Сроки страданий наступили, и Он идет в Иерусалим, как Мессия нового Царства, чтобы через шесть дней пострадать за грехи мира. В Вифании Мария уже помазала Тело Его миром, подготовляя погребение. Иуда проявил свою алчность и злобу, показав готовность к предательству. А враги в своей злобе достигли предела, ища лишь случая, чтобы схватить и убить Его, а вместе и Лазаря, способствовавшего славе Учителя. Народ, во множестве собравшийся на праздник Пасхи во Иерусалиме, вышел навстречу Христу, как Царю Израиля, восклицая: «Осанна! благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев». В этом восклицании выражался и восторг от Христа, как Учителя и Чудотворца, и надежда на Его помощь в скорбях и невзгодах своей жизни, и чаяние могущества и славы Его земного царствования. От избытка своих чувств народ ликовал, но Спаситель не мог ликовать. Созерцая воодушевление народа, Он знал, что через несколько дней оно заменится другим чувством и будут раздаваться восклицания: «Распни, распни Его» ( Ин. 19, 6 ). Ясно представлялась Его сознанию и картина страшных бедствий, ожидающих Иерусалим в недалеком будущем. И когда торжественная процессия приблизилась к городу, Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо приидут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк. 19, 42–44 ). Событие Входа Господня в Иерусалим, являясь исполнением пророчества Захарии, содержало таинственный смысл. Раскрывая его, святой Иоанн Златоуст говорит: «Через осленка (на которого воссел Господь) означается Церковь и народ новый, то есть язычники, который некогда был нечист, но после того, как воссел на нем Христос (то есть, когда язычники уверовали во Христа), сделался чистым... будучи введен в Новозаветную Церковь через апостолов. Как никто не препятствовал апостолам, когда они отвязали и повели ослицу и осленка ко Христу, так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они их уловляли».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Убоявшись наказания смоковницы, засохшей за бесплодие, принесем Христу, подающему нам великую милость, достойные плоды покаяния. Другим двум фрагментам, как ни странно, в богослужении места не остается, несмотря на поэтичность и поучительность. В чем значимость сюжета про смоковницу? В Евангелии от Луки (13,6-9) есть притча о неплодной смоковнице: Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь её. Под виноградарем обычно понимают Христа, но если увязать эту притчу с чтением Великого Понедельника, то можно провести параллель с Иоанном Крестителем: это он проповедует – окапывает и обкладывает навозом смоковницу – народу Божьему, дабы Господь получил плоды. Но, как и говорит Спаситель фарисеям, покаялись только отверженные: мытари и блудницы, живущие постыдным трудом… Итак, смоковница плодов не дала, праведные израильтяне не исправились. Более того: самые главные праведники, то есть те, кто должен был как раз воспитывать лучшее в народе Божьем, выращивать для Хозяина лучшие плоды в Его винограднике, из жадности убили Его Сына. Возвращаясь к предыдущему образу – смоковница не только не дала плодов, но еще и взбунтовалась. За что и была проклята. Так что логически первый фрагмент – своего рода развязка следующих двух притч. Фото: spbda.ru Второй теме Великого Понедельника – Иосифу Прекрасному (как его называют в ближневосточной традиции) – в богослужении уделяется гораздо больше внимания, причем ни одного ветхозаветного чтения о нем в этот день нет. Лишь на вечерне будет зачитано начало книги Исход, где сказано, что в Египте пришел к власти фараон, который не знал об Иосифе. Здесь надо отметить, что судьба Иосифа, прозванного еще и целомудренным – почти прямое указание на искупительный подвиг Спасителя.

http://pravmir.ru/velikij-ponedelnik-cht...

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, а мало избранных». Судя по всему, царь не просто звал на пир, но и предлагал нарядную одежду гостям (по крайней мере, психологии героев Христовых притч это соответствует: притчу о талантах, розданных царем своим рабам, мы вспоминали несколько абзацев назад). Гости же либо просто проигнорировали, либо вообще убили посланников. Возможно, отобрав подарки. Царь, разумеется, наказал вконец потерявших стыд друзей, а рабам своим приказал собрать на улицах совершенно незнакомых людей и привести на пир. И вот уже во время всеобщего веселья выясняется, что один из гостей – без нарядной одежды. На вопрос, как он вообще сюда попал в таком виде, он не отвечает. А дальше следует очень странный приказ царя: выставить его вон, во тьму, связанным. Откуда такая жестокость? Есть толкование, что он просто отбросил дар приглашающего и заявился в рабочем костюме прямо с поля (в наше время – с завода или из офиса), а то и в нищенских лохмотьях, тем самым проявляя неуважение. Но возможен и другой вариант: это был один из тех, кто отказался от посещения брачного пира, а потом передумал. Не зря же хозяин называет его другом. Тогда сцена приобретает новую окраску: опять же, это человек, не умеющий просить прощения. Гость мог подойти к хозяину и извиниться, мог на его вопрос ответить: «Прости, друг, я в последний момент бросил все дела и пришел к тебе», да мог хотя бы щетку попросить почистить свой костюмчик – но, вероятно, по гордости и ложному стыду не стал ничего объяснять. Такое бытовое хамство.

http://pravmir.ru/velikij-vtornik-chto-p...

