Виды и названия песнопений: Стихира строфа из 8-12 строк. Важнейший гимнографический материал. Дает основное направление мысли слушателя на богослужении. Разновидности: 1. На «Господи воззвах». 2. На «Хвалитех» ( – стихиры вставляются между строками соответствующих псалмов – стих предшествует стихире). 3. На стиховне (стих следует за стихирой). 4. На литии (стихов нет). 5. По 50-м псалме (на утрени на праздничной службе: полиелей и Всенощное бдение). 6. Евангельские (12 стихир, «Славники» на «Хвалитех» на воскресной утрени). 7. Блаженны на литургии на 3-м изобразительном антифоне Тропарь строфа из 4-6 строк, содержащая главную мысль праздника. Канон поэма, состоящая из 9 песен, основанных на 9 библейских песнях. Занимает центральное положение в Утрени. Каждая песнь состоит из Ирмоса – образца по напеву и ритмике стиха для Тропарей. Ирмосы собраны в книге «Ирмологий» Кондак и связанный с ним Икос в сущности – целая поэма, НЕ основанная на библейских песнях, развивающая тему празднуемого события более или менее подробно. Состоял первоначально из разного числа (до 24) метрически одинаковых строф, кончающихся одними и теми же словами («припев») – ИКОСОВ. Всю поэму начинала строфа, отличная от других по метрике, но оканчивающаяся теми же словами – КУКУЛИОН. В этой строфе кратко излагается главная тема и идея всей поэмы. Последующие икосы развивают эту тему, иногда в форме диалога. С течением времени кондак, т.е. вся поэма сократились в богослужении таким образом, что остался только кукулион, на который и было перенесено название «кондак», и 1й икос. Акафист «неседальное пение»=полный кондак, состоит из кукулиона и 24 более кратких строф с чередующимися с ними более пространными строфами. Краткие называются «кондаками», пространные – «икосами». Первые оканчиваются словами «Аллилуия», вторые (как и кукулион – первый «кондак») – «Радуйся, Невесто Неневестная» Название «Акафист» в данном случае указывает не на литературную или музыкальную форму поэмы, а на положение молящихся. Собственно «Акафист» только один – Божией Матери. По уставу поется в субботу 5 Седмицы Великого Поста. Все другие – подражание этому, в уставе отсутствуют. Акафисты часто в современной практике буквально поются. Ипакои

http://pravmir.ru/pesnopeniya-v-cerkvi-k...

Теперь подробнее. Акафисты — неуставные песнопения (кроме Акафиста Богородице), которые используются в келейной (домашней) молитве. В период Великого поста, согласно выше процитированному определению Священного Синода 2018 года, в храмовом богослужении акафисты совершать не разрешается, кроме Акафиста Богородице в 5ю субботу поста. Понятно, что на домашнее правило это определение по своей букве не распространяется. Однако все же иметь в виду его следует. Акафист — песнопение хвалебное и праздничное. А еще важно, что все Акафисты, кроме Богородичного — неуставные. В седмичные дни уместны покаянные песнопения, так как они настраивают душу на соответствующий лад. Акафист все же формирует другие эмоции. Ссылка на пение хвалебных псалмов в седмичные дни неуместна, так как псалмы — Священное Писание, акафисты про своему содержанию и авторитету и рядом стоять не могут. В субботние и воскресные дни пищевая сторона поста существенно ослабляется (а в богослужении постный чин и вовсе отменяется), потому там радостные, “развлекающие душу” акафисты уместны. Например, по субботам можно рекомендовать чтение Акафиста Пресвятой Богородице на том основании, что у греков этот акафист по частям поется первые 4 седмицы, а на 5 — целиком. По воскресным дням вполне уместно чтение Акафиста Иисусу Сладчайшему. И все хочется рекомендовать в период поста насытить молитвенное правило (если есть такое желание и возможность) текстами Триоди (сейчас есть такая возможность, так как тексты Триоди доступны в Интернете, в том числе на нашей “Азбуке веры”), а акафисты “приберечь” или “отложить” на остальную часть года. Вот сейчас люди, которые кроме акафистом по другому не молятся, оставят их чтение, не заменив их ничем. Что же тогда? которые кроме акафистом по другому не молятся, А почему они так делают? И что мешает им молится как положено? Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 88  чел. Всего просмотров 5.4 млн. Всего вопросов 3994 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-chitat...

