Итак, Господь не порицает суда вообще, а порицает страсть осуждения. Есть еще один, может быть, даже более убедительный пример того, что судить в определенном смысле все же необходимо. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, тó будет связано на небе; и что разрешите на земле, тó будет разрешено на небе 370 . Совершенно очевидно, что речь здесь идет о суде. Мы стараемся сделать всё, для того чтобы привлечь к покаянию брата своего, и при этом движет нами не что иное, как только любовь к ближнему. В то же самое время если ближний не подчиняется нашему доброму влиянию на него, то мы связываем – осуждаем – его до такой степени, что он отлучается от Церкви не только на земле, но и на небе. Это суд страшный, суд духовный. Правом такого суда обладают священнослужители Православной Церкви, и в особенности епископы. Нельзя заповедь Спасителя: Не судите, да не судимы будете – понимать буквально и воспринимать как всеобъемлющую, потому что тогда священнослужители не могли бы совершать суд над членами Церкви: не могли бы ни призывать их к покаянию, ни налагать на них какую-либо епитимью, ни отлучать их от Церкви за нераскаянность, в том числе еретиков. Да и определить, виноват ли человек в действительности или нет, совершил ли он грех или нет, мы также не могли бы. Спаситель, обличая фарисеев, сказал им следующие слова: Но горе вам фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять 371 . Что это значит? Фарисеи исполняли мельчайшие предписания закона, то есть отдавали десятину из урожая даже незначительных растений: мяты, руты, овощей, – и исполнением закона в таких мелочах хотели угодить Богу, несмотря на то что нерадели, как здесь говорится, о суде и о любви Божией. Под судом здесь понимается рассуждение – правильный, здравый суд о Божественных вещах.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Как же спастись нам, страстным и немощным? От мыслей о Страшном Суде становится страшно. Ибо все мы много грешим. Не хочется, ох как не хочется, идти в вечный огонь, стать жалкой добычей в клыкастой пасти вечной смерти. Но как же быть со страстями, с коими бьемся мы годами, десятилетиями и, кажется порой, всё без толку? Ждать от себя бесстрастия наивно. А жить по страстям – неразумно. Что же, это тупик? Преподобный Силуан Афонский приводит сравнение: и на зеленеющем дереве могут найтись сухие ветви, главное, чтобы дерево приносило плод. Если человек подвизается, стараясь искоренять в себе худые помыслы, то «хотя у него и есть некий порок, но это не мешает благодати жить в его душе, подобно тому, как зеленое дерево имеет некоторые ветви сухие, но это ему не вредит, и оно приносит плоды; или на поле много пшеницы, и хотя среди нее есть и плевелы, но это не мешает ей расти». У подвизавшихся против страстей, после Всеобщего Воскресения, немощи отпадут, словно ветви сухие, а искушения отступят. Главное, чтобы за время земного пути был наработан хоть какой-то духовный плод. Совсем не одно и то же: служит человек страстям как бы идолам или борется с ними как с непримиримым врагом. Пусть мы не победили, но ради победы вступили в борьбу. Пусть мы спотыкались и падали, но с покаянной молитвой подымались и шли. Закроются ли двери Царства идущим, и только лишь потому, что кто-то им ставил подножки, пытаясь сбить их с пути? Кто-то из святых сказал, что на Страшном Суде Бог будет искать не то, за что осудить, а то, за что оправдать человека. За что осудить – этого у нас и так предостаточно. Но Господь ищет иного, того, ради чего нас еще можно спасти. Потому-то Он – наш Спаситель. Потому-то Он говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35–36, 40). Какой будет участь наша на Страшном Суде, мы не знаем. Но, повторим, надежда у нас всё-таки есть

