402 Ефрема сир. Сл. умилит. 1 (I т. 206 стр. Изд. 1907 г.). Сн. Григор. нис. О блаженствах, сл. 7 (II т. 454 стр.); Август. блаж. О граде Бож. VII, 31. 413 Григор. Б. Сл. 40, на крещение (III т. 283 стр, изд. 1844 г.), Сн. Климен. ал. Строматы, кн. IV, гл. 6 и 22. 415 Разбор этого воззрения см. у Гусева А. Ф. Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям закона (Хр. Чт. 1873 г. III т.), а также в указ. ст. преосв. Сильвестра. Ответ на схему о добрых делах. Тр. Киев. Ак. 1875 г. I т. 416 Началом реформации признается 31 окт. 1517 г., – день, когда Лютер, по поводу продажи индульгенций известным Тецелем, прибил к дверям дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов, в которых высказал свои взгляды на индульгенции, покаяние, благодать, оправдание чрез веру. 417 Литература. – Хрисанфа еп. Характер протестантства и его историческое развитие (Хр. Чт. 1865 г. II т. 1866 г. I и II т. и в отдел. издании). Сергия еп. Правосл. уч. о спасении. 18–35 стр. и др. Стукова Ф. Лютеранский догмат об оправдании верою. Каз. 1891 г. Маргаритова С. Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни М. Лютера. Москва. 1895 г. Коржавина А. Учение об оправдании по символическим книгам лютеран. Тамб. 1886 г. Певницкого И. О необходимости добрых дел для спасения. Спб. 1840 г. 418 В Form. Concordiae говорится: «веруем, что ум, сердце и воля невозрожденного человека в духовных и божественных делах собственными естественными силами совершенно не могут ничего ни понимать, ни веровать, ни воспринимать, ни мыслить, ни хотеть, ни начинать, ни совершать, ни делать, ни действовать и содействовать, – человек для добра совершенно испорчен и мертв, так что в природе его после падения и до возрождения не осталось даже малой искры духовных сил, которыми бы он сам собою мог предуготовить себя к благодати Божией,.. или своими собственными силами привнести что-либо к своему обращению в целом или наполовину, или хотя бы в ничтожной части, действовать или содействовать. Человек – раб греха и собственность сатаны ( Иоан. 8:34 : Еф. 2:2 ; 2Тим. 2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

О. Н. П. М. В то время, когда я составлял свою книгу, вопрос этот не лишен был затруднений. В русской литературе не было никаких данных к его разрешению. Теперь, после перевода г. Бронзова, разрешение ему дано, но я не имел уже возможности воспользоваться им, книга моя была уже изготовлена. А. Д. Б. Указанный труд Иоанна Дамаскина , как утверждаете Вы на 59 странице, был забыт во времена схоластики. Утверждение неверное. В первый период схоластики он не был забыт. Забвению он был предан только во вторую половину, – со времен Фомы Аквината. Считаю нужным отметить также Ваше невнимательное отношение к тексту подстрочных примечаний, касающихся Святоотеческих творений. Напр., во втором примечании на странице 312-ой первой части встречается такая странная цитата: „ Епифан. Ep. 76 (опр. 35 гл. Аэтия),» в примечании втором на странице 68-ой второй части: „Иларий (Lib. contra Aufnt II. 6.)“. О. Н. П. М. В первом случае разумеется „Опровержение Аэтия.” Во втором – корректурная ошибка. При условиях, в которые я был поставлен, я не мог сам лично вести ответственной корректуры. А. Д. Б. На стр.72–73 второй части в числе писателей древности, называвших ангелов существами невещественными, бестелесными, бесплотными, чистыми духами, Вы указываете, между прочим, Лактанция , но, как известно, Лактанций в 16 главе II книги Божественных установлений разделял мнение о падении ангелов чрез плотское сношение с дочерьми человеческими. Вы ссылаетесь на 21 главу VII книги Божественных уставовлений, но и в этом месте говорится только: они ничего не имеют твердого, но Бог их может наказывать. Здесь же (на стр. 73-ей) в числе писателей, разделявших мнение, которым предполагалось бытие в ангелах тела, подобного или близкого к чувственному телу человека, Вы указываете Афинагора и Климента Александрийского , но в указанном месте из первого (О воскр.,16 гл.), о телесности ангелов ничего не говорится, там говорится только, что они существа совершенные; также не верна и сделанная Вами ссылка на Строматы (IV, 3) последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

