822 Агр. Сб., XI, 178. Из чёрного духовенства в состав найвысшей консистории вошли: игумен Савва Пальмовский, игумен Сильвестр Буллай и казначей слуцкой кафедры, иеромонах Протасий Неверовский. Представителями белого духовенства: чирковский протоиерей Фёдор Бетулинский, священник туровской михайловской церкви Григорий Лойко, священник вуйвичиской церкви Феодор Юзефович. От дворян: поручик милиции князей Радзивилов Онуфрий Сухозанет (бывший секретарь консистории), префект семинарии Пантелеймон Илликевич – Корбут, земский реентович пинского повета Александр Стоянович. От горожан: президент города Пинска Фёдор Теодорович, королевский секретарь, писарь города Мозыря Фёдор Кондратович, писарь города Пинска Иван Теодорович. Председателем избран игумен Савва Пальмовский. 823 Агр. Сб., XI, 178. – КЕВ., 1861 г., 1213. «Пределы Киевской епархии в древнее и нынешнее время» (стр. 814). Председателем «Брацловской и Житомирской грекоориентальной консистории» был избран Матронинский игумен Иринарх Балановский. 826 Агр. Сб., XI, 179180. Многолетие: «Пресветлейшего и великодержавнейшего государя и короля нашего Станислава Августа и пресветлейшую речь посполитую, светлейших четверопрестольных патриархов, преосвященного епископа Виктора и правительствующий верховный синод (?) – – – те-же слова и в ектениях 829 Агр. Сб., 126. На сейме, по словам «делегатов», свобода, даже покровительсвто православной церкви в Польше были приняты за основной принцип. 830 Георгий Яновский, воспитанник Киевской академии, был двадцать лет священником в «малороссийском местечке» Воронеже, причём пятнадцать лет состоял наместником протопопии и десять протоиереем; присутствовал в духовном правлении, «сказывал проповеди». В 1785 г. принял монашество в Киевомихайловском Златоверхом монастыре. В 1787 г. преосвященный Виктор назначил его игуменом в Пинск, в Богоявленский монастырь. Уволенный отсюда найвысшей консисторией, он был помещён в Дятловический монастырь рядовым монахом. 22 сентября 1792 г. переведён в Виленский, в помощь заболевшему виленскому старшему Сильвестру Буллаю и здесь, по его выражению, пребывал «в неизвестном степени и месте, в последнем бедстве и убожестве». По смерти Сильвестра, исправлял его должность и вынес тяжёлое испытание от нападений мятежников в 1794 г. Будучи дряхлым стариком (родился около 1716 г.), он ещё в 1792 г. просил у св. синода увольнения его на покой в Киевомихайловский монастырь. В 1796 г. он повтоил свою просьбу, несмотря на то, что преосвященный Виктор назначил его виленским старшим, и просил теперь назначании пенсии. Св. синод на этот раз уволил Георгия в Киев, но вместо пенсии назначил единовременное пособие, так как Георгий служил не в штатном монастыре. Георгий не дождался синодального указа и скончался 27 мая 1796 г. в Вильне. – АСС., 1796 г., 152, лл. 17. – Ф. Смирнов, «Вилен. Святодух. Мон.», 202 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Грамота 1 из Твери От Станимира поклон Михалу Домажировичу. Если хочешь взять половину денег, – я поручитель перед твоим отцом за Иванка. Если же не хочешь, так я больше дать не могу. Грамота 10 из Старой Руссы Это грамота от Ярилы к Онании. В Городище, твоем владении, только воду пить. А рушане скорбят о городищанах. Пожалуйста, припугни дворян, чтобы не пакостили. От Жировита къ Стоянови. Како ты у мене и чьстьное дрво възъмъ и вевериць ми не присълещи, то девятое лето. А не присълещи ми полу пяты гривьны, а хоцу ти вырути въ тя луцьшаго новъгорожянина. Посъли же добръмь. ...поклпаеть 1158 сего 40-ми рзанами. А замъке кле, а двьри кл, а господарь въ не тяж не де. А продаи клеветьника того. А у сего смьръда възяти епископу ... смьрьди побити клеветьника ... ...