1 Кор 15:47–57 В память усопших (пятница). Первое послание к Коринфянам, зачало 164 Братья, будьте твердыми, непоколебимыми, всегда преизобилующими в деле Господа, зная, что труд ваш не тщетен в Господе. Что же касается сбора для святых, то, как я предписал церквам Галатийским, так и вы сделайте. В первый день недели каждый из вас пусть откладывает у себя, накопляя, что ему удастся, чтобы не было сборов тогда, когда приду. А когда прибуду, то тех, кого вы найдете подходящими, я отправлю с письмами доставить дар ваш в Иерусалим. 1 Кор 15:58–16:3 Суббота 19 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 165 Братья, если уместно будет и мне идти, избранные вами пойдут со мною. Приду же я к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. Но у вас, может быть, я задержусь или даже перезимую, чтобы вы меня проводили, куда я буду идти. Ибо я не хочу видеть вас теперь мимоходом; ибо надеюсь некоторое время остаться у вас, если Господь позволит. Останусь же я в Эфесе до Пятидесятницы; ибо дверь для меня открыта великая и обещающая большую деятельность, и противников много. Если же придет Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас без опасений; ибо дело Господне он делает, как и я. Итак, да никто не пренебрегает им. Но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братьями. Что же касается брата Аполлоса, я очень просил его придти к вам с братьями. Но совершенно не было воли на то, чтобы он пришел теперь: придет же он, когда будет иметь возможность. 1 Кор 16:4–12 Среда 10 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 166 Братия, бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, сильны. Пусть все у вас делается в любви. Прошу вас, братья, – вы знаете дом Стефанаса, что он начаток Ахаии, и что они определили себя на служение святым, – прошу, чтобы и вы подчинялись таковым и каждому соработнику и труженику. Я рад прибытию Стефанаса, Фортуната и Ахаика, потому что они восполнили ваше отсутствие; ибо они успокоили мой дух и ваш. Итак, почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские. Приветствуют вас в Господе особенно Акила и Приска вместе с церковью, собирающейся в их доме. Приветствуют вас все братья. Приветствуйте друг друга поцелуем святым. Приветствие моей, Павла, рукой. Если кто не любит Господа, да будет анафема. Маранафа. Благодать Господа Иисуса с вами. Любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

1 Тело Спасителя, которое сняли с креста. Евангелист Иоанн повествует, что распятие совершалось накануне шабата, который начинается у иудеев в пятницу вечером, поэтому тела казненных надо было успеть похоронить до наступления священного дня. 2 Богородица. Согласно церковному преданию, после снятия Спасителя с креста Его Мать и те немногие ученики, которые присутствовали при казни, оплакали Его. Эта драматичная сцена, хотя и не отражена в Евангелиях, очень популярна в искусстве. 3 Иоанн Богослов — единственный из апостолов, кто видел казнь Учителя. 4 Иосиф Аримафейский — знатный член синедриона (высшего суда в Иудее) и тайный ученик Христа. Согласно Евангелиям, именно он снял тело Спасителя с креста, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен (Лк 23:53). 5 Благоразумный разбойник, распятый справа от Христа. Если бы не наступление субботы, тела казненных так и остались бы на крестах в назидание народу. Но на этот раз их сняли. Обычно останки преступников либо безо всяких ритуалов закапывали в землю, либо просто выкидывали на свалку. Вероятно, так поступили и с разбойниками. 6 Крест, на котором распяли Христа. По учению Церкви, Крест Спасителя из орудия казни стал орудием победы над смертью. 7 Табличка, на которой была написана «вина» Христа. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал (Ин 19:19–22). Надпись была сделана по-гречески, поскольку именно греческий язык считался тогда международным, как французский во времена Пушкина или английский в наше время. 8 Терновый венец, который сплели для Спасителя римские войны, насмехаясь над ним. По преданию, его b IV веке обнаружили в Иерусалиме и перевезли в Константинополь как величайшую святыню. Но b XIII веке захватившие город крестоносцы увезли его во Францию. Сейчас Терновый венец хранится в Соборе Парижской Богоматери.

http://foma.ru/velikaya-subbota-na-karti...

