Суббота, день Творения мира, день «мира сего», стала — во Христе — днем ожидания, предшествующим Дню Господню. Претворение субботы произошло в ту Великую и Святую Субботу, когда Господь «исполнив все дела Свои» почил (уснул) во гробе. На следующий день, «первый день после Субботы», Жизнь воссияла из животворящего гроба, мироносицам было сказано: «Радуйтесь!», ученики «от радости еще не верили и дивились» (Лк.24:41), и начался первый день Нового Творения. В этом новом дне Церковь участвует и вступает в него в воскресенье. Но она все еще живет и странствует в «мире сем», который в своей мистической глубине стал субботой, потому что, как говорит св. Апостол Павел: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:3-4).    Все это объясняет единственное в своем роде место субботы — 7-го дня — в богослужебном предании: ее двойной смысл, как праздника и как дня смерти. Это праздник, потому что в «мире сем», в его времени, Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство, потому что Его Воплощение, Смерть и Воскресение являются завершением Творения, которому Бог радовался вначале. Но это и день Смерти, потому что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение, преображение уже за пределами Смерти в «будущем веке». Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя всерешающими субботами: Воскрешение Лазаря, которое произошло в этом мире и было возвещением и «уверением» общего воскресения; и Великая и Святая Суббота Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала переходом в новую жизнь Нового Творения.    В течение Великого Поста — это значение суббот выявляется особенно ярко, т. к. цель Поста — именно восстановить христианское значение времени как приготовления и странничества: «...прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет.2:11). Эти субботы связывают великопостный подвиг с будущим исполнением и, таким образом, придают посту его особый, духовный ритм. С одной стороны, великопостная суббота есть «евхаристический» день, отмеченный совершением Божественной Литургии Иоанна Златоуста, — а Евхаристия всегда означает праздник. Однако, особый характер этого праздника состоит в отнесенности к Великому Посту, как странствию, терпению и подвигу. Это как бы «передышка», цель которой — заставить нас задуматься над конечной целью этого паломничества. На это особенно ясно указывает порядок чтений из посланий апостольских, выбранных для великопостных суббот из Послания к Евреям, центральная тема которого есть путь спасения, странствования, обещания, веры в грядущее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Ветхий Завет целиком включен в христианскую Библию и сохраняет свою значимость в качестве Божественного Откровения, данного человечеству на определенном этапе его развития. Однако многие ветхозаветные установления, касающиеся нравственности, были в христианской традиции переосмыслены, дополнены и расширены, а некоторые изменены или упразднены. Так, например, заповедь о соблюдении субботнего покоя в том виде, в каком она понимается в Ветхом Завете, в христианской традиции фактически отменена. В то же время, суббота в христианском литургическом календаре остается особым днем, когда вспоминаются все усопшие, а Великая Суббота (день накануне Пасхи) посвящена воспоминанию упокоения Господа Иисуса Христа во гробе, прообразом которого было упокоение Бога от всех дел в седьмой день творения. Днем, который христиане особым образом посвящают Богу, является воскресенье 84 . Запрет на убийство сохраняет свою значимость в христианстве, распространяясь в том числе на тех, кто по тем или иным причинам желает собственной смерти. Самоубийство, по учению Церкви, является смертным грехом 85 . К самоубийству приравнивается так называемая активная добровольная эвтаназия – когда человек кончает с собой руками других людей 86 . Церковь всегда призывает к миру и считает войну злом, а убийство грехом и преступлением. В то же время, убийство врага на войне преступлением не является, ведь речь идет о защите Родины и близких 87 . Церковь всегда высоко ценила воинский подвиг: некоторые воины причислены к лику святых и на иконах изображаются с оружием в руках 88 . К воинам, отдавшим жизнь за других на поле брани, Церковь относит слова, сказанные Иисусом о Самом Себе: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Заповедь о почитании родителей также сохраняется в христианстве ( Мф.15:3–6; 19:19 ; Лк.18:20 ). В то же время, Иисус подчеркивает, что любовь к Нему выше любых родственных связей: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф.10:37 ). Ситуация выбора между любовью ко Христу и послушанием воле родителей возникает в том случае, если родители противятся христианской вере, пытаются отговорить детей от следования за Христом. 2. Заповеди Блаженства

