96 Plato, Rep. V 475 d-e. 97 Strom. I 37, 4. 98 Очевидно, какой-то неканонический текст. J.B. Bauer, «Vidisti fratrem vidisti dominum tuum (Agraphon 144 und 126 Resch)», ZKC 100 (1989) 71—76. 99 I Thess. 4: 9. 100 I Thess. 1: 5; Rom. 1: 4. 101 Cf. Mt. 21: 33; Is. 5: 1—2. 102 Pindar., fr. 111 B. 103 Cf. Prov. 21: 11. 104 Didache, 3, 5. 105 Очевидная ссылка на норму римского права, так называемое приобретение по давности (usucapio). Действительно, владение, приобретенное силой, хитростью или прекарно (vi, clam, precario) не становилось собственностью владельца по истечение срока приобретательской давности (который во времена Климента определялся в один год для недвижимого и два года для движимого имущества). 106 Дата исхода евреев из Египта. Амосис был основателем восемнадцатой династии (1580—1558 г. до н.э.). Многие исследователи склонны считать, что в действительности исход состоялся во времена девятнадцатой династии в правление Рамзеса II (1290—1224 до н.э.). См.: Arthur T. Droge. Homer or Moses? Early Christian Interpretations of the History of Culture (Tubingen, 1989), p. 94, 145. 107 Dionysius Halicarnassentis, Antiquitates Romanae I 74, 2. 108 Plato, Timaeus 22 a. 109 Ilias, XX 215. 110 Tatian. 39 (Eusebius, Prep. Euang. X 11, 20—23). 111 Fr. 11 Kinkel. 112 Ilias II, 653. 113 Theogonia, 938—941 (перевод В.В. Вересаева). 114 Leon (IV в. до н.э.), FGrH 3 C 659 (cf. Hyginus, Astromonia 2, 20). 115 Aristippus, FGrH 3 B 317; Diogenes Laertius II 83. 116 Homerus, Odyssea XI 580. 117 Homerus, Ilias XXI, 443. 118 Jud. 18: 1; 19: 1, etc. 119 I Reg. 10: 1. 120 Cf.: FGrH 3 C 783 (Menander); FGrH 3 C 784 (Laetus). 121 III Reg. 13: 1—2. 122 IV Reg. 6: 25. 123 II Reg. 22: 10—12. 124 Cf. IV Reg. 11: 1. 125 IV Reg. 14: 2. 126 IV Reg. 18: 10—11. 127 IV Reg. 20: 11. 128 В русском Синодальном переводе — Олдама (IV Reg. 22: 14). 129 IV Reg. 23. 130 В русском Синодальном переводе — Иехония (IV Reg.). 131 Ier. 26: 20. В русском Синодальном переводе — Шемайи. 132 В русском Синодальном переводе — Ахалии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

Исаии ст. 1, 2, 3//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1871. 1. С. 1-8; 2. С. 9-11; 3. С. 17-18; 4. С. 25-26; Пророчества о Мессии, содержащиеся в книге прор. Исайи: гл. II ст. 2-4//Там же. 1871. 19. С. 149-151; 20. С. 157-162; 21. С. 165-167; Гл. IV ст. 2-6//Там же. 22. С. 173-178; Гл. VII//Там же. 23. С. 183-188; 24. С. 191-196; 25. С. 199-202; 26. С. 207-211; Гл. VIII, IX ст. 6//Там же. 27. С. 215-219; 28. С. 223-227; Гл. XI//Там же. 29. С. 234-238; 30. С. 239-245; Гл. XLII ст. 1-9//Там же. 31. С. 247-253; Гл. XLIX ст. 1-9//Там же. 32. С. 255-261; Гл. LIII//Там же. 33. С. 263-265; 34. С. 273-279; 35. С. 283-285; 36. С. 291-295; Гл. LXI//Там же. 37. С. 299-303 (отд. изд.: Ярославль, 1872); Обетование о Мессии, данное чрез прор. Нафана Давиду (2 Цар 7. 12-16)//Там же. 1872. 8. С. 57-59; 9. С. 65-66; Пророчества о Мессии, содержащиеся в псалмах//Там же. 1871. 11. С. 81-84; 12. С. 89-91; Псалом 44//Там же. 16. С. 123-127; 17. С. 131-133; Псалом 109//Там же. 19. С. 147-151; Псалом 15//Там же. 20. С. 155-158; Псалом 21//Там же. 21. С. 163-166; 22. С. 171-172; 23. С. 179-181; Псалом 39, 40, 67, 68//Там же. 24. С. 187-191; Псалом 108//Там же. 25. С. 195-196; Псалом 117. 