http://pravoslavie.ru/144786.html

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли?» Валаам и Каиафа были вынуждены пророчествовать, и Саул против своей воли оказался в пророках. Иуда изгонял бесов и оказался сыном погибели. Можно изгонять бесов из других и иметь беса в себе, и самому быть бесом. «И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Дар языков и исцеления будут прославлены миром. Но Бог приемлет подлинную святость. Христос предстает здесь как великий Судия конца времен: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» – слова, созвучные тому, что все услышат на Последнем Страшном Суде. Всякий раз, когда речь заходит об этом Суде, мы должны воспринимать каждое евангельское слово с предельной серьезностью. В этот день Бог изречет о каждом человеке последнее слово. Никому не дано подвергать Господа осмеянию до бесконечности. Кто предпочитает творить зло, не должен рассчитывать на то, что он в вечности будет с Богом: «Отойдите от Меня, делатели неправды». В греческом тексте это «делающие беззаконие» – те, кто «без закона». Мы знаем, что закон человеческий – это закон Божий, закон любви. Кто избирает жизнь без Христовой любви, не может надеяться на жизнь с Богом. Страшный Суд для такого человека откроется ужасом вечной смерти – жизни без Христовой любви. «Отойдите от Меня» – от Любви, все отдающей всем, – отвергающие эту Любовь. Но самое странное и самое страшное здесь заключается в том, что осужденные не согласны со своим Судией, точно так же, как в притче о Последнем Суде. Вся их жизнь была самообманом до этого дня, когда воссияла Истина. Господь говорит, что можно совершать великие дела во имя Его – пророчества, изгнание бесов, чудеса, но если нет у этих людей любви, они будут противниками Христовыми. И таковыми будут многие, говорит Христос. Есть чего устрашиться! Это предостережение Христово должно быть услышано нами. Поистине многие, слишком многие ищут яркого и зрелищного в христианстве – пророчеств, изгнания бесов, чудес, вместо того, чтобы смиренно нести крест обыденной каждодневной любви. Слишком много отвлеченного теоретизирования, критики всех и вся, и при этом – полное отсутствие заботы о собственном покаянии. Увы, можно «горы переставлять» и «творить чудеса» без любви, говорит апостол Павел, – «и нет в том никакой пользы». Как научиться нам жить смиренной христианской жизнью – день за днем – не барабаня, не трубя, без показного блеска, без ложной многозначительности. Четверг

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не сказал Христос, что надо бояться того, кто по смерти ввергает в геенну, а сказал «может ввергнуть в геенну» — может и ввергнуть в геенну, может и помиловать. Лютер и сектанты свое отрицательное отношение к помилованию умерших основывают на тех словах Святого Писания, в которых как будто говорится, что каждый получает безусловно по своим заслугам. «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). Они говорят, что здесь сказано прямо, что каждый получит по заслугам своим; зачем же тогда молитва, когда по заслугам. Это говорится вовсе не о том суде, который будет произнесен на Страшном Суде: это говорится о предварительном суде, который совершается над каждым умершим по смерти его и может быть весьма отличен от Страшного Суда. Говорят лютеране, говорят сектанты даже то, что говорили древние еретики, их словами говорят: «Если бы была правда, что молитва улучшает участь умерших, то все бы спаслись». Какое злое слово, как будто им неприятно, чтобы все спаслись! А Богу это приятно. Господь не хочет погибели никого из людей. Бог хочет, чтобы все спаслись; и если возможно улучшить участь умерших близких наших приношениями за них, неужели это не будет радостно и для Бога, и для нас, и для ангелов Божиих? Только враг рода человеческого не хочет спасения людей, а Бог хочет всех спасти. А тем, кто отвергает надобность молитв за умерших, неприятно; как будто не хотят, чтобы все спаслись. Они основываются на словах: «Во аде же кто исповестся Тебе» (Пс. 6, 6). Говорят, что это определенное указание Псалмопевца на то, что в аду уже нельзя исповедаться. Да, исповедаться в том смысле, в каком можно при жизни, — действительно нельзя, ибо что такое истинная исповедь, смывающая грехи наши? Это та исповедь, которая вслед за устным исповеданием пред священником грехов ставит обязательной задачей исправить путь свой, уйти с греховного пути, не повторять греха, в котором покаялись. Такая исповедь невозможна для умерших, ибо все кончено: жизнь изменить уже нельзя, ибо жизни больше нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Небо, земля и человек предстали Суду Божьему. Последний день мира кончился. Откр.20:14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. Это – смерть смерти. Иные под ввержением смерти из ада в озеро огненное понимают ввержение в геенну властителей и служителей смерти и ада, то есть демонов. Как часто под городом разумеют жителей города, так и под адом можно разуметь его жителей. Лучше же видеть здесь то, о чем писал апостол Павел: «Во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем (то есть на Страшном суде – Г. Ф.) конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор. 15:22–26 ). Так на Страшном суде после Суда над всем миром и людьми будет осуждена и сама смерть. «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где, твоя победа?» ( 1Кор. 15:52–55 ; Ос. 13:14 ). Смерть, это – прекращение жизни человека, разделение души и тела. Ад – место пребывания душ умерших. Когда же все воскреснут, предстанут на суд и начнется вечность, тогда упразднятся и излишни будут смерть и ад. Смерть – это отчуждение от Бога. Ее породил Люцифер, когда отпал от Бога, ею умер Адам, когда согрешил. Но вот всё снова предстает перед Богом – и умирает смерть. Настал смертный день смерти – смерть вторая. Смерть вторая , это – озеро огненное , это – вечное отчуждение от Бога. Туда попадет смерть первая и ее жилище – ад. Когда оправданные на суде праведники увидят это страшное ввержение смерти и ада в геенну, то воскликнут: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». В наше время очень многие утешают себя тем, что все кончится смертью, то есть небытием. Но здесь глубокое непонимание того, что такое небытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

