Судия наш по путям нашим судил нас (Иезек. 7; 3, 8; 33, 20). Всё было против нас с землей — на общую беду нашу! Отныне мы имеем у себя Ходатая ( Евр.8:6; 9, 15; 12, 24 ) — великого Священника ( Евр.10:21 ), прошедшего небеса,., могущего сострадать нам в немощах наших ( Евр.4:14- 15 ), милостивого и верного ( Евр.2:17 ), не пришедшего судитьмир, но спасти шр ( Ин.12:47 ), смертью Своей лишившего силы имеющего державу смерти ( Евр.2:14 ), дарующего нам от Божественной силы Своей все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр.1:3 ), спослушествующего нам Духом Своим во спасение, уже наперед оправдавшего нас! Отныне мы имеем Судью своего, родного нам, Чей суд будет прежде всего состоять в том, что князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ), и Чей судящий Дух будет обличать мир о грехе и о правде и о суде. Но о грехе только том, что не веруют в Него; о правде, что… к Отцу идет; о суде же, что князь мира сего осужден ( Ин.16:8-11 ). В собственное же осуждение наше Судья не скажет ничего. О, вожделенное и приснорадостное время! Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда! Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей! ( Пс. 43; 24, 27 .) Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы! ( Пс.81:8 .) Аминь. Слова, беседы и поучения на дни Цветной Триоди Беседа в день Святой Пасхи (на литургии) Христос Воскресе! Спешно исторгающийся из уст ваших ответ — Воистину Воскресе! - говорит нам, что в этот день, в этом месте, в эти минуты ничто так не прилично говорить нам, как только: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Ученикам Господа нужны были свидетельства целого дня для того, чтобы они могли наконец сказать: Господь истинно воскрес ( Лк.24:34 ). А нам достаточно начать слово Христос… - как навстречу ему в тысяче звуков со всех сторон несется Воистину Воскресе! Но что же содержится в этом кратком переговоре нашем? Призыв ли к радости, приветствие ли любви, пожелание ли мира или вопрошение и ответ? Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Вот всё немногоречивое содержание нашей удивительной беседы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Это еще одно святоотеческое подтверждение того, что выражение день и ночь здесь означает постоянность, непрерывность, бесконечность неугасающего наказания. Итак, мы видим здесь два значения выражения и день и ночь, в одном случае оно означает бесконечный день для праведников и бесконечную ночь для грешников, в другом – постоянство и непрекращаемость мучений грешников. 4. Выражение «червь их не умрет, и огонь их не угаснет» В пророчестве Исайи, которое мы начали рассматривать в предыдущих двух главах, еще одна фраза дает абсолютно несомненное подтверждение бесконечности мучений грешников: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66:24 ). Сторонники учения о всеобщем спасении (апокатастасиса) пытаются отделить бесконечность геенского огня от мучений в нем грешников и выдвигают такое предположение, что в аду червь не умрет и огонь не угаснет, они будут бесконечными, но в аду уже никого не будет, Господь всех помилует. Если внимательно прочитать это выражение пророка Исаии, становится понятно, что это не так: червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66:24 ). Совершенно ясно, что червь и огонь – это некие виды мучений. То есть их мучениям не будет конца. Говорят пророчества Исаии о ветхозаветных временах, и, как мы показали выше, они же относятся к новозаветной истории, к последним временам и Страшному Суду 62 ) 63 : Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью ( Ис. 66:16 ). После чего будет уже новый мир: новое небо и новая земля, которые Я сотворю ( Ис. 66:22 ), а для людей, отступивших от Меня... червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66:24 ). Блаженный Иероним, толкуя это место Писания, упоминает и о тех, кто считал, что мучения грешников после долгих времен закончатся. Он приводит свое мнение: «Мы можем сказать только то, что... как мы уверены в том, что мучения диавола и всех отверженных и нечестивых, говоривших в сердце своем нет Бога ( Пс. 13:1 ), будут вечными, так полагаем, что приговор относительно грешников и хотя нечестивых, но остающихся христианами...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

