401 Сулимень – Сулейман, сын Урхана, османский эмир. В 1352 г. он захватил крепость Цимпе на европейском берегу пролива Дарданеллы, на Галлипольском полуострове – этим было положено начало вторжению турок в Европу. 402 ...при цари гречестем Андрониц, имущу рать со братомъ своим. – После смерти Андроника III власть перешла к его сыну Иоанну V. Однако регент Иоанна – Иоанн Кантакузин объявил себя императором и фактически правил страной в 1347–1354 гг. После свержения Иоанн постригся в монахи и умер в 1383 г. 403 Амурат – османский султан Мурад I (1362–1389). При нем турки подчинили себе обширные районы с городами Адрианополь (Эдирне), Филипполь (Пловдив), София, Шумен, Ниш. Мурад был убит в Косовской битве сербским воином Милошем Обиличем, проникшим в его палатку. Однако благодаря решительности сына Мурада – Баязида (султан в 1389–1402) битва была выиграна, и Сербия стала вассалом турок. 404 Равница – Раваница – монастырь в долине реки Ресавы, правого притока Моравы. В 1391 г. туда было перенесено тело князя Лазаря. 405 ...Громъ нареченый по своему их языку... – Баязида именовали «Иылдырым», что значит «молния», «молниеносный». 406 ...князь великий Стефанъ...Стефан Лазаревич, сербский князь (1389–1427, с 1402 г. – деспот). 407 ...покори царя Срацимира болгарьскаго... – В 1393 г. турки захватили Тырново, столицу одноименного царства. Видинское царство просуществовало еще три года, но в 1296 г. после битвы при Никополе Видин был захвачен, царь Иван Срацимир взят в плен, и Болгарское государство прекратило свое существование. 409 ...дщерь ея Оливеру въ жену... – Дочь Лазаря стала женой Баязида, а сама Сербия вассалом турок: Стефан Лазаревич и брат его Вук были обязаны являться со своими воинами на службу к султану. 410 ...умышляеть брань на угры и волохи. – Битва с валашским господарем Мирчем произошла в 1395 г. 411 ...краль Марко... – Сын краля Вукашина, владетель удела со столицей в г. Прилеп. Марко погиб в 1395 г. Его эпический двойник – Марк Королевич – популярнейший герой сербского героического эпоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

44 Из сербских государей Стефан Неманя, первовенчанный Стефан, Владислав, Урош, Драгутин, Мплутпп, Урош и Дечанский назывались королями, а Душан и Урош– царями. Столицею их были города: Десница, около южной Дрины, потом в 2 половине XI в. Скутари, в ХП– ХШ веке Раса (близ нынешнего Пазара), при Дечанском и Душане две столицы: Призрен и Скопия; при Стефане Лазаревиче– Белград, при Бранковиче – Смедерево (на Дунае). – Голуб, стр. 443– 444 46 Гойку он поручил управление Дакиею и Македонией, а Углеше– Яниною и другими областями, завоеванными от Византии. Углеша носил титул: «Благоверный Кесарь Господарь Серблем и Подунавию и всех западных стран». 48 По словам Муравьева, Милица была дочь Юга-Богдана Житие свят. слав, и иверск. июнь, стр. 206. 49 В каких размерах Сербия была при Лазаре, см. у Голуб, стр. 440. – Лазарь титуловался так: «Во Христа Бога благоверный, самодержавный господин Серблем и Подунавию Стефан князь Лазарь», или так: «Князь самодержец всей сербской земли». Ист. серб. яз. Майкова, стр. 267. 50 Коссово поле, между Македонией и Босною, имеющее около 80 верст длины, и 30 в. ширины, пропитано кровью человеческою. Тут лилась кровь в 1073 г., когда оно принадлежало еще болгарам, и когда Сербы сражались здесь с греками и союзниками их, болгарами; лилась в 1170 г., когда Неманя должен был отстаивать самодержавие против братьев своих, и помогавших им греков и франков; лилась в 1389 г., когда сербское государство должно было потерять свою независимость, лилась в 1403 г., когда сербы хотели было возвратить свою независимость, лилась в 1448 г., когда герой Гуниад три дня бился с турками, и проиграл сражение, лилась в 1689 г. во время сражения австрийцев с турками, лилась в 1831 г., когда турки разбили босняков, восставших против янычар. Собр. соч. Гильферд. 231 –233. 52 Милица, по словам других Ангелина, в старости постриглась в монашество с именем Евгении в монастыре Люботинии. ею основанном: здесь она и скончалась 11 ноября 1405 г. – Филар. архиеп. жит. св. июль, стр. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

