Так с древности прозывали группу подвижников, собранных вокруг своего учителя Иоанна, который получил имя Зедазнийского по названию горы вблизи от тогдашней столицы Иверии Мцхета, где они сразу обосновались и начали строить Иоанно-Зедазнийский монастырь. То были преподобные авва Иосиф Алавердский (память 15/28 сентября), Шио Мгвимский (память в четверг Сыропустной седмицы и 9/22 мая), Давид Гареджийский (память в первый четверг по Вознесении), чудотворец Антоний Марткопский (память 19 января/1 февраля), принесший с собой Нерукотворную икону Спасителя из Эдессы, Исе Цилканский (память 2/15 декабря), Авив Некресский (память 29 ноября/12 декабря), Исидор Самтавийский, Фаддей Стефанцмидский, Стефан Хирсский, Зенон Икалтойский, Пирр Бретский, Михаил Улумбийский. Необычайность событий была в том, что эти тринадцать святых отцов – монахи и проповедники из Антиохии – за малое время основали и построили множество монастырей и церквей, быстро собрали вокруг себя учеников и последователей аскетической жизни и на многие столетия вперед определили пути развития грузинской православной святости, аскетизма и подвижничества. Первые монастыри, основанные по благословению тогдашнего католикоса Евлавия вслед за Иоанно-Зедазнийским, – Шио-Мгвимский, Давид-Гареджийский, разросшийся в обширную Лавру, Марткопский, Алавердский, Самтависский (в честь Нерукотворной иконы Спасителя), Хирсский во имя первомученика Стефана, Икалтойский (где четыре века спустя была основана Академия), Бретский, Улумбийский – стали школой грузинского монашества. С этими обителями связаны имена святых преподобных отцов – Додо Гареджийского, ученика Давида Гареджийского, Евагрия и Илии-дьякона, сподвижников Шио Мгвимского, преподобного Онуфрия Гареджийского, чудотворца (XVIII в.), Симеона чудотворца, настоятеля Лавры (1773) и многих других. Позднее к этим центрам добавились Тао-Кларджети (ныне на территории Турции), где выдающийся церковный деятель архимандрит Григол Хандзтели вместе со своими учениками и последователями построил огромный комплекс из 14 больших монастырей, а также Зарзма, Греми, Гелати.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213 Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528 3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744 Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в. 7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв. Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.). 9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в. 10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771 13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028 Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065 Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/76 или 1280 15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в. 18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693 19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335 20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в. Празднование Манглисского Креста 22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308 23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157 27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Во время разрушительных набегов персов и турок на Кахетию и Карталинию было разрушено много древних храмов, разграблено их имущество, а вместе с тем пропали и древние рукописи, в частности жития святых сирских отцов, просветителей Иверии. Это почти невосполнимая утрата. Впоследствии были собраны лишь краткие сведения о них. Но и эти сведения говорят о многом, и в них, несмотря на краткость, видна их самоотверженная деятельность во славу Божию, сила духа и святость подвижников. Это все-таки жития. Вот они. Авва Иосиф, епископ Алавердский 2 Это один из двенадцати учеников преподобного Иоанна, проповедовавший в горах Кахетии, в верхнем течении Алазани, где на месте его пустыннических подвигов возник монастырь с храмом в честь великомученика Георгия. Будучи поставлен епископом, он написал катехизис, который размножали писцы, – эти списки авва Иосиф раздавал священнослужителям, которые должны были руководствоваться этим катехизисом во время своей проповеднической деятельности. Епископ Иосиф был великий постник и молитвенник, совершенный бессребреник, и народ любил его как своего заботливого отца. Свою подвижническую жизнь окончил он в затворе. Святые мощи его положены были в его монастыре, в