Митрополит Алексий. Вклад великого князя Василия III в Чудов монастырь Московского Кремля, Мастерская Елены Глинской, XVI в. В последнее время на страницах «Православной энциклопедии» и ряда других изданий настойчиво утверждается гипотеза о переходе богослужения Русской Церкви со Студийского на Иерусалимский устав в рамках литургической реформы, которая якобы происходила при свт. Алексии (1354–1378) во второй половине XIV столетия. Инициатором реформы, по утверждению сторонников данной гипотезы (А. М. Пентковский, А. А. Турилов), являлся свт. Алексий, при участии которого в конце 60-х годов XIV в. была составлена первая русская редакция Иерусалимского устава, предназначенная для Чудова монастыря в Москве. При этом в распоряжении свт. Алексия находилась группа переводчиков, связанных с Константинополем и переведших константинопольскую редакцию Иерусалимского устава и соответствующий комплекс богослужебных книг. Однако авторы гипотезы сочли нужным сделать оговорку, что списки этих переводов не получили в рукописной традиции XIV–XV вв. широкого распространения и были скоро вытеснены из обращения святогорскими переводами XIV в., пришедшими на Русь в эпоху «второго южнославянского влияния» рубежа XIV–XV вв. Вызывает недоумение, почему в таком случае забвению были преданы особые ктиторские редакции Иерусалимского устава и Устава литургии, связанные с именем свт. Алексия, местное почитание которого началось уже при великом князе Дмитрии Донском, а канонизация состоялась в 1448 г.? Атрибуция рукописи Иерусалимского устава митрополиту Алексию и ее происхождения из Чудова монастыря в Москве зиждется у сторонников гипотезы на едва ли не единственном аргументе о наличии в соборном храме Чудова монастыря придела Благовещения, поскольку на литии, на «Слава, и ныне» после литийных храмовых стихир, в рукописи Син. 329/384 на л. 14 об. указана стихира Благовещению , а в возглашении «Спаси, Господи, люди твоя», перед упоминанием святых бесплотных сил добавлено прошение: «…заступьлениемь святого арханьгла Михаила». Между тем строительство Благовещенского придела в Чудовом монастыре, как показывают новейшие исследования, относится ко времени после 1392 г. . Таким образом, рукопись ГИМ. Син. 329/384 никак не могла быть создана при митрополите Алексии.

