Но в будущей жизни грешник будет пить не сладкую чашу, а одну только горесть от своих грехов. Г. О степенях мучений    Христос Спаситель угрожал некоторым городам и селениям еврейским страшной участью в будущем веке. Это были те города и селения, которые хоть слышали его проповедь и видели его необычайные чудеса, но ничему не поверили и ничем не тронулись. Он сопоставлял этим городам других упорных грешников, которые жили раньше, или если и одновременно с ними, то за пределами Палестины. И вот, в сравнении с последними он ясно выразил высшую степень наказания для них: «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10:15.). «Тиру и Сидону отраднее будет, нежели вам» (Мф. 11:22). И указал он при этом именно на казнь после суда последнего (в день судный!…). В другое время он прямо вел речь о втором пришествии своем, после которого одним будут награды, а другим казни. И что же он проповедал? «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12.47-48). Хоть ни для кого не извинительно неведение воли Божией, изложенной в откровении, но кто имеет полное знание этой воли и между тем не прилагает своих знаний к делу, тот заслужит большую казнь.    Св. отцы о разности мучений для грешников рассуждают: «есть разные роды мучений… И сказанное в притчах: во дне ада дает разуметь, что некоторые, хотя в аде, но не во дне ада, терпят легчайшее наказание; иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница; не должно сомневаться в том, что самые наказания, которым подвергнутся грешники, по различию преступлений будут различны».    В слове Божием (кроме учения о рабе ведевшем и неведевшем), а также и у св. отцов, еще находим указания на то, кто более и кто менее будет мучиться на том свете. Апостол Павел, предлагая учение о воздаянии людям в день «откровения праведного суда Божия» (следовательно, в будущем веке), говорит: «скорбь и теснота на всяку душу человека творящего злое, иудея же прежде и еллина» (Рим 2:5, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(13.1) Как-то вышли мы из Рима в место, называемое Равенна 326 , и пригласил нас во дворец Григорий 327 , сын Боэтия 328 ; ибо он был там принцепсом и был нам другом с самого начала. И был там некий диакон византиец, поставленный служить в тамошней церкви. (13.2) Нам рассказывал он и говорил: «Во времена Ираклия царя я был схвачен и отведен в плен и много времени провел у них. (13.3) И в конце концов я бежал с прочими товарищами, которые были вместе со мной схвачены и уведены; и ночами мы шли по Фракийской пустыне много дней, но днем не ходили из боязни. (13.4) И ничего совсем не осталось у нас из еды, так что были мы на грани смерти 329 . И был день тот утро дня Господня 330 ; и горевали мы сильно, не только из-за еды, но и о том, что переходим от временного без приобщения Таин Божиих. (13.5) Начали те со мной просить меня, заклиная и принуждая, и говорили мне: «Не оставь нас умереть без приобщения; если же [сделаешь это], ты дашь ответ Господу за нас в страшный день Судный». (13.6) Я же ответил им и сказал: «Зачем так неразумно умоляете и принуждаете меня? Первое то, что я не пресвитер, и второе – у меня нет хлеба. И как мне возможно причастить вас?» (13.7) И поднялся один из них, и перетряс все наши карманы, и нашел малую долю хлеба; и когда увидели они его, поднялись все, и протянули мне, и сказали: «Возьми это и как хочешь сделай нам жертву». Я же спорил ними и говорил: «Не разрешается так делать». Они же принялись понуждать меня со многим плачем. (13.8) Тогда положился я на милосердие Божие и веру их, и поднялся, и нашел в месте том, по промыслу Божию, камень большой и голый. И дерзнул, и взял долю , и положил на него. И пал на землю, преклонив колени со своими товарищами, и долгое время плакал. И встал, и сотворил молитву диакона, и сказали мы, как в литургии говорят – и «Верую», и «Отче наш», и были очи наши устремлены в небо. И сказали: и как дальше следует. (13.9) И сделалась доля хлебом большим и святым 331 . И когда увидели мы это, прославили Бога и возблагодарили за таковое чудо. И приобщились от него, и укрепились; согласно слову, И более чем прежде укрепились. И вкушали от него двадцать дней, доколе не пришли в селение» 332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

