е. до начала Рождеств. поста) по середам и пятницам не бывает вкушения масла и вина. (Антон. 208). Это строгое правило, впрочем, не находит себе подтверждения в выписках у Никона, и является сомнение, точно ли список арх. Антонина передает древнюю запись Афанасия и не появился ли гораздо позднее, в эпоху более строгих порядков на Афоне. Но относительно Великого поста мы не можем сомневаться, потому что пользуемся выписками Никона. Итак, в Великий пост на первой неделе трапезы в понедельник не полагается (а середа?), „занеже вси постятся разве больных“, а бывает только во вторник и четверг и состоит из хлеба и теплой воды. В записи Антонина дело стоит гораздо ближе к студийским порядкам, и ничего не говорится об оставлении трапезы в понедельник. В пятницу совершается литургия преждеосвященных, и на трапезе горячее со сливами, но без масла. Вообще же, в Великий пост масло полагается только в субботу, воскресенье и праздники, а к праздникам отнесены память 40 мученик и Обретение главы, среда преполовения поста, дни великого канона и акафиста. В первые три дня Страстной недели полагается горячее без масла и овощи, в четверг – горячее с маслом, в Великую пятницу хлеб и сурово зелие, в Великую субботу, вместо полной трапезы студийской, просфоры весом в пол-литры, овощи и по три чаши вина. В записи Антонина только благословенный хлеб и по две рюмки (чашки) вина. В Благовещение весьма замечательно, что рыба полагается три дня сряду: в праздник, предпразднество и попразднество. У Антонина и в других записях этого нет. Устав Саввы Сербского был дан основанному им Хилогдарскому монастырю на Афоне и по назначению принадлежит к категории ктиторских 66 . Но по содержанию и направлению тяготеет к уставам святогорским и всего более испытал на себе их влияние. Понятно, что основателю Сербской монашеской колонии на Афоне всего естественнее было воспользоваться принятыми там порядками и удержать то, что отвечало условиям высоты этого учреждения и характеру учредителя. Преп. Савва, правда, сделал больше: он приглядывался к порядкам церковным в Константинополе, изучал обычаи константинопольских монастырей, путешествовал в Иерусалим и, благоговея перед тамошними порядками,без сомнения, многое усвоил и отсюда, но тем не менее главная подкладка его типика была заимствована из афонских обычаев и стоит в связи с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Изложение порядка часов в этот день по этим спискам начинается описанием места, где совершались часы и некоторых вещей, необходимых для совершения этой службы. На средине храма ставился аналой, покрытый «паволокою». Впереди его ставились два подсвечника «с витыми свечами». На аналой полагалось евангелие, а перед аналоем становился священник и, несколько в сторону от него, вправо, диакон. После трёх псалмов, диакон произносил великую ектенью, стоя на указанном месте. За возгласом священника чтец читал слава тропарь предпразднества, и ныне богородичен часов и начинали петь тропари без стихов, после которых диакон произносил малую ектенью. Далее следовало чтение апостола и евангелия и просительная ектенья. Чтением второй половины богородична часа, Трисвятого, кондака предпразднества. «Господи помилуй» 3-жды, слава и ныне, «Честнейшую херувим» и молитвою часа оканчивалось совершениие часа. Таков порядок часов – первого, третьего, шестого и девятого 109 . Иногда каждый час начинался возгласом диакона: «Благослови владыко» и – священника: «Благословен Бог наш» 110 . Мы опускаем изложение царских часов великого пятка, Списки которых до того разнообразны, особенно в показании псалмов, читаемых на этих часах, что весьма трудно отыскать два списка похожих один на другой. Из служб по триоди постной наш автор мельком лишь упомянул о службе в великую субботу, тогда как иерусалимский устав XV в. содержит в себе целые службы, имеющие мало общего с службами на те же дни по нынешнему уставу. К таким службам бесспорно может принадлежать служба в субботу пятой недели. В этот день на утрени кондаки и икосы акафиста священник, одетый «в верхнюю свиту», читал в алтаре. Посредине же храма ставился подсвечник с горящею свечою и кадилом «с благовонными каженьми» 111 . Впрочем, такой обычай не везде практиковался. Памятники того же времени сохранили