   Величание на Благовещение.    Лк.1:28; Молитва «Богородице Дево радуйся».    Тропарь Иверской иконе, глас 1.    Величание общее в праздники Богородичные.    Ирмос на 9-й песни, глас 4.    Припев Благовещения на 9-й песни.    В субботу акафиста на утрени в акафисте икос 3.    В субботу акафиста на утрени в акафисте икос 2.    Мф.6:12; Лк.11:4. «Кто... в веке сем... добивается молитвой нетленного хлеба премудрости, [вкушения] которого нас лишило печальное преступление [заповеди]; кто признаёт только одно наслаждение — преуспеяние в Божественном, Податель которого по природе есть Бог, а хранительница по произволению — свободная воля принявшего; кто знает одно только горе — неудачу в этом преуспеянии, внушителем чего служит диавол, а совершителем — всякий, по расслабленности воли устающий от Божественного и не хранящий [этого] сокровища, которое удерживается [в душе любовным] расположением воли; кто добровольно не тяготеет к зримым вещам и потому не уступает случающимся с ним телесным печалям, — тот действительно прощает бесстрастно согрешающим против него. Ведь того блага, которое он с любовью и тщанием сохраняет в себе, никто не может отобрать, ибо оно, как то удостоверяется верой, по природе [своей] неотъемлемо. Он предстает пред Богом примером добродетели и, если так можно сказать, призывает Неподражаемого подражать себе...; он молит Бога быть таким, каким он сам был в отношении к ближним», ибо иначе «невозможно естеству, добровольно бунтующему против самого себя, принять неизреченное снисхождение Божества», кроме как найдя примирение с Богом. Тот, кто воистину ищет духовного Хлеба Истины, сознавая себя смертным по природе, оставляет долги должникам, а затем, ввиду неизвестности [смертного часа], каждый день ожидает естественно неизбежного и своей волей предупреждает природу, становясь самовольным мертвецом для мира. ...Вследствие этого он примиряется со всеми, чтобы, преставляясь к жизни неувядающей, не принести с собой признаков порочности нынешнего века и чтобы получить от Судии и Спасителя всех в равное воздаяние то, что здесь [на земле] взял в долг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Алексей Зюков 11 октября 2013, 16:53 Часть 4 — Очень много вопросов стал вызывать пост перед причастием. Говорят: «белые» священники часто сами не постятся перед совершением литургии, а с прихожан требуют. «— Ну, это бывает. Это им — грех… Перед Господом отвечать будут…» - Оставим священников в покое. Что делать мирянину, который причащается часто, именно раз в неделю? Постные дни – среда и пятница суббота. Оставим в покое вопрос поста в субботу – можно или нельзя. Посмотрим с практической точки зрения: 1. Делает ли пост человека достойным причастия? Если да, то все ОК. Если нет… 2. Как вы себе представляете семейную жизнь при таком режиме питания одного из супругов или детей? Ресторан в доме? Одному готовлю то, другому это, третьему то?! Подготовку к причастию – встрече с Богом – мы сводим к наблюдению дней и снедей, что съел, когда и т.п. Вы представляете себе эти «танцы» вокруг плиты и тарелки? В чем проблема, если человек съест в субботу кусок мяса, вместо рыбы, которая значительно дороже мяса, а разницу отдаст нуждающемуся? Разве это не пост? Или не Христос сказал «не то сквернит человека, что входит в уста, а то, что исходит из уст, т.к. исходящее из уст, из сердца исходит». Вот где пост. Пост сердца. Это главное. Пост телесный – необходим, но это ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ средство, а не цель. Пример тому – больной человек, эму пост послабляется или вовсе отменяется. Почему же мы так вцепились в пост перед причастием или в субботу? Алексей Зюков 11 октября 2013, 16:52 Часть 3 — А вот жалуются, что Правило к Причащению длинное… «- Монашеское не надо, конечно, правило — многим длинных и не даем. Пожилым говорю: молитвы ко Причащению прочитайте. А молодым, кто имеет время, три канона, да можно даже и с утра — каноны и акафисты каждого дня.» - Кто имеет время… Человеку необходимо научиться честно и откровенно говорить самому себе: сейчас я действительно не имею сил и времени, а вот сейчас – лукавлю и оправдываю свою лень внешними обстоятельствами! Но этому необходимо учиться и учить.