507 Там же. 508 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 393. 509 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. 3, кн. 2. Письмо 226. С. 130. 510 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 987—988. 511 Ср.: Преп. Феодор Студит. Огласительные поучения. Калуга, 1896. Поучение 86. С. 302—303. 512 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 575—576. 513 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Поучение в Нед. 14-ю по Пятидесятнице и на Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. С. 451—542. 514 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 575. 515 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Поучение в 1-ю Нед. Вел. поста. С. 204; см. также: С. 780—781. 516 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 44. См. также: Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, §§ 64—65. С. 384. 517 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 35. 518 Св. Афанасий Александрийский. В послании к Антонию Великому, вопр. 83. 519 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 36. 520 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с блудной страстью//Добротолюбие. Т. II, § 64. С. 384. 521 Добротолюбие. Т. II, § 65. С. 384. 522 Что в переводе значит: погрузился я в беспредельные глубины нечистоты. 523 Свт. Димитрий Ростовский. Поучение 2-е в Нед. пятую по Святом Духе. 524 См.: Русский инок. 1914, 2. С. 82—83. 525 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 15-я на Послан. к Ефес. (4, 35). 526 Цветник духовный. Изд. 2-е. М., 1882. Ч. 2. § 29. Блуд и целомудрие. С. 123. 527 Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 342. С. 279. 528 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. III, кн. 2. Письмо 176. С. 102. 529 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. Алфавит духовный. Гл. 12, § 9. 530 Там же. Гл. 6, § 3. 531 Свт. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892. Кн. VII, гл. 7. 532 Преп. авва Дорофей. Поучение 11; преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 85. С. 411. 533 Авва Матой//Древний Патерик. Гл. 5, § 6. С. 70. 534 Л. Соколов. Психология греха и добродетели. С. 20. 535 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 588. 536 Он же. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 7, § 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

1352 Herodotes, VI, 86; Aristophanes, fr. 691 CAF (I); Parmenides, fr. 3 DK. 1353 Plato ? 1354 Philemon, fr. 138 CAF (II). 1355 Phanocles, fr. 3 Diehl; fr. 2 Powell p. 108. 1356 Plato, Leg. VI 765 e. 1357 Empedocles, fr. 117 DK; Euripides, Chrysippos, fr. 839, 12—14. 1358 Plato, Rep. V 457c; Euripides, Protesilaos, fr. 653. 1359 Euripides, Phoen. 554; Epicurus, fr. 476 Usener. 1360 Aristophanes, fr. 899 CAF (I); Epicurus, fr. 519. 1361 Il. XVII, 53; Orpheus, fr. 188 Abel, 206 Kern. 1362 Orpheus, fr.45 Abel, 149 Kern; Od. IX, 372. 1363 Hesiod, Melamp. fr. 164 Rzach; Musaeus, fr. 7 DK. 1364 Gorgias, test. 34 DK. 1365 Apollodor., Bibl. III, 12, 6, 9 sq.; Pausanius, I 44, 9. 1366 I Reg. 12: 18.19. 1367 Herodotus, VII, 178—9. 1368 Empedocles, fr.111, 3—5 DK (fr. 12, 3—5 Bollack). 1369 fr. 112 DK. 1370 Plato, Symp. 201 d; Leg. I, 642 d. 1371 Democrimes, test. 18 DK. 1372 Мириада — обычно 10,000. 1373 Aristobul.­Eusebius, Prep. Euang. VIII 10, 12—17. 1374 Plutarchus, De defectu oraculorum (Mor., 419 e). 1375 Cf. Philo, De decalogo, 33—35. 1376 Возможно, клепсидру — водяные часы. 1377 Stolisth j, i(ero stoloj — ведающий священническими одеяниями и различными ритуальными предметами и т.д. 1378 Cf. Plutarchus, Vita Alex., 64. 1379 Kerygma Petri, fr. 2—5 Dobschutz (TU XI, 1, S. 18—22); cf. Hildenfeld, Nov. test. extra can. rec. IV, p. 60—62. 1380 Ориген (Comm. in Io. XIII, 17) повторяет ту же идею. 1381 Cf. Pra ceij Pau lou; Dobschutz (TU XI 11, S. 123—127). 1382 Kerygma Petri, fr. 6 (TU XI 1, S.22). 1383 Cf. Iob 28: 22: «Аввадон и Смерть говорят: только ушами нашими мы слышали слух о ней» (пер. М. И. Рижского). 1384 Hermas, Similitudines IX 16, 6. 1385 Kerygma Petri fr. 7 v. Dobschutz (TU XI, S. 22). 1386 Kerygma Petri, fr. 8; Cf. Act. 3: 7; 17: 30. 1387 Cf. Is. 11: 7. 1388 То есть, чистое и пригодное в пищу животное — Lev. 11: 3. 1389 e)nerghtiko n. Sylburgius предлагает чтение e)uergetiko n благодетельной. 1390 Cf. Aristoteles, fr. 193 Rose. 1391 Kerygma Petri, fr. 2 Dobschutz.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

