Деян.7:35 .  Сего Мо­исея, которого они отвергли, ска­за­в: кто тебя по­ставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явив­шегося ему в терновом кусте, по­слал начальником и избавителем. Деян.7:36 .  Сей вывел их, сотворив чудеса и знаме­ния в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в про­долже­ние сорока лет. Исх.7:11, 14 .: Деян.7:37 .  Это тот Мо­исей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воз­двигнет вам Го­с­по­дь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте. «Сего Моисея». Лжесвидетели говорили, что Стефан произносил хульные слова на Моисея ( Деян.6:11 ). Устраняя совершенно это обвинение, Стефан начинает далее в сильных чертах изображать величие сего Моисея, как избавителя, чудотворца, пророка, законодателя и посредника между Богом и народом, указывая при сем резкие черты непослушания народа Моисею и Богу, несмотря на величие Моисея. На это усиление речи указывают частые повторения выражений: сего Моисея, сей Моисей... (ст. 35, 36, 37, 38). «Которого они отвергли» – именно, как начальника и судию, бывшего таковым для всего народа в силу последующего Божественного избрания. Этот факт грубого отвержения одним евреем вмешавшегося в его дело Моисея Стефан обобщает, относя к целому народу, в том смысле, что слова одного были как бы выражением неблагодарного и жестоковыйного настроения духа целого народа. «Чрез Ангела», εν χειρ αγγλου рукою Ангела, т.е. силою Ангела, укрепляющего, охраняющего, помогающего, силою Сына Божия, прообразованного Моисеем (см. к Деян.7:30 ). Деян.7:38 .  Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорив­шим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который при­нял живые слова, чтобы перед­ать нам, Моисей представляется здесь «в собрании» – среди собрания народа – «в пустыне», у подошвы горы Синая, для принятия Закона Божия обращающимся с одной стороны «с Ангелом» и принимающим от него слова жизни, с другой стороны – «с отцами», т.е. всем тогдашним народом еврейским, которому он и передает те живые слова. «С Ангелом» – изречение Закона Моисею в кн. Исход приписывается самому Иегове; Стефан же, вместе с LXX, приписывает его Ангелу, т.е., что Бог изрек и даровал Моисею Закон при посредстве Ангела или Ангелов (см. прим. к Деян.7:53 ). Так же точно представляется дело, по-видимому, у Ап. Павла ( Гал.3:19 ; Евр.2:2 ), а из светских толкователей древности – у Флавия (Арх. XV, 5, 3). Возможно, что Стефан называет здесь Ангелом Самого Бога, как выше при призвании Моисея ( Деян.7:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

- Именно так и произошло, — подтвердил Стефан слово матери. - Да, и мгновенно вид его изменился, у него не осталось ни одного шрама на теле, — продолжала Приска, — поистине, это было чудо! - Мама, — произнес Стефан, помолчав, — давай посетим всех больных по соседству и расскажем им об этом чуде. Ведь, конечно, помнишь, как Он сказал: «Я пришел исцелить сокрушенных сердцем, проповедовать пленным свободу, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу!» Я до сих пор не могу забыть этих слов. И если Он пришел для этого, то мы могли бы доставить Ему радость, если бы стали помогать Ему в Его деле. - Ты прав, сын мой. Сейчас же отправимся в путь, — ответила Приска, — здесь живет слепец, которого мы так часто видим. Они постучались. И тотчас послышалось: «Войдите». Открыв дверь, они очутились в сенях, которые были гораздо хуже их собственных. На полу валялись солома и мусор, здесь же расхаживали козы, овцы и около дюжины кур. У стены, склонив голову на колени, сидел человек. Одет он был в узкое ветхое платье. В ответ на обычное приветствие мальчика он поднял свою голову: - Кто там? — спросил он хриплым голосом. - Меня зовут Стефан. Я сын Думаха, что живет с тобой по соседству. Мы с матерью пришли, чтобы отвести тебя к великому Чудотворцу. Он может снова сделать тебя зрячим, так как Он многих уже исцелил. - Напрасно трудился, паренек, — проворчал слепой, — разве ты не знаешь, что мои глаза были выжжены железом! Они уже совершенно высохли, и ни о каком исцелении не может быть и речи. - Ты совсем не знаешь, какой силой обладает этот Иисус! — возразил Стефан и затем начал восторженно рассказывать о своем исцелении и Гого. Но слепец только охал и плотнее закутывался в свои лохмотья. - Пойдем же с нами, — воскликнул Стефан. - Если б я был невинным ребенком, как ты, еще можно было бы надеяться, но я… не проклят ли Богом и людьми? Лучше было мне умереть. - Нет, добрый сосед, не говори этого! Я не отстану от тебя до тех пор, пока ты не пойдешь со мной! С этими словами он подошел к слепому, взял его за руку и ласково потянул за собой.