свидетельства, что чтение кондаков и икосов происходило иногда на средине храма, пред аналоем, на котором лежало св. евангелие. В этом случае чтеца окружали другие священники и диаконы, если служба совершалась соборно 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Триодью (Τριδιον) называются две богослужебные книги, которые содержат в себе последования с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения круга годичного, и между молитвословиями имеют трипеснцы, т. е. неполные каноны, состоящие не из 9-и или 8-и песней, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов трипеснцев книги ([tριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9-ть песней канона. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песни. Он положен в Триоди только в Великий вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находятся 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник – 2-я, в среду – 3-я, в четверг – 4-я, в пятницу – 5-я, а в субботу – 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною, а другая – Цветною Триодью. Триодь Постная Триодь Постная содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост , состоящий из Великой Четыредесятницы и седмицы Страстной 239 . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: Неделя (воскресение) мытаря и фарисея, Неделя (воскресение) блудного сына, суббота и Неделя (воскресение) мясопустныя, вся седмица (семь дней) сырной Недели. Под Великим постом разумеется Святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые, при пении Постной Триоди, не поются вовсе песни Октоиха; дни эти суть: суббота 5-й Недели Великого поста – суббота акафиста, Неделя (воскресение) ваий – праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Триодью называются две богослужебные книги, которые содержат в себе службы, иначе последования, с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней Богослужения круга годичного, и между молитвословиями имеют трипеснцы, т. е. неполные каноны, состоящие не из 9-ти или 8-ми песней, a из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов трипеснцев книги Триодь (τριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9-ть песен канона. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песни. Он положен в Триоди только в великий вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находится 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник находятся 1-я песнь, во вторник 2-я, в среду 3-я, в четверток 4-я, в пятницу 5-я, a в субботу 6-я и 7-я песни. И так, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, a в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною. a другая – Цветною Триодью. Триодь постная Триодь Постная содержит службы, иначе последования, с изменяемыми молитвословиями для Богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: неделя (воскресение) Мытаря и Фарисея, неделя (воскресение) Блудного сына, суббота и неделя (воскресение) Мясопустные, вся седмица (семь дней) Сырной недели. Под Великим постом разумеется святая Четыредесятница и Страстная Седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые, при пении Постной Триоди, не поются вовсе песни Октоиха; дни эти суть: суббота 5-й недели Великого поста – суббота акафиста, неделя (воскресение) Ваий – праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до великой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Подобно этому и все положенные на обедне молитвы священник должен читать со всяким благоговением, благопристойно и с глубоким вниманием, ничего не пропуская, и всецело зная, что Бог принимает оныя от него, как драгоценные перлы. Нечего и говорить, что вместе с этим каждый священник должен всегда служить с надлежащим страхом и благоговением, выражая смиренным зрением очей, скромными движениями рук и благоприличным стоянием, и вообще всей внешней постановкой свои внутренние чувства, и благорасположение, и свою веру и сердечное убеждение, что престол, которому он служит, есть действительно седалище Царя небесного, Судьи живых и мертвых, на котором всеблагий Господь поистине невидимо восседит, окруженный тьмами св. ангелов окрест предстоящих Ему со страхом и трепетом и воспевающих славу Его. (Сравн. Мф. 22: 12; Отк. 5: 6 и след.). Отделения II-ro Статья 4 Из Учительного Известия (продолжение). Общее замечание о совершении церковного правила для готовящихся к совершению литургии. Порядок и положение этого правила по уставу церковному. Что должен священник в том случае, если бы по крайней нужде ему не возможно было исполнить все положенное правило перед обеднею? О внешнем приготовлении приличии священнослужителей, готовящихся к совершению литургии. Могут ли священнослужители измывать свои уста утром в самый день совершения литургии? Что должен делать священник или диакон в том случае, если бы случилось которому из них проглотить при этом часть воды нечаянно, помимо всякого желания или намерения? Может ли священник служить обедню, не спавши целую ночь? § 24. Священник и диакон, готовящиеся к совершению литургии, должны не только по чину церковному точно и благоприлично совершить или выслушать вечерню, повечерие, утреню, часы и т. п. (сравн. выше §§15–22), но и кроме сего еще обязаны вычитать все так называемое церковное правило, которое для этой цели со всею подробностью излагается обыкновенно в наших служебниках и обыкновенных правильниках (Учит. Извест.), и состоит в следующем: а). В Субботу вечером, накануне Воскресения, священник и диакон должны прочесть со вниманием канон Господу Иисусу (что при акафисте Спасителю), параклис Богородице и канон Ангелу Хранителю b). В Неделю вечера, накануне Понедельника: канон Иисусу, параклис Богородице, канон архангелам, а, кто имеет усердие, к сему еще и канон Ангелу Хранителю. В обыкновенных впрочем правильниках (Киевских и Почаевских) канон Архангелам при сем не указывается, а вместо его полагается один только канон Ангелу Хранителю. По уставу тех же иравильников, вместо параклиса Божией Матери, можно читать также канон гласа в октоихе на повечерии. с). В Понедельник, накануне Вторника: канон Иисусу (покаянный по указанию правильников), канон молебный Богородице (или канон по гласу октоиха), канон Предтече и Ангелу Хранителю. d). Во Вторник, накануне Среды: канон Иисусу Сладчайшему (что в акафисте), канон Богородице Одигитрии (или канон молебный по гласу октоиха) и канон Ангелу Хранителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Сейчас место обретения фигуры представляет собой сильно размытое углубление в густых зарослях прибрежной растительности. Сверху донизу — мощные выносы песка. Похоже, год назад тут было мини-наводнение: на берегу образовался временный приток — ручей, проложивший себе по дороге к Оке целую канаву. Так что вымыть из земли тут вполне могло не только деревянную скульптуру, но и пару-тройку кладов размером с телегу. Знак благословения и поддержки «Не берусь утверждать, из какого именно дерева изготовлена фигура, но это высококлассная работа резчика, — продолжает настоятель Успенского храма. — Покрыта скульптура тонким слоем левкаса и сверху окрашена (возможно, когда-то ее еще и лакировали, что предотвратило гниение и порчу от влаги). Как только скульптура прибыла к нам, я тут же сообщил о находке нашему архиерею — епископу Белевскому и Алексинскому Серафиму . Он благословил поместить обретенное изображение в храме для молитвенного поклонения и еженедельно служить перед ним акафист Иисусу Сладчайшему. А на следующий день владыка Серафим служил в нашем городе и сам поклонился святыне. Пятничными вечерами теперь прихожане собираются на акафист. Если в гости к нам в субботу приезжают паломники из Москвы или из Тулы, совершаем молебен с акафистом после Литургии». Сейчас изображение Спасителя находится в стилизованной домовине — небольшом гробу, к которому может подойти любой желающий. Появление этой святыни в своем храме отец Геннадий считает несомненным чудом и очень важным знаком, ниспосланным свыше в непростой момент работы по выстраиванию общины и приведению храмового комплекса в порядок: «Наш епископ Серафим сразу сказал: это знак поддержки и благословения дальнейших добрых намерений. Понимаете, мы ведь прошли довольно тяжелый этап воссоздания древнего Успенского собора практически с нуля. В годы безбожной власти здесь — между прочим, на месте древней алексинской крепости у берега Оки — располагалась база вторсырья. А само церковное здание, впервые освященное еще в 1688 году, занимал перерабатывающий цех с пилорамой и котельной».

http://e-vestnik.ru/reports/spasitel_na_...

