Мелетий (Леонтович), архиеп. Харьковский. Роспись св. ворот Святогорской лавры. 2006 г. Худож. А. Н. Солдатов Мелетий (Леонтович), архиеп. Харьковский. Роспись св. ворот Святогорской лавры. 2006 г. Худож. А. Н. Солдатов Главными заботами М. были духовное окормление братии и благоукрашение Златоверхого мон-ря. При нем, в 1827 г., началось обновление резного 5-ярусного иконостаса (1718) и внутреннего убранства Михайловского собора обители. Святитель, отличавшийся простотой и радушием в общении, устраивал регулярные домашние собеседования, на которые приглашал всех желающих. Сохранилось назидание М., сказанное 21 нояб. 1827 г. новопостриженному насельнику Златоверхого мон-ря: «Иноческая жизнь - второе рождение... Будь младенец не умом, но незлобием и кротостью... Храм - единственное прибежище. Ограда обители - предел, далее которого для крестоносца более ничего не существует». Тому же иноку он вручил свои четки со словами: «На сих четках видишь зерна белые и черные. Так и в твоей жизни будут дни белые и черные - радостные и горестные. В радости - не возносись, в горести - не унывай». Др. иноку, огорченному неприятностями, М. писал: «Монах - мертвец. Мертвого хвалят ли, поносят ли - он безмолвствует. И ты безмолвствуй, терпи до конца, когда встречаются какие-либо огорчения!» (Там же. С. 51-52). Время Страстной седмицы М. проводил почти без пищи, но старался скрывать это от окружающих. Святитель поручал тайно раздавать щедрую милостыню нуждающимся по субботам и накануне больших праздников, посещал заключенных в Киевском тюремном замке, часто служил в тюремной церкви. 13 мая 1828 г. участвовал в хиротонии архим. Кирилла (Куницкого) во епископа Чигиринского. В Киеве М. был награжден орденом св. Анны 1-й степени. 21 апр. 1828 г. М. был назначен епископом Пермским и Екатеринбургским. Посетив Москву и побеседовав со свт. Филаретом (Дроздовым), в июле того же года М. прибыл в г. Пермь. 22 марта 1829 г. он обратился к губернатору К. Я. Тюфяеву с ходатайством о необходимости строительства отдельного здания Пермской духовной консистории (2-этажный корпус был построен только в сер. XIX в. на месте бывш. семинарии).

http://pravenc.ru/text/2562820.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОВЫКИН Никифор ( 15.05.1690), жалованный иконописец Оружейной палаты. Проживал своим двором на Тверской ул. в Белом городе в Москве. Был принят на службу в 1671 г. Участвовал в работах по украшению дворцовых храмов Московского Кремля: Спаса Нерукотворного (1676, 1679, стенопись), прмц. Евдокии (1678, иконостас). В 1684-1685 гг. принимал участие в украшении дворцовой ц. во имя апостолов Петра и Павла: написал царские врата с сенью и столбцами, боковые двери иконостаса с изображением архидиаконов Стефана и Филиппа, расписал клиросы и др. В 1679 г. оформлял интерьер ц. Иоасафа царевича в с. Измайлове. В 1680 г. написал для местного ряда иконы Спасителя и Благовещения в церкви подмосковного дворцового с. Братовщина. В дек. 1687 г. был направлен в г. Севск для починки гетманского знамени. Писал иконы для обихода царицы Наталии Кирилловны: киот со створками к иконе Божией Матери (1672), богородичные иконы (1674 и 1675), «Семь спящих отроков Эфесских» (1676), «Ангел-хранитель» (1684) и др. С Андреем Ильиным написал икону «Страшный Суд» для царевен (1676), с Тихоном Филатьевым - Деисус на 3 досках для царевны Марфы Алексеевны (1688). Подписные работы не сохранились. Неоднократно участвовал в реставрационных работах: поновлял после пожара иконостас, в т. ч. Страстную икону Божией Матери в соборе Страстного мон-ря (1673), вместе с др. мастерами чинил в Московском Кремле иконостас Успенского собора (1675), иконостасы в дворцовой ц. Спаса Нерукотворного (1677, 1686) и в ее приделе в честь св. Иоанна Белградского (с 1681/82 св. Иоанна Предтечи) (1676), а также иконостас ц. Спаса Преображения на Бору (1688). Занимался поновлением стенописей Успенского собора Московского Кремля (1676) и Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1685). Лит.: Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов, 1584-1725 гг. М., 1883. Вып. 2. С. 442-447, 452; Забелин И. Е. Перечень иконописных и живописных работ моск. дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 120; Вып. 3. С. 165, 171; Успенский А. Царские иконописцы. Т. 1. С. 282; Т. 2. С. 34-36, 156; Извеков Н. Д. Верхоспасский собор в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912; Молева Н. М. , Белютин Э. М. Живописных дел мастера. М., 1965. С. 190. Н. И. Комашко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149439.html

