Христос Пантократор. Роспись купола ц. вмч. Георгия Победоносца мон-ря Воронец. Ок. 1492–1493 г. Христос Пантократор. Роспись купола ц. вмч. Георгия Победоносца мон-ря Воронец. Ок. 1492–1493 г. Бóльшая по сравнению с пэтрэуцкой церковью высота Ильинской ц. повлияла на иконографическую программу: был введен дополнительный регистр над циклом Страстей и Воскресения Христова - чудеса и проповеди Христовы (на зап. стене прерывается сценами, расположенными под «Вознесением Господним»). Так же, как и в церкви в Пэтрэуци, Страстной цикл прочитывается против солнечного хода, полностью повторены его состав и расположение, начиная со сцен «Тайная вечеря» и «Поцелуй Иуды» вплоть до сцены «Оплакивание Христа». Оба цикла сближает наличие сцены «Бичевание Христа», расположенной вне нарративной последовательности - на юж. стене рядом с иконостасом. Следует обратить особое внимание на местоположение сцены «Сошествие во ад», к-рое подтверждает, что авторы росписей Ильинской ц. ориентировались на иконографическую программу церкви в Пэтрэуци. На месте этой сцены в Ильинской ц. помещен «Царский Деисус» с подписью: «Предста Царица одесную Тебе». Отсылку к словам псалма связывает соседнее изображение прор. Давида. Тексты, написанные на свитках, которые держат Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча, а также на раскрытом Евангелии, которое держит Христос, подчеркивают эсхатологический характер росписи. Самое раннее известное размещение «Царского Деисуса» напротив ктиторского портрета встречается в Никольской ц. в Рэдэуци; возможно, таким же было и его размещение в милишэуцкой церкви. Заменяя или восстанавливая местоположение «Царского Деисуса», стенописцы Ильинской ц. были вынуждены искать свободную площадь для сцены «Сошествие во ад» . Для того чтобы не нарушить последовательность сцен Страстного цикла, расположенного в следующем регистре, они поместили эту сцену над ним, в регистре чудес и притч Христовых, частично сохранив ее позицию напротив ктиторского портрета. В куполе нартекса помещено изображение Пресв.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Решив, что ни один из жен. монашеских орденов не соответствовал ее идеалам бедности и сострадания, К. сначала примкнула к бегинкам , потом подвизалась у бенедиктинок, опекавших госпиталь в Корби, а затем удалилась в обитель Сен-Жан-Батист-дю-Монсель на юге Пикардии, принадлежавшую францисканскому ордену кларисс. Считая себя недостойной стать монахиней, она долгое время была в мон-ре служанкой. Затем, сочтя дисциплину ордена недостаточно строгой, девушка вернулась в Корби, где познакомилась с Жаном Пине, монахом-францисканцем из Артуа. Он был сторонником более строгого соблюдения орденских предписаний и предложил К. удалиться в затвор в соответствии с первоначальным уставом католической св. Клары Ассизской. Девушка получила согласие опекуна и в 1402 г. поселилась в келье при приходской церкви Сент-Эльен в Корби: она спала на виноградных лозах, положив под голову кусок дерева, носила вериги в виде 2 тяжелых железных цепей, в течение дня ела только немного овощей и кусок хлеба. По свидетельству современников, в этот период у К. начались видения, к-рые укрепили ее в намерении провести реформу всех 3 ветвей францисканского ордена (согласно Житию, К. узрела большое дерево с зелеными и желтыми, как золото, листьями, а вокруг него множество маленьких кустарников; ей было сказано, что большое древо - это она сама, а кустарники - души, к-рые она спасет). В 1406 г. авиньонский антипапа Бенедикт XIII дозволил К. основать реформированную обитель в одном из еп-ств (Амьен, Нуайон или Париж) (Bullarium franciscanum: Romanorum pontificum constitutiones, epistulas ac diplomata/Ed. G. G. Sbaraglia, C. Eubel. R., 1904. T. 7. P. 342-343). В том же году при помощи францисканца Анри де Бома (впосл. он стал ее исповедником) и гр. Бланш Женевской девушка встретилась недалеко от Ниццы с Бенедиктом XIII, который назначил ее аббатисой нового мон-ря. Подвижница желала основать реформированную обитель у себя на родине - в Корби или Нуайоне, но не встретила там поддержки и была вынуждена уехать из Пикардии вместе с 3 монахинями из Корби, разделявшими ее убеждения. К. нашла убежище во владениях Алара де Бома, брата Анри де Бома. В 1410 г. антипапа Александр V передал ей для реформы мон-рь кларисс-урбанианок в Безансоне (в это время там подвизались только 2 монахини; одна из них из-за изменений, введенных К., покинула обитель). К. восстановила в монастыре устав св. Клары Ассизской и потребовала от сподвижниц неукоснительного его исполнения; в соответствии с францисканским принципом абсолютной бедности она отказалась от ренты, которую получал мон-рь. К. вела аскетический образ жизни: часто отказывалась от сна и пищи, во время Страстной седмицы ничего не ела. Она прославилась даром исцеления и воскрешения умерших детей (согласно Житию, она воскресила ок. 100 чел.; воскрешенная ею новорожденная девочка получила имя Колетта и впосл. стала аббатисой монастыря кларисс-колеттинок в г. Понт-а-Мусон в Лотарингии).

