По другим чинам, что мы не видели за предыдущее время, после облачения, следовавшего за миропомазанием, читались те же Апостол и Евангелие, которые читаются и теперь 1469 . По всей вероятности, этот обычай только начал входить в русскую крещальную практику. Это тем более вероятно, что и в греческой практике в первый раз мы видим его около этого времени. Условие его возникновения, в крещальном чине объясняется тем фактом, что наконец сознана невозможность по тем или другим обстоятествам приобщать новопросвещенного всегда тотчас же после, его крещения. Впрочем, наставление, чтобы новопросвещенного приобщать тотчас же по его крещении, и теперь встречается в большинстве требников 1470 . По требникам третьего разряда, в которых облачение полагалось в тоже время, как и теперь, после миропомазания происходило троекратное обхождение вокруг купели и затем воцерковление, ектения сугубая и отпуст 1471 . По требникам четвертого разряда после миропомазания, как и в XV в., тотчас же следовало облачение новорожденного в срачицу и верхнюю одежду, с произнесением тех же самых слов, какие произносились и в предыдущую эпоху 1472 . Наконец, по требникам пятого разряда, за миропомазанием тотчас же следовало чтение молитвы на пострижение 1473 . В требниках других разрядов последний акт следовал или после облачения новопросвещенного 1474 , или после чтения Апостола и Евангелия 1475 . Молитва на пострижение, самое пострижение и молитва благословения были те же, что и теперь, только пострижение предшествовало, а не последовало ей, как это есть в настоящем чине крещения 1476 . В конце чина пострижения, обыкновенно, стоит таже заметка относительно хранения волос, на которую мы указывали выше 1477 . После пострижения по одним требникам следовало воцерковление 1478 ; по другим – возложение кукуля, обхождение вокруг купели с пением «Елицы во Христа крестистеся», обряд воцерковления, ектения сугубая и отпуст 1479 ; по третьим же – возложение кукуля, обхождение вокруг купели с пением: «Елицы во Христа крестистеся», ектения сугубая, на которой поминаются князь, святитель, восприемники, новокрещенный, – и отпуст 1480 :

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Малая сугубая ектения составлена и в практику Елеосвящения введена издавна. Появление ее на сем месте образовалось таким образом. По чину Гоара IX в., когда Елеосвящение соединялось с литургией, за чтением апостола и евангелия, обычно следовала великая сугубая ектения. А когда совершение Елеосвящения отделилось от литургии и обособилось, в него приняты из литургии апостол и евангелие, а по евангелии удержана и сугубая ектения, но изложена, применительно к Елеосвящению, в сокращенном виде и со внесением нового прошения об отпущении грехов. В таком виде сия ектения значится в некоторых чинах XIV u XV века, с замечанием о семикратном ее возношении, т. е., о возношении и после каждого из евангелий, положенных в чинах Елеопомазания 622 .   Пение тропарей, чтение апостола и евангелия, произнесение ектении также составляют лишь продолжение единого неразрывного акта: освящения елея, но еще не заканчивают его. 9) Этот акт заканчивается вполне, по произнесении над елеем второй освятительной молитвы: Безначалъне, вечне, святе святых... Молитва сия обращена к Богу Отцу с прошением, чтобы Он, ниспославший Единородного Сына Своего, исцеляющего всякие недуги дупг и телес наших, ниспослал и Св. Духа Своего, освятил елей (в кандиле) и сотворил его помазующемуся (произносится имя) в совершенное избавление грехов его, в наследие царствия небесного. Первый иерей читает эту молитву вслух, a прочие, как и первую молитву, тихо. В XV веке, собственно по чину блаж. Симеона, при произнесении слов: ниспосли Духа и освяти елей , первый иерей, а за ним прочие, запечатлевали елей, т. е., благословляли руками елей в кандиле 623 . Но, видно, это был местный обычай, ибо в других чинах древних и в нынешнем «Последовании»» сего не положено. В нашем «Требнике» сия молитва разделена на две части и сделано следующее примечание. «Ведомо буди, яко молитву убо сию: Безначальне. вечне... даже дозде токмо глаголют: в наследие царствия небеснаго , с возглашешем: Твое бо есть. То есть: некоторые, при совершении таинства, произносят только первую половину этой молитвы, и затем, опустив вторую часть ее, приступают к елеопомазанию больного. «Неции