Цель притчи – указать синедрионитам, как вождям Израиля, на их ответственность за судьбы народа перед Богом и Законом. Веками ожидаемый Мессия пришел. Царствие Его приблизилось, но «вожди слепые» сами в него не входят и «хотящих войти не допускают» ( Мф. 23, 13 ). Побуждаемые к ответу на вопрос, поставленный притчей, синедриониты, не сразу, может быть, разгадав, кто именно поставлен под удар, или, наоборот, принимая вызов, произносят свое самоосуждение ( Мф. 21, 41 ) и удостоверяются, что Христу известно их намерение уничтожить Его, как Сына и Наследника, чтобы по-прежнему владеть виноградником. В заключение следует грозное, пророческое предупреждение ( Мф. 21, 42–43 ) строителям, отвергшим Камень, что от них «отнимется Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды» («новому Израилю»). Камень, в раввинистической традиции изображавший Мессию, Краеугольный ( Пс. 117, 22–23 ), то есть, в свете новозаветного откровения, соединяющий две «стены» (христиан от иудеев и христиан от «язык»), в то же время является и камнем преткновения ( Рим. 9, 32–33 ). Он завершает, увенчивает здание старого храма – ветхозаветную Церковь ( 1Кор. 10, 1–4 ) и полагает основание новому жилищу, устрояемому Духом Божиим ( Еф. 2, 20–22 ), – Новозаветной Церкви, для которой «нет ни в ком ином спасения» ( Деян. 4, 11 ). Синедриониты поняли, что «Он о них говорит» ( Мф. 21, 45 ). Но слова Господни, произнесенные в определенной исторической обстановке, сохраняют действенное значение и силу для всех времен. Христос и поныне остается «камнем преткновения и соблазна» для многих и многих, ибо «мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» ( 1Кор. 1, 23 ). Эллины и иудеи, как категории духовно-типологические, существовали во всех эпохах. Непреходящий смысл притчи о злых виноградарях на языке Евангелия тайнозрителя Иоанна выражен так: «Был Свет истинный... В мире был... и мир Его не познал. Пришел к своим и свои Его не приняли» ( Ин. 1, 9–11 ). Причины трагедии отвержения миром своего Спасителя раскрыты учеником, «егоже любляше Иисус»: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет» ( Ин. 3, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Читая Новый Завет и узнавая из него о Христе, человек в конце концов задает себе вопрос, кем же является Христос на самом деле. Ведь Он так говорит о Себе: «Вы от нижних есте, Аз от вышних есмь... егда вознесете Сына Человеческого, тогда уразумеете, яко Аз есмь» 94 . Эта фраза в переводе на современный язык звучит так: «Когда Я буду распят, тогда и только тогда вы поймете, что это – Я». Но кто именно? Дело в том, что слова «Аз есмь» отсылают нас к первой заповеди Божией, которая гласит: «Аз есмь Господь Бог твой...» 95 . То есть Христос говорит иудеям: «Когда вы распнете Меня, только тогда вы поймете, что распяли своего Господа и своего Бога». Поэтому и песнопения Православной Церкви, исполняемые на Страстной седмице, называют иудеев «богоубийцами», ибо они распяли Христа. Таким образом, Христос есть Господь и Бог наш, Творец наш и Создатель всего мира. Однако, придя на землю в образе человека, Христос требует от человека чего-то исключительного: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» 96 . Он требует от нас, чтобы мы любили Его всем помышлением, всем сердцем и всею душою своею, то есть всем своим существом. Однако далее оказывается, что это не предел любви, и Он обращается к нам с такими словами: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» 97 . То есть Христос желает, чтобы наша любовь к Нему была более сильной и горячей, чем любовь к отцу, матери или детям. В самом деле, если бы кто-то из ваших близких требовал от вас, чтобы вы не просто любили его, но любили всею душою, всем помышлением, всем сердцем, любили больше, чем отца и мать или детей, – что могли бы значить его слова? Конечно, что этот человек безумно любит вас и говорит вам такие вещи потому, что желает, чтобы и вы ответили ему такой же безумной любовью. Такие слова мог бы говорить только влюбленный своей возлюбленной! Вот почему мы говорим, что союз Иисуса с человеком – это союз двух личностей! Вот почему мы говорим, что Иисус – это наш Возлюбленный! Вот почему мы говорим, что все те, кто не просто любит Его, но любит самозабвенно, пленены Им. Вот почему мы говорим, что православие – это вера любви, полнота которой обретается в Божественной литургии, в таинстве евхаристии, соединяющей Бога с человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

