Суд, или судопроизводство у израильтян Суд, или судопроизводство у израильтян ( Bmop. XVI:18 ; IЦap. VII:16, VIII:1 и др.). Как в начале, во времена патриархальные, отец как глава семейства имел вместе право и власть судьи над всеми своими домашними, даже над их жизнью и смертью ( Быm. XXXVIII, 24 ), так, с размножением семейств эта власть естественно перешла к главам колен и родов, которые как главы вместе с отправлением дел колен производили также и суд, исправляя должность судей над своими соплеменниками и сочленами своего народа, насколько это позволяло тогдашнее положение израильтян в Египте. Когда Моисей освободил свой народ от рабства египетского, тогда все искавшие правосудия, естественно, стали обращаться к нему, как избавителю народа, как чудесно уполномоченному Богом в качестве Его посланника, и он судил их ( Ucx. XVIII, 13 ). Но так как Моисей один не мог управлять судом такого множества людей, то по совету Иофора не без воли, конечно, Божией ( Ucx. XVIII, 23 ) он из всего числа старейшин израильских избрал мудрых, разумных и богобоязненных, правдивых и бескорыстных мужей и поставил их судьями в виде начальников над тысячами, сотнями и десятками и надзирателей для колен, предписав им правильно судить, невзирая на лица, ибо творят суд Божий, а дела трудные и неудоборешимые доводить до него ( Bmop. I, 9–18 , Ucx. XVIII, 14–26 ). Подобно этому учреждению порядка судебной расправы по делам народным сделано было распределение и по управлению войском, т. е. и здесь учреждены были тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники ( Чuc. XXXI, 14 ). Касательно отношения судей между собою нельзя понимать их как ряд ступеней судебных инстанций, чтобы от десятиначальника, напр., дела восходили к пятидесятиначальнику, от сего – к стоначальнику и т. д. – в Моисеевом законе не видно таких инстанций, напротив, каждый судья в своей области окончательно решал сам малые дела и только трудные представлял на решение Моисея. Эти общие постановления относительно судей оставались между израильтянами и в последующие времена, когда они обладали уже Обетованной Землей. Для этого Моисеем сделано было общее распоряжение: Во всех жилищах твоих поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтобы они судили народ судом праведным, не извращая закона ( Bmop. XVI, 18 ). Эти судьи, без сомнения, были учреждаемы из старейшин, потому что, говоря о разных судебных случаях, Моисей предоставляет суд старейшинам ( Bmop. XXI:18–21, XXII:13, 15, 18, XXV:2, 8 ). Но для затруднительных дел, которые при жизни Моисея предоставлены были ему самому для решения, после него должен был устроиться высший суд, который должен был иметь свое заседание в Святилище и состоять из священников и судей, под председательством первосвященника и светского судьи во главе ( Bmop. XVII, 8–12, XIX, 16–19, XXI, 2, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Судьи народа Израильского Вопреки завещанию Иисуса Навина, Евреи «не овладели всею землёю (Ханаанскою), во-первых, – по лености, а во-вторых – по любостяжательности, ибо сказано: «сотвори Хананея данника» себе ( Cyд. I, 28 )» 684 . Но Промыслу Божию угодно было и это ослушание Евреев обратить им же в пользу. Бог попустил остаться туземным народам среди Израильтян, «чтобы они опытом дознавали Божие о них попечение и, по необходимости воевать с врагами, призывали в споборничество Владыку» 685 . И вот, всякий раз, как они покидали нечестие и злые дела, которыми заражались от тех же Хананеев, от которых терпели потом угнетение, и обращались к Богу с мольбою о помощи; Бог воздвигал им мужей, крепких верою и полных упования на Бога. Эти мужи избавляли Израильтян от иноплеменников и, с именем Судей, правили народом, от. имени и по воле Господа – Остановимся на некоторых фактах из жизни и деятельности наиболее знаменитых Судей Израилевых. Руно Гедеона 686 «Сие руно означало, что древле Израиль изобиловал божественною благодатью, а впоследствии и всё человечество стало