http://pravenc.ru/text/1841740.html

На Страстной неделе 1236 г. произошел конфликт К. с братией монастыря св. Макария. Патриарх, прибывший в обитель с 20 епископами для приготовления св. мира, распорядился провести инвентаризацию священных сосудов. Насельники решили, что патриарх намеревается продать их для покрытия своих долгов. Толпа разгневанных монахов ворвалась в церковь во время освящения мира, перебила светильники и разлила масло по полу. С большим трудом конфликт был улажен. Не обладая политическим тактом, К. оттолкнул от себя мн. сторонников; в их числе были Ниш аль-Хилафа, мон. Имад аль-Ахмими, ставший в кон. 30-х гг. XIII в. главным оппонентом К., призывавшим к его свержению, и патриарший секретарь аль-Асад Абу-ль-Карам, к-рый после ссоры с К. предал огласке его доходы, составившие 9200 динаров, т. е. намного больше, чем патриарх должен был уплатить в султанскую казну. Неск. авторитетных копт. церковных деятелей (мон. Бутрус, отозванный султаном из мон-ря св. Антония на гос. службу, Юсаб, еп. Фувы, и др.) выступили с программой канонических реформ, предусматривавших запрет на симонию и введение четких правил использования церковных доходов. В сент. 1238 г. в Каире прошел Собор 14 епископов, принявший серию соответствующих канонических постановлений. К. игнорировал эти решения. Призывы к его низложению звучали все громче. Даже мусульм. власти были озабочены смутой в Коптской Церкви. В 1240 г. прошло неск. слушаний по проблемам церковных нестроений в присутствии везира, копт. иерархов и мусульм. правоведов. Помимо симонии К. инкриминировали и др. неправомерные действия, в частности контакты копт. епископа Иерусалима с католиками, ставшие возможными, как считалось, с санкции патриарха. Особое недовольство епископата вызвало решение К. вывести все мон-ри из юрисдикции епархиальных архиереев и подчинить их себе, в чем видели еще одно проявление его стяжательских наклонностей. В результате этих разбирательств, сильно испортивших репутацию коптской общины в глазах мусульм. властей, была утверждена программа реформ и избраны 2 епископа (в т. ч. Булус аль-Буши, возведенный на кафедру Мисра), уполномоченные контролировать действия патриарха. Ведущему коптскому правоведу ас-Сафи ибн аль-Ассалю было поручено упорядочить свод церковных законоположений. Этот труд, получивший название «Сборник ас-Сафи», до наст. времени лежит в основе канонического устройства Коптской и Эфиопской Церквей.