. Аще свидтельство человческое свидтельство боле есть: ко есть свидтельство еже свидтельствова Сн своемъ. 5, 33. 36 и д. 8. 17. Евр. 2, 4 ). 9. Если мы принимаем свидетельство человеческое; свидетельство Божие больше: ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне своем. 9 . Если мы даем значение истины обыкновенному тройственному человеческому свидетельству, то можно ли сомневаться в непреложности свидетельства об И. Христе воды, крови и Духа, когда с водою и кровию единогласно свидетельствует Сам Бог – Дух святый – Дух истины, который исходит от Отца, чтобы свидетельствовать о Сыне ( Иоан. 15, 26 )? – Свидетельство Духа, воды и крови – свидетельство Божие, несравненно большее человеческого (30). Врй въ Сна имать свидтельство въ себ не врй Бгови, лжа сотворилъ есть его, к не врова во свидтельство, еже свидтельствова Бгъ Сн своемъ. (1, 10. 3, 33. Рим. 8, 16 ). И есть свидтельство, к животъ вчный далъ есть намъ Бгъ, и сй животъ въ Сн ег есть. ( 2, 25. 4, 9. 14, 6). Имй Сна имать животъ: а не имй Сна живота не имать. (1, 4. 3, 36, 5, 21). 10. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом: не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне своем. 11. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. 12. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. 10–12. Между тем как не принимающий этого свидетельства представляет Самого Бога лживым и тем сам произносит суд о себе – Иоан. 3, 18 (Ср. Lange), верующий в Сына Божия имеет еще внутреннее уверение в непреложной истинности исповедания своего – успокоительное свидетельство в себе самом, в своем собственном духе. Верующий в Сына Божия находится в таинственном общении с Ним, (1 ст. и 2, 24. 3, 23 – 29. 4, 15), а Сын Божий есть Жизнь вечная, которая была у Отца и явилась нам (1, 1. 2.), поэтому верующий в Него ощущает в себе Божественные силы для жизни, требуемой духом его (ср. 2Петр. 1. 3–4 ), удовлетворен в существенных стремлениях своего духа, обладает миром души (ср. Гал. 5, 23–24 .), жаждет полнейшего открытия царства истины и света (1, 5. 3–3) и непоколебимо уверен в достижении того блаженства, когда общение его духа с Вечною Жизнию будет открытое (3, 2. См. примеч. к 1, 1. 3. 2, 25. 3, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

1Кор.15:54–55 ). Тогда наступит для Израиля полное блаженство. ( Ис.25:9 ). Время это близко. «Ибо близок день Господень на все народы» ( Авд.1:15 ). «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей: да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» – взывает пророк Иоиль (2:1; ср. Иоиль.1:15, 3:14 ). «Близок великий день Господу, близок – и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня» – говорит пр. Софония ( Соф.1:14 ; ср. Соф.3:8 ; ср. Мал.3:1:2 ). «Рыдайте, ибо день Господень близок» – восклицает пр. Исаия ( Ис.13:6 и сл., Ис.13:9 ). «Ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал» ( Ис.63:4 ). У Даниила время явления Мессии определяется точным обозначением числа лет, которые должны пройти от Даниила до Христа ( Дан.9:24–27 ). Вопрос о времени и признаках пришествия Мессии был самым жгучим вопросом для иудейства в послепленный период. Насколько он интересовал иудеев, видно, например, из 3-й книги Ездры, написанный ещё до разрушения Иерусалима римлянами, где «все мысли и интересы её автора сосредоточены исключительно на вопросе о том, когда наступит конец бедствиям Израиля, и какие знамения будут предшествовать наступлению дня Господня» 24 . Сознавая невозможность ответить на этот вопрос с полной определённостью ( 3Ездр.4:33–35 ; ср. 3Ездр.13:52 : Еноха 18:16), иудеи со времени маккавейских войн были проникнуты тем общим убеждением, что «дни Мессии и непосредственно следующая за ними кончина настоящего века наступят в самом ближайшем будущем» 25 . Автор 3-й книги Ездры говорит: «Быстро спешит век сей к своему исходу... Скоро придёт Судия... Суд Божий ныне приближается» ( 3Ездр.4:26; 8:18, 61 ; ср. 3Ездр.5:41 и др.). Он надеется лично дожить до явления Мессии, что видно как из его вопроса, обращённого к ангелу: «думаешь ли ты, что я доживу до этих дней?» ( 3Ездр.4:51 ), так и из условного замечания ангела: «если Всевышний даст тебе дожить» до последних дней ( 3Ездр.5:4 ). Автор подробно перечисляет признаки и знамения последних дней (глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

