Спасла Византию безграничная энергия императора, не устававшего предпринимать меры по организации общехристианской коалиции против османов. Отправив очередное письмо папе, св. Мануил II понял, что толку от него не будет. И тогда он решился на то, что ранее казалось бессмысленным без Рима – направить прямые послания к королевским дворам. Как ни странно, но этот шаг дал гораздо больший результат. В частности, послание царя к Венгерскому королю дало больше, чем годы переписок с Римской курией 766 . Впрочем, этот результат понятен: к тому времени турецкая угроза стала настолько реальной для государств Западной Европы, что Венгерский король Сигизмунд мгновенно солидаризировался с Византийским императором и сам выступил инициатором нового Крестового похода. Сигизмунд разослал просьбы ко всем монархам, и не без успеха. Правда, Франция, Англия, Польша и Германия выделили лишь по небольшому отряду рыцарей. Но в целом за счет чехов, итальянцев, бургундцев и баварцев получилось довольно боеспособное крестоносное войско, во главе которого стал сам Венгерский самодержец. Всего под его знаменами в 1396 г. находилось до 10 тысяч человек и грузовой флот для перевозки по Дунаю продовольствия. Эта неожиданная помощь пришлась как нельзя вовремя: по-видимому, в противном случае Константинополь должен был неизбежно сдаться османам. Теперь же Баязед вынужденно свернул осаду и срочным маршем направил свои войска против крестоносцев 767 . Венгры с союзниками тем временем взяли город Видин, Рахов сам открыл им свои ворота, и лишь Никополь на 16 дней задержал их продвижение. Но навстречу латинянам уже двигался «молниеносный» Баязед с войском численностью 12 тысяч бойцов. Обиднее всего было то, что, соблюдая вассальную клятву, Сербский князь Стефан Лазаревич (1389–1427) с отрядом сербских рыцарей находился в армии мусульман. В общем, силы противников были почти равны, крестоносцы даже имели известное преимущество за счет тяжеловооруженной рыцарской кавалерии. Но, в отличие от турок, воля которых была сжата в железных руках султана, у крестоносцев единое руководство, как обычно, отсутствовало. И главенство Сигизмунда Венгерского являлось скорее номинальным. Король созвал военный совет, но французские рыцари потребовали уступить им право первой атаки и ничего не желали слышать о действиях остальных отрядов. Пока они спорили, цвет османского войска – янычары заняли удобные позиции на возвышенности южнее Никополя и окопались; остальные войска расположились на флангах и в засаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЯЛОСТОЦКИЙ [польск. Biaostocki] Ян (14.08.1921, Саратов - 25.12.1988, Варшава), польск. историк и теоретик искусства, специалист по иконографии и иконологии позднесредневек. западноевроп. искусства. Изучал историю искусства и философию в Варшавском ун-те (1942-1946). С 1945 г. занимал различные должности в Национальном музее Варшавы (главный хранитель с 1970); член ряда европ. АН; вице-президент Международного совета историков искусства. Вслед за первыми публикациями (монографии об А. Дюрере, П. Брейгеле Старшем) появились теоретические исследования (Pi wieków mysli о sztuki. Wars., 1951, 19762; Teoria i mworczo: О tradycji i inwencji w teorii sztuki i ikonografii. Pozna, 1961), а также обобщающие работы о позднесредневек. западноевроп. искусстве (Spätmittelalter und Beginnende Neuzeit. B., 1972. (Propyläen Kunstgeschichte; Bd. 7)). В сб. «Стиль и иконография» (Stil und Ikonographie: Stud. z. Kunstwissenschaft. Dresden, 1966) ученый показал, что сложившиеся в средневек. христ. искусстве иконографические схемы в скрытом виде продолжают использоваться в качестве композиционных правил и в искусстве последующего времени. Существование подобных устойчивых «обрамляющих тем и архетипических образов» - не только результат обмирщения искусства и влияния античной образности, но и появления универсальных, общечеловеческих тем, ценность к-рых сохраняется в ситуации упадка религ. искусства. Иконологический