храме великомученика Георгия, с левой стороны алтаря под спудом. Преподобный Стефан Хирсский 3 Этот великий святой подвизался в области Кизика близ местечка Хирсы, находившегося в нижнем течении Алазани, на правом берегу реки. Здесь он основал монастырь с храмом в честь первомученика архидиакона Стефана. С крестом и Евангелием он обходил окрестные селения, просвещая Светом Христовым заблудших, убеждая упорствующих, возвращая отпавших в лоно Матери Церкви. Самый вид его, маститого старца со светлым лицом, молитвенника, его глаза, светившиеся небесной добротой, идущая от сердца речь его, – все это способствовало успеху его проповеди, как и чудеса, которые творил он силою Господней. Он закончил свою жизнь мирно и погребен был в соборном храме своего монастыря близ алтаря. Имя его знаменито и глубоко почитаемо в Иверской земле от века. Блаженный Зенон Икальтский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О четках я спрашивал у пустынников. Один из них сказал мне: «Многие великие старцы, жившие в пустыне, не носили четок; им четки были уже не нужны – молитва непрестанно текла в их сердце, они только прислушивались к ней». Он говорил: «Для пустынников четки – это только период обучения молитве». Я спросил: «А какие последующие периоды в делании молитвы?». Он сказал: «Многие старцы учат соединять молитву с дыханием. Само дыхание напоминает о молитве, как внутренние четки. Но затем, когда ум соединяется с сердцем (молитва как бы в сердце), тогда уже ум не следит за дыханием, а молитва более обращена к биению сердца и сочетается с ним; дыхание при этом сдерживается само собой; но и это не последний предел молитвы, а только ее ступень». Я спросил: «А что дальше?» – и услышал ответ: «Не знаю; старцы не любили говорить об этом». Я спросил опять: «А как у тебя идет молитва?». Он ответил: «Я вспоминаю свои грехи и прошу: помилуй – вот и вся моя молитва. Некоторые говорят, что надо молиться так, как ребенок просит своего отца, а я, как из болота, взываю ко Господу о помощи и спасении». Я вспомнил слова одного опытного старца: «Где нет покаяния, там нет Иисусовой молитвы. Иисусова молитва – это продолжительный внутренний плач о своих грехах. К Богу можно приблизиться только через покаяние». 117 Имеется в виду храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Бодбийском монастыре (в местечке Кедели), воздвигнутый над могилой святой равноапостольной Нины 118 Преподобный Стефан Хирсский и еще двенадцать сирийских подвижников во главе с преподобным Иоанном Зедазенским в VI веке прибыли в Грузию из Антиохии. Они разошлись по пределам Грузии и явились основателями грузинского монашества. Уделом Стефана и его сподвижников стала Кахети. Память преподобного Иоанна и его учеников совершается 7/20 мая. 119 Область Саингило ныне находится на территории современного Азербайджана, в районе городов Кахи и Закаталы. 120 Подвижники XIII столетия. Преподобный Пимен Юродивый – монах Давидо-Гареджийской Лавры, обличал вероотступничество и безнравственность, не взирая на лица. Преподобный Антоний Месхи – его соратник и ученик. Преподобные Пимен и Антоний проповедовали христианство ингилойцам, дагестанцам и лезгинам. Память их совершается 16/29 марта. Читать далее Источник: На пути из времени в вечность : воспоминания/архимандрит Рафаил (Карелин). - Саратов : Изд-во Саратовской епархии, 2008. - 589, с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-98599-056-0

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Наконец показалась как бы небольшая толпа нищих, запыленных, босых, в порванных одеяниях, но в куколях с крестами на голове, по обычаю сирских иноков. Это был святой Иоанн Зедазнийский, келейник его диакон Илия и двенадцать учеников его. А эти двенадцать были: преподобный Шио Мгвимский, образец слез и плача христианского, крепость Грузинского царства; преподобный Давид Гареджийский, блистающий жемчуг святости; преподобный Антоний Марткопский, многосветлое солнце постничества; преподобный Исе (Иессей) Цилканский, сосуд всесвятой любви и непорочности; преподобный Иосиф Алавердский, вожделенный цвет девственности; преподобный Стефан Хирсский, исполненный духовной силы и Божественного ведения; преподобный Авив Некресский, украшение святомученичества; преподобный Пирр Бретский, благоухающий небесный цвет плача; преподобный Зенон Икальтский, столп всепобеждающего послушания; преподобный Михаил