9 Гвоздь, вынутый из руки Христа. Судьба всех четырех гвоздей, использованных палачами при Его казни, доподлинно неизвестна. Частица одного из них хранится в московском Храме Христа Спасителя. 10 Плащаница — большой кусок льняной ткани, в который заворачивали тела умерших. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Ин 19:40–42). Плащаница Спасителя, согласно общепринятому у христиан мнению, хранится в итальянском городе Турине. 11 Блюдо с полотенцем, которым омывали Христа. По иудейскому Закону перед погребением следовало провести ритуальное омовение тела. Процесс подготовки к погребению отражен в одном из песнопений Великой Субботы: " Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи " . Перевод: Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое Тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. 12 Сосуд с маслом для погребения, который принес Никодим — еще один тайный ученик Христа. Он принес состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин 19:39), которым обычно помазывали тело очень знатных усопших. Сцена сошествия Христа во ад изображена на одноименной картине Гюстава Доре, хранящейся в Малом дворце Парижа. 1 Христос в белой одежде несет крест. Он окружен светом, осветившим тьму ада, где до Его смерти и воскресения души всех умерших людей, в том числе и праведников, ожидали последнего Суда. 2 Один из ветхозаветных пророков. Эти люди пользовались большим уважением в древнеиудейском обществе и предсказали многие события, в том числе и приход в наш мир Спасителя. Так, пророк Осия говорил о Воскресении Христа: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя» победа?  (Ос 13:14). 3 Прародители человечества Адам и Ева. Своей смертью и воскресением, согласно учению Церкви, Христос искупил их первородный грех, когда в Раю они, согласно библейской книге Бытие, ослушались Бога и вкусили от древа познания добра и зла, за что и были изгнаны, а сама природа человека повредилась и стала смертной. Спаситель же показал, что все люди могут вновь обрести рай и все они непременно воскреснут в день Его второго пришествия. 4

http://foma.ru/velikaya-subbota-na-karti...

Бог восхотел спасения человека не актом Своего всемогущества, не извне («или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Мф. 26:53), не как насилие, хотя бы и спасительное, а в той любви, свободе и вольном отдании Себя Богу, для которых Он сотворил человека. Поэтому спасение совершается Богом в соединении с человеком, в Богочеловеке Иисусе. В Нем человек восстанавливает то послушание, ту любовь, ту полную самоотдачу Богу, которые были попраны в грехе. В нем изживается всё зло, все грехи, все измены человека: «Он мучим был за грехи наши» – «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» И чтобы это спасение, это восстановление «образа неизреченные Славы», каким создан был человек, было полным, нужно было, чтобы и смерть была не просто уничтожена Богом, но изжита и разрушена, преодолена изнутри, чтобы было воочию явлено, что она есть «жало греха», и чтобы это жало было разрушено и уничтожено человеком же. «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15:21). Христос принимает смерть, отдается смерти вольно; про жизнь Свою Он говорит: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:18). И отдает ее не без борения: «И начал ужасаться и тосковать…» Здесь исполняется совершенная мера Его послушания, Его самоотдачи, здесь разрушается прежде всего нравственная основа смерти, как «жала греха». Христос действительно до конца живет Божественной жизнью, Богом, как Жизнью, и вот эта Жизнь преодолевает смерть, разрушает ее, ибо смерть и есть отказ от Жизни, недостаток Жизни, распад существования, оторвавшегося от единственного источника Жизни… В смерти Христовой, потому что она сама есть не что иное, как совершенное послушание, совершенная любовь, совершенная отдача себя Богу («Отче! в руки Твои предаю дух Мой…» Лк. 23:46), совершается смерть самой смерти: «смертью смерть поправ». Священник Георгий Чистяков: Об этом в своем «Толковом Типиконе» писал проф. М. Скабалланович, подчеркивая, что для христиан первых веков Пасха была «полупечальным, полурадостным торжеством, иначе сказать – настолько же радостным, насколько печальным». Встречалась она строгим постом. Скабалланович показывает, что и сегодня богослужебный чин не противопоставляет радость печали, но синтезирует плач у Креста с радостью о Воскресшем в одно парадоксально единое целое. Пост пока не прекращается, но Пасха уже наступила.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-tolko...

