Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21-23 НОЯБРЯ 1944 г. Созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) как подготовительный к Поместному Собору, к-рому предстояло избрать нового Патриарха. Заседания проходили в здании Патриархии в Чистом пер. в Москве под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола Ленинградского митр. Алексия (Симанского) , в Соборе участвовали 50 архиереев РПЦ. Во вступительном слове митр. Алексий отметил, что условия для развития церковной жизни благоприятны и что со стороны правительства Церковь видит полную поддержку в церковных и патриотических начинаниях: за последний год было открыто более 200 храмов, Богословский ин-т и Богословско-пастырские курсы в Москве, Патриархией издается журнал, отражающий церковную жизнь. Далее митр. Алексий напомнил, что в своей деятельности архипастыри РПЦ должны строго придерживаться церковных канонов и установлений и не допускать их нарушения, это является залогом существования твердой церковной власти. В заключение своей речи митр. Алексий изложил программу предстоящего Поместного Собора, отметив главную его задачу - избрание Патриарха. По докладу митр. Крутицкого Николая (Ярушевича) А. С. принял в общение с МП РПЦ архиепископа правосл. карпатороссов в Америке Адама (Филипповского) , в 1939 г. лишенного сана за непослушание Патриархии. Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Ленинградский Алексий (Симанский) (справа) и митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) во время заседания Архиерейского Собора 1944 г. Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Ленинградский Алексий (Симанский) (справа) и митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) во время заседания Архиерейского Собора 1944 г. На вечернем заседании 22 нояб. А. С. заслушал доклад архиеп. Псковского Григория (Чукова) по проекту «Положения об управлении Русской Православной Церкви» . Положение должно было заменить большую часть определений Поместного Собора 1917-1918 гг. , к-рые не могли применяться ввиду их радикального противоречия советскому законодательству. Затем митр. Алексий выступил с докладом о патриотическом служении Церкви в годы войны. С докладом о деятельности Богословского ин-та и Богословско-пастырских курсов выступил назначенный ректором Богословского ин-та проф. прот. Тихон Попов , в недавнем прошлом обновленческий архиерей. Отчет о деятельности редакции «Журнала Московской Патриархии» представил ее ответственный секретарь прот. Александр Смирнов .