Улумбийский, ревнитель Христовой правды; преподобный Исидор Самтавийский, цветущий вертоград всех добродетелей, и преподобный Фаддей (Тате) Мамебский, образец всякого воздержания Христа ради. Все эти духовные качества, конечно, не разделялись по одному на каждого, а присущи были всем, да и не все добродетели названы здесь. Сад христианских добродетелей преисполнен доброт и не увядает никогда в таких душах, какие были у Иоанна Зедазнийского и его спутников. Католикос Евлалий обнял святого Иоанна и сказал: – Для благих дел пришел ты к нам, отче! Святой Иоанн поклонился ему со словами: – Владыко! Благословен Бог , удостоивший меня чести видеть твою святость. И принял со всеми учениками своими благословение от предстоятеля Церкви Иверской. И хотя владыка говорил по-грузински, а глава пришедших отцов по-сирски, они поняли друг друга, вразумленные Духом Святым. После этого отправились они все в храм Животворящего Столпа и молились там со всем народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6. С. 7-15; Замечательная Карловацкая плащаница 1756 г.//Херсонские ЕВ. 1904. 10. Приб. С. 277-282; Армяно-татарское столкновение перед судом истории. СПб., 1905; Иверийцы как пилигримы и основатели обителей в святых местах Востока. Тифлис, 1905 (То же//История Грузинской Церкви XX-XXI вв. Тбилиси, 2008. Т. 2. С. 249-254); Казбегский миссионер, иером. кн. Виссарион Павленишвили. СПб., 1905; О паломничестве грузин в святые места//Кавк. край. 1905. 12; Церк.-ист. очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность: По поводу его 50-летия, 1853-1903 гг. Од., 1905; Абхазия: Церковно-ист. эскиз. СПб., 1906 (То же// Гамахария Д. Святой священномученик Кирион II (Садзаглишвили) и Абхазия. Тбилиси, 2006. С. 423-428); Принятие арм. архиеп. Миною православия в 1740 г.//Отголоски. Тифлис, 1906. 12; Четыре доклада в пользу Груз. Церк. автокефалии//Журналы и протоколы заседаний Предсоборного Присутствия. СПб., 1907. Т. 3. С. 43-58; Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Тбилиси, 2010; Крест св. Нины в связи с вопросом о значении креста в древности. Х., 1912. (Крест в мире языческом и христианском; 1); Материалы для груз. словаря// Такаишвили. Древняя Грузия. 1913. Т. 2. Ч. 3. С. 1-27; Материалы для истории Армяно-Григорянской Церкви в России//Закавказская речь. 1914. 17; Грузинские фемы в Византии: Халдия и Иверия. Полоцк, 1916; Клемакс св. Иоанна на груз. языке: Крит. обзор. Полоцк, 1916; Обилие церк. древностей в России и настоятельная необходимость открытия кафедр археологии в семинариях// Он же. Санаксарские этюды. Витебск, 1916; Страдная эпоха (XVIII в.) рус. монашества и его поборник Феодор Ушаков//Там же; Преподобный Стефан и основанный им Хирсский мон-рь/Сост., пер. на рус.

http://pravenc.ru/text/Кирион III (II) ...

Сосипатр, ап. из LXX, 4 января, 28 апреля и 10 ноября. Сессий диак. IV в., 21 апреля. Сосфен, ап. из 70, 4 янв. и 8 дек. София, кн. Слуцкая, 1617 г. 19 мар. София муч. II в. 17 сентября. София муч., 18 сентября. София и Соломонида 1542 года, 16 декабря. Софония пророк, 3 декабря. Софроний иерусал. около 638 года, 11 марта. Софроний затворник, 11 марта. Софроний преп. около 1510 года, 28 мая. Спиридон Серб. 1388 г., 30 авг. Спиридон просфорник не прежде 1448 г., 31 октября. Спиридон Тримиф. 348 г. 12 дек. Стахий, ап. из 70, 4 января и 31 окт. Стефанида муч. II в., 11 ноября. Стефан архид., 4 янв., 2 августа, 27 декабря. Стефан муч. 1552 г., 24 марта. Стефан чудотворец, IX в., 28 мар. Стефан Пермск. 1396 г., 26 апр. Стефан Волынск. 1094 г., 27 апр. Стефан Комельский 1542 года, 12 июня. Стефан, ап. из LXX, 15 июня Стефан Савваит, 794 г., 13 июля. Стефан Махрищ. 1406 г., 14 июля. Стефан Лазаревич Серб. 1427 г., 19 июля. Стефан папа 257 г., 2 августа. Стефан Первовенчан. 1224 г, 24 сентября. Стефан Щилянов. 1515 г., 4 окт. Стефан Дечанск. 1336 г., 11 нояб. Стефан испов. 767 г., 28 нояб. Стефан Бранков. 1476 г., 10 дек. Стефан Сурожский 745 г., 15 декабря. Стратоник муч. IV в., 13 января. Стратон муч. (и Евангел), 7 июля. Стратор мучен., 320 (и Филий), 15 сентября. Сухия, муч. 123 г., 15 апреля. Симеон, сродник Господень, 4 янв. и 27 апреля. Симеон Нигер, 4 января. Симеон Богоприимец, 3 февраля. Симеон Тверский 1289 г., 3 февр. Симеон, арх. Новгород., 1421 г., 10 февраля и 4 окт. Симеон (см. Неемань-Стефан), 1200 г., 13 февраля. Симеон, новый Богослов, 11032 г., 12 марта. Симеон Персидский 344, 17 апр. Симеон Босой, 19 апреля. Симеон Дивногорец 596, 24 мая. Симеон Юродивый около 590 г., 21 июля. Симеон Столпник 459. 1 сент. Симеон Верхотурский 1642 года, 12 сентября. Симеон Переяславский 1239 г., 21 сентября. Симеон метафраст не позже X в., 9 ноября. Т аисия Александ. 400 г., 10 мая. Таисия Фиваидская 340 г., 8 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