причастно духовных даров; лишён же их Израиль, как руно лишено росы» 687 . С другой стороны, орошение руна тогда, когда вокруг всё было сухо, и, наоборот, сухость, когда вокруг всё было влажно от росы, прообразовали собою истину бессеменного зачатия Девой Марией Христа, Сына Божия, которое совершалось чудесным образом, «препобедив естества уставы» 688 . Самсон Доле всех тяготело над Израильтянами иго Филистимлян. Филистимляне теснили их 40 лет. Когда народ покаялся во своих грехах и обратился к Богу с мольбою о помощи, Господь воздвиг им защитника в лице Самсона, который был судиею 20 лет. «Восхотев сокрушить могущество иноплеменников, духовною благодатью Господь даровал Самсону крепость и силу – Для того и попустил ему Бог желание взять в супружество жену иноплеменницу (Суд., XIV) 691 , чтобы, обманутый своей невестой и её отцом 692 , он имел законный повод наказать Филистимлян за их притеснения Израилю, говоря: «теперь я буду прав пред Филистимлянами, если сделаю им зло» 693 . Внешним, символическим, изображением благодати, обильно почившей на Самсоне, служили его волосы. «Кто прекраснее того, восклицает Св. Ефрем Сирин , кто на голове своей носил семь кудрей ( Cyд. XVI, 19 ), – во образ седьмилучной благодати» 694 .....

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Ис.Х:1 . Горе пишущим лукавство, пищущии бо лукавство пишут Пишущие лукавство, или зло, это неправедные судьи, как видно из следующего стиха, служащего раскрытием настоящего. Пиша несправедливые приговоры, причиняющие зло невинным, такие судьи пишут самим себе зло (лукавство), сами себе готовят беду по закону воздаяния: имже кто согрешает, сими и мучится ( Npeм. XI, 17 ). Возвещая им горе и беду, пророк, от лица Самого Господа, указывает на следующие их вины, достойные наказания: Ис.Х:2 . Уклоняюще суд убогих, восхищающе суд нищих людей Моих, яко быти им вдовице в расхищение и сироте в разграбление Они уклоняют суд убогих, т. е. отказывают бедным в правосудии, не допускают их искать восстановления своих прав судебным порядком. Восхищают суд нищих людей Моих: нагло попирают требования суда и правды в отношения к ним; вместо того, чтобы защищать их от обид со стороны сильных и богатых, лицеприятно склонят суд в пользу последних и обвиняют первых, не жалея ни вдов, ни сирот: тех и других отдают в жертву грабителям их, не внимая жалобам на них со стороны ограбленных. Ис.Х:3 . И что сотворят в день посещения? Скорбь бо вам отдалече приидет, и к кому прибегнете, да поможет вам? И где оставите славу вашу? Лицам, злоупотреблявшим своею властью в отношении к людям слабым и беспомощным, пренебрегавшим их, придется самим испытать беспомощность в день посещения, в день, когда Господь посетит их Своим судом и наказанием, которое совершит Он руками могущественнейших неприятелей, имеющих вторгнуться в Израильское царство. Что сотворят для своей защиты те, которые оставляли без защиты прибегавших к их помощи? Скорбь бо вам отдалече приидет: безопасности вашей грозит нашествие народа, живущего в отдаленной от вас стране, т. е. Ассириян, при Салманассаре разрушивших Израильское царство. Положение ваше будет тогда поистине скорбно, ибо безвыходно, потому что тогда не к кому прибегнуть вам за помощью. Один Господь мог бы помочь вам, но вы забыли Его и стали кланяться иным богам. И где оставите славу вашу? – Куда вам деваться тогда с вашею славой, т. е. с вашей силой и богатством, в чем вы поставляете свою славу?