http://pravenc.ru/text/76502.html

1933-1989 годы 7 сент. 1933 г. на Винницкую кафедру был назначен еп. сщмч. Александр (Петровский) , в 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) , 2 июня 1937 г. переведен на Харьковскую кафедру. В управлении В. е. его сменил архиеп. Иннокентий (Тихонов) , к-рый 29 окт. того же года был арестован, в нояб. расстрелян в Виннице. Неизвестно, были ли назначения на Винницкую кафедру в 1938-1941 гг. В 20-30-х гг. титул Винницких носили обновленческие (см. Обновленчество ) «епископы»: Иоаким Пухальский (1925-1926), Иоанн Славгородский (март 1926 - 22 июля 1936), Павел Циприанович (1 янв. 1927 - май 1928), Дмитрий Михальчук (14 сент. 1928 - март 1930), Николай Поликарпов (июль 1936 - 14 дек. 1937). В 1927 г. титул епископа Винницкого носил Сергий, находившийся в григорианском расколе . В окт. 1936 г. Винницкий облисполком издал постановление, в к-ром определялся порядок сноса часовен и крестов на перекрестках и дорогах, что послужило толчком для массового уничтожения правосл. памятников в Винницкой обл. В 1937 г. в епархии (в то время включала в себя территорию Винницкой и Хмельницкой областей) действовали 245 храмов. Храмы начали вновь открываться в годы Великой Отечественной войны . В марте 1944 г. в В. е. действовали 839 церковных общин, 4 жен. мон-ря (к 1955 остались 2 - браиловский во имя Св. Троицы и барский в честь Покрова Пресв. Богородицы), на приходах служили 405 священнослужителей. В авг. 1941 г. большинство правосл. епископов, оказавшихся на оккупированной нем. войсками территории Украины, собрались на Собор в Почаевской лавре и провозгласили создание автономной УПЦ во главе с митр. Алексием (Громадским) , к-рая находилась в каноническом общении с Московской Патриархией. Митр. Алексий заботился о замещении пустующих кафедр, 5 авг. 1942 г. во епископа Винницкого был хиротонисан архим. Евлогий (Марковский). После освобождения Винницкой обл. от нем. захватчиков (нач. 1944) В. е. включилась в общецерковное патриотическое движение по сбору средств на нужды фронта, к нач. 1945 г. епархия собрала более 2 млн р. В 1944 г. епархией управлял еп. Максим (Бачинский), к-рого сменил еп. Варлаам (Борисевич ; 13 мая 1945 - 3 янв. 1946). При еп. Варлааме для обеспечения приходов духовенством были организованы богословско-пастырские курсы, на к-рые в 1945/46 г. поступили 40 чел. В марте 1944 г. возобновилось закрытие храмов в Винницкой обл., как открытых во время оккупации, так и действовавших до войны. К 1 янв. 1950 г. в В. е. действовали 717 церквей, к 1 янв. 1957 г.- 601. Гонения усилились в 60-х гг. (см. ст. Хрущёв Н. С.): в 1961 г. количество приходов в епархии сократилось с 513 до 425, в следующем году - до 384. В 1962 г. в Виннице был закрыт кафедральный Преображенский собор, кафедральным стал собор Рождества Пресв. Богородицы. В нач. 1970 г. в В. е. действовало 337 приходов, в к-рых служил 151 священник. 1989-2012 годы