1 Пророчество об имени Магер — шелал — хаш — баз. 5 Не союзники, а Господь Саваоф; 19 не чародеи, а Бог. 1 «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий», … «Младенец родился нам … Князь мира». 8 Суд Господень над Ефремом … «рука Его еще простерта». 1 Горе несправедливым правителям. 5 Ассур, жезл гнева Божия, возгордится и будет поражен. 20 Остаток Израиля возложит упование на Господа и обратится. 24 «Не бойся Ассура». 1 Отрасль от корня Иессеева будет судить по правде; «волк будет жить вместе с ягненком … малое дитя будет водить их». 10 Корень Иессеев будет знаменем для народов. Песнь избавления. 1 Пророчество о Вавилоне: 6 день Господа близок. 19 Вавилон будет ниспровержен. 1 Иноземцы будут рабами Израиля. 4 Победная песнь о падении Вавилона. 24 «Я сокрушу Ассура». 29 Горе земле Филистимской. Пророчество о Моаве, о его уничтожении. 1 Изгнанные Моава. 6 Плач о Моаве. 1 Дамаск «будет грудою развалин». 12 Бог обличает шумящие народы. «Горе» в ответ послам Ефиопии. 1 Пророчество о Египте: 2 брат против брата, царство против царства; река высохнет. 11 Мудрецы египетские стали бессмысленными. 18 Египет обратится к Господу. 23 Большая дорога из Египта в Ассирию; они будут благословлены вместе с Израилем. Исаия ходил нагой в предзнаменование о Египте и Ефиопии. 1 Пророчество о пустыне. Грозное видение; сторож, известие о падении Вавилона. 11 Пророчество о Думе: неопределенность. 13 Пророчество об Аравии. 1 Ликование города напрасно, осаждающие приблизились; 8 Иерусалим в прошлом тоже радовался напрасно. 15 Пророчество о Севне; 20 возвышение Елиакима. Пророчество о Тире … повеление против торгового города. 1 Господь опустошает землю; 4 высокомерный народ поникнет; 10 город опустел, нет собирания винограда. 14 Песнь о величии Господа. 17 Ужас, яма и петля; полное разрушение земли. 21 Господь накажет и воцарится в Сионе. 1 Прославление Господа, превратившего крепость в развалины и ставшего убежищем бедного. 6 Трапеза Господня; Он отрет слезы. 9 Моав будет попран. 1 Совершенный мир для уповающего на Господа. 5 Он ниспроверг высоко стоявший город; чрез суды Божии люди научаются правде. 13 Господь низложил других господ. 20 Укройся, ибо Господь грядет для наказания.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

Наум.1:5 .  Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Наум.1:6 .  Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним. К указанным доселе проявлениям гнева Божия пророк присоединяет (ст. 5) новое: от действия гнева Божия приходят в сотрясение, колеблются в своем основании не только горы и холмы, во и вся вселенная с обитателями ее (образы весьма обычные и в поэтических и пророческих священных книгах Ветхого Завета ( Пс 17.8 ; Пс 96.4–6 ; Ам 8.8 ; Мих 1.4 и мн. др.). В ст. 6 делается вывод из сказанного в трех предыдущих стихах (3–5), причем пророк употребляет вопросительную форму речи вместо категорического отрицания: «никто не устоит пред яростию и гневом всемогущего Бога, никто не может стерпеть всепоедающий огонь суда Божия». Изображения суда Божия в виде всепоедающего пламени ( Быт 19.24 ; Чис 11.1–3 ; Чис 16.35 ; 4Цар 1.10,12 ; Иов 1.16 ), равно как и наименование Бога, огнем поядающим ( Втор 4.24 ) были очень знакомы Израилю. Посему из изображения гнева Божия сама собою вытекала неизбежность будущей гибели Ассирии, нечестивой и надменной, своими беззакониями превысившей меру долготерпения Божия и вызвавшей действие суда Божия. «Если превозносящихся своею властью, и думающих о себе, что в них крепость камней, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию?» (блаж. Феодорит, с. 8). Наум.1:7 .  Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Указание здесь на благость Иеговы и на милость Его к благочестивым, ищущим защиты у Него, с одной стороны, свидетельствует о том, что гнев Божий имеет нравственную основу и этический характер, а отнюдь не есть стихийная разрушительная сила, с другой же стороны, выдвигает резкий контраст с благостью и милостью Божией, грядущий неумолимый суд Божий над нечестивыми ассириянами. Эти две стороны, гнев и милость Божии, Ассирия и Иудея, предносятся пророку в целом содержании его книги. В высшей степени прекрасен и величествен переход, в ст. 7, от изображения гнева всемогущего и всеправедного Иеговы к изображению его благости; он действует на душу читателя неотразимо, производя в ней впечатление некоего благодатного веяния хлада тонка после зрелища великой разрушительной бури ( 3Цар 19.11–12 . См. Толков. Библия т. II, 485–486), возбуждая твердую надежду на помощь и защиту Божию (см. Пс 30.1–4 ; Пс 90.1–4 ). Но пророк, «показав, как благорасположен (Иегова) к переносящим налагаемые на них наказания и не произносящим ничего богопротивного, снова ведет речь о наказании нечестивых» (блаж. Феодорит, с. