Затем пономари становятся лицом к алтарю, а свечи ставят перед аналоем. «Благослови, владыко…». «Бог, молитвами…». «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия, мир всем». «И духови твоему», «От… Святаго Евангелия чтение» «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». «Вонмем». Читается Евангелие. Пономари кланяются священнику и поворачиваются лицом друг к другу. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Сугубая ектения. Пономари отставляют свечи в стороны, затем один из них убирает аналой, после чего оба уходят в алтарь каждый со своей стороны. «Яко милостив…». Заупокойная ектения. Ектения об оглашенных, ектении о верных. Если есть заупокойная ектения, то подать кадило диакону, после ектении взять кадило. В начале пения Херувимской песни подать кадило. После каждения алтаря зажечь выносные свечи. Херувимская песнь. Великий вход. Пономари несут свечи перед диаконом и священником, выходят северной дверью на солею друг за другом и становятся со свечами у подножия амвона. «Великаго господина…». 2-я половина Херувимской песни ( «Яко да Царя всех подъимем…» ). После входа духовенства в алтарь пономари подходят к царским вратам и ставят свечи посреди царских врат, сами становятся рядом лицом к алтарю. После того как диакон покадит пономарей, они кланяются ему и друг другу и уносят свечи в алтарь каждый со своей стороны (через разные двери). Гасить свечи следует в алтаре. Просительная ектения. «Двери, двери, премудростию вонмем» . «Верую…». Евхаристический канон. В конце пения «Тебе поем…» подать кадило. «Достойно есть…». Включить чайник (в зависимости от модели чайника включить его можно раньше или позже с тем расчетом, чтобы вода закипела после «Отче наш…»). После каждения алтаря забрать кадило. «В первых помяни, Господи…». Ектения «Вся святыя помянувше…». «Отче наш…». «Святая святым». Причастны. Причащение духовенства. Поднести диакону теплоту. Причащение народа. При необходимости пономарь вместе с диаконом держит плат и отирает им уста причастников. «Спаси, Боже, люди Твоя…». «Видехом свет истинный…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Что мы выражаем в словах: Пресвятую, Пречистую и пр?... В этих словах мы выражаем то, что, призвав в помощь своей молитве Пресв. Богородицу, со всеми святыми Божиими, т. е. св. ангелами и св. человеками, как усердных молитвенников за себя пред Богом, мы предаем и самих себя, и ближних своих, и всю жизнь свою Богу, т. е. как Ему угодно, так и поступал бы Он с нами, подобно тому, как мы молимся в молитве Господней словами: да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли . Каким возгласом священника заканчивается великая ектения? Яко 21 подобает 22 Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно 23 и во веки веков 24 . Певцы: Аминь . Что нужно сказать о возгласе священника в конце ектении? Это – после прошений к Богу, славословие Ему, подобно славословию молитвы Господней: Яко Твое есть царство... Малая ектения Прочитаем малую ектению. Паки и паки 25 миром Господу помолимся. Заступи, спаси... Пресвятую, Пречистую... Яко Твоя держава (власть) и Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне... Сугубая ектения Прочитаем и объясним сугубую ектению. Какими словами начинается сугубая ектения? Рцем (скажем, будем говорить) вси, от всея души и от всего помышления нашего рцем . Певцы: Господи, помилуй. Что значат слова эти: Рцем вси?... Это – слова, указывающие, как должно приносить молитву, – от всей души своей. Господи Вседержителю, Боже отец (отцов) наших! молим Ти ся (т. е. молимся Тебе), услыши и помилуй . Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Как мы молимся в сугубой ектении за Государя и царствующий Дом? Еще молимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем, Императоре (имя) всея России, о державе, победе, пребывании, мире, здравии и спасении Его, и Господу Богу нашему наипаче (особенно) поспешити и пособити Ему во всех и покорити под нозе Его всякаго врага и супостата (т. е. противника). Что значит моление о державе Государя? Т. е. чтобы Господь укрепил власть Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Екзарх (греч.) Епископ, управляющий делами обширной области, состоящей из нескольких епархий. В России: экзархат