http://pravenc.ru/text/158694.html

Вскоре Литовская Республика перестала существовать как самостоятельное гос-во. 3 авг. 1940 г. была образована Литовская ССР, вошедшая в СССР. 31 дек. 1940 г. скончался митр. Литовский и Виленский Елевферий. Указом митр. Сергия (Страгородского) 27 февр. 1941 г. управляющим Литовской епархией был назначен архиеп. Сергий (Воскресенский) с возведением его в сан митрополита. Архиеп. Феодосий (Феодосиев) был запрещен в служении. 24 февр. 1941 г. был образован Патриарший Экзархат Латвии и Эстонии, его главой назначен митр. Литовский и Виленский Сергий. Экзарх жил в Риге, Вильнюс являлся 2-й кафедрой Экзархата. Фактически с того времени Литовско-Виленская митрополия утратила статус митрополичьей области и стала частью Экзархата РПЦ, созданного для 3 советских республик Прибалтики (в 1944 Экзархат был разделен на епархии в границах Прибалтийских республик). С началом нем. оккупации архиеп. Феодосий и архим. Филипп (Морозов) организовали и зарегистрировали в Вильнюсе общину, оппозиционную по отношению к митр. Сергию (Воскресенскому). В кон. 1941 - нач. 1942 г. их община поддерживала контакты с Варшавским митр. Дионисием, к-рый предложил в дек. 1941 г. нем. властям проект создания автономных Церквей на Украине, в Белоруссии и Литве под его руководством как кириарха. Группа архиеп. Феодосия (Феодосиева) не нашла поддержки среди верующих, чему в немалой степени способствовали восстановление весной 1942 г. Ковенского викариатства Литовской епархии и назначение на него Даниила (Юзвьюка) . Архиеп. Феодосий скончался 20 нояб. 1943 г. (по др. данным, в кон. 1942). В оккупационный период Вильнюс сохранял значение важного церковного центра. В 1942-1944 гг. при вильнюсском Свято-Духовом монастыре действовали пастырско-богословские курсы, к-рые в 1944 г. окончили 44 чел. Ректором курсов был прот. Василий Виноградов, в марте 1944 г. его сменил прот. Иосиф Дзичковский. В Вильнюсе была учреждена «Внутренняя миссия Прибалтийского экзархата». Прозелитизм католической Церкви по отношению к православным на территории Л. и К. м. в 1918-1941 гг.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Зимой 1941/42 г. возобновилось богослужение в принадлежавшей григорианам Иоанно-Предтеченской кладбищенской ц. Свердловска. Тогда же настоятель церкви прот. Николай Адриановский принес покаяние митр. Сергию (Страгородскому) и был назначен управляющим каноническими приходами на территории Свердловской обл. В 1943 г. возобновилось богослужение еще в 3 храмах и молитвенном доме, общины состояли в юрисдикции Московской Патриархии. 7 сент. 1943 г. была восстановлена Свердловская епархия, в состав к-рой вошли приходы Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Управляющим был назначен архиеп. Варлаам (Пикалов) с титулом «Свердловский и Челябинский». Единственная действующая церковь Свердловска - Иоанно-Предтеченская - получила статус кафедрального собора. Вскоре архиерей был арестован, в дек. 1944 г. епархию возглавил еп. Товия (Остроумов) , главной заслугой к-рого надо считать восстановление стабильной церковной жизни. В авг.- сент. 1947 г. при архиерее был образован епархиальный совет. С нач. 1944 г. в гос. органы поступали многочисленные заявления об открытии церквей (ранее заявлений было немного и они носили случайный характер). В 1944 г. от верующих Свердловской обл. поступило 93 ходатайства, из них было удовлетворено 4, в 1945 г. поступило 79 ходатайств, была открыта церковь. В 1942-1947 гг. в Свердловской обл. богослужение возобновилось в 13 храмах. Церковь во имя св. Александра Невского (Красная) в Красноуфимске. 1903-1917 гг. Фотография. 2007 г. Церковь во имя св. Александра Невского (Красная) в Красноуфимске. 1903-1917 гг. Фотография. 2007 г. В военные годы свердловское духовенство и миряне (как православные, так и обновленцы) внесли немалый вклад в дело защиты Родины. Первыми перечислили средства на «сооружение самолетов» управляющий сергиевскими приходами прот. Николай Адриановский и управляющий обновленческими приходами «протопресвитер» Димитрий Фесвитянинов, за что получили личную благодарность от И. В. Сталина. В 1941-1944 гг. церковные общины Свердловской обл.