же, продолжает Требник, сию молитву даже до конца глаголют, начиная: Ты бо еси Бог велий и дивен!... Твое бо То есть: другие совершители произносят и вторую часть молитвы до конца. Из сего видно, что произнесение второй части молитвы как бы не почитается обязательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Богородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен Триоди, глас 5: Боже во Имя Твое спаси мя: Паремия Триоди, пророчества Иоилева чтение. Прокимен Триоди, глас 6: Да уповает Израиль на Господа: И абие, чтец: Сподоби Господи: Ектения просительная, не постовым распевом. (Отсюда постовые распевы прекращаются до вечерни четвертка). На стиховне поем стихиры Триоди самогласны, глас 3: Возсия весна постная: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Мученицы Твой Господи: Слава, и ныне, Богородичен: Первосвятая, Чистая: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш: тропарь святаго Минеи. Слава, и Ныне, Богородичен от менших [из 4-го приложения]. Ектения сугубая, посем молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец:Аминь. Всесвятая Троице: 3 и абие: Буди Имя Господне: (Трижды). Слава, и ныне, псалом 33: Благословлю Господа: Возглас: Премудрость. Лик: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Возглас: Пресвятая Богородице, спаси нас! Лик: Честнейшую Херувим: И бывает совершенный отпуст, и поем: Великаго господина: В четверток на утрени Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь святаго Минеи дважды, Слава, и Ныне, Богородичен от менших. Кафисмы чтем обычная, 13-ю и 14-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектений несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха (писаны наряду в Осмог- ласнике, по 1-м стихословии). По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон В канон добавляется трипеснец Триоди, песни 4-я, 8-я и 9-я: Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Богородичен 4 Триодь Триодь Триодь Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Октоих

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время чтения этих псалмов и тропарей священник кадит алтарь, весь храм, клир и народ, исходя из алтаря северною дверью (каждение совершается по указанному выше на вечерне порядку). По каждении храма священник входит в алтарь южною дверью и по окончании чтения тропарей, Сокращенная сугубая ектения стоя пред престолом и кадя, произносит сокращенную сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» Возглас: «Яко милостив...» Лик: «Аминь» на возглас священника и поет: «Именем Господним благослови, отче». Священник, возглашая «Слава Святей и Единосущней...», начертывает кадилом крест пред престолом, отдает кадило, целует край святого престола. Шестопсалмие Чтец: «Аминь» и читает шестопсалмие ( Пс.3, 37, 62, 89, 102 и 142). Во время чтения первых трех псалмов священник стоит на своем месте пред престолом и благоговейно внимает читаемому. Чтение священником 12 утренних молитв По прочтении этих псалмов священник с Служебником в руках выходит северною дверью к царским вратам для чтения 12 утренних молитв. Великая ектения По прочтении шестопсалмия и молитв священник здесь же, пред царскими вратами, произносит великую ектению, равно и стихи на «Бог Господь», и после этого входит в алтарь южною дверью. «Бог Господь» На клиросе поется «Бог Господь» на глас тропаря, тропарь святому рядовому дважды, «Слава и ныне», Богородичен (отпустительный, см. в конце Минеи отпустительные Богородичны). Кафизмы Стихословятся две рядовые кафизмы, иногда три. Между кафизмами читаются или поются седальны Октоиха с Богородичными или Крестобогородичными на ряду; ектения малая не произносится, а после седальнов читается 50 псалом. По окончании 50 псалма начинается канон. Канон Каноны поются из Октоиха и Минеи – из Октоиха два, первый на 6 с ирмосом, ирмосы по одному разу, второй на 4; из Минеи святому рядовому на 4 без ирмосов. Ирмосы же Минеи поются вместо катавасии по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях канона Октоиха. После 3-й песни ектения малая и седальны в Минеи, после 6-й песни ектения малая, кондак и икос в Минеи (ектении после 3-й и 6-й песней произносятся священником или в алтаре или пред царскими вратами – мы лично настаиваем на втором).