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4 каким именем. Ответ дан в ст. 10: «именем Иисуса Христа Назорея». 4 исполнившись Духа Святаго. См. 2,4; Еф. 5,18 . 4 камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла. В Книге Деяний речи с апологией евангельской проповеди часто содержат ссылки на исполнение ветхозаветных пророчеств; здесь цитируется Пс. 117,22 (это же место приводится в Мф. 21,42 ; 1Пет. 2,7 ; ср. Рим. 9,33 ). 4 нет другого имени. В имени Иисуса заключалась единственная надежда физического исцеления хромого от рождения человека; точно так же в имени Иисуса единственная надежда духовного исцеления человечества. См. статью «Значение спасения». 4 некнижные. Т.е. неграмотные. Смелость и познания неученых галилейских рыбаков удивили синедрион. Отметив, что «они были с Иисусом», суд, несомненно, припомнил, как Сам Иисус, не учившийся при храме, поразил их Своим умом и познаниями ( Лк. 2,46.47 ; Ин. 7,15 ). 4 слушать вас более, нежели Бога. Право религиозного поклонения и проповеди выше государственных прав. В свою очередь, право совести христианина перед Богом проповедовать Евангелие выше прав синедриона. Государство слуга, утвержденный Богом для поддержания мира и порядка ( Рим. 13,1–7 ). 4 возвысили голос к Богу. Такое действие было естественным следствием общения апостолов с Иисусом: они привыкли поступать так в подражание Ему (2,42). Владыко Боже. Такое обращение выражает высшую творческую силу и власть Господа над всем Его видимым творением ( Иер. 10,12 ) и над делами человеческими (ст. 25,26). 4 устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым. Это утверждение богодухновенности Писания. Священнописатели говорили и писали под руководством Духа ( 2Пет. 1,21 ). 4 Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским. Верующие справедливо понимали, что ответственность за распятие Иисуса несут равно иудеи и язычники. То были Ирод Антипа, сын Ирода Великого, тетрарх (правитель, подвластный римлянам) Галилеи и Переи ( Лк. 3,1; 23,6.7 ), и Понтий Пилат, римский прокуратор (правитель) Палестины в 26–36 гг. по Р.Х. ( Лк. 3,1; 23,1–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Глава 4 Окончание третьей речи: 1–3. Будущее наказание нечестивых и награждение благочестивых. 4–6. Илия пророк как Предтеча дня Господня. ( Мал.4:1–3 .) Нечестивые – заключает пророк свою речь, начавшуюся в предыдущей главе – будут в день суда Божия уничтожены, а благочестивые получат награду и возвеселятся. Мал.4:1 .  Ибо вот, при­дет день, пыла­ю­щий как печь; тогда все надмен­ные и по­ступа­ю­щие нечестиво будут как солома, и по­палит их грядущий день, говорит Го­с­по­дь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. Нечестивые не всегда будут благоденствовать. С наступлением дня Господня – т. е. дня суда Божия – они исчезнут, как быстро исчезает, бросаемая в раскаленную печь, солома (ср. Ис 5.24 ), от них не останется ни корня ни ветвей (корень – это они сами, ветви – их дети). Мал.4:2 .  А для вас, бла­го­говеющие пред именем Мо­им, взойдет Солнце правды и исцеле­ние в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитан­ные; Для благочестивых взойдет, теперь не всегда светящее, Солнце правды, т. е. они получат награду, соответствующую их заслугам пред Богом или, иначе, спасение (ср. Ис. 45:8, 46:13, 51:5 ). Они будут резвиться, как тельцы, долго стоявшие в стойлах и выпущенные погулять. Мал.4:3 .  и будете по­пирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Го­с­по­дь Саваоф. Попирать ногами нечестивых – это было наградою для ветхозаветных праведников, которые, таким образом, становились орудиями гнева Божия. Ср. Мих 4.13 . Тихомиров, впрочем, объясняет это выражение в том смысле, что грешники будут не страшны для благочестивых. ( Мал.4:4–6 .) Так как, при общей, почти, неверности народа еврейского Иегове будущий суд Божий должен быть крайне гибельным для этого народа, то Господь, из сожаления к нему, пошлет пред наступлением суда особого пророка, вроде Илии, который должен приготовить Ему путь и выровнять пропасть, отделяющую святейшего Бога-Судью от грешного народа, а также и примирить евреев между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1-4). Участки определенного размера, находящиеся рядом, «против священного места, отделенного Господу», даются «во владение городу» и князю, «чтобы князья... вперед не теснили народа» (Иез 45. 