http://pravoslavie.ru/64765.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как поминают усопших в Великий пост? 2 мин., 07.02.2023 Вопрос читателя: Как молится за умерших в  пост дома? Можно ли читать канон за единоумершего, канон святому Паисию, Псалтырь, канон мученику Уару, акафисты святым? Литургия в храме служит я в среду, пятницу, субботу и воскресение, значит, сорокоуст за усопшего читается в эти дни, а псалтырь за умершего читается каждый день? Последнюю неделю поста что и как можно читать за умерших дома, что служится за умерших в эти дни в храме? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Божие на Вас благословение! Поминать усопших в Великий пост можно и нужно в ежедневной личной молитве, на Литургии в выходные дни, и особо — в родительские субботы, о чем подробнее можно прочитать в материале Как поминать усопших в Великий пост . На Страстной неделе, т. е. на неделе перед Пасхой, Божественная литургия служится в Великий Четверг и Великую Субботу, так что записки на Проскомидию можно подать на эти дни. А вот в среду и пятницу Великим постом в храмах совершается особая Литургия Преждеосвященных Даров . Поскольку Дары освящены раньше, Проскомидия в эти дни не совершается, соответственно, и поминовение на Проскомидии невозможно. Псалтирь читается ежедневно, только ее чтение обычно прерывается с четверга Страстной седмицы до Радоницы. Если Вы читаете Псалтирь дома, Вам нужно объяснить священнику, как Вы читаете, и решить этот вопрос в частном порядке. Сорокоуст — то есть 40-разовое поминовение на Проскомидии — совершается только на литургиях в субботу и воскресенье и если великий праздник, например, Благовещения, попадает на будний день. Соответственно, постом помянут столько раз, сколько будет литургий, далее помянут на Проскомидии на Пасху, а после Пасхи будут поминать на остальных литургиях, которые будут совершаться уже почаще. Дома за умерших молятся в пост так же, как и в обычные дни, но, поскольку в храмах не служатся акафисты, кроме Великого Акафиста в Субботу Акафиста, есть благочестивая традиция и дома не читать акафисты, а молиться текстами канонов. Храни Вас Бог! Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Для чего отпевать покойного? 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kak-pominayut-usopshih-v-...

В отдельном изложении Марковых глав особенности 2-й редакции были выражены резче и полнее. Стоит сравнить для этого хотя бы изложение службы на Благовещение. По студийскому уставу (1-я ред.) здесь решаются следующие вопросы: о Благовещении, если оно случится в субботу и воскресенье, в субботу Лазареву, неделю ваий, на каждый день страстной недели, в воскресенье и понедельник Пасхи. То же число статей и в тексте иерусалимского устава только дело излагается здесь с некоторыми отличиями применительно к иерусалимской службе, но этих отличий ещё немного. В отдельном изложении Марковых глав по тому же уставу (3-я ред.) введены следующие новые статьи: о Благовещении в 3-ю неделю поста, в среду преполовения поста, в четверг великого канона, в субботу акафиста, в пятую неделю поста и о Благовещении во вторник и среду Пасхи. Порядок службы изложен ещё полнее и, сравнительно с двумя первыми редакциями, здесь читаются замечания о малой и великой вечерне, о литии благословении хлебов, о непорочнах (что они не читаются), о катавасиях и ирмосах канона, о великом славословии и 1-м часе (из службы на Благовещение, если оно случится в неделю ваий). Наконец, 3-я редакция отличается особенной полнотой статей. Как мы сказали, в уставе их записано 95, почти вдвое больше того, сколько имеется в 1-й и 2-й редакции. Кроме особенной дробности в изложении прежних статей, здесь помещается ещё целый ряд новых (приблизительно с 60 главы) особого содержания и состава. Эта часть составляет труд нового излагателя, и была присоединена к Марковым главам позднее. Новую обработку получили Марковы главы в уставах славянских: Здесь они записываются в ином числе и с дополнениями славяно-русского содержания. В некоторых из древнейших уставов славянских, например, сербском Никодимовом, совсем нет Марковых глав, в других они помещаются раздельно: главы по минее в тексте, а прочие особой статьёй. В иных те и другие собраны в один состав, но число и порядок глав не совпадают с греческим счётом и не заходят выше 86 (например, Синодальный В Синодальном