О чем нас спросят, и о чем не спросят, - на Страшном Суде? 04.08.2015 17:04:37 Протоиерей Олег Стеняев «…ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17). «Видишь ли ты, какое большое значение Бог придает везде милости и заступничеству за тех, кому причиняется несправедливость?» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Евреям). Что поражает больше всего в том, как Христос ведет Страшный Суд, так это то, что Он не рассматривает никаких законодательных, теологических (вероучительных) и обрядовых вопросов, не касается масоры (предание и система истолкования Писания). Все строится на оценке активной социально-значимой жизненной позиции или ее отсутствии. Главная тема и акцент Страшного Суда – это МИЛОСЕРДИЕ и СПРАВЕДЛИВОСТЬ, значит, и Суд этот страшен именно для немилосердных и несправедливых. Здесь и выясняется, что Господь Иисус Христос есть Мессия алчущих, жаждущих, бездомных, инвалидов и заключенных и тех, кто им помогает, – это и есть Его настоящее стадо («овцы»). Все остальные не принадлежат к Его стаду, поставлены слева от Него («козлы»). Но милосердие понимается в словах Христа не как гуманитарная помощь нуждающимся, но как подлинная СПРАВЕДЛИВОСТЬ, то есть деятельное и даже наступательное милосердие, ниспровергающее ханжество и лицемерие лжегуманизма. Читаем: «…ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17); и еще: «…суд без милости не оказавшему милости» ( Иак. 2, 13 ); и еще: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5, 7 ). Итак, Сын Божий, на Страшном Суде, выделяет следующие болевые точки в судьбе гибнущего мира: Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть» ( Мф. 25, 42 ). Голод – не прекращаясь, увеличивается на нашей планете. Особенно в результате искусственно созданного экономического кризиса. КАЖДЫЙ ДЕНЬ в мире от голода и недоедания умирают 18 тысяч детей, и 854 миллиона людей ложатся спать голодными. Об этом сообщил глава Всемирной продовольственной программы (ВПП), господин Диуф, назвав сложившуюся ситуацию «страшным обвинением миру».

http://radonezh.ru/analytics/o-chem-nas-...

Помню, когда перед Пасхой я распечатывал для раздачи листовки «как подготовиться к исповеди» и этот же вопрос мне задал обычный парень за компьютером. Думаю, что характеристика апостола Павла ( Рим.1:18–31 ) объективно и точно описывает мир вне Церкви. И вечная гибель некрещённых вызвана именно тем, что они делают зло сознательно, и при этом не только не стесняются этого, но и других делающих одобряют. Но на самом деле сторонники спасения без Христа и Его Церкви часто подсознательно думают: «но может всё ещё можно будет переделать после смерти? Может Бог даст ещё один шанс?» Не случайно в дискуссии меня спрашивали о том, что же тогда отвечать родственникам умерших некрещёных. Я убеждён, что лгать нельзя и тем более в таком важном деле. И страшная реальность Слова Божия говорит о том, что выбор совершается только сейчас. «Вот теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ). Во всём Писании нет ни одного намёка, что Бог пошутил насчёт вечных мук, нет и намёка, что рассказ о Страшном Суде – это притча. Я убеждён, что это точное описание реальности. И будет Суд именно так, как об этом говорит Христос. На Суде не будет уже покаяния, не будут приниматься просьбы о пощаде, а будет настоящая чистая справедливость. Да, именно так. Я убеждён, что идея, что «Бог только любовь» и ложна, и еретична (это ересь Маркиона), и не имеет никакого отношения к реальности. На самом деле наш реальный Бог именно таков, как Его описывает вся Библия : Он и немыслимо праведен, и немыслимо любящий. И потому Он действительно воздаст каждому по делам его ( Мф.16:27 ). И, что важно, Сам Христос ответил на вопрос современных гуманистов: «неужели так мало спасающихся?» Он сказал: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам, но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» ( Лк.13:23–25 ). Как это не похоже на благодушный агностицизм либералов! Как далека от этих евангельских слов доктрина, что всякому пожелавшему Бог на суде даст возможность исправиться!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Постараемся, братья и сестры, всячески избегать греха, бороться с ним, а если и подпадем под его влияние, не будем отчаиваться, но поспешим снова восстать от падения и принести истинное раскаяние пред священнослужителем. И это искреннее раскаяние поможет восстановить в нашей душе мир, спокойствие и единение с Богом. Аминь. Поучение в Неделю мясопустную Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святая Церковь постепенно, в течение нескольких седмиц, приготовляет нас к предстоящим подвигам Великого поста. Из сегодняшнего Евангельского чтения о Страшном суде мы видим, что Господь сколь милосерд, столь же и правосуден. Это напоминание о Страшном суде Божием, по учению Святой Церкви, является одним из самых действенных средств к пробуждению нас от сна греховного. Памятование о великом дне Суда Христова всегда служило утешением и укреплением для истинных последователей Христовых на тернистом пути, ведущем в Царствие Божие, укрепляло святых мучеников в неимоверных страданиях за имя Христово, вдохновляло пустынников на тяжелую и мужественную борьбу с собственными страстями, услаждало труды великих пастырей Церкви. Мысль о Страшном суде побуждала грешников к искреннему покаянию, соделывала разбойников и мытарей избранными сосудами благодати Божией. И вот ныне Святая Церковь перед наступлением дней поста и покаяния снова представляет перед нашим духовным взором образ Страшного суда Божия. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25, 31 ). Если Сын Божий приходил однажды на землю в смиренном образе раба для спасения падшего человека, то в день Судный Он придет во славе, которую Он имел прежде сложения мира. И придет Он для того, чтобы произвести Свой Страшный суд над родом человеческим. Мы знаем из Священного Писания, что Господь, придя на землю, много пострадал и не имел места, где главу приклонить, был гонимым, страждущим, распятым; но во второе и славное пришествие Христово мир увидит Его окруженным тьмами тем ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Мы увидим Законодателя, заповеди Которого мы многократно нарушаем; узрим Сердцеведца, Которому известны не только все наши дела, но и мысли, все наши желания; увидим нелицеприятного Судию, Который воздаст каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/i...

