Десятой главой кончается «Книга Знамений» — первая часть Евангелия от Иоанна. «И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Многие пришли к Нему, и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда; но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него» (ст. 40—43). «Книга Знамений» началась с рассказа о том, что Иоанн крестит за Иорданом, — теперь евангелист вновь возвращается к началу, к тому моменту, когда Иоанн крестил за Иорданом и свидетельствовал об Иисусе. Кольцо замкнулось. Вторая половина Евангелия от Иоанна — «Книга Часа». Приближается час, о котором Иисус говорит во второй главе этого Евангелия, перед тем как совершает чудо в Кане Галилейской: «…ещё не пришел час Мой». Теперь этот час наступает, Сын Божий предается в руки грешников. Наступает час, о котором Иисус скажет в 13-й главе: «…ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (ст. 31). «Книга Часа» — первый (по времени его написания) из четырех евангельских рассказов о Страстной седмице, о страстях Христовых, наиболее древний вариант повествования о событиях, предшествовавших смерти Иисуса и тому утру, когда Мария Магдалина пришла «ко гробу рано, когда было еще темно» и увидела, что «камень отвален от гроба». Часть II ЧАС Глава 12. ВОСКРЕШЕНИЕ В ВИФАНИИ «Когда настал час», — говорит Евангелие от Луки (22:14), начиная рассказ о Тайной Вечере. «Иисус, зная, что пришёл час», — говорится в Евангелии от Иоанна (13:1) в начале повествования об умовении ног. Час Иисуса начинается с воскрешения Лазаря. Согласно византийской традиции, текст, посвященный этому событию, читается на литургии в субботу перед праздником Входа Господня в Иерусалим, то есть за восемь дней до Пасхи. Его чтению предшествует пение тропаря «Общее воскресение прежде Страсти Твоея уверяя, из гроба воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…». Уже в первые века определились разные подходы к толкованию этого евангельского рассказа. К IV в. в святоотеческой традиции сложились два совершенно разных подхода. Одни комментаторы призывали понимать этот текст буквально, другие — аллегорически. Сторонником аллегорического понимания был, например, св. Ириней, епископ Лионский. Он трактовал текст о воскрешении Лазаря как рассказ не о реальном событии, а о том, что Христос воскрешает к новой жизни человека, умершего грехами, того, кого разрушил и превратил в живого мертвеца грех. Руки и ноги воскресшего Лазаря, как повествует стих 44, были обвиты погребальными пеленами. Св. Ириней считает, что «это символ человека, оплетенного грехами».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Для них нужно было сначала увидеть, чтобы воспринять Его. Зачалом Недели 6-й Святая Церковь расширяет перед духовным взором верующего область деяний Христа. Он не только исцеляет болезни тела, не только изгоняет злых духов. Он Тот, Который совершает большее: имеет власть прощать людям грехи их. Сам Господь, как повествует это зачало ( Мф. 9, 1–8 ), видя помышления книжников, присутствовавших при исцелении расслабленного, спросил их: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, – прибавил Он, – что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». Знаем мы, как благ Господь и как скоро Он подает помощь нуждающимся в ней. Однако действует Господь не только по Своему милосердию и изволению, Он ждет, чтобы и сам человек с верой обратился к Нему. Вот почему, когда приходили к Нему за исцелением, Он всегда спрашивал: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» ( Мф. 9, 28 ), а если не видел веры, то «не мог совершить никакого чуда» ( Мк. 6, 5 ). Ибо вера открывает душу человека для Бога, и она становится способной к принятию Его благодати. Однако нечто еще более чудное слышим мы в Евангелии. Господь, говорится, узрел веру принесших расслабленного, разрешение же грехов и исцеление от болезни даровал не им, но самому расслабленному. Здесь вера одних привлекает благодать Божию к другим. Души принесших отверзаются верою к принятию