уставе введены в состав Марковых глав 3 новых статьи о службе 11 октября, о совершении литии и о посте в день Усекновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Изв.). Нравственное приготовление ко Св. Причащению и вообще к достойному священнодействию состоит не только в обуздании страстей и в очищении совести от грехов и всякой скверны душевной, но и в том, чтобы вызвать в себе искреннее желание вкусить от трапезы Господней и привести свою душу в молитвенно благоговейное настроение. Для этого готовящийся к служению и Св. Причащению, с одной стороны, должен прилежно размыслить о величии божественныхТаин, о значении бескровной умилостивительной жертвы для живых и умерших, о великой пользе, какая происходит от причащения Св. Таин, о своем недостоинстве и духовной своей бедности и постоянной нужде в благодати Божией, с другой стороны – должен совершить или выслушать предлитургийные службы и прочитать так называемое правило, т. е. каноны применительные к тому или другому дню седмицы, а также канон с молитвами ко Св. Причащению. Все эти каноны должны быть прочитаны своевременно: каноны, применительные ко дню седмицы, должны быть прочитаны с вечера 64 , а последование ко Св. Причащению утром, и притом не во время церковных служб (вечерни, утрени; всенощного бдения и т. д.) 65 . Так вечером в субботу на воскресенье священник (и диакон) должен прочитать канон Господу Иисусу (что при акафисте (Спасителя), параклисис Богородице и канон Ангелу Хранителю; накануне понедельника – канон Иисусу, параклисис Богородице, канон архангелам, а кто имеет усердие и канон ангелу хранителю; накануне вторника – канон Иисусу (покаянный по указанию правильников), параклисис Богородице, канон Предтече и ангелу хранителю; накануне среды – канон Иисусу Сладчайшему (что в акафисте), канон Богородице Одигитрии (или канон молебный по гласу Октоиха) и канон ангелу хранителю; накануне четверга – канон Иисусу (покаянный), параклисис Богородице, ангелу хранителю и апостолам, а кто имеет усердие – канон и акафист св. Николаю; накануне пятницы – канон Животворящему Кресту, параклисис Богородице (или канон молебный по гласу Октоиха) и канон ангелу хранителю; накануне субботы – канон Сладчайшему Иисусу, акафист Богородице неотложно, канон ангелу хранителю и всем святым (Учит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

И то и другое здесь, к тому же и декоративное убранство, гармонично составляют желанное единство. Какой это удивительный, неповторимый уголок на свете, особенно в момент, когда отец Матфей активными взмахами широких рукавов рясы, из-под которых не видно рук, парит низко-низко над пространством, объединяющим два хора. Пространство звучит так мощно, что приобретает власть поднять душу от земли и нести ее к тем, кто в этот момент почти рядом: к творцам канонов и стихир, к автору акафиста, к композиторам, написавшим эти мелодии, кживописцам, резчикам, позолотчикам — всем трудившимся над созданием этой видимой и ощутимой красоты. Она поднимает к Невидимой, еще более необходимой красоте, чтобы в ней встретить Творца всяческих. Время летит незаметно. Оно звучит здесь, сейчас, сменяющимися напевами уже знакомых проким-нов, стихир и припевов акафиста. Постоять бы до конца! Но нет, надо идти, чтобы снова вернуться в наш суетный мир. Вернуться другим человеком, способным радоваться, благодарить за праздник Бога и людей. Благодарить доброй памятью тех, кто чуть-чуть подумал и постарался воспользоваться возможностью провести нас в недоступный теперь уголок. Благодарить в душе всех, начиная с единственного на всю Россию преподобного Игумена земли Русской и кончая каждым, кто трудится, чтобы обитель Преподобного была на земле чудом, радостью, праздником всем скорбящим и обремененным. Слава Богу за все! В субботу 3-й недели Великого поста 23 марта 1982 года Как часто, вернее, всегда и в выходные дни бывает много дел. В голове стучит одно: не забыть... Время не ждет. Надо успеть на электричку и хотелось бы позволить себе единственное " утешение " — выйти на одной из станций за несколько остановок до Посада, чтобы сразу же попасть в лес, в котором тонет дачный поселок, Лавра расширяется, охватывая все большее и большее пространство. Весна. Воздух напоен запахом тающей снежной корочки на еще значительных в этих местах сугробах. Хорошо даже на малое время отключиться от всякой суеты, забыть