Изображаемые здесь сетования пророка в обращении к Богу завета – Иегове вызваны были, по мнению некоторых иудейских толкователей, а также блаженного Иеронима , и некоторых новых комментаторов (Philippson, Maurer, Rosenmuller, Ewald и др.), ожидаемыми или уже и фактически совершавшимися насилиями вавилонян или халдеев в Иудее. «Пророк, говорит блаж. Иероним, вопиет против Бога относительно того, почему Навуходоносор будет разорять храм и Иуду, почему Иерусалим будет подвергнут разрушению, хотя он – город Божий. Почему пророк взывает, но Бог не выслушивает его? он вопиет к Господу угнетаемый халдеями, но не получает спасения?» (с. 133) «нечестивый царь Навуходоносор одержал верх против праведного Иуды ( 4Цар 24.1 )... и праведный царь Иосия будет убит царем Египетским ( 4Цар 23.29 ), а Даниил, Анания, Мисаил и Азария будут в рабстве ( Дан 3 ), и будет повелителем владыка вавилонский» (с. 135). В пользу такого понимания новые его сторонники указывают, что слова, встречающиеся в ст. 2 и 3: хамас, насилие, и амал, притеснение, встречаются и ниже в ст. 9 и 13, где они бесспорно означают тиранические действия халдеев. Но кроме этих слов в рассматриваемом отделе в ст. 3 пророком употреблены еще слова рив, тяжба, ссора, и мадон, брань, раздор; кроме того в ст. 4 говорится о том, что потерял силу закон, тора – очевидно, Моисеев закон, что не побеждает правда, что суд происходит превратно: все эти черты, вне всякого сомнения, приложимы единственно к внутренней жизни народа Иудейского, как народа положительного закона, тора, притом грешившего частыми отступлениями от последнего, – и, напротив, совершенно неприменимы к халдеям – народу, не признававшему никакого другого закона, кроме своей собственной воли ( Авв.1:7 ) и силы, обоготворяемой им (ст. 11, ср. ст. 16). Притом, если бы согласиться с опровергаемым нами толкованием ст. 2–4, то последующее, ст. 5–10, возвещение о нашествии халдеев, как событии совершенно новом и невероятном, и подробное описание их не имели бы смысла, оставаясь совершенно непонятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Откр.8:2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом. Под этими семью ангелами можно разуметь определённых высших семь ангелов, предстоящих перед Богом и несущих особые служения. Так мы читаем и о особых «семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» ( Тов. 12:15 ). Возможно, что это те семь архангелов, о которых писали святые отцы (3,1). Служение этих семи ангелов означено тем, что дано им семь труб. Трубы употреблялись в древности и для сигнала к сражению ( Нав. 6:4 ), и как звуки торжества и победы ( Пс. 46:6; 80:4 ; 1Пар. 15:24 ). В нашем случае через эти семь труб семи ангелов возвещается суд Божий над грешным миром, они как сигналы к последующим явлениям. Как бы говорит Господь: «Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой» ( Ос. 8:1 ). Предупреждал Христос, что «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф. 24:31 ). Писал апостол Павел, «что Сам Господь при возвещении при гласе Архангела, и трубе Божией, сойдет с неба» ( 1Сол. 4:16 ). Так здесь после «семерки» печатей начинается «семерка» труб. Как семь печатей делились на четыре (четыре всадника) и три, так и здесь подобны казни первых четырех труб и последних трех («три горя»). Неверно толкование, что «семь печатей», «семь труб» и «семь чаш» – это три периода великой скорби, которая будет после семи периодов истории («семь посланий»). Уже было показано, что неверно понимание «семи посланий» как семи периодов истории. И дальше речь не о периодах. Это видно хотя бы из рассмотрения снятия семи печатей: апостольская проповедь, голод, гонения, которые были даже вообще не во время великой скорби. А значит «семь печатей» никак не есть один из периодов великой скорби. Откр.8:3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В современной библеистике, начиная со статьи немецкого ученого Герхарда фон-Рада , «день Господень» принято чаще всего объяснять как военный термин, как одно из ключевых понятий в концепции «священной войны». Представление о том, что войны Израиля ведет сам Господь – традиционно для Библии (Нав 5:13-15; 10-10-11. Втор 20:1-4. Суд 5:4-5; 7:2-7. 2Пар 14:9-12; 20:15-24 и др.). В народном представлении «день Господень» был днем победы Господа над врагами, окружающими Израиль , в эсхатологической перспективе – победы над всеми врагами вообще. С «днем Господним» народ связывал самые светлые ожидания. Пророк опровергает иллюзию, он как бы «переворачивает» эти наивные представления, горько иронизирует над ними . Израильтяне, говорит он, не должны обольщаться, напрасно ожидая триумфа над своими врагами: «день Господень» будет для них не светлым праздником победы, но – тьмой поражения. Почему? Потому что Господь будет теперь сражаться не за Израиль, но против Своего народа, на стороне его врагов. Амос, таким образом, вкладывает в понятие «день Господень» прямо противоположный общепринятому смысл – точно так же, как и в выражение «встреча с Господом» (4:12). «Дня Господня», как и «встречи с Господом» израильтяне должны не вожделеть, а страшиться! Так все же, «день Господень» – свет он или тьма? Это зависит от морального состояния ожидающих его. Если оно таково, каким было у израильтян эпохи Иеровоама II, то день этот – тьма, а не свет . Аргентинский библеист Орацио Симиан-Йофре на основании пророческих текстов делает вывод: «День Господень является манифестацией Его активного и страшного присутствия, как во время защиты Его народа, так и во время его наказания. Только когда народ был верен, этот день разражался против врагов Его народа» . Вслед за Амосом негативный смысл в выражение «день Господень» вкладывают и иудейские пророки Софония и Иоиль, для которых эта тема – центральная в их книгах. Для Софонии это «день ярости Господней» (Соф 2:2), «день гнева Господня» (Соф 2:3), когда Господь «прострет руку» на Иерусалим и на всю Иудею (Соф 1:4): «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубного и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен» (Соф 1:14-16).