подход Б. понимал как изучение скрытой символики и как поиск неявной, но действенной субъективно-сакральной составляющей, присутствующей и в светском искусстве. Соч.: Iconography and Iconology//Encyclopedia of World Art. N. Y., 1963. vol. 7. Col. 369-385; «Польский всадник» Рембрандта//Классическое искусство Запада. M., 1973. С. 211-226; Своеобразие искусства Венеции//Византия: Сб. в честь В. Н. Лазарева. С. 538-546; The Art of the Renaissance in Eastern Europe: Hungary, Bohemia, Poland. Oxf., 1976; Vom heroischen Grabmal zum Bauernbegräbnis: Todesmotive in der Kunst des 18. und 19. Jh. Mainz, 1977; Refleksje i syntezi ze swiata sztuki. Warsz., 1978-1987. 2 t.; Symbole i obrazy w swiecie sztuki. Warsz., 1982. Лит.: Гращенков В. Н. Заметки о трудах Яна Бялостоцкого//Сов. искусствознание. М., 1981. Вып. 1. С. 259-264; Ars aura prior. Warsz., 1981 [Bibliogr.: S. 757-768]; In memoriam J. Biaostocki. Warsz., 1991. свящ. Стефан Ванеян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153773.html

Вскоре после этого Лубков начал приобретать себе последователей, первого из коих назвал Андреем Первозванным. «И вот, – пишет наш сектант, – я нахожу того, кого искал. С первого взгляда мы были уверены друг в друге и полюбили. Чего же еще надо было? Достаточно и этого было; а за словом Божьм дело не стояло. Я заговорил, а у него потекли реки из чрева». Затем, постепенно, к сектантам присоединились. Арниша, Ваня, Труша, Феврония, Максим, Лева, Харитон. Образовалась маленькая община. Начались молитвенные собрания, имевшие, по сообщению Лубкова, характер чисто хлыстовских радений. «Любовь,– пишет он, – взяла свое; любовь пылала во всех. Какое это время было! Что-то в роде сверхъестественного. Пророчества шли неумолкаемо; говорили все на разных языках и наречиях. Дух так сильно взял над всем человечеством, что некоторые не выносили, падали без чувств и признаков жизни и вскоре получали исцеление. Крик, плачь, пение новых песен не умолкало. Песни пелись новые, сочиненные Премудростью Сиона». Последователи Лубкова славили его, как Бога, целовали его руки и ноги, а он повелевал стихиями мира. «Гром, молния, дождь, ветер, – пишет наш сектант, – по слову моему происходили и также затихали». Были чудеса и на собраниях, т.е. во время радений. Первое из них, вазванное Лубковым претворение воды в вино, состояло в том, что собравшиеся, будучи упоены духом, как вином, свидетельствовали о сверхъестественном происхождении Лубкова и предназначенной ему высокой миссии на земле. Сам Лубков пророчествовал о грядущих судьбах и водрузил семь столбов свода небесного, т.е. избрал себе сподвижников, а эти последние (Уриил и др.) объявили собранию, что, по повелению Бога, Лубков должен именоваться царем царствующих и господом господствующих. Упоминает Лубков еще о чуде воскрешения Лазарева. «Брат наш Лазарь, – пишет он, – заболел... Плоть его не выдержала духа, и он ослабел умственным способом». В переводе на обыкновенный язык это означало, что во время продолжительного отсутствия Лубкова из общины один из членов ее, названный в автобиографии Лубкова Лазарем, объявил себя христом. Весть об этом дошла до Лубкова. Он прибыл в общину, подоспел к постели брата Лазаря и сказал ему: «Встань, брат, и ходи: почто ты превышал в себе то, что тебе не дано? Он открыл глаза, сделал движение телом и встал. Я дал ему вина из чистых виноградных лоз (читай: сделал надлежащее внушение) и он, подкрепив силы, встал бодро и славил Бога (т.е. Лубкова). Тут вера во всех укрепилась, утвердилась, радости не было конца, в духе ходили, пророчили».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