http://pravoslavie.ru/588.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Отдаленный, но близкий 19.08.2012 428 Время на чтение 4 минуты Спасо-Преображенский мужской монастырь на Стрелке - самая молодая обитель в Саратовской епархии. Однако его история уходит своими корнями в далекое прошлое. О том, как соединилось минувшее и настоящее, рассказывает иеромонах Дорофей (Баранов). Напомним, что 19 августа монастырь будет отмечать престольный праздник. История городских монастырей в России часто напрямую зависит от изменения самого города, в котором они расположены. Изначально таких обителей на Руси (по примеру Студийского монастыря в Константинополе) было очень немного. Монахи в силу особенностей своего образа жизни всегда стремились удалиться от мира в глухие леса, которыми изобиловало пространство расселения русского этноса. Однако люди устремлялись вслед за отшельниками, и вокруг монастырей складывались новые поселения. Монахи снова удалялись в пустынь, оставляя после себя обжитую и освященную монашеским подвигом землю. Так происходило, например, в исторической части России, там, где с преподобного Сергия Радонежского началась, по сути, колонизация мест, которые мы сейчас считаем колыбелью русской цивилизации. В Саратове, основанном в конце XVI века, монастырь изначально возник в самом городе. Вокруг была степь, непригодная для монашеского уединения и наводненная кочевниками и разнообразными тюркскими осколками ордынского государства. Первый городской монастырь, в самом центре отстроенного уже на правом берегу Волги Саратова, стал наследником подворий московских монастырей (Чудова и Новоспасского) - Четырехсвятского, по-видимому стоявшего в черте легендарного ордынского города Укека (ныне саратовский Увек), и монастыря при Казанской (старой) церкви Саратова. С 1764 года новый городской монастырь стал уже именоваться Спасо-Преображенским. После крупного пожара 1811 года, изменившего облик всего города, обитель была перенесена на то место, где располагается и по сей день,- это живописные склоны Алтынной (или, по-другому, Лысой) горы к северо-западу от исторического Саратова.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Николай Студийский, прп. - житие Житие преподобного отца нашего Николая исповедника, игумена Студийского Преподобный отец наш Николай родился на острове Крит в селении, называемом Кидонией, откуда был родом и святой мученик Василид, пострадавший в числе десяти мучеников на острове Крит. Родители блаженного Николая были христиане. В раннем детстве он был отдан обучаться слову Божию. Когда же отроку исполнилось десять лет и он уже достаточно навык в чтении священных книг, родители отослали его в Константинополь, к дяде его, блаженному Феофану, который был иноком в Студийской обители, Феофан любезно принял своего племянника и отвел его к игумену Студийской обители, преподобному Феодору. Преподобный Феодор, провидя, что отрок имеет быть избранным сосудом Божиим, благословил его и велел ему до времени оставаться вне монастыря, в особом здании, где помещалось училище для юношей. Когда же Николай пришел в возраст, игумен, видя его благора­зумие и равно кроткий и смиренный нрав, поместил его внутри монастыря и постриг в иноческий чин. После нескольких лет добродетельной жизни в монастыре игумен принудил Николая принять и священство. Сюда же в Студийскую обитель пришел к Николаю и родной его брат по имени Тит. Он бежал с острова Крит после нападения на остров сарацин и пришел к брату с печальной вестью, что родители их уведены в плен. Тит с великой скорбью и слезами передавал это известие брату. Николай, получив столь скорбную весть, хотя и болел сердцем о родителях, но старался утешить брата, увещевая его не скорбеть. «Так угодно было Богу, — говорил он брату, — ибо без воли Его не падает и волос с головы (Мф 10, 30 и Лк 12, 7). Он знает, что делать для пользы человека. Посему возложим на Него нашу печаль и промышление о наших родителях. Нам же нужно самим заботиться о том, чтобы не быть плененными похотью плотской и прелестями века сего, и чтобы рука невидимых врагов не отвела нас в землю тьмы и мрака непросветного». Тит умилился и утешился этими словами брата и по настоянию его был пострижен и сам сделался добрым иноком.

http://pravicon.com/info-3058

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Симеон Новый Богослов, преподобный (949 – 1022 гг.) – возможно самый выдающийся мистик Православия, один из трёх Отцов, которых Церковь нарекла «богословами». Богослов, поэт, мистик. Родился в богатой знатной семье, в 11 лет Семеона отправили учиться в Константинополь. Благодяря протекции дяди Симеон молодым человеком становится чиновником при императорском доре. Но чтение духовных книг подтолкнула Симеона на путь иночества. Он находит себе духовного наставника — св. Симеона Благоговейного. Старшего Симеона отличало некоторое юродство (ходил голый, например) и полнейшая духовная свобода: младший Симеон приводит такие слова старшего: «Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых действий не радуется Бог, но является только смиренной, нелюбопытной и доброй душе и сердцу». Но только в возрасте двадцати семи лет прп. Симеон стал послушником Студийского монастыря. Его духовное подвижничество под руководством старца Симеона было настолько усердным, что вызвало недовольство братии и даже игумена монастыря. Прп. Симеон был вынужден перейти в соседнюю Ксирокеркскую обитель во имя святого мученика Маманта (Мамаса), где он и был пострижен в монашество. В 980 году прп. Симеон был рукоположен в священный сан и возведен в достоинство игумена обители патриархом Николаем II Хрисовергом. Монастырь находился в полном упадке. Благодаря Симеону Новому Богослову обитель расцвела, молодой игумен начал приобретать звестность среди народа и аристократии. Однако призывы Нового Богослова к активной духовной жизни нравились не всем: монахи открыто начали сопротивляться своему игумену. Сначала Патриарх авел порядок, Смеон простил братию. Однако, впоследствии Нового Богослова все-таки вышвурнули из его собственной обители. Симеон поселился при небольшом храме во имя святой Марины в пустынной местности, принадлежащей его ученику и почитателю Христофору Фагуре. Здесь Новый Богослов останется до своей кончины.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/sim...