http://bogoslov.ru/article/1399023

Установление брака. 23 «И сказал человек…» По мнению всех лучших толковников, Адам, находясь в глубоком таинственном сне, во время которого Бог вынул у него ребро для создания ему жены, не терял своего сознания, почему и мог сказать эти слова. «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…» Это обычное библейское изречение, выражающее идею тесного физического родства, быть может, ведущее свое начало именно от этого первобытного факта (Быт 29:14; Суд 9:2; 2 Цар 5:1; 1 Пар 11:1 и др.). «будет называться женой, ибо взята от мужа…» Еврейское слово «жена» (иша) произведено от слова «муж» (иш) и этим самым навсегда запечатлело в себе ясный намек на историю ее происхождения. 24 «Потому оставит человек отца своего и мать свою…» Слова эти следует приписывать самому Богу, освятившему таинство брачного союза и давшему его основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой — провозглашает два основных его закона — единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание (Мф 19:4–5; Мал 2:14–15; 1 Кор 6:16; Еф 5:31 и др.). «и прилепится к Жене своей; и будут (два) одна плоть…» Слово «прилепится» по еврейски выражено глаголом дабак, означающим поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (Втор 10:20; 3 Цар 11:2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы ОДНУ ОБЩУЮ ЛИЧНОСТЬ. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании, так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью (Еф 5:30–31; Иоанн Златоуст, Августин и др.). 2015/10/18, 16:04:05 а никого не удивляет котенок на таком серьезном сайте? Марина 2015/10/17, 22:49:28 (И долго же висит это на сайте. Но фотография забавная). Женщина, конечно, несамостоятельное существо. Наследница Евы, она так и несёт в себе эту вторичность, несамодостаточность. Если жена злая досталась, сам виноват, что не разглядел. Злая стала, потому что не того духа вместила (как немощной сосуд с немалой духовной вместимостью). А до свадьбы, видать, другого духа вмещала. Который тебя и обольстил. А ты поддался. Так кто виноват?

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=1...