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во Вторник Христос обличит книжников, а вместе с ними и тебя, потому что ты тоже втайне гордишься знанием и опытом, и считаешь себя лучших всего прочего Мира. В Среду Иуда спросит: «Что мне хотите дать, и я вам предам Его?». А в это время блудница, не боясь неоправданных трат, выльет на Тело Христа большой сосуд мира. И ты ужаснешься этой связи Священной истории с деньгами. Бесценный продается за стоимость простого раба, а куча денег тратится непрактично, из одной Любви, и это угодно Богу. Ты ужаснешься, потому что «корень всех зол - сребролюбие», и кто дерзнет сказать, что этот корень не растет и в нашей душе? Поэтому в Четверг, когда Апостолы, в ответ на Христово «один из вас предаст Меня», спрашивали в страхе: «Не я ли, Господи?», ты тоже спросишь, дрожа: «Не я ли?» Верить себе нельзя, и ты причастишься, по-особому чувствуя слова: «ни лобзания Тебе дам, яко Иуда» В Пятницу ты будешь плакать. И на Часах, и на выносе Плащаницы, и на Чине Погребения. Самая лучшая Проповедь в этот день - «Плачьте, люди! Сегодня Он умер за нас!» В Субботу будет тихо-тихо...Потому, что Он - во Гробе. Но душа Его в это время в аду сокрушает замки и запоры. Суббота - день выхода душ из плена и ада. Это уже Пасха, хоть и не все об этом знают. А в Воскресенье ночью ты поймешь Смысл Жизни. Да-да, ни больше, ни меньше. У Жизни есть Смысл и есть Имя. Имя Жизни - ИИСУС ХРИСТОС. Он Жив, Он Рядом, и если ты Любишь Его, то слова заканчиваются. Только потом эту Ошеломительную Радость нужно будет спрятать на донышко бездонной Души, как Главное Сокровище, и выстраивать свою Жизнь в соответствии с полученным опытом. Ты Вкусил и Видел, яко Благ Господь. Теперь не пропускай воскресные дни без Молитвы в Храме, Исполняй Заповеди, Молись Искренно, Замечай Его следы на пыльных путях повседневности. Это точка Опоры. Не упустить бы Шанс. Кто выплакал Душу на Страстной седмице, и наполнился Силой и Пением на Светлой, тот на вопросы о Смысле Жизни улыбается теплой улыбкой, а глаза у него в это время Искрятся. С Любовью, Терпением и Мужеством Последуем за Спасителем нашим в Его вольных страданиях до самой Голгофы и Гроба. «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово». Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1806

– Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ( Иер. 31, 31–32 ). Можем ли мы рассматривать этот фрагмент как пророчество Иеремии о Новом Завете? – Церковью это место в книге Иеремии рассматривается именно так. Книга Иеремии, несмотря на ее большой объем и богатство смыслов, в православном богослужении используется мало, но вот этот отрывок читается как паремия на вечерне Великой Субботы. Напомню, что там читается пятнадцать ветхозаветных паремий, и эта, о Новом Завете, – четырнадцатая. Ее присутствие в богослужении этого дня неслучайно. Великая Суббота, суббота перед Воскресением, – это как раз рубеж между Ветхим и Новым Заветами: Сын Человеческий принес в жертву Самого Себя, поэтому ветхозаветные жертвоприношения более не нужны. Вторая паремия из этой книги – А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось» (11, 19) – читается на часах в Великий Четверг и Великую Пятницу: в страдающем за истину пророке Иеремии Церковь видит прообраз Христа – Агнца Божия, Которого иудеи стремились погубить с ненавистью еще большей. Время Нового Завета, по пророчеству Иеремии, – это время, когда Закон написан уже не на пергаменте, но в человеческих сердцах (см.: 31, 33). И заключение Завета будет сопровождаться полным прощением грехов. – Само словосочетание «Новый Завет» – не здесь ли оно появляется впервые? – Да, впервые здесь, а второй раз мы его услышим через шесть веков, на Тайной вечере (см.: Мф. 26, 28 ; Мк. 14, 24 ; Лк. 22, 20 ). – Слышим ли мы голос Иеремии в Евангелии? Не цитирует ли его