http://pravenc.ru/text/1840419.html

Одновременно П. Н. м. получил известность в качестве заимодавца, выступая по благословению московских архиереев как беспроцентный кредитор для храмов и мон-рей Московской епархии. В 1876 г. из остатков кружечного раздела митр. Иннокентий (Вениаминов) учредил капитал для пособий различным духовным учреждениям, мон-рям и храмам (200 тыс. р.). Среди «должников» обители были Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя , Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы , Вифанский в честь Преображения Господня, московский во имя святителя Иоанна Златоуста , и Страстной иконы Божией Матери мон-ри, нек-рые храмы Москвы. С помощью средств П. Н. м. осуществлялся выкуп домов клира, стоявших на церковной земле, в собственность церквей, что облегчало решение жилищного вопроса приходского духовенства. В 1909 г. годовой доход П. Н. м. составлял 141 тыс. р., в 1916 г.- 1 695 669 р. ( Зырянов П. Н. Рус. монастыри и монашество в XIX - нач. XX в. М., 2002. С. 296), что было наиболее значительной суммой среди доходов всех обителей России. К нач. 1917 г. обитель владела 47,96 га земли. В дек. 1919 г. указом Патриаршего правления был поставлен вопрос о передаче часовни у Сухаревой башни в служение внутренней миссии (вскоре часовня была передана). В кон. 1919 г. частично, а с 1920 г. полностью П. Н. м. был устранен от получения доходов от Иверской часовни, что резко ухудшило обеспечение насельников обители. Духовные школы В соответствии с указом имп. Екатерины II от 27 февр. 1775 г. в обители была создана семинария. Ее непосредственным начальником выступал префект, должность к-рого, как правило, занимал настоятель обители. Курс обучения был неполный, т. к. богословского и философского класса в Перервинской семинарии не было. В семинарии изучали грамматику, поэзию, риторику, историю, географию, арифметику и латинский, греческий, немецкий и французский языки, а также церковное пение. В 1775 г. на содержание семинарии было выделено 1866 р. 40 к., в 1800 г. сумма составляла 5 тыс. р. Семинарские классы первоначально разместились в свободных кельях на сев. стороне мон-ря, там же проживали полнокоштные ученики, а своекоштные жили в гостинице за стенами обители. В первые годы казеннокоштных воспитанников насчитывалось 80 чел., в 1783 г. это число было увеличено до 100, одновременно было решено содержать 15 чел. на половинном коште (в 1792 число полукоштных учеников было увеличено до 60 чел.) К нач. XIX в. в семинарии обучались до 200 чел. ежегодно, семинарская б-ка насчитывала ок. 2,5 тыс. книг, к 1812 г.- ок. 3 тыс. книг. Среди воспитанников семинарии - архиеп. Августин (Виноградский) , митр. Серафим (Глаголевский) , митр. Иона (Василевский (Васильевский)) , свт. Иннокентий (Смирнов) , митр. Григорий (Постников) и др.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Никандров мон-рь. Фотография. 1901 г. Никандров мон-рь. Фотография. 1901 г. В соборе находился древний чудотворный ростовой образ прп. Никандра в серебряной позолоченной чеканной ризе, венец был украшен цветными камнями. В 1797 (1792?) г. на средства гр. Н. П. Шереметева изготовлена рака прп. Никандра, серебряная, чеканная, с эмалевыми черненными по сторонам клеймами, верхняя доска - кипарисная, с ликом святого и венцом с драгоценными камнями вокруг главы (часть мощей хранилась в особом серебряном позолоченном ковчеге, переносимом на престол той церкви, где совершалось богослужение). Шереметев также пожертвовал обители 2 больших серебряных подсвечника весом более 7 пудов каждый и серебряные вызолоченные ризы на иконы Спасителя, «Знамения» Божией Матери и большую храмовую икону Благовещения. Одной из драгоценных реликвий Благовещенского собора было напрестольное Евангелие (1698) весом 1 пуд 15 фунтов. В 2 киотах в соборе помещались иконы и кресты с частицами Ризы Господней, Креста Господня, Ризы и Пояса Пресв. Богородицы и со 130 частицами мощей святых. Деревянная церковь в честь Святой Троицы в 1791 г. сгорела, и в 1801 г. построены одноименный кирпичный храм, а по его сторонам 2 братских корпуса. Каменная церковь святителя Геннадия, патриарха К-польского, возведена при архим. Геннадии, в 1802 г., освящена в 1804 г. Эта церковь находилась на особом дворе, отделенном от внутренней монастырской территории настоятельскими кельями. Вокруг храма был разбит плодовый сад. Деревянная церковь во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (1890-1891) на братском кладбище была освящена еп. Псковским и Порховским Ермогеном (Добронравиным) . Над папертью находилась колокольня с 5 колоколами. Рядом с храмом располагался дом, в котором в 4 помещениях жила братия и читалась неусыпаемая Псалтирь. Кладбище с церковью и домом было обнесено деревянной на каменном фундаменте оградой. Внутри мон-ря в кон. XVII в. построена деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1798 г. ее перенесли к св. источнику, находившемуся в 300 саж. от обители, а в 1844 г.- в монастырское с. Любовец, где до 1854 г. хоронили монахов. В 1903 г. церковь сгорела, но в том же году возведена на прежнем фундаменте и 28 июня освящена еп. Псковским и Порховским Сергием (Ланиным). В этой церкви в воскресные и праздничные дни, а также на первой и Страстной неделе Великого поста совершались богослужения очередным иеромонахом из числа братии пустыни.