В древней Церкви в Великую Субботу совершалось крещение оглашенных, к которым этот стих особенно и обращался. Но, помимо своего исторического значения, эти слова имеют и внутренний мистический смысл, раскрывающийся в следующем после прокимна чтении Апостола. Прокимен Апостола Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний, – уже как бы предвосхищает тайну избавления и прославления вместе с человеком и всей твари, а, следуемое за ним Апостольское чтение, раскрывает всю глубину совершившегося ныне «крещения в смерть Христову» ( Рим.6:3—11 ): Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним… Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Великая Суббота, бывшая в Ветхом Завете завершением миротворения, открывает собою в Новом Завете начало новой жизни во Христе, приобщение к которой возможно лишь через покаяние и крещение во оставление грехов. После чтения Апостола, на середину церкви выходят певцы; чтец, облеченный в белый стихарь, стоя перед Плащаницей, вместо обычного Аллилуиа возглашает: Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех, — и певцы повторяют за ним этот же стих. Это торжественное пение у гроба в белых одеждах знаменует собой явление Ангелов мироносицам. Начавшееся на горнем месте, в алтаре, переоблачение Престола и одежд священнослужителей из темных в белые, переносится и в церковь: все преображается, все изменяется. Наступает Пасхальная радость. И Евангелие повествует об этой великой радости, возвещенной мироносицам Ангелом, о явлении Самого Господа ученикам и о словах Его: Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века.

http://azbyka.ru/obyasnenie-sluzhb-stras...

В христианстве оценивается не столько деятельность человека, сколько качества души его, проявляющиеся в этой деятельности. Святитель Николай публично заушил Ария и был осужден отцами Собора, усмотревшими в этом поступке нарушение дисциплины любви, но Бог оправдал Своего избранника, ибо в этом заушении сказалась горячая ревность святителя о вере, его великая любовь к Богу и, несомненно, к тому же Арию, хульные речи которого надо было остановить, дабы не поразил его гнев Божий. Господь, как всегда, смотрит в корень вещей. Таким корнем в духовной жизни является душа; внешние деяния — это только плоды. Важно прежде всего, чтобы корень — душа — был здоров, тогда и плоды будут хороши. Так всякое дерево доброе приносит и, плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. VII, 17-18). Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выно сит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его (Лк. VI, 45). Стоя на этой: точке зрения, Господь и все внешние установления религии, ее обряды, правила, обычаи оценивает исключительно до их связи с душой человека, то есть поскольку они или выражают религиозные настроения и движения души, или служат средством ее религиозного воспитания. Суббота для человека, а не человек для субботы, — говорит Он (Мк. II, 27). Это значит, что все внешние формы, в которых проявляется религиозная жизнь, хороши и ценны, если они содействуют духовному развитию человека и помогают ему приблизиться к Богу. Ценны искренние молитвы, потому что они служат выражением веры, благоговения и любви к Богу, преклоняя Господа на милосердие к молящемуся, сближают Бога с человеком. Ценны церковные службы, полные символизма и глубоко трогательных обрядов, ибо они развивают в человеке религиозное чувство. Ценны дела милосердия и различные благочестивые упражнения, ибо они воспитывают благонастроенную волю, стремящуюся к Богоугождению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