Страстная седмица и Пасха: информационные листовки для приходов В помощь приходам портал «Правмир» при участии Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви подготовил информационную листовку для раздачи в храмах на Страстной седмице и Пасхе 8 апреля, 2012 В помощь приходам портал «Правмир» при участии Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви подготовил информационную листовку для раздачи в храмах на Страстной седмице и Пасхе СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА На Страстной седмице в храм приходит особенно много людей, не знакомых еще с церковной жизнью, не знающих многого о Христе, Церкви, вере, смысле проходящего поста. У священника нет возможности поговорить с каждым прихожанином, а раздать листовки можно всем приходящим как на службы, так и в то время, когда службы не совершаются. В помощь приходам портал «Правмир» при участии Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви подготовил информационную листовку для раздачи в храмах на Страстной седмице и Пасхе. Листовки можно распечатать на принтере в нужном количестве и раздавать всем желающим. Формат листовки – 2 страницы А4. Также можно распечатать две страницы на одном листе. Загрузить информационный листок о Страстной седмице (250 кб) ПАСХА В помощь приходам портал «Правмир» при участии Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви подготовил информационную листовку для раздачи в храмах на Пасху. В ней содержится краткий рассказ о Воскресении Христовом, приводятся некоторые пасхальные песнопения, объясняется, почему на Пасху не ездят на кладбище. 1. В первом варианте, по просьбе духовенства, помимо рассказа о Воскресении Христовом, содержится краткая памятка о том, как готовиться к исповеди и причастию. Загрузить информационный листок (250 кб) 2. Во втором варианте вместо памятки об исповеди и причастии — фрагмент рассказа о Пасхе Святейшего Патриарха Кирилла. Загрузить информационный листок (250 кб) Распечатайте листовки для своего прихода! Внесите свою лепту в дело церковной миссии!

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-ras...

Какова её структура? Первые три дня её однозначно постные по распорядку дня (мы обязательно повторим, какой распорядок дня характерен для поста и для этих дней в частности), по особенностям богослужения и по целому ряду других признаков (Эти признаки, характерные для постных дней, я тоже попробую назвать). Что касается периода времени, начиная с Великого Четверга, это уже не вполне регулярные постные дни. Формально их можно было бы назвать непостными (особенно Великий Четверг). Великий Четверг вообще не очень сильно похож на постный день (я попробую попозже показать почему). Великая Пятница — это самый строгий постный день в году. Великая Суббота — день перед наступлением Светлого Воскресенья — это тоже постный день, как ни странно. Почему это должно быть странно? Потому что в Восточной Церкви, к которой мы с вами принадлежим суббота объявлена днём непостным. По каноническим правилам Восточной Церкви суббота непостная - за исключением только одной субботы в году - Великой Субботы. Великая Суббота — постная. Начиная с Великого Четверга, это дни совершенно особенные. Они не укладываются в рамки и правила регулярных постных дней. С Великого Четверга начинаются пасхальные воспоминания, сначала связанные с Крестной Пасхой потом перерастающие в празднование Пасхи Воскресной. Прежде, чем мы начнём речь об основных особенностях Страстных Дней, давайте сначала поговорим о главном, с чего всегда надо начинать, когда речь заходит о Православном Богослужении, с Литургии. Как устроена Литургия на Страстной Седмице? Всегда нужно по первому пункту давать понятия. Значит с Литургией такая ситуация. На Страстной Седмице, в первые три дня, которые я назвал вполне постными, служится самая, что ни на есть постная Литургия, а именно Литургия Преждеосвященных Даров. То есть в понедельник, вторник и среду служится Литургия Преждеосвященных Даров. Как видите, на Страстной Седмице ситуация меняется. Весь Великий Пост эта Литургия служилась по средам и по пятницам, по нашему уставу. А на Страстной Седмице она служится каждый постный день, и в понедельник, и во вторник, и в среду. Почему? Потому что так было в Константинополе в первом тысячелетии.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа 4 апреля, 2018 Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа Это был тяжелый, невозможный пост, в который мы пережили страшные трагедии, но впереди нам еще сострадать Христу – размышляет священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской Божьей Матери города Орска. Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Священник Максим Бражников «Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» – такие слова мы слышим на вечерне перед Лазаревой субботой. Днем, когда Господь пришел в Вифанию и воскресил Своего друга Лазаря, умершего за четыре дня до этого. Какой же была эта Четыредесятница 2018 года? В неделю о Страшном суде разбился самолет Ан-148 , летевший из Москвы в Орск. В Прощеное воскресенье в Кизляре бандит расстрелял прихожан, шедших из храма после богослужения. Девятый день после авиакатастрофы выпал на первый день поста. И как только прошли сорок дней после падения самолета, перед началом седмицы Ваий, в Кемерове горит «Зимняя вишня». Череда бессмысленно жестоких катастроф, заставившая наши сердца по-настоящему оцепенеть и почернеть от горя. Ведь не бывает чужих детей, невозможно не сочувствовать родителям, которые их потеряли, невозможно теперь сказать, что эти катастрофы далеко и не с нами – эта боль коснулась нас напрямую, а кого-то и лично… В Четыредесятницу богослужения будней имеют мало заупокойных песнопений, но мы (я говорю здесь «мы», имея в виду тех, чье сердце прошло оружие скорби, и кто по-настоящему переживает это горе) помним, как жаждали мы их услышать, чтобы вложить в них и свои слезы. Первые несколько суббот были нарочито заупокойными – как радостно было дождаться их и причаститься на Божественной Литургии, зная, что этим поминовением мы можем действительно помочь душам ушедших от нас близких людей. В это время для нас стали по-настоящему родными те люди, о которых мы раньше ничего не знали – родные погибших в Орске, в Кемерово, а дагестанские мученицы Вера, Людмила, Ирина, Вера, Надежда как бы и вовсе действительно стали среди нас примером святости и упокоения в Господе. Мы подошли вплотную к Страстной седмице. И, словно выжженные изнутри, стоим у гроба евангельского Лазаря.