Ати буде воина, а на мя почъну, а молитеся Гостятою къ кънязю. Литва въстала на корлу. Жизнобуде погублене у Сычевиць новъгородьске смьрде. А за ними и задьниця. ... Несъдицеви полъ пят рзан, а мън еси въдале дъв кун. Цьто же за мъною твориши за мъною осмь кунъ и гривьна? Поиди же въ городъ – могу 1159 ся съ тобою яти на воду. Грамота отъ Жизномира къ Микуле. Купилъ еси робу Плъскове, а ныне мя въ томъ яла кънягыни. А ныне ся дружина по мя поручила. А ныне ка посъли къ тому мужеви грамоту: е ли у него роба? 1160 А се ти хочу, коне купивъ 1161 и къняжъ мужъ въсадивъ, та на съводы. А ты атче еси не възалъ кунъ техъ, а не емли ничъто же у него. Покланяние от Ефрма къ брату моему Исухи. Не распрашавъ розгнвася: мене игумене не пустиле. А я прашалъся, нъ посълалъ съ Асафъмь къ посадьнику меду для. А пришьла есв, оли звонили. А чему ся гнваеши? А я вьсьгда у тебе. А соромъ ми, оже ми лихо мълвляше. И покланяю ти ся, братьче мои, то си хотя мълви. Ты еси мои, а я твои. Грамота отъ Гюрьгя къ отьчеви и къ матери. Продавъше дворъ, идите же смо – Смольньску ли Кыеву ли: дешеве ти хлебе. Али не идете, а присълите 1162 ми грамотичу, сторови ли есте. От Нжеке ко Завиду. Чему не восолеши, чето ти есемо водала ковати? Я дала тоб, а Нжят не дала. Али чимо есемо виновата, а восоли отроко. 1163 А водале ми еси хамече; а чи за то не даси, а восоли ми всть. А не сестра я вамо, 1164 оже тако длаете, не исправить ми ничето же! А во три колоток вокуе; то ти 4 золотьник во кольцю тию. 1165

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Козлов Иван Учитель в Московской губернии Кузьминский Александр Диакон Лабутин Семен Учитель 2-кл. училища на станции Узловой Сызрано-Вяземской ж. д. Миляев Михаил Учитель Ульяновского училища Зубцовского уезда Нестеров Сергей Учитель Грузинского училища Новоторжского уезда Никитин Михаил Учитель Рвеницкого училища Осташковского уезда Рыкунов Сергей Приют Цесаревны Марии для детей ссыльно-каторжных в Москве Смирнов Илья Приют Цесаревны Марии для детей ссыльно-каторжных в Москве Смирнов Семен Учитель Михайловско-Васильевского 2-кл. училища Тверского уезда Суханов Иван Учитель Печеровского училища Корчевского уезда Цыцин Сергей Занимается частной деятельностью Выпуск 12-й 1888 г. Большаков Николай Письмовод у г. Станов. Тверского уезда Васильев Василий Служит в Ржевском отдении государственного банка Голубев Иван Учитель Старицкого городского училища Ершов Петр Умер в 1897 году Иванов Григорий Учитель Преображенск. приходск. училища в г. Ржеве Ильин Петр Учитель Неготинского училища Тверского уезда Коноплев Федор Учитель-помощник в Клинском городском училище Костомаров Семен Учитель Паснинского училища Корчевского уезда Лаврентьев Григорий Учитель Федоровского училища Корчевского уезда Ланцев Сергей Учитель Никольск. 2-кл. училища Владимир. губернии Лебедев Алексей Сведений не имеется Матвеев Илья Учитель Выдропужск. 2-кл. училища Новоторжск. уезда Онуфриев Василий Учитель Осташковского училища Новоторжского уезда Чернышев Павел Учитель городского по пол. 72 г. училища в Виленском округе в г. Ошмянах Фирсов Арсений Учитель Михайловско-Васильевского 2-кл. училища Тверского уезда Выпуск 13-й 1889 г. Балатанов Сергей Учитель Жиздринского городского училища Учитель в Московской губернии Быков Михаил Учитель Старицкого городского по пол. 72 г. училища Веселов Алексей Инок одного из Афонского монастырей Воронов Иван Учитель Трестенского училища Бежецкого уезда Горбунов Иван Умер в 1898 г. Зубков Михаил Учитель-помощник Краснохуторск. 2-кл. гор. училища Весьегского уезда Калинин Григорий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Жалуете-ли Вы, ходите-ли в Михайловско-архангельский монастырь? Не помрачился-ли он, не отцвел-ли, скажите на просторе времени». «В заключении всего сказанного, прошу Вас как доныне. Так и впредь не забывать меня; а я есмь и пребуду Ваш преусердный почитатель и Богомолец», Гавриил А. Тверской. Это письмо в имеющейся у нас коллекции (всех писем 9) предпоследнее. 