Грузинский. Екклисиарх (греч.) букв. значит церковноначальник, распорядитель уставного пения и чтения в церкви, предстоятель, настоятель церкви. Ексапостиларий (от грсч. ξαποςλλω – высылаю, посылаю) букв. значит посылаемый. Так называются тропари, читаемые или поемые в воскресные и некоторые праздничные дни на утрени после канона. В другие дни вместо ексапостилария в тоже время утрени читаются или поются тропари, называемые светильнами. В ексапостилариях всегда упоминаются апостолы, как посланные Богом распространить на земле небесный, свет веры, – в светильнах же апостолы не упоминаются, но всегда испрашивается от Бога ниспослание света небеснаго для просвещения ума нашего. Испрашивается свет мысленный именно в это время богослужения потому, что к концу утрени появляется и свет чувственный, дневной. – Составлены ексапостиларии императором Константином, сыном Льва Премудрого (см. Евангельская стихира примеч.). Ектения (греч. τνεια – вымаливание, от слов – из и τνω – тяну, выпрашиваю). Ектениею называется ряд кратких молитвенных прошений, протяжно произносимых диаконом или священником и сопровождаемых пением: „Господи помилуй“! „Подай Господи“! и „Тебе Господи“! Ектения бывает великая, малая, сугубая и просительная, или заключительная. Великая ектения начинается словами: „Миром Господу помолимся!“, и называется так потому, что в ней заключается сравнительно больше прошений, чем в других ектениях, – называется она еще мирною, ибо начинается молением о мире. Сугубою (Рцем вси... или помилуй нас Боже...) называется та, в которой усугубляется или повторяется трижды моление: „Господи помилуй!“ Просительная ектения та, которая состоит из молений, на которые певцы поют: „Подай, Господи!“ – Малая ектения есть сокращение великой или сугубой ектении. Первая, начинаясь словами: Паки и паки миром Господу помолимся, содержит в себе только два последних прошения великой ектении: вторая, начинаясь словами: Помилуй, нас Боже и проч. и содержа в себе два прошения о Государе с Царствующим Домом и о Св. Синоде с местным Епископом, заканчивается молением за всю братию и всех христиан. Последняя ектения произносится на малой вечерне и на утрени пред чтением шестопсалмия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Слова Дела Возглас « Благословенно Царство… ». Хор: « Аминь » Чтец: « Приидите, поклонимся… » и 103й псалом. Мирная ектения Священник читает светильничные молитвы. Кафизма (обычно 18-ая, но на 5й седмице Поста — другая) 1ая «слава». Малая ектения Священник достаёт Агнец из дарохранительницы и кладёт Его на дискос. 2ая «слава». Малая ектения Каждение Преждеосвященного Агнца с иерейской свечой. 3ья «слава». Малая ектения. Перенос Агнца с престола на жертвенник . Звонок в колокольчик при подъёме Агнца с престола и 2й звонок при поставлении на жертвенник. Наливание вина в чашу. Покрытие Даров (кадило, свеча на жертвенник). «Господи воззвах» и стихиры Каждение алтаря и всего храма. « И ныне… » Богородичен « Свете тихий… » Прокимен, 1ая паремия (из Бытия) После прокимна ЦВ закрываются. 2й прокимен ЦВ снова открываются. « Премудрость, прости » Свящк начертывает крестн. знамение свечой и кадилом, лицом к престолу. Дьяк.: « Повелите » Свящ.: « Свет Христов просвещает всех » … Священник возвышает свечу с кадилом лицом к народу. 1й колокольчик. После возгласа — сразу второй раз в колокольчик. … и сразу 2ая паремия (из Притчей) Врата закрываются. Великий прокимен « Да исправится молитва моя… » 1й колокольчик. Священник непрерывно кадит у престола; на пение последнего стиха кадит у жертвенника; на последнее пение прокимна возвращается к престолу, а у диакон у жертвенника продолжает каждение. В самом конце прокимна — второй колокольчик. 3 земных поклона, после чего ЦВ закрываются Каждение. Сугубая ектения (« Рцем… ») Священник разворачивает антиминс. Ектения об оглашенных Ектении верных 1ая и 2ая. В конце 2й ектении открываются ЦВ. « Ныне силы Небесныя… » Аналог Херувимской песни на обычной литургии. Каждение (½ — только внутренняя половина алтаря). Вход с Преждеосвященными Дарами (пономарь идёт лицом к Дарам): колокольчик до и после перенесения Даров с жертвенника на престол 3 земных поклона. ЦВ закрываются; завеса закрывается на ½. 

http://azbyka.ru/shemy/liturgija-prezhde...