1909. С. 38-39). Плащаница украшена композициями «Снятие с креста» и «Положение во гроб», к-рые соединены благодаря размещению их на оси креста распятия ( Силкин. 1995; Дроздова О. Э. Иконография Оплакивания и Положения во гроб Господа и Бога нашего Иисуса Христа в лицевом шитье//Убрус. СПб., 2003. Вып. 3. Цв. вкл. 3; Гриднева. 2010. С. 61. Примеч. 6; С. 66). Подобно иконам Страстного цикла из свияжского Успенского собора мастер-знаменщик избегает экспрессивных образов и движений в отличие, напр., от мастеров светлицы кнг. Е. Старицкой, плащаницы которой 60-х гг. XVI в. служили образцовыми ( Силкин. 1995. С. 59-60). Писцовые книги упоминают в кафедральном соборе лицевую 2-стороннюю хоругвь, на к-рой «Прсвятые одигитрия выбиван с обе стороны золотом и серебром по тафте по зеленой крест медян» ( Невоструев. 1877. С. 12). Положение во гроб. Плащаница из Спасо-Преображенского мон-ря в Казани. 60-е гг. XVI в. (НМРТ) Положение во гроб. Плащаница из Спасо-Преображенского мон-ря в Казани. 60-е гг. XVI в. (НМРТ) По образцу плащаницы казанского Благовещенского собора были созданы др. воздухи: для свияжского Успенского собора (60-е гг. XVI в., вклад кнг. Т. А. Тёмкиной-Ростовской; см.: Яблоков. 1907. С. 83; Гриднева. 2010. С. 61. Примеч. 6) и для казанского Спасо-Преображенского монастыря (оба в НМРТ; о плащанице Спасо-Преображенского монастыря см.: Невоструев. 1877. С. 29; Заринский. Церковные древности. 1877. С. 11-13 (публ. надписи на с. 12); Лебедев. 1895. С. 59; Силкин А. В. Плащаница Агаповой//Древнерус. искусство. М., 1990. С. 53-69. Ил. 1, 6, 7. (Новые открытия реставраторов/ВХНРЦ; 1); Завьялова, Каргалова. 1995. С. 70-72). Авторы XIX в. отмечали тонкость шитья, а также смелость и энергичность в рисунке фигур ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 12). Вкладом знатной московской семьи была несохранившаяся плащаница свияжского городского собора: «воздух Положенье во гроб Господа нашего Исуса Христа на вишневой камке, шит золотом да серебром» ( Французова. 2002. С. 345).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Иларион (Руварац). Фотография. Ок. 1900 г. (Руварац Йован; 1.09. 1832, Сремска-Митровица - 8.08. 1905, мон-рь Гргетег), архим., ректор Карловацкой ДА, сербский историк, акад. По окончании начальной школы учился в гимназиях в Сремски-Карловци и в Вене, в 1852-1856 гг. студент юридического фак-та Венского ун-та, в 1859 г. окончил Карловацкую ДА. 1 янв. 1861 г. принял монашеский постриг в мон-ре Крушедол . Благодаря блестящему образованию стал быстро продвигаться по службе: сначала был назначен на должность писаря церковного суда, в 1872 г. стал преподавателем ДА в Сремски-Карловци, в 1874 г. поставлен архимандритом мон-ря Гргетег , в 1875 г. вернулся в академию на должность ректора до 1882 г. После конфликта с патриархом Германом (Анджеличем) был уволен из академии. Отказался занять кафедру Темишварского епископа и до конца жизни был настоятелем Гргетега; под его рук. обитель стала важным центром Православия в Австро-Венгрии. Особое внимание он уделял монастырской б-ке, к-рую ему удалось увеличить почти в 2 раза. Еще во время учебы И. увлекся национальной и церковной историей, занимался изучением исторических источников и историографии на разных языках: он знал греческий, латынь, немецкий, читал по-итальянски и по-венгерски. Был австрофилом и последователем нем. историка Леопольда фон Ранке , к-рый призывал показывать события прошлого так, «как они в действительности происходили», без вымысла и приукрашивания. Страстно полемизировал с представителями господствовавшей тогда в серб. исторической науке романтической школы, став родоначальником научно-критического направления национальной историографии. Исследовал документальные источники, прежде всего по средневек. истории, и много сделал для их публикации и критического анализа. Немало трудов И. посвящено истории Сербской Православной Церкви. Он составил жизнеописание 1-го Сербского архиеп. Саввы , писал о Рашских епископах и митрополитах, Печских патриархах XVI-XVII вв., занимался историей Православия в Боснии и Герцеговине, опубликовал значительное количество источников о жизни серб. монастырей, особое внимание уделил Великому переселению сербов 1690 г. во главе с патриархом Арсением III (Черноевичем) , исследовал документы об истории бегства из Печи в Австрию Сербского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) и т. д. Его исследования оказали огромное влияние на развитие гуманитарных наук в Сербии и еще при жизни автора получили признание. В 1869 г. он был избран членом Сербского ученого об-ва, а в 1888 г. стал одним из первых действительных членов Сербской королевской академии.