Достойно замечания, что коннотация понятия «равнодушие (по отношению к ближним)» совершенно иная, нежели коннотация понятия «равнодушие (по отношению к греховным удовольствиям, к греховному деланию)», что можно сопоставить по смыслу с понятием свобода от греховной зависимости, от греха. Цитаты о равнодушии «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Откр.3:15–16 «Меня не пугает то, что у человека много страстей. Страшно другое: когда у него нет доброго беспокойства, нет желания начать борьбу за своё духовное исправление. Человек привыкает к определенному образу жизни, привычка становится для него второй натурой – и ему уже сложно исправиться и измениться. Он может прожить всю жизнь рядом со святым человеком и так и не извлечь из этого для себя никакой пользы». преподобный Паисий Святогорец «Когда согрешивший увидит, что все отворачиваются от него, он сочтет, что совершил нечто весьма дурное, если же он видит, что они не только не гневаются и не негодуют, но ведут себя кротко и продолжают общаться с ним, то и суд совести развращается, ибо общественное мнение соглашается с его собственным развращенным мнением». свт. Иоанн Златоуст Примечания: 1 В. В. Виноградов . Равнодушие//История слов. сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 781. 2 Там же. сл. 1867–1868, 4, с. 2. 3 Протоиерей Андрей Чиженко. О духовных ошибках воцерковленных людей: “религиозное равнодушие” и как от него избавиться? 4 Отец Андрей. Толерантность – форма равнодушия . 5 Чем смирение отличается от равнодушия? Владыка Викентий ответил на вопросы телезрителей и радиослушателей в прямом эфире. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/ravnodushie

Ибо «Бог , — сказано, — гордым противится» (Иак.4:6). Если же Сам Бог противится им, то кто в состоянии ока­зать им помощь? Позволяя себе пред святейшими взо­рами Вседержителя такие и столь тяжкие преступления, мы не должны удивляться и смущаться по причине постигших нас бесчисленных приключений. Ведь не напрасно божественный пророк и царь сказал о некоторых беззаконновавших: «услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения» , то есть избавления. И почему? — «яко не убояшася Бога» . Поэтому «и простре руку Свою на воздаяние» беззаконным зла и скорбей. Но по какой причине, о пророче? Потому, говорит, что «оскверниша завет Его» (Пс. 54:20—21), то есть, попрали святые Его заповеди; «яко лукавство в жилищах их, ...и не оскуде от стогн их лихва и лесть» (Пс. 54:16, 12); «суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивые в сердце, и в сердце глаголаша злая» . Поэтому, говорит, «потребит Господь вся устны льстивыя» (Пс. 11:3—4), Ибо они, говорит, правду «праведного» вземлют «от него» , то есть, достойного помилования осудили, а нечестивого оправдывают «даров ради» (Ис. 5:23). По причине всего этого, говоря словами Апостола, «грядет гнев Божий на сыны противления» (Кол. 3:6), ибо всех таких дел «мститель есть Бог», — взывает божественный Павел (1 Сол.4:6). Нечто подоб­ное и худшее сего в древности долгое время позволяли себе цари и властители иерусалимские и самарянские, за что Бог, враждуя против них, предал десять колен израильских в плен ниневитянам и страну их разорил, а два колена, составлявшие царство иерусалимское (иудейское), поработил Навуходоносору, царю вавилон­скому, и страну их ниспроверг. Впоследствии тоже самое дозволили себе и в нашем греческом царстве, также и у болгар и у сербов, за что в недавнее время и нас соделал пленниками, попустив на нас праведным Своим судом жезл и оружие неверных измаильтян. И праведен суд Твой, Владыко Боже! Ты Сам наперед засвидетельствовал нам и предупредил нас чрез божественного Твоего пророка Исаию, говоря ясно так: «аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст» , то есть, нашествие иноплеменников и частые войны истребят вас, по Моему праведному на вас негодованию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3612...