546 Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урошь в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался еще Драгославом (Летопись в Гласнике (Кн. 1); Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (ИОРЯС. Т. I), должен быть отнесен ко времени 1237–1270 гг. При том же Уроше в 1252 г. переведен был Номоканон с полными правилами и толкованиями (Григорович В. Очерк путешествия), который потом перешел в Россию. Об Уроше летопись в Гласнике (Кн. 5). 549 О Владимире, графе Омышском, см.: Francesco Maria Appendini. Notizie istorico- critiche sulle antichita, storia e letteratura de Raguseï in 2 t. Ragusa, 1802. Т. I. 550 В Гласнике (Кн. 7) указывают церковь св. Стефана в Белом поле, построенную королем Владиславом (см.: Записки географического общества. Т. XIII). В 1242 г. король Владислав дал земли монастырю св. Николая Вранинскому и еще Богородичному монастырю, что в Быстрице (Miklosich. Monumenta Serbica). 551 Родослав у Раича (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Основания для мысли, что Владислав был жив при короле Уроше I, приводимые Майковым (Майков А.А. История сербского языка), очень не тверды. По летописи «Владислав, муж во крепости, умирает, не оставив сынов, но токмо две дщеры» (Гласник. Кн. 5). Изгнание Родослава из Сербии надобно относить к январю 1234 г., а февраля 4-го 1234 г. написан им из Рагузы протест против брата. Итак, Владислав управлял Сер- биею в 1234–1242 гг., восемь лет. Даниил считает 7 лет оттого, что пока Родослав не принял монашества, он назывался еще королем. 552 Гласник. Кн. 3. В грамотах Владислав писался так: «Стефан Владислав с по- мокию (помощью) Божиовь краль всех Рашских земель и Диоклитие и Далмацие и Травуние и Захльмие». Царь Алексей Михайлович грамотою 1653 г. дозволил Милешеву монастырю чрез 4 года присылать в Россию 4 иноков для сбора подаянии (см. грамоту в: Северный архив. 1823. Ч. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1868-м голу разрешено сооружение пристройки к Свято-Духовской церкви с Юго-Восточной стороны, над фамильным склепом, Петербургскому губернатору, впоследствии графу Николаю Васильевичу Левашеву 4080 . В 1868-м году начата постройкой и в 1871-м году митрополитом освящена Николаевская церковь на новом за соборном кладбище, получившем по церкви именование Никольского. Церковь сооружена купцом Николаем Ивановичем Русановым, которому принадлежит 22 могильных под церковью места из 45-и 4081 . 1-го мая 1869-го года коммерции советник Дмитрий Михайлович Полежаев, схоронивший в 1867-м году на новом Лазаревском кладбище свою жену Марью Ивановну, вместе с своим братом Николаем подал митрополиту прошение о позволении им выстроить на новом Лазаревском кладбище на свои средства храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Они обязывались снабдить храм всеми Богослужебными принадлежностями и внести 10.000 рублей на его содержание и просили предоставить в их распоряжение половину устраиваемых в храме 56-и могилных мест. Преддожение было принято 4-го июня 1869-го года начаты были работы, 26-го сентября митрополитом произведена закладка храма, размером в 15 х 5 сажень, и 2-го февраля 1873-го года он был митрополитом же освящен. Церковь была выстроена по плану архитектора Гребенки 4082 . При митрополит Исидоре в лаврской Киновии в 1861-м году устроена была деревянная церковь Всех святых, вместо прежней двухэтажной, размером 4½х6½, сажень. В 1868-м году, 28-го июля, был митрополитом освящен сооруженный потомственным почетным гражданином Николаем Васильевичем Набилковым с родственниками величественный каменный, 5-и главый храм Святой Троицы. Ко дню освящения строитель снабдил храм и ризницей. В храме устроены 2 придела, оставшиеся не освященными для Богослужения, в виду достаточного числа церквей в Киновии 4083 . В 1889-м году, 5-го октября, по представлению Духовного Собора, митрополитом разрешена была постройка усыпальницы – палатки при Феодоровской: церкви, для погребений, в 14х10 сажень, на 167 двух-ярусных могильных мест. В виду обширности сооружения явилась мысль палатку устроить церковью. Новосооруженная церковь посвящена была преподобному Исидора Палусиоту и митрополитом Исидором освящена 6-го октября 1891-го года 4084 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Евгений (Мерцалов) Евгений (Мерцалов Евгений), еп. Олонецкий. Родился 6 марта 1857 года в Тульской епархии. В 1878 году окончил Тульскую духовную семинарию и определён надзирателем в Ефремовское духовное училище. 