http://pravenc.ru/text/2565290.html

Насыщение пяти тысяч 5 хлебами. Роспись экзонартекса кафоликона мон-ря Кутлумуш. 1540 г. Как свидетельствует ктиторская надпись игум. Максима над центральным входом в наос, в 1540 г. были расписаны кафоликон в честь Преображения Господня, его наос, лити и экзонартекс. Свою подпись автор росписей, мон. Макарий, поместил на одеяниях вмч. Димитрия Солунского в юж. певнице. Исследователи считают, что тот же мастер годом позже расписал келлию Моливоклисья в Карее. Конху сев. певницы занимает композиция «Положение во гроб», конху юж. певницы - «Преображение Господне», свод вимы - «Пятидесятница». Среди сюжетов НЗ присутствует «Торжество Православия», среди изображений представлены святители престолов К-поля, Рима, Антиохии, Александрии, а также древних городов и земель: Синопы, Гортины, Катаны, Медиолана, Готии, Тримифунта и др., множество св. воинов, мучеников и преподобных. Влиянием поздневизантийской стенописи объясняется размещение композиции «Небесная литургия» в алтаре, развернутого Страстного цикла, цикла Христовых чудес-исцелений на стенах и сводах. В юго-зап. ячейке на сводах и стенах помещены сцены Богородичного цикла - «Благовестие Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», на зап. стене над входом - «Успение Пресв. Богородицы», по сторонам к-рого изображены Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. В сев.-зап. ячейке по стенам расположены композиции, посвященные св. Иоанну Предтече. Медальоны с образами 40 Севастийских мучеников образуют пояс, огибающий весь храм. Разнообразие иконографических вариаций отражает принципы изобразительного искусства поствизант. периода. В куполе сев. пастофория изображен Христос Еммануил в окружении символов евангелистов, в куполе южного - Богоматерь «Воплощение» в окружении ангелов. То же соотношение образов Еммануила, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи использовано в декорации куполов лити, где в юж. куполе вокруг Предтечи расположены фигуры преподобных, в т. ч. Афанасия и Петра Афонских; своды и стены лити украшают образы минология (празднования осенних месяцев занимают 1-й ярус на юж. стене и своды сев. части, распространяясь на своды юж. части лити и зап. и сев. стены). Стиль мон. Макария восходит к критской школе, возможно к произведениям мастера Феофана Критского, трудившегося на Афоне в это же время. Григорович-Барский писал о портретах валашских господарей «Нягула, Радула Басараба, Мирчи и Ведиласа», т. е. Нягое Басараба, Раду Великого и Мирчи Старого, «на стене, внутрь церквы, понеже быша ктиторы…», т. е. в сев. части лити. Фрески в лити были поновлены в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