В чём причина всех этих потрясений и переворотов? Причина их в том, что совершилось небывалое, противоестественное. Смерть принял Богочеловек, будучи ни по Божеству, ни по человечеству не причастным к смерти. По Божеству как Бог, по человечеству, как невинный и безгрешный. Христос мог избежать смерти, как не раз избегал её раньше ( Мф. 21:46 ). Но ведь Он пришёл на землю, чтобы отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ), чтобы вознесену быть на крест, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:14, 16 ). Не предав себя смерти, Он не мог бы нас избавить от смерти, не мог бы уничтожить, омертвить наши грехи и самую смерть, как неизбежное следствие этих грехов. Сказав нам, что нет больше той любви, как кто душу свою положит за други своя ( Ин. 15:13 ), Он и на деле положил за нас Свою душу и тем проявил неизреченную Божественную любовь к нам. Эта-то Любовь оказалась сильнее её (смерти), столь доселе всесильной и как будто непобедимой. Исполнилось проречённое: Смерть! Где твое жало! Ад ! Где твоя победа? ( Ос. 13:14 ; 1Кор. 15:55 ). Ибо «во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог», Христос телом был во гробе, но душой в это же время, яко Бог совершая дело, любви и победы в самом таинственном и страшном месте в аду, оживив там умерших и им проповедав ( 1Пет. 3:18–19 ). В недрах самой смерти, т. е. в мертвенном теле Христа пребывал Источник жизни, Который делал это тело «живоносным», не причастным тлению (разложению). О пребывании тела Христова во гробе так говорится в чине «Непорочных» и в Пасхальном каноне: «Мертвость Твою нетленную Христе, Мати Твоя зрящи» (из второй статьи). «Тело живоносное Иосиф погребает с Никодимом» 52 О «теле живоносном и погребённом» поётся в пасхальном каноне (икосе). В тех же церковно-богослужебных источниках смерть Христа называется сном, т. е. временным, скоропреходящим явлением. «Уснул еси Христе естественно животным сном» 53 . «Уснул мало, и оживил еси умершие» 54 . «Плотию уснув яко мертв, Царю и Господи», – вещает пасхальный канон 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Великая Суббота Стража у гроба Иисуса Христа На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату, и говорили: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не укради Его, и не сказали народу: «Воскрес из мертвых». И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете!» Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать 586 ( Мф.27:62–66 ). 107 Собственно во дворе храма, где стояли прозелиты, или уверовавшие в Истинного Бога язычники. Это место так и называлось двором язычников. Торговля, хотя и необходимыми предметами для богослужения, как-то: маслом, мукою и проч., не соответствовала святости места, а шум, производимый торговлей, мешал молиться. 108 Иерусалимский храм, в котором был Иисус Христос, как известно, строился около двадцати лет; но в продолжение сорока шести лет этот храм перестраивался и расширялся. 109 Господь знал непостоянство и легкомыслие людей, видел, что некоторые были склонны почитать Его за земного царя, а не за Основателя Царства Божия. Поэтому Он не придавал значения прославлению Его иудеями. 110 Никодим пришел к Иисусу Христу ночью, чтобы побеседовать с Ним наедине; вместе с тем он хотел укрыться от посторонних взоров, так как, по фарисейской гордости, не решался сделаться явным учеником Христовым. 111 Господь Иисус Христос прямо отвечает Никодиму на вопросы, которые его волновали. Никодим пришел побеседовать о Царстве Божием, и Иисус Христос говорит ему об условиях вступления в это Царство. Чтобы войти в Царство Божие, необходимо родиться свыше, т.е. обновиться, переродиться в водах крещения Святого Духа. 112 Человек рождается по плоти от родителей, но возможно и необходимо для человека еще рождение от Святого Духа. Это рождение духовное. 115 Земным здесь Господь называет то, о чем Он говорил до этого времени Никодиму, т.