http://pravmir.ru/myi-podoshli-k-strastn...

О Причащении на Пасху Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra. 5 апреля, 2010 Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra. Источник: Лампада 2(53) Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra. Практика Причастия Святых Христовых Тайн в пятнадцати Поместных Православных Церквах изменяется во времени и пространстве. Дело в том, что эта практика не является догматом веры. Мнения отдельных отцов и учителей Церкви разных стран и эпох воспринимаются как teologomene, то есть как частная точка зрения, поэтому на уровне отдельных приходов, общин и монастырей очень многое зависит от конкретного настоятеля, игумена или духовника. Есть на этот предмет и прямые постановления Вселенских Соборов. Во время поста вопросов не возникает: мы все причащаемся, сугубо готовясь в посте, молитве, в делах покаяния, на то и десятина годичного круга времени – Великий пост. Но как причащаться на Светлой седмице и в период Пятидесятницы?

http://pravmir.ru/o-prichashhenii-na-pas...

Как поступать, если от исповеди до Причастия проходит несколько дней? Можно ли причащаться на Страстной седмице несколько раз? Можно ли мирянам причащаться на Светлой и как готовиться к причастию? В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни. Протоиерей Артемий Владимиров: Не откладывайте «генеральную исповедь» на Страстную Мой добрый, но ненавязчивый совет. Если говорить об очищении собственной совести, о желании чистым сердцем славить воскресшего Христа, не стоит переносить на Страстную седмицу так называемую «генеральную исповедь», требующую глубокого осмысления прожитого и пережитого, с тем чтобы выплеснуть из глубин сердца то, что, может быть, годами там загнивало, грехи «юности казанской». Протоиерей Артемий Владимиров Всё это нужно делать заранее, уподобиться благоразумной деве из притчи Христовой, которая наполняет елеем свой сосуд и не дожидается, когда раздастся возглас: «Се Жених грядет, выходите навстречу Его». Страстная седмица, необыкновенно глубокая и содержательная, по своему внутреннему смыслу предполагает в разумных чадах Церкви полноту участия в евангельских событиях. Не время уже на Страстной седмице толпиться у креста и Евангелия, как мотыльки летают вокруг свечи. Но время раскрыть повествования о страданиях Христа, вслушиваясь в скорбные и торжественные песнопения и молитвы Церкви. Идти вслед за Господом по скорбному пути, как Симон Киринейский, помогать Ему нести крест, самим восходить вслед за Ним на крест распятия и молитвы, дабы, страдая со Христом, с ним и воцариться. Каждый день Страстной седмицы бесконечно значителен, сопряжён с вехами страдания Христа-Спасителя. Вот Великая Среда. Последняя литургия Преждеосвященных Даров, воспоминание предательства Иуды, который за тридцать сребреников продал и предал своего Учителя. В то время как грешная женщина воцеломудрилась, покаялась, обливая слезами стопы Господа и помазуя их миром.

http://pravmir.ru/kak-ispovedovatsya-i-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010