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Сугубая ектения (лик, иерей или диакон) Иерей или диакон: Премудрость. Лик: Благослови. Иерей: Сый благословен... Лик: Аминь. Утверди, Боже... Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас... Лик: Честнейшую... Иерей: Слава Тебе, Христе Боже... Лик: Слава: И ныне: Господи, помилуй (3 р.). Благослови.Иерей: отпуст Лик: многолетие Настоятель или чтец: Конечное Трисвятое (Трисвятое... Отче наш, Господи, помилуй 12 р.) Всесвятая Троице... Буди Имя Господне (3 р.) Чтец: Слава: И ныне: 33 псалом. Иерей или диакон: Премудрость... Лик: Достойно есть...и Матерь Бога нашего. Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас... Лик: Честнейшую... Иерей: Слава Тебе, Христе Боже... Лик: Слава: И ныне: Господи, помилуй (3 р.). Благослови. Иерей: отпуст Лик: многолетие Утреня Благословен Бог наш... Если служба началась не утреней (например, полунощницей), начало обычное не читается Даже если служба началась не утреней, читается Трисвятое… Отче наш, Господи, помилуй (12 р.) Двупсалмие Слава Святей… Шестопсалмие; утренние молитвы Мирная ектения Бог Господь со стихами; во глас тропаря М Аллилуиа со стихами; во глас Октоиха Тропари Троичны О по гласу 1-й: оканч. по дню, Слава: 2-й: оканч. всем свв. И ныне: 3-й: Б Рядовые кафизмы (три) Малых ектений нет. По каждой кафизме: Господи, помилуй (3 р.), Слава: И ныне: Тропари на Бог Господь Т: М 2р., Слава: тр. М] И ныне: Б Рядовые кафизмы (две или три) Малые ектений могут быть. Если нет: Господи, помилуй (3 р.), Слава: И ныне: Седальны по каждой кафизме По каждой кафизме седальны О По 1-й кафизме седальны О [и мученичен О] По 2-й и 3-й седальны Т Господи, помилуй (3 р. Слава: И ныне: 50-й псалом Иерей или диакон: Спаси Боже люди Твоя... Лик: Господи, помилуй (12 р.) Иерей: Милостию и щедротами... Канон: О М; все песни на 14 [в попразднства на 12] М трипеснец Т (только в 3 песнях); песни с трипеснцем на 14, без трипеснца – на 4 По 3-й песни: покрывающий ирмос, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б или КрБ. При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне: Богородичен. По 6-й песни: покрывающий ирмос, малая ектения, кондак и икос М [или мученичен О] По 8-й песни: Хвалим, благословим, покрывающий ирмос, Честнейшую По 9-й песни: покрывающий ирмос, Достойно есть, малая ектения,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1091 Очевидно, по дороге к пристани и дальше по пути к острову был пропет ряд молитв, являющихся по строю очень большой ектенией (Уханова E. В. Обретение мощей... – С. 122). Так называются молитвенные прошения во время церковных богослужений (греч. ekteneia – усердие). Возглашается диаконом (или священником, если церковная служба совершается без диакона) и заключается возгласом священника. Каждое прошение сопровождается одним из припевов: «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе Господи». Великая ектения, начинающаяся словами «Миром Господу помолимся», – самая древняя. Сугубая ектения начинается словами «Рцем всем от души и от всего помышления нашего рцем» («Господи, помилуй»), В ектении просительной молящиеся просят «дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна и безгрешна», всего доброго и полезного душам, всему миру. Малая ектения состоит лишь из трех возгласов и начинается словами «Паки и паки Господу помолимся». Ектении об умерших произносятся при панихидах и при погребении умерших. Наконец, при совершении таинств тоже произносятся особые ектении, содержание которых относится к предмету священнодействия (Ектения//Христианство. – М., 1993. – Т. 1. – С. 528). Данному случаю больше соответствовала большая ектения, возглашаемая священником, возможно, Соломоном, священником херсонской церкви св. Прокопия, о котором речь идет ниже (см.: гл.4). 