народа, Иеффай, как и старейшины, дал клятву пред лицом Господа в Массифе. Суд.11:12 .  И послал Иеффай послов к царю аммонитскому сказать: что тебе до меня, что ты пришел ко мне воевать на земле моей?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 1–5. Народности, оставшиеся в обетованной земле после разделения ее между израильтянами. 6. Родственные связи между ними и израильтянами. 7. Идолопоклонство израильтян. 8–11. Иго царя Хусарсафема и освобождение от него. 12–30. Иго царя Еглона и освобождение от него. Судия Аод. 31. Судия Самегар. Суд.3:1 .  Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, – Суд.3:2 .  для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее: Суд.3:3 .  пять владельцев филистимских, все хананеи, сидоняне и евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф. Бытописатель делает общий перечень народностей, оставшихся жить в земле обетованной вместе с израильтянами. Большая часть этих народностей сосредоточивалась на западе и севере Палестины. К ним относились: пять владений филистимских (ср. Нав.13:3 ), хананеи, сидоняне и евеи, (может быть, хеттеи), занимавшие самую северную часть Палестины по отрогам Ливанских гор, от горы Ваал-Хермона (Ваал-Гад, ср. Нав. 11:17, 12:7, 13:5 ) до города Эмафа (впоследствии город Епифания, ныне Омс, на реке Оронте, по дороге в Антиохию). Суд.3:4 .  Они были оставлены, чтобы искушать ими израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея. Ср. Суд.2:20–23 . Суд.3:5 .  И жили сыны Израилевы среди хананеев, хеттеев, аморреев, ферезеев, евеев, [гергесеев] и иевусеев, Cp. Исх.3:8, 23:28 . Суд.3:6 .  и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их. Ср. Исх. 23:32–33 . Суд.3:7 .  И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам. Ср. выше Суд.2:11–13 . Суд.3:8 .  И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского, и служили сыны Израилевы Хусарсафему восемь лет. За отступление от веры в Истинного Бога и уклонение в идолопоклонство Господь предал израильтян под власть месопотамского царя Хусарсафема, которому они служили восемь лет. Имя этого царя пока не найдено в ассиро-вавилонских надписях. Некоторые, как Гретц (Gesrhichte der luden, В. I, § 107 (SS. 413–414), Note 7), считают его царем Эдома и Хореев, или, как Кесслер (Clironolagia ludicum, p. 15–16), царем аморреев. Самое имя его, читается по-еврейски «Кушан-Ришатаим», во второй части читается гебраизацией слова «ришъа» (что значит «злость»), что как бы указывает на особую злость этого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 Песнь Деворы по поводу поражения Сисары и его войска. Суд.5:1 .  В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами: Победа над Сисарой послужила поводом для Деворы воспеть песнь, которая представляет прекраснейшее произведение еврейской поэзии. По своему построению эта песнь разделяется на три части: 1-я часть обнимает ст. 3–11, 2-я часть – ст. 13–21, 3-я часть – ст. 22–30. Начальный стих песни (2 ст.) составляет эпилог, 12-й – интродукцию и 31-й – заключение. Гесснер (Das Zählen der Wörter in hebräischen Dichtungen, 1875) делит песнь Деворы на пять частей, из которых 1-я содержит 80 слов, 2-я также 80 слов, 3-я – 32 слова, 4-я – 32 слова и 5-я – 128 слов. Суд.5:2 .  Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа! В начале песни Девора призывает славить Господа за проявление в народе израильском ревности об избавлении отечества от притеснителей. Суд.5:3 .  Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву. Обращаясь к царям и вельможам, под которыми Таргум Ионафана разумеет царей, пришедших с Сисарой на войну, и вельмож Иавина, Девора приглашает их внимать ее победной песне. Суд.5:4 .  Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду; Суд.5:5 .  горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева. Суд.5:6 .  Во дни Самегара, сына Анафова, во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами. Суд.5:7 .  Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле. Суд.5:8 .  Избрали новых богов, оттого война у ворот. Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля? В начале своей песни Девора вспоминает о величии Господа, верховного Вождя и Защитника народа израильского, явление Которого на Синае сопровождалось дивными знамениями природы ( Исх.19:18 ), и, в противоположность с этим величием Бога Израилева, изображает униженное состояние израильского народа во время Самегара, когда израильтяне, за свое уклонение от правого пути и увлечение богами других народов ( Втор.32:17 ), терпели унижение и притеснение от хананеев. Такое униженное состояние народа продолжалось дотоле, пока не восстала Девора, а вместе с нею и другие воеводы Израиля, ревновавшие о славе Господа и свободе народа. Под Иаилью («серна») в ст. 6 Беттхер и Кесслер разумеют не Иаиль-кенеянку, а Самегара, имевшего такое прозвище.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 20 1–2. Собрание общества Израильского в Массифе. 3–7. Допрос пострадавшего левита. 8–17. Решение общества относительно наказания вениаминитян, не желавших выдать преступных гивитян. 18–48. Междуусобная война 11 колен против Вениаминова и поражение вениаминитян. Суд.20:1 .  И вышли все сыны Израилевы, и собралось все общество, как один человек, от Дана до Вирсавии, и земля Галаадская пред Господа в Массифу. Суд.20:2 .  И собрались [пред Господа] начальники всего народа, все колена Израилевы, в собрание народа Божия, четыреста тысяч пеших, обнажающих меч. Возмущенные гнусным преступлением вениаминитян, израильтяне всех колен, кроме Вениаминова, от крайнего севера Палестины (Дана) и до крайнего юга (Вирсавии), а также и Заиорданской области (колена Рувимиво, Гадово и половина Манассиина) собрались к Массифу (ср. Нав.18:26 , ныне Телль-Нацбе), откуда представлялось удобным оказать то или иное воздействие на жителей Гивы, лежавшей в том же Вениаминовом колене. Об этом собрании стало известно и вениаминитянам. Суд.20:3 .  И сыны Вениаминовы услышали, что сыны Израилевы пришли в Массифу. И сказали сыны Израилевы: скажите, как происходило это зло? Суд.20:4 .  Левит, муж оной убитой женщины, отвечал и сказал: я с наложницею моею пришел ночевать в Гиву Вениаминову; Суд.20:5 .  и восстали на меня жители Гивы и окружили из-за меня дом ночью; меня намеревались убить, и наложницу мою замучили, [надругавшись над нею,] так, что она умерла; Суд.20:6 .  я взял наложницу мою, разрезал ее и послал ее во все области владения Израилева, ибо они сделали беззаконное и срамное дело в Израиле; Суд.20:7 .  вот все вы, сыны Израилевы, рассмотрите это дело и решите здесь. Представители общества допросили пострадавшего левита о преступлении гивитян. Он рассказал им как об этом преступлении, так и о совершенной им самим отправке частей трупа наложницы по коленам, после чего просил их произнести приговор и решение по сему делу. Суд.20:8 .  И восстал весь народ как один человек и сказал: не пойдем никто в шатер свой и не возвратимся никто в дом свой;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010