Спаситель? – Параллели, безусловно, есть, хотя относительно отдельных мест спорят: цитата ли это из ветхозаветного пророка или оригинальное выражение, например, апостола Павла: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах ( Рим. 2, 15 ). Одно из самых известных параллельных мест – изгнание Иисусом торгующих из храма. Мф. 21, 12–13 : написано, – дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Точно так же называет Храм Иеремия: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (7, 11). И Самого Христа люди принимают за воскресшего Иеремию (см.: Мф. 16, 14 ), из чего можно сделать вывод, что и во времена Римской империи покоренные ею евреи ждали возвращения этого пророка на землю (37, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Об отречении Петра пишут все четыре Евангелиста. И конечно, каждый из них плакал, выводя эти слова. Потому что хотя и не случилось самим вот так отречься, но каждый чувствовал, что и с ним могло случиться подобное. Наверняка плакал и сам Иоанн Богослов, хотя он один из всех был и во дворе, и потом – у самого креста. «Ну и что же, – наверное, думал он, – просто я „был знаком первосвященнику“, а никакой тут заслуги моей нет». О тех, кто твердо стоит и не падает, одно можно с уверенностью сказать: сколько же в них должно быть смирения и сочувствия к падшим! Ведь давно уже замечено, что «погибели предшествует гордость, а падению – надменность» ( Притч.16, 18 ), и что «пред падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» ( Притч.18, 13 ). Особенно перед Крестом. Суббота. О самом длинном вечере Мф.28:1–20 Рим.6:3–11 Великая суббота – самый длинный, самый удивительный, самый насыщенный день церковного года. На утрени Великой субботы совершается чин погребения Спасителя. Мы обносим вокруг храма тело нашего Господа, полагаем его, как во гробе, в середине храма. Тут же мы вспоминаем последнее деяние врагов Христовых. Они пришли к Пилату и сказали: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: „после трех дней воскресну“. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня». Пилат повелел. «Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». На этом все кончается. Начинается Вечерня Великой субботы. Особенность этой службы – пятнадцать паремий, то есть избранных чтений из ветхозаветной истории. Медленно проходят картины сотворения мира, примеры Божьего промысла о человечестве, установление Ветхозаветной Пасхи, пророчества о грядущем Спасителе, примеры воскрешения мертвых пророками. Вообще – удивительная вещь наше Богослужение. Перед нами – вся история мира. С нами здесь, реально присутствуют, как с Господом на Фаворе, – и чающие пришествия Христова пророки, и потерявшие Его Апостолы; здесь же и мы, уже знающие о Его воскресении. Все – «здесь», все – «ныне».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

" Она шла вместе со Христом по узким улицам Иерусалима и слышала, как женщины рыдали при виде измученного Спасителя, который то и дело падал под тяжестью Креста, - продолжил правящий архиерей. - Но Он им говорил: " Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших " (Лк. 23:28). Господь знал, какая скорбь вскоре придет в этот город, когда от него камня на камне не останется, а жители его либо будут убиты, либо рассеются по всему миру. Матерь Божия пришла на Голгофу и видела, как воины вбивают гвозди в руки и ноги Ее Сына, и оружие пронзило Ее сердце. А когда Спасителя подняли на Кресте, только благодать Божия помогала Ей не кричать и не стонать. Христос видел, как Его Мать страдает, и нашел для Нее утешение: покидая этот мир, поручил Ее самому любимому Своему ученику - Иоанну. А ему сказал: " Се Матерь твоя, присматривай за Ней, слушай Ее и помогай Ей в житейских нуждах " . Сохранилось предание о том, что Матерь Божия стала первой свидетельницей Воскресения Христова, но евангелисты об этом не сообщают. Мы знаем, что Она была и с апостолами в Сионской горнице, и при Его Вознесении. Так что Она испытала с Ним все радости и скорби, как предрек Ей праведный Симеон Богоприимец " . " Но вначале, когда ангел явился Богородице, он сказал: " Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! " Ни о каких скорбях он не говорил, но мы знаем, что получилось в итоге, какое лекарство потребовалось роду человеческому. Ужасно! Так больны мы, что нас ничем нельзя