Придет и день последнего Суда Божия, называемого Страшным. Из слов Христовых мы знаем, что мы предстанем на этом Суде не только своей бессмертной душой. Перед ним силой Божией, по звуку трубы архангела воскреснут мертвые — Где бы ни находился прах людей — в земле ли, на дне ли морей и океанов,- и земля, и вода отдадут своих мертвецов. Воскресшие тела, по учению нашей веры, восстанут преображенными, обновленными, свободными от наших теперешних немощей и нужд, восстанут для того, чтобы соединиться с бессмертной душой каждого из нас. На Страшном Суде Божием каждый из нас должен дать ответ во всем, что он сделал в жизни своей земной. По слову Божию, одни из нас на этом Суде будут названы “благословенными”, которым предназначено царствие небесное, Другие проклятыми, идущими в муку вечную. Почему так неодинакова будет участь людей: вечная радость и вечная мука? Св. апостол Павел на это отвечает: “Что посеет человек, то и пожнет” ( Гал.6:7 ). И в другом месте он же сказал: “Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе” ( 1Кор.15:43 ). Каждый из нас сам себе готовит участь. И будущие муки и будущие радости для каждого из нас будут плодом той жизни, какою живет и с какой умрет каждый из пас. Та “награда” нищим духом, кротким, милостивым, о которой говорит Господь в Своих заповедях о блаженствах, не будет какой-то внешней наградой человеку за его подвиги, но будет продолжением и углублением того счастья жить с Богом и исполнять Его святую волю, какое истинный раб Божий уже носит в земной своей жизни. Путь к вечным радостям нам указан в святом Евангелии. Господь наш и приходил на землю для того, чтобы, указав нам этот путь, позвать нас идти за Ним этим путем к царству будущего века. Он же и сказал нам в одной Своей притче: “Раб тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много” ( Лк.2:47 ). Мы все знаем Его святую волю, — мы ее должны исполнить в своей земной жизни. Мало того, что мы знаем эту волю Божию, нам Богом даны все средства помочь в деле исполнения этой воли.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Пс.1:2 .  но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! Характеристика праведника с положительной стороны. – «В законе Господа воля его». – «Воля» – настроение, влечение праведного к «закону Господа», не только к тому, который выражен в десятословии Моисея, но ко всему Божественному откровению. «Размышлять... день и ночь» – всегда согласовать свое поведение с этим откровением, для чего необходимо всегдашнее памятование о нем (см. Втор 6:6–7 ). Пс.1:3 .  И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает плодоносным, так и праведник «во всем, что он ни делает, успеет», так как ему покровительствует Бог. Пс.1:4 .  Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. Пс.1:5 .  Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Пс.1:6 .  Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Не таково положение нечестивых. Они, как «прах». Пыль, мякина, легко уносимая ветром; их внешнее положение неустойчиво и непрочно. Так как нечестивые проникнуты и живут не по заповедям Бога, то они не могут «устоять на суде» пред Ним и не могут быть там, куда собраны будут ( «в собрании») праведники, так как Господь «знает» (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение ( «путь» – деятельность, ее направление) праведных, а нечестивых губит. В данных стихах нет точного указания, какой разумеется суд Бога – на земле ли, при жизни человека или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл – Господь наградит только праведных. История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он карает нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека, то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на страшном суде (ср. Мф. 3:12 ; 1Кор. 6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010