Л. И. Бриллиантов Книги Царств Название книг Царств указывает на их содержание; ибо в них излагается история ветхозаветной церкви Божией в народе еврейском в период управления царей. В древнем еврейском составе священных книг четыре книги Царств составляли только две книги. Первая книга, соответствующая двум первым книгам Царств, называлась «Книгою Самуила», потому что главным действующим лицом в повествовании их является пророк Самуил. Вторая книга, совпадающая с третьей и четвертой книгами Царств, называлась «Книгою Царей», ибо в ней излагается история царей иудейских и израильских. В нашей же славянской Библии, переведенной с греческой Библии, всем книгам Царств дано общее название: «Книги Царств первая, вторая, третья и четвертая», так как все они содержат одну и ту же последовательную историю основания, возрастания и падения царств еврейских. Впрочем, счисление сих книг Православная Церковь удержала еврейское, из уважения к священной древности еврейского канона, соединивши их в одну книгу первую и вторую, а также, третью и четвертую книгу. Содержание первой книги Царств Первая книга Царств повествует о времени правления первосвященника Илия в качестве судьи народа, о рождении Самуила, отрочестве и призвании его к пророческому служению, о нападении филистимлян на евреев и пленении ими ковчега завета, о смерти самого Илия и сыновей его. Это первая часть книги. Во второй ее части описывается время деятельности Самуила, как пророка и судьи, затем говорится о перемене правления в народе еврейском, избрании Саула в цари, прощальной речи Самуила к народу, в которой он заявляет о сложении с себя звания судьи и увещевает народ быть верными Богу и при перемене своего правления, царь же должен быть проводником Его власти и послушным орудием в руках Божиих. В третьей части излагается история царствования Саула, сперва послушного Богу и потому благоуспешного в своих войнах с врагами Израиля, а потом пренебрегшего велениями воли Божией и потому оставленного Богом и несчастного. Затем повествуется о помазании Давида на царство, описываются обстоятельства отроческой жизни Давида и враждебные отношения к нему царя Саула, которые принуждали Давида спасаться бегством от преследований его и вообще делали жизнь избранного Богом юного царя крайне бедственной. Изложение содержания второй книги Царств

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 19. Книга Судей Израилевых Наиболее глубокая и значимая для нас из исторических книг – это книга Судей Израилевых. Фактически, книга продолжает историю, которая была при Иисусе Навине. Израиль поселяется в земле обетованной, он захватывает определенные территории. Между этими территориями остаются некоторые города, которые занимают другие народности, которые населяли эту землю до этого. Весь Запад населяется филистимлянами, моавитяне временами то уходят в пустыню, то возвращаются вновь, как саранча. Амаликитяне то уходят в горы, то опять покоряют израильтян. Израиль живет в окружении враждебных ему народов. Это и для христиан имеет духовный смысл, для нас, мы ведь тоже живем в постоянном окружении греховного мира. Любое христианское общество живет в изоляции от греховного мира. Израиль является островком духа, пускай не очень прочно стоящим на ногах, часто спотыкающимся, падающим, разбивающимся, как сказано, «идущего вслед этим темным народам». Но в нем продолжает оставаться искра Божия, которая горит до самой эпохи царей Израилевых. В Еврейскую Библию эти книги вошли под названием «Ранние Пророки», т.е. все судьи были посланы Богом. В то же время нельзя говорить о каждом судье, как о святом человеке. В нем проявляются все те недостатки, которые были присущи всему народу. Всех судей мы не будем разбирать, но нужно знать обязательно следующих: это Гедеон, Девора, Иеффай и Самсон. Книга Судей начинается словами «По смерти Иисуса…». Главной темой этой книги является показ вмешательства Господня в судьбу израильского народа. Главное действующее лицо – Сам Господь, который присутствует среди своего народа. Книга начинается со смерти Иисуса Навина и заканчивается гражданской войной с сынами Вениаминовыми. Время книги Судей невозможно точно определить. Подсчеты показывают, что оно укладывается приблизительно в 50–100 лет. Возможно, что не все судьи жили один за другим, как написано. Может быть они жили параллельно друг другу и действовали одновременно. Вступившие в страну колена Израилевы должны были вести непрестанные войны как с коренными жителями ханаанскими, так и с другими народами. Народы, которые враждовали с ними были аммонитяне, амаликитяне, мадианитяне, потомки Едома, т.