17-го апреля 1858 года преосвященный Гавриил еще раз известил о себе Л-вых. «Радуюсь я», писал он, «что Вы, как вижу из письма, здоровы; а я грешный болен, все болен. От того на многие из писем Ваших не отвечал, да и теперь пишу не иначе как самым кратким образом. Но простя друг другу опущения, воскликнем: Христос воскресе! Се посылая Вам, остаюсь навсегда преусерден». А. Гавриил. 8-го сентября 1858 года его не стало. Преосвященный Гавриил скончался на 78 году жизни в Тверском Желтикове монастыре, где жил на покое. В тамошнем соборном храме он и погребен. По выражению очевидца – настоятеля монастыря архимандрита Платона, кончина его была тихая, как засыпанье младенца. Пред смертью больной старец-владыка два раза приобщился св. Христовых Таин и соборовался. Угасавший взгляд его был обращен на св. иконы, а последние слова – слова любви и заботливой дружбы касались другого, давно уже тоже закатившегося, светила русской церкви, Московского митрополита Филарета. Узнав пред болезнью, что митрополит болен, умирающий архиепископ спросил, как его здоровье. Когда ответили, что чувствует себя лучше, скончался, произнося: «слава Богу»! Литературные труды архиепископа Гавриила Историческая записка о Самарском пустынно-Николаевском монастыре. Изд. дважды: в Одессе 1838 г. и в Москве в 1854 г., в полном собрании сочинений. Устное повествование Никиты Леонтьевича Коржа. Изд. в 1842 г. в Одессе. Отрывки печатались в Журнале министерства народного просвещения 1838 – 1839 г.г. Переселение греков из Крыма в 1779 году в Азовскую губернию. Записки Од. Общ. Истории и Древностей т. I, 1844 г. Историческая записка о заложении в Екатеринославе соборного храма и начале самого города. Одесса 1846 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

8 окт. 2009 г. зарегистрирована Восточно-Молдавская православная епархия Патриархии Киевской и всея Руси-Украины, к-рую возглавил перешедший в УПЦКП бывш. настоятель Кондрицкого муж. скита Филарет (Панку), получивший от «патриарха» Филарета (Денисенко) титул «епископ Фалештский и Восточно-Молдавский». Центром новой структуры стал г. Страшены. В июле 2015 г. в этой юрисдикции зарегистрированы муж. монастыри: Анно-Зачатьевский в с. Ларга Анений-Нойского р-на и в честь Благовещения Богородицы в с. Нихорены Рышканского р-на. 19 нояб. 2010 г. зарегистрирована Православная митрополия старого стиля в Республике Молдова (с 2013 - Православная митрополия Кишинёвская и Восточно-Молдавская старого стиля), к-рую возглавил Павел Доди, бывший священник Бессарабской митрополии. С 2012 г. он известен как «епископ Сергий». Центром новой структуры стало с. Гидигичи Кишинёвского муниципия, где разместился муж. мон-рь с резиденцией «архиерея». Сторонники данного схизматического сообщества во главе с Доди еще в 2008 г. объявили о переходе в подчинение низложенному и лишенному сана 3 годами ранее бывш. Иерусалимскому патриарху Иринею Скопелитису, создавшему свой раскол, и открыли в Кишинёве, в р-не Буюкань (Буюканы), на месте разрушенного вслед. боевых действий в 1941 г. Михайловско-Гаврииловского муж. скита «подворье» неканонического «альтернативного» «Иерусалимского патриархата» - муж. мон-рь Св. Гроба Господа Иисуса Христа (в 2001-2008 вместо него действовал Михаило-Архангельский скит Бессарабской митрополии, настоятелем к-рого был Доди). 28 дек. 2010 г. зарегистрирована Молдавская Автокефальная Православная Церковь, которую возглавил «епископ» Адриан Замлинский, бывш. настоятель прихода РПЦЗ в с. Стойкань (Стойканы) Сорокского р-на. Он имеет титул «архиепископ Кишинёвский и Молдавский» в подчинении главы т. н. Российской Автокефальной Православной Церкви Дамаскина Балабанова, отколовшегося в 2006 г. от РПЦЗ(В). 2 июля 2013 г. зарегистрирована «Независимая катакомбная церковь в Молдове», кафедральным собором к-рой стал самочинно открытый Димитриевский храм при частном домовладении в г. Сороки. Его настоятель «архимандрит» Диодор Шевчук получил в 2012 г. от главы раскольнической Российской истинно православной патриархии Венедикта Молчанова в Москве титул «епископ Кишинёвский и Молдавский».