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

Несмотря на то что каждый из нас знает учение Божественное:  Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить  ( Мф.10:28 ), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души — даже праведных — к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тиранадиавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам — плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей — идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом. Усердно помогая Апостолам в раздаянии нуждающимся христианам милостыни и удовлетворении их необходимых потребностей, Стефан, исполненный веры и силы духа, совершал среди народа великие знамения и чудеса. Он исцелял больных, слепым возвращал зрение, хромых делал способными ходить. Благодать Святаго Духа влекла его и к благовествованию веры во Христа. Он горел любовью к утверждению веры в верных, а неверных своих соотечественников обличал в неверии и убийстве Спасителя. Писание повествует, что некоторые из синагоги Либертинцев, Киринейцев и Александрийцев, из Киликии и Асии вступили в спор со святым архидиаконом, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда, посрамленные, они прибегают к клевете: научив некоторых презренных людей сказать, что Стефан не перестает произносить хульные слова на Моисея и Бога, они возбуждают народ и старейшин и, схватив святого, влекут его в синедрион.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Она, наконец, имеет венец святителей , и есть Святая святых всех большая, потому что все святители и святые предстоят престолу Божию со страхом и трепетом, а Она предстоит Ему – с материнским дерзновением… И много может молитва Матери ко благосердию Владыки!!! Столько и такие добродетели составляют внутренний образ Пренепорочной Девы Марии, Владычицы нашей Пресвятой Богородицы! Но все неисчислимые добродетели и качества Божией Матери сосредоточиваются в трех главных Ее добродетелях и качествах: девственной чистоте, смирении и любви. Девственною чистотою Она приблизилась к Богу Духу Святому, смирением к Богу Сыну, любовью – к Богу Отцу; лучше же сказать – всеми тремя указанными качествами, т. е. девственною чистотою, смирением и любовью, взятыми вместе, возвысилась Она к единому в Троице Богу. (См. Пастырские собеседования за 1892 г.). III. Братия христиане, возьмите во внимание сей Божественный, внутренний образ Пресвятой Девы Богородицы, и позаботьтесь Им украсить все свои силы и способности души и тела, чтобы вам возрасти в мужа совершенна и придти в меру возраста исполнения Христова. Иначе все ваши чествования Божией Матери останутся суетными, и все молитвенные ваши воздыхания тщетными. Аминь. (Составлено по указанным источникам). Двадцать седьмой день Св. первомученик Стефан (Уроки из его жизни: а) терпение в страданиях и б) любовь ко врагам) I. Cb. архидиакон Стефан, память коего совершается ныне, был первым из семи диаконов (почему и называется архидиаконом), назначенных апостолами для попечения о бедных; он был исполнен благодати и духовной силы, и совершал великие чудеса и знамения в народе, обращая к вере в Иисуса Христа. Некоторые из иудеев вознегодовали за это на Стефана, и вступили в спор с ним; но не могли противостоять мудрости и Духу, которым он говорил. Тогда они возмутили народ, схватили Стефана, привели его на судилище и представили ложных свидетелей, которые говорили, будто Стефан произносит хульные слова на св. храм и на закон. Все, сидевшие на судилище, смотря на Стефана, увидели лицо его, как лицо ангела. Стефан защищался в одушевленной речи и смело упрекал иудеев в неверии и грехах. Когда иудеи выслушали эту речь, то возмутились и заскрежетали зубами своими. Стефан же, исполненный Святаго Духа, воззрел на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова привели иудеев в такую ярость, что они закричали громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на Стефана. Затем вывели его за город и стали бросать в него каменьями. Между тем он молился за врагов, и последние слова его были: «Господи, не постави им сего во грех!» Он первый из христиан пострадал за веру, а потому и получил прозвание первомученика.