На Брянской земле знаменное пение возрождается в некоторых обителях и храмах. Оно включено в программу обучения на Регентском отделении Брянского Епархиального женского Духовного Училища. Данный сборник является практическим приложением изучаемого предмета. Издание включает необходимые песнопения для повседневного служения в храмах. Песнопения подбирались по принципу адаптации к начинающим и не имеющим широкого доступа к источникам. Возможность исполнения предлагаемого круга песнопений знаменного роспева подтверждается продолжительной клиросной практикой. Содержание Введение. 2 Всенощное бдение. 4 Благослови, душе моя, Господа. 5 Блажен муж. 7 «Господи, воззвах...», 1-я Воскресная стихира столпового роспева, примеры Воскресных стихир малого знаменного роспева, догматик Глас 1. 9 Глас 2. 12 Глас 3. 15 Глас 4. 19 Глас 5. 23 Глас 6. 27 Глас 7. 31 Глас 8. 34 Свете Тихий. 38 Свете Тихий, глас 6. 38 Прокимны вечерни. 40 Ныне отпущаеши. 41 «Бог Господь», тропарь Воскресный малого знаменного роспева Глас 1. 42 Глас 2. 42 Глас 3. 43 Глас 4. 44 Глас 5. 44 Глас 6. 45 Глас 7. 46 Глас 8. 46 «Хвалите имя Господне...». 48 Тропари по непорочных. 49 По 50-м псалме. 51 Величит душа моя. 52 Великое славословие. 53 Тропари Воскресны. 56 «Взбранной Воеводе...». 57 Литургия. 58 Великая ектения. 59 Антифон 1. 59 Малая ектения. 61 Антифон 2. 61 Единородный Сыне. 62 Малая ектения. 63 Антифон 3. 63 Входное. 66 Прокимны. 67 Аллилуарий. 70 Перед Евангелием. 71 Сугубая ектения. 71 Ектения об оглашенных. 71 Херувимская песнь (путевая). 72 Херувимская песнь (Обиход синодальный). 73 Просительнаяектения. 75 ОтцаиСына. 75 Милостьмира. 75 Достойно есть. 77 Задостойники. 78 О Тебе радуется. 90 После «Достойно есть». 91 После «Отче наш». 91 Един Свят. 91 Аллилуия. 92 В явление Святых Даров. 92 Многолетие. 94 Список источников. 96 Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Читать далее Источник: Всенощная и Литургия знаменного роспева. Изд. Брянского Епархиального упр. г. Брянск. 2013 г. С.100.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава – тропарь: Вознесыйся на крест Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею. волею. И ныне – Богородичен: Предстательство И ныне – Богородичен: Предстательство страшное. страшное. Ектения малая: Помилуй нас, Боже (Она Ектения малая (сокращенная сугубая): состоит из трех прошений, из коих два (Она состоит из трех прошений, из коих два о царствующем доме). Возглас: Яко милостив и человеколюбец Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Бог еси. Именем Господним благослови, отче. Именем Господним благослови, отче. Слава святей, и единосущней, и Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице… животворящей, и нераздельней Троице… Аминь. Аминь. (На утрени, которая бывает на бдении, нет всех этих молитвословий). После З-х псалмов: (Слава и ныне, После З-х псалмов: (Слава и ныне, Аллилуиа, трижды. Аллилуиа, трижды. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Слава и ныне. Слава и ныне. При чтении остальных трех псалмов При чтении остальных трех псалмов священник глаголет утренние священник глаголет утренние молитвы пред Святыми Дверьми. молитвы пред Святыми Дверьми. Слава и ныне. Слава и ныне. Аллилуиа, трижды. Аллилуиа, трижды. Ектения великая: Миром господу Ектения великая: Миром господу помолимся. помолимся. «Бог Господь и явися нам», четырежды «Бог Господь и явися нам», четырежды «Аллилуиа», четырежды (во дни поста и покаяния) или трижды (в службе за упокой). По «Бог Господь» тропари празднику или По «Бог Господь» тропари празднику или святому. святому. По «Аллилуиа», во дни седмичные поста, кроме субботы, – тропари троичны гласа, в субботы, в службе за упокой – тропари покойны. Стихословие двух или трех кафизм. Стихословие двух или трех кафизм. После каждой кафизмы седален Октоиха, или Триоди Постной, или Цветной, а в дни предпразднства и попразднства – и из Минеи. (В субботы, в дни предпразднства и попразднства, в дни пения Цветной Триоди). После 1-й кафизмы – малая ектения. После 1-й кафизмы Возгл.: Яко Твоя держава.