8//Там же. 26. С. 203-205; Псалом 101, 71, 88//Там же. 27. С. 211-214; Пятнадцать речей из учебной практики преподавателя греч. яз. в Ярославской духовной семинарии Н. Корсунского. Ярославль, 1881, 18862; Благовест. Ярославль, 18773. Пер.: Ориген. О молитве. Ярославль, 1884; он же. Увещание к мученичеству. Ярославль, 1886; он же. О молитве и Увещание к мученичеству. СПб., 18972. Самара, 1992; Климент Александрийский. Увещание к эллинам. Ярославль, 1888; он же. Педагог. Ярославль, 1890; То же/Доп. пер.: свящ. Г. Чистяков; вступ. ст.: прот. И. Свиридов: М., 1996; он же. Строматы. Ярославль, 1892; он же. Кто из богатых спасется?/Ред.: П. К. Доброцветов. М., 2011. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229: МДА. Оп. 4. Д. 1813: Корсунский Николай Николаевич [личное дело студ.]; Там же. Д. 5099: Корсунский Иван Николаевич [личное дело преподавателя]; РГБ ОР.

http://pravenc.ru/text/2458755.html

на стр. 82. 55) Св. священномуч. Киприан, еп. Карфагенский. Творения его в рус. пер. Киев, 1861 г. Вып. на стр. 1–2, 13, 29, 37, 52–53, 75, 86, 120–122, 136–137, 148–150, 173–174, 201, 234–235,279–280 288–89, 306, 328, 354–355; указ. на стр. 53, 75, 86, 103, 328 и 363. 56) Св. Кирилл, архиеп. Александрийский, Творения его в рус. пер. Серг. Посад, 1882–1906 гг. Вып. на стр. 26–28, 36, 41, 48–50, 67–73, 100, 119–120, 130–131, 150, 159–160, 165, 167–168, 200–201 211–212, 229–230, 268, 353–354; указ. на стр. 27, 28, 71, 168 и 363. 57) Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Огласительные и тайноводственные слова, изд. 1855 г. Вып. на стр. 4, 149, 159, 247–254, 264, 269 и 310. 58) Св. Климент Александрийский . Строматы. Вып. на стр. 33. 59) Св. Климент Римский . Писания мужей апостольских в пер. прот. Преображенского. СПб., 1895 г. Вып. на стр. 13, 32, 128–129 и 132. 60) Книга о вере, печ. 1648 г. в Москве. Вып. на стр. 86, 131–132 153, 281–282, 301 и 315; указ. на стр. 86. 61) Книга Кириллова, печ. 1644 г. в Москве. Вып. на стр. 82, 271–272. 62) Кормчая греческая – Пидалион. Вып. из статьи Бердникова в Прав. Собес. 1888 г., март, на стр. 342 и из сочинения Сергия, еп. Вятского «О правилах и чинопоследованиях принятия неправослав. христиан», изд. 3, 1894 г., на стр. 347. 63) Кормчая полная (Правила св. Апостол, св. соборов вселенских и поместных и святых отец с толкованиями. Вып. I–VI с указателем.) М., 1880–1903 гг. Вып. на стр. 103–107, 123–128, 141, 181, 183–184, 187–188, 193, 272–277, 287–288, 290, 301, 327, 340–341, 359–360; указ. на стр. 325, 329, 330 и 340. 64) Кормчая славянская, печ. 1650 г. в Москве. Вып. на стр. 108, 128, 194, 272, 276–277, 332 и 346. 65) Лебедев А. П. Церковная историография. М., 1898 г. Вып. на стр. 349. 66) Луг духовный. Вып. на стр. 313. 67) Макарий, м. Московский : а) История Русской Церкви. СПб., 1883–1903 гг. Вып. на стр. 302–303, 313–317; б) Введение в Православно-Догматическое Богословие. СПб., 1897 г. Вып. на стр. 138–139. в) Догматическое Богословие. СПб., 1895 г. Указ. на стр. 195.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Толкование на книгу Даниила, III : 141. Обличение всех ересей (философумена), I : 278. ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ Против Ересей, I, 10 : 213; I, 26 : 195; II 27 : 137; 28 : 137; III , предисл. 153; 1 : 112, 116; 3 : 252, 276, 277; 4 : 277; 12 : 195; 14 : 158; 24 : 130; IV 8: 20; 26 : 276. ИУСТИН ФИЛОСОФ 1-ая Апология, 65 : 33, 44, 48, 249; 67 : 18, 56, 72. Разговор с Трифоном Иудеем, XXXIII : 249; CXIII : 27. КАНОНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ 8 -ое Апостольское Правило: 53; 9(10 )-ое: 52; 39 -ое: 63. 2 -ое Правило Антиохийского Собора: 52. 6 -ое Правило Сардикийского Собора: 296. 13 -ое Правило Лаодикийского Собора: 42. 