24, 30), будет судить живых и мертвых. Потому что тогда произойдет и Воскресение всех без исключения мертвых. Итак, будет Суд. Человеколюбивый Бог предупредил нас об этом событии еще во времена пророков. Когда же Богочеловек Господь пришел на землю, то это предупреждение прозвучало еще строже. В Нагорной проповеди Он упоминает о том дне, когда многие скажут Ему: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда Господь им ответит страшными словами: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22–23). И когда Он же предрекал наказание городам–идолослужителям, не уверовавшим в Его проповедь, то ясно говорил о «Дне Судном», когда жители Тира и Сидона подвергнутся меньшему наказанию, чем Капернаум и другие города Галилеи, которые остались нераскаявшимися (Мф. 11, 20–24). Также Господь учил, что в «День Судный» люди дадут ответ за всякое праздное слово (Мф. 12, 36), ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его, поскольку соберутся пред Ним все народы (Мф. 16, 27; 25, 32). Говоря о будущем всеобщем Суде, Господь использовал и образные притчи о добром семени и плевелах (Мф. 13, 24–30), о неводе, закинутом в море и захватившем рыб всякого вида, о десяти девах, о талантах (Мф. 13, 47–50; 25, 1–13, 14–30) и т. д. В словах, с которыми Он обратился к ученикам пред Честными Своими Страданиями, Он отдаленно упоминал и о Всемирном Суде. Уверенность в будущем Суде не раз высказывали и святые Апостолы. Апостол Петр учил Корнилия и собравшихся в его доме, что Христос — определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян. 10, 42). Апостол Павел проповедал афинянам, что Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17, 31). Возможно, кто–нибудь задастся вопросом: «Как пророки и святые Апостолы узнали подробности о Суде?» На этот вопрос мы предлагаем просвещенный ответ преподобного Симеона Нового Богослова, который пишет: «Итак, то, что пророки и Апостолы говорили о Дне Господнем и о Его страшном и славном Пришествии […], они услышали от Святого Духа и сказали, как Господь наш Иисус Христос говорил им: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

2 А вы. В противовес тому, что сделал Господь («Я избирал в пророки», 2,11), народ Израиля стремился разрушить Его планы, не позволяя посланцам Бога пророчествовать и заставляя назореев пить вино. Таким образом, они проявляли свое неуважение и к Господу, и к закону. 2:13 Господь собирается раздавить Израиль, уподобив Себя колеснице, все сокрушающей на своем пути. 2 у проворного... крепкий. Ни скорость того, кто надеялся убежать, ни сила того, кто рассчитывал выстоять, не спасут их от гнева Божиего. храбрый. Иначе: «герой», т.е. тот, кто по своим физическим данным и выучке соответствовал ипостаси могучего воина. Голиаф был одним из таких ( 1Цар. 17,51 ). Этот же термин применим и к Давиду ( 1Цар. 16,18 ), и к Мессии («Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», Ис. 9,6 ). 2 не спасет своей жизни. Иначе: «спасти голову». 2 убежит нагой. Ср. Быт. 2,25 . Здесь речь идет о том, что даже самый отважный воин отбросит в панике не только доспехи и оружие, но и одежду: только бегство его не спасет. в тот день. Указание на судный день. В данном случае оно предвещает грядущее завоевание царства Ассирией. Глава 3 36,14 Эти пророчества с обвинениями против Израиля развивают и дополняют сказанное в 2,6–16. 3:1–15 Бог устами пророка Амоса изрекает обвинение на сынов Израиля. 3:1–8 Господь изрекает слово на сынов Израиля. Усиленное предостережение, особенно правящим кругам. 3 Слушайте слово сие. Эти торжественные слова приказа повторяются в 4,1 и 5,1 и перекликаются с повелением слушать и повиноваться Господу в текстах завета ( Втор. 4,1; 5,1; 6,3.4 ). См. также Ис. 1,2 ; Иер. 2,4 ; Ос. 4,1 . 3 только вас признал Я. Слова Амоса здесь перекликаются со Втор. 7,7.8 : «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас... но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим». потому. Милость Господа и всепрощение народу Израиля были неотделимы от наказания за грехи именно потому, что Он слишком любил Свой народ, чтобы позволить ему безнаказанно и безответственно грешить (ср. Притч. 3,11.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