Весна Православия Серия «Письма о духовной жизни» пополнилась избранным из переписки преподобного Феодора Студита. Вошедший в историю христианства, прежде всего, как автор студийского устава монашеской жизни в книге преподобный открывается с главной стороны всей свой жизни: защита чистоты православия и противостояние иконоборцам. Преподобный Феодор Студит. Весна Православия: Сб. писем/Сост. диак. Алек¬сандр Гумеров. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 288 с.: ил. — (Письма о духовной жизни). Родившийся в Константинополе в 759 году, выходец из благородной и богатой семьи, Феодор в неполные тридцать два года оставляет мир, чтобы посвятить себя иноческой жизни. Вместе со своим дядей преподобным Платоном (участником Седьмого Вселенского Собора) и двумя братьями он отправился к Олимпу, чтобы там в тишине и уединении иноческого жития провести остаток дней. Феодор хорошо постигал монашескую науку, уже через пять лет он был единодушно избран настоятелем обители. И когда позже ему в управление достался запустевший Студийский монастырь, туда к нему за короткое время собралось более тысячи ищущих отшельнической жизни иноков. Однако Богу было угодно, чтобы следующие 27 лет своей жизни стали для Феодора временем гонений и ссылок – непрекращающейся, мужественной борьбой за веру. Его оружием были письма – смелые и бескомпромиссные, удивительно богословски выверенные и аргументированные. До наших дней дошло всего лишь около 550 писем, написанных рукой преподобного. Его адресатами были монархи и все высшие восточные иерархи, министры и простые горожане, Римский папа и монахи. Одних он обличал, других вразумлял, третьих увещевал, четвертых утешал и ободрял. Новость о поднятых Львом 5 Армянином новых гонениях на сторонников иконопочитания преподобный Феодор встретил крестным ходом. За высокоподнятые хоругви и иконы святой подвергся жестоким истязаниям. «Христос не Христос, если он не может быть изображаем!» - писал он своим сторонникам. Таких же как он исповедников Христовых он призывал стоять мужественно и с благодарностью принимать страдания за Спасителя как сокровища.

http://pravoslavie.ru/6065.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Может ли верующий православный христианин говорить: «Св. Николай не ударял в ланиту Ария»? 21.05.2012 616 Время на чтение 4 минуты Нет, не может - так как вера в то, что Николай Угодник ударил Ария по щеке и был за это подвергнут церковному наказанию и заточению в темнице, является верой Православной Церкви. Святитель и Чудотворец Николай. Икона из церкви Николы на Липне в Новгороде, 1294 год Православная Церковь содержит Божественное Откровение посредством Священного Предания и Священного Писания. Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды (Пространный Христианский Катихизис, Введение). Богослужебные книги православной Церкви, общепринятые Церковью Жития Святых, хранимая Церковью в лицевых иконописных подлинниках и чтимых иконах иконография Святых угодников Божиих - являются хранилищем неповрежденной истины Священного Предания, и в этом качестве - предметом веры в Церковь. Является ли Житие Святителя Николая Чудотворца «учением веры»? Несомненно. Иначе не называла бы его Церковь «правилом веры». Его житие назидает не в чем ином, как в Вере Православной. Благоверный царь Константин, желая утвердить Христову веру, повелел созвать в городе Никее Вселенский собор. Святые отцы собора изложили правое учение, предали проклятию Арианскую ересь и вместе с нею самого Ария и, исповедуя Сына Божьего равночестным и соприсносущным Богу Отцу, восстановили мир в святой Божественной Апостольской Церкви. Среди 318 отцов собора был и святитель Николай. Он мужественно стоял против нечестивого учения Ария и вместе со святыми отцами собора утвердил и предал всем догматы православной веры. Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае. что одушевленный, подобно пророку Илие, ревностью к Богу, он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту. Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность. Ибо некоторым из святых отцов собора было такое же видение, коего удостоился и сам святитель еще прежде своего поставления на архиерейство. Они видели, что с одной стороны святителя стоит сам Христос Господь с Евангелием, а с другой Пречистая Дева Богородица с омофором и подают святителю знаки его сана, которых он был лишен. Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, отцы собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь, как великому угоднику Божию (Жития Святых Святителя Димитрия Ростовского, месяц декабрь, день 6).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Константинопольская Церковь при Патриархе Алексии Студите История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Алексий Студит поставлен был Патриархом Константинопольским по указанию умирающего Императора Василия Болгаробойцы, которому он в самый день его кончины – 15 декабря 1022 г. – преподнес для поклонения, лобызания и утешения самую драгоценную святыню Студийской обители – главу Иоанна Крестителя. Время и место рождения Патриарха Алексия, преемника святого Евстафия, неизвестно. Он был пострижеником Студийского монастыря, и перед восшествием на Патриарший престол – игуменом этой обители, откуда и пошло его прозвище. Ввиду того, что патриаршество его продолжалось более 20 лет, и до конца жизни он оставался человеком незаурядной энергии, ко времени его поставления на столичную кафедру ему едва ли было более 50 лет. В своем первосвятительском служении Патриарх Алексий, с одной стороны, преследовал цель поставить возглавляемую им Церковь в положение как можно более независимое во взаимоотношениях с правительством Империи, в том числе и в экономическом отношении, а с другой, – ввиду возросшего влияния Патриархии, он, как мало кто из его предшественников, вовлечен был в решение государственных дел первостепенной важности, прежде всего, касавшихся преемства верховной власти, проявляя при этом, возможно, избыточную гибкость, благодаря чему он занимал Патриарший престол при частой смене правителей Империи, что прежде него удавалось мало кому из Патриархов. Он вовлечен был в решение государственных дел первостепенной важности, касавшихся преемства верховной власти Рамки для подобных маневров во взаимоотношениях Патриарха с Императорами составляли незыблемые принципы той модели, которая в свое время, при святом Юстиниане, была официально обозначена как симфония священства и царства.

