Заметим, никакие школьные предметы в дореволюционной России не вступали в противоречия с Законом Божьим. Двойственное положение занимало лишь естествознание с теорией Дарвина. Но тогда естествознания в начальной школе не было, а сейчас оно начинается уже в первом классе. И почти половина школьных уроков так или иначе основаны на материалистическом восприятии мира. Как его подвести под религиозную основу? В США дискуссии на эту тему продолжаются до сих пор. По информации Ленты.ru, согласно опросу Gallup, 40% американцев уверены в том, что люди были созданы Богом, 38% - за эволюцию, однако Бог руководил этим процессом. И лишь 16% полагают, что Бог тут ни при чем. Для сравнения: 80 процентов россиян, по данным ВЦИОМ, - за теорию Дарвина в школе. Тем временем, в американском штате Теннесси только что приняли закон, который разрешает учителям критиковать современные научные понятия и в том числе - теорию эволюции, чтобы обсуждать на уроках сильные и слабые стороны общепринятых положений. Подчеркивается, что закон нельзя использовать для насаждения каких-либо религиозных или антирелигиозных доктрин. К слову, у нас пока что в этом споре пострадал не Дарвин, а Достоевский: в Москве, например, новый предмет вводится за счет сокращения часов именно на литературу. Почти 20 процентов учителей, которые с 1 сентября будут преподавать новый предмет, не готовы к этому. Новый курс требует огромных усилий: в нем слились религиоведение, страноведение, мировая культура, философия. И все это надо донести до четвероклашек! Один учитель должен уметь вести все шесть модулей - от светской этики до буддизма. Но как быть, если сам учитель исповедует определенную религию? В конаковской гимназии N 5 так и вышло: Галина Рыманова - человек верующий. Она ведет природоведение в 5-м классе и основы православной религии в 4-м. А еще преподает мировую художественную литературу в старших классах. Говорит: «Если бы пришлось преподавать основы исламской культуры, попросила бы благословения у батюшки». - А как уживаются основы религии с природоведением? - спрашиваю.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Очень многие современные дети пасуют перед трудностями. На это сейчас обращают внимание все больше родителей и педагогов. А преподавание русского как будто нарочно поставлено так, чтобы отбить у ребят охоту изучать родной язык. “Беспокоясь о судьбе русского языка, — отмечает главный редактор журнала “Народное образование”, кандидат психологических наук Алексей Михайлович Кушнир, — в основном, говорят о засилье иностранных терминов и сленга. Но при этом почти не обращают внимания на то, что мы живем в стране, в которой уже на протяжении почти ста лет миллионы детей терпеть не могут предмет “русский язык”. Школа если и не вызывает отвращение к русскому языку, то уж во всяком случае не воспитывает к нему любви. Конечно, у большинства людей все равно возникает эмоциональная привязанность к родному языку, как бы такая глубинная почвенность. Но система преподавания языка в школе работает на самоуничтожение. Программы и методы обучения построены таким образом, что язык — родной язык! — никому не покажется легким. Мы традиционно взяли на вооружение схоластическую прусскую модель обучения языкам. Но что удивительно: в области обучения иностранным языкам наблюдается совсем иная картина. Тут сплошной творческий подход, прямо-таки взрыв креативности. Учителя всячески стараются сделать урок привлекательным, используют игровые методы, слайды, фильмы, элементы страноведения. То есть мотивационно государственная образовательная система работает против русского языка, способствуя экспансии иностранных языков. Прежде всего английского. Это четко выраженная государственная политика в области языкового образования, и в последние годы она достигла своей кульминации, когда обучение иностранным языкам повсеместно ввели уже в начальной школе”. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предугадать предпочтения ребенка, которому будет предоставлена возможность выбора между полезной, но пресной овсянкой и вредным, но сладким и красочно оформленным леденцом “Чупа-чупс”. Почему же в области языковых и культурных предпочтений должно быть иначе?

http://azbyka.ru/deti/bomby-v-saharnoj-g...