XVI в. Ок. VII в. иерусалимские формы гимнографии сменяются новыми монашескими жанрами, включающими седальны , стихиры и каноны , что отражено уже в древней редакции груз. сб. Иадгари , являющегося переводом греч. Тропология (изд.: Renoux A. Les hymnes de la résurrection. P., 2000. T. 1: Hymnographie liturgique géorgienne: Introd., trad. et annot. des textes du Sinaï 18), и в ркп. Sinait. gr. 34 (изд.: Frøyshov S. L " Horologe «Georgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Thése Doct. P., 2003. 2 t.). Несмотря на замену гимнографических форм и начало нового гимнографического творчества (что отражено в новом иерусалимском Тропологии VIII-IX вв.), часть гимнов, содержащихся в древних памятниках, присутствует и в совр. богослужебных книгах правосл. Церкви, но многие вышли из употребления. С нач. II тыс. по Р. Х. Иерусалимская Церковь перешла на богослужение к-польского типа, хотя в нек-рых источниках (напр., в Святогробском Типиконе ; см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 1-254) еще нек-рое время сохранялись отдельные черты древней иерусалимской традиции. Анализ данных греч. источников IX в.- свитка с литургией ап. Иакова (Vatic. gr. 2282, IX в.), Псалтири (РНБ. Греч. 216, 862 г.) и Часословов (Sinait. gr. 863 и 864, IX в.) - показывает, что кафедральные службы Страстной седмицы в Иерусалиме в этот период достигли степени муз. и текстуальной вариативности, сопоставимой с подобными характеристиками совр. визант. обряда. Мн. ранние образцы гимнографии анонимны, др. атрибутированы мелодам (создававшим как тексты, так и мелос). Одним из центров палестинской гимнографии стала лавра прп. Саввы Освященного (439-532). Среди первых мелодов был избранный позднее Иерусалимским Патриархом монах лавры св. Саввы Софроний († 638), составивший циклы гимнов на Рождество Христово и Богоявление, используемые поныне. Прп. Косма Маюмский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316 - 1321 гг. Прп. Косма Маюмский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316 - 1321 гг. Эти литургические новшества встретили сопротивление нек-рых монахов консервативного направления, осуждавших введение в их правило псалмопения гимнографии и мелодического пения.

http://pravenc.ru/text/387113.html

стене, образ Богоматери в апсиде ц. Санти-Мария-э-Донато на о-ве Мурано и ряд М. Сан-Марко, напр., «Вознесение» в центральном куполе, Страстной цикл и сцены явления Христа после воскресения на зап. своде центрального квадрата и на юж. своде зап. квадрата). Деисус. Мозаика юж. галереи собора Св. Софии К-польской. 70–80-е гг. XIII в. Деисус. Мозаика юж. галереи собора Св. Софии К-польской. 70–80-е гг. XIII в. В 1169 г. были завершены М. церкви Рождества Христова в Вифлееме. Если М. апсиды, арки над ней и стен трансепта в целом следовали привычной схеме украшения крестово-купольного храма (образ Пресв. Богородицы с Младенцем, прор. Давид и праотец Авраам в апсиде; сцены «Уверение ап. Фомы», «Вознесение Христа», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим» в трансепте), то программа украшения нефа вифлеемского храма не находит аналогий в др. памятниках. В нижнем ярусе над колоннами были представлены предки Иисуса Христа согласно Евангелию от Матфея (юж. сторона) и Евангелию от Луки (сев. сторона), над ними - символические изображения 7 Вселенских Соборов, 4 Соборов, проходивших в провинциях (в Антиохии в 268 г., в Анкире в 314 г., в Сардике в 343 г. и в Ганграх в IV в.) и 2 местных Соборов (в Карфагене в 254 г. и в Лаодикее в IV в.) в виде храмовых построек с показанными на их фоне свитками с начертанными текстами соборных постановлений; выше, между окнами,- процессии ангелов, направляющихся в сторону алтаря. Зап. стену, согласно сообщениям паломников, занимала композиция «Древо Иессеево». Вероятно, в создании М. принимали участие мастера с лат. Запада, из Сирии и, возможно, из Палестины ( Hunt. 1991. P. 85), о чем свидетельствуют надписи на 3 языках, однако, если судить по стилю М., ведущая роль в декорации принадлежала визант. художникам. Исцеление расслабленного. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Исцеление расслабленного. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. С XI в., а возможно и с более раннего времени (если речь не идет об имп.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Бронзовое било (кимвал) колокольни афонского Свято-Пантелеимонова мон-ря, изготовленное в 1910 г. на московском колокольнолитейном заводе Самгина В VI - нач. VII в. использование деревянных Б. (ξλον букв.- дерево) зафиксировано в Житии прп. Феодосия Киновиарха, написанном Феодором , еп. Петрийским ( Казанский. С. 312), и в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха (Евкратийского) (Гл. 11, 50, 104, 105). Упоминания об использовании различных видов Б.- великого и малого, деревянного и металлического - встречаются в полных Типиконах XI-XII вв.: Патриарха Алексия Студита 1034 г., известном по более поздним слав. спискам (ГИМ. Син. 330. Л. 202об., 246об., 247, 254об., 263об., XII-XIII вв.), мон-ря Спасителя в Мессине (Messin. gr. 115. Fol. 171, 179v, 184, 256v, 1131 г.), а также в сочинениях Патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона (XII в.) и в более поздних памятниках. Сир. название Б., перешедшее в араб. язык и в фарси, встречается в Персии в перечислениях муз. инструментов эпохи Сасанидов (III-VII вв.), что позволяет предположить, что Б. попало туда вместе с распространением христианства (со II в.). В Армянской Церкви Б. известно с VI в. С сер. X в. оно сосуществовало с колоколами, затем в связи с запретами колокольных звонов (в 986 и 1000) в ряде арм. городов деревянное Б.-кочнак преобладало и сохранялось вплоть до XIX в. На Западе с VII в. Б., называемые «lignum sacrum» (лат., букв.- священное дерево), стали заменяться колоколами. Колотушки или трещотки остались в употреблении, но лишь в т. н. «пост колоколов» на Страстной неделе (с четверга по субботу). В источниках встречаются упоминания таких функциональных разновидностей Б., как келейное, трапезное, для чина Viaticum ( Hieronymi Magii Anglarensis De tintinnabulis liber postumus. Amst., 1664. P. 76-78). В IX в. в Византии продолжали использовать Б., несмотря на появление колоколов, к к-рым долгое время относились как к языческим атрибутам. Патриарх Феодор Вальсамон писал, что «у латинян существует другой обычай созывать народ в храмы, ибо они употребляют один знак, разумею - кампан» (Μελται τοι ποκρσεις//PG. 138. Col. 1074; рус. пер. по изд.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 9-10). По свидетельству Антония , архиеп. Новгородского, «колокола не держат в святей Софеи; но бильцо мало в руце держа, клеплют на заутрени… била же держат по ангелову учению, а в колоколы латины звонят» (Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в кон. XII ст. СПб., 1872. Стб. 84). На христ. Востоке обычай использования Б. сохранился, в частности, благодаря запрещению колоколов на всей территории Османской империи (в К-поле вплоть до 1856).

