Икона относится к страстным и участвует в богослужении только один раз в год. На Страстную седмицу , чаще всего в пятницу, ее выкладывают на аналой. Название взято из ирмоса девятой песни канона на Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына, восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Так Сам Христос утешает Мать, говоря Ей о грядущем Воскресении, сквозь скорбь слышится весть о Воскресении . Икона «Не рыдай Мене, Мати» в Никольском храме Дивный список именно этого иконографического сюжета повстречал я недавно в Никольском храме в городе Васильков на Киевщине. Он написан еще в 1870-х годах по благословению игумена Никона, служившего в этой церкви, и подарен прихожанами храму. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Не рыдай Мене, Мати» молятся о страждущих, а также о близких родственниках и детях. Икона Божией Матери «Августовская» Существуют в православном мире иконы, количество которых очень невелико. И среди них икона Божией Матери «Августовская». Написана в память явления Божией Матери в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября – 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне территория Восточной Польши). По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом. Богородица рукой указывала на запад. И последующее большое сражение под Августово ознаменовалось полной победой. Причем в этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Святейший Синод рассматривал вопрос о явлении Богородицы около полутора лет и 31 марта 1916 года принял решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»

http://pravmir.ru/ikony-bozhiej-materi/

Сретение Господа нашего Иисуса Христа (тонкая доска с двумя выемками и двумя шпонками, 283/4хЗЗ с.). В серебряном новом окладе. Перевод сложный. На верху изображено Триипостасное Божество. По углам приписаны: 1) Страстное Благовещение; 2) Падение идолов; 3) Пророк Исаия, пишущий пророчество; 4) Св. Симеон, читающий писание и призываемый Ангелом. Между Богоматерью и Симеоном престол (весь киноварный с золотым ободком), на котором лежит Евангелие. Под ногами Богоматери и св. Симеона, держащего на руках Иисуса Христа, в горках изображено возстание из ада верующих во Христа, и падение в ад неверующих, как результат появления Христа на земле; к этому присоединяется ленточкой с надписью и падение идолов. Икона необыкновенной сохранности и превосходного письма. Выпуклые округлые лица желтого вохрения с значительной отбелкой, красочные с тонкой проблкой одеяния, типичные мелкие горки – все указывает на Москву. Икона эта превосходных московских, писем начала XVII столетия (было бы натяжкой обозначить письма первыми «строгановскими»). Описание 33 «Обедня» символическое изображение св. литургии в серебряном окладе, 32x27 сант.). Очень интересная, по содержанию, копия с иконы, так называемых, «строгановских писем», XVII столетия [сама описываемая икона не старая]. Верхняя половина композиции – изображение небесного царства: среди небесных кругов – отдельные изображения св. Троицы – сверху Духа Святого в образ голубя, с боков – Иисуса Христа и Господа Саваоха [расчлененное изображение «Триипостасного Божества»). В центре композиции символическое изображение тайны воплощения – Божия Матерь «Знамение», окруженная пророками, предсказавшими воплощение Сына Божия. Нижняя половина изображение земной церкви – свв. Василий Великий , Иоанн Златоуст и Григорий Богослов совершают литургию Описание 34 Образ Похвалы Пресвятой Богородицы, вокруг 12 праздников (на нетолстой липовой доске, с широкими полями и с двумя шпонками, в новом металлическом окладе, размер –37x30 сант.). Икона писана на золоте, лица бледно-желтые в белизну с несколько выгоревшим верхним вохрением, пробелка одежд красочная. Несомненная Московская работа первой половины XVII столетия. Можно назвать письма «Строгановскими».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