благодати, но, прилепившись человеколюбием и сострадательной любовью к душе расслабленного, они на нее проводят ток этой благодати и становятся участниками прощения грехов и исцеления расслабленного. Так утверждается связь душ людей и взаимная поддержка их в деле спасения, знакомая каждому живущему духовной жизнью. Поэтому нужно заботиться друг о друге, испрашивая в молитвах всякого блага ближним нашим. Тогда и сами мы, прося их молитв о наших нуждах, сподобимся получить «всё потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет. 1, 3 ). Так Святая Церковь выбором евангельских чтений постепенно возводит верующих к высшему пониманию Лица Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Святая Русь: очертания… Крестопоклонная неделя и современные события Священник Евгений Хованский   05:24 28.03.2022 573 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Воскресенье 3-й недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносился Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого совершались перед Крестом три поклона. При поклонению Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва» (Светилен Кресту). Так объясняет значение Креста одно из церковных песнопений. Крестом Христовым пришла радость всему миру об избавлении от пагубы греха, крестом открылся вход в Небесный рай, который был закрыт до этого. С другой стороны, каждый человек и каждый народ несет свой крест. В Евангелии Христос, обращаясь к народу, говорит: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25), « и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). И мы должны пронести этот крест через всю свою жизнь. И этот путь зачастую скорбный, тесный… И необходимо противостоять своей самости, эгоизму, своим греховным желаниям, даже своей воле, если она без Бога, если противна воле Божией. И крест скорбей в любом случае придётся нести, но можно его нести или с ропотом и осуждением или со смирением, благодарением и упованием на помощь Божию. Для первых, кто хулит свой крест, как для безумного разбойника, крест не служит во спасение, а для вторых – послужит во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/28/sv...

И Ветхозаветное богослужение вводило народ в тайну искупления. Слова: «священник», «жертва», – были привычными и понятными. Ветхий Завет пронизан потоками крови жертвенных животных. Но, вместе с тем, он пронизан и ощущением недостаточности этой крови для очищения человеческих грехов. «Рукотворенное святилище» было устроено только «по образу истинного», в которое вошел уже Сам «Христос». И Он уже не как ветхозаветный «первосвященник входит во святилище». Тот входил «с чужою кровью». А Христос «явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». А заповедь о субботе должна была возводить души ко дню вечного покоя и блаженства. Она была знамением между Богом «и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» ( Исх.31:17 ). И только сквозь Ветхий Завет и могло прозвучать свидетельство, сказанное Иоанном Крестителем своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». И те ученики, которые усвоили дух Ветхого завета и чаяли того, к чему была устремлена вся ветхозаветная история, молча «пошли за Иисусом» ( Ин.1:37 ), как за агнцем, назначенным в жертву. Пошли, чтобы и за них пролилась Его жертвенная кровь. И мы, просвещенные Божественным писанием, тоже должны со страхом Божиим и верой идти за Ним, к Его страстной седмице. Чтобы Его жертвенная кровь очистила и наши кающиеся души, и не пролилась бы мимо, на землю, на попрание людям и на посмеяние диаволу. О подведении итогов. Неделя пятая Великого поста, Марии Египетской Евр.9:11–14 . Преподобной:  Гал.3:23–29 Мк.10:32–45 . Преподобной:  Лк.7:36–50 Сегодня – последние новозаветные чтения перед Лазаревой субботой, с которой пойдет уже точный отсчет последних дней земной жизни Господа Иисуса. Подведем некоторые итоги того, что мы за это время услышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И все святые последовали Михаилу, и ввел