Исаии ст. 1, 2, 3//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1871. 1. С. 1-8; 2. С. 9-11; 3. С. 17-18; 4. С. 25-26; Пророчества о Мессии, содержащиеся в книге прор. Исайи: гл. II ст. 2-4//Там же. 1871. 19. С. 149-151; 20. С. 157-162; 21. С. 165-167; Гл. IV ст. 2-6//Там же. 22. С. 173-178; Гл. VII//Там же. 23. С. 183-188; 24. С. 191-196; 25. С. 199-202; 26. С. 207-211; Гл. VIII, IX ст. 6//Там же. 27. С. 215-219; 28. С. 223-227; Гл. XI//Там же. 29. С. 234-238; 30. С. 239-245; Гл. XLII ст. 1-9//Там же. 31. С. 247-253; Гл. XLIX ст. 1-9//Там же. 32. С. 255-261; Гл. LIII//Там же. 33. С. 263-265; 34. С. 273-279; 35. С. 283-285; 36. С. 291-295; Гл. LXI//Там же. 37. С. 299-303 (отд. изд.: Ярославль, 1872); Обетование о Мессии, данное чрез прор. Нафана Давиду (2 Цар 7. 12-16)//Там же. 1872. 8. С. 57-59; 9. С. 65-66; Пророчества о Мессии, содержащиеся в псалмах//Там же. 1871. 11. С. 81-84; 12. С. 89-91; Псалом 44//Там же. 16. С. 123-127; 17. С. 131-133; Псалом 109//Там же. 19. С. 147-151; Псалом 15//Там же. 20. С. 155-158; Псалом 21//Там же. 21. С. 163-166; 22. С. 171-172; 23. С. 179-181; Псалом 39, 40, 67, 68//Там же. 24. С. 187-191; Псалом 108//Там же. 25. С. 195-196; Псалом 117. 8//Там же. 26. С. 203-205; Псалом 101, 71, 88//Там же. 27. С. 211-214; Пятнадцать речей из учебной практики преподавателя греч. яз. в Ярославской духовной семинарии Н. Корсунского. Ярославль, 1881, 18862; Благовест. Ярославль, 18773. Пер.: Ориген. О молитве. Ярославль, 1884; он же. Увещание к мученичеству. Ярославль, 1886; он же. О молитве и Увещание к мученичеству. СПб., 18972. Самара, 1992; Климент Александрийский. Увещание к эллинам. Ярославль, 1888; он же. Педагог. Ярославль, 1890; То же/Доп. пер.: свящ. Г. Чистяков; вступ. ст.: прот. И. Свиридов: М., 1996; он же. Строматы. Ярославль, 1892; он же. Кто из богатых спасется?/Ред.: П. К. Доброцветов. М., 2011. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229: МДА. Оп. 4. Д. 1813: Корсунский Николай Николаевич [личное дело студ.]; Там же. Д. 5099: Корсунский Иван Николаевич [личное дело преподавателя]; РГБ ОР.