болг. гимнограф, работал в 3-й четв. XIV в., возможно, на Афоне или в Сербии. До сер. 70-х гг. ХХ в. считался серб. автором, жившим в кон. XIV - 1-й четв. XV в., потому что его имя читалось в акростихе в серб. (доресавской орфографии) списке «Канона молебного за царя или деспота» 4-го гласа ( Мошин. 1962; Radoji i . 1963; О 1970. С. 312-315; Кашанин. 1975. С. 389-392), содержащемся в богослужебном сборнике 1-й четв. XV в. (МСПЦ. Собр. Р. Груича. З-I-З). В тексте канона также упоминается серб. деспот Стефан Лазаревич. Но во 2-й пол. 70-х гг. ХХ в., при описании рукописей серб. мон-ря Хиландар на Афоне, в составе болг. Канонника 342 посл. трети XIV в. был выявлен комплекс слав. гимнографических сочинений с именем Е. в акростихах и заглавиях ( Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 139-140; 1978; Матеич. 1982. С. 11-25), в числе к-рых был и Молебный канон (Канон молебен) с упоминанием в данном случае «царя нашего имярек». Этот комплекс включает: 1) Канон молебный ко Христу 8-го гласа (нач.: «Отчаяннаго ума и умиленны душа моление прими, светодавче…»); 2) Канон молебный к Богородице 8-го гласа (нач.: «В напасти различныя впад и искушениа злолютнаа…»); 3) Канон молебный за царя 8-го гласа (нач.: «От сердца сокрушенна и умилены душа тебе песнь приносим…»); 4) Стихиры молебны 8 гласов к Пресв. Богородице, «певаемы внегда хощеши» (нач.: «Молбу хощу принести от убогаго ума и нечистыя душа…»); 5) «ины» Стихиры к Пресв. Богородице «тогожде», «кроме краегранесия» (без акростиха) 6-го гласа (нач.: «Утоли волны страстеи, Дево…»); 6) Стихиры молебные ко Христу 8 гласов (нач.: «Прими мя кающася, пастырю добрый…»); 7) Стихиры крестобогородичные «тогожде» 8 гласов (нач.: «Агнца и пастыря тя девая и мати твоя зрящи на кресте повешена…»). Каноны и циклы стихир к Пресв. Богородице и ко Христу содержат акростихи, включающие имя автора (в канонах оно дается в тропарях 9-й песни); не имеющие акростихов стихиры 6-го гласа к Богородице и цикл крестобогородичных стихир определены в рукописи как творения того же автора.

http://pravenc.ru/text/182107.html

В составе «Хроники» Манассии русский читатель получил и новый вариант рассказа об осаде Трои ахейцами, обычно называемый «Притчей о кралех», многие подробности которой восходят к мифологическим поэмам Овидия, а другие взяты из западной средневековой поэзии и сохраняют дух рыцарской куртуазности. Особое значение в формировании нового исторического стиля на Руси, помимо «Хроники» Манассии, имели биографии сербских «кралей» – Стефана Немани, написанной его сыновьями Стефаном и Савой, и Стефана Лазаревича, написанной Константином Костенческим, а также «Жития и повести кралей Србския поморския земли», сложенные архиепископом Даниилом. Биографии эти были составлены пышно и имели целью приукрасить и возвысить сербскую династию Неманичей, независимость Сербии, прославить воинские доблести сербских «кралей» и их воинов. Это были панегирики сербским властителям, а в их лице и сербскому народу. В бою сербские воины «женяаше (прогонял. – Д. Л.) един тысящю, а два двигнета тмы» (десятки тысяч.– Д. Л.). Сам Стефан Лазаревич именуется «громоименитым царем», смотреть на него было так же трудно, как на солнце, врагам он грозил как «молнийная стрела» и т. д. Стиль этих пышных биографий повлиял и на русские биографии великих князей московских и тверских и продолжал влиять в течение всего XV и XVI веков, отразившись в русской «Степенной книге царского родословия» XVI века. Интерес к всемирной истории был связан со стремлением осмыслить настоящее, найти философское утешение в размышлениях о превратностях судеб царств – даже самых могущественных, обрести надежду на освобождение. Вместе с тем в какой-то мере размышления над превратностями исторических судеб поднимали национальное самосознание, позволяли видеть судьбы Русской земли в перспективе всей мировой истории. Появление историчности сознания – одна из характернейших и существеннейших черт Предвозрождения. Статичность предшествующего мира сменяется динамичностью нового. В домонгольский период время космическое; оно исчисляется по временам года, сменам дня и ночи; оно все повторимо; время – круговорот. В XIV и XV веках появляется сознание неповторимости эпох, событий, личности. Историзм органически связан с открытием ценности отдельной человеческой личности и с особым