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Скабалланович. «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 32-46. Ектении после Евангелия После прочтения Евангелия в древней Церкви полагалось слово назидания епископа или священника; этот обычай был соблюдаем повсюду и сохранился теперь в Греции. Не связывая проповедника обязательством произносить проповедь именно в это время, нельзя, однако, не признать, что данный момент весьма подходит для истолкования прочитанного слова Божия. B нашей практике за Евангелием следуют ектении, которыми заканчивается литургия оглашенных: сугубая, иногда заупокойная и об оглашенных. Сугубая ектения Неправильно, конечно, название этой ектении " сугубая " , так как " Господи, помилуй " поется не сугубо, не два раза, а три, и само слово κτενς δησις надо переводить, как " прилежное моление " , как и надписывается молитва во время этой ектении. В древности она просто называлась κτενς, в отличие от συναπτ — великой ектении. Она является молитвой о лицах, тогда как просительная ектения — о вещах и потребностях, необходимых этим лицам. Эта ектения содержится и в последовании вечерни и утрени, но некоторые различия между содержанием этой молитвы за Литургией и на других службах легко замечаются. Происхождение этой ектении несомненно древнее, хотя современный ее вид выработался лишь в течение веков. Уже в списках литургии апостола Иакова вв. встречается молитва, близкая по содержанию с нашей сугубой ектенией. Сама по себе она является повторением и дополнением великой ектении. В теперешней редакции этой ектении есть несколько прошений, требующих особых замечаний. Так, например, кроме обычного прошения об архиерее " и всей во Христе братии нашей " (как на вечерне и утрене), имеется еще и прошение, которого не встречаем в других службах, а именно: " Еще молимся о братиях наших священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем " . Происхождение этого прошения, вероятно, надо искать в иерусалимских текстах ектений, где значится, отлично от венецианской (т.е. общевосточной) редакции, именно так: Общегреческий текстИерусалимский текст " Еще молимся о братиях наших иереях, иеромонахах, монахах и о всем во Христе братстве нашем " . " Еще молимся о братиях наших архиереях, иереях, иеромонахах, иеродиаконах и монахах и о всем во Христе братстве нашем " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Последующие греч. изд. исключают прошения о царях, воинстве и «священницех…» [ 450 ]. Как в нек. греч. ркп. XVI b., так и первых печ. изд., вечерняя сугубая ектения отличается большим объемом в сравнении с литургийной, обрывающейся на прошении о царе (см. выше, с. 575). В первых печ. слав. тоже вечерняя сугубая ектения разнится от литургийной, но не столько объемом, сколько составом. Так, в Киевском Служебнике 1629 г. первое прошение в литургийной ектении делится на 2, а на вечерней ектении, как ныне, составляет одно; отсутствует на вечерне прошение «о священницех»; в прошении о ктиторах только на литургии бывает прибавка: «о всех православных», прошение «о плодоносящих» начинается только с «предстоящих» [ 451 ]. В первых печатных Моск., например 1647 г., разница вечерней ектении с литургийной только в избыточествующем на последней прошении о служащих и послуживших; в Моск. Служебнике 1658 г. уже во всей точности нынешняя разница. В нынешних греческих нет разницы между вечерней и литургийной ектенией. Так и в старообрядческом, в них разница только во 2-м прошении о царе, где за литургией нет слов о чадородии; да на Преждеосвященной литургии после 2-го прошения о царе такое же прошение «о государе нашем, благоверном и христолюбивом царевиче князе имярек и благоверной царевне, великой княжне имярек» и нет прошений об игумене и о предстоящих [ 452 ]. Кто произносит сугубую ектению на вечерне Сугубую ектению на вечерне, в отличие от великой, Типикон указывает произносить диакону, как ввиду большей торжественности этой части вечерни, так и потому, что священник уже вступил в алтарь для предстояния престолу и возношения там наших молитв, ектении же произносятся на амвоне. В этом требовании Типикона согласны все древние списки его, хотя большинство их такое же указание, как мы видели, дают и относительно великой ектении. СПОДОБИ ГОСПОДИ За молитвою о верующих, какую представляет из себя сугубая ектения, на вечерне следует молитва о нуждах, и сначала о ближайших, вызывающихся наступающим вечером. Молитва такого рода распадается на две молитвы: простую и священнослужительскую — Сподоби Господи и просительную ектению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