спасти, надо, чтобы Сын Божий Сам пришел и отдал Себя в жертву. Но не все эту жертву приняли: одни пошли за Христом, а другие не идут, хулят Его, искажают Его учение. Но сегодня Великая суббота, день покоя, и мы должны помнить, что у каждого из нас будет такая суббота. Все мы сойдем в эту землю, из которой взяты, по слову Господню: " Яко земля еси, и в землю отыдеши " (Быт. 3:19). Мы должны сейчас позаботиться о своих светильниках и запастись елеем добрых дел, благодатью Божией, чтобы с надеждой ожидать Второго пришествия Христова и Страшного Суда " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Особенно в дни поста давайте помнить, что покаяние есть уготовление себя ко всем скорбям. Давайте помнить и то, что Господь посылает скорби, Он и избавляет от них. Будем же Ему служить, помня, что Он сказал: «Избавил и ещё избавлю» 387 . Господу нашему слава во веки веков. Проповедь четвертая (седмица третья, суббота) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братие, празднование в честь Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с празднованием в честь Святого Животворящего Креста Господня. Это совпадение должно быть отмечено для нас не только тем, что совмещается три службы (воскресная, Благовещенская и Креста Господня), но и тем, что мы должны духовно пережить праздник Благовещения через Святой Крест. Когда ангел Господень дал радость благовещения Святой Деве (см.: Лк. 1:28.30–33 ), он дал радость Воскресения (белые ризы), а вместе со всем этим мы прославляем и Честной Крест. Вы можете спросить, как может Святая Церковь праздновать вместе два праздника? Может быть, нужно было бы их разделить? Нет, Святая Церковь вкладывает величайший смысл в совпадение этих праздников. Может быть, много, много лет не встретится больше такого совпадения праздников, поэтому нам необходимо сейчас остановить всё наше внимание на них. Когда Божия Матерь услышала благую весть, Она смутилась (см.: Лк. 1:29 ). И это смущение, и молчание говорят за то, что в этом рождении человеческая тварь имеет своё дело созерцания Сына Божия. Вот открывается Великая Тайна, провозглашенная в Ветхом Завете, что семя Жены сотрёт главу змия (ср.: Быт. 3:15 ), и эта тайна является всему миру через Божию Матерь. Ответ Богоматери ангелу полон смирения: Се, раба Господня; буди Мне по глаголу твоему ( Лк. 1:38 ). Когда-то Господь, творя мир, говорил это слово буди. Да будет свет, – сказал Господь. И стал свет. Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду ( Быт. 1:3.6–7 ). Да будет – слово творческое, им создан весь мир. Святой Филарет говорит, что когда Господь послал к Пречистой Деве архангела с благой вестью, то Он ожидал этого творческого слова от Неё 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Скачать epub pdf Прободение ребра Иисусова ( Ин. 19:27–37 ) Самый печальный и в то же время самый священный день мировой истории близился к концу. Прошел уже третий час дня, и в шестой час наступила суббота, при том Великая Суббота Пасхи. По еврейскому закону до этого времени нужно было снять с крестов тела распятых, чтобы они не остались висеть на древе ночью. Ибо так было написано: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел ( Втор. 21, 22–23 ). Поэтому начальники иудейские отправились к прокуратору и просили его, чтобы он позволил для ускорения смерти распятых перебить им голени, чтобы их можно было до захода солнца снять с креста и предать погребению. Пилат немедленно дал свое разрешение. Воины теперь с железными палками перебили голени у разбойников, которые были распяты с Иисусом. Но когда они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже умер. На этом основании они не перебили Ему голеней, потому что считали бесполезным и в то же время недостойным мучить мертвого. Но чтоб убедиться в действительности Его смерти, один из воинов вонзил свое копье в бок Спасителя, и тотчас оттуда потекла кровь и вода. В этом заключается все происшествие, о котором рассказывает нам здесь евангелист Иоанн. Враги Христовы хотели, очевидно, не только исполнить предписание закона, но и причинить своей жертве позор и поругание даже и в Его смерти, и тем утолить жажду своего бешенства. Но всемогущий Бог не допустил их до этого. Он сам приготовил своему Сыну эту чашу страданий, которую Тот и испил до последней капли. Теперь окончилось Его