Из этих слов Господа вы видите и то, как для нас необходимо и как важно – бесконечно важно – христианское милосердие. Необходимо потому, что без дел милости невозможно наследовать уготованное от сложения мира Царство для благословенных Отца Небесного, и «суд без милости будет не оказавшему милости»( Иак.2:13 ); бесконечно важно потому, что милость, оказываемая ближнему, оказывается лично Самому Иисусу Христу, по свидетельству Его Самого: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.26:40 ); ибо все люди, особенно – христиане, суть братии Его меньшие, а христиане – и члены Его. Дела милости духовные следующие: 1) обратить через увещание грешника от заблуждения, например, человека неверующего или иноверца, раскольника или пьяницу, блудника, расточителя и проч.; 2) невежду научить истине и добру, например: неумеющего молиться Богу научить молиться, незнающего заповедей Божиих научить заповедям и исполнению их; 3) подать ближнему вовремя добрый совет, – например, в затруднении или в опасности, которой он не примечает, в болезни, при злоумышлении кого-либо на чью жизнь или благосостояние; 4) молиться за всех Богу: «молитеся друг за друга, яко да исцелеете» ( Иак.5:16 ); 6) утешать печальных: «утешайте малодушныя» ( 1Фес.5:14 ); 6) не воздавать или не мстить за зло, которое сделали нам люди: «ни единому же зла за зло воздающе» ( Рим.12:17 ); или: «досаждения за досаждение» ( 1Пет.3:9 ); или: «не себе отмщающе, возлюбленнии, но дадите место гневу» ( Рим.12:19 ), т. е. Божию; 7) от сердца прощать обиды, зная и памятуя, что обижающий другого прежде всего обижает себя, навлекая на себя великий гнев Божий; что он обижает по наущению вражию; что мы заслуживаем обиды своими грехами и наконец, что Бог нам самим прощает грехи и оскорбления наши, причиняемые Его величию. (Извлеч. в сокращ. из кн. «Полное собрание соч.», прот. Иоанна Сергиева, т. I, стр. 189–192). 2. Изъяснение действия милующей благодати Божией «Позволишь ли себе недоумевать, каким образом к твоему помилованию или освобождению от греха может послужить твое милосердие к другому? – вопрошает святитель Филарет, м.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Среди расстрелянных в Бутово в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года — множество представителей духовенства и верующих, осужденных только за религиозную деятельность и мировоззрение. Из 8000 человек, следственные дела которых к настоящему времени просмотрены, свыше 550 — православные священнослужители и пострадавшие за веру миряне… В самом начале революционной смуты был возведен на патриарший престол митрополит Московский и Коломенский Тихон (ныне прославлен в лике святых). Великий пастырь и молитвенник земли Русской , чье сердце, по его собственному признанию, «горело жалостию» к своему народу даже «до смерти’,’ принял на себя всю полноту ответственности за Русскую Православную Церковь. В своих Посланиях архипастырь призывал ко всеобщему покаянию, исповедническому стоянию за веру. Предвидя неисчислимые бедствия на этом пути, он обращался к пастве со словами: «Зовем вас на страдания вместе с собою’.’ В течение всего своего первосвятительского служения св. Патриарх Тихон находился под неусыпным, тайным и явным надзором ГПУ-ОГПУ; изведал он и неправедный суд, и тюремные узы. Гонения на Церковь начались сразу же после Октябрьского переворота. 13 ноября (31 октября по ст. ст.) 1917 года в Царском Селе во время крестного хода с молением о умиротворении Родины толпой солдат был взят под стражу и затем зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров (в 1996 г. прославлен Архиерейским собором как священномученик). В конце 1917 года в Севастополе на паперти храма после совершения Литургии был застрелен священник Михаил Чафранов. 7 февраля 1918 года в Киеве группой вооруженных солдат был убит старейший иерарх Русской Православной Церкви митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) (ныне прославлен как священномученик). 3 мая в Костроме убит 88-летний протоиерей Алексей Андроников. 16 июня 1918 года в реке Туре утоплены архиепископ Гермоген и священник Петр Каледин. 6 ноября 1918 года накануне 1-й годовщины Октябрьской революции в Нижнем Новгороде по решению ЧК был расстрелян епископ Балахнинский Лаврентий (Князев). Это лишь отдельные имена. Список духовенства, особенно сельского, пострадавшего в годы революции и гражданской войны, можно продолжать бесконечно. Жестокость, проявленная по отношению к священникам, не поддается описанию: их распинали на Царских вратах храмов, вешали, топили в прорубях, душили епитрахилями, закапывали живьем в землю, подвергали самым немыслимым и унизительным истязаниям. За один 1918 год было казнено и растерзано около 3 тысяч священнослужителей. Мучителям их неведомо было, что …дни преставления отшедших к Богу в муках днями рождества их наречении быша. (Из службы святым Новомученикам и Исповедникам Российским).

http://pravmir.ru/k-70-letiyu-1937-goda-...