интересом к историческому прошлому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кровное никогда не превалировало, не подавляло духовную составляющую национальной традиции. Но при этом - и не отметалось напрочь, не затушевывалось и не замалчивалось стыдливо. И в том не было ничего шокирующего или предосудительного. Христианская любовь органично дополнила и расширила старое индоевропейское понятие чести. Уже упомянутая нами идея праведного отмщения, всегда актуальная для сербов, отнюдь не перечеркивает евангельскую мудрость: «Мне отмщение, и Аз воздам». Наоборот. Как правильно полагали югославские лингвисты-этимологи (Петар Скок и др.), единый корень со словом «святость» указывает как раз на то, что ранее отмщение считалось божественной прерогативой (вспомним, как святой деспот Стефан Лазаревич отомстил за своего отца, разгромив турок на том же самом месте, где за тринадцать лет до этого сложил голову великомученик Лазарь Косовский; сия вторая Косовская битва, не столь известная в истории, также имеет огромное значение для сербского сознания). Мы с Вами прекрасно понимаем, что между настоящей наукой и истинной верой никогда не бывает противоречий. Так и среднедунайская теория прародины славян (на территории нынешней Сербии) академика О.Н. Трубачева удивительно-промыслительным образом согласуется со знаменитым свидетельством святого Нестора Летописца: «Сели суть Словени по Дунаеви». Подобно тому как свято-саввские принципы согласуются всецело с той же кирилло-мефодиевской традицией славянского мира (в ряде славянских стран, к сожалению, изрядно подзабытой). Сербы лучше других славян и европейцев сохранили древнюю индоевропейскую formu mentis. Прежде всего - благодаря ревности о Господе и приверженности Православию. Б о льшая цельность и раскрепощенность (свобода от условностей века сего, от пут «современного мира») позволяет им уверенней чувствовать себя в этой временной жизни и с б о льшим достоинством (а значит, и радостью) шествовать по дороге в Отечество вечное. Думаю, это сербское качество очень ценно и важно сегодня для русского человека, униженного, задавленного гнетом различных «обязанностей» и «правил», часто выдаваемых за «небесное откровение», а на самом деле имеющих совсем не евангельскую природу, а вполне обычную - ветхую и человеческую, но только не славянскую и не европейскую.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/14/...

1291 . С равной энергией продолжалось османское завоевание севера Балканского полуострова. Уже в 1393 г. было окончательно подчинено болгарское царство. Царская столица Тырново пала 17 июля после жестокой осады и стала жертвой жажды завоевателей к уничтожению. После этого остальные земли быстро подпали под власть турок 1292 . На пятьсот последующих лет Болгария стала провинцией османской державы. Более тяжелое противостояние ожидало турок в борьбе с валашским князем Мирней Старым, который пользовался сильной поддержкой Венгрии. На равнине Ровине 17 мая 1395 г. дело дошло до кровавой битвы. На стороне осман во исполнение своего вассального долга сражались сербские князья Стефан Лазаревич, сын и наследник косовского героя, сын Вукашина Марко, владевший маленькой областью вокруг Прилепа, и тесть Мануила II Константин Драгаш, правивший в Восточной Македонии. Король Марко и Константин Драгаш нашли в этой битве свою смерть. С военной точки зрения Мирча, казалось, одержал победу, однако он тоже был вынужден покориться власти султана и обязался платить дань 1293 . Добруджа, бывшая в последние десятилетия болгарским удельным государством и незадолго до этого подчинившаяся власти Мирчи, оказалась теперь во владении осман, а переправы через Дунай были заняты турецкими гарнизонами. Последние успехи осман произвели на Западе огромное впечатление. После подчинения Болгарии Венгрия почувствовала непосредственную угрозу, а латинские княжества в Греции смогли близко познакомиться с мощью наступательного порыва турок. Если до сих пор византийские призывы о