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Стефан ободряет христиан и многих язычников приводит ко Христу 1. Во времена Валериана и Галлиена многие из христиан скрывались, чтобы избежать жестокости тиранов. Другие же отдавали себя в их руки, воспринимая таким образом мученический венец. Тогда же был издан закон, согласно которому, выдавший властям тайного христианина, получает его имущество и почетную должность, какую пожелает. Тогда святой Стефан, епископ Рима, собрав всех своих клириков, обратился к ним со словами: «Мои братья и соратники, вы слышали свирепый указ диавола, обращенный к народу, что тот, кто выдаст христианина язычникам, заберет его имущество. Итак, братья, отвергните земное имущество, чтобы обрести Царство Небесное. Не бойтесь властей мира сего, но молитесь Господу Богу небесному и сыну Его Иисусу Христу, в силах Которого всех нас избавить от рук врагов наших и свирепости диавола, и спасти нас Своей благодатью». Отвечал ему священник Бон: «Мы хотим не только оставить земное имущество, но и пролить кровь за имя Господа нашего Иисуса Христа, чтобы быть достойными Его благодати». 2. Когда они так говорили между собой, все клирики припали к стопам святого Стефана со словами, что, если у кого-нибудь есть в своем доме некрещеные дети, или у соседей своих, то они приведут их к святому Стефану и крестят. Тогда святой Стефан повелел, чтобы на следующий день все собрались в крипте Неподиана. Когда они собрались в этой крипте, – а было их всего 800 человек, мужчин и женщин, то в тот же день святой Стефан окрестил их, совершив святое таинство во имя Господа нашего Иисуса Христа. По случаю их искупления, он совершил Божественную Евхаристию, и к причастию приступили все присутствовавшие. На следующий же день святой епископ Стефан посвятил трех священников, семь диаконов и шестнадцать клириков, и сел, и стал учить всех о Царстве Божием и вечной жизни. Тогда пришли многие из язычников, чтобы послушать слова его, и принимали крещение из его рук. 3. Когда это происходило, пришел некий военный трибун, по имени Немезий, имевший единственную дочь, у которой с самой колыбели были открыты глаза, но света ясного она не видела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда Господь благословил подкрепить мужество св. апостола небесным видением. Исполненный Духа Святого, Стефан увидел отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Стефан не устрашился исповедать это видение перед свирепевшими злобою врагами – судьями. «Вот, – громко воскликнул он, – я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!» После этого иудеи уже не сдерживали своей ярости. Закричав громким голосом, они затыкали уши свои и единодушно устремились на него. Как бы богохульника, его вывели за город и, приведя в долину Иосафатову, лежащую между горой Елеонской и Иерусалимом, начали побивать его камнями. Чтобы верхняя одежда не мешала сильней бросать каменьями в св. первомученика Христова, убийцы сняли ее с себя и отдали ее стеречь родственнику его, юноше Савлу. Этот будущий первоверховный апостол Христов Павел, тогда еще ревнуя Ветхому Закону, всей душой ненавидящий христиан, стерег у ног своих одежду убийц своего родственника, кипел на него яростью и поощрял убийц на убиение св. архидиакона Стефана. В отдалении, на горе Елеонской, стояла на камне Пречистая Матерь Божия со св. апостолом Иоанном Богословом и, взирая на мученическую кончину св. Стефана, прилежно молила о нем Сына Своего – Господа Иисуса Христа, чтобы Он укрепил св. мученика в терпении и принял душу его с миром и любовью. Осыпанный градом каменьев, св. Стефан зрел в небесах взирающего на кончину его Господа Иисуса и с терпением предал себя воле Божией. Во все время страданий своих он прилежно молился Богу, пока, наконец, не пришла минута смерти. В ужасном страдании, весь обагренный кровью, св. первомученик Христов произнес: «Господи Иисусе! Приими дух мой!» и, преклонив колена, громогласно вознес последнее моление свое ко Господу, молитву об убийцах своих: «Господи! не вмени им греха сего!» С этой молитвой на устах он предал святую душу свою Богу. Таким образом св. апостол и архидиакон Стефан первый принял мученический венец за Христа, почему и назван первомучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что представлял иудаизм того времени? Конечно, чтобы получить развернутый ответ на этот вопрос, надо слушать лекции Алексея Сомова, который здесь в лектории много рассказывал об иудаизме периода Второго храма. Очень кратко суммируя, можно сказать, что для иудеев того времени было три принципиальные ценности. Это земля, которую Бог дал им в наследство как