24 июля 1991 года, спустя полгода, от Вознесенского собора к храму прошёл крестный ход, возглавляемый двумя епископами Тверским и Кашинским Виктором и Аргентинским и Южноамериканским Марком. (Иконописцы тверской школы церковных ремёсел уже в наши дни написали икону Ржевской Божией Матери по старинным спискам с чудотворной иконы. Новая икона написана в духе древнего, ещё рублевского иконописного стиля. Эта икона и была перенесена в Оковецкий храм крестным ходом. 1993 год. Настоятелем храма назначен иерей Константин Чайкин. И на праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы им было совершено первое Богослужение. 12 января 1994 года выдано Свидетельство о регистрации православного Прихода храма Оковецко-Ржевской Божией Матери. А вскоре запела колокольня. Первая звонница из четырех колоколов подарена коллективом ОАО «Высота» и лично генеральным директором В.Т. Степанченко. Затем колокола изготавливают по заказу на московском заводе. Их поднимали в страстную субботу в апреле 1993 года. А главный колокол в 40 пудов (640 кг) был поставлен весной 1994 года. В сентябре 1996 года открыты Воскресная школа при храме, просфорня, церковная лавка. Спустя некоторое время на прихрамовой территории было построено отдельно стоящее здание где расположились воскресная школа, мастерские, библиотека. Начало развиваться подсобное хозяйство. 13-14 декабря 2003 года состоялась архиерейская служба на освящение престола Нила Столобенского. В сентябре 2009 года на базе Воскресной школы создан Детский Православный Центр. 27-28 декабря 2011 года решением Священного Синода образована Ржевская епархия путём выделения из состава тверской епархии и включения в состав Тверской митрополии. Правящим архиереем назначен епископ Адриан, которому Синод постановил иметь титул Ржевского и Торопецкого. Оковецкий храм в Ржеве принял статус кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Оковецкая». Современное состояние [ править править код ] При храме действует Воскресная школа, Отдел Религиозного образования и Катехизации, Миссионерский отдел. Также действует церковная лавка, в которой представлен широкий ассортимент как церковной утвари, так и печатной продукции различных жанров. Святыни [ править править код ] “Оковецкая” икона Божией Матери Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Оковецкий_кафе...

Празднество Страстной иконе совершается ещё в шестое воскресенье после Пасхи, в память чудес, которые в этот день были от неё. Есть чудотворные Страстные иконы Пресвятой Богородицы: В Липецке, в соборе . В 1831 году, во время холеры, как только с крестным ходом пронесли эту икону по городу и обнесли по домам, холера стала утихать и совсем прекратилась. В селе Енкаеве Темниковского уезда . Икона была вынута из воды во время разлива реки Ермиши, и от неё получили исцеление несколько человек. Молитва пред иконой, именуемой «Страстная» О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, высши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и христолюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризой Твоею честной защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без Семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силой Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносный язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Минская икона Сия чудотворная икона поставлена была в X веке великим князем Владимиром в церкви Десятинной и находилась там более 500 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Только четыре раза в году, между прочим, на страстной неделе, он выносится народу для поклонения и показывается с высоты балкона, причем рассмотреть что-либо, кроме совершенно темного четвероугольника, нет никакой возможности. В храмах Рима немало особенно – почитаемых икон Богоматери, которым приписывается дар чудотворения. Насколько удалось узнать и видеть, можно насчитать их более пятнадцати, причем о восьми из них рассказывается, что написаны св. евангелистом Лукою. Многим из этих икон, как и у нас в православной церкви, по каким-либо особым обстоятельствам присвояются некоторые характеристические наименования. В храме св. Петра есть, напр.: икона, именуемая „столповою“ (Madonna della colonna), так как она написана на обломке древней мраморной колонны, находившейся в прежней базилике Св. Петра; а также „Помощница“ (Madonna del Soccorso) на северной стороне того же храма, за престолом придела во имя св. Григория Богослова . В базилике Maria Maggiore есть икона Богоматери, именуемая „Спасение народа римского” (S. Maria salus populi romani), так как именно эту икону будто бы папа св. Григорий Двоеслов в 590 г. обносил с крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей тогда моровой язвы, которая после того и прекратилась. В церквах: S. Agostino, S. Alessio, S. Alfonso de Liguori имеются иконы Богоматери, именуемые: „Дева дев и Матерь всех” (Virgo virginum