помощи и папские увещания оставались неуслышанными, то теперь на Западе стали осознавать необходимость совместного, выступления христианских народов против турецкой опасности. На призыв венгерского короля Сигизмунда откликнулось рыцарство нескольких европейских стран, и прежде всего легко загоравшиеся идеей крестового похода французские рыцари. Венеция после долгих колебаний также примкнула к коалиции и отправила в Дарданеллы небольшую эскадру, которая должна была наблюдать за проливами и поддерживать связь между Византией и собравшимся в Венгрии крестоносным войском. Однако это перспективное предприятие потерпело полный крах. В битве при Никополе 25 сентября 1396 г. сильное, но слишком пестрое воинство потерпело от турок сокрушительное поражение из-за недостаточной координации между венгерскими и французскими войсками 1294 . Король Сигизмунд лишь бегством смог спастись от плена и в сопровождении великого магистра иоаннитов и нескольких немецких рыцарей на корабле прибыл в Константинополь, чтобы оттуда кружным путем через Эгейское и Адриатическое море прибыть домой. Его плавание через Дарданеллы сопровождалось горестными криками христианских пленников, которых султан приказал выставить на берегах пролива для унижения побежденного короля 1295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Я не педагог и возможно, не права, но мне не нравятся именно детские конкурсы красоты, - признается блогер Alinara. - Не надо ребёнку так рано внушать мысли о его красоте, неотразимости, о том, что он лучше других. Мне неприятно смотреть, как маленькие девочки изображают из себя взрослых моделей. И, к сожалению, знаю несколько примеров из жизни знакомых, у кого дочери принимали участие в таких конкурсах, и уже потом ничем хорошим для них это не кончилось». Учитывая исключительно вредные последствия детских конкурсов красоты, неудивительно, что в некоторых странах усиливается общественное движение за их запрещение. Как сообщается на сайте психолога Сергея Лазарева, в прошлом году во Франции развернулась полемика вокруг вопроса - стоит ли проводить конкурс красоты «Мини-мисс Франция», участницам которого от 4 до 7 лет. В 2011 году выборы королевы красоты среди девочек 4-7 лет были аннулированы на юго-западе страны. Противники конкурса привели свои доводы в ежедневнике La Dépêche, подчеркнув, что «риск для физического и умственного здоровья детей чрезвычайно велик». В марте 2011 года также был аннулирован конкурс красоты в городе Ош. Тогда основным аргументом стал довод о том, что «подобные конкурсы красоты помещают детей в ситуацию обольщения в чрезвычайно раннем возрасте». Французский депутат Шанталь Жуанно, которой правительство доверило миссию по предотвращению «гиперсексуализации маленьких девочек», высказалась в интервью Le Parisien против конкурсов красоты среди маленьких детей. По ее мнению, участие в подобного рода соревнованиях допустимо лишь в подростковом возрасте. Депутат объясняет свое мнение тенденцией ранней зрелости: «Проводимые в США конкурсы мини-мисс страны наглядно показывают наличие такой тенденции. 220 000 девочек младше 18 лет прибегли в хирургическому вмешательству, в частности к вживлению грудных имплантанов. К счастью, во Франции родители относятся к этому критически и не допускают подобных вмешательств в столь юном возрасте». Во Франции многочисленные сообщества на Facebook бьются за отмену детских конкурсов красоты. Однако правительство предпочитает возложить ответственность за последствия на родителей, нежели отменять мероприятие вовсе. «Если родители терпят и даже поддерживают такое поведение, эти дети начинают думать, что быть красивым - единственное, что у них есть», - заявил психиатр Стефан Клерже в интервью порталу 20 Minutes France. «Чуть позже велик риск развития маниакальной идеи, помешательства на своей внешности. А так как совершенству нет предела, это может плохо закончиться», - добавил специалист.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/08/23/ka...