е. Исава. На западе – филистимляне («народы моря»), откуда пошло название Палестины. Многие говорят, что они пришли с Крита.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАСТЬ [греч. ξουσα; лат. potestas], Божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то; есть господство одного над другим или другими. Христиане побуждаются быть покорными В. ради Господа (1 Петр 2. 13 слл.) и по совести (Рим 13. 5). В. тесно связана с авторитетом . В. может принадлежать на основании или 1) абсолютного превосходства - Богу, или 2) относительного преимущества, вытекающего из естественной необходимости,- напр., власть родителей над малолетними детьми, или 3) относительного преимущества, вытекающего из узаконения случайного факта. Политическая, или гос., В. принадлежит ко 2-му типу: она выражает естественное право общественного целого на подчинение частей: права и интересы общества должны быть определенным образом представляемы, ибо простая сумма интересов частных еще не составляет интереса общества (Вл. С. Соловьёв). Высшим назначением В. является служение В. имущих подвластным им (ср.: Лк 22. 25-27). Представление о В. в Ветхом Завете В. Бога Бог есть великий Царь над всей землей (Пс 46. 3; 94. 3), Он воцарился над народами (Пс 46. 9), Он - владыка народов (Пс 21. 29), призирает народы (Пс 65. 7), судит их (Пс 66. 5), «мышца Его со властью» (Ис 40. 10), Он «Бог богов и Владыка царей» (Дан 3. 47), В. Бога вечна (Пс 65. 7). Бог управляет израильским народом обычно через различные органы В.: через них Он дает ему законы, производит суд, ведет его. Таким «органом» по устройству израильской общины был прор. Моисей , соединявший в своем лице различные обязанности (Втор 5. 31; 34. 10-12; Исх 3. 10-12; Числ 11. 11-13); в святилище Бога таким «органом» служила ветхозаветная иерархия (Исх 28. 1-3, 41; 29. 1 слл.; Числ 1. 47 слл.; 3. 5 слл.; 18. 1-7 слл.; 4. 34 слл.; 8. 15; Втор 18. 1-8); в суде - судьи (Втор 1. 16-17); таким же «органом» в отношении гражданских дел является царь (Втор 17. 14-20).

http://pravenc.ru/text/155023.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie О судьях, царях и пророках В продолжение сорока лет странствовал в пустыне народ Израиля, устремляясь в землю, обещанную Богом Аврааму, в землю своих праотцев. За это время умерли все, кто вышел из Египта. Даже Моисей не удостоился войти в Землю обетованную: он лишь увидел ее с вершины горы Нево, ныне именующейся эн-Неба и возвышающейся на территории современной Иордании. Господь не попустил никому из тех, в чьих жилах текла кровь египетского рабства, обрести свободу в Земле обетованной. Рабство было в буквальном смысле слова изжито за время сорокалетнего странствования. Чудом Божиим, благословением Господним и собственной верой достиг Израиль “земли, текущей молоком и медом” (Иер. 11. 5), и завоевал ее себе, ибо была она уже населена другими племенами. Сыны Авраамовы, расселившиеся по лицу той земли, не имели, как и при выходе из Египта, иного вождя и царя, кроме Бога. Именно поэтому народ израильский долгое время не поставлял над собою земных владык, считая своим царем Самого Бога. Религиозная система правления государством в отсутствие видимого главы именуется теократией: от греческих слов “Теос” — “Бог” и “кратия” — “власть”, вместе — “власть Божия”. Израиль признавал над собой только эту, Божественную, власть и потому не нуждался в земном царе. Видимым объединяющим началом для народа были в те времена особые национальные лидеры, именовавшиеся судьями. Судьи, избиравшиеся на это служение народом, отличались мудростью и духовной силой. Среди судей, много потрудившихся для сохранения духовно-нравственных начал в жизни соплеменников, особенно прославились Гедеон и Самсон. Однако по мере того, как вера людей ослабевала, а проблемы исторического развития усложнялись, израильтянами все более осознавалась потребность в царской власти. И в конце концов народ востребовал себе царя. Так за тысячу лет до Рождества Христова пророк Самуил поставил на царство Саула, которому удалось объединить двенадцать колен Израилевых в один народ. Из Библии мы знаем, что у Иакова было двенадцать сыновей, которые положили начало двенадцати разным племенам. В царствование Саула они начинают объединяться в единый народ в рамках единого государства. И завершился этот процесс уже при следующем царе, также помазанном на царство пророком Самуилом, — Давиде.

http://mospat.ru/archive/86433-o-sudyakh...