32 . Но ты удивляешься этому событию? Удивилась ему и Сама Родившая. Ибо говорит Она Гавриилу: как будет Мне это, когда Я мужа не знаю? (ср. Лк.1:34 ). А он отвечает: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сын Божий (ср. Лк.1:35 ). Чистое и непорочное рождение. Ибо где дышит Дух Святой, там нет никакой нечистоты. Непорочно плотское рождение от Девы Единородного, хотя еретики прекословят этой истине. Обличит их Дух Святой, оскорбится ими сила Вышнего осенившая, станет против них Гавриил в день судный, постыдит их место яслей, принявшее Господа. Свидетелями будут на них пастыри, благовествовавшие тогда, и воинство Ангелов, хвалящих, воспевающих: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). Будут свидетелями храм, в который принесен был Он тогда в сороковой день, две горлицы, принесенные за Него, и принявший Его тогда в объятия Симеон, и бывшая при том пророчица Анна. 33 . Итак, когда Бог свидетельствует, свидетельствует вместе Дух Святой, и Христос говорит: За что ищете убить Меня? ( Ин.7:19 ), – то да умолкнут еретики, противоречащие человечеству Его. Ибо противоречат они Тому, Который говорит: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк.24:39 ). Да поклоняемся рожденному от Девы Господу, и да познают девы венец своего состояния, да познает и чин монашеский славу чистоты, ибо мы не лишаемся достоинства за чистоту. Хотя во чреве Девы был девять месяцев Спаситель, впрочем, мужем сделался тридцати трех лет. Потому если приемлет честь Дева за девятимесячное время, то гораздо более мы – за время многих лет. 34 . Все да проходим поприще чистоты при помощи благодати Божией, юноши и девицы, старцы и отроки ( Пс.148:12 ). Да не предаемся невоздержанию, но да хвалим имя Христово. Познаем славу чистоты, ибо она есть венец ангельский, вещь, превышающая человека. Будем хранить тело, имеющее воссиять подобно солнцу. Для малого удовольствия не оскверним сего столь славного тела. В краткое время, в один час совершается грех, а стыд через многие годы вечно продолжится. Старающиеся о чистоте – суть Ангелы, живущие на земле. Девы имеют часть с Марией Девой. Да отвергнут они всякое излишнее украшение, всякий нечистый взор, всякую небрежную поступь, всякий блеск одежды и приманку сладострастия – благовонные запахи. Благовонием же для всех да будет благовонная, с добрыми делами соединенная молитва и святость телесная, чтобы родившийся от Девы Господь как о нас, хранящих чистоту мужах, так и о достойных венца женах сказал: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду им Богом, и они будут Моим народом ( 2Кор.6:16 ; Лев.26:11–12 ). Слава Ему во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

5) В веке этом бывает, что земледельцы, которые возделывают землю, трудятся и сеют, – с радостью плоды трудов своих собирают, а ленивые и гуляки, на них смотря и не имея чем довольствоваться, скорбят и ругают себя. Так будет и в тот день. Боголюбцы плоды веры и благочестия с радостью пожнут и получат блага, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9). А миролюбцы, видя это и узнав, что лишены таковых благ и отвержены, восплачут и возрыдают и будут бесполезно себя ругать. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал 6:7-8). И еще говорит Господь: Вот, рабы Мои будут есть, а вы (беззаконные) будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа (Ис 65:13-14). И сожаление, и горечь, и скорбь, и болезнь умножается, если видеть иных в благополучии, себя же в неблагополучии, видеть иных на свободе, себя же в неволе, видеть иных во славе, себя же в бесславии и бесчестии, видеть иных в радости, себя же в скорби, видеть иных в богатстве, себя же в нищете, видеть, что иные едят, пьют и веселятся, а самому испытывать голод, жажду и печаль. И так бывает в мире, и здесь я, применяясь к человеку, и по мудрованию человеческому говорю. Как несравненно умножится сожаление, и горечь, и беда и болезнь в день судный при разлучении праведных от грешных, когда грешные увидят праведных во славе, в радости и веселье, в царствии, в торжестве и в вечном и несказанном блаженстве со Христом, такой славы подвигами с помощью Божией достигших, хотя того же естества были, той же плотью и немощью обложены, как и грешники, которые себя увидят в крайнем окаянстве, бедствии, бесчестии, отверженными от Источника жизни навеки, – и тогда познают, что от сего бедствия могли избавиться и вечную жизнь и блаженство получить благодатью Христовой, но не хотели, а вместо истины за тенью гонялись. Увидят и познают сие, и тем весьма умножится их скорбь, болезнь, раскаяние и тоска, но уже не возвратят того, что нерадением потеряли. Именно об этом и Господь говорит: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк 13:28). А особенно, когда тех увидят во славе и между сынами Божиими, которых здесь презирали, злословили, ругали, злодеями называли, как подножие, попирали, и как сор вменяли, как сие их раскаяние и воздыхание запоздалое описано в книге Премудрости Соломона (Прем гл. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