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Капитан Шаколи печален. Теперь поход неизбежен. Повторяется вчерашнее: Михайловско-Константиновская сводная артиллерийская рота строится в полной боевой готовности перед Платовской гимназией. Больных — нет. Дух бодрый, настроение воинственное, но не у начальства, настроенного довольно мрачно. Патронташи набиты до отказа, ручные гранаты на поясах, юнкерские фуражки заменены у многих донскими папахами. Погоны почти у всех юнкерские с вензелями «М» или «К». Капитан Шаколи вышел в офицерской шинели мирного времени, перепоясанной новым поясом и наплечными ремнями. У него шашка и артиллерийский бинокль. Команда: «Смирно! Равнение на середину!»… «На молитву!» Все снимают фуражки и крестятся. Невольно мелькает мысль: «Кто-то ведь не вернется назад»… — «Накройсь!» Краткое напутственное слово, потом: «Правое плечо вперед! Шагом марш! Прямо!» Колонна идет теперь по Ермаковскому проспекту вниз, мимо собора, прямо к вокзалу, где уже приготовлены вагоны. Кто-то из первого взвода спрашивает Шаколи: «Господин капитан, разрешите петь?» Шаколи поворачивается: «Нет, петь будем, когда будем идти назад… с победой». Все призадумались, идут молча. Народ с тротуаров наблюдает за колонной. Никто не приветствует и не благословляет идущих в первый бой, на защиту донской столицы. Вот городской собор в византийском стиле, дальше крутой спуск к вокзалу. Идет редкий снежок, из степи дует холодный ветер, небо серо и уныло. На первом пути стоит длинный эшелон, состоящий из вагонов 3го класса, вагоны разделены для каждого взвода. Посадка… Поезд стоит уже больше часа. Темнеет. Вагоны не освещены. Оказывается, железнодорожные бригады отказались везти поезд с юнкерами «для подавления революционного пролетариата». Некоторые машинисты сбежали, и их тщетно ищут, иные упорствуют и не поддаются никаким уговорам. Спустилась ранняя ноябрьская ночь. Все тихо сидят во мраке. Некоторые юнкера заснули. При каждом движении сталкиваются и позвякивают штыки. На платформе слышны голоса: «Передать по вагонам: есть ли среди юнкеров бывшие студенты-путейцы?» Вот когда пригодились «шпаки» и «козероги»…

http://azbyka.ru/fiction/poslednie-yunke...

С совершенным почтением и преданности честь имею быть Вашего превосходительства, Милостиваго Государя, покорный слуга Иннокентий, Е. Камчатский. Апреля 2 дня 1844. Новоархангельск. Письмо 44 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец 85 . Ежели где, то, конечно, в особенности здесь можно и должно благодарить Бога за то, что настало время, в которое я могу беседовать с отсутствующими; ибо от времени до времени писания писем ужасное расстояние. Итак, благодарю моего Бога за то, что я дожил до сего времени, и во все время был совершенно здоров. 7-го августа прошедшего 1843 года, отправясь из Охотска на одном из лучших судов Компании, 6 сентября мы были уже дома. И если бы противные и свежие ветры не задержали нас в Курильской гряде, то мы могли-бы прийти в Ситху в 23 или 24 дня. Так, наконец, становится близка Америка! Прежде, бывало, путешествовали три года. 15 числа декабря (в день рукоположения моего в епископа) Господь благоволил мне совершить освящение храма в новом доме моем, в честь и память Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконы для иконостаса были присланы, чрез Андрея Николаевича Муравьева, от графини А. А. Орловой. Этот день (15 дек.) был для меня истинным торжеством, так что до сих пор не могу нарадоваться моей радости – иметь в своем доме Дом Божий. Дом для меня выстроен вне города, подле лесу, на сухом месте; расположение комнат очень хорошее, строен очень прочно. С 11 января сего 1844 года, я начал собирать к себе в домовую церковь всех детей обоего пола, неучащихся в училищах, и учить их Закону Божию. Детей здесь чрезвычайно много (до 500), считая в том числе от 1 до 18 лет. Несмотря на то, что в духовном училище, в школе Компанейской и двух заведениях для девиц обучается до 140 человек, ко мне собирается до 150 человек. Учение сие