Скачать epub pdf Псалом 105 Пред этим псалмом так же, как и пред 104-м, поставлено, вместо надписания, слово аллилуиа . О значении сего слова, равно как и о причине надписания его над некоторыми псалмами, сказано в кратком предисловии к 104-му псалму. Там же сказано и о том, что настоящий, 105-й, псалом, по его повествовательному характеру, имеет некоторое сходство с предыдущим псалмом и служит как бы продолжением его, а потому можно думать, что оба они и составлены одним и тем же лицом, пред самым выходом иудеев из плена вавилонского, в ободрение и утешение претерпевшим в том плену разные бедствия. Пс.105:1–2 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его? Первый стих сего псалма, как выше сказано, повторяется в 16-й главе 1-й книги Паралипоменон, вместе со стихами 47 и 48, где они обозначены как стихи 34, 35 и 36. Словами сего стиха пророк побуждает призывающих Бога не только хвалить и прославлять Его за Его милости и благодеяния, но вместе с тем и исповедать пред Ним грехи свои, потому что милость Господня во век пребывает, и Он всегда готов миловать и прощать грешника. Св. Иоанн Златоуст , в объяснение изречений сего стиха, говорит. «Что значит, что Он Благ? То, говорит, что Он не для того хочет обвинить тебя во грехах, чтобы наказать, но для того, чтобы увенчать, чтобы освободить от порочности. Судьи, взяв того, кто сознался, наказывают, но Бог тогда наказывает, когда увидит кого запирающимся, а сознающегося удостаивает утешения и прощения» с. 836]. Его благость и Его милость так же велики, чудны и достохвальны, как и все другие Его силы и свойства Божественные, и потому, хваля и прославляя Бога, можем ли мы, хотя и желали бы того, достойным образом восхвалить милость и благость Божию к нам, грешным? Мы знаем, все мы слышали о тех чудных делах Божиих, которые Он совершил для освобождения израильского народа от рабства и угнетения его в Египте, но никто из нас не может достойно изъяснить и выразить те достохвальные дела Его (возвестить все хвалы Его).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Псалом 81 Надписание сего псалма – Псалом Асафу – таково же, как и надписание псалма 49 и некоторых других псалмов. Надписание сие указывает на принадлежность псалма Асафу как составителю его, а под именем сего Асафа нужно разуметь того славного певца Давидова пророка Асафа, именем которого надписаны 49-й и 78-й псалмы, с песнопениями которых настоящий псалом имеет большое сходство. Именно, он представляет собой обличительную проповедь против неправедных судей и мог быть вызван теми злоупотреблениями некоторых судей Давидовых, которые подали Авессалому повод возбуждать в народе сомнение в правосудии отца своего и недовольство всем его правлением ( 2Цар.15:2–6 ). Пс.81:1 Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит. Вся история израильского народа представляет собою теократию, т.е. государство, управляемое Самим Богом. От Бога, как верховной власти, происходил и весь закон гражданский, и всякая исполнительная власть в этом теократическом государстве. Как цари, так и все судьи и князья в нем были только видимыми представителям Бога, во имя Его применявшими к частным случаям и осуществлявшими данный Богом Закон. Поэтому все они, эти представители Верховного Судии Бога, в Ветхом Завете неоднократно называются богами ( Втор.1:17 ; Исх.22:8, 28 ; 2Пар.19:6 , ср. Ин.10:35 ). Так, не кто другой, а именно те же иудейские судьи, и в сем псалме названы богами. И в царствование Давида, именно в начале его, были такие судьи, которые забыли, что они должны судить во имя Божие и потому – справедливо. К ним-то и относятся эти начальные слова псалма, в которых псалмопевец представляет Господа Бога, верховного Судию внезапно являющимся в собрании неправедных судей (в сонме богов), чтобы потребовать от них отчет в употреблении своей власти, произвести суд над ними: «Бог стал в сонме божием; среди богов произнес суд». Пс.81:2 Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете. Еще Моисей пророк, в Законе своем, от имени Божия говорил евреям: «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие» ( Втор.1:17 ), и еще: «Не сотворите неправды в суде: да не приимеши лица нищего, ниже почудишися лицу могущего: по правде да судиши ближнему твоему» ( Лев.19:35,15 ). Иудейские судьи, очевидно, забывали эти статьи Закона или не обращали на них должного внимания; при разборе тяжебного дела и постановлении судебного приговора, они принимали во внимание не сущность разбираемого дела, а угодливость тому или другому лицу, богатому или знатному, находящемуся с ними в родственных, дружественных и т.