обо всем (кроме одного — не опоздать к началу службы), идти, радуясь тишине, солнцу, даже цвету старой хвои, порыжевшей в теплых лучах, возможности помолчать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Перевод 1: Ведение неведомое ведать ищет Дева, и вопиет к служителю таинства: из утробы чистыя как можно родиться сыну? скажи мне. И Ангел, хотя со страхом говорит к Ней, однако взывает так: Перевод 2: Непознаваемую тайну познать желая, Дева вестника вопрошала: Как может родиться сын от девственного чрева, скажи? На это он ответил Ей, с трепетом к Ней взывая: Перевод 3: Дева, желая понять непознаваемое, воззвала к служителю (таинства): скажи мне, как возможно родиться Сыну из чистых недр? Он же со страхом отвечал Ей, взывая так: Перевод 4: Познать недоступное познанию ища, Дева воскликнула, обращаясь к служителю таинства: «Из чистых недр как возможно родиться Сыну, скажи Мне?» Тот же ответил Ей со страхом, но все же так возглашая: Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице; радуйся, молчания просящих веро. Перевод 1: Радуйся, Таинница неизреченнаго совета. Радуйся, верная хранительница того, что требует молчания. Перевод 2: Радуйся, таинство неизреченного совета, Радуйся, вера потаенных молитв! Перевод 3: Радуйся, посвященная неизреченным советом; радуйся, умолчание о том, что требует веры; Перевод 4: Радуйся, тайны замысла неизреченного Служительница; радуйся, дел, молчания требующих, верность. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно. Перевод 1: Радуйся, предначатие чудес Христовых. Радуйся, сокращение догматов Его. Перевод 2: Радуйся, преддверие Христовых чудес, Радуйся, начало наставлений Его! Перевод 3: радуйся, начало чудес Христовых; радуйся, Его догматов вершина; Перевод 4: Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, догматов о Нем основа. Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо. Перевод 1: Радуйся, лествице превышенебесная, которою низшел Бог. Радуйся, мост, переводящий от земли на небо. Перевод 2: Радуйся, лестница, по которой с неба сошел Бог, Радуйся, мост, возводящий земное на небеса! Перевод 3: радуйся, лестница небесная, Которою низшел Бог; радуйся, мост, переводящий земнородных на небо;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Перевод 1: Радуйся, живописующая образ купели. Радуйся, отъемлющая скверну греха. Перевод 2: Радуйся! Ты купель собой изобразила. Радуйся! Ты печать греха удалила. Перевод 3: радуйся, живописующая образ купели; радуйся, отъемлющая скверну греха; Перевод 4: Радуйся, живописующая купели образ; радуйся, греховную удаляющая скверну. Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая радость. Перевод 1: Радуйся, умывальница, омывающая совесть. Радуйся, чаша, черплющая радость. Перевод 2: Радуйся, купель для омовения совести, Радуйся, чаша, исполненная ликованием! Перевод 3: радуйся, купель, омывающая совесть; радуйся, чаша, черпающая радость; Перевод 4: Радуйся, купальня, омывающая совесть; чаша, вмещающая радость. Радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия. Перевод 1: Радуйся, воня Христова благоухания. Радуйся, жизнь таинственнаго сладкопитания. Перевод 2: Радуйся, благоуханный аромат Христа, Радуйся, таинственного пиршества жизнь! Перевод 3: радуйся, аромат благоухания Христова; радуйся, жизнь таинственного пира; Перевод 4: Радуйся, аромат Христова благоухания; радуйся, жизнь таинственного пира. Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак 12 Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа. Перевод 1: Желая даровать прощение древних долгов Долгорешитель всех человеков Сам Собою приблизился к удалившимся от Его благодати: и, раздрав рукописание, слышит от всех сие: аллилуиа. Перевод 2: Искупитель всех людей пожелал простить давние долги и по собственной воле поселился среди тех, кто благодать Его покинул, разорвал начертанное рукой и отовсюду слышит: Аллилуйя! Перевод 3: Восхотев даровать благодать (прощения) древних долгов, Разрешитель долгов всех людей Сам пришел к удалившимся от Его благодати, и, разорвав рукописание (список грехов), слышит от всех: Аллилуйя. Перевод 4: Благодать даровать восхотев прощения долгов древних, долгов всех людей Разрешитель Сам пришел к удалившимся от Его благодати, и, долговую расписку разорвав, от всех слышит: Аллилуия! Икос 12

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010