1 окт. 1883 года рукоположен во священника. В 1889 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1893 году со степенью кандидата богословия. В 1895 году назначен преподавателем Олонецкой семинарии. В 1901 году пострижен в монашество и определён инспектором той же семинарии. В 1902 году – ректор Олонецкой духовной семинарии в сане архимандрита. В 1903 году – ректор Тверской семинарии. 16 дек. 1907 года хиротонисан во епископа Муромского, Владимирской епархии. Хиротония состоялась в соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: Антоний, митр. СПб.; Владимир, митр. Московский; архиепископы: Агафангел Рижский, Димитрий Херсонский и Одесский, Николай б. Таврический, Сергий Финляндский, Арсений Псковский и епископы: Стефан Могилёвский, Евлогий Холмский, Антонин Нарвский, Нафанаил Козловский, Кирилл Гдовский, Митрофан Гомельский. С 14 июня 1912 года – епископ Юрьевский, вик. Владимирской епархии. С 1919 года – епископ Олонецкий. Скончался около 1920 года. Духовный писатель. Труды «Гефсиманская весь и Вифания». (Из очерков паломника) Муром, 1909 «Горняя». (Из очерков Паломника) Муром, 1909 «Иордан и мёртвое море» Муром, 1909 «Вифлеем». (Из очерка Паломника) Муром, 1910 «Как совершалась канонизация святых в первое время существования Русской Церкви» Муром, 1910 «Житие св. прав. Иулиании Лазаревской». В двух редакциях и служба ей СПб., 1910 «О церковном прославлении и почитании св. прав. Иулиании Лазаревской». (Истор. очерк) Муром, 1910 Речь при наречении его во епископа «Приб. к „ЦВ“» 1908, 1, стр. 35 Литература «Церк. Вед.» 1907, 49, стр. 417. 1912, 26, стр. 261. 1912, 35, стр. 337 «Приб. к „ЦВ“» 1907, 51–52, стр. 2344 «Мисс. Календ.» 1907, стр. 132 «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год» стр. 140–141 Булгаков стр. 1396 т. II, стб. 2425 т. XVII, стб. 167 32, стр. 6 Заметки и дополнения Е.М. Regel’son 525 1920 gestorben Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феодор. Он уговорил воеводу помолиться у Владимирской иконы и дать обещание помогать обители на Чёрной горе. Наутро восставшие освободили Милюкова. Воевода призвал к себе сподвижника М.- мон. Иону, находившегося в те дни в городе, и передал для Черногорской обители «книги, и воск, и паволоки же, и сребро на строение церьковное» ( Савельева. 2010. С. 97). 22 авг. 1629 г. в Черногорскую обитель была принесена Грузинская икона Божией Матери . Согласно «Сказанию о пришествии...», в 1626 г. ярославец Стефан Лазарев, управляющий имением купца Георгия (Третьяка) Лыткина, купил чудотворную икону в Персии, куда она была вывезена из Грузии в 1622 г., во время завоевания страны шахом Аббасом I. Когда Лазарев еще находился в Персии, купец во сне получил откровение, что его приказчик приобрел некий «бесценный бисер», к-рый нужно передать в Черногорский мон-рь (Лыткин хорошо знал эту обитель, он посещал ее, вероятно, в 1613, когда был в Холмогорах по торговым делам; в том же году он пожертвовал в мон-рь 2 печатных Октоиха и Апостол). По прибытии иконы в Ярославль купец сообщил о чудесном повелении патриарху Филарету и по его благословению привез чудотворный образ на Чёрную гору, где начались чудесные исцеления. Во время всенощного бдения прозрел слепой мон. Питирим (Чудо 1 «Сказания о пришествии...»). По грамоте от 11 янв. 1630 г. Новгородский митр. Киприан установил еженедельное пение молебнов Грузинской иконе в Черногорской обители по вторникам (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 655. Л. 63-63 об.; опубл.: Савельева. 2010. С. 37-38). Согласно описанию Лыткина, чудотворный образ был греч. письма, «обложен... весь серебром резью, венцы, средина и поля, и позолочен весь оклад почестным золотом, а подложен тот образ канвою алою, цена всему окладу 14 рублей»; икона имела в длину 10 вершков, в ширину - 7 ( Макарий (Миролюбов). 1880. С. 12). На средства купца в мон-ре был построен храм в честь Похвалы Пресв. Богородицы (в «Сказании о пришествии...» указана дата его освящения - 20 июня 1633). В письме от 10 янв.

