Светильник горящий и светящий Слово на Рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Иеромонах Игнатий (Шестаков) Мы чествуем радостное событие — рождение пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — святого, который всю свою жизнь без остатка отдал тому, чтобы приготовить людей к встрече с Божественным Светом, с Господом нашим Иисусом Христом. О нем Иоанн Богослов говорит, что он не был Светом, но был провозвестником этого Света (см. Ин. 1, 8), готовил людей призывом к покаянию: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие! (см. Мф. 3, 2) Это то обязательное условие для встречи с Божественным Светом и выхода из тьмы служения диаволу и греху.      Очень часто мы, христиане по имени, совсем не соответствуем по своему духу и по жизни этому великому призванию учеников Христовых. Господь, разговаривая с иудеями в Иерусалиме, говорит им о том, что когда пришел Иоанн Предтеча и проповедовал в пустыне о покаянии (мы помним, что иудеи, и фарисеи, и учителя иудейские тоже приходили к нему и спрашивали, кто Он такой, и вот, Спаситель, уже, когда был убит Иоанн Предтеча, напоминает им об этом), он был светильник горящий и светящий, а вы хотели малое время порадоваться при свете его (Ин. 5, 35). Эти слова звучат обличением для иудеев и фарисеев, но и для нас тоже. Зачастую люди даже очень грешные, служащие диавольским страстям, любят присутствие около себя людей святых. Вспомните, царь Ирод, убийца Иоанна Предтечи, тоже слушал его и по-своему любил. Слушал его советы и даже поступал по этим советам. Так часто мы очень любим присутствие около себя какой-то святыни и святых людей, но сами живем как иудеи и фарисеи и способны на поступки, на которые способен был и царь Ирод, своеобразно почитавший Предтечу, боявшийся его. А почему так происходит? Потому что мы, назвав себя учениками Христовыми, не принимаем закон Божественной любви. Апостол Павел говорит: Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13, 11–12). Оружием света является для нас оружие любви к ближнему.

http://pravoslavie.ru/147081.html

Светильник горящий и светящий Слово на Рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Иеромонах Игнатий (Шестаков)      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:45 мин. Размер 2.8 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы собрались почтить радостное событие рождения пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой Иоанн всю свою жизнь без остатка отдал тому, чтобы приготовить людей к встрече с Божественным Светом, с Господом нашим Иисусом Христом. О нем Иоанн Богослов говорит, что он не был Светом, но был провозвестником этого Света (см. Ин. 1, 8), готовил людей призывом к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» (см. Мф. 4, 17) Это то условие покаяния, которое обязательно для того, чтобы встретиться с Божественным Светом и выйти из тьмы служения диаволу и греху. И сегодня, мы движимые именно этим желанием, собрались здесь все вместе, чтобы порадоваться рождению пророка и Предтечи Господня Иоанна. Но очень часто мы, христиане по имени, совсем не соответствуем по своему духу и по жизни этому великому призванию учеников Христовых. Господь, разговаривая с иудеями в Иерусалиме, говорит им о том, что когда пришел Иоанн Предтеча и проповедовал в пустыне о покаянии (мы помним, что иудеи, и фарисеи, и учителя иудейские тоже приходили к нему и спрашивали, кто Он такой, и вот, Спаситель, уже когда был убит Иоанн Предтеча, напоминает им об этом), «он был светильник горящий и светящий, а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5, 35). Эти слова звучат обличением для иудеев и фарисеев, но и для нас тоже. Очень часто и люди очень грешные, служащие диавольским страстям, любят присутствие около себя людей святых. Вспомните, царь Ирод, убийца Иоанна Предтечи, тоже слушал его и по-своему любил. Слушал его советы и даже поступал по этим советам. Так часто мы очень любим присутствие около себя какой-то святыни и святых людей, но сами живем как иудеи и фарисеи и способны на поступки, на которые способен был и царь Ирод, своеобразно почитавший Предтечу, боявшийся его. А почему так происходит? Потому что мы, назвав себя учениками Христовыми, не принимаем закон Божественной любви. Апостол Павел сегодня говорит: «Так поступайте , зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 11–12). Оружием света является для нас оружие любви к ближнему.