знак Завета. Это храм, в котором Бог присутствует и открывается. И это Закон, явленная воля Божия, написанная на скрижалях и в тексте Торы. Стефана слушали, по-видимому, не только ортодоксы иудеи, но и христиане. И для них было важно услышать, что самому отцу веры Аврааму пришлось достаточно долго терпеть и ожидать, когда же все исполнится. Вот точно также и здесь: «И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. Но, Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. И дал ему завет обрезания». Стефан нигде не говорит, что завет обрезания должно отменить. Кстати, и Лука нигде не говорит, что обрезание должно быть отменено. Обрезание не работает для христиан из язычников, но Иерусалимский Собор не отменял обрезания для христиан из иудеев. И они, в принципе, соблюдали весь Закон. Мы видим, что и сами апостолы ходили «в храм в час молитвы девятый». Примерно, в три часа дня, когда такая полуденная жертва приносилась. «По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова. Иаков же — двенадцать патриархов. Патриархи по зависти продали Иосифа в Египет». И дальше начинается тема сопротивления. Он говорит, что патриархи, братья Иосифа, начинают противиться Богу, противиться самому Иосифу. Потом при Моисее народ будет противиться. И он спрашивает: это вы на самом деле так вот себя ведете? Да, в самом начале Книги Деяний апостольских Петр говорит: вы дети Завета, именно к вам Бог пришел для того, чтобы быть первым, и послал меня для того, чтобы первые вы получили благодать. Но здесь Стефан начинает их обвинять. Возникает вопрос, почему Петр говорит так очень аккуратно, а Стефан прямо им в лицо кидает обвинения, подобные тому, как Иоанн Креститель, например, обвинял фарисеев, что они «порождение ехидины»? Стефан тоже говорит: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противились Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». На мой взгляд, очень просто это объясняется. Все-таки Петра слушали богобоязненные люди, которые собрались в храме и которые ничего еще не делали против Христа. Здесь же собрались люди, которые конкретно представили ложных свидетелей. То есть они были уже четко в оппозиции к Евангелию, и Стефан это фиксирует. И дальше он говорит, что Бог являлся Моисею на Синае, на горе Хорив, которая не является Святой землей, которую подразумевают иудеи. Но, вместе с тем, Бог говорит о ней: вот земля святая. «Сними обувь твою с ног своих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

26. На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? 27. Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? 28. Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? 29. От сих слов Моисей убежал, и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына. Когда исполнилось ему сорок лет: в книге Исхода точно не означен возраст Моисея в это время, а сказано просто – спустя много времени, когда он вырос ( Исх.2:11 ). Указание Стефана основывается на предположении, что 120-летняя жизнь Моисея (о чем упоминается во Втор.34:7 ) разделяется на три периода, по 40 лет каждый: первые 40 лет он жил при дворе Фараоновом, вторая – в стране Мадиамской (ср. Исх.7:7 ), последние сорок лет предводил евреями в пустыне (ср. Исх.16:35 ; Чис.14:33 д. Чис.33:38 ) до прихода их к земле обетованной (у Лихтфуда). Сему преданию, отчасти основывающемуся и на сказаниях Пятикнижия, следует Стефан и здесь и далее – ст. 30 и 36. – Поразив Египтянина: «не по исступлению и не по гневу убил он, но по ревности о Боге» (Феофил.). – Он думал, поймут и пр.: замечание самого Стефана о смысле и значении поражения Моисеем египтянина, на которое в тексте сказания о сем Пятикнижия нет указания, даже намека. Стефан представляет этот факт предзнаменованием избавления всего народа еврейского от рабства египетского, которое будет совершено Богом через Моисея; народ так и должен был понять этот факт, но он не понял его (ср. Феофил.). Это непонимание Стефан приписывает, кажется, не неспособности народа понять его, но более недостатку веры народа в Бога (что Бог спасет) и надежды на освобождение. Свободно и несколько своеобразно, наглядно Стефан передает факт, рассказанный самим Моисеем в книге Исхода ( Исх.2:13–14 ). – Явился: выражение избрано такое, коим обозначаются нередко явления Бога и высших сил; оно означает здесь внезапное явление перед дравшимися Моисея, как вестника Божия, как особенного на сей раз посланника Божия с особым уполномочением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