- кровавый разгул криминала в «лихие» 90-е; - по сути, гражданская война в Чечне; - и, наконец, специальную военную операцию на Украине, которая вызвала, с одной стороны, раскол в гражданском обществе, с другой — мужественное сопротивление патриотично настроенных военных и гражданских людей гибридной атаке коллективного Запада на Россию. Всё это, на наш взгляд, показывает, что мы до сих пор не только плохо знаем свою страну, но также плохо знаем человека этой страны! Это — первый, гносеологический, вызов современности нашему политическому и интеллектуальному сообществу. 2. Ответ на этот вызов один — организация нового глубокого изучения в рамках «страноведения» и «человековедения» обозначенных нами феноменов. Причём, изучение не только наукой, но и литературой с искусством, а также — сакральным знанием современной православной мысли и духовного прозрения, которые основаны на святоотеческом наследии, Нечто похожее — комплексное междисциплинарное исследование человека было начато ещё в конце 80-х годов прошлого века ещё при советской власти в Институте философии Академии наук СССР. Возглавил его Иван Фролов, академик АН СССР, доктор философских наук, член ЦК КПСС. Он со товарищами создал Всесоюзный межведомственный Центр наук о человеке при президиуме союзной Академии и журнал «Человек». (См.: 1) Отражением этой тенденции в организации науки на Тверской земле стало создание 20 ноября 1989 года Тверского научного центра комплексного изучения человека при Тверском государственном университете. За прошедшие 34 года нам удалось кое-что полезное сделать в этом направлении. (2) 3. Меняется мир — меняется человек. Особенно в эпоху глобальных перемен, в которых уготовано жить нам… Предупреждающие заявления президента Российской Федерации Владимира Путина в Мюнхене 10 февраля 2007 года дали понять всем, что Россия больше не намерена пренебрегать своими национальными интересами и следовать в хвосте курса «мирового гегемона» по навязыванию однополярного мира. Отныне цель российской стратегии — переустройство международных отношений и мировоззрения современного человека на более справедливых и традиционных основаниях.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/02/...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрикатор: Религиеведение /Религиеведы и историки религии Священное Писание (Библия) Патрология и церковная литература История Христианства История христианства по странам и регионам Агиография Богословие Религиеведение Религиеведы и историки религии Религиеведение. Основные понятия Религии Древнего мира Религии мира Сектоведение Оккультизм Литургика Гимнография Гомилетика Юридические науки История. Исторические науки Всемирная история История России Искусство Страноведение Культурология Языкознание Филология Литература Философия Информационная деятельность Книговедение Демография Социология Психология Педагогика Политология Экономика География (см. также " Историческая география " ) История науки Естествознание. Экология Астрономия Математика Физика Химия Биология Медицина Музееведение БАУЭР Бруно (1809-1882), нем. философ, религиевед, библеист ГЛАГОЛЕВ Сергей Сергеевич (1865 - 1937), историк религии, автор работ по основному богословию и апологетике ДЮМЕЗИЛЬ Жорж Эдмон (1898 - 1986), франц. лингвист, историк религий ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858 - 1917), французский социолог и философ, автор ряда работ по религиеведению КЮНГ Ганс (род. 1928), католич. пресв., богослов, религиевед Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/rubrics/314970.html

Я занимаюсь вопросами развития животного мира более 40 лет, более 30 лет преподаю в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Последние пять лет наш Институт, в том числе и я, тесно сотрудничаем со Свято-Алексиевской пустынью в Переяславском районе Ярославской области, где вот уже около 10 лет успешно функционирует Православная гимназия. Для ее учащихся сотрудники Палеонтологического института РАН регулярно читают лекции по геологии и страноведению, знакомят их с богатством окружающего мира, организуют экскурсии в природу. Под наблюдением и контролем настоятеля Пустыни о. Алексия Василенко мы стараемся помочь Православной Церкви в наиблагороднейшем деле обучения и воспитания молодого поколения нашего Отечества. Наше преподавание, однако, встречает большие трудности идейного порядка. Главная из них – наличие множественных и системно согласующихся реальных фактов эволюции животного и растительного мира нашей планеты, и в то же время совершенно неизвестный статус эволюционных идей с точки зрения Православной Церкви. Допустимо ли преподавание подобных фактов и подобных идей в православном учебном заведении? В каком ключе они могут преподаваться? В православной среде циркулируют прямо противоположные ответы на эти вопросы. Не имея благословения Православной Церкви, мы не можем позволить себе излагать материалы по естествознанию в полном объеме. Из-за этого наши выступления перед учащимися носят половинчатый и противоречивый характер. Лично я, может быть, в силу своей некомпетентности, не вижу резких противоречий между текстом Библии и эволюционизмом. Более того, как православный человек, я нахожу в Книге Бытия прямое указание на возможность и необходимость эволюции в живой (да и не только в живой) природе. Разумеется, отсутствие теологической подготовки не позволяет мне рассуждать на подобные темы, и обсуждать их не только с детьми, но даже с коллегами. Однако я полагаю, что настало время обсуждать эти вопросы в кругу профессиональных богословов под руководством Православной Церкви. Это значительно облегчило бы преподавание естествознания в Православных гимназиях, что, в свою очередь, способствовало бы дополнительному притоку молодежи в их стены