http://pravenc.ru/text/149195.html

В центральной части нефа, ближе к дверным проемам, расположены отдельные фрагменты росписи с характерными особенностями более позднего периода. Художественные решения разномасштабных изображений архангелов, отдельных святых и портретов исторических лиц выявляют черты росписей XVI-XVII вв. Сохранились части праздничного (Воскрешение Лазаря, Распятие, Сошествие во ад) и Страстного (Снятие с креста, Оплакивание) циклов, а также отдельные изображения св. воинов, преподобных, ктиторов. На зап. стене представлена композиция «Успение Пресв. Богородицы» расширенной иконографической редакции палеологовского периода. Святыни Все иконы Д., известные по описаниям Бакрадзе, Кондакова, П. С. Уваровой и фотографиям XIX (Д. Ермаков) и XX вв., являлись образцами груз. чеканного искусства. За исключением иконы вмч. Георгия, на них изображены небесные покровители Д., архангелы Михаил и Гавриил. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Кондаков и Бакрадзе в кон. 80-х гг. XIX в. уже не застали 2 наиболее значительные чеканные иконы архангелов Михаила и Гавриила, украшенные медальонами из перегородчатой эмали (нач. XII в.). Они, как и ценности др. монастырских хранилищ (Шемокмеди, Мартвили и др.), под предлогом замены старых окладов новыми были незаконно вывезены в С.-Петербург фотографом Д. Сабин-Гусом и проданы коллекционерам А. Звенигородскому, М. Боткину, А. Бобринскому и др. Позже отдельные фрагменты чеканных окладов икон были обнаружены Л. А. Мацулевичем в частных коллекциях, часть попала в разные музеи мира: 9 из 10 медальонов иконы арх. Гавриила, приобретенных из коллекции Звенигородского П. Морганом, были подарены Метрополитен-музею (Нью-Йорк), 1 - Лувру, откуда медальон позже попал в Музей Клюни. 3 пластины с эмалевыми изображениями из коллекции Бобринского (1 с иконы арх. Михаила, 2 - надписи с иконы арх. Гавриила) экспонируются в ГЭ. 4 медальона с иконы арх. Михаила из коллекции Боткина Гохран СССР в 1923 г. возвратил в Грузию (ГМИГ). Судьба остальных памятников неизвестна.

http://pravenc.ru/text/171875.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010