Образ жизни Китаевской и Голосеевской пустынь, тех пустынь, в которых обитал старец Феофил, отличался патриархальностью в духе иноческо-преподобническом. После вечерни нельзя уже было здесь встретить никого из мирян. Это было как бы условным временем их ухода из обители. А потому и вся братия этих пустынь могла располагаться здесь свободно, так сказать, по-патриархальному, кийждо находясь, если не под смоковницею своею, то в своем спокойном уголке, в палисаднике перед кельями или же в саду. Вот свидетельство известного подвижника старца Парфения, не менее других любившего прогуливаться по лесу в то время, когда он бывал в Голосееве: «Здесь носится дух преподобных стен наших Печерских. И если есть на земле утешение и радость, то это в пустынном безмолвии. Люди отлучают нас от Бога, а пустыня приближает нас к Нему...» Такого же духовного единомыслия придерживался и старец Феофил и по целым дням безотлучно находился в лесу. Там, кроме большого пня, на котором он молился коленопреклоненный, было у него еще и громадное дупло срубленного ветхого дуба (дупло это находилось над обрывом лесного оврага, близ того места, где ныне стоит дом Голосеевской гостиницы), в котором висело Распятие и горела лампада. В нем он проводил целые дни и ночи, подражая этим подвигу столпничества и пребывая в тишине един с Единым, ибо общение наше со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом. (1 Иоан. 1,3). Иногда же, в летние знойные дни, видели Феофила в лесу совершенно нагим, что делал он для того, чтобы предать свою плоть, и без того истомленную необычайным воздержанием и подвигами, на искусание комаров и других ядовитых насекомых. И как первозданный Адам, прежде своего преступления, ходил наг и не стыдился, так и старец Феофил, свыше украшенный душевной красотой, не стыдился своей наготы, бесстрастия одеждею одеявся. Нередко видели отца Феофила, в предсмертные дни его жизни и в Лавре, куда он приезжал каждую субботу служить акафист Богоматери, перед чудотворной иконой Ее «Ченстоховской», находящейся и поныне в братской хлебне.1 Совершал он это чрезвычайно оригинально: ухватит у пономарей Великой церкви первую попавшуюся под руку ризу, облачится в нее и ну по братским кельям поспешно бегать да клирошан на акафист собирать; кто же противился из них, тех беспощадно подгонял палкой. Поэтому и служение отца Феофила бывало всегда торжественным, и множество народа присутствовало в хлебной на этих акафистах.

http://pravicon.com/info-3800

Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Перевод 1: Радуйся, звезда, проявляющая солнце. Радуйся, вместилище Божественнаго воплощения. Перевод 2: Радуйся, Звезда, породившая солнце, Радуйся, чрево Божьего воплощения! Перевод 3: радуйся, звезда, предваряющая Солнце; радуйся, чрево Божьего воплощения; Перевод 4: Радуйся, звезда являющая Солнце; радуйся, чрево Божественного воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Перевод 1: Радуйся Ты, чрез Которую новотворится тварь. Радуйся, в Которой младенцетворится Творец. Перевод 2: Радуйся, творение в Тебе обновляется! Радуйся, Творец Твоим Младенцем становится! Перевод 3: радуйся, Ты, чрез Которую обновляется тварь; радуйся, Ты, чрез Которую мы поклоняемся Творцу; Перевод 4: Радуйся, ибо Тобою обновляется творение; радуйся, ибо в Тебе Младенцем становится Творец. Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак 2 Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа. Перевод 1: Святая, видя Себя в чистоте, с дерзновением говорит Гавриилу: необычайное твое слово неудобоприемлемым является душе моей. Как ты говоришь о чревоношении от безсеменнаго зачатия? и взываешь: аллилуиа. Перевод 2: Пресвятая, зная Свою непорочность, смело отвечала Гавриилу: Странные твои слова трудно принять моей душе – ты предвещаешь рождение от зачатия без семени, взывая: Аллилуйя! Перевод 3: Святая, видя Себя в чистоте, смело говорит Гавриилу: Твое странное слово невероятным представляется душе моей; ибо как ты говоришь о чревоношении от бессеменного зачатия, взывая: Аллилуйя? Перевод 4: Святая, видя Себя в чистоте, говорит Гавриилу дерзновенно: «Странное слово твое неприемлемым душе моей представляется; ибо как ты говоришь