е. об условиях вступления в Царство Божие; под небесным же Господь разумеет тайны этого Царства, как-то: сошествие на землю и воплощение Сына Божия, Его крестные страдания, неизреченную любовь Божию к людям и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Великий Четверг с пасхальной трапезой и предательством Иуды являет самую великую тайну любви и тайну нашей свободы – вырваться из объятий света и уйти в ночь. Тайну самой великой любви являет Христос, новый Адам, предлагая нам в Евхаристии не плоть, соединенную со смертью, но Свое Тело и Кровь, всегда оживотворяемые Святым Духом. Он открывает нам доступ к древу Креста, к истинному плоду жизни. Христос пришел к людям как Воплощенная Любовь. От вечности Он един с Отцом. И теперь Он един, по Своему человечеству, со всеми нами, с каждым из нас. По человечеству Он весь устремлен к Отцу и по человечеству Он Живой, Тот, на Ком почивает Дыхание Духа. Вступив в пространство и время, Христос содержит и преображает в Своем человечестве все пространство земли и все время истории: «Ибо в Нем и Им создана всяческая». Своим постоянным единением с Отцом, Своей непрерывной евхаристической самоотдачей, Христос – дар жизни Бога и наше приношение Богу. Ибо Его тело соткано из земли, в Его крови пульсирует жизнь всего мира. Отныне никто и ничто не может быть отделено от Него. Он разделяет сокровенно с каждым из нас хлеб страдания и вино радости. Отныне в Нем мы члены друг друга в самом реальном смысле, как пшеничные зерна в хлебе. «Как этот хлеб, когда-то рассеянный по холмам теперь стал одно, так да будет и Церковь , собранная от конец земли, в Царстве Христовом». Так молились первые христиане. И за каждой Божественной литургией Господь напоминает нам, чему мы прежде всего приступая к Нему, должны научиться. «Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». Мы не только собираемся сегодня вместе со всеми учениками Господними в Сионской горнице вокруг Него, и Он завещевает нам, как завещал Ему Отец Его, Царство. Нам дано будет завтра за литургией принять Его Тело, стать причастниками Его Света. Приобщиться Телу и Крови Христовой, полноте Божественной любви. «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, да будут они так же в нас», – так исполнится молитва Господня о всех нелицемерно приступающих к Его Чаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великий Четверг – тайна самой великой любви, но так же и тайна свободы отвергнуть эту любовь. Все предлагает Христос. Но все может быть бесконечно предано. «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом», – говорит Господь. Тайна предательства поставлена в Евангелии в самом сердце любви. Петр и все ученики, которых сатана просил сеять как пшеницу, клянутся в верности Господу до смерти. Господь говорит Петру: «Не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Иуда оставляет место света. «Он приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» ( Ин.13:30 ). Почему это произошло с Иудой? «Он был вор», – говорит Евангелие от Иоанна. Вор Богом данного времени, ибо под предлогом деятельности во имя любви, он презирает дары щедрой любви, все отдающей красоты, той, которая была у жены, помазавшей драгоценным миром ноги Спасителя и отершей их власы своея главы. Вор Божественной силы, ибо Иуда искал, прибегая к помощи Божией, только своего, земного. Вор любви, ибо жадностью и скупостью, желанием немедленного успеха он попирает в себе любовь, о которой смиренно, как нищий, просит у него Бог, ставший человеком. «Се стою у дверей, и стучу». Хлеб преломляется, вино изливается, Иуда уходит в ночь. Трапеза Тайной Вечери открывает путь ко Кресту. Это будет последнее сражение Господа со злом и со смертью. В таком сражении победа может быть одержана только мечом совершенной любви, всецелой отдачей Бога Себя. Крест утвердит полноту Христовой любви, Крест возжжет Божественным пламенем то, что мы примем в Причастии. При условии, что каждый из нас принесет покаяние как Петр, и на вопрос: «Любишь ли Меня?» ответит: «Господи, ты знаешь, что я люблю Тебя». Литургия Мф, 107 зач., 26, 1–20; Ин, 44 зач., 13, 3–17; Мф, 108 зач., 26, 21–39; Лк, 109 зач., 22, 43–45; Мф, 108 зач., 26, 40 – 27, 2 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010