http://pravenc.ru/text/389205.html

Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) «Нечаянная Радость» икона Божией Матери была передана в 1835 г. по завещанию прихожанки Александры Куницыной в Неопалимовскую ц. в Хамовниках (после 1930 судьба иконы неизвестна). Другой список XVIII в., почитавшийся патриархами Пименом (Извековым) и Алексием I, происходил из царского дворца и был пожертвован в ц. Благовещения на Житном дворе (разрушена в 1932). Вероятно, этот образ (или образ из закрытой в 1918 Константино-Еленинской ц. в Тайницком саду Кремля) после 1917 г. был передан в Воскресенскую ц. в Сокольниках, а с 1944 г. пребывает в ц. во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. Др. почитаемые иконы «Нечаянная Радость» находятся в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще и в ц. во имя вмч. Феодора Стратилата у Мясницких ворот. «Споручница грешных» икона Божией Матери прославилась в 1844 г. в Орловской губ., ее мироточивый список в 1848 г. передали в храм во имя свт. Николая в Хамовниках, где перед ним совершилось множество исцелений. Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Страстная икона Божией Матери явилась и прославилась чудесами исцелений в Н. Новгороде в 1-й пол. XVI в. Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте сретения иконы у Тверских ворот возвели храм в ее честь, а в 1654 г.- мон-рь, получивший название Страстного. Мон-рь был упразднен в 1919 г., но богослужения в его соборе продолжались до 1928 г. После сноса большинства построек мон-ря в 1937 г. образ был перенесен в Воскресенскую ц. в Сокольниках, где находится в наст. время. Икона Божией Матери «Три радости» - копия образа «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (Мадонна в кресле, Madonna della seggiola, ок. 1513, Галерея Палатина, Флоренция) кисти Рафаэля . На рус. списках образа позднее стали добавлять изображение прав. Иосифа Обручника и писать их в греко-визант. стилистике, в зеркальной композиции. Первообраз был привезен из Италии в нач. XVIII в. и помещен над входом перед папертью Троицкой ц. на Грязех у Покровских ворот. Икона прославилась в сер. XVIII в.: по молитве матери сын вернулся из плена, ее оклеветанный муж был оправдан и возвращен из ссылки, а конфискованное имущество возвращено. В 1861 г. Троицкая ц. на Грязех была перестроена (архит. М. Д. Быковский) и освящена митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) в честь иконы Божией Матери «Три радости». После закрытия храма в кон. 1929 г. образ пропал, с 1992 г. во вновь открытом храме имеется его список (сер. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Более 70 чел. нашли приют благодаря приходу Страстного храма в дер. Артёмово Пушкинского благочиния. С 2006 г. Егорьевский дом-интернат, в к-ром проживает более 600 пожилых людей, опекается сестрами Казанского мон-ря в дер. Колычёво. 1 июня 2008 г. был освящен дом милосердия на 30 чел. при Троицком храме в с. Троицком. В 2010 г. при Екатерининском, Гуслицком, Николо-Берлюковском, Радовицком монастырях созданы группы милосердия по уходу за престарелыми и больными. С 2011 г. в Московской областной епархии работает попечительская комиссия по оказанию помощи священнослужителям, находящимся за штатом по болезни, а также их семьям. Освещения церкви вмч. Георгия Победоносца в Кубинке митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием. Фотография. 23 мая 2016 г. Освещения церкви вмч. Георгия Победоносца в Кубинке митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием. Фотография. 23 мая 2016 г. К 2016 г. при приходах Московской обл. были открыты 1224 благотворительные столовые, 560 пунктов раздачи одежды, продуктов питания и медикаментов. С марта 2016 г. в Подольском благочинии работает вещевой склад «Лавка добра», где проходит целевой сбор для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Традиционно крепки в приходах и мон-рях Московской обл. традиции поддержки людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации. В пользу пострадавших от стихийных бедствий (природные пожары в Подмосковье и цунами в Японии в 2011, наводнение на юге России в 2012 и на Дальн. Востоке в 2013), от военных конфликтов и террористических атак (в Беслане в 2004, в Юж. Осетии в 2008, в Сирии в 2013, на юго-востоке Украины в 2014-2015) проводятся сборы в храмах, предоставляется приют беженцам, закупаются медикаменты, продукты, вещи. В 2010 г. для борьбы с пожарами на средства верующих были приобретены 4 пожарные автоцистерны. В 2012 г. храмы и мон-ри Московской областной епархии передали на нужды пострадавших от наводнения в Крымске Краснодарского края пожертвования на общую сумму 16 722 077 р. Крестный ход на Красной пл. в праздник перенесения мощей свт.

http://pravenc.ru/text/Московской ...