бывает дважды в неделю: во вторник приходят девочки, а в среду-мальчики. Прошедшего 1843 лета, Уналашкинский священник Головин имел случай быть в севере Америки, близ Берингова пролива, в находящемся 128 там Михайловском редуте, Компаней устроенном (в первый раз от ознакомления Русских с тамошним краем), и во время прожития его там, он путешеетвовал по селениям туземцев и окрестил из них 163 человека взрослых. Между прочим, священник доносит мне, что народ вообще добрый и кроткий, и едва-ли не многолюднейший из всех здешних народов. На одной реке Квихпак находится жителей 3780 душ, не считая живущих по рекам, впадающим в сию реку, и по берегу морскому. А за ними далее к северу, говорит, еще более народа. Я ныне опять послал того же священника туда крестить, а между тем – собрать подробнейнпя сведения о местности тамошнего края. И если донесения его будут удовлетворительны, и особенно, если Господь благословит его новыми успехами, то на будущий год отправлю туда миссионера, имея теперь к тому средства и человека. Если Господь благоволит привести это в исполнение, то тамошняя миссия будет называться Михайловско-Квихпакская.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Нет ничего невероятного и невозможного и в том, что и самая даже кафедральная церковь епископская во всё продолжение периода оставалась деревянной. Не совсем понятно, что не построил каменной кафедральной церкви сам помянутый Святополк Изяславич. Но это может объясняться тем, что все его заботы и все его средства были посвящены построению Киевского Михайловско-Златоверхого монастыря, который в числе других монастырей действительно представлял собой монастырь великолепный. О нынешнем местечке Турове в отношении к церквам, которых в нём четыре (две приходских, одна приписная и одна кладбищенская), и которые все нового строения, см. в Историко-статистическом описании Минской епархии архимандрита Николая, СПб. 1864, стр. 275. 7. Полоцк. 1 . Кафедральная церковь св. Софии. В житии преподобной Евфросинии Полоцкой читается, что она некоторое время подвизалась «в голбце каменне» этой церкви (Памятники старинной Русской литературы Кушелева-Безбородко IV, 174), т. е. в её нижнем этаже или подвале, о каковых подвалах у церквей скажем несколько ниже. Это свидетельство не особенно определённо и может быть понимаемо и таким образом, что голбец и фундамент были каменные, а самая церковь деревянная. Вероятнейшим, однако, представляется нам думать, что вся церковь была именно каменная. Строение каменной церкви может быть усвояемо знаменитому Всеславу Брячиславичу († 1101), заботливость которого о своих церквах косвенно подтверждается тем, что он грабил чужие (Новгородской Софийский собор). 2 и 3. Две церкви Спаса и Богородицы в двух монастырях женском и мужском, созданных в одном месте преподобной Евфросинией († во второй половине XII в., после 1156) и находившихся за городом, на месте епископского сельца (ibid. стр. 178 sqq). Первая из них, построенная в продолжение 30 недель (ibidd.), существует до настоящего времени. 8. Смоленск . 1 . Кафедральный собор Успения Божьей Матери, построенной Владимиром Мономахом в 1101г. (Ипатская летопись). Существовал до начала XVI в. Нынешний времён царя Алексея Михайловича (Историко-статистическое описание Смоленской епархии, стр. 240 нач. sqq). 2 . Церковь святых Бориса и Глеба, близь места убиения последнего 641 на устье речки Смядыни (впадавшей в Днепр и ныне пересохшей), в полуверсте вниз по Днепру от Свирского предместья города, построенная князем Ростиславом Мстиславичем,– заложенная в 1145 году (Новгородская 1 летопись под этим годом, Ипатская летопись под 1197г.). В настоящее время от бывшей церкви уцелели только небольшие остатки стен, на пол аршина вышины (ibid. стр. 210 sqq.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Учитель в Екатеринославской губернии Успенский Михаил Диакон Уткин Михаил Секретарь Зубцовской городской Управы Шерстняков Николай Заведующий Киржачского женского 2-кл. училища Владимировской губернии Выпуск 9-й 1884 г. Воробьев Клементий Занимается частной деятельностью Евдокимов Александр Учитель Александро-Ксеииевск. 