http://pravoslavie.ru/95115.html

Ответ на возражение 4. Коль скоро страсти Христовы, как уже было сказано, предшествуют как своего рода общая причина прощения грехов, то существует необходимость очищения каждого индивида от его личных грехов. И это как раз и происходит благодаря крещению, покаянию и другим таинствам, которые черпают свою силу в страстях Христовых, о чем речь у нас впереди. Ответ на возражение 5. Страсти Христа связаны с нами в том числе и чрез веру, благодаря которой мы причащаемся их плодам, согласно сказанному [в Писании]: «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру» ( Рим. 3, 25 ). Но вера, посредством которой мы очищаемся от греха, – это не безжизненная вера, которая может существовать и с грехом, а живая вера в любви. Следовательно, страсти Христовы касаются нас не только в наших умах, но и в наших сердцах. Поэтому и таким вот образом грехи могут быть прощены властью страстей Христовых. Раздел 2. Были ли мы избавлены страстями Христовыми от власти дьявола? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что мы не были избавлены от власти дьявола страстями Христовыми. Ведь тот, кто не может ничего сделать другим без дозволения кого-то еще, не имеет над ними никакой власти. Но без божественного дозволения дьявол не может причинить человеку никакого вреда, как это явствует из сказанного в [книге Иова] ( Иов. 1, 2 ) о том, что дьявол, получив власть от Бога, вначале причинил ущерб его имуществу, а затем и телу. И точно так же читаем, что бесы не могли войти в стадо свиней без дозволения на это Христа ( Мф. 8, 31, 32 ). Таким образом, у дьявола нет власти над людьми и, следовательно, мы не были избавлены от его власти страстями Христовыми. Возражение 2. Далее, власть дьявола над людьми заключается в том, что он соблазняет их и досаждает их телам. Но он продолжает делать все это и после Страстей. Следовательно, мы не были избавлены от его власти страстями Христовыми. Возражение 3. Далее, сила страстей Христовых действенна вовеки, согласно сказанному [в Писании]: «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10, 14 ). Но избавление от власти дьявола произошло не везде, поскольку в мире есть еще немало идолопоклонников, и не навсегда, поскольку во времена Антихриста, о котором сказано, что его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес. 2, 9 ), он будет особенно активно использовать свою власть для причинения людям пагубы. Следовательно, похоже, что страсти Христовы не являются причиной избавления человечества от власти дьявола.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ответ на возражение 2. Хотя послушание подразумевает необходимость в отношении предписанного, однако оно также подразумевает и добровольность в отношении исполнения предписанного. И именно таким было послушание Христа: действительно, хотя сами по себе Его страсти и смерть были противны естественной воле, тем не менее, в отношении них Христос пожелал исполнить волю Божию, согласно сказанному [в Писании]: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» ( Пс. 39, 9 ). Поэтому Он сказал: «Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, – да будет воля Твоя!» ( Мф. 26, 42 ). Ответ на возражение 3. Христос пострадал и из любви, и из послушания, поскольку исполнил предписания любви из послушания и из любви был послушен заповеди Отца. Раздел 3. Предал ли Христа страстям Бог Отец? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Бог Отец не предавал Христа страстям. В самом деле, предать невинного человека мучениям и смерти является злым и жестоким поступком. Но, как сказано, «Бог – верен, и нет неправды в Нем» (Вт. 32, 4). Следовательно, Он не предавал страстям и смерти невинного Христа. Возражение 2. Далее, трудно поверить, что человек предается смерти и сам, и кем-то другим. Но Христос предал Себя за нас, в связи с чем читаем, что Он «предал душу Свою на смерть» ( Ис. 53, 12 ). Следовательно, похоже, что Бог Отец не предавал Его. Возражение 3. Далее, Иуда осужден за то, что предал Христа евреям, согласно сказанному [в Писании]: «Один из вас – диавол» ( Ин. 6, 71 ), а именно Иуда, который предал Его. И точно так же евреи осуждаются за то, что предали Его Пилату, в связи с чем читаем: «Твой народ и первосвященники предали Тебя мне» ( Ин. 18, 35 ). И еще читаем, что Пилат «предал Его им на распятие» ( Ин. 19, 16 ). Но, согласно сказанному [в Писании], нет никакого «общения праведности с беззаконием» ( 2Кор. 6, 14 ). Следовательно, похоже, что Бог Отец не предавал Христа Его страстям. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим. 8, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Живая сердечная вера в искупительные заслуги Христовы так соединяет христианина со Спасителем, что он сам как бы не живет уже тогда, а живет в нем Христос. Такою верою обладал ап. Павел, который говорит о себе: Аз законом закону умрох, да Богови жив буду, Христови сраспяхся; живу же не ктому аз, но живет во мне Христос; а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене, и предавшаго Себе по мне ( Гал.2:19–20 ). Законом (евангельским) я умер для закона (ветхозаветного), чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу (то есть распялся со Христом и умер с Ним в крещении). И уже не я живу (то есть собственной жизни во мне уже нет: для себя самого и сам по себе не живу я), но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Таинства, через которые подается верующим благодать Божия, изображают и напоминают нам страдания и смерть Христа Спасителя. Так ап. Павел говорит христианам: Или не разумеети, яко елицы во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся ( Рим.6:3 )? Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет ( 1Кор.11:26 ). Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились 77 . Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию (то есть причащаетесь Тела и Крови Христовых), смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (то есть до тех пор, пока Господь не придет во второй раз на землю) 78 . О возможности единения со Христом посредством распинания нами своей плоти с ее страстями и похотями тот же апостол пишет: Иже Христовы суть. плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал.5:24 ). Те, которые Христовы (то есть те, которые соединены со Христом верою и любовью), распяли плоть со страстями и похотями. Распять свою плоть со страстями и похотями мы можем воздержанием от страстей и греховных пожеланий плоти и действиями, противоположными им. Например, когда гнев побуждает нас злословить врага и причинять ему вред, но мы противимся этому желанию и, вспоминая, как Спаситель на кресте молился за своих врагов, молимся и мы за своего, то таким образом распинаем страсть гнева. О пятом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ответ на возражение 2. Как уже было сказано (1), для того, чтобы быть причастными следствиям страстей Христовых, нам надлежит уподобиться Ему. Затем, мы таинственно уподобляемся Ему посредством крещения, согласно сказанному [в Писании]: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим. 6, 4 ). Поэтому при крещении на людей как на полностью избавляемых воздаянием Христа не налагается никакого искупительного наказания. Однако коль скоро Христос «однажды пострадал за грехи наши» ( 1Петр. 3, 18 ), то человек не может посредством таинства крещения вторично уподобиться смерти Христа. Таким образом, необходимо, чтобы согрешающие после крещения уподоблялись Христу посредством личного претерпевания от того или иного наказания или страдания, соразмерного их греху, и этим соучаствовали в воздаянии Христа. Ответ на возражение 3. Воздаяние Христа соделывает в нас следствие постольку, поскольку мы, как уже было сказано (1), соединены с Ним как члены со своею главой. Но члены должны быть сообразованы со своею главой. Следовательно, как Христос, изначально обладая исполненной благодатью душой и страдательным телом, посредством Страстей достиг славы бессмертия, так и мы, Его члены, будучи полностью освобождены Его страстями от долга наказания, тем не менее вначале получаем в души наши «дух усыновления», благодаря чему принимаемся в сонаследование славы бессмертия, и при этом все еще обладаем страдательным и смертным телом, но впоследствии, «уподобившись» страданиям и смерти Христа, мы будем приведены в славу бессмертия, согласно сказанному апостолом: «А если – дети, то – и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу (если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться)» ( Рим. 8, 17 ). Раздел 4. Были ли мы примирены с Богом страстями Христа? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что посредством страстей Христовых мы не были примирены с Богом. В самом деле, друзья не нуждаются в примирении. Но Бог всегда любил нас, согласно сказанному [в Писании]: «Ты любишь все существующее и ничем не гнушаешься, что сотворил» ( Прем. 11, 25 ). Следовательно, страсти Христа не примирили нас с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