великое дело искупления и Он сам воззвал: «совершилось!» Теперь не должно было коснуться Его никакое поругание, ни позор. Отец Небесный сам следил за телом своего Сына и охранял Его от Его врагов, которые хотели надругаться над Ним. Теперь исполнилось на Нем то, что было написано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Толкование Евангелия на каждый день года. Суббота 16-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 101 зач., 24, 34–44 Сказал Господь своим ученикам: истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Господь говорит, что мы должны ждать событий, предваряющих конец света, и заранее готовиться к ним. Он уверяет нас в несомненности предсказанного Им. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Слово Христово надежней и прочней, чем небо и земля. Мы можем строить на слове Христовом с большей уверенностью, чем на столпах небес или на крепких основаниях земли. Ибо когда их уже не будет, слово Христово останется. В Божие время, которое есть лучшее время, и Божиим путем, который есть Божий путь, оно с несомненностью исполнится. Каждое слово Христово надежно, потому что неложно. Господь говорит о временах и сроках. Все, о чем Он говорит, в особенности гибель Иерусалима – «не прейдет род сей, как все сие будет». Некоторые из живущих теперь увидят это. Поскольку пророчество Господа казалось невероятным, Он подкрепляет его торжественным утверждением: «Истинно говорю вам». Поверьте слову Христову, что все это – близ, при дверех. Но о дне же и часе, завершающих время, никто не знает. Есть некий день и час, определенный для грядущего Суда, он именуется днем Господним. Этот день и час – великая тайна. Ее не могут постигнуть – ни мудрейшие из сынов человеческих своею мудростью, ни благодатнейшие из ангелов каким-либо Божественным Откровением. «Никто не знает, только Отец Мой один», – говорит Христос. Неопределенность времени Христова Пришествия – для тех, кто бдит, – запах живительный на жизнь, он побуждает их еще внимательней бдеть и молиться. А для беспечных – это запах смертоносный на смерть, который делает их еще более беспечными.

http://pravoslavie.ru/3624.html

Жить со Христом значит ежедневно, ежечасно чувствовать свое единение с Ним, в сердце ощущать свет неизреченной любви Христовой. Как это радостно, как благодатно во всем видеть волю Божию и знать, что в этом, таком сложном, таком суетном, таком непредсказуемом мире, мы не одни, мы с Господом, со Спасителем нашим! Рано или поздно земная наша жизнь пройдет, как прошла Четыредесятница, как прошла Страстная седмица. Прошла Великая Пятница смерти. Настала Великая Суббота упокоения. Когда слезы сострадания Страстям Христовым преобразуются в слезы умиления. Ведь Он в лице Матери Своей запрещает всем верным чадам Своим рыдания и тоску сердца. И вот мы уже плачем слезами мироносиц, слезами очистительными, одухотворенными. Пройдет совсем немного времени, и мы с вами, возлюбленные о Господе братья и сестры, ощутим с душевным ликованием славную победу добра над злом, торжествующий свет Воскресения. И для нас с вами будет, есть уже надежда, что за гробовым порогом – жизнь, жизнь вечная в пресветлых небесных обителях! Ведь и к нам тоже обращены слова Спасителя: верующий в Сына имеет жизнь вечную… ( Ин.3:36 ) и: Я есмь Воскресение и Жизнь ( Ин.11:25 ). Аминь. Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению) И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. ( Мф.28:18-19 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Великую Субботу, когда все полны ожидания благословенного события – преславного воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Евангельское чтение за Божественной Литургией повествует нам о тех незабываемых моментах, когда люди узнали о воскресении Господа (см. Мф.28:1-20 ). Мы внимаем словам Святого Евангелия, и сердца наши все больше и больше начинают преисполняться ликующей пасхальной радостью, которая вот уже совсем близко, на пороге. Еще немного, и все мы с вами будем иметь возможность приветствовать друг друга с наступлением великой радости. Наберемся же терпения и духовных сил, чтобы дождаться этого светозарного мига. Будем молиться, будем славословить Бога за то, что Он дает нам возможность еще раз пережить это незабываемое событие.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010