http://pravoslavie.ru/149432.html

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские 2/15 сентября Православная Церковь празднует память преподобных Антония и Феодосия Печерских – великих монахов-аскетов, подвизавшихся на Руси в XI веке. Прп. Антоний (около 983–1073) родился в правление равноапостольного князя Владимира и происходил родом из Любеча. Еще в раннем возрасте, почувствовав влечение к монашеской жизни, он отправился на Афон, где принял иноческий постриг. Послушание и усердие в подражании строгой жизни афонских подвижников духовно возвысили прп. Антония, и вскоре игумен монастыря благословил своего ученика отправиться на Родину. Прибыв в Киев, святой Антоний посчитал устав существующих монастырей недостаточно строгим и посему поселился в пещере, выкопанной некогда священником Иларионом, будущим Киевским Митрополитом. Сильна была молитва святого, поэтому вокруг его пещеры начали селиться ученики, желавшие упражняться в совместной молитве и духовном делании вместе с прп. Антонием. В числе первых его последователей были прп. Никон и прп. Феодосий . Св. Феодосий (около 1008 или около 1036–1074 гг. ) родился в городе Васильеве, под Киевом. Выходец из состоятельной семьи, будущий святой отличался кротостью и смирением. Святой Антоний Печерский основал один из первых монастырей на Руси – Киево-Печерскую лавру В возрасте 13 лет он лишился отца, и за воспитание Феодосия взялась мать. Мысли юноши о монашеской жизни решительно пресекались его матерью, хотя и благочестивой, но достаточно суровой женщиной. Последняя никак не могла смириться со стремлением сына посвятить себя Богу, всячески отговаривала юношу, морила голодом и даже избивала. Однако в возрасте примерно 20 лет Феодосий ушел из дома и поселился рядом с прп. Антонием . Святой Антоний Печерский основал один из первых монастырей на Руси – Киево-Печерскую лавру – в 1051-м году, а святой Феодосий стал первым игуменом, при котором монастырь начал функционировать по Студийскому общежительному Уставу. Прп. Антоний и Феодосий особо почитаются Православной Церковью.