et Mater omnium), „Эдесская” и „Непрестанная Помощница“ (Madonna del perpetno Soccorso), а в церкви Божией Матери близ форума храмовая икона именуется „Милостивая“ (Madonna delle grazie) и существует предание, что будто бы именно пред этою иконой, находившейся некогда в притворе иерусалимского храма воскресения, преподобная Мария Египетская, сознав греховность жизни своей, в пламенной молитве изъявила решимость отречься от мира и удалиться на подвиги покаяния в пустыню. Почти все эти иконы древнего греческого или византийского письма и, по существующим здесь несомненным историческим данным или преданиям, привезены в Рим из разных стран востока. Одна же из них, изображающая Пресвятую Деву – Млекопитательницу, весьма древняя по письму, найдена в катакомбах св. Агнии и в настоящее время помещается над престолом в одном из приделов старинной церкви, построенной первоначально еще Константином Великим подле этих катакомб (S. Agnese fuori le mura). Иконы Богоматери в римских храмах обыкновенно помещаются на горнем месте над самым престолом и православному русскому человеку встретить их как-то особенно отрадно. Любуясь целым рядом громадных запрестольных картин, он иногда почти забывает, что находится в храме, а не в галерее какого-нибудь музея, вдруг видит что-то свое родное, и невольно поднимается рука, чтобы осенить себя крестным знамением. Одного только не достает ему здесь: не видит он тех лампад и свеч, которые у нас горят всегда во множестве пред ликом Богоматери. Римский католик такого обычая не знает и лишь тихой коленопреклоненной молитвой выражает свое благоговение к особо чтимой святыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Прямо против мощей святого Александра Невского, в нише, по желанию императрицы Екатерины II, поставлен иссеченный из белого мрамора поясной барельефный бюст митрополита Гавриила в малом архиерейском облачении, для увековечения памяти о трудах его при сооружении соборного храма. В храме много дорогих икон и картин, писанных лучшими художниками — иностранными или отечественными с известных оригиналов: все они пожертвованы императрицей Екатериной II, ко дню освящения соборной церкви и после ( в 1790 и 1794 годах). Из них особенно замечательны: в алтаре, на горнем месте, икона Благовещения Пресвятой Богородицы, работы известного художника Рафаэля Менгса ( 1779 год); над южными алтарными дверями — Спасителя благословляющего, фламандского художника Антуана Ван-Дика ( 1641 год); над северными — Богоматери с Предвечным Младенцем, кисти Куверчино; на правом и левом клиросах иконы венецианского художника Бассано; по сторонам боковых северных дверей — Снятие со креста, работы Рубенса (1640 год). Кроме соборного храма, в Лавре, обнесенной каменной оградой, есть еще 10 церквей. В Благовещенской церкви, за левым клиросом, находится могила великого русского полководца А.В. Суворова с краткою надписью на белой мраморной плите: «Здесь лежит Суворов». Некоторые храмы и 3 лаврских кладбища наполнены могилами Царственных особ и великих русских людей. Тут покоится много славных духовных лиц, самоотверженных слуг отечества, незабвенных писателей, художников, благотворителей, из могил которых ясно слышатся великие заветы нам, потомкам их — любить родину и служить ей добросовестно по мере своих сил. В ризнице и библиотеке хранится множество драгоценных царственных приношений и достопримечательностей, между прочим: икона «Моление о чаше», золотая, литой оборонной (чеканной) работы, на ляпис-лазури, украшенная драгоценными камнями, присланная папою Пием VI в дар императрице Екатерине II; икона, изображающая победу Константина Великого над Максентием, весьма художественно вырезанная на самом чистом перламутре; великокняжеская корона святого Александра Невского; трость и маршальский жезл императора Петра I; трость янтарная императрицы Екатерины II; кровать императора Петра I, на которой он почивал во дни гонения в Лавре на Страстной седьмице; крест, найденный на Куликовом поле; серебряный наконечник к палке, относимый ко временам до Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=01557