http://pravenc.ru/text/2561300.html

Рыдаешь, Иисусе – сие смертного существа: Оживляешь друга Твоего, сие Божественныя крепости, – говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения. День тридцатый. Память святителя Софрония, епископа Иркутского Святитель Софроний, епископ Иркутский, известный под фамили­ей Кристалевский (в миру Стефан), родился в Малороссии в Чернигов­ском полку в 1704 году. Отец его Назарий Феодоров был «посполитый человек» (то есть простолюдин, крестьянин; в данном случае служивый крестьянского происхождения). Детские годы святого Стефана проходили в местечке Березань Пе­реяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У святого Стефана было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата – Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорско­го Золотоношского монастыря. С возрастом святой Стефан поступил в Киевскую Духовную академию, где в то время обучались два дру­гих будущих святителя – Иоасаф, епископ Белгородский (10 декабря 1754 г.), и Павел, митрополит Тобольский (4 ноября 1770 г.). Получив духовное образование, святой Стефан поступил в Крас­ногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в По­кровский, а с 1789 г. преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иеруса­лимского (память 11 марта). В ночь после пострижения в монашество святой инок Софроний услышал в Покровском храме голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», – предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом иеромонаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: «После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятии в Александро-Невский монастырь, от ко­торого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его ар­хиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

569 Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урошь в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался ещё Драгославом (Летоп. в Гласнике I, 165. Раич II, 387). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (Изв. акад. Ï 248, 249) должен быть отнесён ко времени 1237–1270 г. При том же Уроше в 1252 г. переведён был номоканон с полными правилами и толкованиями (Григоровича 182, 183), который потом перешёл в Россию. Об Уроше летоп. в Гласнике V: 49, 50. 573 Аврамовича Памятники 8. О Владимире графе омышском Аппендини Noticie Storico-critice sulla antichita dei Ragusci T. I, 280. 574 В Гласнике VII, 328 указывают церковь св. Стефана в Белом поле, построенную кор. Владиславом. Сл. Зап. геогр. общ. XIII, 314. В 1242 г. кор. Вла­дислав дал земли монастырю св. Николая вранинскому и ещё Богородичному монастырю, что в Быстрице (Miklosch. Monum. 32, 34). 575 Родослав у Раича II, 378–386. Основания для мысли, что Владислав был жив при кор. Уроше I, приводимой Майковым (стр. 223–225) – очень не тверды. По летописи «Владислав, муж во крепости, умирает, не оставив сынов, но токмо две дщеры». Гласник V, 48. Грамоты 1235, 1239 г. у Шафарика в Памят. 2, 12–14. Летопись 2, 51 «богоугодно и благочьстивно поживь».– Самая поздняя грамота Владислава вранинская 6750 (1242) у Миклошича 32. Изгнание Родослава из Сербии надобно относить к январю 1234 г., а февр. 4, 1234 г. написан им из Рагузы протест против брата. Итак, Владислав управлял Сербиею 1234–1242 г. восемь лет. Даниил считает 7 лет от того, что пока Родослав не принял монашества, он ещё назывался королём. 576 Гласник III, 203–206. В грамотах Владислав писался так: «Стефан Владислав с поможию (помощию) Божиовь краль всех рашских земль и диоклитие и далмацие и травуние и захльмие» – Аврамовича Памят. 