http://bogoslov.ru/article/2519832

Всеволода Петрова забрали в армию из института. Парень учился на историческом, хорошо знал английский язык – его мама работала старшим преподавателем кафедры английского языка в Новгородском пединституте, была заместителем декана, читала студентам лекции по страноведению.   Севу с другими ребятами-срочниками отправили в Афганистан – «мирить дехкан». В декабре 1984-го 19-летний Всеволод Петров пропал, а спустя четыре года Нелли Константиновна получила уведомление 1073 «об отсутствии состава преступления в действиях рядового Петрова В.К.». Комиссия пришла к выводу, что он не оставлял пост самовольно. – Это единственный официальный документ, доказывающий, что вины за сыном нет, – уточняет мать. Фото: газета «Благовест» «Наши меня не бросят» – О Севе Петрове я услышал в ноябре 1991 года. Очень давно, – вздыхает генерал-майор в отставке Владимир Прытков, – надо было раньше разыскать его маму, но я передоверил это ветеранам-десантникам. А они подвели. В 1991-м я был военным советником. Мы с офицерами находились в местечке Майданшахр, примерно в 70 километрах от Кабула, где располагался командный пункт афганской нацгвардии. Однажды ко мне подошел их начальник связи, полковник армии Афганистана, и рассказал, как в 1986-1988 годах он воевал на границе с Пакистаном, под Гардезом. Их группа попала в окружение, под обстрел. Полковник выжил, его спас родственник – спрятал у себя в кишлаке. Сам родственник был в банде душманов. Якобы у него не было выбора – забрали силой. И та же банда под Кабулом захватила в плен русского десантника. Солдат зашел в духан (лавку) за продуктами, на него напали, ударили по голове и уволокли в горы. Пленник был совсем молоденьким, но отчаянным. Когда пришел в себя, стал брыкаться, ругаться. Душманы ему говорили: «Не дергайся. Ты сам в духан пришел». Тот в ответ: «Не сам, меня послали». Мальчишку избивали. Предлагали ему вступить в банду – им нужен был грамотный человек, советовали принять ислам. Снова избивали. А он ни в какую: «Наши за мной придут, наши меня не бросят». Дважды попытался сбежать – поймали, посадили на цепь. И через некоторое время, когда душманы добрались до границы с Пакистаном, пленника публично расстреляли.

http://pravmir.ru/mama-tebe-ne-budet-za-...

Но вера — это очень внутреннее и личное, то, что не выставляется на показ. Моя мама, которой я и посвятил свой фильм, всегда говорила «не нужно влезать в мои отношения с Богом, главное — что они есть». Так меня воспитали и так я вижу. Фильм ты посвятил маме, а сам в нём выбрал для себя очень короткую роль «камео» священника. Почему? Конечно, «примерив» эту роль, я ни в коем случае не считал, что я выполняю роль какого-то духовного символа центра или становлюсь более праведным. У моего папы было привезено с Афона одеяние священника — я его взял для ленты и просто сыграл. Еще до «Философии» я в сериале «Раскол» играл греческого иеродиакона Милентия. Но играть священника — это не то же самое, что быть им. Вообще, для меня священник — это априори человек-образец. Чистый, незапятнанный, открытый, живущий, прежде всего, для других людей, что, конечно, непросто и дано не каждому. А сыграть можно кого угодно, как мы каждый день играем какую-то роль в разных сферах нашей жизни. Остаёмся одни или засыпаем — и только на это время становимся сами собой, полностью очищенными ото всего, такими, какими мы созданы и какие мы есть. Я играл и играю сотни разных ролей, но никогда не впускаю роль в себя надолго — ни в кино, ни в театре, ни в жизни. Мой преподаватель во ВГИКе Всеволод Николаевич Шиловский говорил — «не так сложно войти в образ, как сложно из него выйти — там может понравиться». Была в моей актёрской истории и роль Иуды — это просто актёрский опыт: подготовился, сыграл и... отпустил Иуду навсегда. Собственно, его я в себя и не впускал, это тоже часть актёрской профессии — уметь внутренне отсеивать роли, в которых тебе не комфортно, но отыгрывать их. В жизни тоже ведь так бывает. Фото Марии Темновой Ты, судя по твоей биографии, был всегда в поиске хорошей «роли» для себя, того пути, по которому хотел бы идти… Да, я же изначально учился на лингвиста, переводчика французского языка. После этого, уже переехав в Москву, окончил МГУ, стал специалистом по французскому страноведению. Потом ушёл в школу «Останкино», чтобы стать ведущим теле- и радиопрограмм. Затем – долгая история поступления во ВГИК, актёрский факультет и мастерская Всеволода Шиловского, работа в драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна, и... снова телевидение (Почти пять лет Янис создавал праздник для детей и их родителей в «Академии занимательных наук» и «Азбуке цирка» телеканала «Радость моя» - прим.ред.).

http://foma.ru/yanis-politov-ver-i-deyst...