Во 2-й пол. XVI в. по инициативе Баграта III в Патриаршество Евдемона I и в правление имеретинского царя Георгия II (1565-1585) роспись собора была продолжена. Портреты Евдемона I, имеретинских царей и членов их семей изображены на сев. стене храма. Во главе длинного ряда исторических лиц XVI в. представлен основатель мон-ря - св. царь Давид с моделью храма в руках. Программа росписи собора в XVI в. включает литургические композиции: «Божественная литургия», «Причащение апостолов», «Поклонение жертве», а также развитый цикл со сценами земной жизни Христа, циклы детства и Успения Богородицы, акафист и прославление Богоматери, изображения святых. При царе Георгии II по заказу Антона Мацкверели был расписан сев. притвор. В росписи представлены житийные сцены св. Иоанна Предтечи, «Умножение хлебов», изображения отдельных святых. К XVII в. относится роспись 2 нижних регистров зап. рукава, исполненная по заказу католикоса Захарии (Квариани) . Портрет ктитора помещен на юго-зап. устое храма. В этой части росписи представлены сцены Страстного цикла и изображения святых. Были расписаны также сев. придел храма, каменный киворий в нартексе, где помимо сцен земной жизни Христа изображены исторические лица XVII в. 2-ярусный иконостас собора был выполнен из тесаного белого камня. В нач. XX в., по свидетельству прот. Давида Гамбашидзе, здесь были помещены наиболее чтимые иконы Г., в т. ч. Хахульская и Ацкурская, а также икона Спасителя, украшенная в XIII в. царем Давидом Нарином. С правой стороны внутри храма помещалась дубовая рака, выложенная изнутри серебряным листом, с выгравированными на нем именами святых, чьи мощи там покоились; рака была украшена стараниями братии Новоафонского мон-ря, нашедшей приют в Г. во время русско-тур. войны. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца по преданию, основана на месте явления царю Давиду Строителю вмч. Георгия, к-рый указал расположение буд. храма. Это крестово-купольная постройка с 3 гранеными апсидами, с куполом на высоком барабане, опирающимся на выступы стен и на 2 круглых столпа, высеченные из цельного камня; рукава креста повышены относительно боковых апсид и юго-зап. и юго-вост. частей здания. Храм хорошо освещен: в барабане купола расположено 8 высоких окон, в апсиде - 3, в юж. и сев. рукавах - по 2 окна, в зап. части - 3 окна.