2-кл. училища Корчев-ского уезда Жерноков Алексей Учитель Горицкого 2-кл. училища Корчевского уезда Зуев Федор Зыков Александр Диакон в Тверской губернии Иванов Василий Учитель Лукомского училища Ржевского уезда Колесов Алексей Учитель Струженского училища Новоторжского уезда Крылов Андрей Сведений не имеется Лебедев Иван Учитель-помощник в Тверском городском училище Маторин Арсений Окончил курс в Московском учительском институте Неклюков Григорий Учитель в Севастопольском городском училище Нечаев Михаил Сведений не имеется Носков Аитон Сведений не имеется Овчинников Алексей Романовский Василий Заведующий в Екатеринославском городском училище Шевяков Петр В 1885 г. выпуска не было Выпуск 10-й 1886 г. Борисов Иван Промышленное училище им. Чижова в г. Чухломе Костромской губернии Беляев Василий Учитель Успенского в г. Торжке училища Горький Ефрем Учитель Ново-Дмитриевск. училища Новоторжск. уезда Зверьков Иван Занимается частной деятельностью Иванов Иван Учитель Титовского училища Тверской губернии Ионин Арсений Заведующий Михайловско-Васильевского 2-кл. училища Тверского уезда Кирилин Димитрий Заведующий Выдроп. 2-кл. училища Новоторжск. уезда Куницын Василий Учитель Дымцевского училища Бежецкого уезда Матвеев Иван Учитель Скоморох. училища Новоторжского уезда Меркурьев Константин Воспитатель в Тверск. колонии малолетн. преступников Невинский Константин Учитель 2-кл. при Новоторжск. учительск. семинарии Рыкунов Владимир Учитель-помощник Солодовниковского городского училища в г. Москве Ширяев Михаил Заведующий Малаховского 2-кл. училища Ржевского уезда Выпуск 11-й 1887 г. Вершинский Иван Учитель Залогинского училища Тверского уезда Воронин Александр Заведующий 2-кл. училища в Калужской губернии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но мне кажется, лучшего места для укрепления Амура нет до самого Михайловско-Богородского хребта гор, т. е. на 150 верст от Николаевска. В морском отношении, Николаевск почти нисколько не соответствует всем главным условиям, кроме возможности стоянки судов; но таких мест, как в Николаевске, т. е. посреди реки, премножество по всему Амуру и столько можно найти несравненно лучше даже несколько повыше. В заливе же подле города могут стоять только гребные суда и баржи, не более – и то не всегда спокойно от волнений; а главное неудобство – то, что ни подле, ни вблизи Николаевска нет удобного места не только для зимовки судов и постройки новых, но даже и для починки. Чтобы вытащить шхуну «Восток» на берег для починки, надобно было отвести ее туда, где зимовали суда, т. е. в Пальво, за 60 верст выше Николаевска. Относительно удобств жизни Николаевск не представляет почти никаких, кроме изобилия пока дров. Первая потребность для существования человека – воздух долго не может быть постоянно чист, до тех пор, пока окружающие его болота и тундры, на которых он стоит, не иссохнут, а для этого надобно много времени и рук. Вторая потребность, вода, которой пользуются ныне жители Николаевска, берется из залива, не имеющего почти никакого течения; тут берут воду на чай, тут же моют и белье. Хотели помочь этому колодцем, но не удалось, – и конечно, не удастся: потому что возвышенность, на которой расположен город, во-первых, состоит из глины, а во-вторых, не примыкает ни к какой горе, и оттого в ней не может быть постоянных подземных ключей, – по крайней мере, тут, где стоит город. В колодце, правда, вода есть и, конечно, натечная сверху и даже очень прозрачна; но имеет неприятный запах. Возвышенность, на которой стоит Николаевск, состоит, как я сказал выше, из (желтоватой) глины, сверху покрытой слоем другого цвета – вязкой глиной и мхом, а чернозема на ней еще очень мало. И потому чрезвычайно трудно в самом городе иметь огород, тем более, что вся площадь покрыта сплошными пнями, лиственничными и еловыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

  001     002