18 -ое Правило Трулльского Собора: 195; 19 -ое: 74; 58 -ое: 46; 64 -ое: 71, 72, 74; 69 -ое: 42; 101 -ое: 45. Толкование Правил: Аристин : 54; Вальсамон : 42, 43, 45, 46, 54, 55, 75, 79, 286; Зонара : 42, 54, 79. КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ Послания, XIV : 64; XXIX : 65; XXXVIII : 65; XXXIX : 65; XLI : 221; XLIV : 221; XLV : 221; LV : 102, 104; LXVII 104; LXX 28; LXXIV 237. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ Таинноводственные Оглашения, IV : 29; V : 52. КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Строматы: I, 9 : 137; IV, 8 : 181; VI, 5 : 91; 7 : 265; VN, 16 : 135. КЛИМЕНТ РИМСКИЙ Послание к Коринфянам, I : 151, 214; III 214; V : 151, 205, 214; IX : 151; XXI 151, 214; XXXV Ï 243; XXXVII : 151, 205, 214; XLII : 103, 171, 214, 217, 225, 267, 268; XLIV : 103, 216, 218, 230, 231, 269, 271; XLV 214, 244; XLVII 215; LI 205, 214; LIV 171, 214; LV 151, 205, 214; LX: 205, 214. LIBER PONTIFICALIS: 253. ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ Требник: Чин Воцерковления: 32; Чин Измовения на восьмый день: 27–8; Чин Крещения: 31–2; Чин Рукоположения: 99. МИЛЬТИАД Антимонтанист: 127, 129, 205. ОРИГЕН Против Цельса, VI : 137. Толкование на книгу Бытия, Х : 57. Толкование на книгу Левит, IX 40. Толкование на книгу Числа, XVI : 59; XXII : 100. Толкование на книгу Иисуса Навина, VII : 173. Толкование на Ев. от Матфея, XI : 59; XII : 41; XVI : 141, 298, 303; XXIV : 100. Толкование на Посл. к Рим. IX : 136. ПОЛИКАРП СМИРНСКИЙ Послание к Филиппийцам, надпис.: 262; XI : 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Вот наиболее выразительные аграфы, известные по разным источникам: I. Изречения, сохранившиеся в книгах Нового Завета, кроме Евангелий, либо только в отдельных рукописях Евангелий В книге Деяний святых апостолов (20, 35) апостол Павел в своей прощальной беседе с пастырями Ефесской Церкви говорит: «Надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». В кодексе Безы (D) в тексте Евангелия от Луки после 6, 4 имеется следующее добавление: «В этот же день, увидев некоего, работающего в субботу, [Иисус] сказал ему: человек, если ты знаешь, что делаешь, то ты блажен, если же не знаешь, то ты под проклятием и преступник закона». Этот же кодекс в Евангелии от Матфея 20, 28 помещает следующую аграфу: «И вы старайтесь возрастать от малого и умаляться от большего. И когда идёте к звавшему вас на ужин не спешите возлечь на почётных местах, чтобы не получилось так, что придёт некто славнее тебя, и придя звавший скажет тебе: займи место пониже, – и ты постыдишься; если же возляжешь на низком месте и придёт некто меньше тебя, то звавший тебя на ужин скажет тебе: пожалуйте повыше, – и это для тебя будет лучше» (ср. Лк. 14, 8–10 ). II. Изречения, сохранившиеся в трудах церковных писателей и отцов Святой Иустин Философ . Собеседование с Трифоном иудеем 35, 3: «Ибо Он сказал: будут разделения и ереси». Святой Иустин Философ . Собеседование с Трифоном иудеем 47, 4: «Посему и Господь наш Иисус Христос сказал: в чем Я вас застану, в том и сужу» (PG 6, 580А). пресвитер Климент Александрийский . Строматы. 1, 19: «Ибо если ты видел, говорит, брата своего, то видел Бога своего» (PG 8, 812А–1009А). пресвитер Климент Александрийский . Строматы. 1, 24: «Ибо Он сказал: просите о большом и о малом и дано будет вам» (PG 8, 905В). пресвитер Климент Александрийский . Строматы. 1, 28: «Посему и Писание, желая, чтобы вы сделались так же разборчивы, говорит: будьте опытными в застолье, одни [яства] лишь пробуя, а другим отдавая предпочтение» (PG 8, 924В).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