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Муз. соч.: «Христос раждается»: Торжественные ирмосы Рождества Христова, киев. расп. К.: Музична Украïна, 1993; Степенные антифоны утрени древних распевов. К.: Музична Украïна, 1994; Степенна, антифон 1-й гласов]//Песнопения воскресной службы. М.: Живоносный Источник, 1996. Глас 1. С. 18-19; Глас 2. С. 21-24; Глас 3. С. 26-27; 1997. Глас 4. С. 29-31; 1998. Глас 5. С. 27-28; Глас 6. С. 37-39; Глас 7. С. 28-29; 1999. Глас 8. С. 31-33; Православные церковные хоры: Соч. и перелож. К.: Музична Украïна, Избранные соч. и перелож. для небольшого смеш. хора. М.: Живоносный Источник, 1997; «Тебе одеющагося» расп. Киево-Печерской лавры//Песнопения Страстной седмицы. М.: Живоносный источник, 1999. Ч. 2: Великий пяток. С. 93; То же//Воскресные службы Постной Триоди. М.: Паломник, 2000. С. 156; Лimypriя миру («De Angelis»). К., 2003. (Б-ка камерного хору «Киïв»); Литургия мира («De Angelis»): Хоровая партитура. Херсон, 2003; Чорнобильська лimypriя: Хорова партитура. Херсон, 2003; «Осанна»: Собр. духовно-муз. перелож. и соч. Херсон: ИХГУ, 2004; «Тебе поем»: [Сб. духовно-муз. перелож. и соч.]. Херсон: ИХГУ, 2005; Ирмосы Великого канона (по напеву из Спутника псаломщика), глас 6: Для смеш. хора//Великий канон св. Андрея Критского. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 11-19. (Триодь церк. пения); То же: Для 3 однородных голосов//Там же. С. 19-27; «Душе моя», глас 6 знам. расп.//Там же. С. 87-89; «С нами Бог», напев Соловецкого мон-ря//Великое повечерие/Ред.-сост. А. Буренина; ред. Н. Грызлова. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 16-17. (Триодь церк. пения. Седмичные службы Великого поста); «Ныне силы небесныя», напев Валаамского мон-ря//Литургия Преждеосвященных Даров/Ред.-сост. А. Буренина; ред. Н. Грызлова. М.: Издательский совет РПЦ, 2006. С. 47-48. (Триодь церк. пения. Седмичные службы Великого поста); «Слава Тебе, Боже наш» знам. расп.//Венчание. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 11. (Обиход церк. пения. Чинопоследования Требника); «Положил еси на главах их венцы»: Прокимен знам. расп., глас 8-й//Там же. С. 14-15; «Исаие, ликуй»: Тропари на венчании, 5-й глас знам. расп.//Там же. С. 29-31; Лира: Избр. духовно-муз. соч. и перелож. Херсон, 2007; Задостойники разных распевов в обработке архиеп. Ионафана (Елецких)//Задостойники: В 4 ч. М.: Издат. совет РПЦ, 2008. Ч. 2. С. 5-17; Чернобыльская литургия: Хоровая партитура. Херсон, 2009 (на церковнослав. яз.); Гласовая литургия: Хоровая партитура. Херсон, 2009.