1092 Идохом же до блаженаго отока... – «Приближались же к блаженному острову...». В отличие от Жития Константина и Италийской легенды Слово не уточняет, каким образом добирались из города до бухты и острова («отока») и не упоминает о судне или кораблях. Если бы не указание в гл.2 о том, что «шли» («идоша») от пристани, а отправляясь обратно, погрузили раку с мощами на корабль (гл. 10), можно было бы подумать, что это было пешее путешествие. Не исключено, что после обретения мощей часть оставшихся паломников направились обратно в Херсон пешком (Уханова Е. В. Обретение мощей... – С. 123). Текст источника не позволяет ни подтвердить, ни опровергнуть такое допущение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§1. Действия пономарей при совершении всенощного бдения Последование службы Действия пономарей «Слава Святей…», 103-й псалом, каждение храма. Разжечь и подать кадило по требованию. Включить паникадило. После каждения забрать кадило у диакона. Мирная ектения, кафисма («Блажен муж…»). Малая ектения. После возгласа малой ектении «Яко Твоя держава…» подать кадило диакону. «Господи, воззвах…» , стихиры, каждение храма, «Слава»: стихира. После каждения алтаря зажигаются выносные свечи. «И ныне»: догматик или стихира. Вход: пономари несут свечи перед диаконом и священником, выходят северной дверью и становятся со свечами у царских врат (один у иконы Спасителя, другой – Божией Матери). «Премудрость, прости», «Свете тихий…». После входа духовенства в алтарь пономари ставят свечи посреди царских врат, сами становятся рядом лицом к алтарю и так стоят до конца песнопения. «Вонмем», «Мир всем». После благословения кланяются священнику, друг другу и уносят свечи в алтарь каждый со своей стороны (через разные двери), не гася свечей. «Премудрость». «Вонмем». Прокимен дня. После прокимена следует погасить свечи. Паремии (если есть), сугубая ектения, «Сподоби, Господи…», просительная ектения. Если есть лития , то следует приготовить литийное блюдо с хлебами. Пономари зажигают большие свечи и выходят с ними через разные двери, становясь перед царскими вратами. Стихира литии. Пономари идут в притвор впереди священника, в притворе пропускают его и ставят свечи напротив царских врат. Сами встают рядом со свечами лицом друг к другу. «Спаси Боже…» и другие прошения литии. После первого прошения во время пения «Господи, помилуй» 40 раз вынести литийное блюдо из алтаря и поставить на столик. Стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши…», Трисвятое. Выносится кадило. Тропари по Уставу, каждение хлебов. Благословение хлебов. 33-й псалом. Пономари уносят свечи в алтарь, идя впереди духовенства. Утреня. Шестопсалмие, мирная ектения. Перед шестопсалмием гасится паникадило. «Бог Господь…», тропари по уставу; кафисма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

ч. вызваны, как, напр., в России, гос. потрясениями). В современном православном богослужении Е. используются очень широко и входят в состав всех служб суточного круга богослужения (кроме часов и изобразительных), чина Божественной литургии и мн. чинопоследований Евхология (Требника). Существует 4 основных вида Е.: мирная, малая, просительная и сугубая. Все эти виды Е. присутствуют в чинопоследованиях вечерни, утрени и Божественной литургии. Мирная Е. открывает службу: на вечерне она читается после предначинательного псалма , на утрене - после шестопсалмия , на литургии - сразу после начального возгласа, т. е. в начале литургии оглашенных (некогда мирная Е., однако, открывала литургию верных, т. е. возглашалась уже по окончании литургии оглашенных; напоминанием об этой практике являются Е. особого состава во время молитв верных до великого входа и просительная Е. после него, но впосл. мирная Е. была перемещена в начало службы и стала читаться перед Трисвятым (с IX по XII в.), а затем - и на своем совр. месте (начиная уже с XI в. и окончательно - с XIII в.); см.: Ibid. P. 29-30). Малые Е. читаются на вечерне и утрене после кафизм (в нек-рых случаях эти Е. отменяются; на утрене малые Е. возглашаются также после 3, 6 и 9-й песней канона (в 1-й день Пасхи - после каждой песни канона)), а на литургии - после 1-го и 2-го антифонов . Просительная Е. (содержание к-рой указывает на завершение моления - см.: Ibid. P. 158; Taft. Great Entrance. P. 318-322) предваряет заключительную часть вечерни и утрени и следует за «Сподоби, Господи» (к-рое на вечерне представляет собой самостоятельный текст, а на утрене входит в состав великого славословия ). На литургии просительные Е., принимающие в свой состав дополнительные прошения, читаются после великого входа и после анафоры. Сугубая Е. в чине вечерни и утрени служит знаком статуса праздничности службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ): в чинах великой вечерни, славословной и полиелейной утрени сугубая Е. предваряет просительную (на утрене - непосредственно примыкая к ней, а на вечерне - помещаясь до «Сподоби, Господи», причем в этом случае сугубая Е.