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если филистимляне за то, что взяли к себе ковчег Завета, были наказаны болезнью и уничтожением материальных благ, то израильтяне за неблагоговение перед ковчегом наказаны смертью. Это ясно показывает, что Бог по-разному относится к Своим и чужим; если вы вступили в Завет с Богом, то должны оказывать Ему благоговение. А с язычников спрос невелик, они-то ничего не должны Богу. Об этом же говорит Христос в Евангелии: «Кому много дано, с того много и спросится». Поэтому наказание израильского народа гораздо серьезнее… Когда еще первосвященник Илия был жив, произошел эпизод, связанный с появлением в истории израильского народа пророка и судьи Самуила. Женщина по имени Анна была второй женой и была бездетна, хотя и любима. За то, что она была бездетна и все-таки любима своим мужем, первая жена ее всячески унижала, злословила и портила ей жизнь. Тем не менее, Анна не роптала и смирялась. Но однажды, когда отчаяние, боль, печаль, что она бездетна и не может принести радость мужу, достигли высшей точки, она поспешила в храм (она и так регулярно ходила в храм – приносила жертву) для дела необычного – для молитвы. Это дело необычное для израильского народа – молитва, в нашем христианском контексте, ему не предписывается, нужно приносить жертву, соблюдать обряд, а женщина пришла к Богу помолиться, она принесла Ему свою боль. Упав перед жертвенником на колени, она молилась от всего сердца, уста ее шептали молитву, а слов не было слышно. Это настолько поразило первосвященника Илию, что он подошел к ней и хотел ее выгнать, думая, что она пьяна. Тогда она говорит: «Нет, я не пьяна, я молюсь от сердца, прошу у Бога, чтобы Он дал мне сына». Первосвященник Илия, увидев, что она трезва, благословил: «Да услышит тебя Бог». Через какое-то время она зачала, и родился сын, именем Самуил; она же, когда молилась перед престолом Божиим, дала обет, что если родится сын, то посвятит его Богу – любой первенец, рождающийся у женщины, по закону Моисееву, должен принадлежать Богу (обычно его приносили в храм и выкупали с помощью жертвоприношений. Об этом повествуют события праздника Сретения – евангельские события, когда Пресвятая Богородица приносит Иисуса в храм и приносит в жертву горлиц, выкупая Его от посвящения Богу). Анна дала Богу клятву не только формально посвятить сына Богу, а действительно отдать его в храм: если будет сын, пусть он будет не для нее, а для Бога. Рождается Самуил, она кормит его грудью, а когда ребенок отнят от груди, приносит его в храм и оставляет там. Она будет приходить к нему, шить ему эфод (это особая одежда для прислужников в храме, элемент священнической одежды), приносить одежду. Но и только.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/19

В том обстоятельстве, что Руфь, иноплеменница-моавитянка, удостоилась стать праматерью царя Давида, несомненно заключается некоторая особая черта, также имеющая отношение к Мессии. Как Иуда родил Фареса от Фамари-хананеянки ( Быт.37 ), как Раав блудница была принята в общество Израиля ( Нав.6:25 ) и по древнему преданно взята в замужество Салмоном ( Мф.1:5 ), – так и моавитянка Руфь стала женою Вооза и таким образом вошла в поколение Иуды, от которого должен был произойти Христос по плоти ( Мф.1:3–5 ). «Поэтому, – замечает блаженный Феодорит, – евангелист Матфей, пиша родословие Иисуса Христа, миновал знаменитых добродетелью жен Сарру, Ревекку и других, а упомянул о Фамари, Раави и Руфи и даже жене Урииной, вразумляя сим, что Единородный Сын Божий вочеловечился ради всех людей, и иудеев, и прочих народов, и грешных, и праведных». Как бы продолжая мысль бл. Феодорита, говорит блаженный Иероним, «этим Христос указал на то, что Он, пришедши для уничтожения греха, не счел для себя недостойным родиться от таких тяжких грешников, какими были язычники». И так, настоящее повествование, относясь ближайшим образом к Давиду, чрез него, как праотца Христа по плоти, соприкасается с Спасителем нашим, в частности с совершенным Им делом искупления рода человеческого. Оно учит, что Господь Иисус Христос, имея в предках своих отверженных, презираемых иудеями язычников, не возгнушался ими как в родопроисхождении Своем, так и в совершенном Им искуплении и спасении не праведных только, но и грешников, тяжких и лютых, миром отверженных и презираемых. События, изображаемые в книге «Руфь», происходят в период управления народом израильским Судей, как указывает 1 гл. 1 ст.: «в те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле». Но