http://pravenc.ru/text/189617.html

В дек. 1942 г. духовенство и верующие К. и Г. е. участвовали в проходившем в Ярославской обл. сборе средств на постройку танковой колонны им. Ивана Сусанина, в нач. 1943 г.- на постройку танковой колонны им. Димитрия Донского после выступления местоблюстителя Патриаршего престола митр. Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) 30 дек. 1942 г. В 1945 г. все церкви епархии собрали и внесли в Фонд обороны 1,4 млн р. «Реабилитация» во время войны Ивана Сусанина как народного героя помогла его землякам - правосл. общине Успенской ц. в с. Домнине Сусанинского р-на вернуть свой храм. 15 янв. 1943 г. из Президиума Верховного Совета СССР в Ярославский облисполком было отправлено распоряжение об открытии церкви в Домнине. 23 февр. того же года Ярославский облисполком предложил Сусанинскому райисполкому передать церковь в Домнине верующим. 27 февр. 1943 г. Успенская ц. в Домнине стала первым храмом К. и Г. е., возвращенным верующим в период войны. Встреча 4 сент. 1943 г. И. В. Сталина с церковными иерархами способствовала смягчению позиции гос-ва по отношению к РПЦ. В кон. 1943 г. в связи с общей ликвидацией обновленческого раскола прекратила существование и обновленческая епархия. 4 дек. в Москве митр. Ярославский и Костромской Корнилий (Попов) принес покаяние, был принят в лоно РПЦ митр. Сергием (Страгородским) в сане епископа и назначен епископом Сумским и Ахтырским. В нояб. 1944 г. Феодоровскую икону Божией Матери перевезли из бывш. обновленческого кафедрального собора Иоанна Богослова на Кадкиной горе в кафедральный собор К. и Г. е.- ц. Иоанна Златоуста. С 1944 г. в епархии начали открывать храмы. В мае 1944 г. власти разрешили перенести икону прп. Пахомия Нерехтского и его раку из закрытой Троицкой ц. в с. Троица в единственный действующий храм Нерехты - Крестовоздвиженскую ц. 9 июня того же года во время многолюдного крестного хода образ перенесли в Нерехту. В 1944-1946 гг. епархией временно управляли Ярославские архиереи: архиеп. Ярославский и Ростовский Иоанн (Соколов) и архиеп. Алексий (Сергеев) . 1945-1988 гг.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Михаил Тархов, прот. Александр Никитин, свящ. Петр Щукин. Воскресенская ц. в Шуе. 1792-1799 гг. Фотография. 90-е гг. XIX в. Воскресенская ц. в Шуе. 1792-1799 гг. Фотография. 90-е гг. XIX в. Во время Великой Отечественной войны верующие Ивановской епархии обращались к властям с просьбами о возвращении храмов. По указанию Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина в 1943 г. в Ивановской обл. разрешалось открыть 2 храма. 17 нояб. 1944 г. было получено разрешение Совета по делам Русской Православной Церкви на открытие Преображенской ц. в Иванове, храм был передан 7 янв. 1945 г., богослужение в нем возобновилось не сразу из-за крайне запущенного состояния здания. В течение 45 последующих лет Преображенский храм, с 1946 г. являющийся кафедральным собором епархии, оставался единственной действующей церковью в Иванове. В янв. 1946 г. возобновилось богослужение в Никольской ц. в Шуе, до 1991 г. остававшейся единственным действующим храмом в городе. Решением Совета по делам РПЦ от 17 сент. 1946 г. были открыты Троицкий и Успенский соборы в Кинешме. В 1943-1944 гг. обновленческие приходы в Ивановской обл. перешли в юрисдикцию Патриаршей Церкви. В 1944-1948 гг. в Ивановской обл. было открыто 40 церквей (в 1944 - 8, в 1945 - 18, в 1946 - 9, в 1947 - 4, в 1948 - 1). К 1 янв. 1950 г. в епархии действовали 57 храмов, из них всего 4 в городах. В клире епархии состояли 66 священников и 14 диаконов (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 633. Л. 2-3, 62). В определении от 8 марта 1943 г. Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) Ивановская епархия называлась «вдовствующей» ( Галкин. 2008. С. 92). Горьковский и Арзамасский архиеп. Сергий (Гришин) , которому ранее было поручено временное управление Ивановской епархией (вероятно, в 1942, когда архиеп. Сергий вступил на Горьковскую кафедру), был направлен в освобожденную от нем. войск Харьковскую епархию. В связи с этим приходы Ивановской епархии 8 марта 1943 г. были переданы во временное управление Ярославскому и Ростовскому архиеп. Иоанну (Соколову) , с 24 апр. 1946 г. храмы Ивановской епархии находились в ведении Владимирского и Суздальского еп. Онисима (Фестинатова) .