Больная не решалась исполнить приказание. Тогда Богоматерь явилась ей еще два раза, и в последний Екатерина была наказана: ее голова обратилась на сторону, рот был искривлен, а тело расслаблено. После этого наказания Богоматерь приказала ей идти в Нижний Новгород и отыскать там иконописца Григория, у которого находится образ под именем «Одигитрии». Екатерина должна была рассказать Григорию о явлениях Богоматери и, собрав Ее именем семь серебряных монет, отдать их иконописцу на украшение образа. За это Богоматерь обещала ей исцеление. Екатерина нашла иконописца и образ, и была исцелена. После этого совершились от иконы и другие чудеса. Она была перенесена в село Палец, к князю Лыкову, а оттуда по желанию царя Михаила Феодоровича — в 1641 году икону перенесли в Москву и торжественно встретили у Тверских ворот. На месте встречи ее вскоре поставили церковь, а затем и монастырь. Этой иконе совершается праздник еще в шестое воскресенье после Пасхи в память бывших от нее в этот день чудес. «Страстная» икона в Липецке В городе Липецке Тамбовской губернии, в Христорождественском соборе, находится весьма древняя и благодатная икона Богоматери «Страстная». В честь нее в соборе устроен придел, где она и хранится. В давно минувшие годы жители Липецка часто притекали с усердной молитвой к этой святыне и неоднократно получали исцеление от телесных болезней и утешение в недугах душевных. Но впоследствии они почти забыли о своем благочестивом обычае, и благодеяния Владычицы Небесной, оказанные им, сохранились лишь в смутном и темном предании. В 1831 году в Липецком уезде и в самом городе Липецке стала свирепствовать сильная холера. Тут все вспомнили о чудотворной иконе Божией Матери и со слезами обратились к Пресвятой Владычице, прося Ее помощи и заступления. Как только чудотворный образ был поднят из церкви, с крестным ходом пронесен по городу и внесен в дома, смертность тотчас же стала уменьшаться, и скоро холера совсем прекратилась. Городские жители в благодарность за спасение сделали на «Страстную» икону Богоматери серебряную ризу весом в 20 фунтов и 65 золотников и украсили ее различными драгоценными камнями.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Из воспроизведенных здесь икон этого типа данная икона больше других насыщена естественным человеческим чувством. Как в композиции, так и в содержании здесь наиболее сильно изображено материнство. Тесно прижавшиеся один к другому лики составляют как бы одно целое, подчеркивая плотскую связь Матери и Младенца. Все здесь сосредоточено на душевном порыве. Лишенные строгости лики полны особенной задушевности и теплоты. Богомладенец изображен в сильном, порывистом и даже несколько беспокойном движении. Он схватился правой рукой за край мафория Божией Матери и, прильнувши к Ее щеке, как бы притягивает Ее к Себе. Божия Матерь жестом, полным нежности, обеими руками прижимает к Себе Сына. Ее задумчивый, чистый и ласковый взгляд устремлен в пространство. В этой иконе, подчеркнуто выражающей плотскую связь и нежность материнства, белый свиток, который Младенец держит в левой руке у самого Своего лика, производит впечатление постороннего предмета, ворвавшегося в этот образ интимного человеческого чувства. В противовес подчеркнуто человеческой интимности образа этот свиток, в свою очередь, символизирует явление в мир в лице ласкающегося Младенца Премудрости Божией, от соприкосновения с которой страдания и скорбь, просвещаясь, превращаются в радость. Поэтому иконы Умиления Божией Матери, показывая всю непостижимость сочетания детской беспомощности Младенца, нуждающегося в материнской нежности и ласке, с Его Божественным всемогуществом, создают и сообщают то чувство глубокой умиленности, которое приводит к «возгорению сердца у человека», по словам прп. Исаака Сирина , «до уподобления в сем Богу». Потому и в службах иконам Божией Матери скорбные и покаянные мотивы переплетаются с радостной верой в Ее неустанное заступничество и в милосердие принесшего Себя в добровольную жертву Ее Сына. Страстная икона Богоматери Богоматерь Страстная. Греция. Начало XVII в. Византийский музей Этимасия. Оборот иконы Богоматерь Владимирская. XV в. ГТГ Страстные иконы Пресвятой Богородицы принадлежат к иконографичекому типу, возникшему в XIV столетии в сербских стенных росписях (храмы Лесново и Конце).