7. Ц. Алексей Мих. грамотою 1653 г. дозволил Милешеву монастырю чрез 4 года присылать в Россию 4 иноков для сбора подаяния. Грамота в Сев. архиве за 1823 г. ч. 5. стр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мастера имели преимущество пред прочими иконописцами, так как жалованные, или пожалованные пред кормовыми, а Московские пред городовыми. Как художники входят в состав истории художеств в России и объясняют нам памятники: то мы и повторим здесь имена их от начала до конца XVII века, сколько могли их найти в делах Патриаршего и монастырского приказов, Придворного Архива и в надписях на образах: Иван и Борис Паисены, или Поисенны, Назар Истомин, Сидор Поспеев, Бажен Савин, Марк Матвеев, Феодор Козел, Кондрат Иевлев, Григорий Зотиков Ярославец, Егор Зиновьев, Богдан Тонков, Феодор Напин, Наум Андроников, Леонтий Тимофеев, Насон Лазарев, Царский изограф Симон Ушаков, Иван Лебтуров, Василий Феодоров, Федот Тимофеев, Мокей Никитин, Феодор Гаврилов, Афанасий Федоров, Семен Павлов, Стефан Рязанец, Григорий Иванов, Иван Кириллов, Филипп Павлов, Стефан Вавилов, Андрей Голицын, Севастиан Дмитриев, Василий Ананьин, Прокопий Семенов, Федор Карпов, Федор Саввин, Семен Иванов, Филипп Иванов, Родион Козьмин, Тимофей Степанов, Григорий Мартьянов, Гурий Никитин, Флор Леонтьев, Феодор Григорьев, Андрей Тарасов, Ириней Дели, Иван Словен, Фока Протопопов, Иван Арсеньев, Семен Федоров, Василий Яковлев, Янка Марков, Семен Болховитинов, Стефан Ошурин, Феодор Козлов, Семен Степанов, Иван Козлов, Феодор Евстафьев, Никита Павловцов, Сергей Рожков, Иван Леонтьев, Иван Филатов, Феодор Матвеев, Мирон Кирилов, Никифор Вовыкин, Леонтий Степанов, Спиридон Григорьев, Тимофей Рязанец, Филипп и Семен Павловы, Иван Володимеров, Меркурий Яковлев, Кирилл Яковлев, Кирилл Обросимов, Юрий Иванов, Иван Володимеров меньшой, Иван Федоров, Любим Иванов, Андрей Юрьев, Семен Константинов, Иван Александров, Андрей Моховиков, Алексей Гаврилов, Герасим Ильин, Козьма Константинов, Любим Нефедьев, Михайло Милютин, Дорофей Ермолаев, Феодор Зубов Федор Анкундинов, Григорий Никитин, Феодор Рожнов. В числе их находятся трое жалованных иконописцев, которых имена и отечество встречаются на Каппониановых картинах: Андрей Ильин (1668 г.), Сергей Васильев (1667 г.) и Никита Иванов Пикторов (1689 г.) 221 . Это самое служит доказательством, что сии картины, коими славится Витикан, писаны в Москве, в XVII веке 222 . Царские иконописцы между собою составляли товарищества, писали по указу иконы и фрески на стенах церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

отрывки опубл.: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие. С. 473-474). В 1367 г. лаврский мон. Прохор, брат гос. деятеля Димитрия Кидониса, был изгнан из В. Л. за опровержение богословской системы Григория Паламы с т. зр. лат. богословия и осужден на К-польском Соборе 1368 г. ( Pavlikianov. P. 98-99). С сер. XIV в. серб. правители стали одними из основных жертвователей мон-ря. В 1347 г. Стефан Душан , совершив паломничество в В. Л., подтвердил ее имения своим хрисовулом, а также пожаловал мон-рю в полное владение землю в дер. Сидирокавсия и 300 иперперов (т. е. номисм) годового дохода от владений в Хрисополе и мон-ря Богородицы в Элевсе. На эти средства содержалась монастырская больница. Кроме того, В. Л. отошел годовой доход от литейной мастерской в селах Трилису и Вронду ( С. 73-74). Супруга Стефана Душана Елена подарила В. Л. мон-рь Всех святых. Благодеяния В. Л. продолжали оказывать серб. кор. Стефан V Урош (хрисовул 1361 г.) и деспот Стефан Лазаревич (хрисовул 1407 г.). В 1367 г. К-польский Патриарх Филофей Коккин завещал В. Л. подворье вмч. Димитрия недалеко от ворот Платея в К-поле (Actes de Lavra. Pt. 3. N 144). Сохранился документ (питтакий) имп. Иоанна V Палеолога, в к-ром он просил еп. Трапезундского Феодосия оказать финансовую помощь В. Л. (ок. 1370-1391 - Pavlikianov. P. 99). В кон. XIV в. из-за опустошительных пиратских набегов и войн, в к-рые была вовлечена Византия, мон-рь начал приходить в упадок, причем не только экономический, но и духовный. Вместе с сокращением числа братии произошло ослабление дисциплины монашеской жизни. Общежительный устав был упразднен в кон. XIV в., и обитель стала особножительным (идиоритмическим) мон-рем с особым «лаврским» (согласно 4-му Типикону) уставом, подобным уставу палестинских лавр. По свидетельству рус. путешественника Игнатия Смолянина (1396-1402), в самом мон-ре было 8 церквей, 13 - в его окрестностях и 20 - в отдаленных монашеских поселениях, принадлежащих В. Л. Из ныне существующих он упоминает Кавсокаливии, Керасью, Милопотам, келлию прп.

http://pravenc.ru/text/150059.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010