вследствие этого общего указания на период Судей и отсутствия определенного обозначения, во времена какого именно судьи происходят описываемые события, вопрос о точном определении времени события остается не решенным. Поэтому открывается широкое поле для различных догадок и предположений, так как голод, послуживший причиною описываемого события, случался во времена многих судей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Во всех приведенных случаях можно отметить следующее. Во-первых, иноземные завоеватели захватывают не всю территорию Израиля, а лишь отдельную ее часть. Но иго ложится на весь народ, так как население свободных колен ничем не может помочь своим порабощенным братьям. Вероятно, это связано с потерями при начальном сопротивлении оккупантам. Во-вторых, судьи собирают ополчение не из всех израильских колен, а только из отдельных, наиболее заинтересованных в победе и расположенных вблизи захваченных территорий. Судья Аод, действовавший с эффектом неожиданности, не мог быстро собрать армию со всего Израиля и нанести решающее поражение врагам, так что убил около десяти тысяч моавитян. Варак набирает войско из племен, расположенных ближе всего к столице Иавина – Асору. А чудесная победа Гедеона не нуждается ни в каком объяснении. В-третьих, следует задаться вопросом: если и производился частичный захват земель, то после освобождения какую роль играл предводитель израильской армии? Ответ может быть однозначным: он становился национальным героем и лидером всего Израиля до конца своей жизни. Опять же это объясняется тем, что иго ощущал на себе весь еврейский народ. Поэтому утверждение, что судьи могли действовать одновременно друг с другом, является сомнительным. Следовательно, древние еврейские историки, в том числе и Ездра, могли рассматривать события этой эпохи в очередном порядке. И имели основание высчитывать дату Исхода путем сложения указанных в Библии чисел. К тому же, на основании тех же археологических данных можно прийти и к другому мнению. Ученый Б. Сеттерфилд предположил, что завоевание израильтянами Ханаана могло произойти не в XIII, а в XVI веке до Р.Х. 43 К концу эпохи поздней бронзы многие из городов, упоминаемых в книге Иисуса Навина, лежали в руинах. Так что их нельзя было завоевать в XIII веке. Это мнение вполне удачно совпадает с высказываниями Татиана и свт. Феофила Антиохийского . Так или иначе, относительно главного вопроса у сторонников самой популярной теории напрашивался однозначный вывод. На раннем этапе своей истории израильтяне не имели официальной историографии, и временные интервалы между событиями ими выражались, вероятнее всего, в числе поколений, а не в количестве лет. «Нельзя быть уверенным в абсолютной точности приводимых в Библии временных сроков… „Абсолютные даты“ Библии – результат осмысления этих преданий историографами более поздних эпох» 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

В таком случае филистимляне распространяют свое господство на южный и средний Ханаан, следовательно, и на те колена, которые прежде так часто и так успешно сражались за свою свободу. От этих колен и прежде всего, кажется, от колена Ефремова или из его области, выходит и теперь возбуждение народа к свержению чужеземного ига и здесь находит оно более восприимчивую почву. Общее rope причиною того, что и даняне, прежде восстававшие против него в лице Самсона, теперь плотнее группируются; теперь и иудеи, прежде равнодушные к нему, примыкают к общему движению. Отселе мы видим их среди других израильтян, или по крайней мере отселе уже нет речи о деятельности того или другого колена, или тех или других, – но речь везде об Израиле, о всем доме Израилевом, о всех израильтянах ( 1Цар.4:1; 7:2,3,5,7,8; 8:4 и др.). И все-таки более прочная инициатива борьбы с филистимлянами, более деятельное участие в ней, принадлежит, кажется, колену Ефремову и стоящему в тесной связи с ним колену Вениаминову, следовательно, тем коленам, одно из коих (Ефремово) и прежде