о чревоношении от бессеменного зачатия, восклицая: Аллилуиа!» Икос 2 Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Перевод 3: Тогда сила Вышнего осенила к зачатию непознавшую брака и благоплодное чрево Ее явила как бы нивою, приятною для всех, которые желают пожинать спасение, воспевая: Аллилуйя. Перевод 4: Сила Всевышнего тогда осенила к зачатию брака не познавшую и плодоносное чрево Ее как бы нивой явила сладостной для всех, желающих пожинать спасение, воспевая так: Аллилуиа! Икос 3 Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Перевод 1: Имея Богоприемную утробу, Дева притекла к Елисавете. Младенец же сея, тотчас узнав целование оныя, возрадовался: и взыграниями, как будто песнями, вопиял к Богородице: Перевод 2: Дева, Бога приняв в свое чрево, поспешила к Елизавете; и нерожденный, Ее поцелуй распознав, возрадовался и во чреве взыграл, словно бы к Богородице воззвал: Перевод 3: Дева, имея во чреве своем Бога, поспешила к Елизавете; младенец же этой, тотчас узнав Ее приветствие, возрадовался, и взыграниями, как бы песнями, взывал к Богородице: Перевод 4: Имея чрево, Бога принявшее, поспешила Дева к Елисавете; младенец же той, тотчас узнав Ее приветствие, радовался, и взыграниями, как бы песнями, взывал к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание. Перевод 1: Радуйся, стебль прозябения неувядающаго. Радуйся, приобретение плода безсмертнаго. Перевод 2: Радуйся! Ты пускаешь Побег неувядающий. Радуйся! Ты приносишь Плод неумирающий. Перевод 3: Радуйся, стебель отрасли неувядающей; радуйся, приобретение плода бессмертного; Перевод 4: Радуйся, Ростка неувядаемого ветвь; радуйся, Плода бессмертного удел. Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая. Перевод 1: Радуйся, земледелающая земледелателя человеколюбиваго. Радуйся, насадителя жизни нашей насадившая. Перевод 2: Радуйся! Ты взращиваешь Растящего души. Радуйся! Ты жизнь даешь Подателю Жизни. Перевод 3: радуйся, привлекшая Земледельца человеколюбивого; радуйся, произращающая Насадителя жизни нашей;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Перевод 2: Радуйся, море, что незримого фараона потопило, Радуйся, скала, что жаждущих Жизни напоила! Перевод 3: радуйся, море, потопившее бесплотного Фараона (дьявола); радуйся, камень, напоивший жаждущих жизни; Перевод 4: Радуйся, море, потопившее фараона невещественного; радуйся, скала, напоившая жаждущих жизни. Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме; радуйся, покрове миру, ширший облака. Перевод 1: Радуйся, огненный столп, путеводящий находящихся во мраке. Радуйся, покров мира, обширнейший облака. Перевод 2: Радуйся, огненный столб, осветивший мрак, Радуйся, облачный покров, осенивший мир! Перевод 3: радуйся, огненный столп, путеводящий бывших во тьме; радуйся, покров мира, обширнейший облака; Перевод 4: Радуйся, огненный столп, направляющий находящихся во тьме; радуйся, покров миру, пространнейший облака. Радуйся, пище, манны приемнице; радуйся, сладости святыя служительнице. Перевод 1: Радуйся, подающая пищу, преемствующую манне. Радуйся, служительница святыя сладости. Перевод 2: Радуйся, новой манны восприемница, Радуйся, священных благ подательница! Перевод 3: радуйся, пища, заменившая манну; радуйся, принесшая святую сладость; Перевод 4: Радуйся, пища, манну сменившая; радуйся, наслаждения святого Служительница. Радуйся, земле обетования; радуйся, из неяже течет мед и млеко. Перевод 1: Радуйся, земля обетования. Радуйся, из Которой течет мед и млеко. Перевод 2: Радуйся, земля обетованная, Радуйся, изобильная медом и молоком! Перевод 3: радуйся, земля обетования; радуйся, источающая мед и молоко; Перевод 4: Радуйся, земля обетования; радуйся, страна, из которой течет мед и молоко. Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак 7 Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный. Темже удивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа. Перевод 1: Пред тем, как надлежало Симеону преставиться от настоящаго века обольстительнаго, Ты дан ему, яко младенец, но и узнан им, яко Бог. Посему он изумлен был Твоею неизреченною премудростию, и воскликнул: аллилуиа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010