18 (5) июля – святитель Стефан, епископ Регийский. 26 (13) июля – преподобный Стефан Савваит, творец канонов. 27 (14) июля – преподобный Стефан Махрищский. 31 (18) июля – святитель Стефан, архиепископ Константинопольский. 1 августа (19 июля) – блаженный Стефан Сербский. 13 августа (31 июля) – преподобный Стефан князь. 15 (2) августа – первомученик Стефан, архидиакон (перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь) и священномученик Стефан, папа Римский. 25 (12) августа – преподобный Стефан. 28 (15) сентября – первомученик Стефан архидиакон (обретение мощей). 7 октября (24 сентября) – блаженный Стефан Сербский. 11 октября (28 сентября) – мученик Стефан. 15 (2) октября – мученик Стефан Казанский (Рус.). 17 (4) октября – праведный Стефан Щилянович. 10 ноября (28 октября) – преподобный Стефан Савваит, творец канонов. 12 ноября (30 октября) – праведный Стефан Милютин, король Сербский. 13 ноября (31 октября) – мученик Стефан. 24 (11) ноября – мученик Стефан Дечанский (Серб.). 11 декабря (28 ноября) – преподобномученик и исповедник Стефан Новый и мученик Стефан. 15 (2) декабря – праведный Стефан Урош, царь Сербский. 22 (9) декабря – преподобный Стефан Новосиятель. 23 (10) декабря – блаженный Стефан, правитель Сербский. 28 (15) декабря – святитель Стефан исповедник, архиепископ Сурожский. 30 (17) декабря – преподобный Даниил исповедник, в схиме Стефан. СТИЛИАН . 9 декабря (26 ноября) – преподобный Стилиан Пафлагонянин. СТИРАКИЙ . 21 (8) августа – мученик Стиракий. СТРАТОН . Воин (греч.). 30 (17) августа и 2 сентября (20 августа) – мученик Стратон. СТРАТОНИК, СТРАТОНИК . Воин-победитель (греч.). 26 (13) января, 17 (4) марта и 22 (9) мая – мученик Стратоник. 22 (9) сентября – см. Стратор. 26 (13) сентября и 13 октября (30 сентября) – мученик Стратоник. СТРАТОР . Воин (греч.). 22 (9) сентября – мученик Стратор (известен также под именем Стратопик). СУИМВЛ . 8 апреля (26 марта) – мученик Суимвл. СХИНОН . 5 января (23 декабря) – мученик Схинон. ТАВРИОН . Воловий, бычий или возможно, из племени тавров (греч.).

http://zavet.ru/b/names/001.htm

«Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» ( ). Благодать Духа увлекала Стефана все к большему и большему преуспеянию, потому что беспредельность его веры возбуждала в нем ревность. Поставленный дьяконом, он явил себя мучеником; назначенный для нужд вдовиц, он употребил благодать на чудеса; был назначен служителем трапезы, и сделался совершителем чудес. «Стефан, исполненный веры и силы». Пусть, говорит, Стефан по имени своему будет венком победы, именно Стефан, опытом исследовавший борьбу, никому неизвестную, показавший миру сражение беспримерное. Это не свойственно человеческой природе, и Стефан один противостал бестелесному воинству. Вера возбудила его к таким подвигам, надежда дала ему силы бороться до конца. «Стефан, исполненный веры и силы». Стефан показал начальника злобы пленником, доблестною решительностью воздвиг над ним трофей, приготовил слезы демонам, а людям радость, явился вождем сражающихся за Христа. Кто бы ни предпринял теперь борьбу за Христа, в Стефане он имеет учителя, кто бы ни выступил на подвиги мученичества, Он будет подражать Стефану. Стефан – начальник подвизающихся за Христа, Стефан – основание умирающих за Него. «Стефан, исполненный веры и силы». Отовсюду укреплен этот воин Христов, отовсюду защищен бронею благочестивый военачальник. Достаточно, говорят, этого для победы, довольно для того, чтобы воздвигнуть трофеи! Вера и сила и начальника злобы победили, и иудеев изумили. «Исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» ( ). Множество чудес явил избранник, великие знамения совершил воин Христов. «Совершал великие чудеса и знамения в народе» ( ); хромым давал он способность ходить, расслабленным дарил здоровье, чтобы возбудить к зависти первосвященников: до такой степени страстно он желал вкусить смерть за Христа! Тогда-то вооружается против него пятиградие нечестивейших людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010