так часто становилось или стремилось стать во главе других колен. Мы заключаем об этом из следующего. Более энергическое сопротивление филистимлянам со стороны израильтян начинается со времени первосвященника Илия. Появление первосвященника в качестве судьи имеет важное значение вообще в истории израильского народа. He принадлежа, так сказать, ни одному колену израильскому исключительно, – колено Левиино было рассеяно по всем коленам израильским, – будучи теократическим представителем всего народа вообще и ходатаем его пред Богом, судья первосвященник легче мог объединить между собою все колена израилевы и в политическом отношении, объединяя их прежде всего в религиозном; самое появление его в качестве судьи может свидетельствовать некоторым образом о начавшемся уже среди израильского народа сознании необходимости более тесного внутреннего объединения. Так мы можем уже предполагать в народе больше единства и больше готовности к отражению общего врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21. Личная ревность Манассии к Ефрему, младшему брату, возбуждена благословением Иакова, поставившего Ефрема выше Манассии ( Быт.48:19–20 ). Родовая ревность и соперничество резко обнаружились в мстительном и жестоком поступка Галаадитян с Ефремлянами в войну Иефоая с Аммонитянами ( Суд.12:4–6 ). Частнейшие случаи ревности могут быть объясняемы вышеприведенными примерами царей Израильских, из которых один у другого похищал престол, можно полагать, и потому, что были из этих двух соперничествующих колен. А как Ефрем с Манассиею поедал Иуду, кроме постоянной вражды между Израилем и Иудою, довольно указать на то, как поступил Иоас, Царь Израильский, с Амасиею, царем Иудейским ( 2Пар.25:23–24 ) и Факей в царствование Ахаза (28:6,8). В 4-й ч. 10 г. с 1–4 ст. содержится особая угроза начальникам и судьям, что, поскольку судьи и законоведы сидят неправедно, осуждают маломощных, лишают собственности вдовиц и сирот: то эти судьи и начальники пойдут или в плен, или под меч на смерть. Гл. 10:1, 2. Горе тем, которые полагают определения неправедные. Пророк обращает обличение против судей и правителей, которые угнетают народ, при производстве суда, для корыстных целей дают делам превратное направление и лишают достояния вдов и сирот ( Иер.5:28 ; Пс.34:10 ; Прит.18:5 ; Еккл.5:7,3,4 ). Указывает и на гибельные последствия корыстолюбивых и насильственных стяжаний, которые и вообще навлекают на неправедных стяжателей гнев Божий ( Лк.6:24 ; Иак.5:1,4 ; 1Тим.6:9 ), а в день гневного посещения ( Иер.23:12 ) составляют сугубую горесть и болезнь. Человек скудный, не имеющий ни богатства, ни особенного достояния, в случае тяжкого злоключения или от естественных причин, – наводнения, пожара, смертоносной болезни, или от неприязни человеческой, похищения, разорения, плена, легко расстается со своим незавидным состоянием, и, за исключением болезненных чувствований потери детей, лишения семейства и всего близкого сердцу, без большой тягости оставляет и место своего жительства, идет в плен, расстается даже и с самою жизнью. Но обладающий многими и великими сокровищами, великолепными домами, богатыми поместьями, при внезапном злоключении или предсказанной казни от Бога, лишаясь своих стяжаний, тоже самое испытывает, как бы лишался самой жизни, а если и самой жизни лишается, то испытывает тяжесть двоякой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Содержание и каноническое достоинство песни трех отроков представлено выше (см. 3 гл.), содержание же остальных прибавлений следующее: а) Повесть о Сусанне. В Вавилоне жил богатый человек, вероятно из переселенцев царства Израильского, по имени Иоаким. У него в доме собирались пленники на молитву и для разбирательства своих домашних и религиозных дел, почему старейшины или судьи часто бывали в доме Иоакима и не могли не заметить редкой красоты жены Иоакимовой Сусанны ( Дан.13:1–8 ). Не устояли старцы эти против соблазна ( Иер.29:21–23 ) и решились воспользоваться