46. Желание Видим, что люди много чего желают в мире, и чего желают, того ищут. Но пусть люди желают и ищут того, чего хотят. Христианин! Ты желай и ищи своего, то есть того, что тебе прилично и нужно. Желают люди счастья и благополучия в этом мире иметь. Ты желай и старайся истинное благочестие в сердце своем иметь. Вот христианское желание! Желают люди освободиться от работы и быть свободными. Ты желай освободиться от работы греховной и быть свободным от грехов. Вот желание христианское! Вот истинная свобода! «Всякий, делающий грех, есть раб греха. ...Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин 8:34, 36 ). Желают люди победить людей. Ты желай победить самого себя. Вот желание христианское! Вот преславная победа! Желают люди господами быть и другими повелевать. Ты желай и старайся над плотью своей господствовать и ею повелевать. Вот желание христианское! Вот истинное господство! Желают люди над людьми царствовать. Ты желай и старайся над своими страстями и похотями царствовать. Вот желание христианское! Истинный царь тот, кто собой и своими страстями владеет. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). То-то господа, владетели и цари! Господи, помоги нам! Желают люди врагам своим отомстить и обидой обиду отвратить. Ты, христианин, желай и старайся врагам своим уступить и обиду их добротворением наградить. Вот желание христианское! Вот мщение истинных христиан! «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим 12:20–21 ). Желают люди здоровое тело иметь. Ты желай и старайся, чтобы исцелилась и здоровой была душа твоя. Вот желание христианское! Вот желаемое здоровье! Желают люди говорить и с людьми разговаривать. Ты желай и старайся больше молчать, чем говорить – да избежишь греха. Вот желание христианское! Желают люди красиво и гладко говорить. Ты желай красиво и по-христиански жить. Вот желание христианское! Желают люди от людей получать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Желание Видим, что люди много чего желают в мире, и чего желают, того ищут. Но пусть люди желают и ищут того, чего хотят. Христианин! Ты желай и ищи своего, то есть того, что тебе прилично и нужно. Желают люди счастья и благополучия в этом мире иметь. Ты желай и старайся истинное благочестие в сердце своем иметь… Желают люди освободиться от работы и быть свободными. Ты желай освободиться от работы греховной и быть свободным от грехов. Вот желание христианское! Вот истинная свобода! Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны буде те ( Ин. 8, 34, 36 ). Желают люди победить людей. Ты желай победить самого себя… Желают люди господами быть и другими повелевать. Ты желай и старайся над плотью своей господствовать и ею повелевать. Вот желание христианское! Вот истинное господство! Желают люди над людьми царствовать. Ты желай и старайся над своими страстями и похотями царствовать. Вот желание христианское! Истинный царь тот, кто собой и своими страстями владеет. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал. 5, 24 ). Они господа, владетели и цари!.. Желают люди врагам своим отомстить и обидой обиду отвратить. Ты, христианин, желай и старайся врагам своим уступить и обиду их добротворением наградить. Вот желание христианское! Вот мщение истинных христиан! Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты со берешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим. 12, 20–21 ). Желают люди здоровое тело иметь. Ты желай и старайся, чтобы исцелилась и здоровой была душа твоя… Желают люди говорить и с людьми разговаривать. Ты желай и старайся больше молчать, чем говорить – да избежишь греха… Желают люди красиво и гладко говорить. Ты желай красиво и по-христиански жить… Желают люди от людей получать. Ты, христианин, желай и старайся людям давать, помня слово Господа Иисуса, ибо Он Сам говорит: блаженнее давать, нежели принимать ( Деян. 20, 35 ). Желают люди в доме красивом и богатом жить. Ты желай и старайся жить в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, и быть согражданином святым и своим Богу ( 1Тим. 3, 15 ; Еф. 2, 19 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Начнем с того, кто такие святые в понимании Церкви. Святыми в Древней Церкви