их всех в рай. И встретили их два мужа, состарившихся днями. Спросили же их все святые: «Кто вы? Вы с нами мертвыми в мучениях не были, как же вознеслись вы с нами в рай?» И отвечал один из них «Я Енох, который вознесен был сюда словом Господним. Тот же, кто со мною, Илия Фесвитянин, принесенный сюда живым на колеснице огненной, и доныне мы не вкусили смерти. Когда же придет Антихрист, суждено нам Богом чудеса совершить [при Антихристе] и быть убитыми им в Иерусалиме, и через три дня с половиною снова живыми в облаках вознесемся». И когда сказал это Енох, пришел другой муж, худой и умильный, несущий на плечах своих знамение крестное. И увидев его, все святые сказали ему: «Кто ты, ведь облик твой, как у разбойника? И что такое это знамение, которое несешь на плечах?» Отвечая же им, [он] сказал: «Правильно говорите, что я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня… на крест [вместе] с Иисусом… и просил и у Него: «Помяни меня. Господи, во Царствии Твоем! «И тотчас приняв молитву мою, сказал мне [Он]: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай. Если не позволит тебе внутрь войти Ангел, страж рая, покажи ему знамение крестное и скажи ему: послал меня Иисус Сын Божий, который ныне на кресте распят»… Услышав все эти слова разбойника, праотцы и пророки сказали единым голосом: «Святой Господь всемогущий, Отец вечный, Ты Отец милосердный, честь и щедрость ученикам, Отец милости райской. Ты нас снова привел в вечную жизнь, ибо здесь душам нашим жизнь вечная…»» 235 От апокрифического повествования вернемся к богослужению святой и Великой Субботы. 236 Совершаемая в этот день литургии Василия Великого начинается вечерней. Эта служба относится ко дню Пасхи, но фактически совершается в субботу, и на ней поются песнопения как Великой Субботы, так и воскресные, потому что победа Христа над смертью, поражение недр ада предшествуют видимому восстанию Спасителя из мертвых, Торжество службы Великой Субботы предвкушает радость, которая вскоре воссияет, Богослужение насыщено покоем силы, власти, полноты жизни, Еще немного и взойдет Солнце Пасхи! 237 Принципы датировки Пасхальный цикл На Страстной седмице, в день Великой Субботы, на гроб Господень сходит удивительный благодатный огонь.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

«И умер Иосиф и все братья его и весь род их» (Исх. 1, 6) «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас» (Исх. 1, 8-10). И сказано, что египтяне «жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх.1, 13-15). Слово «жестокость» повторяется несколько раз, что не просто принуждали работать, но с жестокостью. Дальше идет рассказ, который мы обозначим «Фараон и повивальные бабки». Женщины боялись Бога и приказ фараона о умерщвлении детей не исполнили, за что Господь их и благословил. Во время великого Поста эти паремии читаются на Страстной Седмице. После того, когда эти благочестивые женщины отступились от фараонова приказа, фараон издал приказ умерщвлять всех младенцев мужского пола. Это был бесчеловечный приказ, и сами египтяне это понимали. Кто же будет ходить по домам, изыскивать новорожденного младенца и умерщвлять его? Хотя, наверно, такие случаи бывали, но однократные, потому что следующие строки, повествующие о начале жизни Моисея, говорят о том, что люди принимали все ухищрения, чтобы сохранить жизнь своим детям. Видимо, не один Моисей был так спасен. О нем нам говорит Св.Писание следующее: «Некто из племени Левина пошел и взял себе жену из того же племени» (Исх.2,1) Моисей был из колена Левина, Аарон был брат его и тоже был из колена Левина. Женщина зачала, родила сына, и он был очень красив. Она скрывала его, пока могла. И когда уже невозможно было скрывать его, она сплела корзинку из тростника и пустила его по Нилу. Вышла купаться дочь фараона, и здесь происходит встреча ее и Моисея, и он становится названным сыном дочки фараона. Он вырос и получил прекрасное образование. Дочери фараона он был вместо сына. Вскормила его родная мать.