п. отношениях. В такой несправедливости и лицеприятии пророк, от имени Божия, и обличает здесь иудейских судей, говоря: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Доколе будете смотреть на лица, на общественное положение судимых, на подарки или какие-либо свои выгоды, и т.д., а не на самое дело?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Марк Мангано (протестант) Книга судей. Дейл Мейнор Исторический и культурный фон На фоне оптимистичной и героической книги об успешных военных операциях Иисуса Навина, книга Судей смотрится мрачновато. Столь сильное различие породило немало дискуссий и споров о происхождении и взаимосвязи этих книг. 351 Начнем с того, что книга Судей – седьмая по счету книга в иудейской Библии и вторая в списке так называемых «древних пророков» или «исторических книг», как их называют христиане. Еврейское название книги (ивр.) (шофетим) переводится Септуагинтой как кргтол (критай). И с еврейского и с греческого перевод один и тот же – «Судьи». «Судили» народ те, кто брал на себя ответственность и руководящую роль в самые кризисные моменты истории. Соответственно и период, о котором идет речь в этой книге, – был переходом от стабильного руководства основателей нации Моисея и Иисуса Навина к возникновению монархии. Период хаоса, характерный для книги Судей, можно сравнить с подобными переходными периодами в истории Египта и Месопотамии. 352 Напомним, что судья, в современном понимании слова, отличается от понятия, которое использует книга. Ясно, что судьи тех времен не занимались решением спорных вопросов и вынесением приговоров. Пожалуй, единственным судьей, который в какой-то степени занимался собственно судебной практикой, была Девора (4:45). Довольно интересно, что ни один судья в книге не назван существительным «судья» (ивр.) шофет), кроме Яхве, которого Иеффай называет Судьей (ивр.), хашшофет; 11:27). В то же время, ко всем судьям книги применяется глагольная форма этого слова, то есть все они «судили народ Израильский». Некоторые называли судий популярными, харизматическими лидерами, однако такое определение не соответствует действительности. Далеко не все судьи были привлекательными личностями, способными притягивать людей. Самсон, например, был в высшей степени нелюдим и, возможно, настолько невоспитан и груб, что на свой свадебный пир ему пришлось буквально нанимать гостей за определенную плату (14:1011).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Судьи народа Израильского Вопреки завещанию Иисуса Навина, Евреи «не овладели всею землёю (Ханаанскою), во-первых, – по лености, а во-вторых – по любостяжательности, ибо сказано: «сотвори Хананея данника» себе ( Cyд. I, 28 )» 684 . Но Промыслу Божию угодно было и это ослушание Евреев обратить им же в пользу. Бог попустил остаться туземным народам среди Израильтян, «чтобы они опытом дознавали Божие о них попечение и, по необходимости воевать с врагами, призывали в споборничество Владыку» 685 . И вот, всякий раз, как они покидали нечестие и злые дела, которыми заражались от тех же Хананеев, от которых терпели потом угнетение, и обращались к Богу с мольбою о помощи; Бог воздвигал им мужей, крепких верою и полных упования на Бога. Эти мужи избавляли Израильтян от иноплеменников и, с именем Судей, правили народом, от. имени и по воле Господа – Остановимся на некоторых фактах из жизни и деятельности наиболее знаменитых Судей Израилевых. Руно Гедеона 686 «Сие руно означало, что древле Израиль изобиловал божественною благодатью, а впоследствии и всё человечество стало причастно духовных даров; лишён же их Израиль, как руно лишено росы» 687 . С другой стороны, орошение руна тогда, когда вокруг всё было сухо, и, наоборот, сухость, когда вокруг всё было влажно от росы, прообразовали собою истину бессеменного зачатия Девой Марией Христа, Сына Божия, которое совершалось чудесным образом, «препобедив естества уставы» 688 . Самсон Доле всех тяготело над Израильтянами иго Филистимлян. Филистимляне теснили их 40 лет. Когда народ покаялся во своих грехах и обратился к Богу с мольбою о помощи, Господь воздвиг им защитника в лице Самсона, который был судиею 20 лет. «Восхотев сокрушить могущество иноплеменников, духовною благодатью Господь даровал Самсону крепость и силу – Для того и попустил ему Бог желание взять в супружество жену иноплеменницу (Суд., XIV) 691 , чтобы, обманутый своей невестой и её отцом 692 , он имел законный повод наказать Филистимлян за их притеснения Израилю, говоря: «теперь я буду прав пред Филистимлянами, если сделаю им зло» 693 . Внешним, символическим, изображением благодати, обильно почившей на Самсоне, служили его волосы. «Кто прекраснее того, восклицает Св. Ефрем Сирин , кто на голове своей носил семь кудрей ( Cyд. XVI, 19 ), – во образ седьмилучной благодати» 694 .....