http://pravenc.ru/text/2458755.html

“Второе послание к Коринфянам” Псевдо-Климента Римского (гл. 12) Тайны Мои суть достояние Мое и чад дома Моего. Слова приводятся Климентом Александрийским (Строматы V, 10) Не успокоится ищущий, пока не найдет, а найдя, – восхитится, восхитившись же, – восцарствует, а восцарствовав, – успокоится. Апокрифическое евангелие евреев (слова сохранены Климентом Александрийским в Строматы V, 14) И пойдут злые в муку вечную, праведники же в жизнь вечную, наследуя то, чего глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце не приходило человеку, – что приготовил Бог любящим Его, и будут радоваться в царстве Божием. “Апостольские постановления” (VII, 32) Не каждый, говорящий мне, «Господи, Господи», спасется, а творящий праведность. “Второе послание к Коринфянам” Псевдо-Климента Римского (гл. 4) И они оправдывались, говоря: «Этот век безверия и беззакония под сатаной, который не допускает, чтобы правда и сила Божия одержали верх над нечистыми силами. И потому яви ныне свою праведность» — так говорили они Христу. И Христос отвечал им: «Исполнились сроки власти сатанинской, но грядут другие беззакония. И для тех, кто согрешил, Я прошел через смерть, чтобы они могли вернуться на путь истинный и не грешить больше; чтобы могли они наследовать духовную и нерасточимую славу на небесах. Будут разделения и ереси. Слова приводятся св. Иустином мучеником (Диалог с Трифоном Иудеем 35, 3) Я избрал вас числом 12, считая своими учениками, достойными Меня, которых [Я] Господь восхотел, найдя верными апостолами и посылая в мир возвещать Евангелие людям по всей вселенной, чтобы познать, что есть один Бог — являть через веру в Меня, Христа, будущее; дабы слышавшие и уверовавшие спаслись, а не уверовавшие, но слышавшие [сами против себя] свидетельствовали, не имели оправдания в словах «мы не слышали». Слова приводятся Климентом Александрийским (Строматы. VI, 6. 48) Если кто из Израиля захочет, покаявшись во имя Мое, уверовать в Бога, то его грехи отпустятся ему. Через 12 лет выходите в мир. Пусть никто не скажет «мы не знали».

http://azbyka.ru/shemy/agrafy.shtml

τερατεεται - Phot. Bibl. 109). Это утверждение не находит подтверждения в сохранившихся произведениях К. А., т. к. в них вопрос о переселении и предсуществовании душ решается в полном соответствии с правосл. вероучением (общий анализ см.: H é ring. 1923; Ashwin-Siejkowski. 2010. P. 115-128). В «Строматах» К. А. передавал мнение гностика Василида, согласно к-рому душа, «согрешившая в предыдущей жизни» (προαμαρτσασαν ν τρ β), наказывается и исправляется страданиями, к-рые она претерпевает во время земной жизни в теле (см.: Clem. Alex. Strom. IV 12. 83. 2); этот процесс гностики обозначали с помощью понятия «заключение в тело» (νσωμτωσις; см.: Exc. Theod. 28. 1). Считая такое учение ошибочным, К. А. заявлял: «Невозможно, чтобы душа посылалась с небес на землю для претерпевания худшей участи, поскольку Бог все делает только ради лучшей цели; напротив, душа, избравшая наилучшую жизнь, согласную с Богом и с праведностью, получает в обмен на землю небо» (Strom. IV 26. 167. 4; ср.: Ibid. III 14. 94. 2). К. А. были известны различные концепции предсуществования душ; так, в «Строматах» он упоминал, что греки позаимствовали у египтян учение о переселении души в различные тела (μετενσωμτωσις τς ψυχς - Strom. VI 4. 35. 1-2); ссылался на мнение нек-рых варварских народов и Платона о том, что добродетельные души добровольно сходят на землю, разделяя с людьми тяготы земной жизни и заботясь о них (Ibid. I 15. 67. 4; ср.: Plat. Resp. 314b - 321d); знал пифагорейское учение о перевоплощении душ людей в животных (см.: Clem. Alex. Strom. VII 6. 32. 8); утверждал, что основанием еретических учений Маркиона и Юлия Кассиана о том, что рождение есть зло, является платоническое представление о душе, которая имеет божественное происхождение, однако из-за вожделения падает в телесный мир рождения и смерти (см.: Strom. III 3. 13. 1-2; 13. 93. 3; ср.: Plat. Phaed. 81a-d; Idem. Phaedr. 248c); упоминал со ссылкой на Платона, что душа при восхождении на небо и при нисхождении на землю проходит через двенадцать знаков Зодиака (см.: Clem.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