7:25, 35). Апостол Павел никогда не ставил " девства " непременным условием христианского служения и не исключал брачного пути, а указывал только на те жизненные тяготы, которые на нем встречаются, в особенности в напряженные моменты, которые, переживаются христианином в эпоху гонения. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль (1 Кор. 7:26-28). Этот вопрос в каждом отдельном случае решается с точки зрения духовной целесообразности, в связи с особенностями каждого состояния. Эта же целесообразность допускает различные решения, предполагающие различные дарования. ...Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор. 7:7). Идеи внутренней свободы, несвязанность духовного призвания с одним определенным состоянием - брачным или безбрачным, - выбор этих путей с точки зрения высшей целесообразности, учитывающей особые условия и дарования, проводятся с совершенной ясностью и в святоотеческих творениях. " Какая жизнь кажется тебе удобнее, той и следуй " , - говорит Иоанн Златоуст. " Авраам прославился в супружестве, и Илия девством. Иди тем или другим путем; тот и другой приводит к небу " (Климент Александрийский " Строматы " ). И девство " со смирением проходимое " , и " брачное честное сожительство " одинаково равны - так формулирует этот общий вывод постановление Гангрского собора. Соответственно должно быть понимаемо следующее знаменательное место св. Луки: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14:26-27). " Возненавидеть " здесь можно понимать только в смысле постоянной готовности пожертвовать всем, - когда этого требует дело Христово, а не в смысле вражды к кому-либо или чему-либо, что исключается вообще прямым указанием Евангелия. Этот смысл ясно обнаруживается из сопоставления этого текста с Евангелием от Матфея: кто любит отца и мать более Меня, тот недостоин Меня. Любовь к близким сама собой предполагается, но она не должна противостоять любви Христу. " Бог мира, - говорит по поводу этого места Евангелия от Луки Климент Александрийский, - который увещевает любить даже врагов своих, не заповедует ненависти к людям более близким и отделения от них. Заповедуя возненавидеть отца или матерь (и т.д.), Христос предостерегает от такого отношения к родным, которое вредит делу спасения. Поэтому у кого отец, сын, брат враждебен вере, и совместная жизнь с ними представляет препятствие жизни по высшим началам по вере, то христианин не только не должен склоняться к единому житию с такими родственниками, но должен разорвать союз с ними " (Климент Александрийский " Строматы " ).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот самое пререкаемое место в Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37-38). Христианский мыслитель третьего века, свидетель еще традиционно-языческого уклада жизни, Климент Александрийский поясняет смысл этих слов: “Словом мать, которую приходится оставлять ради Христа, обозначено аллегорически отечество и родная страна. Под словом же отец Писание разумеет порядки частной жизни, над которыми праведник с благодарением и великодушием должен возвышаться, чтобы стать угодным Богу” (Строматы, IV,4). “Господь вовсе не повелевает проникнуться ненавистью к своему собственному семейству. Господь хочет сказать нам своими словами только это: Не увлекайтесь неразумными пожеланиями и избегайте следовать обычаям общественным, ибо семейство состоит из родных, а города из семейств” (Строматы III,15). Речь идет о том, чтобы быть готовым отказаться от следования общественным предрассудкам (естественно, даже в том случае, если эти предрассудки побуждают родителей воспитывать сына