http://pravenc.ru/text/578358.html

Таковы иконы из ГРМ (см.: София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 58. С. 176) и происходящая из ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ). На новгородских и среднерус. иконах в первых рядах предстоящих стали изображать местночтимых рус. святых, подчеркивая значение Русской Церкви во всемирной христ. истории. Икона из Успенского собора Богородицкого мон-ря в Свияжске (сер. XVI в.), вероятно созданная мастером московской школы, и икона из Богоявленской ц. с. Ухтостров (ныне Холмогорский р-н Архангельской обл.) (кон. XVI в., АМИИ) различны по характеру письма и прочтению образов, но на обеих над предстоящими, напротив св. Иоанна Дамаскина, изображен св. Иоанн Креститель Ангел пустыни, появление к-рого объяснимо только патрональным характером, поскольку его фигура прочно войдет в иконографию «О Т. р.» лишь в XVII в. В кон. XVI - нач. XVII в. композицию «О Т. р.» начинают сочетать с праздниками пасхального и страстного циклов, Собора архангелов (напр., на иконе годуновских мастеров из бывш. собрания И. С. Остроухова, ГТГ). Иконы «О Т. р.» часто помещали в местный ряд иконостаса. В монументальной живописи XVI - нач. XVII в. композиция «О Т. р.» известна в росписи: зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551; с сев. стороны от портала); Успенского собора Богородицкого мон-ря в Свияжске (ок. 1605) - на западной стене вместо традиц. «Страшного Суда» помещена композиция «Что Ти принесем», содержащая все элементы иконографии «О Т. р.» (на 1-м плане представлены молящиеся Пресв. Богородице с Младенцем чины праведных во главе с равноап. царем Константином, с князьями - равноап. Владимиром, страстотерпцами Борисом и Глебом Киевскими) и включающая изображения волхвов, ведомых звездой, и персонификации земли и моря, отдающих мертвецов. Широкое распространение икон «О Т. р.» в XVII в., в частности, связано с ожиданием приближающегося конца света, поскольку сюжет позволял воплотить эсхатологические идеи.

http://pravenc.ru/text/2578037.html

Центром стал образ «Спас в силах», акцентировавший эсхатологический аспект деисусного ряда. В Пскове известен апостольский деисусный чин, где по сторонам центрального изображения (предположительно «Спас на престоле, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей») располагалось 12 икон апостолов (И. ц. Успения с Пароменья, сер. XV в., сохр. 9 (?) икон, ПИАМ). В состав праздничного ряда входили двунадесятые праздники, евхаристические сюжеты и сцены Страстного и Пасхального циклов (Благовещенский собор - 14 икон, Троицкий собор - 19 икон, Успенский собор Кириллова Белозерского монастыря - 24 иконы). Возможно, уже в И. Успенского собора во Владимире (25 икон) имелась икона «Св. Троица», к-рая числится в описи храма 1771 г. Иконы пророческого ряда в XV в. были поясными, единоличными («Кашинский чин») или по 2-3 изображения на досках горизонтального формата. В Троицком соборе все пророки обращены к центру ряда, где находилась икона Божией Матери «Воплощение» («Знамение»; не сохр.), в И. Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря фигуры сгруппированы по 3, центральная показана прямолично, боковые - в повороте к ней. Состав пророков не был жестко фиксирован, однако главное место отводилось св. царям и пророкам Давиду и Соломону, затем Моисею и 4 пророкам - Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу. Атрибуты помимо свитков с текстами пророчеств в это время встречались редко (рог у прор. Самуила в иконостасе Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря). В XVI в. из праздничного ряда исключили Страстной цикл (кроме «Распятия»), но добавили «Воздвижение Креста» и Богородичные праздники протоевангельского цикла: «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм» (иконостас Рождественского придела Софийского собора в Вел. Новгороде, сер. XVI в.). Во 2-й пол. XVI в. в праздничном ряду «Походного иконостаса» (ТКМ) впервые встречается «Покров Богородицы». Последовательность икон могла соответствовать евангельской хронологии или календарной очередности праздников, но чаще оба принципа комбинировались.

http://pravenc.ru/text/389068.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010