называлось все сообщество христиан, все христиане именовались святыми. Однако со временем данный термин стал употребляться только в отношении особенных людей, через которых действовал Дух Божий. По учению Православной Церкви, цель и смысл жизни христианина заключен в приобретении Духа Божия, в уподоблении Богу («будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»), и святые – именно те, кто в наибольшей мере сподобились из-за чистоты и святости жизни быть причастниками Духа Господня. Апостол Павел дал четкое определение тому, какими качествами обладает человек, исполненный Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Галат.5:22–23 ), и далее он добавляет: « те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Галат.5:23 ). Христианин должен распять свою плоть с ее страстями и похотями. И святые – это именно те, кто в наибольшей мере распяли свое плотское «я» и пожелали быть во всем подобными Христу. Христос всех призывает: «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя...», но не каждый полностью отвергается себя для следования за Ним. Ведь все мы теоретически знаем, что нужно жить по заповедям, нужно бороться со страстями, молиться, воздерживаться и прочее. Но вот решимости полностью начать так жить не у каждого хватает. О такой решимости и говорил некогда преподобный Серафим Саровский , отвечая на вопрос, почему так мало святых людей. Нет решимости. Поэтому-то святые – прежде всего подвижники, «царственный род», о них сказано следующее: « любящим Бога... все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29 ). Здесь святые называются подобными образу Сына Божия, речь идет именно о богоуподоблении человека. Человек создан как образ и подобие Божие, а потому цель его жизни – богоуподобление – возвращение в прежнее первозданное состояние. Также сказано, что святых Бог «прославил». В послании Евреям сказано: «и к духам праведников, достигших совершенства». Очевидно, что есть некая степень совершенства у святых людей. Кстати, здесь также говорится о духах праведников, которые существуют после смерти, что, как мы знаем, отрицается сектантами. Есть и другие слова апостола, что святые «преображаются» и восходят от «славы в славу»: «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Обратите внимание, что апостол вновь повторяет мысль о богоуподоблении: «преображаемся в тот же образ» – то есть в образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Апостол Павел говорит таким образом: законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал. 2:19–20 ); во-вторых, о возможности участия посредством Таинств тот же Апостол учит: неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ( Рим. 6:3 )? Еще всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию (в св. Таинстве Евхаристии), смерть Господню возвещаете, доколе Он придет ( 1Кор. 11:26 ); наконец, в-третьих, о возможности единения со Христом посредством распятия плоти своей с её страстями и похотями учитель же языков пишет: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал. 5:24 ). Непонятным может показаться точный смысл выражения: «распять плоть свою со страстями и похотями»: в Катехизисе оно разъяснено следующим образом: «распять плоть свою со страстями и похотями можно воздержанием от страстей и похотей и действиями им противными. Например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся сему желанию и, воспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов. молимся и мы за своего, то сим образом мы распинаем страсть гнева» . Урок 30-й Пятый член Символа веры : Значение воскресения Иисуса Христа в деле нашего спасения; состояние, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и прежде воскресения; понятие об аде; цель сошествия Христа в ад; смысл выражения: «по писанием»; предсказание Ветхого и учение Нового Завета о воскресении Христовом; способ, по которому узнали, что Иисус Христос воскрес; цель явления Христа по Его воскресении Пятый член Символа веры читается так: «(Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия) воскресшего в третий день по писанием». С этого члена Символ веры преподает нам учение о царском служении Иисуса Христа. Как первосвященническое служение Иисуса Христа, изложенное по преимуществу в предыдущем (четвертом) члене, есть добровольное уничижение Спасителя нашего, так царское – есть прославление Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010