в духе противления Евангелию – а потому «Убежим от обычая: он душит человека» (Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 118,1). «Вы состарились в суеверии, молодыми придете к истинному богопочитанию» (Там же, 108,3). «Есть также люди, которые говорят: мы соблюдаем все то, что оставили нам отцы наши. Разве те, кому отцы их оставили нищету, не стремятся разбогатеть? А те, кого родители не воспитывали, хотят получить воспитание и выучиться тому, чего не знали отцы их. И почему это дети слепых видят, а дети хромых ходят прямо? Ибо не хорошо человеку следовать за своими предками, жившими дурно Поэтому исследуй, хорошо ли жил твой отец, а если отец твой жил плохо, ты живи хорошо. И оплачь отца своего, что он жил плохо, если плач твой может помочь ему» (Слово Мелитона Философа пред Антонином Кесарем//Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М., 2000, сс. 148-149).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

( 109 , 1) В этом смысле сказано, что «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть».   (2) По поводу же бесчинного угождения плоти высказывается он так: «Не обманывайтесь: ни развратники, ни идолопоклонники, ни прелюбодеи, ни педерасты, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют». И мы были такими, но «омылись».   Оставшись таковыми, они утопают в разврате, вместо благоразумия погружаясь в блуд, рассуждая об удовольствиях и угождении страстям, учат распущенности вместо самоконтроля, надеясь лишь на свои срамные части. Им подобные сами отлучают себя от царства Божия. Им не суждено стать верными учениками   . Через то, что они лживо называют гносисом   , они обеспечили себе дорогу во тьму внешнюю.  (3) «Наконец, братия, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте; и Бог мира будет с вами».   ( 110 , 1) Петр в своем послании говорит подобное же: «Чтобы вы имели веру и упование на Бога, послушанием истине очистивши души ваши»,   «как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы, потому что я свят».  (3) Однако критика пропагандистов того, что ложно зовется гносисом, как бы она ни была важна, завела нас гораздо далее, чем следовало, и слишком затянула наше повествование, поэтому на этом мы заканчиваем третью книгу Стромат, гностических заметок для памяти, посвященных истинной философии. КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ О мученичестве План дальнейшего изложения ( 1 , 1) Теперь следует перейти к обсуждению вопроса о мученичестве и поведать о том, кого можно назвать совершенным. Коснемся и всего остального, имеющего связь с предыдущим, и в частности, рассмотрим действительно ли и раб, и свободный в равной мере могут быть склонны к философии, вне зависимости от того, какого они пола, мужчины или женщины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

(125, 1) Зенон в свое время великолепно сказал об индусах, что хотел бы он видеть хотя бы одного из них на костре, пожираемого пламенем, чтобы проверить их рассуждения о долготерпении. 413 (2) А мы ежедневно видим множество мучеников, сжигаемых, распинаемых, обезглавливаемых на наших глазах! (3) Страх перед законом привел, как наставник, их всех к Христу ( Гал. 3:24 ) и внушил им и решимость запечатлевать веру ценой крови. (4) «Бог стал в сонме богов, посреди богов произнесет суд» 414 . Что это за боги? Это победители, торжествующие свою победу над страстью к наслаждениям, понимающие смысл своих деяний, истинные гностики, превосходящие весь мир. (5) «Я сказал: все вы боги и сыны Всевышнего» ( Пс. 81:6 ). О ком говорит здесь Господь? О