http://pravenc.ru/text/200499.html

В Арзамасе будет установлен памятник патриарху Сергию (Страгородскому) Нижний Новгород, 29 сентября 2005 г. В апреле администрацией города Арзамаса совместно с Нижегородской епархией был объявлен конкурс на лучший проект памятника патриарху Сергию (Страгородскому) , сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . Как рассказал главный архитектор города Арзамаса Андрей Столяренко, к участию в конкурсе было допущено три проекта. 30 сентября в Центральном выставочном зале Арзамаса откроется экспозиция, на которой будут представлены эти проекты. В течение двух недель жители Арзамаса могут ознакомиться с проектами и оставить отзывы. По окончании выставки будут устроены общественные слушания. Мнение арзамасцев обязательно будут. «Именно общественному мнению организаторы конкурса намерены уделить особое внимание», – подчеркнул Андрей Столяренко. Окончательное решение примет комиссия, в состав которой входят: епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, глава администрации Арзамаса Анатолий Мигунов, главный архитектор Арзамаса Андрей Столяренко, представители Нижегородского отделения Союза архитекторов и Нижегородского отделения Союза художников. Памятник патриарху Сергию будет установлен к 2007 году, когда Арзамас отметит 140-летие со дня рождения великого уроженца Арзамаса. Справка: Конкурс на памятник патриарху Сергию был объявлен в апреле 2005 года по благословению Патриарха Алексия после состоявшейся 22 апреля встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с Нижегородской делегацией. Святейший патриарх Сергий (Страгородский) – уроженец Арзамаса. Его предки на протяжении веков несли церковное служение в Нижегородском крае. Патриарх Сергий управлял Русской Православной Церковью в период гонений на нее со стороны большевиков с 1925 по 1944 год. В 1942 году Иосиф Сталин разрешил открыть многие храмы, монастыри, семинарии, амнистировал священнослужителей. Не дожив год до Победы, патриарх Сергий скончался в возрасте 77 лет. 29 сентября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14695.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил литию по приснопамятному Патриарху Сергию (Страгородскому) 15 мая 2020 г. 14:56 15 мая 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литию по приснопамятному Патриарху Сергию (Страгородскому) по случаю 76-летия со дня его кончины. Заупокойное богослужение было совершено в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.  Перед началом литии Святейший Патриарх Кирилл произнес Первосвятительское слово:  «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, 15 мая, мы отмечаем очередную годовщину со дня смерти Святейшего Патриарха Сергия, который скончался в этот день в 1944 году. Патриарх Сергий сыграл совершенно особую, историческую роль в сохранении нашей Церкви в тяжелейшие 20-е, 30-е и 40-е годы XX столетия. Он столкнулся с вызовом, с которым не сталкивался ни один глава Русской Православной Церкви, — он столкнулся лицом к лицу с властью, которая поставила своей целью уничтожение Русской Церкви. Конечно, первым, кто принял этот вызов, был Святейший Патриарх Тихон, но он скончался в то время, когда власть еще не приняла решение, направленное на полное уничтожение Церкви. Именно в 1930-е годы Советский Союз должен был стать полностью атеистическим государством, и митрополит Сергий, в то время Местоблюститель Патриаршего престола, лицом к лицу столкнулся с этой страшной реальностью. У него не было ни власти, ни иных возможностей вступить в непосредственный конфликт с государством, потому что такой конфликт завершился бы просто его физическим устранением. Ему нужно было оставаться в некоем диалоге с государством и максимально использовать самые малые возможности для того, чтобы остановить руку гонителей. Святейший Патриарх, конечно, должен был идти на какие-то компромиссы. Но эти компромиссы никогда не простирались на веру, на церковное устройство, то есть на те фундаментальные истины, на которых и зиждется жизнь Православной Церкви. Он защищал эти истины и эти принципы. Ну, а что касается отношений с властью, то, конечно, в тех условиях не было другого пути, чтобы сохранить Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/5637211.ht...