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Он предсказал Александру I победу над Наполеоном. За три года указан был ему от Бога день смерти. Скончался св. Тихон в 1783 г. Чрез 63 года, при перестройке церкви, мощи его найдены нетленными; у гроба его совершалось множество чудес. Тогда в 1861 г. Святейший Синод причислил его в лику святых, и мощи его были открыты и положены в раке в Задонском монастыре. Мученик Ипполит был смотрителем темниц в Риме. Когда император Декий приказал ему мучить св. архидиакона Лаврентия (память 10-го авг.), то он, услышав проповедь святого, уверовал во Христа со всеми своими домашними, в числе 19 человек. Он и похоронил св. Лаврентия. Узнав об этом, Декий велел привести к себе Ипполита и приказал мучить его самого. «Я христианин!» – твердил св. мученик, когда его мучили. «Вспомни свой сан и будь нашим другом, приноси с нами жертвы, как прежде», – сказал Декий Ипполиту. «Я воин Христа, Спасителя моего, и желаю умереть за Него», – отвечал мученик царю. Декий обратился к домашним Ипполита о словами: «Пощадите жизнь свою, чтобы не погибнуть с господином своим». Кормилица св. Ипполита Конкордия отвечала царю: «Мы лучше желаем умереть в вере Христовой с господином, чем жить в нечестии с тобой». Декий велел засечь ее оловянными прутьями, а св. Ипполита со всеми прочими отвести за город на смерть. «Не бойтесь!» говорил св. Ипполит своим домашним. Его привязали к коням, и он, влачимый конями, скончался. Тело Конкордии было брошено в нечистое место. Двое христиан, Ириней и Авундий, отыскали тело ее и похоронили, но за это, по приказанию царя, сами были потоплены в нечистотах. Мощи святых Ипполита и Конкордии находятся в Риме. Страстная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1641 г. одной женщине, Екатерине, в селе Палец, Нижегородской епархии и перенесена в Москву, где у Тверских ворот построена была церковь , а потом в 1654 г. монастырь в честь ее явления. Монастырь называется Страстным от иконы. Икона же названа Страстной оттого, что по сторонам лика Богоматери изображены два Ангела с орудиями страстей, или страданий Христовых. Празднуется Страстной иконе еще в 6-е воскресенье после Пасхи в память чудес от нее в этот день. Минская икона Богоматери находится в Минске. Она сначала поставлена была св. князем Владимиром в Киев в Десятинной церкви. Около 1500 г. при разграблении Киева татарами, один из татар бросил ее в Днепр, но она скоро была найдена по необычайному сиянию от нее. 14-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Это поразительное событие глубоко впечатлило брата Иосифа и его спутников. Когда они находились в пути и плыли по направлению к Дафне, властный внутренний голос настойчиво говорил брату Иосифу: «Иди в Иверский монастырь и приложи твой образ к знаменитой чудотворной иконе Иверской, находящейся в этом монастыре». Брат Иосиф исполнил это внутреннее повеление, и, прибыв в Иверский монастырь, приложил икону к первообразу. Так список с иконы Иверской Божией Матери, освятившись самим Афонским Чудотворным образом Портаитиссы, отправился в свое далекое путешествие в Канаду. Возвратясь домой в Монреаль, брат Иосиф затеплил лампаду и поместил Святой образ Богородицы между мощами некоторых святых Киево-Печерской Лавры, переданных ему владыкой Леонтием, и рядом с иконой-фотографией святой преподобномученицы княгини Елизаветы. Брат Иосиф много молился Пресвятой Богородице и в течение трех недель каждую ночь читал Ей Акафист. И вот после трех недель пребывания святого образа в скромном жилище брата Иосифа вдруг происходит явление великой силы Божией – Святой образ стал изливать чудесное целительное и благодатное миро. С этого момента икона никогда не переставала источать миро, кроме нескольких дней Страстной Седмицы. Явленное чудо Иверской Мироточивой Божией Матери иконы с Афона совершило потрясение среди православных верующих Зарубежья и, конечно, в России, а также среди неправославных; многих чудо приводило к вере. Уже в первое время фотоиконочки с Мироточивой Монреальской были переданы в Россию. Православные верующие с новым духом, верою, упованием и с великой молитвой потянулись к Пресвятому Образу Владычицы. С 1983 г. образ Пресвятой Владычицы Иверской Божией Матери начал свое странствование, которое продолжалось до 1997 года. Икона посетила православных во всех епархиях Русской Зарубежной Церкви. Слава об Иверской Мироточивой Монреальской иконе распространялась неимоверно быстро и повсюду. Ее везде ждали, и она спешила, спешила и спешила, особенно на помощь страждущим, больным, умирающим. Как открыты были сердца молитве при встрече этого «идущего» к нам Чуда! Пение, слезы, а там вдалеке, в обычной темной своей одежде, тихий и кроткий облик всегдашнего странника – брата Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010