А вот всех других случаях на повечериях обычное: Слава: ТРОПАРИ «СО ДУХИ ПРАВЕДНЫХ»    По окончании канона поется Трисвятое и после Отче наши возгласа тропарь глас 4-й: «Со духи праведных скончавшихся»...На утрени после последнего Трисвятого никогда не может быть более 3-х тропарей, включая сюда и богородичен. На панихиде с богородичном 4 тропаря,— это потому, что данные тропари соответствуют стихирам в конце утрени, тем более, что 3 их этих тропарей употребляются в Октоихе именно в качестве стихир. ЗАУПОКОЙНАЯ СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ    За тропарями Со духи праведных следует заупокойная сугубая ектения. От обычных малых заупокойных ектений она отличается первым прошением и тем, что к каждому прошению Господи помилуй припевается по трижды. Но в то время, как на малых ектениях после возглашения: Господу помолимся следует сорокократное Господи помилуй,на ектении сугубой оно поется всего один раз. Это потому, что на малых ектениях иерей и на тайной молитве Боже духов, поминает прежде усопших по ряду,т. е. по синодикам. Ектения сугубая произносится в самом конце панихиды, когда, предполагается, все синодики прочитаны и, может быть, даже не по разу. Да и естественное утомление после некороткой службы побуждает не удлинять ее еще. Потому на тайной молитве здесь не следует уже поминать по именам, а достаточно ограничиться общей формулой, которая и дается в данном месте в самом последовании панихиды. Тогда как на малых ектениях указывается поминать преждеусопших по ряду,что, конечно, означает чтение по порядку синодиков с именами, на сугубой ектении о поминовении на молитве Боже духов дается иное указание и поминает яже от века умершия и братию нашу, зде лежащия и повсюду православныя христианы.Во время медленного и однократного пения Господи помилуйможно сравнительно спокойно прочитать тайную молитву со включением в нее вместо многих имен этой общей формулы, от века умерших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду православных христиан.    Отпуст на панихиде, как и на всех почти заупокойных последованиях, один: Воскресный из мертвых Христос истинный Бог наш.Молитвослов иерейский в службе заупокойной делает неясное и не имеющее основания в других богослужебных книгах указание: отпуст: Живыми и мертвыми обладали:после сего стоят две точки и далее с новой строки и с большой буквы: Воскресый из мертвых...и следует весь текст заупокойного отпуста полностью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Последующие греч. изд. исключают прошения о царях, воинстве и «священницех…». Как в нек. греч. ркп. XVI в., так и первых печ. изд., вечерняя сугубая ектения отличается большим объемом в сравнении с литургийной, обрывающейся на прошении о царе (см. выше, с. 575).    В первых печ. слав. тоже вечерняя сугубая ектения разнится от литургийной, но не столько объемом, сколько составом. Так, в Киевском Служебнике 1629 г. первое прошение в литургийной ектении делится на 2, а на вечерней ектении, как ныне, составляет одно; отсутствует на вечерне прошение «о священницех»; в прошении о ктиторах только на литургии бывает прибавка: «о всех православных», прошение «о плодоносящих» начинается только с «предстоящих».    В первых печатных Моск., например 1647 г., разница вечерней ектении с литургийной только в избыточествующем на последней прошении о служащих и послуживших; в Моск. Служебнике 1658 г. уже во всей точности нынешняя разница. В нынешних греческих нет разницы между вечерней и литургийной ектенией. Так и в старообрядческом, в них разница только во 2-м прошении о царе, где за литургией нет слов о чадородии; да на Преждеосвященной литургии после 2-го прошения о царе такое же прошение «о государе нашем, благоверном и христолюбивом царевиче князе имярек и благоверной царевне, великой княжне имярек» и нет прошений об игумене и о предстоящих. Кто произносит сугубую ектению на вечерне    Сугубую ектению на вечерне, в отличие от великой, Типикон указывает произносить диакону, как ввиду большей торжественности этой части вечерни, так и потому, что священник уже вступил в алтарь для предстояния престолу и возношения там наших молитв, ектении же произносятся на амвоне.    В этом требовании Типикона согласны все древние списки его, хотя большинство их такое же указание, как мы видели, дают и относительно великой ектении. СПОДОБИ ГОСПОДИ    За молитвою о верующих, какую представляет из себя сугубая ектения, на вечерне следует молитва о нуждах, и сначала о ближайших, вызывающихся наступающим вечером. Молитва такого рода распадается на две молитвы: простую и священнослужительскую – Сподоби Господи и просительную ектению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010