http://pravoslavie.ru/148242.html

Преподобный Симеон Новый Богослов: Церковь говорит Забота о ближнем через слово 25 марта, 2022 Забота о ближнем через слово «Забота — это необязательно социальная работа, благотворительность. Это еще и служение словом, иногда критическим, иногда подбадривающим, иногда поучительным — но всегда честным и уместным». Преподобный Симеон Новый Богослов писал в стол — для нас, потомков. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Исихазм — мистическое учение и молитвенный опыт восточнохристианского монашества. Исихазм включает в себя практику уединения и безмолвия, и кажется, что исихаст может жить и подвизаться только в пустыне, вдали от людей. Но история показывает, что это далеко не так. И дело не только в том, что вокруг любого жаждущего уединения молитвенника часто образовывались новые монашеские общины, что к нему тянулись за духовным советом и утешением миряне. Нет, изначально исихазм — это внутреннее делание, которое, как показали некоторые его отцы-основатели, могло совершаться и в городских стенах. Преподобный Симеон Новый Богослов жил на рубеже X-XI веков в Константинополе. Он происходил из зажиточной семьи из Малой Азии, и в столицу его направили для получения образования и карьеры при императорском дворе. Но ни то, ни другое его особо не заинтересовало. Образование он получил среднее и через несколько лет удалился в Студийский монастырь — один из наиболее значительных в истории Константинополя и Церкви в целом. Достаточно напомнить, что многие монастыри до сих пор живут по так называемому студийскому уставу, восходящему к принятому в этой обители. Развалины Студийского монастыря в современном Стамбуле Еще немного позже Симеон перевелся в соседнюю обитель — святого Мамаса Ксирокеркского. Этому решению предшествовал конфликт с братией, связанный с разным пониманием послушания духовному отцу. Впрочем, я не буду подробно останавливаться на жизнеописании преподобного Симеона. Даже о его богословии я вряд ли смогу рассказать что-то принципиально новое — ему посвящено множество работ разного объема и глубины. Например, классической стала монография «Преподобный Симеон Новый Богослов» выдающегося богослова русского зарубежья архиепископа Василия (Кривошеина). Из наших современников наследие преподобного изучал митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Большая часть исследований о святом есть в открытом доступе.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-nov...

преподобный Феодор Студит Догматико-полемические Литургика Нравственно-аскетические труды Послания Слова Труды на иностранных языках Собрание сочинений преподобный Феодор Студит Богослов, философ, проповедник, защитник иконопочитания. Настоятель знаменитой Студийской обители. Сын сборщика царских податей Фотина, родственник святого Романа Сладкопевца, брат Иосифа Исповедника. Получил хорошее образование под руководством матери Феоктисты.  В 782 году под влиянием своего дяди Платона, всё семейство Феодора обратилось к монашеской жизни и на базе своего поместья в Вифинии организовало обитель Саккудион. 22-х лет от роду постригся он в этом монастыре; его молодая жена Анна также приняла монашество. Феодор стал " правой рукой " своего дяди. За основу был взят устав Василия Великого. Феодор уже тогда стал горячим сторонником иконопочитания и npubemcmbobaл VII Вселенский собор (787). В 794 году Платон уступил пост игумена монастыря Саккудион Феодору. В 795 году Феодор Студит выступил против незаконного с канонической точки зрения развода и нового брака императора Константина VI, который этим возводил на престол родственницу Феодора Феодоту. Он был подвергнут истязаниям и сослан в Фессалоники, но скоро по смерти Константина вернулся в свою обитель (797). В 798 году он переселился со своими учениками в Студийский монастырь, сделавшийся под его руководством светочем тогдашнего монашества; студиты приобрели громадный вес в церковной жизни, с ними считались патриарх и император. Феодор дал Студию строгий устав, требовавший полного общежития и личного труда братии. Когда возник вопрос о прощении отрешённого от сана священника, повенчавшего Константина, Феодор восстал против этого, опять вопреки императору и патриарху, и был изгнан на один из Принцевых островов, где пробыл два года (809—811). После смерти императора Никифора I, Феодор опять торжественно вернулся в свой монастырь. В 815 году император Лев V Армянин созывал собор против почитания икон, Феодор сказал ему: «Не нарушай мира Церкви; Бог поставил в церкви иных апостолами, других пастырями и учителями, но не упомянул о царях; оставь церковь пастырям и учителям. Если бы сам ангел сошёл с неба и стал извещать истребление веры нашей, то не послушаем и его». Феодор видел в иконоборчестве нарушение свободы церкви, а с догматической стороны усматривал в отрицании видимых изображений Христа умаление полноты Его человеческой природы, против воли Его, пославшего Авгарю Свой нерукотворный образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010