   Orpheus, fr. 21а Kern.    Empedocles, fr 147 DK.    Orpheus, fr. 246 Kern. Немного ниже последний текст приводится в несколько ином чтении: Стром. V, 127.    Orpheus, fr. 248 Kern.    JWshe> Euseb., Clem. Prot. 8, 79, 2; hJsaì> ou L.    Амос. 4: 13. Втор. 32. 39.    Orpheus, fr. 246 Kern.    Archilochos, fr. 94 Diehl. Текст этого фрагмента испорчен. Наряду с нашим переводом в соответствии с вариантом, который приводит Евсевий, возможно другое прочтение: «С высот своего небесного жилища ты видишь дела злобные и несправедливые».    Ср. Cmpoм.V, 124, 1.    Ис. 10: 14. Иер. 10: 12.    Phokylides, fr. 16 Diehl.    Philemon, fr. 137 CAF.    Sophocles, fr. dub. 1028.    Orpheus, fr. 168, 6—8 Kern.    Pindarus, fr. 140, 141 Snell.    Pindarus, fr. 61 Snell.    Hesiodus, Melampodie, fr. 169 Rzach; fr. inc. 303 West.    Solon, fr 17 Diehl.    Гесиод, Труды и дни, 176—178.    Гомер, Илиада, VIII, 69.    Menander, fr. 714 Koerte.    [Aeschylus] fr. 464.    Этот же оракул приводит Геродот, в более полной форме и в несколько другой последовательности, см: Геродот, VII, 140—141.    Orpheus, fr. 246 Kern.    [Diphilos] fr. 138 CAF.    Платон, Государство, VII, 519 c-d, 521 с.    Это и далее см. Государство, III 415 а-в.    Ис. 36: 7—8.10.    Иона. 1: 10—11.14.    Ср. Тимей, 28с.    Платон, Государство, Х 617е.    Bacchylides, XV 50—56 Snell.    Pindarus, fr. 30 Snell.    Euripides, fr. inc. 913.    Parmenides, fr. 10 DK.    Гомер, Илиада, I 70.    Metrodorus, fr. 37 Koerte.    Ср. Платон, Федр, 250 в-с.    Agathon, fr. inc. 11 Nauck.    Эта метафора встречается у Платона, Государство, V 457 b.    Empedocles, fr. 132 DK.    Heraclitus, fr. 7 Marcovich (35 DK).    Phokylides, fr. 13 Diehl. Книга шестая I. План дальнейшего изложения    (1,1) В шестой и седьмой книгах Стромат, гностических заметок, составленных в согласии с истинной философией, после описания, насколько это возможно, этических предметов и «гностического» образа жизни, перейдем к дальнейшему и покажем философам, что ведущий гностическую жизнь ни в коей мере не нечестив, как они полагают, но напротив, только его и можно назвать подлинно благочестивым, если, по возможности последовательно, рассмотреть гностический путь богопочитания, и без опаски изложить это письменно в наших заметках. (2) Ведь надлежит заботиться о «пище, ведущей к вечности» (Io. 6:27.), как заповедовал Господь, или, как сказал где-то пророк: «Блаженны вы, сеющие во всех водах и посылающие туда вола и осла» (Ис. 32:20.), то есть, народы закона и язычники, равно объединенные единой верой. «Немощный же питается травой» (Рим. 14:2.), — согласно благородному апостолу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