тех, кто в меру сил сбрасывает с себя оковы телесности. (6) И апостол говорит: «Вы уже не во плоти, но в духе» 415 . И снова: «Мы, будучи во плоти, не по плоти воинствуем» 416 , ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор. 15:50 ). «Вот, все вы умираете, будучи людьми» ( Пс. 81:7 ), – говорит, обличая нас, Дух. (126, 1) Итак, будем воздерживаться от всего того, что возбуждает страсти. Будем, как делали это истинные философы, избегать кушаний, разжигающих чувственность, и постелей, изнеживающих своей мягкостью, равно как и всякой иной роскоши, и страстей, с ней связанных. Что другие достигают величайшими трудами, для нас как бы не существует. Умеренность есть величайший из даров Божиих. «Ибо сам он сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя» 417 . Этим он как бы говорит нам: «Старайся быть достойным того избрания, которое соединяет тебя со мной». (3) Итак, надлежит нам, стремящимся вперед, благоговейно и с готовностью принять на себя «легкое иго» 418 Господа. Именно он есть тот единственный, который движет нас к спасению, чтобы каждый, преуспевая «от веры в веру» ( Рим. 1:17 ), достиг в результате подходящего ему счастья. (4) По словам Гиппократа Кеосского, бывает упражнения как для души, так и для тела, и состояние здоровья есть «умеренность в труде и отсутствие недостатка в пище» 419 . XXI. Мнения различных философских школ о смысле человеческой жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

(125,1) И снова Исаия спрашивает: «Кто исчерпал воды горстью Своею и пядью измерил небеса?» ( Ис. 40:12 ). У Орфея сказано: О господин эфира, Аида, моря и земли, От чьего грома дрожит Олимп, Кого страшатся и демоны, и боги, Кому подвластны несокрушимые мойры. (2) Вечное существо, Мать и Отец (μητροπτωρ), Все дрожит от твоего гнева, Ты движешь ветрами и окутываешь землю туманом, Рассекаешь молниями широкий эфир. Светила движутся, повинуясь порядку, Установленному тобой. (3) Вокруг твоего огненного трона Стоят трудолюбивые вестники, Призванные служить нуждам людей. Благодаря тебе юная весна Рассыпается пурпурными цветами, Ты посылаешь зиму с ее ледяными облаками, Ты даешь нам урожай винограда и плодов. (126,1) И далее он так пишет о Боге, называя его Вседержителем: Нерушимый, бессмертный, изрекаемый только бессмертными, Приди, величайший из богов, Сопровождаемый великой Необходимостью, Грозный, непобедимый, великий и нерушимый, Увенчанный эфиром. 1198 (2) Называя Бога μητροπτωρ, он не только явственно указывает на то, что все было сотворено «из ничего», но также предотвращает всяческие попытки представить «божественную супругу» как соучастницу творения. (3) Слова пророка Осии 1199 : «Я утверждаю гром и творю ветер, и Моими руками образованы небесные воинства» (4) и изречение Моисея: «Видите ныне, это Я и нет иного Бога кроме Меня. Я умерщвляю и оживляю, поражаю и исцеляю, и ничто не избавит от руки Моей» 1200 (5) перефразированы Орфеем так: О ты, насаждающий смертельные скорби, Жестокие войны и плачевную долю там, Где только что были радости. 1201 (127,1) Но не о том же ли говорит и Архилох Паросский? О Зевс, отец Зевс, небо – твое владение, и ты навлекаешь на людей злобные и несправедливые силы. 1202 (2) И снова, согласно Фракийцу Орфею: Его правая рука достигает пределов Океана, и земля стелится у его ног. 1203 (3) И это, очевидно, перифраз слов Писания: «Господь спасает целые города и рука Его захватывает целые земли как гнезда», «Он сотворил землю силою Своею и утвердил вселенную мудростью Своею». 1204

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010