http://pravenc.ru/text/189661.html

Литургия 239 (при служении священником) I. Литургия оглашенных Малая ектения. Яко Твоя держава... Слава, и ныне: Единородный Сыне... Малая ектения. Яко ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати… Стихиры на Господи, воззвах... Малый вход Господу помолимся. Господи, помилуй. Молитва входа (тайно или тихо). Благословение входа 248 . Премудрость, прости Свете тихий... То же, но только в дни памяти великих святых и храмовых праздников Сугубая ектения: Рцем вси… Яко милостив... (Ектения о усопших. Боже духов...). Ектения об оглашенных 260 Да и тии с нами славят... Елицы оглашенный изыдите... II. Литургия верных ...Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Премудрость. Яко подобает... Паки и паки... Премудрость... Яко да под державою… Иже херувимы… Великий вход Вся святыя помянувши... Исполним вечернюю... И сподоби нас, Владыко 264 Отче наш... Яко Твое есть Царство... Мир всем. И духови твоему. Главы ваша... Тебе Господи. Благодатию и щедротами… Вонмем Святая святым Преждеосвященная святая святым После того как Св. Дары потреблены и все в алтаре прибрано, священник (у нас архиерей), одевшись в свою священническую одежду, выходит в двери святого алтаря и поклоняется святым иконам трижды, говоря: Боже, милостив буди мне, грешному. И поворотившись к народу, благословляет, громко говоря: Да сохранит Христос Бог вся вы Своею Божественною благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков. Весь народ, наклонив голову, отвечает: По молитвам святых отцов (при архиерейском служении должны тихим голосом петь «Ис полла эти деспота»), и мирно все расходятся по домам 268 1 Подлинник, как всегда, передает мысль ярче. «Разумно» – «мас е кил» – part. Hit. (причастие соверш. вида в породе хитпиэль. – Составитель) от глагола. В инфинитивной форме этот глагол значит «созерцать», «проникать умом», «вникать» во что-нибудь. Следовательно, псалмопевец приглашает петь не просто разумно, а напрягая всю свою мысль в уразумение поемого, самым внимательным и тщательным образом выискивая для своей души в содержании духовных песнопений назидание и поучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

8. Пение Евангельских блаженств и тропари “блаженны” (третий антифон). 9. Малый вход с Евангелием. 10. Пение “Приидите поклонимся”. 11. Пение тропаря и кондака. 12. Возглас диакона: “Господи, спаси благочестивыя”. 13. Пение “Трисвятого”. 14. Пение “прокимена”. 15. Чтение Апостола. 16. Чтение Евангелия. 17. Сугубая ектения. 18. Ектения за усопших. 19. Ектения об оглашенных. 20. Ектения с повелением оглашенным оставить храм. Общее содержание Литургии верных Третья часть Литургии называется Литургией верных, потому что при совершении ее в древности могли присутствовать только верные, то есть лица, обратившиеся ко Христу и крестившиеся. На Литургии верных совершаются самые важные священные действия, приготовлением к которым служат не только две первые части Литургии, но и все другие церковные службы. Во-первых, таинственно-благодатное, силою Св. Духа Преложение или Пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя, и во-вторых, приобщение верующих Тела и Крови Господа, вводяшее в единение со Спасителем, согласно Его словам: “Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем”. (Иоан. VI, 56). Постепенно и последовательно в ряде знаменательных действий и глубоко содержательных молитв открывается смысл и значение этих двух литургийных моментов. Сокращенная Великая ектения Когда оканчивается Литургия оглашенных, диакон произносит сокращенную великую ектению. Священник же тайно читает молитву, с прошением к Господу очистить молящихся от духовной нечистоты, чтобы, получивши преуспеяние доброй жизни и духовное разумение, — достойно, без вины и осуждения предстоять пред Престолом, и чтобы неосужденно причаститься Св. Тайн для получения Царства Небесного. Оканчивая свою молитву, священник громко произносит. Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, Чтобы, всегда сохраняемые Твоим, Господи, руководством (силою), мы воссылаем Тебе славу Отцу и Сыну и Св. Духу во всякое время, — ныне и присно, и во веки веков.

http://pravmir.ru/poyasnenie-bozhestvenn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010