96 Так же Климент отзывается о них и в «Увещании», в гл. 5-й, и Стром. 2, гл. 4 , утверждая, что ни Фалес ни остальные физики до Анаксагора Бога не признавали. Но известно, что не все из этих философов были атеистами. О Фалесе Минуций в «Октавии» пишет: «Фалес утверждал, что началом всех вещей состоит вода, Бог же есть ум, из воды все образовавший». Почти буквально тоже говорит о сем Цицерон в кн. De nat. deor. Тоже Лактанций lib. I, cap. 5. Из изречений Фалеса Диоген Лаэрций и такое приводит, lib. I, seg. 35: «Древнее всего Бог, ибо Он не рожден, a прекраснее всего мир, Богом сотворенный». Срав. Плутарха в соч. «Пир семи мудрецов». Другой ответ Фалеса, свидетельствующий об его благочестии, передает тот же Диоген Лаэрций в той же кн. seg. 36 и Валерий Максим, lib. VII, cap. 2: «Спрошенный раз: Боги не препятствуют ли делам людей», Фалес отвечал: «Необдуманным, да».  –  Но Климент потому всех философов, живших ранее Анаксагора, называет атеистами, что Анаксагор первый учил о существовании прежде начала вещей Ума. Быть может Анаксагор первый только это слово стал употреблять и обновил в ионийской школе учение о Боге, Творце мира, которое уже прежде того Фалес защищал. Все же то правда, что преемники Фалеса, Анаксимандр, Анаксимен и другие, между началами своей философии, идее о Боге не отводили особенного места. 97 Т.е. христианского учения наследником Исаак становится, законный сын Авраама, родившийся от него по Божественному обетованию. Прочих же знаний наследником Измаил становится, сын Авраама от рабыни Агари и побочные сыновья его от Хеттуры, родившиеся не в законном браке и не в силу какого-либо особенного обетования, хотя и они были истинными сынами Авраама и особенная доля отцом была выделена им, как написано о том в ( Быт. 25:6 ). 98 Намек по-видимому на ( 1Сол. 2:13 ): Вы приняли не слово (не учение) человеческое, но слово Божие, которое и действует в вас верующих. –  О ком однако же нужно понимать тираду писателя в тексте о молоком питаемых: об язычниках ли, принадлежавших во времена Климента к разным философским школам или из христиан о простых верующих?..

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

34 Euripides, Antiopa, fr. 206 35 Plato, Crito 46 b 36 Реминисценция известного положения платоновского Протагора «никто не творит зла по своей воле». 37 Имеется в виду usucapio — институт римского права. 38 Homerus, Odyssea I, 3. 39 Эпитет Одиссея у Гомера. Cf. Ilias I, 31, etc. 40 Cf. Plato, Gorgias 486 d. 41 Текст испорчен. Перевод передает общий смысл. 42 Ct. Prov. 22: 20—21 43 Cf. Plato, Rep. VII 534 e. 44 Plato, Politicus 261 e. Однако у Платона нет никаких указаний на то, что чужеземец из диалога Политик был пифагорейцем. Скорее всего, он был софистом. 45 Plato, Theaetetus 184 c. 46 Pindarus, fr. 170 b (отрывок 180 Гаспаров). 47 Источник неизвестен 48 Gorgias, fr. 8 DK. 49 Это высказывание Климента является элементом его полемики с гностиками, которую он ведет на протяжении всех Стромат 50 Cf. Plato, Rep. X 613 a-b; Theaetetus 176 b. 51 Cf. Euripides, Bacchae. 52 В тексте послания: «поэт». Возможно, ошибка или сознательная коррекция самого Климента или позднейшего редактора. 53 Tit. 1: 12—13; Epimenides, fr. B 1 DK 54 Plato, Protagoras 343 a. 55 Plato, Protagoras 343 b. 56 Aristoteles, fr. 3 Rose; Chamaeleon, fr. 36 Koepke. 57 Odyssea, VIII 351. 58 То есть, не мудрецом, но только любителем мудрости. Пифагор едва ли был учеником Ферекида. 59 В действительности, Зенон основатель стоической школы был учеником Зенона Киника. 60 Протагор софист, также как и Демокрит, происходил из Абдер, но был вероятно старше последнего. Метродор же действительно был учеником Демокрита 61 О предсказании Фалесом солнечного затмения говорят многие античные писатели. Полагают, что это могло быть затмение, состоявшееся 28 мая 585 года до н. э. (48-я Олимпиада). 62 Это суждение очень странное. Хотя происхождение Гомера и не раз обсуждалось в эллинской литературе, среди наиболее приемлемых мест назывались обычно различные города малоазийского побережья. Вероятно, Климент опирается на местную Александрийскую традицию или же допускает искажение сознательно. 63 Epicurus, fr. 226. 64 Plato, Symp. 209 d-e. Текст в этом месте несколько неясен и цитата неточна. В диалоге Платона Диотима рассуждает о законах и законодателях, детьми называя добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010