Психолог Екатерины Мурашовой в одной колонке в «Снобе» рассказывала, как к ней пришла мама ребенка, погибшего под машиной. Женщина была совершенно безутешна, ждала другого ребенка и не была готова к его появлению. И Мурашова ей читала Жуковского: О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: «их нет»; Но с благодарностию: «были». Вот такие стихи просто надо знать наизусть и помнить, они сами срабатывают в момент, когда ты этого даже сам не ожидаешь. Поистине первая психологическая помощь. — Есть еще аргументы помимо аптечки?  – Нынешние старшеклассники – прагматики в значительной степени. Среди них есть люди, которые способны подойти на перемене, чтобы поговорить о раннем Маяковском или Гумилеве. А другие считают, что им все это вообще не нужно, ну разве только для аттестации, чтобы не было с ней лишних проблем. Бывает, что люди ходят на урок исключительно за этим и не особенно это скрывают. Некоторые вообще не готовы говорить о поэзии, но их интересует, к примеру, Булгаков. А весь Серебряный век просто пролетает у них мимо ушей. Они не настроены на поэзию, не понимают ее, не говорят на этом языке, но вот Булгаков в них что-то важное задевает. Или не Булгаков, а Шолохов, к моему изумлению. Русская литература – это не только психологическая аптечка, это еще и прикладное страноведение, она дает огромное количество актуальных сведений о стране и обществе, в котором мы живем. Куда ни ступи, то в Герцена попадешь, то в Салтыкова-Щедрина. — Вспоминается, как Чулпан Хаматова на одном статусном Президентском мероприятии, после В. В. Путина и Ю. Башмета прочитала отрывок: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» А. П Чехов.

http://pravmir.ru/kak-obyasnit-podrostku...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрикатор: Богословие /Миссионерское богословие Священное Писание (Библия) Патрология и церковная литература История Христианства История христианства по странам и регионам Агиография Богословие Богословие. Основные понятия История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) Догматическое богословие Апологетическое (Основное) богословие Миссионерское богословие Нравственное богословие (См. также " Этика " ) Пастырское богословие и пастырское служение Аскетическое богословие Сравнительное богословие Богословие Восточных (нехалкидонских) Церквей (см. также " История Восточных (нехалкидонских) Церквей " ) Католическое богословие (см. также " История богословия " и " История философии. Средние века " ) Протестантское богословие (см. также " Протестантизм " ) Религиеведение Литургика Гимнография Гомилетика Юридические науки История. Исторические науки Всемирная история История России Искусство Страноведение Культурология Языкознание Филология Литература Философия Информационная деятельность Книговедение Демография Социология Психология Педагогика Политология Экономика География (см. также " Историческая география " ) История науки Естествознание. Экология Астрономия Математика Физика Химия Биология Медицина Музееведение Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/rubrics/1636045.html

В 1957 г. он включается в коллектив преподавателей Московской Духовной Академии. Получив преподавание Патрологии, он избирает темой для своей пробной лекции – «Святой Игнатий Богоносец и его послания, как живой памятник церковного предания». Это избрание темы для первого выступления перед учёным Советом Академии послужило наглядным свидетельством молитвенного общения почившего со святым Апостольским Мужем. Уже тогда перед учёным Советом предстал мудрый опытный педагог, умеющий с чёткой ясностью, доходчивостью донести содержание своих слов до аудитории. И во все последующие годы раскрывал перед студентами духовной академии житие, творения и богословие святых Отцов Церкви как благодатную истину – высокое любомудрие. Памятником его преподавательской деятельности служат оставленные им конспекты лекций для студентов Академии по Патрологии и Основному богословию, а также рецензии на магистерские диссертации и особенно кандидатские. В 1962 году М.А. Старокадомский успешно защитил диссертацию на тему: «Вера и разум как пути Богопознания по творениям церковных писателей первых трёх веков христианства», за которую был удостоен степени магистра богословия и звания профессора. За последние 20 лет служения святой Православной Русской Церкви и развитию богословских и общественных наук профессор М.А. Старокадомский опубликовал в разных журналах около 50 содержательных и обстоятельно раскрывающих вопрос статьей на темы патрологические, догматические, исторические, экзегетические, также и на тему физического страноведения. Зенита в своих трудах он достиг в докторской диссертации, посвященной обоснованию теизма в трудах прежних профессоров Московской Духовной Академии (1969 г.). Перед читателем он явил целый ряд имён, дорогих и для питомцев духовных школ для преподавателей. С научной объективной оценкой, по строго выдержанному плану он охватил своим исследованием целое столетие служения духовных школ богословской науке. Сам будучи представителем старой духовной академии, он служил живым связующим звеном между прежней духовной школой и теперешней возрожденной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010