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

С этою целью Господь Бог, явившийся Моисею и чрез него пробудивший в народе сознание истинной религии и связанных с нею обетований, по освобождении народа от рабства египетского, вновь заключил с ним завет, и выражением этого завета с народом было синайское законодательство. В нем ясно и определенно выражено все то религиозно нравственное мировоззрение, которое доселе открывалось по частям и сознавалось неполно и отрывочно. Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и возрасти семена спасения, предназначенного впоследствии распространиться на все человечество. Когда народ израильский находился у подошвы священной горы, Господь говорил ему чрез Моисея: «Вы видели, что Я сделал египтянам, и как Я носил вас, как бы на орлиных крыльях и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего, и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов; ибо Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19:36 ). «Все вы сегодня стоите пред лицом Господа Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши, (судьи ваши), надзиратели ваши, все израильтяне, дети ваши, жены ваши, и пришельцы твои, находящееся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою, чтобы вступить тебе в завет Господа, Бога твоего, и в клятвенный договор с Ним, который Господь, Бог твой, сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом. Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога вашего, чтобы ходить служить богам языческих народов» ( Втор. 29:10–13, 18 ). Главная цель учреждения особого «царства Иеговы» есть, как видно из приведенных мест, сохранение истинной религии, учения о поклонении единому истинному Богу, в противоположность идолопоклонству других народов. Чтобы сохранить истинное учение о Боге, Иегова заключает с народом договор на тех, если так можно сказать, условиях, что Он – царь всей земли – становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления которого и обязывается народ принять и свято сохранять. Если израильтяне добровольно согласятся признать Иегову своим Господом и царем, сохранять Его завет и исполнять законы, признавать Его единым истинным Богом и поклоняться только Ему, то Иегова, будучи Богом и верховным правителем всего мира, всех народов земли, примет народ израильский под свое особенное покровительство, будет править им особенными законами, обеспечит ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии и даст ему, как возлюбленному и избранному народу между всеми народами земли, все блага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговы к народу есть «теократия» или «Богоправление» – в высшем религиозно-нравственном значении этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

2.2. Функции судей 2.3. Гедеон 2.4. Сыновья Гедеона. Авимелех Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 2.2. Функции судей Главная функция судей – приводить народ к покаянию и избавлять от угнетения и притеснения. Вторичное их служение – это служение управления народом, которое отнюдь не все судьи несли. В основном функции управления принадлежали старейшинам, а главное и первое значение судьи – это восстановление богопочитания и избавление израильтян от угнетателей. Если мы посмотрим по книге судей, какие народы угнетали израильтян, то увидим, что тут представлена вся окрестная «география». Сколько бы ни было вокруг народов, все по очереди, видимо, в том порядке, в каком израильтяне принимали разных идолов, приходили с оружием в руках — моавитяне, аммонитяне, мадианитяне, филистимляне и даже из Месопотамии — для того, чтобы их завоевать. Чтобы соблюсти формальный порядок, перечислю судей Израильских: Гофониил, освободивший страну от угнетения Месопотамией, затем Аод, избавивший израильтян от моавитян. Затем Девора и Варак, избавившие от хананеев, Гедеон, сражавшийся против мадианитян, дальше его сын Авимелех, который беззаконно пытался воцариться; кратко говорится о судействе Фола и Иаира, потом Иеффай, который сражался против аммонитян; затем говорится о судействе Есевона, Елона и Авдона; последний судья – это Самсон, который боролся с филистимлянами. О некоторых мы поговорим более подробно. 2.3. Гедеон Из судей для нас большой интерес представляет, во-первых, Гедеон, который чудесным образом был призван к своему служению. Тут сказано, что «Гедеон выколачивал пшеницу в точиле для того, чтобы скрыться от мадианитян» (Суд. 6:11), то есть не помышлял ни о каких подвигах, и тогда является ему Ангел Господень и призывает его к служению. Первое деяние, которое совершает Гедеон – он разрушает жертвенник Ваала, который стоял в том селении, из которого он был, и срубает дерево, около которого совершалось идолопоклонство. Так что жители стали весьма гневаться на него, зачем он их божество разрушил, и явились к его отцу с требованием наказать сына, на что отец сказал: «вам ли вступаться за Ваала..? Если он бог, то пусть сам вступится за себя…» (ст. 31). В результате Гедеону дали прозвище Иероваал.

http://sedmitza.ru/lib/text/431054/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010