http://sedmitza.ru/lib/text/432096/

«И умер Иосиф и все братья его и весь род их» ( Исх. 1:6 ) «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас» ( Исх. 1:8–10 ). И сказано, что египтяне «жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» ( Исх. 1:13–15 ). Слово «жестокость» повторяется несколько раз, что не просто принуждали работать, но с жестокостью. Дальше идет рассказ, который мы обозначим «Фараон и повивальные бабки». Женщины боялись Бога и приказ фараона о умерщвлении детей не исполнили, за что Господь их и благословил. Во время Великого Поста эти паремии читаются на Страстной Седмице. После того, когда эти благочестивые женщины отступились от фараонова приказа, фараон издал приказ умерщвлять всех младенцев мужского пола. Это был бесчеловечный приказ, и сами египтяне это понимали. Кто же будет ходить по домам, изыскивать новорожденного младенца и умерщвлять его? Хотя, наверно, такие случаи бывали, но однократные, потому что следующие строки, повествующие о начале жизни Моисея, говорят о том, что люди принимали все ухищрения, чтобы сохранить жизнь своим детям. Видимо, не один Моисей был так спасен. О нем нам говорит Св.Писание следующее: «Некто из племени Левина пошел и взял себе жену из того же племени» ( Исх. 2:1 ) Моисей был из колена Левина, Аарон был брат его и тоже был из колена Левина. Женщина зачала, родила сына, и он был очень красив. Она скрывала его, пока могла. И когда уже невозможно было скрывать его, она сплела корзинку из тростника и пустила его по Нилу. Вышла купаться дочь фараона, и здесь происходит встреча ее и Моисея, и он становится названным сыном дочки фараона. Он вырос и получил прекрасное образование. Дочери фараона он был вместо сына. Вскормила его родная мать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Итак, вот вам верное и единственное средство для получения счастья, а потому если вы знаете семью, в которой господствует несогласица, то внушите ей, чтобы она почаще призывала с верой имя Господа. Он явится к ней и сквозь закрытые двери, как Он являлся ученикам по воскресении Своем, и поселит между ними любовь и счастие. Отрадно вспомнить о благодатном времени первых христиан, когда они еще в катакомбах совершали свои молитвенные возношения; они соединены были такой братской любовью, что, отправляясь куда-нибудь, они прощались друг с другом и говорили: «А может быть, здесь мы больше и не увидимся», «А может быть, мы уже нынче будем там». Вы слышали песнопение «Свете Тихий», оно составлено епископом первых времен христиан из стонов и скорбей первых христиан. Вот где было семейное счастье, где была семейная любовь. Итак, для того чтобы в семье было счастье, была благодать, то нужно как можно чаще призывать имя Спасителя. Призывай Спасителя, и Он вселится в семью. А для того чтобы нам еще более укрепиться верою и любовью к Нему, то обратимся к Нему, говоря: «Иисусе, Сыне Божий Сладчайший, помилуй нас!» 21 марта. Прошло шесть недель святой Четыредесятницы, и наступает неделя Страстей Господних. Еще на прошлой неделе вы слышали песнопение, что пост уже кончается и наступит скоро Страстная седмица. Преддверием же к Страстной седмице Церковь установила праздник – Лазарево воскресенье. Для того чтобы поднять умершего Лазаря, достаточно было одного слова Спасителя. Но чтобы поднять и оживить нас, Церковь многократно просила, советовала, угрожала нам в продолжение всех истекших седмиц, и если гром всех увещаний и угроз не подействовал на наши души, то уже не для нас, конечно, наступающая седмица Страстей Господних, не для нас и последующие седмицы. И вот нынче празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим. В Иерусалиме был восторг, ликование, радость, жизнь, бессмертие; рассказывать эту историю я не буду, потому что это было бы для всех повторением тех уроков, которые вы слышали в школе, дома и в храме. Но замечательно то, что со всех сторон стекался народ и восклицал: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне!» Каждое слово этого песнопения имеет огромный смысл; этими словами мы приветствуем Господа, Который воплощает в Себе мир и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, чт о будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк 10:32–34). Эти слова связаны с предстоящим Входом Господним в Иерусалим — праздником, который воспоминается в