Иоанн Владимир до 1016 Стефан Воислав 1040–1051/2 Михайло Воиславлевич (король) ок. 1052–1077–1081 Константин Бодин 1082-ок. 1101 Владимир II 1103–1114 Георгий (Джордже) 1114–1118, 1125–1131 Грубеша Браниславлевич 1118–1125 Градихна Браниславлевич 1131–1142 Радослав Грубишнич (князь) 1142–1148/9 Михайло III ок. 1162–1189 Ок. 1189 Зета (Дукля) включена в состав владений Стефана Немани, который поставил королем Дукли своего сына Вукана Неманича (1189–1208) В Рашке Вукан ок. 1083-ок. 1114 Хронология следующих великих жупанов не может быть точно установлена; важнейшие из них: Урош I, Урош II, Деса, Тихомир. Стефан Неманя 1166/8–1196 Стефан Первовенчанный (король) 1196–1217–1227/8 Стефан Радослав 1227/8–1234 Стефан Владислав 1234–1243 Стефан Урош I 1243–1276 Стефан Драгутин 1276–1282 (до 1316 в Среме) Стефан Урош II Милутин 1282–1321 Стефан Урош III Дечанский 1321–1331 Стефан Урош IV Душан (царь) 1331–1345–1355 Стефан Урош V (царь) 1355–1371 † Вукашин Мрнявчевич (король) 1365–1371 После битвы при Марице (1371) государство распалось на несколько владений, крупнейшими из которых правили Лазарь Хрбелянович, Марко Мрнявчевич, Вук Бранкович и Константин Драгаш Лазарь Хрбелянович (князь) 1371–1389 Стефан Лазаревич (деспот) 1389–1402–1427 Георгий (Джурадж) Бранкович 1427–1456 Лазарь Бранкович 1456–1458 Стефан Бранкович 1458–1459 Стефан Томашевич 1459 В 1459 последние остатки сербского государства захвачены османами 7. Иран (сасаниды) Ардашир I Папакан 224–241 Шапур I 241–272 Хормизд I 272–273 Бахрам (Варахран) I 273–276 Бахрам II 276–293 Бахрам III 293 Нарсе 293–302/3 Хормизд II 303–309/10 Адарнарсе 310 Шапур II 310–379 Ардашир II 379–383 Шапур III 383–387/8 Бахрам IV 388–399 Йездигерд I 399–420 Бахрам V Гур 420–437/8 Йездигерд II 438/9–457 Хормизд III 457–459 Пероз 459–484 Балаш (Валагш) 484–488 Кавад I 488–496 Замасп (Джамасп) 496–499 Кавад I (повторно) 499–531 Хосров I Ануширван 531–579 Хормизд IV 579–590 Бахрам Чубине 590–591 Хосров II Парвиз 590,591–628 Кавад II Широе 628 Ардашир III 628–630

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оркан дал ему свободу и дорого поплатился за то. Когда умер Махмуд в Адрианополе, приближённые советовали Стефану воспользоваться случаем, чтобы завладеть Адрианополем. «Я клялся султану делать всё доброе детям его», отвечал Стефан. По сущности дело было в том, что при разделении власти и её средств между удельными владельцами Сербии деспот Стефан не был столько силён, чтобы счастливо окончить борьбу с наследником Махмуда за полную свободу Сербии. Удельные эти владельцы слишком ревниво отстаивали личные свои выгоды, как это видел Стефан и по опытам своей жизни; давние обычаи, к сожалению, стояли за одно с болезненной организацией Сербии. Стефану и ещё раз пришлось испытать на себе, как трудно бороться с застарелой политической болезнью. По смерти Зетского владетеля Юрия Бакшича († 1420 г.) деспот, опираясь и на родство и особенно на желание усилить крепость Сербии единой властью, два раза осаждал Скадру; но Зетяне удержались при явившемся у них удельном правителе Черневиче 260 . В последние годы свои Стефан страдал ногами. Чувствуя приближение смерти, пригласил он к себе зятя Юрия, патриарха, епископов и великих бояр. В присутствии всех благодарил верных слуг своих и объявил наследником своим Георгия. «Отныне его признавайте государем вашим вместо меня», сказал он. Впрочем, на этот раз Стефан освободился от опасной болезни. Он ещё два раза сражался с Амуратом и заключил с ним мир. В это время, жертвуя Милешевскому монастырю пять сёл, писал он: «молитвами их (святых Сербских) многажды спасень быхь, в мори же и на суши, в ратех и в различных нуждах и нахождении иноплеменных. Даже и окаанную душу мою от врат сьмрьтныхь взвратше» 261 . – Наконец мирно почил он 19-го июля 1427 г. 262 . Сербия горько рыдала о смерти Стефана, чувствуя, что у неё уже не будет столько умного, столько храброго и столько доброго оберегателя покоя её. Современник Стефана, понимая значение Стефана, с одушевлением писал: «и ныне показал Ты, Боже наш, силу Свою между Твоими людьми, не совсем оставив достояние Твоё на расхищение языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010