уединением, коим Сусанна ежедневно наслаждалась в саду своем ( Дан.13:9–21 ). Когда богобоязненная и целомудренная Сусанна стала кричать и призывать на помощь, тогда старцы-судьи дали делу совершенно другой оборот, именно заявили, что застали Сусанну в прелюбодеянии с каким-то юношей, который успел убежать от них ( Дан.13:22–27 ). Наутро, в народном собрании, они явились и обвинителями, и судьями ( Дан.13:28–41 ). Сусанна призывала Бога в свидетели своей невинности; но ей не поверили и повлекли на место казни ( Дан.13:42–43 ). Среди раздирающих сердце воплей несчастной женщины, среди плача сопровождавших ее родственников, вдруг раздался громкий протест: «чист аз от крове сея» ( Дан.13:44–46 ). Это был протест отрока Даниила, из поколения царей иудейских, привлекавшего к себе взоры и надежды всего пленного народа обнаруженными в школе Ассириян необыкновенными дарованиями и успехами в науках, а еще более излитым на него даром изъяснения сновидений. Этот протест и присоединенное к нему указание недостаточности исследования дела остановили исполнение казни. Даниил пригласил возвратиться в народное собрание или на судилище. Там старцы пытались укором Даниила в молодости и самозванстве устранить его от участия в сем деле, но не имели успеха, потому что народ послушно стал исполнять распоряжения Данииловы. По указанию его развели старцев в разные стороны, так чтобы они не могли слышать друг друга ( Дан.13:47–51 ); потом Даниил спросил первого из них, под каким деревом он видел Сусанну с юношей? «Он же рече: под терном» (π σχνον – маслина или мастиковое дерево).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

2.2. Функции судей 2.3. Гедеон 2.4. Сыновья Гедеона. Авимелех Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 2.2. Функции судей Главная функция судей – приводить народ к покаянию и избавлять от угнетения и притеснения. Вторичное их служение – это служение управления народом, которое отнюдь не все судьи несли. В основном функции управления принадлежали старейшинам, а главное и первое значение судьи – это восстановление богопочитания и избавление израильтян от угнетателей. Если мы посмотрим по книге судей, какие народы угнетали израильтян, то увидим, что тут представлена вся окрестная «география». Сколько бы ни было вокруг народов, все по очереди, видимо, в том порядке, в каком израильтяне принимали разных идолов, приходили с оружием в руках — моавитяне, аммонитяне, мадианитяне, филистимляне и даже из Месопотамии — для того, чтобы их завоевать. Чтобы соблюсти формальный порядок, перечислю судей Израильских: Гофониил, освободивший страну от угнетения Месопотамией, затем Аод, избавивший израильтян от моавитян. Затем Девора и Варак, избавившие от хананеев, Гедеон, сражавшийся против мадианитян, дальше его сын Авимелех, который беззаконно пытался воцариться; кратко говорится о судействе Фола и Иаира, потом Иеффай, который сражался против аммонитян; затем говорится о судействе Есевона, Елона и Авдона; последний судья – это Самсон, который боролся с филистимлянами. О некоторых мы поговорим более подробно. 2.3. Гедеон Из судей для нас большой интерес представляет, во-первых, Гедеон, который чудесным образом был призван к своему служению. Тут сказано, что «Гедеон выколачивал пшеницу в точиле для того, чтобы скрыться от мадианитян» (Суд. 6:11), то есть не помышлял ни о каких подвигах, и тогда является ему Ангел Господень и призывает его к служению. Первое деяние, которое совершает Гедеон – он разрушает жертвенник Ваала, который стоял в том селении, из которого он был, и срубает дерево, около которого совершалось идолопоклонство. Так что жители стали весьма гневаться на него, зачем он их божество разрушил, и явились к его отцу с требованием наказать сына, на что отец сказал: «вам ли вступаться за Ваала..? Если он бог, то пусть сам вступится за себя…» (ст. 31). В результате Гедеону дали прозвище Иероваал.

http://sedmitza.ru/lib/text/431054/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010