«Библия составлялась в течение 16 веков, книги ее писались и в Аравийской пустыне, и в Палестине, в Вавилонии, в Коринфе и Риме, – но посмотрите, какое единство в ее учении, от первой строки до последней! Чья бы рука ни начертывала священные письмена в этот длинный период времени, – рука Моисея, «наученного всей мудрости египетской», или служителя его, Иисуса Навина, «ученого» Павла или рыбака Иоанна, – все они говорят о том же Боге, милосердном и правосудном, изглаживающем грехи кающегося и уповающего на милость Его, но не оставляющем без наказания нераскаянного грешника; все они говорят о том же падшем человеке, грешном и немощном, – бессильном против греха, о тех же ангелах, святых и пламенных, принимающих живое и деятельное участие в судьбах человека, о той же будущности его и о том же блаженстве вечной жизни.» За 700 лет до потопа, Енох, по свидетельству апостола Иуды ( Иуд.1:14–15 ), говорит: «Се идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд.» Через четыре тысячи лет апостол Иоанн, как бы отвечая Еноху, говорит: «Се грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его... Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Откр.1:7, 22:20 Ср. Мф.25:31–46 ). Сравните видения пророка Даниила и видения апостола Иоанна в его «Откровении», – они взаимно пополняют и поясняют друг друга, хотя пять веков разделяют их. Всего разительнее представляется это единство священных писателей в их пророчествах о Спасителе. Начинаясь с темного предсказания «семя жены будет поражать змея в голову» ( Быт.3:15 ), эти пророчества чем далее, тем делаются яснее, обстоятельнее, взаимно пополняя друг друга, так что из них постепенно слагается, в существенных чертах, полный образ Спасителя, как отражение Его лица и Его дела искупления нашего, описанных Евангелистами. Читайте мессианские псалмы Давида (напр. 21 псалом), пророков Даниила, Иеремию, Малахию, Михея, Осию, Захарию и особенно Исайю, так ясно изображающего искупительные страдания Христа (прочитайте знаменитую в этом отношении 53 главу его книги).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

В янв. 1648 г. в К-поле прошел Собор с участием И., К-польского и Иерусалимского патриархов и мн. архиереев. Еп. Иоасаф и его сторонники вновь были преданы анафеме. В марте к этому решению присоединился Антиохийский патриарх Макарий III. В июне 1648 г. еп. Иоасаф дал письменное обязательство более не служить в Джувании. Однако в сент. 1649 г. сподвижник Иоасафа иером. Нектарий (впосл. Иерусалимский патриарх) предлагал И. отступное за разрешение богослужений на подворье. Не добившись успеха, Нектарий отправился за помощью к К-польскому патриарху Парфению II (2-е Патриаршество, 1648-1651). Др. посланец Иоасафа, Климент, был направлен к молдав. кн. Василию. Нектарию и Клименту удалось заручиться поддержкой Василия Лупу. Пользуясь своим непререкаемым авторитетом среди православных Османской империи, Василий принудил К-польских патриархов Парфения II и его преемника Иоанникия II (2-е Патриаршество, 1651-1652) предоставить грамоты мон-рю в поддержку требований синаитов. Одновременно он отправил ряд угрожающих посланий И. (от 1650 и 8 авг. 1651), в последнем требовал вернуть молдав. милостыню, дарованную Александрийскому престолу, и обещал употребить свое влияние на османские власти, с тем чтобы они заставили И. пойти на уступки синаитам. И. получил это послание в апр. 1652 г., и уже через неск. дней синаиты призвали его на суд у егип. паши, предъявив патриарху множество обвинений. Нек-рое время И. скрывался в мон-ре св. Саввы в Александрии. Османские власти по разным поводам взыскали с Патриархии свыше 1 тыс. пиастров. Синаиты возобновили богослужение на подворье. 19 авг. И. и нек-рые из его приближенных были брошены в тюрьму и избиты. Патриарх сумел освободиться через 6 дней, пообещав егип. паше 2 тыс. пиастров. После свержения Василия Лупу с молдавского престола (в 1-й раз - 13 апр., затем - 16 июня 1653) синаиты лишились главного покровителя. 3 июня 1653 г. кадиаскер (верховный судья) Египта постановил обратить церковь на подворье синаитов в мечеть под тем предлогом, что ранее на этом месте стояла мусульм. культовая постройка. В церковных кругах правосл. Востока высказывались подозрения, что решение мусульм. властей было инспирировано И., хотя патриарх неоднократно опровергал эти слухи. В нояб. 1653 г. он отлучил синайского иером. Нектария по обвинению в намерении ехать в К-поль и добиваться его низложения.

http://pravenc.ru/text/577954.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010