5) В веке этом бывает, что земледельцы, которые возделывают землю, трудятся и сеют, – с радостью плоды трудов своих собирают, а ленивые и гуляки, на них смотря и не имея чем довольствоваться, скорбят и ругают себя. Так будет и в тот день. Боголюбцы плоды веры и благочестия с радостью пожнут и получат блага, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор 2:9 ). А миролюбцы, видя это и узнав, что лишены таковых благ и отвержены, восплачут и возрыдают и будут бесполезно себя ругать. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал 6:7–8 ). И еще говорит Господь: «Вот, рабы Мои будут есть, а вы» (беззаконные) «будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа» ( Ис 65:13–14 ). И сожаление, и горечь, и скорбь, и болезнь умножается, если видеть иных в благополучии, себя же в неблагополучии, видеть иных на свободе, себя же в неволе, видеть иных во славе, себя же в бесславии и бесчестии, видеть иных в радости, себя же в скорби, видеть иных в богатстве, себя же в нищете, видеть, что иные едят, пьют и веселятся, а самому испытывать голод, жажду и печаль. И так бывает в мире, и здесь я, применяясь к человеку, и по мудрованию человеческому говорю. Как несравненно умножится сожаление, и горечь, и беда и болезнь в день судный при разлучении праведных от грешных, когда грешные увидят праведных во славе, в радости и веселье, в царствии, в торжестве и в вечном и несказанном блаженстве со Христом, такой славы подвигами с помощью Божией достигших, хотя того же естества были, той же плотью и немощью обложены, как и грешники, которые себя увидят в крайнем окаянстве, бедствии, бесчестии, отверженными от Источника жизни навеки, – и тогда познают, что от сего бедствия могли избавиться и вечную жизнь и блаженство получить благодатью Христовой, но не хотели, а вместо истины за тенью гонялись. Увидят и познают сие, и тем весьма умножится их скорбь, болезнь, раскаяние и тоска, но уже не возвратят того, что нерадением потеряли. Именно об этом и Господь говорит: «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» ( Лк 13:28 ). А особенно, когда тех увидят во славе и между сынами Божиими, которых здесь презирали, злословили, ругали, злодеями называли, как подножие, попирали, и как сор вменяли, как сие их раскаяние и воздыхание запоздалое описано в книге Премудрости Соломона (Прем гл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

А тех, других, что по левую сторону станут, прогонит праведный Судия на муки вечные, в огонь, уготованный диаволу и рабам его. И эти, не получившие благословения, спросят: «Когда они видели Его в беде и не помогли Ему?», и праведный Судия ответит им: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне ( Мф. 25:45 ). Видите, образованные, как Христос отождествляет Себя с теми, кто страдает в этом мире. Он милостиво называет их «братьями Своими меньшими». Неужели вы откажете в хлебе братьям Христа? Так знайте: кто им откажет – Ему отказывает. В Судный день все откроется, и Он станет судить праведно. А когда Суд окончится, наступит для праведников царствование без конца и края, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:43 ). Все остальные царства падут, всякая другая власть и сила рассеется, как туман пред солнцем, и только Его Царство останется, и не будет оно иметь ни границ, ни соседства, как провидел и предсказал пророк, которого и евреи признают: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан. 7:14 ). И продолжится Царство Его дольше видимого неба и земли, ибо сказано: прежнее небо и прежняя земля миновали ( Откр. 21:1 ), а Царство Его останется. С блеском, силой, славой и достоинством завершится богочеловеческая драма, начавшаяся в холодной пещере Вифлеемской. Так будет расти и возрастет, как зерно горчичное, и станет древом жизни, которое покроет весь мир видимый и невидимый. Да возвеселятся этим души ваши, праведники, если страдаете за имя Иисусово, если сносите униженья за правду Его. Каждый день вашей скорби, ваших мук и унижений принесет вам столетия радости, ибо вознаграждены будете гражданством ангельским в Его Царстве. Кто хоть немного уподобится в