следующее, шестое воскресенье Великого поста. Ему соответствует и следующая глава “Выбранных мест…” — “Напутствие”. В ней Гоголь говорит: “Все вижу и слышу: страданья твои велики Это еще начало; оскорблений тебе будет еще больше: предстанут тебе еще сильнейшие борьбы со взяточниками, подлецами всех сортов и бесстыднейшими людьми, для которых нет ничего святого, которые не только в силах произвести то гнусное дело, о котором ты пишешь, то есть подписаться под чужую руку, дерзнуть взвести такое ужасное преступление на невинную душу, видеть своими глазами кару, постигшую оклеветанного, и не содрогнуться, — не только подобное гнусное дело, но еще в несколько раз гнуснейшие, о которых один рассказ может лишить навеки сна человека сердобольного. (О, лучше бы вовсе не родиться этим людям: весь сонм небесных сил содрогнется от ужаса загробного наказания, их ждущего, от которого никто уже их не избавит.)” (6; 146). За этими строчками проступает иное, Евангельское повествование о предательстве Иуды. “Взяточниками, подлецами…” — Иуда носил при себе ящик для пожертвований и был, как говорит Евангелие, вором ; “произвести то гнусное дело” — то есть предательство; “на невинную душу” — то есть на Христа; “кару, постигшую оклеветанного” — Иуда, как известно, повесился; “о, лучше бы вовсе не родиться этим людям” — ср. слова Спасителя: Горе же человеку тому, имже Сын Человеческий предастся: добрее было бы ему, аще не бы родился человек той (Мк 14:21). “Оскорблений будет тебе еще больше…” — эти слова отсылают нас к Страстной седмице, страданиям Христа. Еще раз подчеркнем, что такое понимание не зачеркивает прямого смысла гоголевских слов к своему адресату, но придает им новое, более объемное звучание, ставит автора и читателей в контекст Евангельских событий. О следовании за Христом на свою Голгофу Гоголь говорит так: “Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны; праздновать же победу будем там ” (6; 147).

http://pravmir.ru/vyibrannyie-mesta-iz-p...

Крестились необдуманно, порой без должной веры. И самое главное – без желания изменить жизнь. Это было нашим упущением. Очень правильно, что сейчас ввели обязательную катехизацию – ее давно нужно было ввести, – но людей и после нее нельзя оставлять. Сейчас у нас и телевидение православное есть, и интернет, и газет великое множество – всё что хочешь доступно, но сама по себе информация не дает результата. Всё есть, но проблема в том, что люди стали материально лучше жить. В 1990-е многих привела в Церковь какая-то скорбь, невзгоды, трудности, неустойчивость общества. Сегодня люди – с улучшением жизни – удалились от Бога. Нужно учитывать это. Не случайно патриарх говорит о том же: «потребительское увлечение материальной жизнью» – одна из причин, по которой многие люди, которых мы крестили, не приблизились к Церкви, а удалились от нее. Факт это неоспоримый: к сожалению, чем лучше мы живем, тем люди дальше от Бога. Возвращаясь к теме. Да, есть ситуации, когда можно причащать без исповеди: например, если человек исповедовался в Великий четверг на Страстной седмице, он может причащаться в Великую субботу и на Пасху – но это исключение для тех, кто весь Великий пост сопереживал Христу. Но если упразднить исповедь, сделать ее необязательной, мы потеряем само таинство. Люди будут, приступая без покаяния, считать себя «достойными» Бога, и дух гордости погубит многих, кто только-только учится духовной жизни. Причастие – очень важное таинство, в первую очередь направленное на то, чтобы человека исправить. Вот это самое главное – исправить человека. Освятить его. Приблизить к Богу. Если человек подходит к Причастию без желания исправиться – а это желание как раз и выражается через покаяние, – то теряется и самый смысл Причастия. Цель покаяния прежде преступления к Чаше – обращение к Богу: чтобы Бог Своею Благодатью помог человеку исцелить себя. Но как Бог может дать Благодать? И самое главное – где цель воздействия этой Благодати: куда ее направить, на что в человеке, в какую добродетель претворить?! Любой священник согласится, что его присутствие на исповеди и должно помочь христианину разглядеть состояние больной души своей. Напомню вслед за многими апостола Павла: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 28–30).

http://pravoslavie.ru/65130.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010