5-8). Развивая эту тему, Иезекииль от имени Бога наставляет «князей Израилевых», убеждая их отложить «обиды и угнетения», творить «суд и правду» и прекратить «вытеснять народ... из владения его» (Иез 45. 9). Приводятся обязательства народа перед князем («приношение князю в Израиле» - Иез 45. 16) и князя перед Богом и Его народом («...он должен будет приносить жертву за грех и хлебное приношение, и всесожжение, и жертву благодарственную для очищения дома Израилева» - Иез 45. 17). Даются указания о жертвоприношениях на праздник Пасхи, которые должен совершать «князь за себя и за весь народ» в течение 7 дней (Иез 45. 21-24) при помощи священников (Иез 46. 2), а также «в субботний день» (Иез 46. 4-5), «в день новомесячия» (Иез 46. 6-8) и в др. праздники (Иез 46. 9-15). Иезекиилю были также показаны помещения, в к-рых «священники должны варить жертву за преступление и жертву за грех, где должны печь хлебное приношение, не вынося его на внешний двор» (Иез 46. 19-20), и затем во внешнем дворе - «поварни, в которых служители храма варят жертвы народные» (Иез 46. 21-24). Выйдя «к дверям храма», Иезекииль увидел текущую воду, по к-рой пророка повел сопровождавший его муж. Отходя от храма, муж отмерял неск. раз «тысячу локтей»; сначала «воды было по лодыжку», затем, после следующего замера,- «по колено», далее - «по поясницу». После того как муж отмерил 4 тыс. локтей, поток стал столь глубоким, что идти далее стало невозможно, и муж повел пророка «обратно к берегу этого потока» (Иез 47. 1-6), где росло много деревьев. Воды этого потока, вытекающего из храма, сойдут на равнину и затем - в море, «сделаются здоровыми», так что «куда войдет этот поток, все будет живо там» (Иез 47. 7-9). Даже деревья, стоящие на его берегах, будут производить каждый месяц новые плоды, и листья их будут иметь целебную силу и «не будут увядать» (Иез 47.

http://pravenc.ru/text/293579.html

«Уныла вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей» ( Ис.24:4–6 ). Следует заметить, что о неизбежности конца мировой истории человечества говорят не только книги христианских Священных Писаний, но и последние данные мировой статистики. Сюда будут относиться: 1)     Непрекращающийся рост населения земли, теперь уже с достаточно густым населением пространства суши, пригодной для обитания человека. 2)     Истощение необходимых для людей ресурсов как питания, так и всех полезных ископаемых, необходимых для поддержания жизни человечества. 3)     Быстро прогрессирующее отравление промышленными отбросами и газами земной атмосферы и всех водных ресурсов – рек, озер, морей и океанов. Последнее ведет к истощению рыбных запасов, необходимых для питания людей. Следует заметить, вместе с тем, что наука неопровержимо доказала, что в неизмеримой вселенной Земля является ее центром, и все звезды удаляются от нее, как от центра. Это было констатировано астрономией на основании наблюдения так называемого красного смещения спектра всех звезд. Иначе говоря, наука доказала истину библейского утверждения, что Божье творение во вселенной началось с Земли (вместе с Солнцем и другими планетами солнечной системы). 22. Великая блудница – Вавилон (Откр. 17:1–18, 18:1–24, 19:1–4) Я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. ( Откр. 17:1–2 ) Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы,и племена и языки. ( Откр. 17:15 ) Заканчивая описание семи последних язв, Откровение переносит взор ясновидца к новой трагической картине – суду над великой блудницей. Не надо удивляться, что именно здесь вскрывается этот отвратительный образ изменницы. Тайна ее беззакония искусно маскировалась на протяжении веков, но в эпоху антихриста ее нечестие достигнет своего апогея. Тогда с нее будет сорвана маска и станет очевидной измена той, которая по своему призванию должна была бы стать невестой Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010