страдании Иисусу, уподобится Ему и в славе. Слезы ваши и раны ваши, сейчас скрытые, осветит солнце незаходящее. Кажущееся поражение ваше ради Евангелия Его станет триумфальной победой, которую провозгласят не чернилами люди, но ангелы Божии трубным гласом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Анафема будет тяготеть над тем городом, который мы уничтожили; жители никогда не возвратятся туда, даже до тех пор, пока откроется выход Яджуджу и Маджуджу: тогда они быстро устремятся с каждой горы – это будет пред днем суда 169 . Суд Божий будет тогда, когда померкнут звезды, когда расторгнется небо и когда горы будут рассыпаны, как прах 170 . И вострубят в трубу, и все, что есть на небесах и на земле, потеряет жизнь, исключая тех, кого Бог захочет оставить. Потом вострубят во второй раз, и все существа восстанут и будут в ожидании. Земля загорится от сияния Господа; будет положена книга и приведутся пророки и свидетели: решение будет произнесено по всей справедливости и никто не будет обижен 171 . Мы поставим весы правосудия в день воскресений. Ни одна душа не осудится неправедно, когда даже то, что она сделала будет весить одно горчичное зерно 172 . В этот день (судный) Мы поставим правильные весы: те, кои будут весить тяжело, будут счастливы, а те, кои не перевесят, погубили свои души, потому что они были несправедливы к нашим наставлениям 173 . Они явятся пред Господа своего по отделениям полками (араб.). Бог скажет им: вы явились ко мне в том состоянии, в каком сотворил я вас в первый раз, и вы думали, что я не исполню своих обещаний. Книга, в которой будут написаны все дела их, дастся им в руки: ты увидишь, в какой они придут ужас, по причине того, что будет написано в них. Горе нам! что скажет эта книга? – Малейшие вещи, на ряду с величайшими, будут написаны там; ничто не будет опущено; все будет сочтено; все их действия будут представлены. Бог не обидит никого 174 . Горе нам! скажут они: – мы исключены из мест покоя. Обещаний Божии сбываются. Его Апостолы говорили нам правду. Мы (слова Бога) положим печать на их уста; руки их будут говорить и иоги будут свидетельствовать о делах их 175 . Тот, которому дадут книгу деяний в правую руку, будет судим судом кротким, а тот, которому дадут в левую, будет призывать смерть, чтобы сгореть в огне 176 Богу принадлежит знание тайн неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Бог в любви пребывает в человеке и в любви его спасает. Также и человек в любви пребывает в Боге и в любви спасается. Святой евангелист Иоанн представляет здесь самое великое и точное благовестие Нового Завета: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем». 1Ин. 4:17 .  О сем совершается любы с нами, да дерзновение имамы в день судный, зане, якоже Он есть, и мы есмы в мире сем. ( Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.) И мы, «пребывая» в Боге, возрастаем непрестанно в любви, совершенствуемся в ней постоянно и безгранично. Как всемощная Божественная сила, любовь не только изгоняет всякий грех из нас, держит нас в святой жизни, Бого-жизни, но и дает нам свободу не бояться страшного Суда. Да, мы находимся в мире зла и греха, но мы не боимся ни зла, ни греха, потому что живем во Христе, живем в Боге. Он тот, Кто в нас и для нас побеждает Своими Божественными силами всякое зло, господствует над каждым грехом. Мы не от мира, но живем в мире во Христе и, таким образом, поступаем в мире сем, как Он. Жизнь Господа – это образец, это пример для нашей жизни в этом мире. Если святой Иоанн Богослов и написал это много позже после Вознесения Спасителя на небо, он использует настоящее время: «якоже Он есть, и мы есмы в мире сем». Здесь святой нам открывает великое таинство, что Господь наш Иисус Христос пребывает непрерывно в этом мире с Церковью . Ведь, присутствуя в ней, Господь постоянно пребывает с нами в этом мире. Одновременно же Он пребывает и с каждым членом Церкви на протяжении всех веков. Поэтому каждый род верующих может сказать со святым Иоанном Богословом: «якоже Он есть, и мы есмы в мире сем». Мы в этом мире живем ради Него, якоже Он есть в истине, праведности, в любви, такожде и мы. То, что есть Его, является и нашим. Он нам оставил всего Себя в Церкви и постоянно нам дает Себя, особенно посредством священного таинства Божественной Евхаристии (причастия), и через другие таинства и святые добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010