27-е Св. первомученика и архидиакона Стефана Апостолы, желая иметь более времени для молитв и поучений, через полгода по вознесении Спасителя избрали семь одобренных ( Деян.6:3 ) мужей и рукоположили их в диаконы. Им поручено было управление и распоряжение общим имением и призрением вдов и сирот, а у алтаря раздавали они тело и кровь Господню (Игнатия посл. к Траллианам). Первым из семи диаконов был Стефан, который потому и называется архидиаконом. Он отличался особенной силой веры и красноречием, ревностно проповедовал слово Божие и указывал на конец закона Моисеева во Христе. Его обвинили перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. «Мы слышали», говорили лжесвидетели, «как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» ( Деян.6:14 ). И спросил первосвященник: так ли это? Стефан в оправдание своё произнёс речь, в которой изложил историю благодеяний Божиих к Израильскому народу и обличил не верность народа Богу. – «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались теперь вы, – вы, которые приняли закон при служении ангелов, и не сохранили». Слыша это, присутствовавшие в синедрионе рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и сказал: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Тогда толпой устремились на него, вывели за город и стали побивать камнями. Стефан молился и говорил: «Господи Иисусе, приими дух мой!» И преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего!» И сказав сие, почил. Тело его в следующую же ночь взято Еврейским законоучителем Гамалиилом и похоронено в двадцати верстах от Иерусалима (см. 2-го авг. перенесение мощей его, 4-го янв. в соборе 70-ти). Св. преподобно-мученика и исповедника Феодора Начертанного Брат св. Феофана (память которого – 11-го октября), Феодор, также бывший иноком в лавре св. Саввы Освящённого, пострадал вместе с ним, явясь твёрдым защитником почитания святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

6:2–4). Это предложение святых апостолов было одобрено всем собранием верных, которые немедленно избрали: Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, уроженца антиохийского. Самые имена сих избранников показывают, что они были родом не из тех евреев, которые жили в Иерусалиме, но из тех, которые проживали в еллинских странах, ибо имена их — не еврейские, а еллинские. Из них Стефан приходился родственником Савлу, впоследствии призванному Господом с именем Павла к вере и апостольскому служению, Павел же был родом из города Тарса, в Киликии Эти семь мужей потому избраны были из еллинов для служения бедным вдовам, чтобы еллины, доселе скорбевшие о пренебрежении своих вдовиц, успокоились наконец и перестали жаловаться и роптать. Все сии избранники были приведены к апостолам, и те помолились, возложили на них руки и посвятили их в диаконы (служители). Первым между ними был Стефан, исполненный веры и силы, и потому назывался архидиаконом. По благодати Божией, он творил много знамений и чудес среди верных: а если о чудесах его не упоминается в Священном Писании, это нисколько неудивительно, ибо и о делах Самого Христа Господа сказано: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Впрочем, с полным основанием можно сказать, что святой Стефан, подобно старейшим апостолам, возлагал руки на больных, и они становились здоровыми. Кроме сего, он был муж сильный словом и делом, верных утверждал в вере, неверных же иудеев обличал, доказывая им от Закона и Пророков, что они несправедливо, по зависти, убили Сына Божия, Мессию, ожидаемого столько веков. И когда между иудеями, и фарисеями, и саддукеями, и греческими евреями разгорелся однажды спор о Господе нашем Иисусе Христе, и одни говорили, что Он — пророк, другие же — что Он льстец, а иные — что Он — Сын Божий, святой Стефан, взойдя на возвышение, стал благовествовать всем о Христе Господе, говоря: — Мужие братие! Зачем усиливается между вами раздражение, и весь Иерусалим разделяется на партии? Блажен тот из вас, кто уверовал в Господа нашего Иисуса Христа, ибо Он, для того, чтобы освободить нас от грехов наших, сошел с небес и родился от Пресвятыя и Пречистыя Девы, избранной прежде создания мира, Он принял на Себя и понес наши немощи и недуги, слепым даровал зрение, прокаженных очищал, бесов изгонял.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010