Не менее зверски, чем с евреями, литовцы расправлялись с русскоязычным населением оккупированной республики. В июле 1941 года среди узников концлагеря, разместившегося в каунасском форте N VII, были около 200 русских. Установка на уничтожение русских следовала из доктрины «если русский, значит большевик». Но она также проистекала из доктрины «Литва – только для литовцев», сформировавшейся в Литве задолго до вторжения нацистов. В лагере смерти возле местечка Панеряй, кроме тел расстрелянных евреев, впоследствии были найдены несколько сот убитых священников в рясах, с наперсными крестами и образами Божьей Матери в руках. При Сметоне православные приходы Литвы окормлял митрополит Елевферий (Богоявленский) – соратник митрополита Сергия (Страгородского), сторонник единства литовского православия с Русской Православной Церковью. Как и митрополит Рижский Иоанн (Поммер) в Латвии, владыка Елевферий пытался духовно взбордрить и объединить русскоязычное население Литвы, впадавшее в жесточайшую депрессию и топившее безысходность в спиртном. Русские стали объединяться и заявлять о своих правах решать политическое будущее Литвы. Учитывая, что в Каунасе, Тракае и других крупных городах русскоязычные составляли большинство населения, русская активизация была воспринята литовскими националистами в штыки. Противники многонациональной демократической Литвы начали рассчитываться с русскими после нацистской оккупации. Литовские нацисты совершали свои преступления против человечности в Белоруссии, Польше, Латвии. Весной 1944 года в концлагерь Саласпилс немцы отправили бывшего литовского генерала Повиласа Плехавичюса. Плехавичюс ранее был лоялен нацистам, а провинился перед ними тем, что в феврале 1944 года стал перетягивать на свою сторону «Литовскую местную дружину» (Lietuvos vietin rinktin, LVR). LVR, созданная в 1944 году, по приказу немцев совершала массовые убийства мирного населения в Польше, Белоруссии, западных районах РСФСР. Руки у будущих «освободителей» Литвы были по локоть в крови. Весной 1944 года, когда близилось освобождение Литвы Красной Армией, Плехавичюс дал приказ дружинникам уходить от немцев в леса и там начинать «независимую» борьбу с большевизмом. В глазах немцев это было неподчинением их приказам. Примкнувших к генералу боевиков LVR немцы расстреляли в Панеряе. Плехавичюса заточили в Саласпилс, но немного позже оттуда отпустили на свободу.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/01/un...

16 мая 1943 года в Псков приехал архим. Гермоген (Кивачук), окормлявший власовскую армию. Он принадлежал к РПЦЗ и был секретарем Берлинского митрополита Серафима (Ладе). Митрополит Сергий запретил ему совершать богослужения для власовских частей на территории Управления Миссии. Создавшийся конфликт вызвал недовольство митрополитом Сергием. В свое время митрополит подтвердил лояльность к немцам, но все больше терял их доверие. К тому же о. Василий Виноградов доносил на митрополита немцам и клеветал на него верующим, утверждал, что он советский агент. За это митрополит освободил его от занимаемой должности, но после убийства владыки немцы сразу же вернули его на должность. В апреле 1944 года в Ригу приехал министр германского правительства Розенберг и рейхскомиссар Лозе специально для встречи с митрополитом. Они пригласили его к себе и потребовали немедленного выступления против «лжепатриарха и сталинского агента» Сергия (Страгородского). Ответ был получен такой: «Я этого сделать не могу, патриарх мой духовный отец, что хотите со мной делайте, а я своей руки на него поднять не могу и никогда не отрекусь от него...» . Вскоре, 29 апреля 1944 года, митрополит Сергий был убит: он отправился на автомобиле вместе с артистом Редикюльцевым и его женой в Ковно. В 15 км от Каунаса они все, включая и шофера митрополита Кулакова, были застрелены людьми в немецкой форме. 8 августа 1944 года архимандрит Филипп (Морозов) сделал подробное заявление в НКГБ по поводу расследования немецких зверств и убийства митрополита Сергия Воскресенского) . В этом заявлении он сообщает и о том, что митрополит обратился к нему с просьбой «... если Вы останетесь живы и если будет связь с Москвой, то поезжайте немедленно в Патриархию и расскажите там всю мою трагедию. Ведь я должен был идти на уступки немцам, т.к. я оказался окруженным своими же провокаторами и шпионами, которым я сначала доверял и которые меня подвели и продали. Постарайтесь же обелить меня, хотя немного мою память перед Церковью и Родиной».

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010